Тема дворянской усадьбы в русской литературе

Александр Ефимович Измайлов (14 (25) апреля 1779, Владимирская губерния, - 16 (28) января 1831, Петербург) - русский чиновник, баснописец, издатель и публицист. В 1822-1824 годах председатель Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января 1795 , Москва - 30 января 1829, Тегеран) - русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828) .

Алексе́й Фёдорович Мерзляко́в (17 марта 1778, Далматово, Казанская губерния - 26 июля 1830, Москва) - русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета.

Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 (27) июля 1784, Москва - 22 апреля (4 мая) 1839, село Верхняя Маза, Сызранский уезд, Симбирская губерния) - русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», генерал-лейтенант. Один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.

Александр Николаевич Струговщиков (31 декабря 1808 - 26 декабря 1878) - русский поэт, переводчик


Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января 1783, село Мишенское, Белёвский уезд, Тульская губерния - 12 апреля 1852, Баден-Баден, Германский союз) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Дми́трий Дми́триевич Мина́ев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 июля 1873, Царское Село) - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Евге́ний Абра́мович Бараты́нский (Бораты́нский [* 1] ; 7 марта 1800 [* 2] , село Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии - 29 июня 1844, Неаполь) - русский поэт, переводчик . Одна из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы .

Аполло́н Никола́евич Ма́йков (23 мая (4 июня) 1821, Москва - 8 (20) марта 1897, Санкт-Петербург) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Тайный советник (с 1888 года).

Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (18 мая 1787, Вологда - 7 июля 1855, Вологда) - русский поэт.

Алекса́ндр Ива́нович Одо́евский (26 ноября (8 декабря) 1802, Санкт-Петербург - 15 (27) августа 1839, форт Лазаревский, (ныне Лазаревский район в городе Сочи)) - князь, поэт-декабрист, корнет, писатель.

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа 1817, Санкт-Петербург - 28 сентября 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния) - русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.

Я́ков Петро́вич Поло́нский (6 декабря 1819, Рязань - 18 октября 1898, Санкт-Петербург) - русский литератор, известный главным образом как поэт.

.

Алексе́й Никола́евич Плеще́ев (22 ноября 1825, Кострома - 26 сентября 1893, Париж) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.

Ива́н Ива́нович Дми́триев (10 сентября 1760, село Богородское, Казанская губерния - 3 октября 1837, Москва) - русский поэт, баснописец, государственный деятель; представитель сентиментализма. Член Российской академии (1797).

Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния - 8 июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) - русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Князь Ива́н Миха́йлович Долгору́ков (Долгорукий ; 7 (18) апреля 1764, Москва - 4 (16) декабря 1823) - русский поэт, драматург, мемуарист из рода Долгоруковых. Тайный советник, в 1802-12 гг. владимирский губернатор. Отец П. И. Долгорукова, А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова.

Михаи́л Ники́тич Муравьёв (1757-1807) - деятель Русского Просвещения, попечитель Московского университета, сенатор. Основоположник жанра лёгкой поэзии в России.

Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir ; 10 сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы - 31 марта 1744, Париж) - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова).

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (14 ноября 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта) - 1 октября 1777, Москва) - поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором .

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (также Тредьяковский ; 22 февраля (5 марта) 1703 - 6 (17) августа 1769) - русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров.

Имения русских писателей

Овстуг - усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 году здесь родился Фёдор Иванович Тютчев.

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - дедушки и бабушки М. Ю. Лермонтова. Привезенный в Тарханы в шестимесячном возрасте М. Ю. Лермонтов провел здесь все свое детство и отрочество (с марта 1815 года по август 1827 года и лето 1828 года), жил с 31.12.1835 по март 1836 года. Здесь же 23 апреля 1842 года возле церкви Михаила Архистратига состоялось погребение в склепе останков поэта, перевезенных с Кавказа в свинцовом саркофаге.

Спасское-Лутовиново - усадьба матери писателя И. С. Тургенева в Мценском районе Орловской области. Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения.

