Когда образовался хазарский каганат. История Хазарского каганата. Справка. Иудеи из Персии и Византии

Хазария была одним из внешних факторов, способствовавших .

Границы Хазарского каганата на западе простирались до Днепра и Средней Волги, на севере - до заволжских степей, на востоке - до Хорезма, на юге - включали степи Северного Кавказа и Крым. В состав населения Хазарии входили тюркские, иранские, славянские и палеокавказские народы, а также еврейские общины Крыма и Кавказа. В конце VIII - начале IX века хазары приняли иудаизм. Племена полян, радимичей и северян платили им дань.

Хазарское иго. Историки издавна спорят о том, каково было влияние Хазарского каганата на . Одни придерживаются негативного взгляда на кочевников и утверждают, что славянским племенам пришлось вести с ними многолетнюю борьбу, отрицательно повлиявшую на экономическое развитие Руси. Другие отмечают, что хазары были защитниками торговых путей на Нижней Волге, обеспечив славянскую колонизацию и торговлю со странами Юга и Востока. Третьи видят в хазарах "защитную стену" Восточной Европы от "азиатских орд" . И сегодня продолжаются острые дебаты, но большинство современных исследователей признают, что славяне оказались "естественными союзниками хазар" , и их власть объективно "способствовала усилению Руси".

"Я - враг их!". Созданное князем Олегом государство стало мощным конкурентом Хазарскому каганату в Восточной Европе. Можно предположить, что на рубеже IX-X веков имел место военный конфликт хазар и Руси. Отголоски этого противоборства мы встречаем в известиях "Повести временных лет" , где сообщается, что в 884 году Олег присвоил хазарскую дань северян, заявив: "Я враг их, и вам им платить незачем" . Год спустя он освободил от хазарского ига радимичей. Чем ответил на это каганат, летопись не сообщает: составитель "Повести временных лет" опирался на русские устные предания и византийский хронограф.

Хазарский Каганат на карте.

Трудные годы Хазарии. Хазария переживала в это время трудные времена. Ее отношения с Византией постоянно ухудшались. Одновременно стремились выйти из-под хазарского влияния степные кочевые племена. С востока хазар стали теснить печенеги. В конце IX века, заручившись союзом с огузами, каганат нанес им поражение в междуречье Волги и Урала. Однако это не облегчило его положения, поскольку печенеги прорвались через его земли в Северное Причерноморье, где разгромили венгров, являвшихся союзниками хазар. Противостояние Олега Хазарскому каганату закономерно влекло его к сближению с Византийской империей.

Упадок хазарской торговли. оторвал данников-славян от Хазарского каганата и присоединил их земли к своим пределам. Тем самым он нанес большой ущерб хазарской торговле с Восточной и Северной Европой. Археологические изыскания показали, что после его утверждения в Киеве поток арабского серебра на север сильно сократился. В свою очередь, Хазария блокировала восточную торговлю киевского Поднепровья, что не способствовало экономическому развитию государства Русь.

Археологи обнаружили в Астраханской области столицу древнего Хазарского каганата - город Итиль, существовавший с восьмого по 14-й века, заявил в интервью РИА Новости по телефону один из руководителей экспедиции, кандидат исторических наук Дмитрий Васильев.

Хазарский каганат или Хазария - в 650‑969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Столицей Хазарского каганата был город Итиль.

Хазария выделилась из Западно‑Тюркского каганата и контролировала территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо‑западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом.

Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально‑политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.

Население каганата делилось на "белых" (свободные) и "черных" (податные) хазар. Верхушку "белых" образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.

Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.

Постепенно у хазар произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что во 2‑й половине VIII ‑ начале IX веков начался подъем международной торговли. Контроль над важными транзитными путями привел к тому, что в IX‑X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Столица Хазарии - Итиль - превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались.

Решающую роль в прекращении существования Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил крепость Саркел. Затем, в 965 или, по другим данным, в 968‑969 годах русы (народ, давший свое имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян - Руси), действуя в союзе с огузами (один из трех тюркских народов Средней Азии, сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана), разгромили Итиль. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.

Археология занялась хазарами в 1920‑1930 годах. Собственно хазарские находки крайне редки: археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Поскольку в каганат входили и кочевники, и оседлые народы, то в хазарских поселениях соседствуют предметы этих несходных между собой культур. Список хазарских древностей, которые ученые однозначно приписывают хазарам, исчерпывается несколькими десятками предметов. В ряду хазарских находок наиболее «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами мифической битвы, несколько реликвариев со столь же богатыми сказочно‑мифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилища‑лабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько подобных, но только более коротких и отрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды.

Исследования в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. На сегодняшний день достоверно отождествлены только два хазарских города - Саркел и Самкерц. Развалины Саркела идентифицируются с левобережным Цимлянским городищем (территория Волгоградской и Ростовской областей). Сегодня Цимлянское городище недоступно для исследований - оно было затоплено при строительстве Цимлянского водохранилища в первой половине 1950‑х годов. Развалинами города Самкерц считают Таманское городище (станция Тамань, Краснодарский край).

Идентификация хазарских городов Беленджер и Семендер носит спорный характер. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, по мнению археологов, этот город находился в другом месте. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, как считают ученые, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Оно было затоплено при строительстве Сулакской ГЭС (Дагестан).

Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество.

В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

На территории Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали до V века. Археологи не исключают возможности обнаружения следов хазарского иудаизма в результате масштабных раскопок в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги.

В сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата - город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани).

Работы на городище велись с 2000 года. Культурный слой составляет около трех с половиной метров. Археологам удалось установить очертания кирпичной крепости‑цитадели, выявить жилые кварталы, характерные для хазарского времени "юртообразные" жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII‑IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960‑е годы). Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50‑60 тысяч человек. По средневековым меркам, это очень крупный город.

По мнению ученых, Итиль прекратил существование не после падения каганата, а позже - примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ХАЗАРЫ И НАРОДЫ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ В V-X ВЕКАХ

Кочевники южнорусских степей были в течение тысячелетия ближайшими соседями восточных славян. Без их истории неясна и неполна история Древней Руси.

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ГУННЫ И БОЛГАРЫ

В конце IV в. из заволжских степей, из современного Казахстана, в Европу вторгся огромный союз племён, предводительствуемый свирепыми гуннами.


