Конспект занятия зимующие птицы. «Зимующие птицы». Открытое логопедическое занятие для детей старшей логогруппы Логопедическое занятие по теме зимующие птицы

Алена Подоскина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Зима. Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;

Обогащение словарного запаса прилагательными;

Развитие связной речи

Коррекционно – развивающие:

Развитие общей и мелкой моторики через игровые упражнения;

Развитие внимания и памяти;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование:

Интерактивная доска с набором дидактического материала;

Корм для птиц: сало, пшено, семечки, зерно, хлеб, еловые шишки, сухие плоды рябины;

Мольберт;

Схема для составления описательного рассказа о птицах;

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, послушайте загадку:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

Работа со словами.

Дети, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она? Какой у нее характер? (Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, вьюжная, суровая, красивая)

Дети, вы сказали, что зима снежная. Почему? (Потому что впало много снега)

А какой снег? (Липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)

А каким, словом можно назвать зиму ласково? (Зимушка)

Да дети, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)

Работа над текстом.

Дети, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем, что мы знаем о них, послушаем их голоса.

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат – карр,карр, карр. (Ворона)

Давайте расскажем о вороне.

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет. (Голубь)

Развитие общей моторики.

Физ. Минутка.

Ну – ка, птицы полетели, (бегают, машут руками)

Полетели и присели (присели)

Поклевали зернышки (нос вверх – вниз)

Поиграли в полюшке (кружатся)

Водички попили (нос вверх – вниз)

Перышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Прочь полетели (машут руками, убегают)

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.

Мы послушали с вами рассказы о птицах, а теперь я хочу посмотреть, какие вы были внимательные, как внимательно вы слушали друг друга.

Вы любите компьютерные игры? Мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный» (третий лишний).

На экране вы увидите три картинки. Вы должны будете определить, какой предмет не подходит к остальным.

Развитие мелкой моторики.

К нам на участок в детском саду прилетают зимующие птицы. Какие?

Давайте мы с вами угостим наших гостей. Я приготовила для них корм: сало, пшено, семечки, зерно, хлебные крошки, шишки, сухую рябину.

Мы с вами отнесем этот корм на участок, в наши кормушки. Но только когда я готовила корм для птичек, у меня нечаянно порвались бусы. И бусы порвались и бусинки перемешались с зернышками. Что может случится с птичками, если они склюют бусинки?

Давайте поможем птичкам, очистим корм от бусинок. Но, работа наша трудная и мы сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Мы расскажем (трут ладонь о ладонь)

Ворона, синица, воробей, голубь и сорока, дятел в пестрых перышках

(складывают пальцы «щепоткой» и стучат по столу)

Всем хватило зернышек (стучат пальцами перебором по столу).

Зерно почистили от бусин, давайте пойдем на прогулку и унесем корм в кормушку нашим гостям.

7. Итог.

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для сорок и для синичек

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »

Программное содержание :

Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,

закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;

Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;

Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;

Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях

Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»

(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка - Это (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)

Сообщение темы.

Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )

Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)

Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .

Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.

Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Игра «Скажи наоборот»

Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)

У синицы хвост короткий, а у сороки…

Воробей маленький, а ворона…

Голубь тяжёлый, а воробей…

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)

Физминутка.

Пальчиковая игра «Дятел»

Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Игра «Улетают – не улетают»

Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)

Упражнение в образовании приставочных глаголов.

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .

Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .

Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?

Игра «Подбери слова»

Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.

Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.

Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.

Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.

Кормушку вокруг (что сделала… облетела.

(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)

Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.

Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)

Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .

Вопросы к тексту :

Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)

Итог занятия .

Логопед :

Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?

Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня

«Зимующие птицы».

Бояркина Л.В.

Учитель-логопед МБДОУ № 48

Д. Батово, Гатчинского района, Ленинградской области

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора.

Коррекционно-развивающие:

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование:

аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте), кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый), картинки с изображениями птиц, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на экран и назовите птиц, которых вы видите (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клест, свиристель, голубь)

Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)

А теперь посмотрите, какая птица лишняя на экране?

Игра «Четвертый лишний».

2. Пальчиковая игра «Кормушка».

Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).

Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)

Давайте смастерим кормушку.

Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

И дружно кормушку для птиц смастерили

(постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

(щепоткой «сыплют»)

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

(загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть,

(смотрят через «очки»)

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь (указательный палец к губам)

3. Игра «У кормушки».

(Падежное управление.)

Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Дети на ковролине соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

4. Игра «Что изменилось?»

(Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)

Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т.д.)

А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)

5. Выполнение звуко-буквенного анализа слов.

Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.

6. Физкультминутка «Снегири».

(Координация речи с движениями.)

Вот на ветках посмотри (По 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

В красных майках снегири.

Распушили перышки, (Потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

Греются на солнышке.

