Виды синтетических канатов и веревок. Строение и свойства. Альпинистская верёвка Виды веревок и их названия

Основная отличительная черта, определяющая вид верёвки, это её динамические качества - способность удлиняться под нагрузкой. Ещё при конструировании верёвки в зависимости от желаемых эксплуатационных свойств задается способность к удлинению как в процессе нормального применения, так и при поглощении динамического удара. В соответствии со степенью удлинения под нагрузкой, а также целями, для которых она производится, верёвка подразделяется на несколько видов:

Диаметр динамических и статических верёвок чаще всего лежит в пределах от 9 до 11 мм. Веревки диаметром ниже 8 мм, называются репшнурами и используются как вспомогательные. В практической работе толщина верёвки имеет отношение только к общему весу, гибкости, удобству обращения и не является показателем надежности веревки.
  Конструктивно все веревки состоят из двух компонентов: сердечника, который несет основную нагрузку и состоит из нитей и оплетки, основная функция которой - защита сердечника и придание веревке привычного круглого вида. В зависимости от количества нитей в оплетке она может быть 48-ми, 32-х и 40-прядной. Наиболее распространенные версии - 48 и 32. 32-прядная оплетка более износоустойчивая за счет большей толщины оплетки, но при этом более грубая на ощупь и чуть более жесткая по сравнению с 48-прядной.
  Как правило, оплетка и сердечник никак не связаны друг с другом, поэтому возникает эффект сдвига оплетки. Особенно наглядно это проявляется в случае, если веревка часто используется для спусков. Также это проявляется при перерезании оплетки нагруженной веревки острой кромкой или перекусывании ее жумаром - оплетка сползает. Существуют технологии «приклеивания» оплетки к сердечнику. Это повышает безопасность веревки: даже если по оплетке полоснуть ножом, она не сползает. Безусловно, цена таких веревок намного выше.

Статическая веревка

Веревки с низким растяжением обычно обозначаются как веревки статические. Служат для работ на высоте, для спасработ, в спелеологии и пр. Важно, чтобы статическая веревка имела минимальное растяжение и максимальную прочность. После того как верёвка стала основным средством не только страховки, но и подъема, её большая эластичность, полезная для страховки, сразу превратилась в её основной недостаток. Все это потребовало создания верёвки с малой степенью удлинения, которая получила наименование статической.
  Как подсказывает само название, статическая верёвка имеет ограниченную эластичность и не предназначена для амортизации больших динамических нагрузок. Статическая веревка может выдержать падение с фактором рывка меньше 1. Это означает, что каждому, кто работает на статической веревке, категорически запрещается выход над точкой закрепления веревки!   Статические веревки имеют тип, А или В. Основным отличием является минимальная статическая прочность. Веревки типа А по стандарту должны иметь минимальную статическую прочность 22 kN. Типа В 18 kN, обычно верёвка меньшего диаметра и рассчитана на меньшую нагрузку.

Основные характеристики:

  • тип веревки А или В;
  • диаметр 9-11 мм.;
  • количество прядей 32, 40, 48;
  • статическая прочность.

Достоинства:

  • На статических верёвках хорошо держат жумары;
  • Можно использовать для постоянных статических нагрузкок.

Недостатки:

  • Может выдержать падение с фактором рывка только меньше 1;
  • Имеет ограниченную эластичность.

Динамическая веревка

Веревка динамическая – предназначена для страховки при срывах. Ее задача – обеспечить минимальную нагрузку на человека даже при глубоком срыве за счет удлинения. Основное свойство динамических верёвок - это способность амортизировать динамический удар, возникающий при срыве с фактором падения больше 1. При каждом срыве веревка портится. Динамически верёвки бывают следующих типов:
Одинарная динамическая верёвка или основная верёвка - тип динамической веревки, который по своей конструкции предназначен для использования для страховки при свободном лазании и обладает необходимыми качествами для надежного задержания падения с максимальным фактором 2. Толщина основной верёвки чаще всего от 10,5 до 11,5 мм. Одинарная верёвка наиболее долговечная в использовании, более простая в работе. Она легче, чем две полуверёвки (но тяжелее сдвоенной верёвки).
Полуверёвка - динамическая верёвка, которая обязательно должна быть сдвоена при страховке. У одиночной полуверёвки нет необходимых качеств для того, чтобы выдержать падение с фактором 2. Полуверёвки имеют толщину 8.5-10 мм. При использовании системы из двух полуверёвок они поочерёдно встегиваются в разные карабины и разные точки страховки, образуя две параллельные дорожки. Полуверёвка менее долговечная.
Сдвоенная (двойная или цвилинговая) верёвка - используют как одинарную, прощелкивают одновременно обе верёвки в каждый карабин. Диаметр сдвоенной верёвки 7.8-9 мм. Её удобно использовать при дюльфере. Легче, чем одинарная и двойная верёвка. Она более тонкая и легче повреждается. Её нельзя использовать для перил.

Основные характеристики:

  • тип веревки;
  • диаметр 9-11 мм.;
  • количество прядей 32, 40, 48;
  • вес - чем больше диаметр тем больше вес;
  • количество рывков;
  • максимальная сила рывка (например 8кН=800кг это то что воздействует на человека, все что свыше веревка будет поглощать).

Достоинства:

  • Выдерживает падение с фактором 2;
  • Удобно использовать при дюльфере;

Недостатки:

  • на мягких верёвках плохо держат жумары, начале подъема на жумарах необходимо топтаться на месте, пока не выбирется до 5-6 метров;
  • динамические верёвки нельзя использовать под постоянными статическими нагрузками.