Они разгромили на Северном Кавказе племена алан (предков современных осетин), прошли огнём и мечом по античным городам Тамани и Крыма и уничтожили Боспорское царство, а также державу готского короля Германариха в Восточной Европе. Так началась эпоха Великого переселения народов, в ходе которого азиатские кочевники проложили дорогу на запад.

Господство гуннов в Восточной и Центральной Европе продолжалось около ста лет. Наивысшего могущества они достигли при вожде Аттиле, о зверской жестокости которого ходили легенды: его даже считали сыном дьявола. Но после смерти Аттилы с середины V в. в результате совместных ударов римлян и ряда германских племён держава гуннов распалась. В южнорусских степях и на Северном Кавказе наступило время преобладания болгар.

Название «болгары» (булгары) означает на древнетюркском языке «восставшие». Оно отно­силось к нескольким племенам тюркской языковой группы, появившимся на территории совре­менного Казахстана примерно в IV в. и сначала подчинявшимся гуннам. В конце V в. болгарские племена занимали пространство от Нижнего Дуная и границ Восточной Римской (Византийской) империи до Волги и отрогов Кавказа.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ХАЗАР. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

По соседству с болгарами жили хазары. Первое упоминание о хазарах встречается в середине VI в. в хронике византийского автора Захарии Ритора при перечислении народов Кавказа.


Хазары были кочевым народом тюркского происхождения и пришли на Кавказ с востока, но когда - остаётся загадкой. В VI в. они расселились по берегу Каспийского моря между реками Кума и Терек в районе нынешней Ногайской степи. Первоначально они подчинялись болгарскому народу савирам (суварам), жившим на территории между современными Махачкалой и Дербентом. Савиры часто воевали с персами; видимо, в этих войнах участвовали и хазары.

В результате тюркского завоевания были разгромлены некоторые болгарские племена, но зато усилились хазары и болгары-оногуры, жившие на восточном берегу Азовского моря. В 626 г. западные тюрки вмешались в очередную войну византийцев с персами на стороне Византии. Основную часть тюркского войска на западе составляли хазары. Так они впервые открыто заявили о себе в истории.

В 627 г. хазары взяли и разгромили город Дербент (от перс. «дэр-бэнд» - «проход», «перевал»), имевший большое стратегическое значение - он запирал проход с юга на север между отрогами Кавказа с одной стороны и Каспийским морем - с другой. Вот как описывает эти события армянский историк X в. Моисей Каланкатуйский: «При виде страшной опасности со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы, которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; особенно при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и, как хищные вол­ки, потерявшие стыд, бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и площадях города... Как огонь проникает в горящий тростник, так входили они в одни двери и выходили в другие, оставив там деяния хищных птиц и зверей».

В следующем, 628 г. хазары взяли штурмом принадлежавший тогда персам Тифлис (ныне - Тбилиси) и также с невероятной жестокостью расправились с его жителями. Тот же армянский историк описывает тогдашний быт хазар: их нечистоплотность, привычку сидеть на корточках, манеру есть, обмакивая куски мяса в чашку с солёной водой, и т. д.

Война в Закавказье продолжалась ещё два года, но в 630 г. хазары оставили театр военных действий и вернулись домой. Произошло это в связи с новой смутой в Западно-Тюркском каганате.

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ.

ХАЗАРСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В КОНЦЕ VII - НАЧАЛЕ VIII ВЕКОВ


К западу от хазар в Восточном Приазовье в начале 30-х гг. VII в. вождь болгар-оногуров Кубрат создал своё государство на обломках тюркских владений - Великую Болгарию. В 635 г. он при соединил к ней часть болгар-котрагов, живших между Днепром и Доном, вырвав их из аварской сферы влияния. Теперь Великая Болгария простиралась от Кубани до Днепра. В 665 г. Кубрат умер. Созданная им держава была поделена между его сыновьями. Воспользовавшись этой раздробленностью, хазары напали на Великую Болгарию. Первым принял на себя удар хан Аспарух, но потерпел поражение и увёл своих соплеменников на запад. В 681 г. болгары-оногуры Аспаруха перешли Дунай и захватили часть византийских владений. Так возникла Дунайская Болгария. Однако ещё до болгар на Нижнем Дунае расселились славянские племена. Их было большинство, и пришельцы, тюрки-болгары, через несколько столетий были поглощены славянами, оставив им своё имя - болгары.


Распад болгарского государства под ударами хазар. Уход орды Аспаруха на Дунай.

Хазары же завоевали всю прежнюю Великую Болгарию. Это вызвало массовый исход болгарских племён: на Верхнюю Кубань - к аланам, в Дагестан, Крым (Таврику), на Среднюю Волгу (волжские булгары), на Дон. Часть их всё же осталась на старом месте - в Северном Причерноморье и на Кубани - и подчинилась хазарам.

ВТОРАЯ АРАБО-ХАЗАРСКАЯ ВОЙНА

Уже с конца VII в. хазары много раз нападали на Закавказье, где утвердилась власть Халифата. В конце концов это привело ко второй войне с арабами (722-737 гг.). Боевые действия шли с переменным успехом. Сначала арабы совершали походы в хазарские владения, но в 730 г. хазарские войска вторглись в Закавказье, и арабам с большим трудом удалось изгнать их оттуда.

Война носила ожесточённый характер с обеих сторон. Так, в 722 г. арабский полководец Джаррах, взяв Баланджар, приказал утопить всех пленных в реке, а в 730 г. хазары в Азербайджане совершали грабежи, бесчинства, насилия и убивали всех мусульман. Ведя войну на севере, арабы попали в непривычные для них суровые климатические условия. Так, в 732 г. во время их похода на Баланджар лили сильные дожди, грязь налипала на хвосты лошадей и настолько мешала им передвигаться, что арабский командующий Марван приказал обрезать хвосты животным. Поход получил название «грязного».

Марван вторгся в Хазарию одновременно двумя путями: через Дербент (арабы называли его Баб-ал-Абваб - «ворота ворот») и Аланские ворота (перевал Дарьял). В Самандаре (на Тереке) армии соединились. Ослабленные предыдущими военными кампаниями хазары почти не сопротивлялись. Их каган бежал на север, бросив без боя свою новую столицу Ал-Бейду (по-арабски «белый»). Ал-Бейда до сих пор не обна­ружена археологами; возможно, этот город находился на территории современной Калмыкии.

