Скульптор донателло его работы. Донателло – величайший скульптор и его творения. Мой Пушкинский. Печать Донателло

Донателло родился во Флоренции или около нее между 1382 и 1387 годами, вероятнее всего в 1386 году.

Подлинное имя скульптора? Донато ди Никколо ди Бетто Барди, но больше он известен под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат».

Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец, происходивший из старого рода Барди, был ремесленником? чесальщиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом.

После смерти отца Донателло жил со своей матерью в небольшом скромном доме. Донато в детстве не посещал школы и довольно плохо понимал латынь.

Первое обучение он прошел, как полагают, у ювелира и в мастерских, работавших над украшением флорентийского собора. Вероятно, здесь он сблизился с Брунеллески, с которым его в течение всей жизни связывала тесная дружба.

Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Он был неутомимым тружеником, посвятившим себя упорной работе в поисках художественного совершенства. Флоренция, Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция? вот те города, где протекала его деятельность, вызывавшая восхищение его современников. Но при этом Донателло не шел на компромиссы, не гнался за внешней красивостью, привлекавшей широкую публику, не стремился чрезмерно отшлифовывать свои статуи, боясь лишить их свежести первого замысла, и продолжал делать все по-своему.

Альберти считал, что Донателло не уступал в гениальности знаменитейшим художникам древности. О его творческом методе мало известно, не сохранилось ни одного его рисунка, ни одной модели, хотя в коллекции Вазари было несколько его рисунков.

По свидетельству Помпонио Гаурико, Донателло учил, что основою скульптуры служит рисунок, и использовал рисунок в процессе компоновки статуй и рельефов, затем изготавливал небольшую модель из глины или воска, которые переделывал несколько раз, по воспоминаниям Паоло Джовио.

Донатело делал статуи собственоручно, доверяя своим ученикам и помощникам, в основном, лишь второстепенные детали. Хотя он сам был знатоком технологии бронзового литья, но свои бронзовые скульптуры и рельефы он обычно поручал отливать квалифицированным мастерам колокольных дел.

Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения - без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. В отличие от классического направления флорентийской пластики, в котором работали многие его современники, в частности, Микелоццо и Луки делла Роббиа, творения Донателло в творения Донателло выполнены с реалистичностью и живостью, с большей свободой и смелостью.

Новаторство творческого метода Донателло ярко проявилось в рельефах, в которых он добивается тончайшей светотени и нужной игры бликов, свободно варьируя глубиной поверхности.

Великий Микеланджело многое перенял у Донателло, его тягу к реалистичности изваяний, их внутренней красоте и монументальности, оживлявшую мертвый камень «незаконченность».

Первым периодом творчества можно считать годы до 1433, когда Донателло работал в основном над украшением кафедрального собора и церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Уже первые крупные работы мастера поставили Донателло в исключительное положение среди современников, в них выявлялось исключительное своеобразие его творческих поисков.

Он выполнил две фигуры для фасада флорентийского собора: ? статуя Давида-победителя (1408-1416, Национальный музей Барджелло, Флоренция), ? статуя сидящего Иоанна Богослова (1408-1415, музей Собора, Флоренция). Для церкви Санта Кроче мастер вырезал деревянное «Распятие» (1412-1413).

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки? гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В ранний период творчества Донателло был подлинно народным художником, выполняя почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Он создавал свои статуи для широкого обозрения? для площадей и фасадов. Позднее Донателло выполнял и частные заказы. Его слава быстро росла и все, что выходило из его рук, неизменно удивляло современников своей неожиданной новизной.

Предназначенные для фасада церкви Ор Сан Микеле во Флоренции статуях святых, которые находились в наружных нишах, сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов:

  • ? статуя Евангелиста Марка (1411-1413, церквь Ор Сан Микеле, Флоренция),
  • ? статуя Святого Людовика Тулузского (ок. 1413), музей Санта Кроче, Флоренция),
  • ? статуя Святого Георгия с рельефом на цоколе «Битва Святого Георгия с драконом» (1415-1417, Национальный музей Флоренции).