Репшнур

Шнуры применяют только для вспомогательных целей (петли-пруссики и пр). Репшнур не должен использоваться в качестве веревки для спуска или страховки.

Основные характеристики:

  • диаметр 4-8 мм.;
  • вес - чем больше диаметр тем больше вес;
  • прочность на разрыв (разрывная нагрузка, кгс);

Прочность верёвок.

Производители указывают весьма внушительную величину прочности на разрыв.
Однако многие факторы снижают прочность верёвок:

  •   Влияние воды и влажности - Поглощение воды полиамидными волокнами, из которых состоит веревка, значительно. Испытания с узлами показали, что влажная верёвка на 4-7 % слабее сухой. При замерзании мокрой верёвки её прочность уменьшается ещё больше, до 18-22 %. Влажные кевларовые верёвки слабее на величину до 40 %.
  •   Старение - под влиянием фотохимических и термических процессов, как и вследствие окислительного воздействия воздуха полимеры подвержены непрерывному прогрессирующему необратимому процессу - деполимеризации или старению. Деполимеризация особенно быстро идет в первые месяцы после производства, потом процесс замедляется. Процессы старения протекают независимо от того, эксплуатируется верёвка или нет. Процесс особенно интенсивно идет под влиянием тепла и света.
  •   Износ при использовании - в результате механических воздействий, которым верёвка подвергается в процессе эксплуатации, одновременно со старением изнашивается и физически. Особенно большой вклад в уменьшение прочности дает абразивное действие вследствие трения. Особенно неблагоприятное воздействие, которое способствует интенсивному износу верёвки, оказывает спусковое устройство, замусоренное глиной, грязью и т. п. Даже при слабом загрязнении глиной в течение короткого времени прочность уменьшается примерно на 10 %.
  •   Любой узел ослабляет верёвку. Перегибание в узлах - в зависимости от узла, ослабевает прочность верёвки на 30-60 %. Силы, действующие на нагруженную верёвку без узлов, распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Если верёвка перегибается, силы при нагружении распределяются неравномерно. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность.
  Все вышеизложенные факты приводят к тому, что практическая прочность у верёвки, бывшей в употреблении, может быть значительно меньше заявленных значений. Например, если веревка имеет объявленную прочность 2500 кгс., то после 5 лет эксплуатации её практическая прочность составит менее 700 кгс.

«При прохождении через много карабинов во время срыва из за трения верёвка может не удлинится и динамические свойства могут не проявляться в полной мере.»

Цитата из статьи в русской Википедии .

По видимому, русский язык для многих пишущих в русской Википедии — не родной. Эта смешная статья толкнула меня на собственный перевод чего-нибудь интересного на данную тему. В общем, существует три типа верёвок, каждый из которых — наилучший для конкретного применения. Они тестируются в соответствии с разными стандартами.

Одинарные верёвки

Одинарные верёвки (single ropes) — наиболее часто используемый тип верёвок. В зависимости от диаметра и длины, их можно использовать в большинстве ситуаций. Их основное преимущество — простота использования. Недостатком является то, что при лазании с последующим спуском или дюльфером доступны только маршруты в половину длины верёвки. Одинарные верёвки могут быть от 8.9 до 11 мм в диаметре и весить от 52 до 77 грамм/метр. Одинарные верёвки выдерживают как минимум пять падений с массой 80 кг (прим. перев.: имеется в виду стандартный тест UIAA для одинарных верёвок: падения тестового груза весом 80 кг с фактором падения равным 1.77).

Сдвоенные верёвки

Сдвоенные верёвки (twin ropes) можно использовать только в паре, простёгнутыми в каждую точку страховки вместе так же, как одинарная верёвка (= техника сдвоенной верёвки, Twin rope technique). Две верёвки дают избыточность, например, повышают безопасность в случае шоковой нагрузки верёвки через острый край. Они подходят для альпинизма или сложных маршрутов, с которых, возможно, придётся отступить. Сдвоенные верёвки дают высший запас прочности и позволяют спуститься дюльфером на всю длину верёвки. Диаметр сдвоенных верёвок, как правило, от 7.5 до 8.5 мм, вес — от 38 до 45 грамм/метр. Вместе они весят почти столько же, сколько самые тяжёлые одинарные верёвки. В стандартном тестировании эти верёвки должны выдерживать 12 падений массы 80 кг (прим. перев.: с фактором падения 1.77 для двух верёвок).

Полуверёвки (двойные верёвки)

Полуверёвки или двойные верёвки (half or double ropes) по прочности и весу находятся между одинарными и сдвоенными верёвками. Они также должны использоваться только в паре. Но у вас есть выбор между техникой сдвоенной верёвки (Twin rope technique), где обе верёвки простёгиваются в одни и те же точки страховки, и техникой двойной верёвки (Half-rope / Double rope technique), где обе верёвки, «левая» и «правая», идут отдельно через разные точки страховки. Техника двойной верёвки позволяет уменьшить трение верёвки, если точки страховки разбросаны широко вокруг линии движения, и снизить силу рывка. Это является преимуществом при лазании с натуральной страховкой. Для страховки должен использоваться метод, дающий независимый контроль над каждой верёвкой. Полуверёвки тестируются раздельно весом 55 кг и должны выдерживать не менее пяти стандартных падений (прим. перев.: падения груза массой 55 кг с фактором падения равным 1.77). Диаметр полуверёвок — от 8 до 9 мм, вес — 41-55 грамм/метр. Их можно использовать для одновременной страховки двух вторых в связке.

