Учимся понимать малыша сесиль лупан. Раннее развитие ребенка. Основные идеи и принципы методики раннего развития Сесиль Лупан

Разработанный бельгийкой Сесиль Лупан метод развития и воспитания детей не считается сугубо научной практикой: скорее, это методика разностороннего развития ребенка с ориентиром на индивидуальные особенности и интересы. По большому счету, методика Лупан - это правила воспитания, разработанные заботливой матерью, любящей, но не обожествляющей своих детей (Сесиль является мамой двух дочерей).

История возникновения

Методика Сесиль Лупан отличается душевностью и ненавязчивостью - очевидно, автор прошла каждую ступень самостоятельно, и все аспекты опробовала на практике.

Будучи профессиональной актрисой, мадемуазель Лупан участвовала во многих спектаклях и пользовалась большой популярностью. Выступала Лупан под псевдонимом - Сесиль Бран. В 26-летнем возрасте женщина решила перебраться в США: в этой стране она занялась преподаванием актерского мастерства. Примерно к этому времени относится интерес Лупан к раннему развитию ребенка.

Этот интерес быстро перерос в основное увлечение Сесиль. Сейчас Лупан - мировая знаменитость, эксперт в сфере воспитания детей.

Методика развития ребенка по Лупан включает развитие интеллекта и укрепление психологического здоровья детей. Лупан желала предоставить своим детям инструменты спокойного развития в окружающем мире, познания себя и того, что окружает ребенка. К разработке собственной методики Сесиль пришла через о развитии ребенка. С внедрением суровых правил Домана у нее возникли проблемы, и Лупан решила переработать структуру этой методики.

Сесиль сделала основной акцент на эмоциональной стороне процесса воспитания детей. Разработанная Лупан концепция стала основой ее бестселлера «Поверь в свое дитя». Через некоторое время после выхода книги, автор сообщила об основании одноименного общества во Франции. Сегодня развитие ребенка по Лупан стало популярнейшим явлением во всем мире.

Успех методики Лупан, если сравнивать ее с работой Глена Домана, связан, прежде всего с камерностью. Тогда как Доман наблюдал большое количество чужих детей, не имея возможности глубоко погрузиться во внутренний мир ребенка, Лупан воспитывала лишь двух девочек - своих дочерей.

Доман огромное значение уделял возрасту и исходя из этого расписывал процедуры. Лупан ориентировалась на проявление интереса ребенка к различным явлениям. Методика Сесиль Лупан отличается определенной тонкостью и индивидуальной «заточенностью».

Описание методики

В ходе своих выступлений С. Лупан любит повторять:

«Ребенок - не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь»

Лупан предложила разделять внимание на две основные категории:

  • Внимание-опека.
  • Внимание-интерес.

По ее мнению, ребенку требуется именно интерес. Родительской опеки - постоянного внимания к тому, чтобы малыш не угодил в какую-то неприятную ситуацию - для эффективного развития недостаточно. Ребенок должен находиться с родителями в постоянном контакте, заниматься с воспитателем чем-то интересным, рисовать, читать сказки, лепить. В этом, по мнению Лупан, и должна заключаться методика развития ребенка как личности.

Важно, чтобы ребенок видел искренность интереса взрослого человека к себе. Лупан подчеркивает, что внимание не должно переходить в навязчивость. Занятия должны чередоваться с периодами, когда малыш предоставлен сам себе. Время, посвящаемое воспитанию, должно проходить с максимальной отдачей.

Вот несколько советов по развитию ребенка, которые Сесиль Лупан озвучила в ходе одной из своих лекций:

  • Усилия детей, их успехи должны поощряться.
  • Родителям нужно научиться искренне интересоваться деятельностью детей.
  • Нужно выполнять вместе с ребенком упражнения на развитие всех органов чувств, включая зрение, осязание и слух. Так малыш повысит свои знания о мире.
  • Игра должна быть остановлена вовремя: до того, как она надоест малышу. Новизна - главное «топливо» любознательности.
  • Никогда не следует «проверять» ребенка, нужно верить в него, и всегда давать ему шанс проявить себя.

Методика Лупан, в отличие от научного труда, на который опиралась исследовательница, щадящая, отстраненная, что делает ее весьма привлекательной.

Основные принципы методики

После того, как С. Лупан прекратила следовать домановской методике, она вовсе не отказалась от основных принципов его монументального труда по раннему развитию детей. Женщина заявила, что эти принципы незыблемы:

  1. Лучшими преподавателями для ребенка являются мама и папа.
  2. Процесс обучения и процесс игры должны быть объединены. Игру прекращают до того, как кроха устанет.
  3. Любые проверки ребенка следует исключить.
  4. Жажду познания мира в ребенке поддерживают новизной и сменой занятий.

На основе этих ключевых выводов и строится методика Сесиль Лупан. Большим подспорьем Лупан в ее работе стали ее актерские способности и опыт работы в театре. Родителям, по мнению исследовательницы, необходимо развивать в себе талант актера, который есть в каждом человеке.