Усадьба Ясная Поляна неотделима от имени Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 сентября 1828 года, здесь расцветал его талант от первых детских впечатлений до глубочайшего философского осмысления действительности. Именно отсюда Толстой ушёл в конце октября 1910 года навстречу своей гибели. Всю свою долгую жизнь Толстой всегда стремился сюда, в родовое гнездо.

Орел и лежащие вокруг земли имеют немалое значение в истории русской литературы, здесь жили и работали над произведениями многие писатели и поэты (Федор Тютчев, Иван Тургенев, Леонид Андреев и другие). Пожалуй, наиболее известным, главным символом этого города можно назвать Николая Лескова, автора таких произведений как «Левша», «Островитяне», «Обойдённые» и других. У писателя в Орле есть живописная усадьба из дерева в центре улицы Октябрьской (в те времена – Верхней Дворянской). Ныне усадьба является музеем и ее могут посетить все желающие.

В Устюженском районе, в селе Даниловское расположена бывшая дворянская усадьба Батюшковых. С этим домом связано множество различных историй и легенд.

Известным жителем города Екатеринбург был советский писатель Аркадий Гайдар (Аркадий Голиков), перу которого принадлежат известные всем «Совесть», «Тимур и его команда», «Бумбараш». Что удивительно, дом его никак не напоминает загородное имение: тот самый дом теснится меж стеклянных высоток, пешеходной зоной и рекой.

Павел Петрович Бажов – один из известнейших уральских авторов, которому принадлежат известные Уральские сказы. Большинство его произведений были созданы им в этом самом доме на улице Чапаева (ранее Архиерейская). Выстроил Павел Петрович дом сам около сотни лет назад. Теперь в доме организован музей имени Бажова, где сохранены все вещи так, как они были при жизни Павла Петровича.