Как и статья на тему сертификации снаряжения, опубликованная в первом номере журнала «Горы», данный текст не претендует на научность и всеобъемлемость. Это скорее ликбез, краткий обзор.
Специалисты, возможно, найдут в статье неточности и упрощения. Итак, веревки, которые мы используем...

Условно веревки можно разделить на три группы: динамические, статические и специальные. Последние мы разбирать не будем совсем, так как их использование лежит вне нашей обычной деятельности в горах. Приведу лишь два примера: веревки с арамидной (кевларовой) оплеткой и веревки с металлической сеткой внутри. Веревка с арамидной оплеткой обладает повышенной устойчивостью к высокой температуре и относительно низким статическим удлинением; металлическая сетка между оплеткой и сердечником придает веревке антивандальные свойства.

Конструктивно все веревки состоят из двух компонентов: сердечника, который несет основную нагрузку и состоит из нитей и оплетки, основная функция которой - защита сердечника и придание веревке привычного круглого вида. В зависимости от количества нитей в оплетке она может быть 48-ми, 32-х и 40-прядной. Наиболее распространенные версии - 48 и 32. 32-прядная оплетка более износоустойчивая за счет большей толщины оплетки, но при этом более грубая на ощупь и чуть более жесткая по сравнению с 48-прядной.

Как правило, оплетка и сердечник никак не связаны друг с другом, поэтому возникает эффект сдвига оплетки. Особенно наглядно это проявляется в случае, если веревка часто используется для спусков. Также это проявляется при перерезании оплетки нагруженной веревки острой кромкой или перекусывании ее жумаром - оплетка сползает. Существуют технологии «приклеивания» оплетки к сердечнику. Это повышает безопасность веревки: даже если по оплетке полоснуть ножом, она не сползает. Безусловно, цена таких веревок намного выше.

Статические веревки

Статические веревки обладают высокой прочностью и относительно низким статическим удлинением - 3–5 %. Такие веревки используются для организации перил в горах, для спасработ, промышленного альпинизма, спелеологии, каньонинга, арбористики и пр., но они не предназначены для страховки. Точнее они не должны использоваться тогда, когда потенциально возможно возникновение падения с фактором рывка равным 1 и более. Любые варианты нижней страховки исключаются, верхней - под вопросом. Большинство производителей указывают в инструкции недопустимость использования статической веревки в качестве страховочной. Исключением является проведение спасательных работ.

Часто можно увидеть «усы» самостраховки, выполненные из статической веревки. При неправильной работе на самостраховке вероятность падения с фактором рывка более 1 весьма высока, так что лучше не пользоваться самостраховками, выполненными из статической веревки.

Характеристики статических веревок



Тип веревки (А или В). Основным отличием является минимальная статическая прочность. Веревки типа А по стандарту должны иметь минимальную статическую прочность 22 kN, типа В - 18 kN. Обычно к типу В относятся веревки диаметром 9 мм.

Относительное удлинение (Elongation). Степень удлинения веревки под нагрузкой. Тест проводится под нагрузкой 150 кг. Значение не должно превышать 5 %. Обычно это около 3 %.

Сдвиг оплетки (Sheath slippage). Этот параметр очень важен, если веревка используется для спусков. При большом сдвиге оплетки возможна ситуация, когда в конце спуска оплетка еще есть, а сердечник давно кончился. Тест на сдвиг оплетки довольно сложно поддается описанию. Идеальным значением является 0 мм, максимальным - 20 мм на 2 метра веревки (1 %). Чаще это значение составляет 0–5 мм.

Усадка (Shrinkage). Характеристика, на которой стоит остановиться подробнее. Подавляющее большинство веревок, производимых в мире, проходит процесс термофиксации: после плетения веревка
смачивается специальным составом и помещается в шкаф с температурой около 150 градусов. В результате этого действия веревка усаживается еще на заводе. Хорошим значением усадки является 1,5–2 %. Т.е. веревка длиной 50 метров через некоторое время «сядет» примерно на метр. Но! Все это не относится к веревкам, произведенным у нас в стране, а также к веревкам белорусского и украинского производства. Они не проходят процесс термофиксации и их усадка составляет до 15 %. Для того, чтобы иметь веревку длиной 50 метров, необходимо купить 55, а лучше 60 метров. Следует отметить, что данный параметр не регламентируется ни отечественным стандартом ГОСТ-Р ЕН1891-2012 (введен в действие с 1 января 2013 г.), ни европейским стандартом EN1891по причине того, что напрямую этот параметр не влияет на эксплуатационные свойства веревки. Так что упрекнуть отдельных производителей в отсутствии термофиксации формально нельзя, но иногда очень хочется.

Статическая прочность (Static strength). Минимум 22 kN для типа А и 18 kN для типа В. Для веревок диаметром 10 и более миллиметров она близка к 30 kN (три тонны). Есть также параметр - «Прочность с узлами» (Strength with knots). Это примерно 70 % от статической прочности, хотя все зависит от узла. Некоторые производители указывают, что реальная рабочая нагрузка на веревку не должна превышать 10 % от статической прочности. Т.е. если веревка имеет статическую прочность, например, 32 kN, то это означает, что рабочая нагрузка не должна превышать 3,2 kN (320 кг).

Коэффициент узловязания (Knotability). Данный параметр характеризует мягкость веревки. На веревке завязывают простой узел и подвешивают груз 10 кг на одну минуту. Потом нагрузку уменьшают до 1 кг и проводят измерение. Отношение внутреннего диаметра узла к диаметру веревки и есть коэффициент узловязания. Внутренний диаметр узла измеряют мерным конусом. Значение 0,6-0,7 говорит о тактильной мягкости веревки, 1,0 и выше - о большой жесткости веревки. Попадаются образцы отечественной веревки со значением 2 и даже более. Данную характеристику статической веревки не всегда указывают производители. Количество рывков (Number of falls): статические веревки проходят динамические испытания, которые определяют данный показатель. Груз массой 100 кг для веревок типа А или 80 кг для веревок типа B сбрасывается с фактором рывка, равным 1. Веревка должна выдержать не менее пяти рывков. Обычно это значение в несколько раз выше.