К числу ранних произведений мастера принадлежат:

  • ? статуя льва «Марцокко», символ Флоренции (1418-1420),
  • ? мраморный рельеф «Мадонна Пацци» (ок. 1422),

Работы для Сиенского собора (1423-1429), Гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (1425-1427), Статуи пророков флорентийской колокольни (1418--1436), Реликварий-бюст Сан Россоре (1425-1427), Гробница кардинала Райнальдо Бранкаччи (1427-1428), мраморный рельеф «Вознесением Марии» (1427-1428).

В своих произведениях Донателло стремился к объективной правильности пропорций и построения фигуры, а также учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».

Одной из наиболее выдающихся работ с уверенностью можно назвать статую сидящего Иоанна Богослова.

В 1408-1415 годах разными скульпторами были созданы статуи четырех Евангелистов для фасада кафедрального собора во Флоренции - Иоанн Богослов, покровитель цеха шерстяников, работы Донателло, а также Св. Лука - Нанни ди Банко, Св. Марк - Николо Ламберти, Св. Матфей - Чуффаньи (1410--1415), ныне они находятся в музее Собора, Флоренция.

Статую сидящего Иоанна Богослова по праву считают первой ренессансной скульптурой, в которой было выражено новое гуманистическое представление о человеке. В эпоху третеченто скульптуры являли собой бестелесные образы, то Донателло наделяет их реалистичными, земными характерами. С этой статуи начинается плодотворный этап в жизни мастера, открывшего новую эпоху в искусстве, он создает один шедевр за другим,

Когда строительная комиссия в 1408 году распределяла заказы на статуи четырех Евангелистов, молодому Донателло достался брус каррского мрамора, добытого в 1405 году. Высокий и широкий, но небольшой глубины - не превышающей полметра - достаточной для готической скульптуры, но явно малой для более реалистичного изображения сидящего человека, и потому скульптура, по сути, представляет собой горельеф. Донателло решил проблему, выбрав положение для фигуры с косым поворотом ног, противоположном повороту головы, вместе с тем ввел скрытую напряженность в пассивно сидящей фигуре. Мужественный образ Иоанна поражает сочетанием твердости и серьезности, с энергией и пылающей внутренней силой.

Сидящий Апостол - это крепкий, мощный старик, с могучими рукам, исполненный сдержанного достоинства и благородства. Массивная голова, мужественное, сильное лицо, в обрамлении крупных, как бы струящихся прядей волос и бороды. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса.

Фигура Евангелиста полна спокойствия, а не скованности. Сквозь массу глубоких, тяжелых складок вырисовывается сильный торс. По сравнению с ним «Св. Лука» Нанни ди Банко кажется более хрупким, более пропорционально сложенным, в нем нет донателловской мощи.

Сначала статуя Иоанна находилась сбоку от главного портала, сейчас - в левом нефе собора.

Итак, со времен Джованни Пизано итальянская скульптура не знала такой масштабности, внутренней силы, интенсивной жизни образов, такой пластической мощи и богатства языка. В скульптурах Донателло находит воплощение образ человека, излучающего спокойную уверенность, мужественную твердость, возвышенный героизм, наделенного новой мерой конкретности и жизненной активности, естественности и простоты. Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло -- Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Однако в ранних работах Донателло еще заметны готические веяния, позднее скульптор пришел к созданию новых классических форм, соединив античное и современное.

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения. Донатто ди Никколо ди Бетто Барди – техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета.
Статуя Донателло “Давид”.

Эпоха раннего Возрождения в Италии - это эпоха экспериментов, открытий, что очень способствовало небывалому подъёму архитектуры. Одними из достойнейших представителей всех инноваций того времени стали архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.

Искусство этих мастеров отличалось от господствующего во Флоренции стиля “интернациональной готики” - выдуманного мира красоты и условностей, они были полны натурализма и жизненной силы.

