Начальное профессиональное образование для школьников. Начальное профессиональное образование как воспитательно-образовательная система. Какие предоставляются льготы

(НПО) - начальный уровень профессионального образования . В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования) . В советское время состоял из ПТУ (полное название - Среднее Городское Профессионально-техническое училище - СГПТУ ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи) . Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов. НПО как и СПО состоит из федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего (11 классов) и профессионального образований.

Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение) .

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 22. Начальное профессиональное образование (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ) 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов) 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

НПО в СССР

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Начальное профессиональное образование" в других словарях:

    Начальное профессиональное образование - 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. 2. Начальное… … Официальная терминология

    НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Начальное профессиональное образование - первый уровень профессионального образования, который базируется на основном (общем базовом) и/или среднем общем образовании; предоставляется учебными заведениями начального профессионального образования или другими учебными… …

    НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, целью которого является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования, а по отдельным профессиям на базе среднего (полного) общего… … Профессиональное образование. Словарь

    I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и … Педагогический терминологический словарь

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс трудовой подготовки личности, обеспечивающий ее ориентацию в мире профессий и овладение конкретной специальностью. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. зафиксированы соответствующие уровни… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Профессиональное образование (также профессионально техническое образование) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально… … Википедия

    Профессиональное образование - система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. По уровню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на начальное, среднее и высшее … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    - (СПО) средний уровень профессионального образования. Содержание 1 Среднее профессиональное образование в России … Википедия

Книги

  • Математика Учебник , Стойлова Л.. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» (квалификация…
  • Механическое оборудование предприятий общественного питания. Серия: Начальное профессиональное образование. 2-е издание , В. Д. Елхина. 336 стр. Рассмотрены устройство, принципы действия и правила эксплуатации механического оборудования предприятий общественного питания, а также наиболее часто встречающиеся неисправности…

В обществе образование всегда считалось признаком воспитания и интеллектуального уровня. В этом смысле больше котируется высшее образование, и выпускники средних школ стремятся попасть в престижные университеты и институты на модные специальности, тем временем, как в стране не хватает рабочих высокой квалификации. За их подготовку отвечает начальное профессиональное образование, ныне пытающееся жить в ногу со временем. Об этом и пойдет речь в статье.

Система образовательных учреждений профобразования

Образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой учащихся, делятся на три уровня. Это начальный (техникумы), и высший (ВУЗы). ССУЗами (средними специальными учебными заведениями) называют объединение учреждений профобразования среднего и начального уровней. К начальному причисляют ГОУ НПО и НОУ НПО - соответственно, государственные и негосударственные образовательные учреждения начального профобразования. Во времена СССР начальное профобразование было представлено ПТУ (их полное название звучало так: средне городские профессионально технические училища, или СГПТУ). Современная Россия переименовала их в профессионально-технические лицеи.

Набор идет на базе девяти и одиннадцати классов. Для поступления нужно подать заявление и пройти конкурс. Как правило, учреждения НПО пользуются популярностью среди учащихся, проживающих в неполных и потому что начальное профессиональное образование - это прекрасная возможность и овладеть профессией, и получить аттестат общеобразовательной школы.

Популярные специальности в учреждения профессионального образования

На современном рынке труда наблюдается острая нехватка специалистов, подготовленных для работы в сфере производства. Это происходит потому, что выпускники средних школ считают рабочие профессии непрестижными и неверно оценивают уровень зарплаты в этой сфере. Учреждения, дающие начальное профессиональное образование, готовят всесторонне развитых выпускников, обучением которых занимаются настоящие мастера и педагоги, постоянно заботящиеся о повышении своей квалификации. Современные обучающие программы в профессиональных лицеях приближены к среднему профессиональному образованию. Продолжительность учебного курса зависит от учащегося. В том случае, если начальное профессиональное образование получают на базе 9-ти классов средней школы, то длительность обучения составляет от двух до трех лет. Выпускники школ с (после 11 класса) обучаются в профессиональных лицеях от 1 года до 2-х лет. В профессионально-технических лицеях предлагают две дневную и вечернюю.