Арабы, заняв Ал-Бейду, продолжили преследование неприятеля. Пройдя внутреннюю Хазарию, войско Марвана дошло до реки славян - Дона. Теперь хазары отходили по одному её берегу, а арабы преследовали их по другому. Однажды, незаметно переправившись через реку, арабы напали на небольшой хазарский отряд, выехавший на охоту. В схватке отряд был перебит, а среди убитых оказался знатный хазарин. Вскоре выяснилось, что это был тархан - хазарский главнокомандующий. И без того небольшое войско осталось без полководца. Сам каган военным талантом не отличался и счёл за благо капитулировать. По условиям мира он, бывший до того язычником, принял ислам, а вместе с тем признал свою зависимость от арабского халифа.

Казалось, что Хазария была подчинена арабам, но это было далеко не так. Ведь победители так же были ослаблены тяжёлой многолетней войной, как и побеждённые. Поэтому подчинение Хазарии багдадскому халифу оказалось пустой формальностью: сил для удержания в повиновении Хазарии у арабов не было. Следующие три года Марван посвятил подавлению постоянных восстаний горных царств Дагестана, а Хазария тем временем восстановила свою независимость. Так и не усмирив до конца горцев, Марван ввязался вскоре в междоусобную войну, вспыхнувшую в Арабском халифате. В следующие столетия противники уже не нападали друг на друга (если не считать двух хазарских набегов 764 и 765 гг. на Тифлис), и арабо-хазарская граница окончательно установилась по линии Большого Кавказского хребта.

Война тяжело сказалась на внутреннем состоянии каганата. В сражениях погибло много людей, некоторые селения и города были разрушены, поля и пастбища опустели. Массы тюркско-болгарского и аланского населения бежали в Крым, на Дон и Среднюю Волгу.

«ХАЗАРСКИЙ МИР»

После тяжёлой войны с арабами хазары уже не могли продолжать свои завоевания. Положение на подвластных Хазарии огромных пространствах Юго-Восточной Европы стабилизировалось, наступил «хазарский мир». Были прекращены войны и межплеменные столкновения.

В Хазарии, находившейся на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, развивались сельское хозяйство и ремёсла, поднялась до высокого уровня торговля. Однако мир этот был достигнут завоеванием целых стран и народов и сопровождался взиманием дани с покорённого населения.



Огромный Хазарский каганат играл важную роль в международных отношениях в VIII-IX вв. Византийские императоры искали дружбы и союза с хазарскими каганами в борьбе против Арабского халифата.

Хазары уже не были кочевым народом, как в начале VII в., они начали постепенно приобщаться к достижениям цивилизаций Запада и Востока. Сами хазары оставались язычниками, но в каганате можно было беспрепятственно исповедовать любую религию: здесь проживали иудеи, христиане и мусульмане. Ещё в конце VII в. царь страны Хейдак в Приморском Дагестане, где жили савиры, принял христианство, а в конце VIII в. На территории Хазарии и Хорезма обосновалась христианская Готская епархия с митрополией в Доросе (ныне Мангуп в Крыму). Был целый ряд епископских кафедр, подчинявшихся митрополиту Доросскому. Очень важную, а впоследствии и решающую роль играла в каганате иудейская религия, которую исповедовала многочисленная еврейская община в Хазарии.

Корабль руссов у дворца хазарских каганов.

Вся территория Хазарского каганата состояла из двух основных частей: областей, подчинённых непосредственно хазарскому правителю, и облас­тей, зависимых от него.


Различные районы каганата находились на разном уровне развития: одни народы ещё жили родоплеменным строем (восточные славяне, аланы, булгары Дона и Средней Волги, буртасы на правобережье Средней Волги, финно-угорские народы Поволжья), другие - имели свою государственность (Готия, Чёрная Болгария на Кубани, царства Дагестана).

ХАЗАРЫ-ИУДАИСТЫ


В начале IX в. под влиянием еврейской торговой верхушки высшие круги хазарской знати приняли иудаизм. При этом бек Обадия - одно из высших должностных лиц - совершил переворот, захватив правление в свои руки и превратив кагана в чисто символическую фигуру, не обладающую реальной властью. Часть хазарских родов выступила на защиту старого порядка, в результате началась гражданская война. На стороне оппозиции выступили венгры, около 750 г. переселившиеся со своей древней родины в Среднем Поволжье на Дон. Для защиты от них хазарское правительство с помощью византийских инженеров выстроило в начале 30-х гг. IX в. на Нижнем Дону крепость Саркел (сейчас на её месте Цимлянское водохранилище).

Гражданская война пагубно сказалась на мощи каганата: массы населения бежали с Северного Кавказа на Дон и Среднюю Волгу к волжским булгарам.


На крайнем юго-востоке, в Закаспии, часть хазарских владений захватили кочевники- гузы (народ тюркского происхождения), с запада на каганат стали наступать дунайские болгары, которые дошли до Днепра. Но вскоре венгры, потерпев в этой войне поражение, ушли с Дона на запад, осели между реками Дунай, Днепр (в их нижнем течении) и рекой Серет и снова признали главенство хазарского правительства. Смута лишь поколебала могущество Хазарского каганата, но не подорвала его мощи - он продолжал оставаться великой державой.

Как уже говорилось, каган стал чисто символической, безвластной фигурой. Арабские гео­графы передают, что он вёл затворническую жизнь в своём дворце. К кагану допускали лишь царя (бывшего бека) и двух высших сановников. Перед народом каган показывался раз в четыре месяца: по обычаю, при его появлении все должны были падать ниц, а потому мало кто мог его по-настоящему рассмотреть. Кагану воздавались чуть ли не божеские почести, поскольку считалось, что он обладает божественной силой. Однако если случались какие-либо бедствия - засуха, мор или военные неудачи, - народ обвинял в этом кагана и мог его даже убить. Кагана избирали из одного и того же небогатого рода. На церемонии избрания царь, по традиции, набрасывал новому кагану на шею шёлковую петлю и начинал его душить, спрашивая, сколько лет тот желает царствовать. Теряющий сознание каган называл число, которое не должно было превышать сорока лет. По истечении названного срока кагана убивали. Таким образом, он был великим символом Хазарского государства, но не его реальным правителем.

