Богиня тюхе все о ней. Женские архетипы. Тихе. Плутос в "Божественной комедии"
) - в древнегреческой мифологии божество случая, богиня удачи и судьбы . В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна . Тюхе не встречалась в классической мифологии, а, как отмечает А. А. Тахо-Годи , появилась только в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе . Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность .
Ей стали поклоняться в Афинах в V веке до н. э. , и её культ особенно распространился в эпоху эллинизма . Ряд городов, в частности Антиохия и Александрия считали её своей богиней-покровительницей .
Тюхе персонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме . Действующее лицо комедии Менандра «Щит». Её статуя работы Праксителя в Мегарах . Статуя в Коринфе . Некоторые считают её созвездием Девы .
В честь Тюхе назван астероид (258) Тихея , открытый в 1886 году.
Напишите отзыв о статье "Тюхе"
Примечания
Литература
- // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . - 2-е изд. - М . : Советская Энциклопедия , 1988. - Т. 2: К-Я. - С. 515.
- Тиха // Реальный словарь классических древностей = Reallexikon des klassischen Altertums: Лейпциг: BG Teubner Verlag, 1855: [пер. с нем. ] : в 3 т. / авт.-сост. Ф. Любкер . - М . : Олма-Пресс , 2001. - Т. 3. - С. 446. - ISBN 5-224-01511-1 .
- Нонн. Деяния Диониса II 669
- Синицын А. А. 1998: : Авт. дисс… к.и.н. Саратов.
- Strohm Н., Tyche. Zur Schicksalauffassung bel Pindar und den trühgriechischen Dichtern, Stuttg., 1944.
См. также
Отрывок, характеризующий Тюхе
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».
Тиха (Тихе, Тихея, Тюхе), греч. - дочь Океана и Тефиды, богиня случайности, счастливого случая.
Жила на Олимпе, входила в свиту Зевса; из остальных богов ей был наиболее близок бог богатства Плутос, которого она опекала с его рождения вместе с богиней мира Эйреной. В пословицу вошел ее рог изобилия - случайно отломившийся рог козы , которая вскормила своим молоком Зевса. Сам Зевс наполнял этот рог разнообразными дарами, а Тиха раздавала их своим любимцам. (Согласно некоторым авторам, этот рог украшал некогда голову речного бога Ахелоя, а Геракл, боровшийся с , отломал рог.)
Первоначально Тиха считалась лишь спутницей других богов; в самостоятельное божество она превратилась лишь в конце классической эпохи. По мере распространения культа Тихи многие эллинистические города стали считать ее своей покровительницей. С Тихой в значительной мере сливались римские богини и Фелицитас (Фелица), богиня счастья.
Античные художники обычно изображали Тиху на шаре, с распростертыми крыльями, что должно было символизировать ее неустойчивость, непостоянство. И наоборот, Тиху-покровительницу городов изображали сидящей, с венцом в виде городских стен с воротами. К числу лучших ее статуй относятся «Тиха из Остии» (с рогом изобилия в левой и с рулевым веслом в правой руке), «Тиха Антиохийская» (копия работы Евтихида 3 в. до н. э.), «Тиха из Прусы» (2 в. н. э.) и «Тиха Фессалоникийская» с триумфальной арки императора Галерия (4 в. н. э.).
Век Астреи
Слепое счастье
Рука Немезиды
Немезидой (Νέμεσις) греки называли богиню мести и сурового правосудия. Изображали они её в виде крылатой женщины с уздой и мечом в руках, как божество вездесущее, карающееза нарушение общественных и моральных норм.
В настоящее время слово «Немезида» применяется со значением «справедливое возмездие»; а под «рукой Немезиды» подразумевается сила и власть государственного суда.
Существует такое крылатое выражение, как «четыре "k"». Имеются в виду четыре немецких слова, начинающихся на одну букву: Kinder, Kuche, Kirhe, Kleider (дети, кухня, церковь, наряды).
Так, некогда германский император Вильгельм II отозвался о феминистическом движении и вообще об идее женского равноправия, сказав, что немецкая женщина обязана знать лишь «детей, кухню, церковь и наряды».
Однако, немецкий император, вероятно, запамятовал, что древние связывали золотой век человечества именно с женщиной. Кроме того, в античности опять-таки в женских руках было счастье и возмездие.
Век Астреи
Выражение «Век Астреи» сегодня можно встретить только в старых-старых книгах, и то довольно редко. В сегодняшней повседневной речи намного чаще говорят «золотой век».
Так, кем же всё-таки была Астрея и почему мы употребляем словосочетание «золотой век»?
В мифах древности Астрея была богиней справедливости, дочерью всемогущего Зевса, отца богов и людей, и богини правосудия Фемиды.
Богиня Астрея была послана родителями жить на землю для того, чтобы помочь людям жить честно и справедливо. Однако, не вынеся их преступлений, она вознеслась на небо. Вот тогда-то и кончился «Век Астреи», «золотой век», то есть золотое время сказочного счастья. Позднее этим выражением стали характеризовать счастливую полосу жизни или пору радости.
Что же касается богиня Астреи, то она с тех пор так и сияет на небе в созвездии Зодиака под именем Девы.
Слепое счастье
Очень часто в музеях скульптуры и живописи можно увидеть изображение молодой женщины, катящейся куда-то на крылатом колесе, символизирующем неустойчивость и переменчивость мира. Это древнегреческая богиня Тюхе (Тихи) - богиня случая и удачи, изобилия и счастья, с которой римляне отождествляли свою богиню Фортуну. В руках у неё рог изобилия, а глаза закрывает повязка: именно поэтому счастье и считается слепым.
