Международные отношения и внешнеэкономические связи. О международных и внешнеэкономических связях республики мордовия. Главный по связям

Лекция 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках

Внешнеэкономические связи отражают торгово-экономические отношения, возникающие в результате международного разделения труда.

Международное разделение труда (МРТ) - представляет собой закрепление за определенными странами производство отдельных видов товаров, работ или услуг.

МРТ обусловливает:

1)обмен товарами и услугами между странами;

2)движение капиталов из одной страны в другую;

3) миграцию рабочей силы;

4)4) интеграцию.

Для развития МРТ важное значение имеют:

Сравнительные преимущества, т.е. способность каждой отдельной страны производить определенный товар (или группу товаров) с более низкой стоимостью по сравнению со средней мировой;

Государственная политика, в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;

Концентрация производства, т.е. создание крупной промышленности и развитие массового производства;

Растущий импорт сырья, материалов, топлива из развивающихся стран в развитые страны;

Развитие транспортной инфраструктуры.

Управление МРТ и вешней торговлей обусловили необходимость международного менеджмента. Международный менеджмент - это особый раздел управления, в котором рассматриваются вопросы планирования и организации внешнеторговой деятельности, действия таможенной системы, методика формирования внешнеэкономических стратегий и т.п.

Международный менеджмент совершенствовался по мере развития внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В частности, в последние годы получили развитие такие направления международного менеджмента, как управление внешнеэкономической деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), управление международными интеграционными процессами в рамках ЕЭС, управление финансовыми операциями на международном валютном рынке и т.п.

Однако во все времена в международном менеджменте рассматривались тенденции развития мировой торговли.

Основные тенденции развития мировой торговли заключаются в следующем.

1. Происходит быстрое обновление товарного ассортимента, увеличение на рынке доли принципиально новых товаров - продуктов наукоемких отраслей и сфер высоких технологий.

2. Научно-технический прогресс дает новый импульс для МРТ и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами, и комплектующими изделиями, которые изготовляются на предприятиях различных стран.

3. Возрастает роль транснациональных корпораций. ТНК - это корпорация, капитал которой принадлежит предпринимателям одной страны, а сферой его приложения могут быть несколько стран (или все мировое сообщество). В настоящее время внутренний товарооборот ТНК увеличивается более высокими темпами, чем объем внешней торговли в целом. При этом ТНК в целях получения сверхприбыли все шире практикуют вывоз в развивающиеся страны капитала, вынос экологически вредных производств и захоронение опасных для жизнедеятельности человека отходов.



4. В развитых странах при государственной поддержке растет производство услуг, увеличивается доля наукоемких отраслей и развивается торговля услугами. Причем крупнейшими экспортерами технология являются США, Германия, Франция и Япония.

5. От международного разделения труда максимальную выгоду получают индустриальные страны с высоким научно-техническим потенциалом, а не поставщики сырья.

Россия в системе международного разделения труда

Россия вписалась в международное разделение труда в основном как поставщик сырья. Состояние бюджета страны зависит главным образом от спроса и цен на мировом рынке на нефть, газ и другие природные и сырьевые ресурсы.

Между тем запасы природных богатств в нашей стране не столь велики, как это принято считать (табл. 17.1).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Внешнеэкономические связи
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всœех отраслях экономики.

Внешнеэкономические связи – формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством:

ü Регионы, находящиеся на самоуправлении,

ü Хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.),

ü Индивидуальные предпринимательства.

Эти отношения охватывают всœе сферы экономической жизни государства:

Производственную,

Торговую,

Инвестиционную,

Финансовую.

Через механизм ВЭС спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства.

Это вызывает потребность в развитии производительных сил,

Способствует развитию промышленности,

Сельского хозяйства

Торговли

Сферы услуг

Финансовых учреждений

Эффективносить организаций ВЭС и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

Классификация ВЭС – распределœение этих связей на конкретные группы по определœенным признакам для достижения поставленных целœей.

Классификационная система ВЭС состоит из видов и форм связей.

Вид ВЭС - ϶ᴛᴏ совокупность связей. Объединœенных одним общим признаком, к примеру, направлением товарного потока, и структурным признаком.

Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, ᴛ.ᴇ. отражает вывод товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку ВЭС делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации ВЭС определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью ВЭД государства. По структурному признаку ВЭС подразделяются на:

Внешнеторговые

Финансовые

Производственные

Инвестиционные.

Форма связи это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам ВЭС относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др.

Планирование объёмов ВЭС и определœение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, ᴛ.ᴇ. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определœенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.

Государственный заказ - ϶ᴛᴏ директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счёт государственных средств. Выдавая госзаказ государственное ведомство (министерство) берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителœем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.

Особенность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.

Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в следующем:

а) внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединœений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импорной сделки, в определœении цены и стоимости контракта͵ объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами;

б) внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью, а также экономической и юридической независимостью;

в) исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на базе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомственной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.

Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи не являются раздельными сферами функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединœений.

Внешнеэкономические связи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешнеэкономические связи" 2017, 2018.

  • - Внешнеэкономические связи Беларуси со странами, не входящими в СНГ.

    Республика Беларусь проводит многовекторную внешне­экономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление пер­спективных рынков для отечественных товаров и услуг. Созда­на развитая договорно-правовая база... .


  • - Внешнеэкономические связи в региональной политике

    Проблемы осуществления Федеральной региональной политики на современном этапе Основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных... .


  • - Внешнеэкономические связи

  • - Внешнеэкономические связи

    Япония очень сильно зависит от внешней торговли. Все сырье. которое перерабатывает ее промышленность, почти все топливо, потребляемое вЯпонии, поступает из-за границы. Но, кроме того. Япония ввозит и часть необходимого для нее продовольствия. Что­бы заплатить за все это,... .


  • - Контейнеризация мировой транспортной системы, транспортные мосты и внешнеэкономические связи.

    Типологические характеристики транспортной системы России. Обычно различают несколько основных конфигурационных типов транспортной сети: радиальную (одноцентровую и многоцентровую), ортогональную, древовидную, ассоциирующихся с железнодорожным и... [читать подробнее] .


  • - Тема 10. Платежный баланс и внешнеэкономические связи страны

    Литература: Б-2, Д-1, Д-2. Вопросы для самопроверки: 1. Почему платежный баланс рассматривается как «учетный инструмент», который позволяет количественно оценить связи и взаимосвязи страны в системе МЭ и мирового рынка? 2. Какова роль платежного баланса в прогнозировании... .


  • - Внешнеэкономические связи РБ. Участие РБ в экономической интеграции на постсоветском пространстве 1991-2012

    Становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики Государственные программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и их осуществление Состояние экономики РБ в... .


  • Внешнеэкономические связи (ВЭС) - сотрудничество разных стран и их субъектов, совокупность, осуществляемых государством импортных и экспортных операций, комплекс хозяйственных и торгово-политических отношений.

    Классификация связей во внешней экономике

    • Внешнеторговые связи — это торговля или обмен продовольственными и промышленными товарами, имеющими вещественное выражение, услугами (туристические путевки, транспортное, экскурсионное обслуживание), интеллектуальной собственностью (продажа прав на перевод и издание литературного произведения и т.п.).
    Направлениями движения потоков товаров (услуг) определяется, будет взаимодействие представлять собой процесс экспортирования или импортирования.
    • Финансовые ВЭС проявляются в страховании, банковском обслуживании иностранных туристических групп и тому подобных услугах.
    • Производственные могут выражаться в совместном предпринимательстве, предоставлении каких-либо объектов в лизинг и др.
    • Инвестиционные принимают вид вложения капитала в недвижимость, предпринимательство, ценные бумаги..

    Сущность, назначение и функции внешнеэкономических связей

    • ВЭС налаживают организацию международного обмена услугами, ресурсами, товарами. Природные ресурсы и продукты труда, произведенные в какой-либо стране, доставляются находящимся в других государствах потребителям.
    • Обслуживают межгосударственное обращение денег, то есть непрерывность их движения в международных расчетах.
    • Мировой рынок посредством торговых связей определяет потребительную стоимость изделий, полученных в результате международного разделения труда. Продавец получает деньги за товар, проданный в другую страну.
    Экономические связи между разными странами прямо и косвенно влияют на состояние их внутренних экономик, определяют экономическую внешнюю политику. Усиление ВЭС поддерживает развитие научно-технического прогресса, помогает наращивать национальный доход. Цель ВЭС уменьшить количество затрачиваемого общественного труда и средств. Для этого ввозят товары, которые дешевле импортировать, чем производить самостоятельно. Экспортируют то, что не требует больших затрат на производство и приносит прибыль от продажи на мировом рынке.