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения

Архитектор и скульптор Брунеллески создал светскую по духу архитектуру. Родился Филиппо Брунеллески (1377-1446) в семье нотариуса. Он получил гуманистическое воспитание и прекрасное по тому времени образование. Исповедуя идеалы преклонения прекрасному, он отказался от карьеры нотариуса и полностью посвятил себя изучению рисования, лепки, гравирования, скульптуры, приобрёл значительные для того времени познания в математике у Паоло Тосканелли.

Талант и фундаментальные знания помогли Брунеллески блестяще решить сложнейшую архитектурную задачу своего времени - возведение купола над кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре.

Технические ноу-хау были результатом чётко спланированного чертежа купола. В голове не укладывается, но Брунеллески создал чертёж купола в натуральную величину. Его холстом стала отмель реки, протекающей близ Флоренции, Арно.

Революционным был способ возведения купола - без сплошной сполубки, без опирающихся на землю лесов и контрфорсов. Инновация была превосходна и тем, что повлекла за собой создание новых механизмов, которые технически позволяли поднимать строительные материалы к самому верху. Подъёмник грузоподъёмностью в одну тонну - гениальное произведение метода Брунеллески.

Купол не только определил характерный силуэт Флоренции, он стал символом новой эпохи - Возрождения, первым ренессансным куполом. Сам папа Евгений IV освятил купол, оказав тем самым высокую честь архитектору и городу.

Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции - это ещё один архитектурный вызов, который преодолел Брунеллески. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.

Вазари о Брунеллески: “Мне думается, о нём можно было бы утверждать, что от времён древних греков и римлян и до наших дней не было художника более исключительного и отличного, чем он”.

Вклад Брунеллески в развитие архитектуры высоко оценили современники: в знак признания заслуг именем Брунеллески назван кратер на планете Меркурий.

Донатто ди Никколо ди Бетто Барди - техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета

В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) - флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.

Он был сыном простого чесальщика шерсти, но новое веяние эпохи - меценатство - подарило ему покровительство богатого флорентийского банкира Мартелли, оплатившего учёбу Донателло в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо. Поездка с Брунеллески в Рим для окончания художественного образования помогла Донателло преодолеть схематизм церковного искусства.

Смелый гений-новатор Донателло наделяет свои работы эмоциями и чувствами.

Статуя Святого Георгия (1415-1417) - заказ цеха оружейников - это портретная работа. Величественный, бесстрашный, совершенный, мужественный Георгий готов к бою. Двухметровая статуя молодого мужчины в шлеме и с амуницией отчётливо говорит зрителю, что герой готов принять любой вызов!

Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф “Битва Святого Георгия с драконом” (около 1417 года). Донателло приближал рельеф к живописи. Новая техника “сплющенного рельефа” , предложенная скульптором, отличалась предельной реалистичностью. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа - это тоже инновационный для того времени приём. Тончайшая светотень, игра бликов, техника “незаконченности” - своеобразной несовершенной шлифовке заслуга автора, которая находит продолжений в работах великого Микеланджело.

Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры - создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой.

Статуя “Изобилие” (1428-1431) короновала колону на флорентийском рынке. К сожалению, одиночное изваяние не сохранилось до наших дней.

Статуя Донателло “Давид”

“Давид” - бронзовая статуя (1430-е). Естественная нагота молодого героя с длинными волосами, отрубленная голова Голиафа, лавровый венок, поверх шляпы героя живая реалистичная драма, заключённая в бронзу. После появления обнажённого “Давида”, фигуры “ню” становятся неотъемлемой частью искусства.

Ещё одна неоценимая заслуга Донателло - воскрешение совершенно забытой в средние века отрасли пластики - портретных бюстов. Скульптурный портрет Никколо да Уццано датируется 1430 годами. Никколо да Уццано - банкир и политический деятель (был лидером оппозиции семейству Медичи). Бюст из обожжённой глины был отреставрирован в 1985году, и сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

Донателло посвятил жизнь искусству и Флоренции, где скончался в 1466 году и был погребён с большими почестями с церкви Святого Лаврентия.