Псевдонимы

Псевдоним Настоящее имя
Айни (тадж. писатель и ученый) Садриддин Саид-Мурадзода
Андерсен-Нексе Мартин (дат. писатель) Мартин Андерсен
Аполлинер Гийом (франц. писатель) Вильгельм Аполлинарий Костровицкий
Аспазия (латыш. поэтесса) Эльза Розенберг
Ахматова Анна (рус. поэтесса) Анна Андреевна Горенко
Ахо Юхани (фин. писатель) Йоханнес Бруфельдт
Багрицкий Эдуард (рус. поэт) Эдуард Георгиевич Дзюбин
Барбарус Йоханнес (эст. гос. деятель и писатель) Йоханнес Варес
Бедный Демьян (рус. писатель) Ефим Алексеевич Придворов
Белый Андрей (рус. писатель) Борис Николаевич Бугаев
Вовчок Марко (укр. и рус. писательница) Мария Александровна Вилинская-Маркович
Вольтер (франц. писатель и философ) Мари Франсуа Аруэ
Гайдар Аркадий (рус. писатель) Аркадий Петрович Голиков
Гамсун Кнут (норв. писатель) Кнут Педерсен
Горький Максим (рус. писатель) Алексей Максимович Пешков
Грин Александр Степанович (рус. писатель) Александр Степанович Гриневский
Д"Аннунцио Габриеле (итал. писатель) Габриеле Рапаньетта
Жан-Поль (нем. писатель) Иоган Пауль Фридрих Рихтер
Зегерс Анна (нем. писательница) Нетти Радвани
Ильф Илья и Петров Евгений (рус. писатели и соавторы) Илья Арнольдович Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев
Каверин Вениамин (рус. писатель) Вениамин Александрович Зильбер
Киви Алексис (франц. писатель) Алексис Стенвалл
Клер Рене (франц. кинорежиссер) Рене Шометт
Койдула Лидия (эст. писательница) Лидия Эмиле Флорентине Яннсен
Колас Якуб (белорус. писатель) Константин Михайлович Мицкевич
Кольцов Михаил (рус. писатель) Михаил Ефимович Фридлянд
Конрад Джозеф (англ. писатель польск. происхождения) Юзеф Теодор Конрад Коженевский
Купала Янка (белорус. поэт) Иван Доминикович Луцевич
Лакснесс Хадльдоур Кильян (исп. писатель) Хадльдоур Кильян Гудьонссон
Лассила Майю (фин. писатель) Алгот Унтола Тиетявяйнен
Линнанкоски Еханнес (фин. писатель) Вихтори Пелтонен
Лондон Джек (амер. писатель) Джон Гриффит Лондон
Лоти Пьер (франц. писатель) Жюльен Вио
Мирный Панас (укр. писатель) Афанасий Яковлевич Рудченко
Мистраль Габриела (чил. дипломат и поэтесса) Годой Алькаяга
Мольер (франц. драматург) Жан Батист Поклен
Моравиа Альберто (итал. писатель) Альберто Пинкерле
Моруа Андре (франц. писатель) Эмиль Эрзог
Мультатули (нидерл.писатель) Эдуард Дауэс Деккер
Нерис Саломея (лит. писательница) Саломея Бачинскайте-Бучене
Неруда Пабло (чил. поэт) Нафтали Рикардо Рейес Басуальто
Новалис (нем. писатель) Фридрих фон Харденберг
О. Генри (амер. писатель) Уильям Синди Портер
Полевой Борис (рус. писатель) Борис Николаевич Кампов
Прус Болеслав (польск. писатель) Александр Гловацкий
Прутков Козьма (коллективный псевдоним четырех рус. писателей) Алексей Константинович Толстой Алексей Михайлович Жемчужников Владимир Михайлович Жемчужников Александр Михайлович Жемчужников
Райнис Янис (латыш. поэт) Янис Плиекшанс
Ренн Людвиг (нем. писатель) Арнольд Фит фон Гольсенау
Ромен Жюль (франц. писатель) Луи Фаригуль
Санд Жорж (франц. писательница) Аврора Дюпен
Свево Итало (итал. писатель) Этторе Шмиц
Светлов Михаил (рус. писатель) Михаил Аркадьевич Шейнкман
Северянин Игорь (рус. поэт) Игорь Васильевич Лотарев
Серафимович Александр (рус. писатель) Александр Серафимович Попов
Сетон-Томпсон Эрнест (канад.писатель) Эрнест Томпсон Сетон
Стендаль (франц. писатель) Анри Мари Бейль
Таммсааре А.Х.(эст. писатель) Антон Ханзен
Танк Максим (белорус. писатель) Евгений Иванович Скурко
Твен Марк (амер. писатель) Сэмюэль Ленгхорн Клеменс
Травен Б.(руно) (скандинав. писатель) Травен Торсван
Украинка Леся (укр. писательница) Лариса Петровна Косач-Квитка
Фаллада Ханс (нем. писатель) Рудольф Дитцен
Франс Анатоль (франц. писатель) Анатоль Франсуа Тибо
Черный Саша (рус. поэт) Александр Михайлович Гликберг
Шолом-Алейхем (евр. писатель) Шолом Нахумович Рабинович
Щедрин Н. (рус. писатель) Михаил Евграфович Салтыков
Элиот Джордж (англ. писательница) Мэри Анн Эванс
Элюар Поль (франц. поэт) Эжен Грендель
Ээссааре Ааду (эст. революционер и писатель) Яан Анвельт


20 апреля 2018 года

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Н. Огарев (1842)

Усадьбы в России стали появляться в 15 веке, когда за верную службу даровались земли. В 1714 году Пётр I подписал указ "О единонаследии", чтобы привлечь новых людей на службу в армию и положить конец дроблению дворянских имений. Владение землей было связано с обязанностью нести государственную службу, поэтому дворяне редко посещали свои имения. Во второй половине 18 века император Петр III подписал указ от 18 февраля (1 марта) 1762 г. "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Согласно этому документу дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы в мирное время, могли служить или не служить, свободно выезжать за границу или жить в своем имении. После издания этого указа многие землевладельцы перебрались в свои родовые усадьбы и с новыми силами стали их облагораживать, приводить в порядок, перестраивать, разбивать изумительные ландшафтные ансамбли, по аналогии с европейскими ландшафтными школами, но на русский манер и с учетом климата средней полосы России.