    Регуляция внешнеэкономических связей

    Осуществляется на государственном уровне и направлена на вовлечение страны в наибольшее количество выгодных внешнеэкономических отношений. На этом базируется принцип-постулат «Свободы торговли». Ему противодействует, его уравновешивает принцип «Протекционизма», подразумевающий защиту внутреннего рынка от чрезмерной неоправданной конкуренции с зарубежными товарами.

    Для регулирования конкретных ситуаций применяют таможенные тарифы и нетарифные меры. Последние могут быть представлены в виде квот, лицензий, субсидирования. Кроме того, регулирующую функцию выполняют всевозможные акты, заключенные на межгосударственном или национальном уровнях. А также существующие в разных странах экономические и торговые правила и обычаи.

    В создании и укреплении взаимовыгодных внешнеэкономических связей тесно сплетаются экономика, дипломатия и политика разных стран, их наука, торговля и производство, образуя глобальный, общий для всех мировой рынок.

    Сегодня субъекты Федерации ведут активную внешнеэкономическую и международную деятельность. Действуют представительства субъектов Федерации ряде стран дальнего и ближнего зарубежья (например, представительства Башкортостана – в Казахстане, Киргизии и на Украине; Марий Эл – в Молдове; Татарстана – во Франции) Данные представительства не обладают не обладают дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Учитывая уровень опережающего законотворчества субъектов Федерации, регионы осуществляли собственное правовое регулирование международной деятельности вплоть до вступления в силу Федерального Закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот процесс сопровождался появлением соглашений, противоречащих Конституции РФ и положениям федерального законодательства, коллизиями между законами субъектов Федерации, затрудняя тем самым проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Стоит сказать - положения об участии субъектов РФ в международном сотрудничестве содержались в Конституциях республик - Карачаево-Черкессия, Тыва, Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Мордовия, Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Чечня, а также в нормативных правовых актов многих других регионов. Важно знать, что большинство вышеуказанных нормативно-правовых актов не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали Конституции РФ. В первую очередь, субъект Федерации объявлялся как субъекта международного права (например, статья 61 Конституции Республики Татарстан 1992 года) Во-вторых, международные и внешнеэкономические связи включались в сферу исключительного ведения субъекта Федерации (например, статья 38 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия)) В-третьих, предусматривалась возможность самостоятельного определения и проведения субъектом РФ внешней политики (например, часть 2 статьи 1 Конституции Республики Бурятия 1994 года) В части, касающейся заключения международных договоров и соглашений, данные положения противоречили пункту «к» статьи 71 Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», так как внешняя политика и международные отношения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к исключительной компетенции Российской Федерации.

    Принятие закона о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации во многом способствовало разрешению сложившейся противоречивой ситуации путем приведения законодательства субъектов РФ в сфере международной деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами. Составные части Российской Федерации не могут быть субъектами международного права, поскольку их соглашения в области международного партнерства независимо от формы, наименования и содержания не будут международными договорами. Вышеуказанный закон устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют исключительно процедуры заключения соглашений в сфере международной и внешнеэкономической деятельности

    Порядок регистрации соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами разъясняется в Правилах государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждены Постановлением Правительства РФ. Исключая выше сказанное, во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Министерство юстиции РФ утвердило Порядок организации работы с соглашениями субъектов Федерации с иностранными партнерами (в кᴏᴛᴏᴩом определило компетенцию Управления законодательства субъектов РФ по работе с данными соглашениями) и Разъяснения по применению правил государственной регистрации международных и внешнеэкономических соглашений регионов.