Головой вертят (Повороты головы)

Улететь хотят (Машут руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (Кисти рук разжимают – «кыш», машут руками)

За метелью, за метелью!

7. Игра с кубиком «Сколько птиц?».

(Употребление существительных с числительными).

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)

8. Игра «Веселый воробей».

(Употребление предложно-падежных конструкций).

На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. (Воробей сел на крышу дома. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел за дом. Воробей вылетел из-за дома.)

9. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова)

Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья)

Хвост воробья (воробьиный хвост)

Глаза голубя (голубиные глаза)

10. Игра «Назови ласково».

Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).

11. Итоги.

Что вам больше всего понравилось в занятии?

Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель :

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела;
  • закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».

Задачи :

  • образовательные: закрепление умения детей делить слова на слоги;
  • развивающие:
    • развитие мышления детей на материале описательных загадок;
    • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
    • развитие зрительного и слухового восприятия, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  • воспитательные:
    • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;
  • здоровьесберегающие задачи:
    • профилактика утомления детей на занятии;
    • обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

Интеграция образовательных областей:

  • «Коммуникация»,
  • «Социализация»,
  • «Чтение художественной литературы»,
  • «Художественное творчество»,
  • «Безопасность».

Виды детской деятельности:

  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,
  • игровая,
  • продуктивная.

Планируемый результат : Использование и применение знаний о зимующих птицах в беседах с детьми и взрослыми.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Беседы о зимующих птицах.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение познавательных рассказов о птицах.
  • Изготовление вместе с родителями кормушек.

Оборудование и материалы:

  • экран,
  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц,
  • модели птиц на каждого ребенка,
  • картинки зимующих птиц,
  • магнитная доска,
  • 6 блюдец с кормом для птиц (хлебные крошки, ягоды, сало, гречка, пшено, семечки),
  • дидактическая игра «Назови по части целое»,
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка),
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия

Здоровьесберегающее сопровождение

I. Организационный момент.

Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику.

1. - Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком).

2. - Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)

3. - Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий.

4. - И глазки надо подготовить для работы. Гимнастика для глаз «Найди названную птицу». По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, висящую на стене картинку с изображением названной птицы.

Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Укрепление глазодвигательных мышц.

II. Основная часть.

1. Обобщение материала по теме «Зимующие птицы».

Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии (ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Воспитатель обращает внимание детей на экран <Слайд 8>:
- Назовите известных вам зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел).

Молодцы. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. (Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на доску).

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки –
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
Это …(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

Всех я за день навещу,
Всё, что знаю растрещу!
Расскажу всё раньше срока,
Потому что я…(сорока)
Как откроет рот – кошмар! –
Слышно только кар-кар-кар! (Ворона)

Увеличение двигательной активности.

2. Д.И «Сжимай и считай»

А теперь давайте, определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. Возьмите губки с подноса. На каждый слог сжимаем губку.

3. - Молодцы! Посмотрите на экран.<Слайд 11>

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)

Возьмите на столе конверты соберите из мозаики птичку и назовите её.

4. Дидактическое упражнение «Для чего? »

Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки?
- Для чего птице пёрышки?
- Для чего птице хвост?

5. Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Для того чтобы выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики.

Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)
Птичка пёрышки помыла (пошевелить пальцами)
Птичка клювом повела (сложить клюв из мизинцев)
Птичка зёрнышки нашла
Птичка зёрнышки поела (поклевать по столу)
Птичка песенку запела (раскрывать мизинцы)
Птичка крылышки раскрыла (изобразить крылья)
Полетела, полетела!

Опора на наглядный материал

6. Игра «Найди и заштрихуй»

– Посмотрите внимательно на экран. Что изображёно на картинке? <Слайд 15>
- А теперь узнаем, кто самый внимательный. Сколько птиц спряталось на картинке?
- Назовите птиц, которые спрятались на картинке.
- Такая же картинка лежит перед каждым на столе. Покажите мне воробья. Давайте обведём и заштрихуем воробья. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание под спокойную музыку).
Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
- А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Элементы релаксации и музыкотерапии.

7. Физминутка «Птички».

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили?
Пёрышки почистили!
Клювики почистили?
Клювики почистили!
Дальше полетели
И в кружочек сели!

Физминутка «Птички»

8. Д.И «Покормим птиц»

Голодно и холодно птицам зимой. Как мы заботимся о них? (сделали кормушки и подкармливаем) Много птиц прилетает к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Чем можно угостить птиц? (хлебными крошками, ягодами, салом, гречкой, пшеном, орехами, семенами).
- Посмотрите, я приготовила угощенье для птиц, возьмите каждый картинку с птичкой и поставьте её к блюдечку.
- Скажите, кто какую птичку чем накормил? (Я накормил свою синичку салом и т.д.).
– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу).
– А почему?
(Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)
- Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало, орехи одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)

Поддержание умственной работоспособности в последней части занятия с помощью игрового метода.