На основе литературных источников, Лупан создала систему развития детей начиная с младенчества: система включает игры и упражнения, раскрывающие потенциал малыша, закладывающие в него личностные качества.

По мнению Лупан, развитие ребенка во многом интуитивно, и строгого домановского графика придерживаться не следует. Воспитатель, как приемная станция улавливает сигналы, идущие от маяка, в роли которого выступает малыш. Нужно следить за тем, что интересует детей, расширять и дополнять этот интерес.

Не нужно перегружать детей информацией - следует обучать их ее усваивать и понимать. Если просто сказать ребенку, что данный овощ является морковкой, он получит лишь абстрактное знание. Лупан советует в форме веселой игры рассказать, как морковку выращивают, какие из нее готовят блюда, как морковку кушают зайцы и проч.

Методика Сесиль Лупан основана на ключевом принципе - обучение-игра должна доставлять удовольствие и детям, и родителям: лишь в этом случае малыши будут познавать мир с легкостью и огромным интересом.

Постоянная опека заглушает творческие порывы ребенка, а постоянная помощь родителей - в построении домика из кубиков или в перемещении из кухни в зал - станет для ребенка нарушением его личного пространства.

Стараясь развить интеллект ребенка нельзя забывать о том, что маленький человечек априори жаждет любви. Малышу необходимы ласковые прикосновения и поцелуи.

Дети должны твердо знать - родители их любят, считают самыми прекрасными и умными. В условиях положительного отношения ребенок развивается гораздо быстрее, он открыт всему новому.

Методика Лупан - это тяжелейший родительский труд. Работа эта выполнима лишь при условии, что мама и папа любят свое дитя.

Когда у Сесиль родилась вторая дочь, женщина поняла, что каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Лупан подчеркивает, что слепо следовать советам по воспитанию детей нельзя. Если упражнения не воспринимаются ребенком - от них нужно отказаться. Принуждение - не метод Сесиль Лупан.

В главной книге С. Лупан - «Поверь в свое дитя» - приведено множество дисциплин, повышающих моторику ребенка, его интерес к изображениям, к музыке, к спорту и наукам.

Дисциплины: первый год жизни малыша

Маленький человек получает огромное количество информации, именно в этот отрезок времени начинает формироваться личность. Методика Сесиль Лупан позволяет достичь несколько главных целей:

  1. Малыш обретает позитивный взгляд на себя и свое место в мире. Родители должны всячески демонстрировать ребенку свою любовь, хвалить его, отвлекать от слез забавными играми.
  2. Благодаря применению специальных упражнений, стимулируются 5 основных чувств малыша, участвующих в процессе познания.
  3. Повышение моторики.
  4. Заложение языковых основ.

Упражнения для стимуляции органов чувств (до шести недель)

Зрение

  • Играя с грудничком, мама или папа должны поддерживать его головку: это позволит ребенку спокойно разглядывать окружающий мир.
  • Новорожденные проявляют огромный интерес к изменениям человеческого лица. Гримасы, которые делают родители, веселят и успокаивают малыша. Конечно, гримасы должны быть не страшные.
  • Игрушки малыша должны быть яркими, позитивными.
  • До возраста шести недель ребенок всегда держит головку немного вбок. Ему будет приятно видеть на кроватке какие-то украшения. Когда малыш освоит навык хватания, все предметы можно убрать.
  • Мир ребенка расширят зеркала - их нужно разместить у изголовья его кроватки.
  • Малыш научится фокусировать взгляд, если во время игр на полу положить перед ним бумажную шахматную доску.
  • Зрение малыша улучшает использование карточек с изображением различных геометрических фигур. Раскладываем карточки вокруг ребенка и время от времени их меняем.

Слух

Развитие ребенка и полная тишина несовместимы. Но и сильный постоянный шум должен отсутствовать. Малыша нужно познакомить с различными звуковыми «эффектами» - тихими и мелодичными. При разговоре нужно чередовать интонацию, изображая как высокие, так и низкие звуки. Отличный пример - изображение мамой разговора мышки и медведя. Детишки очень интересуются звуками, которые издает колокольчик, или, например, пакетик с орешками.

Осязание

Малыш должен познавать свойства различных предметов: кусочка бархатной ткани, шелкового платочка, кусочка меха. Ребенку очень нравится дотрагиваться, ощущать предмет ладошкой.

Для развития у малыша хватательного рефлекса, нужно сконцентрировать внимание крохи на его ручках. Это помогут сделать яркие рукавички.

Дав ребенку гладкую палочку, попробуйте легонько отобрать ее у него. Если ребенок заинтересуется игрой, попробуйте провести следующую процедуру. Малыш лежит на спинке в кроватке, помещаем палочку над ним и ждем, пока он вцепится в нее ручонками. Попробуем приподнять его над кроваткой.

Вкус, запахи

Тканевые мешочки с ванилью, лавандой или базиликом помогут научить ребенка распознавать запахи. Даем малышу понюхать мешочек и произносим название растения, которое в нем размещено.