    Заключение международных Соглашений Правительства РФ с органами исполнительной власти некᴏᴛᴏᴩых иностранных государств, кᴏᴛᴏᴩые конкретизируют некᴏᴛᴏᴩые положения нормативных правовых актов федерального уровня, способствует также дальнейшему развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Сегодня международные соглашения заключенные с Правительством Республики Индия, Правительством Республики Армения, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством социалистической Республики Вьетнам и Правительством Канады и основываются на следующих принципах взаимовыгодного партнерства:

    Активное содействие развитию двустороннего сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств;

    Строгое соблюдение и учет национального законодательства и международных договоров при обсуждении, заключении и выполнении соглашений между договаривающимися сторонами;

    Проведение консультаций для разрешения спорных вопросов, кᴏᴛᴏᴩые могут возникнуть в ходе реализации заключенных соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств; в случае если стороны соглашений не могут достигнуть согласия, то споры разрешаются компетентными органами Договаривающихся Сторон по дипломатическим каналам;

    Согласование процедуры подписания и порядка вступления в силу соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными правительствами иностранного государства.

    Основу сотрудничества субъектов Федерации с иностранными партнерами всегда составлял принцип экономической выгоды, поскольку большинство международных связей регионов основываются на взаимовыгодном и равноправном партнерстве прежде всего в торгово-экономической сфере. Данные нормы зафиксированы в ряде международных документов, например в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества субъектов РФ с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан, а также в законе Воронежской области «О ратификации соглашений и межрегиональном сотрудничестве между Луганской областью Украины и Воронежской областью Российской Федерации. Международное сотрудничество субъектов Федерации и административно-территориальных образований Республики Узбекистан в торгово-экономической сфере осуществляется на базе договоров, заключенных между организациями и их объединениями независимо от формы собственности и подчиненности. При ϶ᴛᴏм по обязательствам хозяйствующих субъектов в рамках заключенных ими договоров, государственно-территориальные образования России и Узбекистана не несут ответственности, за исключением случаев, когда они принимают на себя поручительство по таким обязательствам. Организации, расположенные на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан, самостоятельно определяют с соблюдением законодательства ϲʙᴏих государств условия, сроки и порядок расчетов за поставки продукции и предоставление услуг. Это Соглашение предусматривает обеспечение благоприятных условий для взаимных инвестиций и нормального функционирования создающихся и действующих на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан организаций с совместным или иностранным капиталом. Исключая выше сказанное, субъекты Федерации вправе открывать ϲʙᴏи представительства на территории Республики Узбекистан в целях координации работы, связанной с осуществлением и дальнейшим расширением торгово-экономического сотрудничества.

    При всем этом при заключении соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами, особенно при осуществлении внешнеэкономических связях, крайне важно учитывать степень воздействия экономико-географического фактора – комплекса природных, экономических и социальных условий развития производства на той или иной территории, что важно при формировании перспектив развития субъекта Федерации. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Монголии особое внимание обращено на углубление всестороннего сотрудничества между приграничными органами исполнительной власти РФ (Республиками Алтай, Бурятия и Тыва, Иркутской и Читинской областями) и приграничными местными администрациями Монголии. В рамках данного международного соглашения договаривающиеся Стороны будут продолжать консультации по актуальным вопросам регионального и приграничного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями Монголии.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что вышеуказанные международные соглашения направлены не только на активное содействие двустороннего сотрудничества между субъектами Федерации и иностранными партнерами, но к тому же создают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономических связей путем расширения их прав.

    Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

    Внешние экономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод которого осуществляется через внешнеэкономическую деятельность, и приобретают для России важное значение.

    В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:
    • внешняя торговля;
    • кредитно-финансовые отношения;
    • международная торговля услугами;
    • научно-техническое сотрудничество.

    Внешняя торговля

    Внешняя торговля — традиционная и наиболее развитая форма внешнеэкономических связей. В начале ХХ в. доля России в мировом товарообороте составляла 3,4% и по этому показателю Российская империя занимала седьмое место в мире по объему внешней торговли. Однако удельный вес России в населении земного шара (1/10) не соответствовал ее вовлеченности в мировое хозяйство. В российском экспорте выделялась продукция сельского (почти 80%), лесного хозяйства (10%), ископаемые (нефть, металлы, руды — 5%), готовые изделия и прочие товары. Лицо страны в международном разделении труда определял экспорт зерновых культур и по этому показателю Россия занимала первое место в мире.