9. Д.И «Назови ласково»

А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.
- птица – птичка, пичужка
- синица – синичка
- воробей – воробышек – воробьишко
- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
- голубь – голубка, голубок
- галка – галочка
- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.

III. Итог занятия.

О ком мы с вами говорили?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Занятие окончено, спасибо.

Снятие эмоционального напряжения.

Использованная литература.

1. Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П.Г. Саморуковой.

2. Книга «Птицы России». Составитель Л. Л. Семаго. М. Советская Россия, 1992.

3. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989.

4. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание». № 8 1995, с 28 -30.

Цели занятия:
Образовательные:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме « ».
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой .
3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями.

Коррекционные:

1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развитие временных представлений.
3. Развитие тактильных ощущений и тонкой моторики пальцев рук.
4. Развитие зрительного восприятия и памяти.
5. Совершенствование умений изменять слова в творительном падеже.

Воспитательные:

1. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

Какой зимний месяц на дворе? (Январь)

Кто нам подскажет? (белая птица с цифрой 2).

Январь какой зимний месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь)

Кто нам помогает определять день недели (петушок на опорной схеме).

2. Основная часть:

Ребята, какой недавно был праздник? (Недавно был Новый год).

Праздник прошел, а я нашла подарок.

Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!

Логопед достает красивую праздничную коробку. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?

Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.

1 мешочек- семечки.

2 мешочек- сушёные ягоды

3 мешочек- кусочки сала.

4 мешочек-зерно.

Что в мешочках?(корм).

Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

Легко ли им найти корм там, где много снега?

(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).

Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

3. Сообщение темы урока:

Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.

Прилет первой птицы.

- Отгадайте загадку :

Спинка зеленоватая,

Животик желтоватый,

На голове черненькая шапочка,

Да еще полоска галстучка.

Животик желтоватый,

На голове черненькая шапочка,

Да еще полоска галстучка.

4. Работа с загадкой.

Какой животик у этой птицы?(желтый)

Какая спинка?(зеленоватая)

Что у неё на голове?(черненькая шапочка)

Что у нее на грудке?(галстучек)

Кто в классе найдет синичку?

(дети в классе ищут спрятавшуюся синицу и размещают ее на доске).

Та ли эта птица? Есть у нее черная шапочка? У неё желтенькая грудка? А галстучек есть?

Прилет второй птицы.

А эта птичка спряталась. Она превратилась в геометрическую фигуру.

Какую? (круг). Какой круг? (красный). Как называется эта птица? (снегирь)

Как фигура подсказала вам, что это снегирь?

(у снегиря красная грудка и он круглой формы).

А кто в классе найдет снегиря? (дети находят снегиря и размещают его на доске).А почему его так назвали? Какое еще слово слышится в названии этой птицы?(снег). Почему так её назвали?

Какая у снегиря грудка? На что он похож? (на яблоко, красный шарик).

Прилет третьей птицы:

А эту птицу отгадайте по пению. (Звучит музыка- пение птиц).

Какая птичка чирикает? (воробей). Какая эта птица? (маленькая, серо-коричневая). Найдите эту птицу в классе.

Четвертая птица:

А ещё одна ловкая птица с черно -белыми перьями. Перья могут отливать зелёным или золотым оттенком. Её ещё называют белобока.

Что значит белобока?

Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие). Почему их назвали зимующие?

Закрепление знаний. Хоровое произнесение названий птиц. (Орфографическое проговаривание).

А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.

Игра «Какая птица улетела? »

5. Физминутка:

Того кого заденет волшебное птичье пёрышко, тот превращается в птичку.

Птички по полянке ходят. Прыгают. Летают. А теперь птички почистили пёрышки, поклевали зёрнышки.

А сейчас пёрышко превращает нас опять в детей. (Логопед дотрагивается до детей пёрышком)

Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).

Логопед открывает ткань и достаёт кормушку.

Вы знаете, что это за странный домик? (кормушка).

Откуда она? (кто-то сделал). А зачем нужна кормушка?

(В кормушку насыпают корм для птиц). Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

6. Сообщение нового материала.

Ребята, вы знаете что птички любит кушать?

(Птички любят крошки, зёрна, семечки).

Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. Выставляется опорная схема.

А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. Выставляется опорная схема.

Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. Выставляется опорная схема.

А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

А сейчас будем наших друзей угощать.

Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Какие птицы собрались у нас на кормушке? Как их можно назвать одним словом? (зимующие птицы)

7. Практическая деятельность.

А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).

С какими птицами познакомились на занятии?

Почему их назвали зимующими?

Выставка работ детей.

Дубок Дина Владимировна
МОУ «СОШ № 18»
г. Абакан Республика Хакасия