Перечень специальностей, которые готовят учреждения НПО, сильно сократился с советских времен (одна тысяча четыреста), и был существенно переработан. Сейчас подготовка идет по интегрированным двухсот восьмидесяти профессиям. Самыми популярными стали профессии из сферы услуг, питания, транспорта и торговли. Из совершенно новых, востребованных обществом специальностей можно перечислить экологов, социальных работников, дизайнеров, организаторов малого бизнеса. Все это повышает конкурентоспособность выпускников и позволяет им гарантированно находить работу. А количество специальностей, связанных с производством и строительством сократились.

По сей день начальное профессиональное образование в России относят к среднему специальному, в то время как за рубежом его могут относить и к высшему. И в то же время, учреждения НПО составляют одну из важных частей системы образования, занимаясь подготовкой высококвалифицированных работников из сферы услуг и промышленного производства.

Очень часто можно слышать вопрос: «Начальное профессиональное образование - это какое?» Для начала необходимо разобраться, что представляет собой эта система. В первую очередь нужно отметить, что это одна из основных подсистем российского образования, реализующая профессиональные производственные программы. Она выдает дипломы квалифицированным специалистам всех направлений полезной деятельности.

Программы, реализуемые в учреждениях начального профессионального образования

Структура

Система начального профессионального образования в Российской Федерации состоит из более чем одной тысячи восьмисот специализированных учреждений, которые ежегодно подготавливают около восьмисот тысяч квалифицированных выпускников. Из них шестьсот пятьдесят тысяч обучаются на дневной форме.

Начальное профессиональное образование в первую очередь является воспитательно-образовательной системой. Это основа масштабной и разноплановой "пирамиды" по подготовке кадровых ресурсов страны.

Основная задача

Начально-профессиональное образование - это упорядоченная система по реализации преемственных образовательных программ и государственных стандартов различных уровней и направленности. Поэтому основной его задачей является создание оптимальных условий для возможности удовлетворения стремлений личности получить определенную специальность. Начальное профессиональное образование призвано обеспечить хорошую подготовку кадров, которые будут являться конкурентоспособными в переменчивых условиях рыночных отношений. С помощью данной системы экономика страны будет постоянно обеспечена квалифицированными работниками.

Начальное профессиональное образование в России осуществляет реализацию программ, направленных на ускоренную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочего или служащего.

Первостепенное значение в данных учреждениях придается организации процесса воспитания подрастающего поколения. В единой педагогической структуре образования этому вопросу отведена ключевая позиция, которая посвящается подготовке молодежи к непростым жизненным ситуациям.

В современном обществе от человека требуется высокая отдача знаний, умений и сил. В производственном процессе это также не является исключением. Каждый должен обладать особыми качествами, отличающими его от остальных людей. Только в этом случае человек будет являться конкурентоспособным в условиях рыночных отношений. Данный фактор будет способствовать развитию ответственности как за себя, так и за окружающих, а также посодействует укреплению уверенности в своем профессиональном будущем.

Наиболее эффективный путь подобного развития личности заключается в создании такой системы воспитания, которая предполагала бы систематизацию целей и задач, а также методов и форм обучения подрастающего поколения в заведениях начального профессионального образования. При этом необходимо организовать взаимодействие абсолютно каждого субъекта и объекта процесса воспитания. В этом случае будет происходить твердое становление учеников как активных участников профессионального развития.

Главная цель

Начально-профессиональное образование - это гарант реализации права гражданина на получение бесплатного и общедоступного обучения. Поэтому необходимо удовлетворить потребности личности в образовательных услугах соответствующего уровня. Происходить это должно с учетом последних тенденций и изменчивости рынка труда.

История возникновения и развития

Начальное профессиональное образование в России возникло после проведения соответствующих реформ Петром I. Одни из первых учебных заведений, где подготавливали профессионалов, открылись в начале восемнадцатого века. К ним относились артиллерийские, навигацкие, геодезические, инженерные и медицинские школы.

Наиболее популярным специализированными учебными заведениями восемнадцатого века являлись горнозаводские, открытые при Петровском заводе. Располагались они на Урале и в Алтайском крае. Диплом о начальном профессиональном образовании горнозаводской школы предполагал наличие обширных знаний в области горной промышленности. Именно эти учебные заведения впоследствии стали фундаментом для развития в нашей стране учреждений профессионально-технических направлений.