В качестве игрушек лучше использовать вещи - ложку, катушку от ниток, журнал, носочек. Предметы нужно вовремя менять, чтобы ребенок не устал от них.

Развитие двигательной активности

  1. Новорожденный малыш должен обладать просторной кроваткой, в которой он сможет легко поворачиваться.
  2. Днем малыша нужно приучать к лежанию на полу на животике в окружении стимуляторов зрения - тканевых отрезков, игрушек яркого цвета, яркой бумаги. На спину ребенка кладут, когда хотят с ним поиграть и развить у него хватание.
  3. Достаточно опасное упражнение, которое должно проходить под постоянным наблюдением. Ребенка садят на гладкую широкую доску, приподнятую от пола на 20 см. Малыш съезжает вниз.

Гимнастические упражнения для новорожденных малышей (первые 6 недель)

Методика Сесиль Лупан подразумевает выполнение гимнастических упражнений:

  • Скрещиваем ручки ребенка, немножко их тянем.
  • Аналогичное упражнение делается для ножек.
  • Пощекотав животик ребенка, переворачиваем его на спину.
  • Кладем ребенка на плечо и кружимся (осторожно!). Имитируем плавание ребенка в воздухе.
  • Упражнение с резиновым шаром: кладем младенца на шар и двигаем круглую сферу. Внимательно следим, чтобы ребенок не ударился.

Первый-четвертый месяц развития младенца

Манеж - враг подвижности. Желательно его не применять или использовать очень редко. Комната малыша должна быть сформирована таким образом, чтобы он был в безопасности, но имел возможность «гулять», сколько хочет.

Учите ребенка держать равновесие у кроватки. Придерживая кроху, направляем его вдоль твердой планки детской кровати.

Малыш уже пытается встать на четвереньки. Маме или папе нужно помочь ему, поддержав его ножки.

Гимнастические упражнения в возрасте от 1 до 4 месяцев

Делаем те же упражнения, что и на этапе №1, но усложняем их и ускоряем ритм. Однако, форсировать события не следует: развитие ребенка процесс неторопливый и аккуратный. Если поспешить, малыш перепугается и «замкнется».

Период от 4-х месяцев до года

  • В комнату, где находится малыш, помещаем предметы, выполняющие роль опоры для крохи при попытке ходьбы. Предметы размещаем так, чтобы карапуз мог свободно перемещаться между ними.
  • В это время ребенок уже желает самостоятельно ходить по квартире. Помещение должно быть готово к таким переменам. Делаем так, чтобы малыш не достал какой-нибудь опасный предмет.
  • На прогулке побуждаем малыша ходить. Когда ребенок стоит около лавочки, держась за нее ручонками, зовем его: желание побыть в объятиях мамы или папы может побудить кроху преодолеть небольшое расстояние.
  • Под внимательным присмотром поощряем малыша к покорению лестницы.
  • Коробки - отличная вещь для игры. Там можно прятаться, стучать по ним, прятать в них игрушки.
  • На этом периоде развития начинается обучение равновесию. Для этого нужно приобрести специальное гимнастическое бревно для маленьких детей.

Гимнастические упражнения для периода 4 месяца - 1 год

  1. Кладем ребенка себе на плечо и кружимся.
  2. Мама и папа берут кроху за кисти рук и лодыжки и раскачивают.
  3. Кружим ребенка, держа за кисти рук, затем - за ножки.
  4. Подбрасываем и ловим ребенка.

Упражнения для развития у младенца языковых навыков (4 месяца - 1 год)

Методика Сесиль Лупан ориентирована на развитие речи у ребенка. Речевые навыки начинают формироваться до того, как малыш артикулировал первое в своей жизни слово. Первому слову предшествует длинный процесс. Воспитатель может ускорить это событие.

  • Говорим с ребенком, объясняем малышу окружающий мир, рассказываем, кто живет в квартире, какие вокруг малыша происходят события, находятся предметы.

  • Во время массажа малыша, называем каждую часть тела. Например, массажируя ручку, говорим: «рука».
  • Показываем ребенку карточки с различными изображениями, называем, что там нарисовано.
  • Рассказываем крохе истории о себе, окружающих предметах, людях, о самом малыше.
  • Варьируем речь. Используем тонкий голос, грубый, в зависимости от персонажа, которому он принадлежит.
  • Стараемся воспроизводить звуки, издаваемые малышом. Малыш зевнул - мама зевнула. Так кроха поймет, что он общается.
  • Считалочки, песенки, колыбельные - незаменимые помощники.

Минусы методики

Несмотря на очевидные плюсы и даже революционность, методика Сесиль Лупан имеет два серьезных минуса.

  1. В книге «Поверь в свое дитя» значительное место уделено плаванию и нырянию грудничков, что является спорной практикой, которую многие родители не одобряют.
  2. Методика Лупан - индивидуальная, личная, она создала ее, основываясь на опыте развития собственных дочерей. Наилучшим вариантом будет создание индивидуального курса для ребенка на основе разработок Лупан.

Развитие ребенка по Сесиль Лупан - традиционная, домашняя методика, ее рекомендуется использовать для воспитания малыша в кругу семьи.