Жизнь в усадьбе была простой и спокойной, отличной от жизни в городе. Для расположения главного дома в усадьбе выбиралось место на возвышенности, откуда открывались самые красивые виды на окружающую природу. Въезд в усадьбу проходил по дороге через главную аллею имения и, далее, по большому кругу парадной зоны - партера с цветниками и газоном. За усадебным домом, как правило, располагался французский регулярный парк. Иногда регулярный парк заканчивали оранжереей с диковинными растениями. Отдельная часть имений отводилась фруктовым садам и огороду, так как усадьбы жили натуральным хозяйством. Некоторые помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, продолжавшего регулярный французский и плавно перетекавшего в рощи и леса, которые окаймляли усадьбы. Каскадные пруды и мостики, плавные витые тропинки, аллеи еловые, липовые, березовые, яблоневые и вишневые сады, заросли шиповника и сирени, садовые павильоны и беседки - все это создавало неповторимый дух ландшафта русской усадьбы.


Русские писатели и поэты до революции в большинстве своем были представителями дворянства и имели свое родовое гнездо, свое имение. Тема дворянской усадьбы с ее садами, парками, рощами и аллеями проходила красной нитью в "Обломове" Гончарова, в "Дворянском гнезде" и "Отцах и детях" Тургенева, в Гоголевских "Мертвых душах" и во многих других произведениях классиков отечественной литературы.

Одним из примеров такой "малой родины" является Тургеневское родовое гнездо, ныне Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" в Орловской области, где дом и строения окружены старинным парком, разбитым основателем Спасской усадьбы И.И. Лутовиновым на рубеже XVIII-XIX веков. В романе Тургенева "Новь" имение описано так: "Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми "клумбами"; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи". Аллея посажена была писателем во время ссылки. В романе Тургенева "Рудин" описана беседка, образованная кольцом из лип. Сирени, жимолости, липы, ясени, дубы, ели, тополя… Многие растения средней полосы России украшали усадьбу Тургенева. Более двух тысяч экземпляров деревьев сохранилось на территории усадьбы и по сей день.


Отчий дом писателя Ивана Гончаров, находившийся в Симбирске на Волге, имел шикарный сад и большой просторный двор. В главных своих произведениях "Обломов" и "Обрыв" Гончаров вернулся мыслями в Поволжье. Пейзажи русских усадеб, картины родной природы, сады, естественные леса и рощи, высокий берег Волги играли чуть ли не ведущую роль в произведениях Гончарова. Русские ландшафты Гончарова не столь "причесаны", как регулярные французские, и менее театральны, чем пейзажные английские, но очень гармоничны, как сады вблизи Волги.

Другой известный садово-парковый ансамбль, мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", расположен в Тульской области. Здесь жил и творил великий писатель более пятидесяти лет. Дед писателя, С.Н. Волконский, прообраз старого князя Болконского из романа "Война и мир", перестроил и заложил основной облик усадьбы. Сады, парки, пруды, оранжерея, въездная березовая аллея ("прешпект") - все эти элементы ландшафта яснополянинской усадьбы неоднократно описаны на страницах романа "Война и мир" как имение отца Андрея Болконского "Лысые горы":

"…Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.

А проехать в санях можно? - спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.

Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел…"

В Ясной Поляне по указу С.Н. Волконского был разбит "англицкий сад" - небольшой ландшафтный парк в английском стиле, с бересклетами, полыхающими осенью малиново-розовым цветом.


Описание имений, их судеб, расцвета и упадка классиками отечественной литературы необыкновенно интересно для историков и литераторов. Но не менее занимательно смотреть на описания русских имений в произведениях русских писателей глазами ландшафтного архитектора.