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ В X ВЕКЕ

Город в Волжской Булгарии.

На Средней Волге в начале X в. у волжских булгар возникло государство. Стремясь к независимости, царь булгар в 921 г. принял ислам от проповедников, посланных багдадским халифом, и признал свою зависимость от него. Однако племена савиров (переселенцев с Северного Кавказа в VIII в.) не подчинились царю. К 932 г. в Волжской Булгарии были построены два города: Булгар (где находился царь), ставший важным торговым пунктом на волжском пути с запада на восток, и Сувар - центр мятежных суваров (савиров). Соперничество этих городов помешало Волжской Булгарии добиться независимости от хазар до конца X в.

Захватившие Северное Причерноморье печенеги расселились от Дона до Нижнего Дуная и Серета. К середине X в. их страна, Печенегия, делилась на восемь племенных союзов - четыре к западу от Днепра и четыре к востоку.

Так Хазарскому каганату был нанесён удар, от которого он не смог оправиться. На рубеже IX-X вв. произошёл распад прежде могущественного государства. Оно лишилось своих владений в южнорусских степях, Подонье и Крыму. Кавказские вассалы (Чёрная Болгария, адыги на Западном Кавказе, Дагестанские царства) заявили о своей независимости. Аланы создали своё государство. В руках у хазар остались царство Хейдак (савиры) в Приморском Дагестане и народы Поволжья (буртасы, волжские булгары, финно-угорские племена мордвы и марийцев).

ХАЗАРИЯ В X ВЕКЕ

Хазарское государство в X в. существовало за счёт сбора пошлин от транзитной торговли. Правда, старый путь с Запада на Восток (Дон - Волга) был отрезан печенегами, но зато открылся новый: Краков - Киев - Волга (города Булгар и Итиль) - Каспийское море. Столицей хазар в X в. стал город Итиль. Его местонахождение пока не обнаружено, но, возможно, он находился на месте большого городища у современного села Самосделка южнее Астрахани. По описаниям арабских географов можно восстановить его топографию. Сначала существовали два города на противоположных берегах Волги - западный Итиль и восточный Хамлих. В конце IX в. Хамлих являлся столицей Хазарии, но затем эта роль перешла к Итилю. Позже оба города слились - Итиль поглотил Хамлих (он назывался также Хазаран). Город окружала стена; в нём было множество юрт, имелись и глиняные постройки. На острове посреди реки стоял дворец царя. В городе было много синагог, церквей и мечетей. В западной его части (собственно Итиль) жили приближённые царя, крупные сановники Хазарии и царские рабы, в восточной (Хазаран) - находились купцы, ремесленники и прочее население.

ХАЗАРИЯ В 60-х ГОДАХ X ВЕКА. КОНЕЦ ХАЗАРСКОЙ ИСТОРИИ


При великом князе киевском Святославе древнерусская дружина нанесла тяжёлые поражения Хазарии. Поражением от русов бедствия хазар не кончились: в 965 г. с востока в Хазарию вторглись огузы. Сил для обороны уже не было, и хазары обратились за помощью к правителю Хорезма. Тот обещал помочь, но поставил условие: «Вы неверующие, и если бы вы приняли ислам, то мы помогли бы вам». Хазарам не оставалось ничего иного, как выполнить это условие. Тогда хорезмийцы пришли им на помощь и изгнали огузов из Хазарии. Зави­симость её от Хорезма продлилась недолго: тот был слишком далеко на востоке.


Что же осталось от хазар? Часть из них под именем кабаров ещё со времён гражданской войны в начале IX в. ушла к венграм и смешалась с ними. Часть, возможно под именем караимов, осталась в Крыму, который в средние века нередко именовался Газарией, или Хазарией. След некогда могучего народа затерялся в глубине веков.

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам...» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов , также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» - Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город - Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников - половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава - сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом . Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе

Савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей , с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки создали в огромную империю, которая вскоре разделилась на две части. Во 2-й пол. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей.

Хазары как значительная военная сила впервые упоминаются в связи с ирано-византийской войной 602-628 гг., в которой хазарский правитель Джебукаган стал главным проводником тюркско-византийского союза, направленного против . В хазарское войско разграбило (территория современного ) и, соединившись с византийцами, взяло штурмом .

Однако ресурсы противоборствующих сторон были несопоставимы. В арабский полководец Мерван ибн Мухаммед (будущий халиф) во главе 120 тыс. армии, внезапно вторгся в Хазарию одновременно через Дербент и Дарьял. Войска взяли штурмом хазарскую столицу Семендер. Каган бежал в глубь своих владений. Арабы, преследуя его, зашли на север дальше, чем когда-либо: вплоть до «Славянской реки», очевидно, или Волги. В итоге хазарская армия была разбита, и каган был вынужден запросить мира. В обмен на сохранение трона он пообещал принять ислам, но эта процедура, по-видимому, была номинальной.

Арабы не стали закрепляться на Северном Кавказе, и после их ухода Хазария осталась независимым государством. Вскоре в Халифате вновь возникла смута, в результате которой к власти пришла династия Абассидов, отказавшаяся от дальнейшей экспансии на север. Во 2-й пол. VIII в. после двадцатипятилетнего перерыва хазары предприняли ещё два набега на Закавказье, в 762-764 и 799 г. После чего их вмешательство в дела региона прекратилось. Таким образом, Хазарский каганат сыграл роль барьера, который, во-первых, физически остановил арабское продвижение в Восточную Европу, а во-вторых, помог выстоять Византии.

Полная статья : Арабо-хазарские войны

Геополитическим последствием арабского натиска стало перемещение населения Хазарии от опасного кавказского пограничья во внутренние районы - Подонье, где расселились аланские племена, и . В низовьях Волги возникла новая хазарская столица - , вскоре превратившаяся в крупный торговый центр. Дагестан со старой столицей из центральной области превратился в южную окраину Хазарии. Вероятно, в русле этих же процессов произошло появление болгар и савир в Среднем Поволжье и , где в сер. возникла . С переориентацией внимания на север нередко связывают установление хазарской зависимости над , хотя о точной дате этого события известий нет.