В следующей статье рассмотрено как .

Сесиль Лупан – бельгийская актриса, педагог по актёрскому мастерству, сторонник идеи раннего развития, мама девочек-погодок, создала свою собственную методику воспитания и обучения, которую успешно адаптировала на своих дочерях. Основной принцип методики Лупан сформулировала так – «Поверь в своё дитя».

Позже она выпустила книгу с одноимённым названием.

Скачать её можно перейдя по этой ссылке.

Когда Сесиль впервые стала мамой, она старалась развивать дочь Галю с первых дней жизни. Первыми уроками девочки стали занятия по плаванию: семья Лупан даже посещала специализированные занятия, которые проводил инструктор по младенческому плаванию.

Затем к этим занятиям добавились и музыкальные игры. Первым инструментом для знакомства с миром неречевых звуков стал ксилофон – мама для своей дочери проигрывала различные мелодии, ловила её реакцию на тот или иной звук.

И тут наступил судьбоносный день для Сесиль Лупан – она узнала о существовании , которая не оставила её равнодушной: она посетила целый курс семинаров Гленна Домана, восхищаясь талантами детей, с которыми занимались по этой методике. Воодушевившись увиденным, Лупан непременно начала полученные знания реализовывать на практике обучения восьмимесячной Гали. Но, увы, занятия перестали приносить плоды – девочку просто не интересовали карточки. Тогда Сесиль придумала свой способ знакомства с миром слов: карточки были повсюду, причём карточки ставились на те предметы, слово, которое они обозначали (например, если слово «кресло», то эта карточка стояла именно на кресле и др.).

Кроме того, Лупан пришла к выводу, что показ карточек лучше начинать тогда, когда ребёнок уже может произнести то, или иное слово. До года с малышом нужно как можно больше разговаривать, обогащать его сенсорный и тактильный опыт. Ну, и, конечно же, дарить много любви и ласки.

С двухлетнего возраста Сесиль рекомендует закладывать первые энциклопедические знания у ребёнка. Получение информации должно быть интересно самому ребёнку. Так, Лупан изначально давала сведения о необычных фактах, причём в игровой форме – актриса сама придумывала весёлые стишки, считалочки и забавы, в которых дети получали знания об истории, биологии, географии, живописи и других науках.

Когда родилась дочь Селина, Сесиль столкнулась с проблемой: девочке было не интересно то, что увлекало Галю. Тогда Лупан для младшей дочери разработала другую программу занятий, чутко прислушиваясь к желаниям Селины.

Едино осталось одно – все знания девочки получали через игру. Даже цифры и алфавит актриса сумела преподнести в занимательной форме. Причём каждая буква произносилась на распев, про каждую букву придумывалась невероятная история.

Для изучения алфавита по методике Лупан отлично подойдёт книга «Азбука превращений «, где каждая буква принимает тот или иной облик:

Сесиль Лупан для отработки навыков чтения рекомендует сделать первую книгу для малыша самостоятельно: наклеить фото ребёнка, например, где малыш ест. На соседней странице большими чёрными буквами написать имя ребёнка и действие, которое изображено на фото, например, «ВАНЯ ЕСТ». Подобных разворотов должно быть несколько.

Кроме того, Лупан учила детей не только читать, но и писать. А точнее – печатать слова на печатной машинке.

Обе дочери Сесиль на первых годах жизни прекрасно овладели несколькими иностранными языками. Лупан сама общалась с детьми на иностранных языках, показывала записи мультфильмов, пела песенки и организовывала игры. В каждодневную программу развития дочерей Лупан включала игры на логику и счёт. Причём считать Сесиль рекомендует всё вокруг (от 1 до 10). Так малыш быстро освоит числа, и охотнее будет выполнять с ними операции на сложение и вычитание.


Убежденная сторонница раннего развития детей, Сесиль Лупан горячо увлеклась и восторженно приняла его основные принципы:

Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;

Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

В домановском Институте ускоренного развития Сесиль Лупан прослушала недельный курс лекций для родителей (некоторые лекции читал сам Доман!) и с воодушевлением принялась за обучение восьмимесячной дочери Гали по усвоенной методике.

Отход от методики Домана

Но не все проходило так гладко, как хотелось бы, и с первых дней Сесиль столкнулась с определенными трудностями. Галя недолго проявляла интерес к изготовленным по всем правилам карточкам с нарисованными точками: «Вдруг Галя начала отбрасывать карточки. Теперь это не безразличие первых занятий, она откровенно швыряет карточки в меня, и я вынуждена убрать их в шкаф. Такой неожиданный душ довольно сильно охладил мой пыл».

Доман передал Сесиль Лупан много нужных и важных идей о раннем развитии, но, к сожалению, не смог ответить на простой вопрос: «Что делать, если малышу «урок» покажется скучным?» В этой ситуации пришлось действовать на свой страх и риск, и мама приняла верное решение — найти подход к своему ребенку, пусть даже для этого придется отступить от выбранной методики.