    Начавшаяся в 1930-е гг. индустриализация кардинально изменила структуру внешней торговли и уже к началу Второй мировой войны на долю промышленных товаров приходилось 2/3 советского экспорта. Несмотря на рост внешнеторгового оборота, который только за 1960-1985 гг. увеличился почти в 5 раз, доля страны в мировой торговле в конце 1980-х гг. составляла лишь 4%, т. е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. В канун своего распада СССР выступал как топливно-сырьевая кладовая мира (почти 60% советского экспорта приходилось на топливо, электроэнергию, руды и металлы) и крупнейший (наряду с США) оружейный цех планеты. Экспорт оружия из СССР в 1989 г. составил 21,8 млрд. долл. против 11,9 млрд. долл. у США. На вырученную валюту закупались машины, оборудование (40% импорта), продовольствие (17%) и промышленные товары народного потребления (16%). Почти 2/3 советского внешнеторгового оборота приходилось на 12 социалистических стран.

    Нынешняя Россия унаследовала положительное сальдо внешнеторгового баланса. С 1992 г. наблюдается неуклонный рост стоимостного объема российского экспорта при крайней неустойчивости объемов импорта, испытывающих колебания то в одну, то в другую сторону.

    Таблица 1. Внешняя торговля России* (в млрд долл.)

    Доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила 2,7%. В структуре российского экспорта в 2007 г. на долю пяти товарных групп приходилось почти 93% экспорта (минеральные продукты — 64,8%, металлы — 16,0%, химические товары — 5,9%, лесоматериалы — 3,5%, сельскохозяйственное сырье — 2,6%), на долю продукции машиностроения — лишь 5,6%. Ведущую роль в экспорте продолжают играть энергоносители и металлы. За рубеж вывозится 2/5 добываемой в стране нефти, 1/3 газа, до 90% производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, почти 80% минеральных удобрений и около 90% отечественной целлюлозы. Минеральное сырье стоит на мировом рынке недорого, а наша страна экспортирует сырье большей частью в исходном состоянии. К тому же значительная часть вывозимой продукции (минеральные удобрения, природный газ, цветные металлы) требуется и национальному хозяйству.

    Структура экспорта и сложившееся размещение производства позволяет выделить основные “валютные цехи” страны, большинство из которых расположено в глубине российской территории, в малонаселенных и моноотраслевых районах. Это прежде всего север Западной Сибири, обеспечивший в 2006 г. 13,9% российского экспорта, где формируются экспортные потоки нефти и газа, а также Восточная Сибирь — 5% (экспорт цветных металлов, леса, целлюлозно-бумажной продукции). Из староосвоенных районов видную роль в экспорте играют Центр — более 2/5 (Московский регион) и Урало-Поволжье — около 1/5 (природный газ, нефтепродукты, минеральные удобрения).

    На долю России в мировом импорте в 2007 г. пришлось 1,5%. Традиционно важнейшие позиции импорта России занимают машиностроение, продовольственные товары и потребительские товары массового спроса. Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование (51,0% в 2007 г.), что связано со сложившимся кризисом в этой важнейшей отрасли промышленности. Большой удельный вес в импорте России имеют сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Сильно возросла в составе импорта роль продовольственных товаров (13,8% в 2007 г.). По оценкам, около половины потребляемого в России продовольствия поступает из-за рубежа, что серьезно подрывает продовольственную безопасность страны.

    Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением во внешнеторговом обороте России доли развитых в экономическом отношении государств и резким сокращением объема торговых связей со странами постсоветского пространства. Основу российского экспорта в государства вне СНГ составляют топливо (нефть и газ — в Германию, Италию, Францию, уголь — в Японию), сырье и полуфабрикаты (каучук — в Китай, Корею, Венгрию, черные металлы — в Великобританию и США, алюминий — в Японию, медь — в Германию и Нидерланды, лес — в Японию и Китай, рыбу — в США, Японию, Китай). В Россию из стран дальнего зарубежья импортируются в основном машины и оборудование (преимущественно из стран Западной Европы и Японии) и продовольственные товары. В 2007 г. в общем объеме экспорта товаров России в страны дальнего зарубежья на долю Нидерландов приходилось 14,3%, Германии — 8,8, Италии — 9,2, Китая — 5,3, Швейцарии — 4,7, Турции — 6,1, США — 2,7, Великобритании — 3,7%. В импорте преобладали поставки из Германии (15,6%), Китая (14,4%), Японии (7,5%), США (3,3%), Италии (5,0%), Франции (4,6%).