Соседство с византийскими владениями на Крымском полуострове приводило к участию хазар в политике Империи. Ок. к кагану обратился за помощью свергнутый император , находившийся в ссылке в . Каган дал ему в жёны свою дочь и пообещал помощь. Однако затем представители действующего императора склонили кагана изменить своё решение и убить Юстиниана. Опальный император, узнав о заговоре, бежал к дунайским болгарам и с их помощью вернулся к власти. Опасаясь его гнева, жители Херсона добровольно перешли под покровительство хазар, и в городе при сохранении самоуправления появился хазарский наместник. В итоге Юстиниан был вновь свергнут в , а императором при поддержке хазар стал херсонский ссыльный - Вардан Филлипик. Союзные отношения между двумя державами были скреплены в браком между наследником византийского престола (будущим Константином V) и дочерью кагана принцессой , названную при крещении Ириной. В хазары подавили восстание в Готии (область Горного Крыма), посадив его зачинщика - местного епископа в тюрьму. Контроль хазар над Восточным Крымом сохранялся примерно до сер. ., а над Таманью () вплоть до падения каганата.

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар Дагестане, проживало большое количество общин. Примерно в один из хазарских князей - перешёл в . По-видимому, это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей языческой династии стало ухудшаться из-за сокращения военной добычи и невозможности продолжать традиционную завоевательную политику. В нач. . потомок Булана - занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственого рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода . Весьма вероятно, что установление нового порядка сопровождалось междоусобными столкновениями. Часть хазар, известных под именем каваров, восстала против правящей династии, и после подавления мятежа перешла к . Сын Обадии - Езекия и внук - Манассия правили достаточно мало, чтобы успеть передать трон брату Обадии - Ханукке, за линией которого он сохранился до падения каганата.

Полная статья : Принятие хазарами иудаизма

С этого момента политика Хазарии переориентировалась с завоевательных походов на развитие международной транзитной торговли. Однако внешнеполитическая ситуация для каганата складывалась неблагоприятно. В началась новая волна , и новые азиатские кочевники стали переходить Волгу. Первыми были вытолкнуты . В гг. они заняли Причерноморье. Неизвестно в какой мере добровольной или вынужденной была в этом процессе позиция хазар, однако венгры признавали их сюзеренитет. Венгерский вождь Леведия был утверждён хазарским каганом и женился на знатной хазарке. После этого венгры принимали участие в хазарских войнах. В венгры вынуждены были уйти в под ударами , которых в свою очередь теснили гузы, а тех - . В результате хазары впервые потеряли контроль над причерноморскими степями, оказалась затруднена связь с крымскими владениями. Известно, что хазарские цари периодически совершали походы на печенегов.

Новый противник появился у хазар с формированием . Недостаточно понятным является вопрос о так называемом , который впервые упомянут в источниках под . Титул кагана позднее носили Киевские князья, а его хождение в обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. Как бы то ни было, проникшие в Восточную Европу дружины начали успешно оспаривать гегемонию хазар над славянскими племенами. От хазар освободились (), () и ().

Полная статья : Русско-хазарские отношения

Отвечая на возникшие вызовы, хазары с помощью Византии соорудили серию крепостей на северо-восточных рубежах. В каган и бек обратились к императору с просьбой помочь в строительстве крепости . Крепость расположилась на левом берегу Дона и стала главным оплотом хазар в регионе. Кроме Саркела, как свидетельствуют археологические данные, была создана сеть аналогичных укреплений по приитокам Дона.

Агрессия русских дружин до определённого времени успешно перенаправлялась хазарами в Закавказье. В / за долю добычи хазары пропустили флот русов в Каспийское море, а когда поредевшее войско вернулось, напали на него и перебили. В 30-е гг. один из русских вождей Хельгу (возможно князь или ) по подстрекательству Византии напал на хазарскую заставу на Таманском полуострове. Хазарское войско под командованием иудея разбило русов и разграбило Византийские владения в Крыму. После этого поражения русы повернули оружие на Византию (). А затем снова совершили рейд в Закавказье (). В отличие от прошлого набега, сопровождавшегося простым грабежом, на этот раз русы перешли к планомерному завоеванию территории, но закрепиться надолго не смогли.

Полная статья : Походы русов в Закавказье

Неблагоприятная ситуация складывалась для Хазарии и на южной границе, где на месте Халифата возникли независимые исламские . К нач. в. весь Южный Прикаспий оказался объединён в составе государства Саманидов. Новая держава стала активным проводником ислама. Под её влиянием религия Мухаммеда начала распространятся среди гузов и карлуков в Средней Азии, а затем и в Волжской Булгарии. Хазария оказалась в исламском окружении, что было вдвойне опасным в связи с наличием сильной исламской партии при дворе беков. В - , хазары в союзе с местными дагестанскими объединениями совершили несколько походов на Дербент. Отношения с мусульманским миром формально оставались мирными до падения каганата, а затем вассал Саманидов на некоторое время подчинил себе Хазарию.

Освободиться от хазарского господства стремилась и динамично развивающаяся Волжская Булгария. Её правители перешли в ислам, рассчитывая на помощь единоверцев. В эту страну посетил посол багдадского халифа .

Накануне своей гибели Хазарскому каганату удалось завязать отношения с Кордовским Халифатом. Министр последнего и хазарский царь Иосиф обменялись письмами. Из сохранившегося письма Иосифа (ок. ) видно, что он не считал положение своей страны катастрофическим и по-прежнему рассматривал себя в качестве правителя обширной территории от Хорезма до Дона.

Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В князь освободил последнее зависимое славянское племя и в следующем разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил . Затем, в 965 или по др. данным в 968/969 русы в союзе с гузами разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.

Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Царский двор в это время укрывался где-то на островах Каспийского моря. После ухода русов, в гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным ) и вернулся в Итиль. В обмен за поддержку большая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царь. В князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань. Под в сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру.

Дальнейшая история Хазарии прослеживается неотчетливо и развивается изолированно в центре и бывших провинциях. Хазары Поволжья были окончательно сметены, по-видимому, в сер. в ходе нашествия новой кочевой волны - и . На месте Итиля в низовьях Волги в - вв. существовал город Саксин, населённый гузами. В Дагестане о сколько-нибудь значимой роли хазар источники не упоминают. В несколько сотен хазарских семей были по инициативе местных правителей переселены за Дербент. Хазары Подонья (Саркела) и Причерноморья попали под власть русского . Хазарские отряды входили в войско , во время его битвы с братом Ярославом в . Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под в связи с действиями князя , которого они пленили и выдали Византии. Известны отдельные свидетельства о миграции хазар-иудеев в страны Центральной Европы, где они влились в состав евреев .