Видя, что Галя, отвергнув математику, заинтересовалась разглядыванием картинок, Сесиль Лупан решила развивать дочь именно в этом направлении. Помимо детских книжек с иллюстрациями, Сесиль показывала полуторагодовалой Гале репродукции картин известных «взрослых» художников и водила на выставки. Если дочь обращала внимание на какую-то из картин, мама подробнее рассказывала об этой картине и о создавшем его художнике. Возникал живой непосредственный диалог, который не предполагался в системе Домана.

Секрет успешного обучения состоит в том, чтобы развить в ребенке интерес: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Доман предлагал начинать занятия, ориентируясь на определенный возраст (и чем раньше, тем лучше!), Сесиль Лупан – на возникновение интереса.

Для того чтобы развить интеллект, мало формального , попыток «выработать у ребенка определенные условные рефлексы на «культурные» раздражители» — необходимо развить стремление к самостоятельному познанию. Начав изучать с Галей историю, Сесиль Лупан поняла, что знание этого предмета не может ограничиваться заучиванием «фактов», как предлагал Доман. Более важно сформировать ощущение времени: что было сначала и что потом? кто жил в одно и то же время? кто подготовил это событие и что ему предшествовало? Ребенок должен усвоить, что мир не ограничен сегодняшним состоянием, что-то существовало задолго до того, как он появился на свет.

При изучении истории Сесиль Лупан отказалась от использования традиционных «карточек Домана»: историю, считала она, можно преподать и без визуального материала. Сначала были отобраны исторические события, с которыми предполагалось познакомить ребенка. Потом рассказ об этих событиях облекался в легкую и занимательную форму коротких рассказиков или детских считалок. «Считалки пользуются у детей такой любовью, что их можно применять для внедрения в сознание малыша практически любых понятий. В первое время младенец все равно ничего не смыслит, но считалка оказывается столь забавной, что ему хочется запомнить ее», — делится опытом Сесиль Лупан.

Занимаясь с Галей, Сесиль сделала для себя важное открытие: процесс познания мира начинается с развития речи и запоминания незнакомых слов. Например, увидев в книге незнакомое слово «трансцендентный» или «обструкция», человек сначала запоминает его «как есть», потом с помощью словаря пытается понять значение этой «абракадабры». Точно так же действует и ребенок. Услышав считалку «А, О, У, И, Э сидели на трубе…», малыш, еще не знакомый с буквами, воспринимает первую строчку как бессмыслицу. Но считалка так занимательна, что ребенку хочется ее запомнить. Потом его легче будет познакомить с алфавитом, т.к. он помнит, что эти буквы «живут» в его любимой считалке. Таким образом, считалки играют роль «трамплина» при обучении ребенка и развивают его стремление к самостоятельному познанию. И, естественно, с их помощью можно достаточно легко и быстро .

Поверь в свое дитя

И Гленн Доман обучили по своим тысячи детей. Сесиль Лупан – всего двоих. Но интуитивно ей доверяешь больше: этими двоими были ее собственные дочери. Родительский опыт Лупан обобщила в популярной книге «Поверь в свое дитя». Родители, ожидающие очередного «рецепта» воспитания, типа «занятий по Доману» или «обучения по Монтессори», будут разочарованы: книга Сесиль Лупан — скорее сборник практических рекомендаций и советов, чем методика в полном смысле этого слова. Сесиль Лупан не стремится навязать родителям какую-то определенную форму и принцип подачи материала. В ее понимании главное — не методика (к примеру, как научить чадо считать или ), а отношение родителя к своему малышу: «Тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное».

Когда в семье появляется малыш, практически перед всеми родителями со всей остротой встает вопрос о способах и методах воспитания и развития ребенка. Какую методику раннего развития детей выбрать? А может лучше "не торопить события"? Ответить на эти вопросы могут только сами родители, которым предстоит решить, будут ли они разрабатывать собственные методы воспитания ребенка или воспользуются одной из уже апробированных методик, например, методикой Сесиль Лупан.

Когда в семье появляется малыш, практически перед всеми родителями со всей остротой встает вопрос о способах и методах воспитания и развития ребенка. Какую методику раннего развития детей выбрать? Как ее адаптировать под особенности своего ребенка? Да и вообще, нужны ли такие методики? Может лучше "не торопить события", и довериться собственной интуиции? Ответить на все эти вопросы могут только сами родители, которым предстоит решить, будут ли они разрабатывать собственные методы воспитания и развития ребенка или воспользуются одной из уже апробированных методик, например, методикой Сесиль Лупан.

Кстати, среди развивающих методик система воспитания и развития, разработанная Сесиль Лупан, занимает особое место. А вот почему, Вы узнаете из этой статьи.

Несколько слов о Сесиль Лупан

В 1955 году в Монсе (Бельгия) в семье Браи родилась девочка, которую назвали Сесиль. После окончания школы повзрослевшая Сесиль получила профессию актрисы, и с головой окунулась в водоворот театральной жизни. Она вышла замуж и сменила фамилию, став Сесиль Лупан . В 1982 году, после рождения первой, а затем и второй дочери (1983 год). Сесиль поняла, что счастье детей намного важнее карьеры, и посвятила свою жизнь воспитанию своих детей.