Динамические веревки



Основное и, по сути, единственное назначение динамических веревок - страховка. Верхняя, нижняя - любая. Исключение составляет страховка на спасработах, где от динамических веревок по возможности лучше отказаться. Появление динамических веревок привело к исчезновению такого технического приема как «протравливание веревки». Когда все веревки были статическими, протравливание было необходимо для того, чтобы максимально снизить нагрузку на верхнюю точку и на сорвавшегося путем плавного приложения нагрузки, т. е. растягивания нагрузки во времени. В каждом альплагере был страховочный стенд, где данный прием тщательно отрабатывался. Это было жизненно необходимо.

Свойством динамической веревки является поглощение энергии рывка за счет удлинения веревки. Фактически, это тоже самое протравливание только автоматическое. Дополнительное протравливание в этом случае не только не требуется, но и опасно: при срыве с выходом выше нижней точки человек пролетает 2 расстояния превышения над точкой плюс динамическое удлинение веревки (около 35 %). Т.е. глубина падения ниже верхней точки составляет около трех длин превышения над точкой. Веревка способна снизить нагрузку на верхнюю точку и на сорвавшегося до относительно безопасных значений, но опасность ударов о рельеф остается. Если дополнительно протравить веревку, то это только увеличит глубину падения и, следовательно, увеличит риск ударов о рельеф.

В одном из альплагерей я регулярно наблюдаю отделения новичков, которых разные инструкторы приводят на старый, но еще живой страховочный стенд и демонстрируют им «силу рывка». Все это происходит с использованием старой статической веревки в качестве страховочной. Новичок жестко зажимает веревку в страховочном устройстве и при рывке взлетает вверх на длину своей самостраховки. Инструктор говорит: «Вот, видите какой рывок!». При этом, он даже не понимает, что грубо нарушает технику безопасности, используя статическую веревку в качестве страховочной. Фактор рывка при таких испытаниях однозначно выше 1. Подобная демонстрация не только не безопасна, но и бессмысленна, так как рывок подобной силы никогда не возникнет, если будет использована динамическая веревка. А именно она и должна быть использована, и инструктор альпинизма не может об этом не знать.

Все сказанное про протравливание не означает, что оно всегда опасно. Например, при работе на снегу оно может оказаться спасительным. Видимо, можно придумать ситуацию и на скалах. Но! Итальянский альпклуб провел исследование времени возникновения пиковой нагрузки. Оказалось, что если при срыве с нижней страховкой максимальное усилие на сорвавшегося возникнет через 0,2 секундны после срыва, то на страхующего только через 0,8 секунд. Т.е. когда второй почувствовал рывок, лидер уже все «получил»…

Виды динамических веревок



В зависимости от цели использования существует три типа веревок:
Одинарная (single)- обычная веревка, которая может использоваться для страховки. Маркируется такая веревка цифрой 1 в круге. Диаметр одинарной веревки от 8,7 мм.
Двойная (half) - веревка с диаметром от 7,5 мм, которая используется в паре с другой аналогичной веревкой, причем они поочередно встегиваются в разные промежуточные точки страховки. Такие веревки маркируются значком 1/2.
Сдвоенная (twin) - веревка так же имеет диаметр от 7,5 мм. Использование сдвоенных веревок предполагает их использование как одну, т.е. обе веревки вместе встегиваются во все промежуточные точки страховки. Такие веревки маркируются значком, состоящим из двух пересекающихся колец. Надо отметить, что подавляющее большинство веревок диаметром 7,5–8,5 мм удовлетворят как стандарту для double так и для twin. Недопустимо использовать веревки half и twin в качестве одинарных.

Водоотталкивающая пропитка динамических веревок

Пока веревка новая и сухая, то не имеет значения пропитана она или нет. Веревки, которые используются в закрытых помещениях в пропитке не нуждаются. Но как только возникает контакт с водой, ситуация меняется. Существуют три основные проблемы:

  • Прочность мокрой веревки более чем в два раза меньше, чем сухой. При тестах на количество рывков мокрая веревка выдерживает один-два, максимум, три рывка. После высыхания свойства восстанавливаются.
  • Ледниковая вода часто несет с собой взвесь, которая проникает с водой в веревку и потом там и остается. При высушивании она превращается в абразив, который приводит к быстрому износу веревки.
  • Самое очевидное: мокрая веревка весит гораздо больше, чем сухая. Ее тяжело нести, с ней неудобно и неприятно работать. Всем знакома ситуация, когда при спуске по мокрой веревке на руки льется поток воды, выдавливаемый тормозным устройством. А если температура падает ниже нуля, то мокрая веревка превращается в проволоку.

Вывод: с водой надо бороться.

Качественная, а главное долговечная водоотталкивающая пропитка - головная боль производителей. На рынке можно встретить три варианта веревки: без пропитки, с пропиткой оплетки, с полной пропиткой (оплетка и сердечник). Цена веревки с пропиткой, безусловно выше, чем без.

На заседании комиссии по безопасности UIAA в 2012 году было представлено интересное исследование, из которого следует, что пропитка только оплетки крайне недолговечна и очень быстро свойства такой веревки становятся аналогичны свойствам веревки без пропитки. Поэтому выбирая веревку с пропиткой не надо экономить, покупая «полупропитанное» изделие. Вы просто переплачиваете или рассчитываете на очень короткий срок службы этой веревки.