Вазари о Донателло: “Подобно тому, как в давние времена древних греков и римлян многие художники довели скульптуру до совершенства, так он один множеством своих творений вернул её в наш век безукоризненной и дивной”.

фото с сайтов: studyblue . com , freyasflorence . blogspot . com , lib - art . com , art - prints - on - demand . com , paradoxplace . com , artmagnifique . tumblr . com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Раннее Возрождение в Италии: условия возникновения и представители - на портале 2 queens . ru !

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло. Скульптура в Уффици

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г.г. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera
Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Equestrian Statue of Gattamelata

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата

Bust of Niccolo da Uzzano

Miracle of the Ass (detail)

Funeral Monument to John XXIII (detail)

Agony in the Garden

Tomb of Giovanni Crivelli (detail)

Herod"s Banquet

Madonna and Child between St Francis and St Anthony

Panel of the door with the Apostles

Miracle of the Ass

Miracle of the New-born Child (detail)

Musician Angels

Pulpit (on the left)

Annunciation

St Cosmas and St Damian

St John the Baptist

St Mary Magdalen (detail

Judith and Holofernes (detail)

Resurrection of Druisana

St Cosmas and St Damian

St George (detail)

St George and the Dragon

St John the Evangelist

Old Sacristy

Полностью

Один из самых знаменитых скульпторов мирового искусства Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился в 1386 году во Флоренции. Мастер был настоящим гением гипсовой лепки, скульптуры в мраморе и бронзе, и считается одним из величайших художников итальянского ренессанса.

Из официальных источников довольно много известно о жизни и карьере Донателло, но совсем немного информации имеется о его характере и личности, а то, что известно, не может считаться полностью достоверным. Исходя из его биографии, Донателло никогда не женился, и был человеком, предпочитающим простоту и скромность в быту. Меценатам часто приходилось сталкиваться с трудностями в общении с великим скульптором, когда условия работы художников регулировались правилами гильдии. Донателло всегда требовал художественной свободы и отказывался подстраивать свои работы под общепринятые правила и стандарты.

Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Надписи на его произведениях являются одними из самых ранних примеров возрождения классической римской прописи. Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени. Его работа была вдохновлена ​​древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни.

Ранняя карьера

Донателло был сыном Никколо-ди-Бетто Барди, флорентийского шерстяного кардера. Доподлинно неизвестно, как он начал свою карьеру, но большинство историков уверяют, что будущий гений изучал техники работы с гипсовой лепниной и каменной резьбой у одного из скульпторов, работающих в соборе Флоренции (Дуомо) начиная с 1400 года. В период между 1404 и 1407 годами он стал учеником мастерской Лоренцо Гиберти, скульптора, работающего в основном с отливкой статуй из бронзы.

Одна из первых работ Донателло, в которой явно прослеживается умение работы с гипсом и мрамором, статуя Давида, демонстрирует сильное влияние Гиберти, который тогда был ведущим флорентийским экспонентом международной готики. Давид изначально создавался для главного флорентийского собора, но был перенесен в 1416 году в Палаццо Веккьо, мэрию, где он долгое время стоял как гражданско-патриотический символ. В XVI веке скульптуру Донателло затмил гигантский Давид Микеланджело, который служил той же цели.


Фото:

Другие ранние произведения Донателло - впечатляющая сидящая мраморная фигура святого Иоанна Богослова (1408-15), созданная для фасада собора Флоренции, и деревянное распятие (1406-08) в церкви Санта-Кроче, сохранили готические элементы, ставшие визитной карточкой мастера. Последний, согласно одному из популярных анекдотов, был сделан в дружеской конкуренции с Филиппо Брунеллески, скульптором и известным архитектором.

Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях - Св. Марка и Св. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. В этих скульптурах , впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности.

Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. Внешность пророков, особенно характерные индивидуальные черты лица, вдохновленные древними романскими портретами, обладает исключительной выразительной силой и производит впечатление на каждого без исключения зрителя. Статуи настолько отличаются от традиционных изображений пророков Ветхого Завета, что к концу 15-го века их можно было ошибочно принять за портретные скульптуры.