Как и многие другие молодые мамы, Сесиль мечтала дать своим детям только все самое лучшее, в том числе и лучшее воспитание. Причем заняться развитием детей она решила с самого раннего возраста. Ознакомившись с несколькими, известными на тот момент методиками развития детей, она остановила свой выбор на системе Гленна Домана, которая привлекала внимание своими прогрессивными взглядами на развитие детского мозга и нетрадиционным подходом к построению обучающей программы.

Применяя методику Гленна Домана к своим дочерям, Сесиль обратила внимание на то, что она не настолько эффективна, как утверждает автор программы. Поэтому молодая мать приняла решение создать собственную методику на основе обучающей программы Гленна Домана, с учетом особенностей и интересов своих детей.

В результате такой самодеятельности молодой бельгийской актрисы коллекция методик раннего развития детей пополнилась еще одной эффективной программой, которая подробно описана в книге Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Сегодня автор этой книги охотно делится секретами успешного развития детей, основанными на собственном опыте, и принимает участие в различных теле- и радиопередачах, посвященных воспитанию детей.

Особенности методики Сесиль Лупан


Как уже упоминалось выше в основу методики Сесиль Лупан легла обучающая программа Гленна Домана, но с одним существенным различием. Если Гленн Доман за основу брал показатели среднестатистических детей, то Сесиль Лупан ориентировалась исключительно на потребности и интересы своих детей. Другими словами, Сесиль Лупан уверена, что ребенок сам должен "сообщить" о желании приступить к тем или иным занятиям. Поэтому основной упор методика Сесиль Лупан делает на эмоциональное состояние и индивидуальные особенности ребенка. Главное, не просто "забивать" голову малыша знаниями, а развивать его природные таланты.

Программа обучения детей Сесиль Лупан включает в себя занятия, направленные на стимулирование всех органов чувств ребенка: осязания, обоняния, слуха, вкуса и зрения. Малыш должен иметь возможность познакомиться с миром на ощупь, по запаху, звуку и т.д. Например, если ребенок потянулся к ковру, то нужно показать ему разницу между пушистым мехом и шелком или другим материалом. Если малыш заинтересовался звуками, то можно погреметь кастрюлями, стаканами, погремушками, и позволить ему сравнить все услышанные звуки.

Программа обучения Сесиль Лупан охватывает практически все области знаний, необходимые для полноценного развития малышей и дошкольников:

  • искусство (рисование, музыка);
  • логика, счет;
  • развитие речи;
  • письмо, чтение;
  • история, география, иностранные языки и т.д.

Особое внимание уделяется обучению плаванию новорожденных (по методике Клэр Тимерманс) и физическому развитию детей. Исходя из собственного опыта Сесиль вывела формулу максимально эффективного развития интеллектуальных показателей ребенка: чем больше времени родители будут уделять физическому воспитанию (помимо плавания сюда входят массаж, динамическая гимнастика и физкультура), тем быстрее происходит формирование и созревание коры головного мозга.

Как проходят занятия по методике Сесиль Лупан


Занятия по методике Сесиль Лупан – это короткие насыщенные уроки в игровой форме, которые длятся до тех пор, пока ребенок проявляет интерес в происходящему. Как только родители заметили снижение интереса, занятия мгновенно прерываются. Главное, чтобы ребенку было весело и интересно заниматься.

Построение графика уроков должно основываться исключительно на интересе ребенка. Например, если ребенок в данный момент с особым интересом изучает пластмассовую куклу, то можно показать ему деревянные, гладкие или пушистые игрушки.

Во время занятий необходимо не просто показывать карточки с изображениями (по методике Гленна Домана), а учить ребенка анализировать и систематизировать информацию. Например, не просто показать картинки с изображением скрипки и рояля, а дать понять, что данные предметы принадлежат к одной группе.

Сесиль Лупан убеждена, что ребенок лучше воспринимает информацию, если она сопровождается или преподносится в виде шутливых песенок или сказок. Поэтому показ картинок сопровождается интересными историями, сказками и песнями.

Кроме того, ребенку постоянно необходимо рассказывать об окружающем мире, не беспокоясь о том, что он чего-то может не понять в силу возраста. Сесиль Лупан уверяет, что знание всегда предшествует пониманию.

Недостатки методики Сесиль Лупан

Несмотря на задекларированный Сесиль Лупан индивидуальный подход к развитию и воспитанию ребенка, ее методика имеет существенные недостатки. К таким можно отнести:

  • отсутствие общения со сверстниками – как и Гленн Доман, Сесиль Лупан предлагает построить воспитание ребенка исключительно на связке ребенок-родители;
  • большая нагрузка для матери – поскольку Сесиль Лупан уверена, что материнство это ежеминутный труд, ее методика предусматривает, что мать должна уделять ребенку практически все свое время.