Но надо понимать, что срок жизни пропитки в любом случае короче, чем срок жизни веревки. Что выбрать? Для использования на скалодроме, скалолазания, лазания на сухих скалах или в заведомый мороз веревка с пропиткой не нужна. Хотя надо отметить, что наличие пропитки придает веревке большую износостойкость даже в сухих условиях эксплуатации. Если же речь идет о «всепогодности», «обычных» горных условиях, то веревки с пропиткой предпочтительней.

Основные характеристики динамических веревок



Сразу хочу отметить, что для динамических веревок понятие «статическая прочность» практически не используется. Она почти такая же как у статических веревок аналогичного диаметра, но этот параметр не так важен для динамической веревки.

Усилие первого рывка (Impact force). Наиболее важная характеристика для динамической веревки. Это максимальное усилие, которое возникает в страховочной цепи при срыве с фактором рывка равным примерно 1,77 груза массой 80 кг (55 кг для веревок типа half и 80 кг для двух веревок типа twin). Согласно стандарту, это усилие не должно превышать 12 kN (1200 кг). Реальные значения составляют 7,5–10 kN. Во многом это зависит от производителя. Кто-то производит веревки с низким усилием первого рывка, но это приводит к большему относительному удлинению. Другие, наоборот, стараются изготовить веревки с относительно «жестким» рывком, но при этом уменьшается относительное удлинение.

Количество рывков UIAA (Number of falls UIAA). Кусок веревки жестко закрепляется одним концом. На другом конце закрепляется груз весом 80 кг (55 кг для типа half) и сбрасывается вниз с фактором 1,77. При этом веревка ударяется о карабин (пруток с R=5 мм). Тест повторяется с интервалом в 5 минут (за это время веревка «отдыхает») до первого повреждения веревки. По стандарту таких рывков должно быть не менее 5. Обычно это значение 7–10 и выше. Надо отметить, что тест проводится с использованием карабина (прутка) с радиусом 5 мм, а современные карабины, используемые в оттяжках имеют, как правило, меньший радиус. Очевидно, что и количество рывков будет меньше.

Статическое удлинение (Static elongation). Этот параметр становится важным, если веревка используется в качестве перил. Часто можно услышать фразу: «жумарить по динамической веревке?! Да вы что!». Как правило, это произносят те, кто пользуется продукцией одного из двух заводов, производящих динамическую веревку в нашей стране. Эти веревки производятся по сильно устаревшим технологиям и они действительно представляют из себя «резинку». По стандарту же этот параметр не должен превышать 10 %, а обычно он составляет 7–8 %, что, конечно, не очень хорошо для перильной веревки, но если разобраться, то всего в два раза превышает показатели статических веревок. Безусловно, для перил лучше использовать «статику», но использование современной «динамики» не так неудобно, как это было 10–15 лет назад.

Динамическое удлинение (dynamic elongation).
Это собственно то, что и гасит рывок - «протравливание». По стандарту максимально значение - 40%. Реально 30–35 %. Обычно, чем ниже усилие первого рывка, тем больше удлинение - и наоборот.
Сдвиг оплетки и коэффициент узловязания мы рассматривали, говоря о статических веревках (по стандарту EN892 он не определен, но его обычно рассчитывают).



Заканчивая разговор о динамических веревках, хочу отметить, что некоторые российские производители по непонятным причинам вводят покупателей в заблуждение, называя заведомо статические веревки динамическими. В ложности этого утверждения можно легко убедиться открыв паспорт, приложенный к веревке с требованиями стандартов. Если же по какой-то причине к веревке не прилагается ничего (что часто бывает), то стоит ли вообще покупать эту веревку

Обиходная классификация веревок в среде не утруждающих себя премудростями профессии "экстремалов" зачастую предельно бедна. Веревки делятся на "основные" и "вспомогательные", при этом главным критерием является толщина, которая и выступает определяющим признаком для использования веревок в тех или иных целях. В то же время существует достаточно определенная междуна­родная классификация веревок.

Необходимые эксплуатационные качества веревок заклады­ваются еще при их конструировании. Основным признаком для определения вида данной веревки является не диаметр, а ее динамические качества, определяемые способностью веревки удлиняться под нагрузкой. По степени удлинения под нагрузкой, а, следовательно, и по целям, для которых их производят, веревки разделяются на два основных вида:

Динамические или альпинистские веревки;

Статические или спелеоверевки.

Термин "семи-статик" (Semi-static) означающий в буквальном переводе "полу-статик", используется некоторыми фирмами для обозначения все тех же статических веревок. В данном случае имеет место быть попытка терминологически пояснить отличие статических веревок от действительно предельно статических линейных опор, каковым является стальной трос или кевларовое волокно.

Кроме этого, можно отметить специальные спасательные ве­ревки на основе кевлара и других малогорючих и устойчивых к агрессивным средам материалов, что является главным их дос­тоинством, по сравнению с эластичным, но легкоплавким ней­лоном и другими синтетиками этого ряда.

По своим эксплуата­ционным характеристикам такие спасательные веревки чаще всего суперстатичны, что накладывает определенные требова­ния к правилам работы с ними.

Что делать - одной рукой за два уха не ухватишься.

По эксплуатационному предназначению различают следую­щие типы веревок.

ОСНОВНОЙ - называется такая динамическая веревка, ко­торая по своей конструкции предназначена для обеспечения страховки при свободном лазании и способна с гарантией остановить свободное падение с максимальным фактором (1,78 - 2,00 ) без возникновения опасных динамических нагрузок. Диаметр основных веревок наиболее часто лежит в диапазоне от 10,5 до 11,5 мм.