    Среди стран СНГ ведущими торговыми партнерами России являются Белоруссия (31,6% товарооборота со странами СНГ), Украина (36,1%) и Казахстан (20,1%). Как и со странами дальнего зарубежья, основу экспорта составляет топливо, в широких масштабах вывозятся также машины, оборудование и химические продукты. Импортируются в основном сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, металлы и руды металлов.

    Кредитно-финансовые отношения

    Кредитно-финансовые отношения включают предоставление международных займов и кредитов, а также осуществление прямых зарубежных капиталовложений. В этой сфере международных экономических отношений, как и в международной торговле, Россия является заметным участником, но в число лидеров не входит. В начале 1990-х гг. наиболее активно инвестировали в российскую экономику Германия, Швейцария, Великобритания и Канада, после 2000 г. к ним присоединились США, Нидерланды и Франция.

    Объем иностранных инвестиций в 2007 г. составил 120941 млн. долл., в том числе прямые — 23,0%, портфельные — 3,5%, прочие — 73,5%.

    До сих пор Россия является объектом преимущественно ссудного, а не предпринимательского капитала. Причем ссудный капитал привлекался главным образом в виде кредитов иностранных государств и международных организаций и расходовался во многом на так называемый критический импорт (продовольствие, медикаменты), а не на капиталовложения в основные фонды. В результате приток иностранного капитала в Россию слабо воздействовал на объем капиталовложений в стране, но заметно увеличивал внешнюю задолженность России.

    Среди видов экономической деятельности по иностранным инвестициям ведущее место занимает торговля и общественное питание — 39,1%, обрабатывающая промышленность — 26,4%, где выделяются производство кокса и нефтепродуктов (3,6%), цветная (7,9%), металлургическое производство (12,3%), выпуск транспортных средств (2,5%).

    В региональном отношении иностранные инвестиции распределены крайне неравномерно, что связано с различиями в факторах, определяющих инвестиционную ситуацию (наличие трудовых ресурсов, оснащенность инфраструктурой, реализация рыночных реформ) и с ухудшением инвестиционной ситуации по мере движения с запада на восток. Более половины всех иностранных инвестиций в 2006 г. концентрировалось в Центральном федеральном округе и главным образом в Москве (свыше 2/5), около 1/7 — в Северо-Западном федеральном округе выделялся Санкт-Петербург и его окружение, менее 1/10 — в Уральском федеральном округе (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), в Южном — Краснодарский край, в Приволжском федеральном округе наибольшей инвестиционной привлекательностью отличается Самарская область, в Сибирском — Омская, Дальневосточном — Сахалинская область и Якутия.

    Безусловно, в будущем Россия сможет стать крупным привлекательным инвестиционным рынком, что обусловлено огромными масштабами внутреннего российского рынка, необходимостью обновления основного капитала во всех отраслях хозяйства, высоким научным потенциалом и уровнем образования населения, уникальной обеспеченностью экономики природными ресурсами, уровнем прибыльности вложений (он почти в 2 раза превышает привычный уровень прибыли для стран с устоявшейся рыночной экономикой).

    Свободные экономические зоны

    (СЭЗ) являются одной из форм экономических связей, которые функционируют в развивающихся и промышленно развитых странах. Создание СЭЗ сводится к предоставлению отдельным районам и территориям страны особых прав и льгот в отношении иностранных инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества, учитывая экономико-географическое положение СЭЗ, развитие инфраструктуры, возможность интеграционных связей и поставок. В зависимости от целей и задач выделяют комплексные зоны производственного характера, внешнеторговые, функциональные (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские) и др. В начале 1990-х гг. были приняты решения об образовании в России целого ряда СЭЗ: “Санкт-Петербург”, “Выборг”, “Находка”, “Янтарь” (Калининградская область), “Сахалин”, “Даурия” (Читинская область), “Алтай”, “Кузбасс”, “Садко” (Великий Новгород), “Технополис Зеленоград” (Московская область), “Ева” (Еврейская автономная область), “Магадан”. Несколько позже были зарегистрированы СЭЗ “Ингушетия” и “Шерри-зон” (аэропорт Шереметьево, г. Москва).