Каждая увлеченная мама создает собственную уникальную систему воспитания ребенка, цель которой – гармоничное развитие и . Сесиль Лупан была именно такой мамой и воспитала двух девочек. Ее методика стала известна мировой педагогике благодаря публикации книги «Поверь в свое дитя: практическое руководство», а сама Сесиль ныне живет в Париже и продолжает читать лекции.

В своем научно-популярном труде автор излагает свой взгляд на методическую систему Глена Домана и предлагает, как улучшить ее, переместив вектор на естественный ход развития. Сесиль Лупан положила в основу этой адаптированной системы интерес ребенка и его эмоциональную реакцию на события и явления окружающего мира. Поскольку именно эмоции позволяют детям лучше запоминать информацию и прочнее фиксировать практический опыт.

Из этой статьи вы узнаете

Осознавать счастье материнства

В авторском тексте повсеместно сквозит мысль о том, что рождение ребенка – это чудесно, это высоко и важно. Вокруг этой мысли Лупан удалось сформировать крупное родительское сообщество во Франции, носящее то же имя, что и ее книга, – «Поверь в свое дитя».

Методологическая суть системы Лупан укладывается в несколько предложений. Внимательная мама не должна слепо исполнять требования методики, она должна соизмерять ее с возможностями и интересами своего ребенка, применять только необходимое и делать это без принуждения чада к тем или иным занятиям. Именно понимание желаний малыша должно лежать в основе взаимодействия между ним и мамой.

Принципы Домана

Из методики своего вдохновителя Сесиль Лупан оставила для себя то, что сочла лучшим, - основные принципы построения занятий:

  • Родитель – мама или папа – лучший учитель и воспитатель.
  • Процесс обучения должен основываться на игре, которая не имеет права быть скучной или неинтересной для ребенка.
  • Никаких оценок, проверок, сверки с образцом.
  • Смена видов деятельности, появление новых элементов, динамика занятия помогают поддерживать внимание и развивать любознательность малыша.

Дополнив эти принципы практическими упражнениями, театрализацией и немалой долей интуитивного чувствования ребенка с самого раннего возраста и до школы, Лупан получила собственную систему, которой и обучает молодых родителей по сей день.

Подталкивать интерес ребенка

Методика Сесиль Лупан строится на том, что родитель должен не только присматривать за ребенком и пояснять или направленно обучать. Его задача много шире – провоцировать, мотивировать интерес малыша к изучению предметов и явлений окружающего мира. В обучении нет ни графика, ни конспекта занятий. Только малыш может определить, что его сегодня интересует больше: деревянные овощи на импровизированной грядке или разноцветные бусины для сортировки.

Мало просто дать ребенку информацию о цвете и форме предмета. Важно включить этот предмет в повседневную жизнь, показать, зачем он нужен, как работает или применяется, когда это происходит и насколько предмет безопасен.

Например, возвращаясь к теме овощей, можно продолжить урок на кухне и показать юному исследователю, какой вкусный салат можно сделать из капусты и моркови. Занятие плавно перетечет в обед. Плюс такого подхода – быстрое запоминание: информация сразу же будет проанализирована детским мозгом и принята как полезная и необходимая.

Самостоятельность малыша

Это еще один важный компонент в процессе обучения по методике Лупан. Нет необходимости постоянно сопровождать ребенка. Созревающая детская личность нуждается в пространстве и одиночестве для того, чтобы ранее освоенные уроки укоренились в памяти через игру с самим собой. К тому же в этой игре возникнут новые интересы и вопросы.

Конечно, это не значит, что не нужно следить за безопасностью ребенка. Но вторгаться в его мир и самостоятельные рассуждения точно не стоит. Зато, когда он закончит игру или строительство пирамиды, не лишней будет похвала с поцелуями и объятиями, в которых маленькие дети особенно нуждаются.

Двигательная активность и интеллектуальное развитие

Предсказуемо и то, что движение и учение должны присутствовать в жизни крохи в гармоничном сочетании. Упражнения по счету, азбуке, логике и изобразительному искусству в течение дня и недели могут перемежаться зарядкой, подвижными играми, верховой ездой, плаванием, прогулками в лесу и помощью по дому.

Каждому возрастному этапу, как и в большинстве других методик, у Лупан отводится определенная роль и задачи. Поддерживая естественный персональный интерес ребенка, нужно все же соизмерять уровень подачи информации с интеллектуальными возможностями малыша по возрасту.

Первый год жизни

Кроха только начал свой путь в новом для него мире, и основная цель – показать ему возможности этого мира. Автор предлагает двигаться в четырех направлениях:

  • Формировать положительное самосознание через родительское внимание, объятия, поцелуи, разговоры, прикосновения. Необходимо поощрять успехи и поддерживать в неудачах.
  • Развивать анализаторы (органы чувств): зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Здесь на помощь родителям приходят разнообразные игрушки, прикормы, дидактические материалы, готовые развивающие наборы.