ДВОЙНОЙ илиПОЛУВЕРЕВКОЙ - называется динамическая веревка, которую необходимо сдваивать при страховке лиде­ра связки, то есть страховка производится двумя веревками одновременно. Каждая из них в отдельности не имеет необхо­димых качеств для гарантированного погашения нагрузки, возникающей при падении с фактором 2 , если будет применять­ся как одинарная.



Полуверевки имеют толщину 9 и 10 мм.

РАПЕЛЬНОЙ веревкой,РАПЕЛЬЮ - называется веревка, ко­торая по своим конструктивным характеристикам предназна­чена для использования в качестве средства передвижения.

Первоначально термин "рапель" (rappeler. фр., буквально "отзывать", "возвращать"), имел чисто функциональное альпинистское звучание и обозначал веревку, предназначенную для спуска с вершины после восхождения - для возвращения.

Перейдя из альпинизма, термин вошел в техническую спелеологию и при­обрел новое смысловое звучание - "веревка для спуска" и, неиз­бежно, для подъема. Таким образом, рапельной веревкой или рапелью называется веревка, которая по своей конст­рукции предназначена для использования в качестве средства передвижения по отвесу и для гарантированного удержания свободного падения при срыве с фактором, не превышающем 1 .

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ - называется веревка, которая по сво­ей конструкции не может быть использована ни в одном из вышеприведенных случаев.

Предназначена исключительно для вспомогательных функций.

Вспомогательные веревки имеют толщину 7 и 8 мм.

В зависимости от типа и года выпуска имеют различную прочность, обычно порядка 900 кГ. Например, вспомогательная веревка фирмы "Еделрид" диаметром 7 мм име­ет объявленную прочность на разрыв соответственно 1200 кГ, а диаметром 8 мм - 1550 кГ (1983 г.).

Вспомогательные веревки используются для организа­ции разных импровизированных беседок и грудных обвязок, петель и в других вспомогательных целях.



ШНУРЫ - имеют толщину от 3 до 6 мм и прочность соответ­ственно от 270 до 730 кГ (1983 г.). Используются преимущест­венно для организации штурмовых лесенок, вздержек на транспортные мешки при транспортировке их по отвесам и для других не оговоренных нагрузок.

Шнуры толщиной 5-6 мм наиболее подходят для вязки схватывающих узлов.

Таким образом, упрощенное деле­ние веревок на "основные" и "вспомогательные" лишь по одно­му признаку - их диаметру, не соответствует современной клас­сификации и представлениям по этому вопросу.

В Таблице 9 приведены объявленные характеристики зару­бежных и советских веревок разных типов по данным, опубли­кованным в литературе и паспортам фирм-изготовителей.

Для сравнения в Таблице 5 приведены значения практиче­ской прочности и некоторых других характеристик советских веревок по данным испытаний конструкторской группы клу­ба спелеологов "Сумган" (г. Усть-Каменогорск).

Тросами называются изделия, свитые из стальных проволок или свитые из растительных и синтетических волокон . На судах тросы применяются в качестве бегучего и стоячего такелажа, талей, швартовов и буксиров, стропов, сеток, бросательных концов и др. Из старых тросов изготовляются маты, кранцы, швабры и т. п. Каждое судно снабжается тросами в зависимости от своих размеров и назначения. В настоящее время растительные тросы практически вытеснены синтетическими.

Характеристиками троса, определяющими его эксплуатационные качества , являются прочность, гибкость, эластичность, масса и стойкость к воздействию внешних факторов - воды, температуры, солнечной радиации, химических веществ , микроорганизмов и т. д. Знание этих характеристик позволяет обеспечить надлежащий уход за тросами, их правильное хранение и использование на судне.
Прочность троса характеризует его способность выдерживать нагрузки на растяжение. Различают разрывную и рабочую прочность троса. Разрывная прочность троса определяется той наименьшей нагрузкой, при которой он начинает разрушаться. Эта нагрузка называется разрывным усилием. Рабочая прочность троса определяется той наибольшей нагрузкой, при которой он может работать в
конкретных условиях длительное время без нарушения целости отдельных элементов и всего троса. Эта нагрузка называется допустимым усилием. Его величина устанавливается с определенным запасом прочности. Обычно принимают, что рабочая прочность троса в 3 раза меньше его разрывной прочности.
Толщина троса измеряется в миллиметрах: растительных и синтетических по длине окружности, а стальных - по длине диаметра. Чем меньше толщина троса, тем легче и удобнее работать с ним.
Гибкость троса характеризует его способность изгибаться без нарушения структуры и потери прочности. Большая гибкость троса обеспечивает удобство и безопасность работы с ним.
Эластичность (упругость) троса - способность его удлиняться под нагрузкой растяжения и принимать первоначальные размеры без остаточных деформаций после её снятия. Эластичность троса - качество относительное. Например, трос с высокими упругими качествами удобен при изготовлении буксирных тросов, но будет плохо фиксировать положение судна у причала, если из него изготовить швартовы, и непригоден для стоячего такелажа.
Масса троса определяет трудоемкость работы с ним. Чем он прочнее и легче, тем удобнее с ним работать

