Чем заканчивается рассказ чистый понедельник. «Чистый понедельник. Любовь и трагедия

Чистый понедельник - рассказ И.Бунин а, написан в 1944г.

События рассказа происходят в Москве, повествование от главного героя.

Зимняя Москва погружалась в сумерки. По улице на санках ехал безымянный герой нашего рассказа. Двигался он от Красных Ворот к храму Христа Спасителя. Возле собора жила вторая героиня рассказа, его возлюбленная.

Он навещал ее каждый день, они вместе посещали театр, концерты, часто ходили по ресторанам. Казалось бы они типичная влюбленная счастливая пара. Но на самом деле ихние отношения были странными. У неё не было никаких совместных планов на будущее.

Она сама установила тайну, ее жизнь, ее поступки часто были непонятными для него. Например, она училась на курсах, но почти не посещала их. Родители ее купцы, но умерли. Снимала угловую квартиру, изысканно обставленную, с портретом Толстого на стене и красивым видом на Москву. Любила играть Лунную сонату на дорогом пианино. Девушка любит одиночество и много читает книг.

Он постоянно регулярно посещал ее, привозил много подарков, книги, шоколад. Каждую субботу заказывал для нее нарядные цветы. Лежа на своем турецком диване, она равнодушно принимала его подарки. Казалось бы все это ей не нужно, но она читала все книги, ела весь шоколад. Дорогая и хорошая одежда была ее слабостью. Как пара они смотрелись чуть ли не идеально: молодые, и красивые они привлекали внимание многих окружающих. «Неприлично красив»,- так описывал его один известный актер.

Ее красота тоже была великолепной, восточного типа. Выходя на публику с ним она не стеснялась дорогих украшений. Но характеры у них были разные. Он был веселый, любил много болтать. Она же, чаще молчала, задумываясь о чем то своем, отстраненном. Познакомились в Художественном кружке, случайно оказавшись рядом в кресле. Часто взгляды на разные вещи у них расходились, тем не менее они были вместе. Он часто напоминал о своей любви, даже обвиняя ее в невнимании к себе. Любовь их была довольно странноватой. Так продолжалось месяцами, пока не наступило Прощеное Воскресенье.

Он заехал к ней вечером. Она выразила желание поехать в Новодевичий Монастырь, чему он удивился. Вместе они ходили по заснеженному кладбищу, он смотрел на ее следы. Он очень удивился тем что она сама часто посещает храмы, соборы. Оказалось плохо он ее знал. После этой немного грустной прогулки, они прокатились по Москве, почему-то ища на Ордынке дом Грибоедова, а потом поехали ужинать в трактир Егорова. Там было очень людно и душно. Пройдя в другую комнату, они нашли место возле иконы Богородицы Троеручницы. Она рассказывала ему о своем посещении Зачатьевского монастыря. Ей там очень понравилось, вздыхая, она сказала что уйдет в монастырь когда-то. Наш герой от этого заявление всерьез взволновался, и добавил что и сам в такого случае уйдет куда-то подальше. Они заказали еды. Сегодня она была особенно разговорчивой, но ее рассказы взволновали его еще больше. Сегодня с ней что-то не так, подумал он.

Следующим днем, вечером наши герои поехали в Театр, на "Капустник". Это была ее вчерашняя инициатива. Она вела себя слегка странно, много курила, потом танцевала, вызывая восхищение в окружающих. Он проводил ее до дома и зашел в квартиру. Она ушла в спальню. С волнением он заглянул туда и увидел свою богиню без платья в одних туфлях. Этой ночью они были вместе. На рассвете он проснулся, а она сказала ему что уезжает в Тверь на неопределенное время. Попросила оставить ее, обещав написать письмо.

Письмо пришло. Она сообщала ему, что идет на послушания, а потом возможно пострижется в монахини. Просила также не искать ее, и не мучить обоих. Наш герой долгое время пропадал по кабакам, пытаясь забыться. В четырнадцатом году под Новый год он поехал в Архангельский Собор, а после этого на Ордынку. Ему внезапно захотелось зайти Марфо-Мариинску обитель. Оказалось прямо сейчас там молится великая княгиня и князь. Войдя во двор, он увидел как из церкви выходит княгиня, а за ней вереница поющих инокинь или сестер. Одна из них внезапно подняла голову и устремила свой взгляд куда-то вперед, прямо на него. Она почувствовала его еще до того как посмотрела. Наши герои узнали друг друга, они молча поняли все. Он повернулся и тихо вышел из двора храма.

Они познакомились в декабре, случайно. Он, попав на лекцию Андрея Белого, так вертелся и хохотал, что она, случайно оказавшаяся в кресле рядом и сперва с некоторым недоумением смотревшая на него, тоже рассмеялась. Теперь каждый вечер он ехал в её квартиру, снятую ею исключительно ради чудесного вида на храм Христа Спасителя, каждый вечер возил её обедать в шикарные рестораны, в театры, на концерты… Чем все это должно было кончиться он не знал и старался даже не думать: она раз и навсегда отвела разговоры о будущем.

Она была загадочна и непонятна; отношения их были странны и неопределенны, и это держало его в постоянном неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании. И все же, каким счастьем был каждый час, проведенный рядом с ней…

В Москве она жила одна (вдовый отец её, просвещенный человек знатного купеческого рода жил на покое в Твери), зачем-то училась на курсах (ей нравилась история) и все разучивала медленное начало «Лунной сонаты», одно только начало… Он задаривал её цветами, шоколадом и новомодными книгами, получая на все это равнодушное и рассеянное «Спасибо…». И похоже было, что ей ничто не нужно, хотя цветы все-таки предпочитала любимые, книги прочитывала, шоколад съедала, обедала и ужинала с аппетитом. Явной слабостью её была только хорошая одежда, дорогой мех…

Они оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах и на концертах их провожали взглядами. Он, будучи родом из Пензенской губернии, был тогда красив южной, «итальянской» красотой и характер имел соответствующий: живой, веселый, постоянно готовый к счастливой улыбке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская, и насколько он был болтлив и непоседлив, настолько она была молчалива и задумчива… Даже когда он вдруг целовал её жарко, порывисто, она не противилась, но все время молчала. А когда чувствовала, что он не в силах владеть собой, спокойно отстранялась, уходила в спальню и одевалась для очередного выезда. «Нет, в жены я не гожусь!» — твердила она. «Там видно будет!» — думал он и никогда больше не заговаривал о браке.

Но иногда эта неполная близость казалась ему невыносимо мучительной: «Нет, это не любовь!» — «Кто же знает, что такое любовь?» — отвечала она. И опять весь вечер они говорили только о постороннем, и опять он радовался только тому, что просто рядом с Ней, слышит её голос, глядит на губы, которые целовал час тому назад… Какая мука! И какое счастье!

Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В прощеное воскресенье она оделась во все черное («Ведь завтра же чистый понедельник!») и предложила ему поехать в Новодевичий монастырь. Он удивленно смотрел на нее, а Она рассказывала про красоту и искренность похорон раскольничьего архиепископа, про пение церковного хора, заставляющее трепетать сердце, про свои одинокие посещения кремлевских соборов… Потом они долго бродили по Новодевичьему кладбищу, посетили могилы Эртеля и Чехова, долго -

и бесплодно искали дом Грибоедова, а не найдя его, отправились в трактир Егорова в Охотном ряду.

В трактире было тепло и полно толсто одетыми извозчиками. «Как хорошо, — сказала она. — И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь… Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой!» И прочитала наизусть из древнерусских сказаний: «…И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…». И опять он смотрел с удивлением и беспокойством: что с ней нынче? Всё причуды?