Игрушки тоже растут. Начните с подвесного мобиля в кроватке. Но следите, чтобы игрушки в нем не были слишком пестрыми. Предпочтение – одноцветным простым фигурам: желтое солнышко, красная птичка, зеленое яблоко. Чем проще объект, тем легче восприятию зацепиться за отдельные его свойства. Именно в этом нуждаются детские органы чувств. Когда кроха научится сидеть – играйте на ковре с крупными предметами и музыкальными инструментами.

  • Важно стимулировать двигательную активность и улучшать двигательные навыки. От хватания и удержания до ползания и хождения – все взаимосвязано в процессе формирования психики и тела. Обязательна гимнастика и подвижные игры на любимом ковре. А вот использование манежа – существенный минус, по мнению Лупан. Впрочем, вы можете применять его очень ограниченно - лишь для безопасности малыша. Все, что удалось освоить дома (равновесие, прыжки, шаги), можно и нужно переносить в новые ситуации, например на прогулку.
  • Развитие лингвистической основы. Действительно важно заложить основные речевые функции именно на первом году жизни. В этот период мозг младенца очень восприимчив к артикуляции, интонации, семантике слов. Чем чаще речь обращена к чаду, тем выше вероятность, что он скоро и сам начнет ею пользоваться.

От года до двух

Не следует навязывать малышу свое внимание в этот период, но ощущать поддержку и присутствие взрослых ему необходимо постоянно. Проводя самостоятельное исследование мира, кроха должен быть постоянно в безопасности. Внимательный родитель при этом всегда вовремя вмешается, чтобы объяснить, подсказать или поощрить.

Развитие речи продолжается бурными темпами. И сейчас важно, чтобы речь взрослых была максимально грамотной, эмоционально окрашенной, но не утрированной. То есть не надо переигрывать. Читать стихи, петь детские песенки, разучивать их с малышом – важная рекомендация в методике раннего развития Сесиль Лупан.

Выбирайте простые короткие стишки. Разучивайте их под хлопки или другие динамические действия. Включайте в деятельность не только мозг, но и тело малыша.

Старайтесь не подменять собственный живой голос на аудиосказки или мультипликационную озвучку. Если уж приходится использовать мультфильмы для отвлечения чада, отдавайте предпочтение старым советским мультикам с хорошей музыкой, сценическими голосами и добрым сюжетом.

От двух до пяти

Бег, прыжки и новые способы управления собственным телом – вот то, что необходимо открыть малышу на этом этапе. Занятия спортом, танцами, плавание, походы выходного дня, лазанье по импровизированным или настоящим скалам – все это обязательно понравится и пойдет на пользу. В старшем возрасте привить ребенку любовь к движению и спорту будет гораздо сложнее.

В развитии речи отдайте предпочтение хорошим поэтическим упражнениям: от Бианки и Маршака переходите к Пушкину, Лермонтову, Есенину. Читайте сказки и стихи о природе, учите ребенка понимать образы, метафоры. Неплохо, если четырехлетке показать, насколько выразительной может быть музыка. Начните с «Полета шмеля», к примеру.

Алфавит из книги Сесиль Лупан. Перепробовав немало методик и техник, Лупан пришла к выводу, что изображать гласные буквы нужно красным, а согласные черным цветом, а размер символов на первом этапе их освоения должен быть не менее 2 см. В методике Лупан каждая буква – это история-вопрос в картинке: «Кто укроет Бобика?» - «А-а-а-а!»

Уделяйте время прогулкам всей семьей, общению с домашними животными и социальным играм со сверстниками. Позвольте наблюдать за ребятами постарше, подающими хороший пример того, чему можно научиться уже совсем скоро.

От пяти до семи

Если очень кратко охарактеризовать этот возрастной этап, то дошкольники отличаются началом формирования специальных интересов. Например, одни дети увлечены изучением бабочек, другим нравятся драконы и динозавры. Задача родителей – добавить гармонии в развитие. Интеллектуальные нагрузки нужно уравновесить физическими, а периодам углубленного изучения любимой темы противопоставить общение и творчество.

Будьте проще! Держите баланс между завлекающей интонацией и увлеченным рассказом. Дети в преддошкольном и школьном возрасте лучше воспринимают настоящую увлеченность рассказчика, чем утрированные эмоции. Объясняете ли вы, почему трава зеленая, или читаете сказку, будьте естественны и старайтесь переживать события вместе с малышом.

Довольно часто к пяти годам становится актуальной проблема звукопроизношения. Чистота речи – результат труда над ней. Упражняйтесь в скороговорках и стихах вместе с ребенком. Достоинство семейного чтения еще и в расширении словарного запаса, причем у всех участников. Привлекайте старших детей к играм с младшими, учите их сотрудничать между собой и со старшими членами семьи. Заведите традицию играть в настольную игру всей семьей – это делает детей спокойнее, увереннее в «тылах». Общайтесь с детьми и познавайте мир заново вместе с ними.

Система Сесиль Лупан имеет лишь один видимый недостаток, который одновременно является и ее достоинством: работа с растущим ребенком строится на рекомендациях автора, а не по строгим ее указаниям. У родителя остается пространство для маневра, поле для творчества. Именно это позволяет методике так гибко подстроиться под нужды любого малыша.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво