Презентация на тему русский художник шишкин. Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только. Используемая методическая литература

Великий русский художник

Слайд 2: Краткая биография

Иван Иванович родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

Слайд 3: Раннее творчество

Для ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства; "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Слайд 4: Зрелость

В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и "Рожь" (1878; обе Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Слайд 5

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя…»(картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные "интерьеры" (Сосны, освещенные солнцем»,1886; «Утро в сосновом лесу»,где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Слайд 6: Галерея художника

Дубы Дубы. Этюд.

Слайд 7

Утро в сосновом лесу

Слайд 8

Лесное кладбище.

Слайд 9

«На севере диком стоит одиноко…» по мотиву стихотворения М.Ю.Лермонтва

10

Слайд 10

Корабельная роща

11

Слайд 11

12

Слайд 12

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Иванович Шишкин

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской семьи Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств, где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.

Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием характера. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений.

«Утро в сосновом лесу» Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу».Видимо, «Туман в сосновом лесу», породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Первоначально, у Шишкина на картине не было медведей, их в последующем нарисовал Савицкий.

«Корабельная роща» Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

«Рожь» Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Назвав эту картину первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на ее источник. Это стихотворение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Заказчиком был петербургский издатель П.П. Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства И.Н. Кушнерева. «На севере диком...»

В картине «Сосновый бор» нет ничего случайного, в том числе и время дня - полдень, выбранный, чтобы создать образ России в расцвете ее внутренних сил. Известный критик Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно Шишкин стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображаемому мотиву. О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу... «Но при этом художник конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий «природный спектакль». «Сосновый бор»

«Автопортрет» «Автопортрет» сделан Иваном Ивановичем Шишкиным в 1886 году. Хранится он в Государственном русском музее. На нем живописец изобразил себя умудренным жизнью человеком в зрелом возрасте. У него за плечами на тот момент более 30 лет плодотворного творчества.

Другие работы Шишкина Сумерки. Заход солнца Полдень. В окрестностях Москвы

К осени Обрыв

На даче Полянка Золотая осень Крестовский остров в тумане

Финские пейзажи Лес Смешанный лес По берегу моря

Крым В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом Горная дорожка. Скалистый берег



Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуга, который расположен в нашей республике, всего в ста шестидесяти километрах от Казани. Он один из самых известных русских пейзажистов. Шишкин хорошо знал русскую природу и очень ее любил. Дубовая роща Масло. Его называли «лесной богатырь- художник», «царь леса», «старик- лесовик», его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мхом поросшей», но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонниокв, учеников и подражателей.


Рожь.1878.Масло. Шишкин родился в семье небогатого купца. Отец-человек широких интересов- единственный из близких, кто поддержал желание сына стать художником. С 1852 по 1856 год Шишкин учился в московском художественном училище. С 1856 по 1860 он продолжил обучение в Петербургсокй Академии художеств. Развитие его шло стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Получив большую золотую медаль в 1860 году за две картины одного названия «Вид на острове Валааме», Шишкин три года проводит за границей.


Сосны, освещенные солнцем Масло Он работает главным образом в Германии и Швейцарии. Посещает Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. После возвращения в Петербург художник с наслаждением пишет «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью», которые снились ему в Европе.Один из первых его шедевров можно назвать песней радости - «полдень. В окрестностях москвы» (1869). Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни - «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».


Зима Масло Есть у Шишкина и лесная чаща, вызывающая у зрителя некоторый трепет, как если бы он оказался на самом деле один зимой в лесной глуши.


Заросший сад. Сныть-трава. Этюд Масло Шишкина часто упрекали за слишком подробные детали на его картинах. Многие художники считали его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины всегда дают целостный образ. И этот образ мира, который Шишкин не может «смазать» произвольными движениями своей души. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля. Вот почему малое никогда не теряется в его картинах. Оно выходит на первый план, кк будто нам под ноги, каждой травинокй, цветком, бабочкой.


Корабельная роща Масло. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.Последнее произведение художника - «Корабельная роща». Вскоре Шишкин скончался, во время работы над новой картиной.



Слайд 2

Биография

Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса (1856 г.) талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв.

Слайд 3

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга».

Слайд 4

В 1858 г. художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Слайд 5

Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., до истечения срока своего стипендиатства. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1859

Слайд 6

В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины: «Рубка леса» 1867

Слайд 7

«Сосны, освещённые солнцем» 1886 «Зимой в лесу» 1877

Слайд 8

«Утро в сосновом лесу» 1889 (медведи написаны К. А. Савицким)

Слайд 9

«Корабельная роща» 1898 и многие другие.

В данной презентации собраны картины знаменитого художника И.И.Шишкина. К каждой картине есть объяснение или в прозе, или в стихах. Можно использавать презентацию на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный». В.В. Стасов В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

«Сосновый бор» (1872) «Сосновый бор» – это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник.. На картине изображена уральская природа. На полотне молодые, но уже крепкие и стройные сосны тянутся ввысь, мелководный лесной ручей тихо журчит у их подножия. В этой картине Шишкин достиг большой органичности всех объектов на картине.

«В лесной глуши» (1872) На Второй выставке передвижников Шишкин представил картину «В лесной глуши», за которую в 1873 г. получил звание профессора. Пространственно выстраивая композицию от затененного переднего плана до глубины, где среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью.

Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности. «Лесной пейзаж» (1874)

«Рожь» 1878год 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников. Среди выдающихся полотен И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко К. А. Савицкого, А. И. Куинджи. выделялся пейзаж Шишкина "Рожь". Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. Н.А. Некрасов "Тишина".

«Ручей в лесу» (1880) Родной земли прелестный уголок. Таинственно шумит сосновый бор. Течёт промеж деревьев ручеёк, Ведёт с травой и мхами разговор. В бору ослабевает летний зной – Здесь царство полумрака и теней. Здесь ощущаешь запах смоляной. Ручей, журча, течёт среди камней. Когда ему перегородит путь Валун, поток пытаясь задержать, Ручей его сумеет обогнуть И продолжает весело бежать. Как хорошо! И исчезает грусть, Проходит безо всякого следа. Нагнусь к ручью и из него напьюсь. Как сладка желтоватая вода! Здесь тень, а дальше виден яркий свет – На дальнем плане всё озарено… Милей родной земли на свете нет! Об этом говорит нам полотно! Иван Есаулков.

«Дубы».(1887) Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Потому в картинах Шишкина привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.

«Бурелом» (1888) Мой зритель, вспомни о былом, Когда ты в отрочества годы, В час единения с природой, Забрёл в такой же бурелом. Прислушиваясь к тишине, Здесь лишь охотник пробирался, Да иногда шатун скитался Перед весной, забыв о сне. Деревьев стройные ряды Уходят в сумрак величаво, Как витязи на поиск славы, На отражение беды. Непроходимые углы Тайги, где всюду ели, ели И где изгнили, обомшели Давно упавшие стволы. Ковром на каждом мох лежит, А рядом группами и порознь Прелестная младая поросль С грибами весело бежит. Она торопится туда, Где через редкие просветы Между стволами солнце светит И отражается вода. Родной природы нашей жизнь В картине мрачной и суровой Изображает Шишкин снова. И как неутомимо кисть Рисует дикие места, Непроходимость бурелома. Как сердцу русскому знакома Таких вот дебрей красота! И. Есаулков

«Утро в сосновом лесу» (1889) Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказала Шишкину поездка в вологодские леса. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

«На севере диком…» (1891) Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

«Корабельная роща» (1898) В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Срезая рамой верхушки деревьев художник усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватое небо, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью.

Литература: 1 . Шишкин И.И. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1964-150с.: ил. Всего 39 картин. 3.И. Есаулков http://www.stihi.ru 2 . http://ru.wikipedia.org