В романе А.С. Пушкина "Дубровский" фигура князя Верейского, пятидесяти лет, являет тип дворянина, большую часть времени проводившего за границей, предающегося "излишествам" посредством больших доходов от своего имения Арбатово. Усадьба князя Верейского располагалась на берегу Волги: "Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность". В силу своей любви к "рассеянному образу жизни", Верейскому импонировал пейзажный английский стиль. Усадьба Арбатово поражала безлюдьем с "чистыми и веселыми избами". Господский дом был выстроен из камня, во вкусе английских замков, "перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон". Роскошь усадьбы соседа, своенравного русского барина, генерала-аншефа в отставке, помещика Троекурова, не нравилась Верейскому. Ему, владельцу английского парка, был чужд старинный сад Троекуровской усадьбы Покровское "с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями". А.С. Пушкин, написавший свой роман в начале 19 века, в 1830-е годы, показал, что князь Верейский отдавал предпочтение английским образцам зеленой архитектуры как модному, тщеславному и амбициозному. И не удивительно. Ведь регулярный французский геометрический стиль парков, вошедший в моду в 18 веке, на стыке 18 и 19 веков, повсеместно в Европе вытеснялся английским пейзажным. В то же время, другой герой романа "Дубровский", богатый Троекуров, был консервативен, имел псарню, старинный сад на русско-французский манер, а в огромном каменном доме построил бельведер (башню над крышей) для обозрения своих владений. Кстати, итальянское слово belvedere, или французское bellevue, значит в переводе на русский язык "прекрасный вид".


В 19 веке объемы усадебного строительства резко сократились. После реформы 1861 года многие усадьбы сменили владельцев на фабрикантов, промышленников, купцов. Усадьбы не приносили больше оброк своим владельцам, а требовали применять к себе коммерческое руководство и управление, так как представляли большие хозяйственные механизмы, с постройками, парками и садами, нуждающимися в постоянном уходе. В период Первой мировой войны некоторые усадьбы использовались под лазареты. А после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года на основе Декрета о земле все земли помещиков были национализированы, а усадьбы или разрушены или переданы государственным учреждениям - школам, санаториям, институтам. Парки зарастали порослью, плодовые сады погибали и приходили в упадок.

Усадебное наследие России в наши дни, к сожалению, удалось сохранить не полностью. "Родовые гнезда" русских писателей и поэтов как историко-культурные памятники федерального значения, литературные музеи и садово-парковые ансамбли, описанные в русской классической литературе, представляют большую историческую ценность. Музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово", "Ясная Поляна" Л.Н. Толстого, бывшее имение бабушки М.Ю. Лермонтова "Тарханы" (ныне село Лермонтово), мемориальный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское", музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", Усадьба Некрасова в Карабихе, Музей-заповедник Островского в Щелыково, Даровое и усадьба Достоевского, Музей-усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева - вот лишь неполный список имений в окружении старинных парков, описание которых легло в основу золотого фонда русской литературы.

Борисюк Марина Александровна ,

инженер-физик (специальность "Радиационная безопасность человека и окружающей среды"),

ландшафтный дизайнер,

руководитель программы "Сад Авантаж"

Публикации раздела Литература

Усадьбы и дачи в произведениях русских классиков

З агородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, - это настоящий русский феномен. Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Лев Толстой

Одним из известных дачников был Лев Толстой . Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна , где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина - одного из героев романа «Анна Каренина» .

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей».

Лев Толстой, «Анна Каренина»

Для Лёвина усадьба - это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России. В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных - они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин, которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее» .

Иван Тургенев

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева - просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». [I]- Прим. ред.[I]) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Иван Тургенев, «Отцы и дети»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу - словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий - так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, - была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, - чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

Иван Тургенев, «Дворянское гнездо»

Антон Чехов

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова . Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово . Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

«Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

Антон Чехов, «Дом с мезонином»

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек - купец, предприимчивый и современный. В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Чехов показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Антон Чехов, «Вишневый сад»

Иван Бунин

Иван Бунин - представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы - не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. На даче разворачивались события и в романе «Жизнь Арсеньева», и в сборнике рассказов «Темные аллеи», и в повести «Митина любовь», и, конечно, в рассказе «На даче».

Усадьба у Бунина - это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени».