Древние полагали, что удача человека не зависит ни от каких других причин, кроме как от случайности. Кроме того, любое счастье недолговременно. Не случайно богиня летит по миру с закрытыми глазами, сыпля из рога изобилия свои дары: глядишь, они попали и на тебя… Однако, «колесо Фортуны» повернулось, и богиня уже далеко…
Конечно, сегодня мы понимаем, что наше счастье в наших руках, благодаря положительному настрою и мыслям (не в ущерб другому), которые разворачивают колесо Фортуны в твою сторону...
скачатьРеферат на тему:
Тюхе
Тю́хе (Тихе, Тихэ, Тихея греч. Τύχη , «случайность», то, что выпало по жребию) - в греческой мифологии богиня случая и удачи.
В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна. Тюхе не встречалась в классической мифологии, а появилась только в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.
Имя Тюхе, океаниды и спутницы Персефоны, впервые встречается в гомеровском гимне к Деметре , но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Тюхе.
У Архилоха Тюхе находится рядом с Мойрой; у Пиндара она - дочь Зевса и тоже близка мойрам. Павсаний соглашается со словами Пиндара, что Тюхе - одна из Мойр и она сильнее своих сестер . У орфиков Тюхе ассоциируется с Артемидой .
Тюхе персонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме. Действующее лицо комедии Менандра «Щит». Её статуя работы Праксителя в Мегарах . Статуя в Коринфе . Некоторые считают ее созвездием Девы .
Тюхе на реверсе монеты Гордиана III.
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.515, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.446; См. Нонн. Деяния Диониса II 669
- Гимны Гомера V 420
- frg. 8 Diel
- Pind. Ol. XII
- Павсаний. Описание Эллады VII 26, 8
- Орфика, фр.204 Керн; Орфические гимны LXXII
- Павсаний. Описание Эллады I 43, 6
- Павсаний. Описание Эллады II 2, 7
- Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9; Гигин. Астрономия II 25, 2
Литература
- Тахо-Годи А. А., Греческая мифология, 132 статьи // Мифы народов мира. Т. 2. - М.: Сов. энциклопедия, 1982
- Тахо-Годи А. А., Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии, в сб.: Вопросы классической филологии, 1971, № 3-4, с. 217-72
- Синицын А. А. 1998: Фукидид и понятие судьбы - Tyche у греков в V в. до н. э. - elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/1513: Авт. дисс… к.и.н. Саратов.
- Strohm Н., Tyche. Zur Schicksalauffassung bel Pindar und den trühgriechischen Dichtern, Stuttg., 1944.
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 17:51:34
Похожие рефераты:
Тихе (Тюхе, Фортуна) - архетип, в котором соединяются противоречивые желания безграничного контроля над своей и чужими жизнями, и абсолютное бесстрашие перед последствиями.
Тихе - женщина, у которой множество идей и связанных с ними эмоций, которые постоянно меняются, причем идеи могут быть кардинально противоположными. Это архетип легкой и веселой, но в то же время очень властной и эмоционально возбудимой женщины.
Такие женщины очень любят наблюдать за жизнью друзей и знакомых, советовать им как следует действовать. Часто Тихе формирует и направляет жизнь членов своей семьи. Эта женщина всегда знает, как правильно действовать в данный момент, но не может планировать будущее, поскольку многое в ее жизни зависит от сиюминутного импульса.
Тихе немного парадоксально строит отношения с людьми, она выбирает круг общения по типу «нравится - не нравится» не имея для этого довольно веских оснований. Бушующая эмоциональность в таких случаях выражается или в полном принятии несмотря на недостатки или в постоянной борьбе с мнимыми врагами несмотря на их достоинства. Точно как в мифах - если кто-то наверху Колеса Фортуны, то кто-то неизменно должен быть и внизу.
Женщинами Тихе воспринимается как эмоциональная, добрая и сочувственная подружка. Тихе любит слушать откровенные женские разговоры, в которых ее мысль ценится и учитывается. Ее подруги часто руководствуются советами Тихе, тем самым снимая с себя часть ответственности за свои поступки, ей же нравится возможность управлять, и связанное с ней ощущение власти и контроля. Она редко чувствует искреннюю жалость к страданиям других.
Тихе довольно хороший манипулятор, может кого-то привлечь в свой круг общения, но если по какой-то причине человек становится ей неприятен, она мастерски делает так, чтобы сами обстоятельства и отношение окружающих не разрешили ему остаться на прежнем месте и в том же положении. Все эти логические действия обычно провоцируются мощным эмоциональным импульсом - через один неверный шаг подруги, небрежное слово или действие. Но эмоциональность также играет роль, когда через сравнительно короткий промежуток времени дружба восстанавливается так же внезапно, как и прекратилась.
В отношениях с мужчинами она чем-то напоминает Афину своей холодностью в достижении цели, но Тихе может довольно часто, ярко и чувственно влюбляться в разных по статусу и внешности мужчин, с которыми ей должно быть интересно. Если Тихе влюбляется, она старается помочь объекту симпатии, но не может не проявить свой сущности, и со временем начинает им манипулировать, принимая участие во всех его начинаниях, направляя его в работе или просто работая рядом, давая советы. Такая женщина наверняка захочет знать все о своем мужчине, что с ним происходит и что он чувствует.