Уникальная живописная тенденция в скульптуре и лепнине Донателло, во многом связана с техникой создания знаменитых рельефных панелей Гиберти, которые предназначались для северной двери баптистерия собора Дуомо. Мастеру удалось расширить видимую глубину сцены, смело округляя передние фигуры против более деликатно смоделированных элементов ландшафта и архитектуры. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа, известный как schiacciato («сплющенный»). Отличительной особенностью этой технологии эксперты считают чрезвычайно мелкую резьбу и тонкую лепнину, которая создает поразительный эффект атмосферного пространства.

Донателло продолжал изучать и расширять возможности новой техники в своих мраморных барельефах, созданных в конце 1420-х и начале 1430-х годов. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Его самой ранней бронзовой работой стала статуя Святого Луи из Тулузы в натуральную величину. Интересно, что долгое время ученые имели неблагоприятное мнение о Сент-Луисе, но позже ведущие искусствоведы стали считать скульптуру поистине уникальной, как технически, так и художественно. Одежда полностью скрывает тело фигуры, но Донателло успешно передал впечатление гармоничной органической структуры тела под драпировкой.


Фото:

Донателло поручили не только создание статуи, но и ниши и ее рамки. Ниша является самым ранним примером, демонстрирующим новый архитектурный стиль Ренессанса, существенно отличающийся от архитектуры Брунеллески, без остаточных готических форм. В своей работе Донателло активно сотрудничал с Микелоццо. Уход от стандартов Брунеллески привел к отчуждению между двумя старыми друзьями, которые так и не смогли восстановить отношения. Брунеллески даже сочинял эпиграммы против Донателло.

Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения. Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Статуя, несомненно, была сделана для частного покровителя, но его личность до сих пор точно не установлена. Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло.

Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо. Его работа там заключалась в создании 10 больших барельефов из гипса и двух небольших бронзовых дверей.

Падуанский период

В 1443 году, когда Донателло собирался начать работу над двумя более амбициозными парами бронзовых дверей для собора Медичи, но его пригласили в Падую, заказав бронзовую конную статую знаменитого венецианского кондотьера Эразмо да Нарми, который умер незадолго до этого. На тот момент такой проект был беспрецедентным - действительно, скандальным, ведь бронзовые конные статуи до этого посвящались только величайшим Римским правителям.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена ​​на пьедестал до 1453 года. Он изображает Гаттамелату в великолепных доспехах, в спокойной горделивой позе, максимально реалистично отражая достоинство всадника. Лицо наездника - идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Еще до того как скульптура была представлена общественности, король Неаполя хотел, чтобы Донателло сделал для него такую ​​же конную статую.


Фото:

В начале 1450-х годов Донателло работал над декорированием церкви Падуан в Сан-Антонио. Здесь скульптор создал великолепное выразительное бронзовое распятие и новый высокий алтарь, самый амбициозный в своем роде, не имеющий аналогов в Европе 15-го века. Его богато украшенный архитектурный каркас из мрамора и известняка дополнен семью бронзовыми статуями в натуральную величину, 21 бронзовыми барельефами разных размеров и большим известняковым рельефом, изображающим Христа.

Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Работа для алтаря Сан-Антонио не оплачивалась, а памятник Гаттамелате не был размещен до 1453 года, в связи с чем он вынужден был отказаться от работы вспомогательных скульпторов и каменщиков, используемых в этих проектах. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». В 1456 году флорентийский врач Джованни Челлини в своей учетной записи отметил, что он успешно лечил мастера от длительной болезни.

Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами - деревянная статуя Св. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Обе работы показывают новое понимание реальности автора, на фоне тяжелого психоэмоционального состояния. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Когда статуя Марии Магдалины была повреждена во время наводнения 1966 года во Флоренции, реставрационные работы показали оригинальную окрашенную поверхность, в том числе реалистичные оттенки плоти и золотые блики на волосах святой.