Тем не менее в дореволюционной России ограничивалось образование женщин, а обучение населения имело особенность классового и сословного деления.

Начиная с 20-х годов двадцатого века, отечественная профессиональная педагогика стала интенсивно формироваться и развиваться как отдельная самостоятельная отрасль научных знаний.

Длительность обучения

В целом период получения начального профессионального образования прямо связан с уровнем знаний. Поступивших после окончания девятого класса подготавливают к специальности на протяжении двух или трех лет. Учащийся, поступивший по окончании одиннадцатого класса, подготавливается в течение одного или двух лет. Несмотря на это, некоторые начальные профессиональные учреждения смещены к профилям техникумов. В связи с этим срок обучения продляется до трех или четырех лет. Этот период определяется уровнем образования учащегося.

Финансирование

Существует понятие переориентации начального профессионального образования. Оно связано с необходимостью переподготовки преподавательского состава, модернизации специального оборудования, улучшения условий и уровня оплаты труда.

Основная проблема в том, что бюджетных средств для финансирования данной программы не всегда хватает, в связи с чем требуется привлечение дополнительного потока из внебюджетных ресурсов. Чтобы справиться с поставленной задачей подготовки и стажировки учащихся, образовательные учреждения создают производственные цеха. Это позволяет мастерам сохранить свою квалификацию, а также открывает новые источники внебюджетного финансирования.

Система образования - совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г, № 3266-1).

Система начального профессионального образования - многоуровневая, полифункциональная, открытая, динамическая система обучения, воспитания и развития будущих специалистов рабочих квалификаций, функционирующая на основе взаимодействия трех структурных компонентов: управленческого (организация, стимулирование, контроль образовательной деятельности), содержательного (ценность, цель, мотивация, процесс, результат образовательной деятельности) и технологического (средства, формы, методы образовательной деятельности).

Начальное профессиональное образование - имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования. В системе НПО в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат (пункт) и др. образовательные учреждения данного уровня.

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, достижения конкретной профессии (специальности), соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Система управления педагогическим процессом в учреждениях НПО строится на следующих принципах: демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации, преемственности образования при оптимальном сочетании теории и практики, коллективных занятий с самообразованием, стимулирования потребностей и мотивов к совершенствованию профессиональной подготовки.

Перспективы развития начального профессионального образования возможно в двух направлениях. Первое – создание (на базе существующих профессиональных лицеев и училищ) центров непрерывного профессионального образования с различным набором профессиональных образовательных программ, реализуемых в соответствии с полученной ими лицензией. При этом предусматривается более широкая реализация программ допрофессиональной подготовки и начало реализации программ среднего профессионального образования. Второе – дальнейшее включение названных учебных заведений (курсов) для взрослых в образовательные комплексы различного типа.


Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение конкретной профессии соответствующего уровня квалификации обучающимися с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.д.) осуществляет интегрированные образовательные программы начального и среднего уровней профессионального образования, обеспечивающие молодому человеку приобретение конкретной профессии повышенного уровня квалификации и возможность получения среднего профессионального образования.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования реализуют образовательные программы переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Директор училища или лицея возглавляет всю учебно-воспитательную работу. В его подчинении находятся заместители директора, старшие мастера, преподаватели и мастера производственного обучения.

СПО и НПО

Подробнее о ссузах

  • на государственные — ГОУ СПО;

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два.

С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

  1. Колледжи.

    Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.

  1. Порядок приема абитуриентов.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается.

Дипломы советского образца действительны.

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения.

С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% — это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование — не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.
  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» - формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.

Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:

  • Техникум, колледж или училище — что выше ценится?
  • Закончил техникум. Какое это образование?
  • Техникум — это какое образование?
  • После окончания техникума какое образование?
  • Образование после техникума как называется?
  • Специалистом какого уровня я стану, окончив колледж?

На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.

Структура профобразования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.

  • СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.

Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.

Подробнее о ссузах

  1. Колледж (какое образование, в чем его особенности, каков процесс обучения). Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.

  1. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются:
  • на государственные — ГОУ СПО;
  • негосударственные (частные) – НОУ СПО;
  • автономные некоммерческие – АНОО СПО.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ).

    На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

Статья 68. Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.