На завтра она просила отвезти её на театральный капустник, хотя и заметила, что нет ничего пошлее их. На капустнике она много курила и пристально смотрела на актеров, кривлявшихся под хохот публики. Один из них сначала с деланной мрачной жадностью смотрел на нее, потом, пьяно припав к руке, справился о её спутнике: «А что это за красавец? Ненавижу»… В третьем часу ночи, выходя с капустника, Она не то шутя, не то серьезно сказала: «Он был прав. Конечно, красив. «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…». И в тот вечер против обыкновения попросила отпустить экипаж…

А в тихой ночной квартире сразу прошла в спальню, зашуршала снимаемым платьем. Он подошел к дверям: она, только в одних лебяжьих туфельках, стояла перед трюмо, расчесывая черепаховым гребнем черные волосы. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю, — сказала она. — Нет, я думала…» …А на рассвете он проснулся от её пристального взгляда: «Нынче вечером я уезжаю в Тверь, — сказала она. — Надолго ли, один бог знает… Я все напишу, как только приеду. Прости, оставь меня теперь…»

Письмо, полученное недели через две было кратко — ласковая, но твердая просьба не ждать, не пытаться искать и видеть: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…» И он не искал, долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…

Прошло почти два года с того чистого понедельника… В такой же тихий вечер он вышел из дому, взял извозчика и поехал в Кремль. Долго стоял, не молясь, в темном Архангельском соборе, затем долго ездил, как тогда, по темным переулкам и все плакал, плакал…

На Ордынке остановился у ворот Марфо—Мариинской обители, в которой горестно и умиленно пел девичий хор. Дворник не хотел было пропускать, но за рубль, сокрушенно вздохнув, пропустил. Тут из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, потянулась белая вереница поющих монахинь, с огоньками свечек у лиц. Он внимательно смотрел на них, и вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову и устремила взгляд темных глаз в темноту, будто видя его. Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать Его присутствие? Он повернулся и тихо вышел из ворот.

Каждый зимний вечер автор приезжал в квартиру, находившуюся напротив храма Христа Спасителя, где жила его возлюбленная. Он возил её обедать, затем в театры, на концерты… Он не знал, что ждёт их в будущем – она была загадочна и непонятна для него; их отношения держали его в напряжении, но вместе с тем делали счастливым.

Она училась на исторических курсах, хоть и посещала их редко. Каждый день по его приказу ей приносили свежие цветы, он дарил ей книги и шоколад. Казалось, что всё это ей безразлично, однако у неё были цветы любимые и нелюбимые, а книги она всегда прочитывала. За обедами и ужинами кушала она не меньше рассказчика, с московским пониманием дела, любила дорогую одежду, шелка и бархат.

Оба они были молоды и великолепны. Выходя в свет, пара ловила на себе восхищённые взгляды. Он, будучи уроженцем Пензенской губернии, был неожиданно красив некой южной, горячей красотой, характер его был живой и расположенный к улыбке, доброй шутке. Её же красота была восточная: смуглость лица, густая чернота волос, чёрные, словно бархатный уголь, глаза делали её лик прекрасным. Он был настолько же болтлив, насколько она была молчалива.

Она часто над чем-то задумывалась. Заезжая к ней, автор нередко заставал её читающей. В такие моменты она могла три-четыре дня не выходить за дома. Тогда она заставляла сесть его в кресло рядом и молча читать. Она упрекала его в излишней разговорчивости и непоседливости, на что он припоминал ей их знакомство. Как-то в декабре, на лекции Андрея Белого, он громко хохотал, чем сперва вызвал её недоумение, а затем добился и её смеха.

Он клялся ей в любви, а она отвечала, что для неё нет людей ближе отца и его. «Странная любовь!» - думал рассказчик. Его мыслям вторил пейзаж «странного города», в котором соседствовали такие непохожие строения как Охотный ряд, Василий Блаженный, Спас-на-Бору…

Приезжая в сумерки, он порою заставал её в одном архалуке, целовал её руки, ноги, тело, жаркие губы. Она не противилась, но всё так же молчала. Затем она отстраняла его и уходила в другую комнату, давая ему остыть и прийти в себя. Через четверть часа женщина выходила одетая и готовая к выходу.