Поздний флорентийский период

Во время отсутствия Донателло во Флоренции возникло новое поколение скульпторов, преуспевших в чувственном и реалистичном изображении мраморных поверхностей. Таким образом, деревянные фигуры Донателло стали настоящим шоком для избалованных флорентинцев. Многие проекты после этого были приостановлены, а предложения отозваны.

В последние годы жизни Донателло занимался проектированием двух бронзовых кафедр для Сан-Лоренцо. В это время скульптор снова пребывал на службе у его старых покровителей Медичи. Именно в процессе работы над этим заказом мастер умер. Декорирование стен лепными рельефами, показывающими страсть Христа - работа огромной духовной глубины и сложности. При этом некоторые элементы барельефов остались незавершенными и были доделаны другими художниками уже после смерти Донателло.

Сегодня работы Донателло признаны настоящими шедеврами мирового художественного искусства и занимают важнейшее место среди экспонатов самых богатых музейных коллекций и архитектурных комплексов.

О чем вам говорит имя Донатто ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolò di Betto Bardi, 1386–1466) ? Вероятно, ни о чем. Потому что этого человека весь мир знает как великого скульптора Донателло . Знаменитый флорентийский скульптор эпохи Возрождения жил и творил в XIV веке, но и сегодня его имя остается легендой.

Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, штукатуркой и воском, а также разработал очень мелкий тип барельефа. Самые знаменитые его творения – «Давид», «Кающаяся Магдалина», «Пророк Аввакум», «Пир Ирода», «Юдифь и Олоферн», «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами».

Донателло прожил длинную и интересную жизнь, посвятив целых 60 лет творчеству. Новаторские идеи мастера удивляли современников своей смелостью и произвели настоящий переворот в итальянском искусстве. Критики утверждают, что его работы не вписывались в общепринятые рамки того времени. Видимо, это послужило причиной того, что Донателло стали называть «отцом раннего Ренессанса».

Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Поэтому и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.

Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени. И хотя некоторые даты и события являются всего лишь предположениями историков, но сохранились сведения, которые можно с большой долей вероятности считать достоверными. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. В юности будущий великий скульптор был подмастерьем ювелира, затем занимался литьем из бронзы. Непревзойдённого скульптора мир узнал, благодаря флорентийскому меценату Мартелло, который заметил талантливого юношу и оплатил его учебу у Лоренцо Гиберти, ювелира, скульптора и историка искусства.

Во время учебы в самой большой ювелирной и литейной мастерской Флоренции Донателло познакомился с Брунеллески, будущим известным архитектором. Молодые люди подружились и позднее вместе отправились в Рим изучать античное искусство. Эта поездка оказала большое влияние на их творчество.

Вернувшись во Флоренцию, Донателло начал искать собственный стиль, так как его не устраивали готические формы, которым отдавалось предпочтение в мастерской Гиберти. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев, и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы. Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия.

В процессе работы Донателло обращал большое внимание на две вещи: пропорции и построение фигуры и место, где будет стоять статуя, так как считал, что от этого зависит впечатление, которое она будет производить на зрителя.

Говоря о творчестве Донателло, нельзя не упомянуть о полутораметровой бронзовой статуе Давида (1430-е), которая сейчас находится в Национальном музее Флоренции. Есть сведения, что она создавалась для фонтана во дворце Риккарди-Медичи, но установлена была на мраморной колонне во дворе Палаццо Веккьо.



Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Герой изображен обнаженным, его тело совершенно и прекрасно. Скульптура отличается живостью исполнения. Гибкая фигура, длинные волосы, свободная поза, спокойное выражение лица – именно так герои-победители обычно описывались в эпосе. Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей.

Статуя интересна тем, что Давид создан обнаженным, хотя в Средневековье это считалось греховным. Культ красоты нагого тела человека появился позже, когда наступила эпоха Ренессанса. Поэтому неудивительно, что статуя произвела настоящую революцию в сознании людей того времени и открыла новую страницу в истории искусства.