Иван Бунин, «На даче»

В 1917 году писатель стал свидетелем массового уничтожения дорогого и близкого ему мира дворянских гнезд. В 1920 году Иван Бунин покинул Россию навсегда - он эмигрировал во Францию. В Париже Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

«Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни, - жизнь для Мити началась тихая».

Иван Бунин, «Митина любовь»

Во всех произведениях чувствуется горечь утраты - отчего дома, родины и жизненной гармонии. Его эмигрантские дворянские гнезда хоть и обречены на гибель, но хранят воспоминания о мире детства и молодости, мире старинного дворянского быта.


10 место

Открывает наш рейтинг усадьба известного русского драматурга Александра Николаевича Островского - "Щелыково", купленная им совместно с братом в 1867 году у своей мачехи за несколько тысяч рублей. Именно здесь были написаны известные всему миру пьесы - "Гроза" и "Бесприданница".

9 место

В начале XIX века Остафьево являлось одним их символов культурной жизни России, где частыми гостями были многие известнейшие литературные деятели, в частности - Жуковский, Грибоедов, Гоголь, Пушкин. Здесь, на протяжение нескольких лет, работал над "Историей государства Российского" великий историк Н. М. Карамзин.

В течение XX столетия имение не однократно меняло свой статус, являясь - то детским лагерем, то домом отдыха.

В 1988 году Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей, коим является и по сей день.

8 место

К сожалению, многие постройки имения были безвозвратно утеряны, а до наших дней сохранился только старинный парк на берегу реки.

7 место

Седьмую позицию в нашем TOPе занимает усадьба графа Алексея Константиновича Толстого - "Красный Рог". Во времена царствование Екатерины II имение являлось «охотничьим замком» всемогущего гетмана Кирилла Разумовского.

Со временем имение досталось брату матери Толстого, который после смерти завещал его своей сестре, а та сыну.

6 место

На пятом месте остановилась усадьба Николая Алексеевича Некрасова - "Карабиха", которая своим странным названием обязана Карабитовой горе, на которой была построена в 1740-ые годы по заказу княжеского рода Голицыных.

Во владения знаменитого русского поэта перешла в 1861 году за незначительную, ввиду ветхости постройки, сумму.

В период 1861-1875 гг. здесь были написаны Некрасовым лучшие его поэмы: «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также частично «Кому на Руси жить хорошо».

После Великой Отечественной Войны к 125-летию поэта в имении был открыт музей.

5 место

Далее в нашем рейтинге следует усадьба Евгения Абрамовича Баратынского - "Мураново". С 1816 года, после того, как деревню Мураново приобрела теща поэта, имение, в разные годы, принадлежало нескольким родственно связанным семействам Энгельгардтов, Боратынских, Путятов и Тютчевых.

В XX веке, благодаря усилиям потомков Ф. И. Тютчева, на базе усадьбы был создан литературно-мемориальный музей.

4 место

В шаге от призовой тройки остановилась усадьба Льва Николаевича Толстого - "Ясная Поляна", которая была основана (а точнее воссоздана) в XVII веке дедом писателя Н. С. Волконским.

Здесь в 1828 году родился и прожил большую часть своей жизни один из самых видных представителей русской литературы XIX-XX веков Л. Н. Толстой.

В 1921 году, благодаря усилиям дочери писателя Александре, по решением ВЦИК на месте усадьбы был основан музей.

3 место

Бронзовым призером нашего рейтинга становится усадьба Федора Ивановича Тютчева - "Овстуг", расположенная на берегу реки Овстуженка. "Родовым гнездом Тютчевых" имение стало в 70-ые годы XVIII века, после того, как дед поэта получил его в виде приданного своей жены.

При жизни Федора Ивановича усадьба активно обустраивалась и развивалась, однако после смерти поэта начала медленно угасать и уже в начале XX века пришла в полный упадок.

После революции практически все строения тютчевского времени были разобраны рабочими и крестьянами на стройматериалы.

Второе дыхание усадьба обрела в начале второй половины XX века, после того, как получила статус музея, что в свою очередь позволило имению стать украшением не только Брянской области, но и всей России.