Растительные тросы изготавливают из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений (конопли, агавы, прядильного банана, хлопка и др.). По способу свивки они подразделяются на тросы тросовой и кабельной работы (рис. 5.1).
Изготовление любого растительного троса начинают с того, что из волокон свивают нити, называемые каболками. Из нескольких каболок свивается прядь, а несколько прядей, свитых вместе, образуют трос тросовой работы. В зависимости от количества прядей тросы бывают трёх-, четырёх- и многопрядные. Трос с меньшим количеством прядей всегда прочнее троса такой же толщины, свитого из
большего количества прядей, но уступает ему в гибкости. Трос кабельной работы получается путем свивки между собой нескольких тросов тросовой работы, которые в структуре такого троса называют стреднями. Трос кабельной работы уступает в прочности тросу тросовой работы такой же толщины, но он более гибок и эластичен. Чтобы трос не раскручивался и сохранял свою форму, свивку каждого
последующего элемента структуры троса делают в сторону, противоположную свивке предыдущего элемента.
На суднах морского флота наибольшее применение получили пеньковые, манильские и сизальские тросы.
Пеньковые тросы изготавливают из волокон конопли - пеньки. Существенными недостатками пеньковых тросов являются подверженность гниению и большая гигроскопичность. Для предохранения троса от гниения его пряди свивают из каболок, просмоленных древесной смолой. Такие тросы называются смолеными.

Манильские тросы изготавливают из волокон прядильного банана. Из всех растительных тросов они имеют наилучшие эксплуатационные характеристики .
Тросы обладают большой прочностью, гибкостью и эластичностью: при нагрузке, равной половине разрывного усилия , они удлиняются на 15 - 17% без потери прочности. Тросы намокают медленно и поэтому длительное время не тонут в воде, под воздействием влаги не теряют эластичности и гибкости быстро высыхают, мало подвержены гниению. Тросы имеют цвет от светло- жёлтого до золотисто-
коричневого.
Сизальские тросы изготавливают из волокон листьев агавы – тропического растения . Они обладают примерно такой же эластичностью, как манильские тросы, но уступают им в прочности, гибкости и влагостойкости. Мокрые сизальские тросы становятся хрупкими, имеют светло-жёлтый цвет.
В зависимости от способа изготовления и толщины растительные тросы имеют специальные названия: лини - тросы тросовой работы толщиной до 25 мм и тросы кабельной работы толщиной до 35 мм; перлини - тросы кабельной работы толщиной от 101 до 150 мм; канаты - тросы кабельной работы толщиной более 350 мм.
Лини большой прочности свивают из нескольких каболок высококачественной пеньки. Линь, свитый из низкосортной пеньки, называется шкимушгаром. Он идёт на изготовление матов, кранцев и других изделий. Лини, полученные путём плетения льняных нитей, называются шнурами. Плетёные шнуры гибки и эластичны. Они без больших наружных изменений и деформаций воспринимают крутящие усилия. Благодаря этим качествам шнуры используются для изготовления лаглиней и сигнальных фалов.

Стальные тросы изготовляют из оцинкованной стальной проволоки диаметром от 0,2 до 5 миллиметров. По конструкции стальные тросы делятся на три типа: одинарной, двойной и тройной свивки (рис. 5.2). Тросы одинарной свивки , называемые спиральными, состоят из одной пряди, в которой проволоки свиты по спирали в один или несколько рядов, обладают большой гибкостью. Применяются в различных приборах и механизмах, для накладывания бензелей и при проведении различных такелажных работах.

Тросы двойной свивки получаются путем свивки нескольких прядей вокруг одного общего сердечника, который может быть растительным или металлическим. Тросы двойной свивки называют тросами тросовой работы. Сердечник заполняет пустоту в центре троса и предохраняет пряди от проваливания к центру. В качестве сердечников применяются: стальная проволока , промасленные пеньковые и
другие растительные тросы тросовой работы, синтетические и асбестовые материалы. Сердечник обеспечивает плотность троса и сохранение его формы на изгибах при большом напряжении.
Органические промасленные сердечники предохраняют внутренние проволоки от ржавления и так же, как и синтетические сердечники, делают трос более мягким, гибким. Кроме центрального сердечника, многие тросы имеют органический сердечник внутри каждой пряди.

Для получения троса тройной свивки свивают между собой несколько тросов двойной свивки, которые в этом случае называют стрендями. Тросами тройной свивки называются тросы кабельной работы. Такие тросы изготавливаются из более тонкой проволоки , они значительно гибче, но в то же время слабее тросовых примерно на 25%. В основном используются в легких подъемных механизмах с навивкой троса на барабаны, для лопарей шлюпочных талей и т. п. Толстые тросы диаметром 40 - 65 мм идут на швартовы и буксиры. Стальные тросы выпускаются любой длины, но не менее 200 метров. Толщина стального троса определяется по его диаметру. Стальные тросы выпускаются намотанными на деревянные или металлические катушки. Каждая бухта (катушка) троса должна быть снабжена биркой и актом-сертификатом с указанием наименования троса, его длины, толщины и разрывной прочности, чистой массы (массы 100 м) и массы в упаковке (с катушкой), даты изготовления. Кроме того, указываются конструкция троса, характеристики проволоки, из которой изготовлен трос. При приемке должен производиться тщательный осмотр с контрольным замером толщины в нескольких местах. Не должно быть сплющенных прядей, оборванных или сломанных проволок. Оцинковка проволок не должна иметь повреждений или трещин.
Во время эксплуатации тросы необходимо смазывать не реже одного раза в три месяца. Тросы, хранящиеся на судне, смазывают не реже одного раза в год. При правильном уходе срок службы тросов стоячего такелажа практически не ограничен. Для тросов бегучего такелажа он равен 2 - 4 года.