Одним зимним вечером, сидя в тишине, он схватился за голову и спросил у неё, зачем она так мучает их обоих. На её молчание он добавил, что это не любовь. «Кто же знает, что такое любовь?» - отозвалась она из темноты. «Я знаю!» - воскликнул он, пообещав ждать, когда и она откроет для себя чувства любви и счастья. Женщина процитировала слова из диалога Платона Каратаева и Пьера о сущности счастья, и он попросил не докучать ему всей этой восточной мудростью.

И вновь весь вечер разговор шёл лишь о постороннем. Снова автору было достаточно её присутствия рядом, голоса, узора губ и пряного запаха волос.

Порою, захмелевшая, она вела его в кабинет и звала цыган. Женщина с некой томной усмешкой слушала их песни, а затем просила отвезти её домой. Стоя у её дома и целуя мех её воротника, он понимал, что завтра будет то же, и это было одновременно великой мукой и великим счастьем.

Так прошли январь и февраль, и наступила Масленица. В прощёное воскресенье она встретила его в чёрном. На его замечание она отозвалась напоминанием о том, что следующий день – чистый понедельник, и предложила отправиться в Новодевичий монастырь. Она поведала ему о том, как была на Рогожском кладбище и что по утрам она часто ходит в соборы. Женщина рассказала ему о погребении архиепископа, белом «воздухе», покрывавшем его лицо, о диаконах с рипидами и трикириями. Он удивился её глубоким познаниям и признался, что не подозревал о религиозности возлюбленной. Она ответила, что это не религиозность, хоть и сама затруднялась дать этому какое-либо определение. Он шёл за ней следом, любуясь маленькими следами на снегу. Обернувшись и покачав головой, она с тихим недоумением заметила:

Правда, как вы меня любите!

Недолго постояв у могил Чехова и Эртеля, они двинулись дальше. Она вспомнила, что где-то на Ордынке есть дом Грибоедова. Долго проездив по неизвестным переулкам и, конечно же, не найдя дома писателя, они прибыли в трактир Егорова в Охотном ряду. Первый этаж был полон лохматых извозчиков, поедавших стопками блины, щедро залитые маслом и сметаной. В верхних комнатах сидели старозаветные купцы. Они прошли во вторую комнату. В углу перед иконой богородицы троеручицы горела лампадка. Она восхищалась духом Руси, оставшимся разве только в северных монастырях да в церковных песнопениях. Ненароком женщина замечает, что хотела бы уйти в глухой монастырь, но автор не воспринял её слова всерьёз.

Она весь вечер была разговорчива. Когда возлюбленная начала читать по памяти русские сказания, он сперва пытался пошутить, но, заметив её сосредоточенность, взволновался, не понимая, что происходит с ней.

Вернувшись домой, она попросила его отвезти её в следующий вечер на «капустник» Художественного театра. Он был обескуражен, помня о недавнем её презрении к ним. На встрече она всё время курила и пила шампанское, наблюдая за кривляньями актёров. К ней приблизился пьяный Качалов и провозгласил тост в её честь. Чокнувшись с ним бокалами, она медленно улыбнулась. Затем загремела музыка и к ним подлетел вечно спешащий куда-то Сулержицкий и пригласил её. Она отправилась танцевать польку, провожаемая рукоплесканиями.

Вернувшись, она попросила рассказчика отпустить кучера. Автор был удивлён, поскольку до этого женщина не позволяла ему оставаться на ночь. На следующее утро она призналась, что уезжает в Тверь. Она не была уверена, вернётся ли назад, и попросила его уйти. Он робко поцеловал её волосы и удалился. Дойдя до Иверской часовни, он остановился в толпе старух и нищих и упал на колени, стянув шапку. Его плеча коснулась старушка, морщившаяся от слёз жалости, и призвала его не убиваться так – «грех!».

Через две недели он получил письмо, в котором она просила не писать ей и не ждать.