    Размещение СЭЗ в России в зависимости от географического положения территории осуществляется либо в приграничных, либо во внутренних регионах. Приграничные регионы объединяют СЭЗ, возникшие в непосредственной близости от государственной границы, где находятся международные порты или крупные приграничные транспортные узлы, через которые проходят транзитные грузопотоки. Здесь преобладают зоны свободной торговли в виде складских, беспошлинных таможенных, транспортно-торговых и торгово-таможенных зон. Широкое распространение СЭЗ во внутренних регионах обусловлено огромными природно-ресурсными богатствами страны, наличием крупных научных и промышленных центров, имеющих высококвалифицированные кадры. Основным типом СЭЗ в этом случае являются экспортно-промышленные зоны и СЭЗ технико-внедренческого характера.

    Международная торговля услугами

    Международная торговля услугами в последнее время оказывает все большее воздействие на всемирные экономические отношения. Наибольший удельный вес занимает иностранный туризм. Это одна из немногих крупных сфер труда, где число работников неуклонно возрастает. Индустрия туризма — важная отрасль экономики многих стран и регионов мира, источник получения крупных сумм иностранной валюты, стимулятор строительства отелей, дорог и других звеньев инфраструктуры для туризма, торговли, возрождения ремесел и кустарных промыслов, мер по охране природы, сохранению национальной самобытности.

    Россия, обладающая огромным рекреационным потенциалом, обслуживает пока лишь 1% мирового туристического потока. Численность иностранных граждан, прибывших в Россию, постепенно возрастает, увеличивается численность и российских граждан, выезжающих за границу.

    Широкое распространение получают услуги в области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.

    Научно-техническое сотрудничество

    Научно-техническое сотрудничество представляет собой согласованную деятельность субъектов внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Одним из направлений в этой области является международная кооперация производства, которая эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл; повышает динамизм инноваций и конкуренции; содействует ускорению НТП, повышению конкурентоспособности кооперированной продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли. Такое сотрудничество может проявляться в совместном производстве продукции на двусторонней или многосторонней основе (сборка маршрутных автобусов фирмы “Мерседес-Бенц” в Голицино, легковых автомобилей фирмы “Форд” во Всеволожске).

    Сотрудничество в области капитального строительства крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом и техническом содействии других. Так, были построены гидроузлы в Египте и Сирии, металлургические заводы в Индии, атомные электростанции на Кубе и в странах Восточной Европы. На территории России были построены Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горнообогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, осуществлена разработка углей Южной Якутии и обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.

    Одной из форм экономического сотрудничества является создание совместных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности и занятых выполнением разного вида услуг. При этом большая часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт. В 2007 г. на территории России действовало более 19 тыс. предприятий и организаций с участием иностранного капитала и больше всего в торговле и общественном питании и в промышленности.

    Таким образом, эффективная внешнеэкономическая политика способна внести важный вклад в оздоровление российской экономики. Главный лозунг внешнеэкономической стратегии новой России — снижение до минимума поставок любого сырья за границу. Чтобы разрушить экспортно-сырьевую специализацию страны, предотвратить ее экономическую колонизацию мощными конкурентами, следует всемерно развивать переработку ныне экспортируемого сырья на основе собственных ресурсов (максимально используя при этом интеллектуальный и технический потенциал отечественного ВПК) и параллельно — компенсировать экспорт продукции сырьевых отраслей импортом новейших технологий по добыче и переработке природных ресурсов. России предстоит найти наилучшее для нее соотношение между самодостаточностью и включенностью в мировую экономику. От точности такого выбора во многом будут зависеть экономические успехи страны и благосостояние ее граждан.