2 место

Вторую строчку нашего TOPа занимает родовое имение Михаила Юрьевича Лермонтова - "Тарханы", где при жизни поэта хозяйкой усадьбы была его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева.

В Тарханах прошло все детство Лермонтова, души не чаявшая в своем внуке бабушка всячески развлекала будущего гения, в том числе и устраивая на территории усадьбы потешные бои на манер боев Петра I.

В 1842 году сюда был привезен прах поэта, захороненный в часовне-усыпальнице рядом с могилами матери и деда.

После смерти Арсеньевой и до начала революции усадьба поддерживалось в относительном порядке различными управляющими, благодаря которым строения имели достойный вид.

В сентябре 1918 года большевики объявив Тарханы достоянием советского государства взяли их под особую охрану, а в 1934 году усадьба получила статус музея-заповедника.

1 место

Ну, а победителем нашего рейтинга становится легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной.

Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское".

1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии".

В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

Отдельной строкой:

Хорошая новость для всех влюбленный пар и почитателей романтики, отныне вам не нужно бегать по всему городу, в поиске интересных мест для проведения незабываемого вечера... Теперь достаточно зайти на сайт sweethotel.ru и к вашем услугам будут доступны все три виды отдыха - культурный, духовный и активный, уютный ресторан, комфортабельный номер на двоих в одном из лучших отелей подмосковья, а также многое другое.

И.С.Тургенев говорил: «Пишется хорошо, только, живя, в русской деревне». Именно за вдохновением стремились многие русские писатели в свои загородные усадьбы. Теперь поездки в эти имения стали отличным вариантом . Много групп школьников и людей, неравнодушных к творчеству писателей, приезжают, чтобы приобщиться к истории и жизни этих великих людей. Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по имениям М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

Тарханы . Находится село Тарханы в Пензенской области. Это место уникально тем, что в нем провел половину своей жизни великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Имение принадлежало его бабушке – Е.А. Арсеньевой. Когда поэту исполнилось тринадцать лет, он переехал в Москву, где поступил в Благородный пансион при Московском университете. Но все время душой стремился в свои любимые Тарханы. Похоронен Лермонтов был тут же, в семейном склепе. Позже на этом месте была возведена часовня. Реставрация и ремонт усадьбы начались только в 1936 году, и уже спустя три года, был открыт доступ всем поклонникам творчества поэта, к его гробу. В этом же году первых посетителей принял и дом-музей великого классика. В 1969 году усадьбу переименовали в музей-заповедник «Тарханы». На сегодняшний день в Тарханах собрана уникальная коллекция вещей, которые принадлежали Лермонтову: его рисунки, альбом, портсигар, фамильная икона, мебель из барского дома и множество изданий его великих произведений, как прижизненные, так и посмертные. Память о поэте хранит даже старинный парк, который он некогда так любил. Тут широкие живописные аллеи, дубовые рощи, каскады великолепных прудов. В музее-заповеднике постоянно проводятся разнообразные театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера и фольклорные праздники.

Спасское-Лутовиново . В этой усадьбе, расположенном в селе Мценском, Орловской области, в родовом имении матери, прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева. Позже вся семья перебралась в . Но великий русский писатель не раз приезжал сюда. Особенно любил отдыхать в Спасском-Лутовинове летом, наслаждаясь спокойной и величавой красотой русской природы, черпая тут вдохновение. В жизни писателя был такой период, когда он путешествовал по Европе, но после этого у него неизменно следовал «русский летний сезон отдыха» в имении. Сегодня усадьбы Спасское-Лутовиново – является бесценным памятников культуры, тут сохранилось все в таком же виде, как было и при жизни Тургенева. Даже дом восстановлен в первоначальном виде: тут все та же внушительная по размерам и содержанию библиотека, ампирная мебель, старинные английские часы, по прежнему тикающие в столовой, большой дубовый стол, за которым собирались многочисленные гости писателя и «самсон» - широкий диван в турецком стиле, который Иван Сергеевич очень любил. Посетив музей, обязательно идите прогуляться по парку. Это один из самых красивых приусадебных парков России. Тут есть даже двухвековые ели, ясени и клены, и это не предел, встречаются и более древние деревья. Именно после прогулки под кронами этой зелени, Тургенев написал: «Эти деревья…заслоняют, укрывают нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия». Кстати, девятого ноября, здесь обязательно празднуют день рождения писателя.