Он исполнил её просьбу и стал пропадать по кабакам. Спустя почти два года, под Новый год, был почти такой же тихий вечер, как тот, незабвенный. Он взял извозчика и отправился в Кремль. Постояв в Архангельском соборе, он поехал по Грибоедовскому переулку. И всё плакал, плакал… У ворот Марфо-Мариинской обители он остановился, услышав пение девичьего хора. Сунув не хотевшему пускать его дворнику рубль, он собирался уже зайти внутрь, как крестный ход во главе с великой княгиней и великим князем вышел из дверей. За ними тянулась вереница поющих девушек. Одна из сестёр подняла глаза и вгляделась в темноту. Как могла она почувствовать, что он стоит там? Он повернулся и вышел из ворот.

Картинка или рисунок Чистый понедельник

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Скребицкий Митины друзья

    Однажды в зимнюю пору ночь застала двух животных в густом лесу среди осин. Это была взрослая лосиха с олененком. Наступивший декабрьским утром рассвет сопровождался розовым оттенком небес. Лес будто еще дремал под белоснежным покрывалом.

  • Краткое содержание Война и мир 3 том по частям и главам Толстой

    Третий том романа-эпопеи «Война и мир» рассказывает о начале войны 1812 года, получившей название Отечественная. В центре внимания такие исторические события как нападение французской армии во главе с Напалеоном Боанапартом на Россию

  • Краткое содержание Шекспир Много шума из ничего

    Действие пьесы начинается в Сицилии, во главе города Мессина находится губернатор Леонато. В город приезжает гонец и сообщает, что к ним скоро прибудет дон Педро, он же принц Арагонский.

  • Краткое содержание Милиционер Николай Носов

    Алика всегда пугали милиционерами, и он стал их бояться. Однажды с Аликом случилась беда: он заблудился и даже не понял, как это получилось. Он вышел во двор, к соседнему дому, на улицу, а потом уже не мог найти дорогу домой.

  • Краткое содержание Бунин Степа

    По дороге в бричке едет молодой купец по фамилии Красильников. Рядом с лошадью бежит охотничья собака. Красильников - выпускник Московского университета, живет в Москве, а в Тульской губернии владеет усадьбой

Очень краткое содержание (в двух словах)

Главный герой и героиня случайно познакомились на лекции Андрея Белого. Они начали встречаться, пошли романтические вечера. Они были под стать друг другу - богаты и красивы, их отношениям все завидовали. Главный герой очень полюбил героиню, но отношения не торопил. Прошла зима, и наступило прощёное воскресенье, а за ним чистый понедельник. В этот день она много пила и курила, а вечером оставила главного героя у себя дома. Утром заявила, что уезжает в Тверь, откуда напишет письмо. В письме она сообщила, что уходит в монастырь и настоятельно просит не искать её. Он выполнил её просьбу, хотя это было очень сложно для него. Через два года, он случайно увидел её в Марфо-Мариинской обители, куда случайно зашёл. Обменявшись взглядами, он вышел на улицу.

Краткое содержание (подробно)

Был обычный зимний вечер. Москва постепенно освобождалась от дневных дел и освещалась огнями витрин. По городу неслись извозчичьи санки, ныряющие в сумраке трамваи и спешащие прохожие. Где-то среди них проезжал, подгоняя кучера, главный герой . Он направлялся от Красных Ворот в сторону храма Христа Спасителя, где в доме напротив жила его возлюбленная. Каждый вечер, примерно в одно и то же время, он вывозил её в свет: в рестораны, театры, на концерты.

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

"ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК"

И.А. БУНИН

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Московский серый зимний день переходит в вечер. Каждый вечер рассказчика везет кучер от Красных ворот к храму Христа Спасителя. Напротив храма живет дама, которую он возит обедать и в театры. Кем она будет для него, он не знает, она загадочна и непонятна, но он счастлив с ней. Она учится на курсах, живет одна, постоянно разучивает начало "Лунной сонаты".