Синтетические тросы изготавливают из полимерных материалов . В зависимости от марки полимера они подразделяются на полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые. К полиамидным относятся тросы, изготовленные из волокон капрона, найлона (нейлона), перлона, силона, и других полимерных материалов. Полиэфирные тросы изготавливаются из волокон лавсана, ланона, дакрона, долена, терилена, и других полимеров. Материалами для изготовления полипропиленовых тросов служат плёнки или моно нити полипропилена, типтолена, бустрона, ульстрона и др.

По физико-механическим свойствам синтетические тросы имеют большие преимущества перед растительными. Они легче последних, значительно превосходят их по прочности. Например, разрывная прочность обычного капронового троса толщиной 90 мм в 2,5 раза превышает разрывную прочность манильского троса такой же толщины и более чем в 3 раза - сизальского и пенькового смоленого.
Синтетические тросы гибки и эластичны, влагостойки и в большинстве своем не теряют прочности при намокании и при изменении температуры воздуха, что позволяет использовать их при работе судна в различных климатических условиях . Тросы стойки к растворителях (бензину, спирту, ацетону, скипидару), не подвержены гниению и плесени.

Синтетические тросы имеют недостатки и особенности, которые необходимо учитывать при их эксплуатации. Полиамидные тросы повреждаются при воздействии солнечной радиации, кислот, олифы, мазута и др. Полиэфирные тросы разрушаются от соприкосновения с концентрированными кислотами и щелочами. Разрывная прочность полипропиленовых тросов снижается при температурах свыше +20°, а при отрицательных температурах понижается и гибкость. Все синтетические тросы при трении о поверхности деталей оборудования, а также в результате трения прядей и волокон между собой
внутри троса способны накапливать заряд статического электричества, который при разряде вызывает искрообразование, что опасно в пожарном отношении.
Наружные волокна недостаточно стойки к истиранию и могут оплавляться, особенно при трении о шероховатые поверхности. Синтетические тросы обладают большой эластичностью, что создаёт опасность для людей в случаи его обрыва.
Все синтетические тросы, как и растительные, теряют прочность под воздействием солнечных лучей , быстро «стареют», поэтому их длительное хранение надо осуществлять в помещениях или под чехлами, а просушивать в тени.
Загрязненные синтетические тросы необходимо промывать соленой морской водой . Также их необходимо периодически подвергать антистатической обработке - вымачиванию в течение суток в морской или просто соленой воде. Этим же целям будет способствовать и окатывание троса морской забортной водой.

трос на судне

Альтернативные описания

Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне

Трос для парусов

Судовой трос

Ограда на палубе судна

. «палубный забор»

Ограждение вокруг люка

Корабельный трос

Трос вдоль борта судна

Трос вдоль борта

Тросовое ограждение

Трос на бортах

Ограждение на судне

Трос для моряка

Трос вдоль борта корабля

Стальной трос на судне

Трос по борту

Канат-поручень

Канат вдоль борта

Спасательный трос по борту

Ограждение вдоль борта

Защищает от падения за борт

Судовое ограждение

Ограждение на палубе

Судовой канат

Не дает упасть за борт

Ограда на палубе

Канатное ограждение на судне

Палубное ограждение

Палубная ограда

Трос вдоль лодки

Бортик по борту

Ограда вдоль палубы судна

Ограждение палубы

Трос вдоль палубы

Трос для постановки парусов

Трос ограждения палубы

. «парапет» на судне

. «забор» на палубе

Ограждение вдоль бортов судна

. "Забор" на палубе

. "Палубный забор"

. "парапет" на судне

М. морск. веревка, туго протянутая в косом или лежачем положении: по лееру ходят стакселя (треугольные паруса); к лееру, вдоль рея, привязывается парус; на леерах сушат белье на судне; за леера, протянутые над реями, держатся люди, когда становятся, для отдания чести, по реям; леера же протягиваются вдоль палубы, во время сильной качки, и за них люди хватаются на ходу. Леерный, к лееру относящ

На ринге - канат, а что на судне

Веревка по бортам яхты

Ответ на вопрос в сканворде "Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне" состоит из 4 букв. Ответы на все сканворды с разбором по буквам вы всегда найдете на сайте сайт. База ответов пополняется каждый день. Удачи в игре!

Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне

Альтернативные описания

Генрих (1829-1904) российский военный теоретик и историк, генерал от инфантерии

Трос, натянутый по борту судна

Тросовое ограждение вдоль бортов судна, трюмных люков, трос по бортам спасательной шлюпки

Трос для парусов

Судовой трос

Ограда на палубе судна

Туго натянутый трос для крепления к ним парусов

. «палубный забор»

Ограждение вокруг люка

Корабельный трос

Трос вдоль борта судна

Трос вдоль борта

Тросовое ограждение

Трос на бортах

Трос на судне

Ограждение на судне

Трос для моряка

Трос вдоль борта корабля

Стальной трос на судне

На ринге - канат, а что на судне?

Трос по борту

Канат-поручень

Канат вдоль борта

Спасательный трос по борту

Ограждение вдоль борта

Защищает от падения за борт

Судовое ограждение

Ограждение на палубе

Судовой канат

Не дает упасть за борт

Ограда на палубе

Канатное ограждение на судне

Палубное ограждение

Палубная ограда

Перила, чтоб за борт не упасть

Трос вдоль лодки

Бортик по борту

Ограда вдоль палубы судна

Ограждение палубы

Трос вдоль палубы

Трос для постановки парусов

Трос ограждения палубы

. «парапет» на судне

. «забор» на палубе

Ограждение вдоль бортов судна

Туго натянутая веревка на судне, предохраняющая от падения людей за борт

Российский военный теоретик и историк, генерал (1829-1904)

. "Забор" на палубе