Карабиха . Первые владельцы этой усадьбы в Ярославской области, были князья Голицыны, которые и начали в сороковые годы восемнадцатого века ее возведение. Стройка велась на Карабитовой горе, от чего, собственно, и пошло название усадьбы - «Карабиха». Говорят, планировка усадьбы имела тайный смысл: все постройки образуют ярусы, которые символически обозначают «Древо жизни», а оно, в свою очередь, - духовный рост личности. Н.А. Некрасов вдохнул вторую жизнь в это имение, проведя тут десять летних сезонов. Работники музея-усадьбы, постарались по максимуму сохранить «дух поэта» в поместье. Тут вам предложат увлекательнейшие экскурсии, например, «В гости к дедушке Мазаю» или «Легенды старого дома». Если первая понравится детям, то вторую оценят взрослые посетители. Про свою жизнь в Карабихе, Некрасов писал: «Деревня согнала с души давнишний сплин и сердцу весело…».

Мелихово . Усадьбы великого писателя Антона Павловича Чехова «Мелихово» находится в Московской области, всего в каких-то полсотне километрах от МКАДа. С самого утра сюда, один за одним, подъезжают экскурсионные автобусы, подвозя шумных школьников. Но так как территория усадьбы большая, то для любителей созерцания в одиночестве, найдется тихое место. Тут расположены: дом, музей, амбулатория, парк, огород. Вокруг построек тянуться красивые аллеи, яркие цветники, изумрудные лужайки и огородик, где так же, как и при жизни Антона Павловича высаживается капуста, пузатые тыквы и баклажаны. Вообще, Чехов был талантливым садоводом, он даже говорил, что, если бы не стал писателем, то выбрал бы профессию садовника. Сам домик русского писателя невелик, да и обстановка в нем очень скромная: низкие потолки, со временем потертые полы, грубые домотканые дорожки. Но сколько тут было написано великих произведений, сколько сюда приезжали великих людей! Совсем недавно в Мелихово восстановили скотный двор, ригу, людскую. В усадьбе постоянно проводятся праздники, которые устраиваются местным музейным театральным коллективом. По субботам они даю представления по рассказам Чехова. А еще тут проводится уикенд, под названием «Дачная лихорадка или двадцать два невинных удовольствия». Гостям усадьбы предлагают пожить самой настоящей дореволюционной жизнью дачников, их научат, как нужно играть в серсо, крокет, предложат поучаствовать в театральных постановках, покатают на лошадях. Переночевать предложат в соседней усадьбе - Веретенникова. На такие праздники, как Новый год, Троица, Яблочный Спас, придумываются специальные тематические программы.

Ясная Поляна . Усадьба великого Льва Толстого находится в двухстах километрах южнее Москвы, в Тульской области. Тут все сохранено в первозданном виде: и многотысячная библиотека Льва Николаевича, насчитывающая примерно двадцать две тысячи экземпляров, и рабочий кабинет писателя со старинным столом из персидского ореха под зеленым сукном. Огромный парк «Ясной Поляны» поражает своими размерами – сто восемьдесят гектаров, а еще тут довольно причудливое сочетание дикой природной растительности с культурными растениями. Предпочтительное время для экскурсий сюда – поздняя весна либо ранняя осень: когда цветут или плодоносят яблони.

Как уже сказано выше, осень – лучшее время для путешествий по старинным усадьбам русских писателей, когда все вокруг обретает неповторимый ореол романтики. Прогуливаясь по золотым аллеям поместий, невольно чувствуешь себя немножко поэтом, особенно, когда осознаешь, что тут несколько десятков лет назад ходили гении русского слова, а чудесные окрестные пейзажи дарили им вдохновение. Дворянских гнезд русских писателей в России осталось несколько десятков, поэтому обязательно нужно посетить, хотя бы некоторые.