Каждую субботу рассказчик присылает ей цветы, привозит шоколад, новые книги. Эту пару везде провожают взгляды. Он, болтлив и непоседлив, она молчалива и задумчива. Познакомились они на лекции Андрея Белого, рассказчик так вертелся и хохотал, что она тоже рассмеялась. Он говорит ей, что она не любит его, она отвечает, что, кроме отца и него, у нее никого нет. Они пьют чай, разговаривая обо всем, что придет в голову. Приезжая вечером, он долго целовал ее, потом она собиралась, не допуская полной близости, и они ехали, например, в "Метрополь", опять говоря о чем-то постороннем. Сразу после знакомства она сказала, что не годится в жены, он не заговаривал о браке, но ждал, что ее решение изменится. Однажды после поцелуев он схватился за голову и застонал: "Да, все-таки это не любовь, не любовь..." Она ответила, что никто не знает, что такое любовь. Он восклицает, что знает и будет ждать, когда и она узнает любовь и счастье. И опять они говорят о другом. Ему достаточно быть рядом с ней каждый вечер. Прошел январь, февраль, прошла Масленица.

В Прощеное воскресенье она приказала приехать к ней в пятом часу вечера, встретила его вся в чёрном, говоря о том, что завтра Чистый понедельник, и пригласила поехать в Новодевичий монастырь. Рассказчик удивился, она сказала, что вчера была на Рогожском кладбище и ходит без него по утрам по городу. Но это не религиозность, а что-то другое. В Новодевичьем она говорит ему с тихим недоумением: "Правда, как вы меня любите!" Они смотрели могилы Эртеля и Чехова. Потом поехали искать дом Грибоедова, а также на последние блины в трактир к Егорову. Она говорит, что рядом Марфо-Мариинская обитель... В трактире, в комнате с иконой Богородицы Троеручицы, она говорит: "Вы - барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву". За обедом она упоминает, что ходила в Зачатьевский монастырь, где дивно поют стихиры, была в Чудовом монастыре: "Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой". Он в отчаянии думает, что тогда и он уйдет или зарежет кого-нибудь, чтобы отправили на Сахалин, закурил, забыв, что здесь курить нельзя. С тихим светом в глазах она пересказывает русское сказание о том, как Бог испытывал княгиню. Рассказчик удивлен и встревожен.

Когда он отвез ее домой, она велела приехать завтра не раньше десяти, она хочет идти на капустник Художественного театра, хотя не любит капустники. Он приезжает в назначенное время и застает ее за исполнением начала "Лунной сонаты", в черном бархатном платье. Она благосклонно принимает внимание мужчин на капустнике, по дороге к дому месяц кажется ей светящимся черепом, бой курантов - древним, жестяным и чугунным. У подъезда она просит отпустить кучера, хотя до этого никогда не позволяла подниматься к себе ночью. Эта ночь была ночью любви.

На рассвете она сказала, что на неопределенный срок уезжает к отцу, напишет, как только приедет. Просит оставить ее, рассказчик уходит, идет до Иверской, становится на колени и молится. Какая-то старуха жалеет его: "Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех! Грех!"

Через две недели он получает письмо: она просит не ждать ее, намеревается пойти на послушание и потом, может быть, на постриг. Просит его не отвечать, потому что это только увеличит муку. Он долго пил, потом стал равнодушно приходить в себя. Прошло почти два года.

Под новый, 1914-й год он едет в Кремль, стоит, не молясь, в Архангельском соборе, потом едет туда, где катались они вместе, и плачет. Остановив извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители, он испытывает непреодолимое желание зайти в храм. Но дворник у ворот загораживает дорогу, просит не ходить, потому что там сейчас "великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч". За рубль его пропускают, но, войдя во двор, он видит крестный ход, великую княгиню, и одна из сестер вдруг поднимает голову и смотрит в темноту. Он понимает, что это - его любимая.

Она каким-то образом почувствовала его присутствие и смотрела прямо на него, хотя он стоял в темноте. Рассказчик повернулся и вышел из ворот.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}