После падения каганата Южно-русские степи попали в безраздельное господство кочевников. В Поволжье доминирующая роль перешла к Волжской Булгарии, а на Северном Кавказе - к Алании. Вновь под одной властью эта территория оказалась объединена в составе Золотой Орды.

Полная статья : Падение Хазарского каганата

Государственное устройство

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата. Во главе государства стоял . Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой важной опорой их власти была сакрализация. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной Небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась по принятой у тюрков лестничной системе от старшего брата к младшему. Иногда ретроспективно полагают, что хазарами правил тюркский род Ашина. К сер. каганский род оказался на грани вырождения, и один из его представителей, если верить источникам, торговал на базаре.

Вера в божественную силу правителя приводила к тому, что в случае несчастья, происходившего со страной, его могли обвинить в неудачах и сместить. Его жизнь подлежала строгой регламентации, фактически могла быть превращена в сплошные запреты. При возведении на престол кагана душили шёлковым шнуром, и он в полубессознательном состоянии должен был сам назвать число лет своего правления. По прошествию этого срока его убивали. В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве - бека. На его называли «мелех» - царь, арабы передавали его должность как «халифа» - буквально «заместитель» или «малик» - правитель. Власть внутри новой династии, очевидно под влиянием иудаизма, стала передаваться уже строго от отца к сыну. В новой системе за каганом остались сакральные функции (формально более значимые), а всеми земными делами руководил бек. При этом бек оказывал кагану ритуальные почести, граничащие с унижением. Входя к нему, он становился на колени и держал в руках горящую ветвь. Каган изолированно жил в своём дворце, выезжая обычно лишь раз в год во главе торжественной процессии или в случае бедствий, постигающих страну. Признаваемые соседними языческими народами и имевшие непоколебимый авторитет у рядовых хазар каганы служили важным стабилизирующим фактором до самого конца Хазарского государства.

Полная статья : Двоевластие в Хазарии

Высшим сословием в государстве являлись тарханы - родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли - правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана - тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом.

Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре.

Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: - застава на Дону и - у Керченского пролива. Особое положении занимала старая хазарская столица в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим - родственник хазарского царя - иудей.

Большая часть территории управлялась без всякого административного вмешательства. Подчиненные народы: , и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские болгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи.

Армия

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100-300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

Экономика

В ранний период экономика базировалась на кочевом скотоводстве и военном грабеже соседних стран, позднее в большей степени на земледелии и особенно торговле. Древним осёдлым центром Хазарии был Дагестан, где получило развитие виноградарство. В - в приморских областях Крыма, Тамани, в низовьях Кубани и Дона важным последствием хазарского господства стал процесс оседания кочевников на землю.

В общемировом масштабе во 2-й пол. - нач. начался подъём международной торговли. Через Хазарию проходило несколько международных торговых путей. В Восточной Европе основной торговой артерией стала Волга, нижнее и среднее течение которой находилось под хазарским контролем. Волжский путь шёл от устья на Дон (через Переволоку), далее в земли славян и страны примыкавшие к . Этот путь отмечен многочисленными кладами арабских дирхемов. Ключевую роль на нём с определённого времени стали играть русы. Из устья Волги, где находился Итиль, купцы попадали в акваторию Каспийского моря и, высаживаясь на его южных берегах, могли следовать по суше до Багдада или в Среднюю Азию. Археологические исследования обнаружили существование сухопутных маршрутов: цепь караван-сараев от Хорезма к Нижнему Поволжью. Через портовые города Крыма Хазария участвовала и в причерноморской торговле с Византией.

Контроль над важными транзитными путями привели к тому, что в - основной (но не единственный) источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались. Она находилась в руках иудейских и мусульманских общин. Хазария славилась как крупный рынок по перепродаже рабов. Предметом собственного экспорта были рыбий клей и овцы.

Хазария чеканила собственную монету, хотя вопрос о регулярности этого процесса остаётся открытым. На территории хазарского Подонья обнаружена серия подражаний арабским дирхемам с надписью «земля хазар». Несколько монет относятся ко 2-й пол. - нач. вв., остальные - к 30-м гг. в. К этому же времени относится дирхем, найденный на острове Готланд в . На нём вместо надписи - посланник Бога» стоит - посланник Бога».

Религия

Первоначально хазары придерживались традиционных тюрских верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба . Ему приносили жертвы в священных рощах. Каган считался воплощением его покровительства. Он обладал кут’ом - особой жизненной силой, которая обеспечивала счастье народа. Языческий культ правителя в конечном итоге превратил кагана в бездействующего сверхсакрализованного полубога.

Однако расположение на стыке и миров, а так же исключительное влияние иудейских общин привело к сложению в Хазарии уникальной конфессиональной ситуации: проникновению и сосуществованию трёх монетеистических религий. Известны позитивные отклики о Хазарии от представителей всех этих вер. По сообщениям источников в Итиле мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники.

Хронологически первым в пределы Хазарии стало проникло . Этому способствовала как близость Византии, так и знакомство хазар с христианскими государствами Закавказья. Уже в в. в Дагестане фиксируется появление христианских церквей. В один из вассалов хазар князь дагестанских гуннов Алп-Илитвер крестился и принял армянского каталикоса Виро, который уничтожил языческую святыню - священный дуб. В традиционно христианском Крыму во время владычества хазар продолжалось строительство храмов. Византия придавала серьёзное значение миссионерской деятельности, что подвигло её на учреждение в кон. в. особой метрополии, центр которой находился в крымском городе , а территория охватывала владения хазар. Большая христианская община существовала в Семендере. Из хазарских вассалов крупнейшей новообращённой территорией стала Кавказская Алания, хотя среди её верхушки была и иудейская партия.

Миграции в Хазарию иудеев шли из двух источников: с Ближнего Востока и Византии. В пределах Дагестана иудейские общины оказались в VI в в результате Маздакитского восстания в Иране. Источники сохранили легенду о религиозном диспуте, который был устроен по желанию хазарского царя между проповедниками трёх религий. Иудаизм был выбран по той причине, что его положения признали как ислам, так и христианство. Уникальность ситуации заключается в том, что иудаизм не предполагает обращение неевреев. Современные учёные среди причин хазарского выбора называют желание сохранить независимость как от Византии, так и от Халифата или указывают на связи иудеев с частью хазарской знати.

Согласно сохранившимся данным, процесс иудаизации был длительным и, по-видимому, иудаизм не сразу стал правящей религией. Установление ортодоксального (раввинистического) иудаизма связано с деятельностью царя Обадии, который выстроил синагоги и ввёл и . В Хазарию начали переселяться евреи из других стран. Особенно массовой была миграция в правление , когда в Византии начались еврейские гонения. Хазарский царь в ответ начал преследование христиан. В научной литературе принятие иудаизма часто безосновательно связывают с упадком каганата (на самом деле кризис начался примерно на 100 лет позже). И эта тема часто является предметом недобросовестных спекуляций. Что касается степени распространённости этой религии в Хазарии, то взгляды исследователей весьма рознятся. Более взвешенные оценки, называющие только высший слой правящего класса, опираются на археологические источники, где следы иудейского культа ничтожно малы. По-видимому, для более глубокого проникновения хазарскому иудаизму просто не хватило времени.

Список хазарских правителей

Каганы

Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников - вв. В сообщениях иноязычных хроник вместо имён обычно фигурируют сильно искажённые титулы. Имеется всего несколько случаев, когда можно с уверенностью говорить об отдельных каганах.

  • Джебукаган Зиевил
    • Лидер хазар во время ирано-византийской войны. Имел сына Шада, -
    • Каган в период ссылки Юстиниана II, ( -).
  • Барджиль
    • Cын кагана, командовал армией в кампании / и знаменитом походе / . В этом же походе, согласно «Еврейско-хазарской переписке», принял участие князь - основатель будущей династии беков.
  • Парсбит
    • По информации армянского автора регентша при малолетнем наследнике в / .
    • Согласно армянской редакции жития Стефана Сурожского, имя кагана, чья дочь в вышла замуж за будущего императора Константина V.
  • Багатур
    • Каган во время кампании / . Его дочь несколькими годами ранее вышла замуж за арабского наместника Армении.
  • Захария (?)
    • По данным жития каган в период посольства Константина в .

Беки

В русскоязычной литературе беков принято называть царями. Из Еврейско-хазарской переписки известен список 10 поколений династии, начиная с Обадии. Разные версии несколько расходится в деталях. В более полной редакции стоит на одно имя больше - Аарон I между Нисси и Менахемом. Более подробная информация о деятельности трёх последних царей приводится в Письме неизвестного хазарского еврея. В этом же письме первый правитель, перешедший в иудаизм (неясно Булан или Обадия), назван еврейским именем . Арабский автор ал-Йа"куби (до ) называет, по-видимому, первое (тюркское) имя правившего в то время заместителя кагана - Язид Булаш . А в Истории Дербента сохранилось искажённое имя малика, правившего в - К-са ибн Булджан .

  • Обадия предположительно современник арабского халифа Харуна-ар-Рашида ( -)
  • Езекия
  • Манассия I
  • Ханукка
  • Исаак
  • Завулон
  • Манассия II
  • Нисси
  • Аарон I
  • Менахем
  • Вениамин -
  • Аарон II -
  • Иосиф - - написал письмо Хасдаю ибн Шапруту не позднее .

Основные источники

История хазар отражена в различных письменных источниках. Большая часть сведений оставлена соседними с хазарами народами, которые обладали устойчивой письменной традицией. Освещение хазарской истории не является равномерным. Источники - хазар практически не знают, так как те в это время находились в тени более могущественных народов. В более поздних хрониках, сведения о хазарах применительно к данной эпохе есть, но они зачастую анахроничны. В период - ., когда хазарская держава находилась на пике могущества, преобладают сведения, связанные с хазарскими завоеваниями. Многие из этих данных были записаны позднее, не ранее сер. Во 2-й пол. с формированием арабской географической науки появились описания внутреннего устройства Хазарии. Самым информативным в источниковедческом плане является , так как от него дошли, во-первых, оригинальные хазарские памятники, а во-вторых, несколько произведений, написанных современниками событий и специально посвящённых описанию иностранных государств, в том числе Хазарии ( , ).

  • Хазарские источники

Текстов на хазарском языке не обнаружено, хотя какие-то хазарские летописи, возможно, существовали. Тем не менее, собственные хазарские памятники существуют. Они представлены т. н. Еврейско-хазарской перепиской, включающей в себя два письма на , из которых одно написано хазарским царём Иосифом (ок.), а другое его подданным - анонимным евреем (ок. ). В обоих документах приводятся сведения о происхождении хазар, обстоятельствах принятия ими иудаизма, правящих царях и их деятельности, а также географии Хазарии. Недавно был открыт ещё один источник еврейско-хазарского происхождения - автограф из иудейской общины Киева (X в.) Некоторые из его подписантов наряду с еврейскими носили хазарские (тюркские) имена, что стало подтверждением практики прозелитизма в каганате. Последняя фраза в письме написана разновидностью . Подобные надписи (очень краткие) обнаружены в ходе археологических исследований. Дешифровать их пока не удаётся.

  • Арабо-персидские источники

Самый большой и разнообразный массив сведений как в количественном, так и в качественном плане содержится в источниках из стран Халифата. Они представлены двумя жанровыми группами: историческими и географическими произведениями, которые отражают соответственно два рода контактов между Хазарией и исламским миром. Исторические сочинения посвящены хазаро-персидским и хазаро-арабским столкновениям, а географические - мирному взаимодействию, основанному на торговле. В первом случае речь идёт об эпохе - ., когда арабы сталкивались с хазарами в битвах за Закавказье, во втором - о - cер. ., когда через Хазарию была налажена торговля и в Итиле возникла мусульманская община. Для более раннего периода () арабы черпали сведения из Сасанидских хроник, которые до наших дней не сохранились. Среди авторов историков нужно назвать Белазури, ал-Йакуби, ат-Табари, ал- Куфи и др. Региональная историография граничащих с Хазарией прикаспийских областей сохранилась плохо. хроники Дербента и соседних областей, частично уцелели в составе сочинения турецкого автора Мюнаджи-Баши. Там содержаться сведения о роли хазар на Кавказе в эпоху заката каганата.

Многие вопросы хазарской истории было бы невозможно реконструировать без географических произведений. Эта группа источников обладает исключительной источниковедческой ценностью, поскольку сочинения, во-первых, создавались современниками событий, а во-вторых, были специально посвящены описанию внутреннего устройства чужих народов, чего не было в христианской историографии. До наших дней эти произведения дошли в поздних и сокращённых редакциях, благодаря тому, что каждое поколение географов воспроизводило в современных работах информацию предшественников. По представлениям арабов, Хазария располагалась в предпоследней из обитаемых областей - шестом климате Земли. Её территория первоначально представлялась страной демонических народов , но по мере развития контактов, на смену фантастическому взгляду пришёл реальный. Именно из арабской географии известны подробности хазарского двоевластия (о лишённом власти кагане и беке), некоторые обстоятельства иудаизации хазар и степень распространения иудаизма, известны описания хазарских городов, из которых подробнее всего охарактеризована столица. Огромную важность имеют прямые и косвенные указания об этнической принадлежности хазар. Среди географических работ наибольшее значение имеют книги путей и стран, посвящённые описанию торговых маршрутов. Первым из сохранившихся произведений этого рода является труд (). К этому же времени восходит информация Ибн-Русте. Обстановка отражена у географов т. н. «классической школы»: , Мукаддиси). К этому кругу примыкают труды знаменитых путешественников - и Мас’уди, которые побывали у границ Хазарии. (Первый в посетил Волжскую Булгарию, а второй в гг. Южный Прикаспий).

  • Византийские источники

Греческие известия о хазарах относительно немногочисленны, поскольку византийская историография этого времени переживала состояние упадка. Для первого периода истории каганата имеют значение «Летопись Феофана», написанная в нач. и «Бревиарий» (Краткая история) патриарха Никифора, созданный чуть ранее. Византийцы сохранили наиболее чёткое определение момента возвышения хазар, которое они связывали с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд (подкреплённый хазарским преданием в письме Иосифа) перешёл в современную науку. Сведениями о поздней Хазарии мы обязаны императору . В - он написал в качестве наставления для своего сына Романа трактат «Об управлении империей». В произведении рассказывается о народах, окружающих Византию, и даются откровенные советы, как себя с ними вести. Среди сообщений о Хазарии там есть подтверждение арабским данным о иудаизации хазар и двоевластии, и уникальные свидетельства о построении Саркела, хазарско-венгерских, хазаро-печенежских и хазаро-аланских отношениях, а также едва ли не единственное упоминание о каких-то смутах в каганате в связи с мятежом каваров.

Другой важный источник сведений представлен житийной литературой, герои которой, не смотря на специфику жанра, действуют в реальной политической обстановке. Памятники сохранились как в греческих, так и в славянских редакциях. О Хазарии упоминает Житие (для событий ), Житие ( .) и, особенно Житие Константина-Кирилла (пространная редакция), где описан визит миссионера в Хазарию в - и приводится христианская версия хазарской полемики.

  • Закавказские источники

Важное значение имеют источники на древнеармянском и древнегрузинском языках. Они отражают период VII-VIII вв., когда хазары, которых здесь называли «северными варварами», хозяйничали в Закавказье. Армянская историография отставила наиболее ранние описания хазар, но армянские авторы были склонны переносить деятельность хазар в первые столетия новой эры. Незаменимым источником по начальной хазарской истории является сочинение Мовсеса Каланкатваци «История страны агван», посвящённое истории Кавказской Албании. Она содержит уникальные сведения о быте и религии хазар. Так же стоит отметить «Историю» Левонда, где с позиции независимого наблюдателя описываются арабо-хазарские войны. Из грузинских источников ценные сведения о хазарских мероприятиях во 2-й пол. VIII в. содержаться в Летописи Картли и в агиографическом сочинении "Мученичество св. Або Тбилисского.

  • Сирийские источники

Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике , 2-й пол. VI в. Событийная история хазар получила отражение в трудах поздних авторов Михаила Сирийского (XI в.) и Бар Гебрея (XII в.).

  • Русские источники

Свидетельств о хазарах восточно-славянского происхождения немного. Это связано с тем, что древнерусское летописание началось после падения каганата. Основной источник - , куда данные о хазарах попали, частично из византийской литературы, а в своей оригинальной части, вероятно, из устной традиции. С точки зрения характеристики русско-хазарских отношений информация предельно лаконична, но она проливает важный свет на систему взаимоотношений хазар с зависимыми народами. А такие данные сами по себе очень редки. После года, которым в летописи датируется разгром хазарского войска Святославом, упоминается посольство хазарских иудеев к Владимиру, а затем хазары фигурируют только в связи с событиями в Тмутараканском княжестве. Другим древнерусским источником, упоминающим о хазарах, является «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха (вторая половина XI в.), где приводятся неизвестные по летописи подробности хазарской политики Владимира. В древнерусской литературе имеется повесть, сохранившееся в Еллинском летописце XV в, «О царе Козарине и жене его», являющаяся вариантом византийского произведения о Юстиниане II, женившимся на хазарской принцессе.

  • Еврейские источники

Отдельные упоминания о хазарах имеются у еврейских авторов. Из современников - у испанца Эльдада га-Дани, который, как считается, посещал Хазарию во 2-й пол. IX в. и в письмах главы вавилонской диаспоры - , а так же в итальянском хронографе (Х в.). Из поздних источников самым большим по объёму является книга «Кузари», имеющая своим сюжетом религиозную полемику при обращении хазар. Автор стремился доказать торжество иудаизма, и построил повествование в форме вымышленных диалогов хазарского царя с еврейским проповедником. Галеви ссылается на хазарские летописи и называет дату хазарского обращения.

  • Западно-европейские источники

Произведения, созданные в христианской Европе, оригинальных известий о хазарах практически не содержат, но представляют определённый интерес с точки зрения подтверждения некоторых фактов и помогают понять, как сведения о хазарах распространялись во внешнем мире. Впервые в латиноязычных сочинениях Хазары упоминаются ок.