Учебный план средней общеобразовательной школы. Учебный план Учебный план c

Лекция Хабибуллиной Л. К. ТО и ПТ 2011г.

1. Учебный план средней общеобразовательной школы:

a) Учебный план;

b) Типовой (базисный) учебный план;

c) Региональный базисный учебный план;

d) Учебный план общеобразовательной средней школы;

2. Особенности структуры типового (базисного) учебного плана.

3. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий.

4. Учебники и учебные пособия.

Литература:

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. С. 96.

2. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. – М., 1988.;

3. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

4. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей (под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Педагогическое общество России, 2008. С. 576).

5. Теоретические основы содержания общего среднего образования (под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.).

a) Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы - это доку­мент, утвержденный Министерством образования и науки РФ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение по годам обучения и количество учебных часов на каждый предмет для его изучения на каждой сту­пени обучения.

Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным эта­пам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают при­оритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являют­ся предпосылкой для реализации.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов:

~ Типовой (базисный) учебный план РФ;

~ примерные типовые федеральные и региональные учебные планы;

~ учебный план конкретной школы.

Перечень учебных предметов в этих планах подразделя­ется на три группы:

~ обязательные (базовый компонент);

~ изучаемые по выбору учащихся (дифференцированный компонент);

~ предметы, которые вводятся советом школы (школьный или региональный компонент).

b) Типовой учебный план общеобразовательных учреждений - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утвер­ждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования и науки. Явля­ясь частью государственного стандарта, Типовой (базис­ный) учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню обра­зования учащихся. Базисный учебный план служит осно­вой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.



c) Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного Типового (базисного) учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования и науки.

d) Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Типового (базисного) и регионального учебных планов на дли­тельный период. Он отражает особеннос­ти конкретной школы. Рабочий план школы утверждается ежегодно педагогическим советом школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной шко­лы и их совершенствование ведётся по двум направлениям:

1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в обще­ственной жизни.

2. Пересматривается удельный вес традиционных дисцип­лин. Ведутся поиски баланса между разными компонен­тами образования - обязательными и элективными, меж­ду циклами учебных предметов.

Закон РФ «Об образовании» дает школам право состав­лять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предме­тов, выражающее некоторую специализацию по направле­ниям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Име­ется и набор предметов по выбору (факультативы). Диффе­ренцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, посколь­ку напрямую влияют на развитие личности и полноту об­разования.

Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

1) базисный (это часть государственного образовательного стандарта)

2) типовой (создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.)

3) учебный план школы (составляется на основе базисного и типового планов)

Учебная программа – это нормативный документ определяющий:

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

15.Понятия: «содержание образования», «модель содержания образования»

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. содержание образования – это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека.

Модель формирования содержания образования как единая конструкция,

объединяющая разные процессы разработки содержания и его оформления в единое

целое, была для развития дидактики существенным шагом вперѐд, т.к. выводила

теоретическое знание о содержании образования на качественно новый научный

уровень, характеризующий переход от частичного к целостному его осмыслению.

Модель давала целостное представление о процессе обучения и его составляющих,

поскольку все дидактические категории (большие и малые) стало возможным изучать

дидактического ориентира

пятиуровневая модель формирования содержания образования

Краевского – Лернера отразила педагогическую реальность своего времени и внесла

существенный вклад в теорию содержания образования и отечественную дидактику в

целом. В настоящее время педагогическая реальность стала более многогранной,

вариативной, требующей более гибкого подхода к формированию содержания

образования. Она изменила взгляд на деятельность учителя, существенно обогатила его

функциональную составляющую, в том числе в отношении к процессу формирования

формирования содержания и естественным образом «вырастает» из пятиуровневой

Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.

Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.

Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.

Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.

В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.

Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.

Что такое учебный план и его особенности

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.

Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.

Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:

График обучения;

Список предметов;

Количество часов.

График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.

Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.

Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.

Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.

Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.

Для чего студентам нужен учебный план?

Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.

Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.

Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.

Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.

Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.

За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.

Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».

Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.

Образовательные реформы

Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.

Что это значит?

Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.

Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.

Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.

Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.

С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?

В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.

Виды учебного плана

Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.

Итак, имеется следующая классификация.

Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы. В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения. Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.

Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.

Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.

Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.

Что должен помнить каждый студент?

Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:

1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.

2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.

3. Учебный план для разных специальностей различный.

4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.

5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.

6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.

7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.

8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).

9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.

10. Учебный план – это официальный документ.

Вывод : Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе .

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к-рой для каждого уч. предмета и каждого года обучения задано число уроков в неделю, отводимых на его изучение. Фиксируя наиб. общие ограничения по составу содержания образования и уч. нагрузке учащихся, У. п. служит базой для разработки уч. программ (см. Программа учебная). и уч.-метод, пособий, для планирования кадрового и финанс. обеспечения образоват. учреждения.

Отбор уч. предметов и распределение уч. времени, реализованные в У. п., отражают взгляды его составителей на то, каково и в каком объёме оно необходимо учащимся. Так, У. п. трёхлетней рос. нач. школы (1897-1917). содержал след. уч. предметы: закон Божий (468 ч), церк.-слав. язык (234 ч), рус. язык (624 ч), чистописание (166 ч), арифметику (390 ч), что наглядно иллюстрирует преобладание идеи воспитания в духе православия и позицию ограничения объёма практически полезных знаний. У. п. рос. мужской классич. (1914). включал в себя 12 предметов, причём на древне-греч. и лат. языки отводилось почти вдвое больше часов, чем на математику и естествознание вместе взятые, что отражало господствовавшие в то время идеи формального образования (см. Материальное и формальное ).

В сов. время, исключая непродолжит. период 20-х гг., общеобразоват. школа работала по единым У. п., разрабатываемым и утверждаемым централизованно в каждой союзной республике. У. п., напр., рос. школы, допускал вариативность: для школ с русским и для школ с родным нерусским языками обучения. Единство У. п. рассматривалось как важное социальное завоевание, обеспечивающее всем учащимся равные возможности в получении образования. С др. стороны, унификация массовой школы вполне отвечала её статусу идеологич. учреждения.

В У. п. сов. общеобразоват. школы был существенно повышен удельный вес естеств.-матем. предметов: в отличие от большинства развитых стран мира, они изучались не как интегрированные курсы, а в системе неск. отд. предметов (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и физика, химия, физ. и астрономия соответственно), что требовало повышенных Затрат уч. времени. Политехн. и трудовой потенциал школы усиливали такие уч. предметы, как , трудовое и общественно полезный труд. Как следствие, доля уч. времени, отводимого на изучение гуманитарных дисциплин, оказывалась неоправданно заниженной.

В процессе развития рос. школы У. п. видоизменялся: нач. школа была четырёхлетней, затем при осуществлении «перехода школы на новое содержание образования» (60-70-е гг.). стала 3-летней, после чего ввиду заметной перегрузки мл. школьников было решено перейти опять к 4-летней. Изменялась и общая продолжительность обучения в школе от десяти к одиннадцати годам (при осуществлении производств, обучения на ст. ступени в . 50-х гг.), затем обратно к 10-летке и вновь к 11-летке в реформе 60-х гг. С 1966 в У. п. появились незначит. возможности выбора предметов учащимися в виде факультативных занятий. В 60-х гг. стало возможным развивать систему школ с углублённым изучением отд. уч. предметов, для чего были разработаны соответствующие У. п. С целью компенсации неполноты У. п. применялась (обычно непродолжительно). практика введения нек-рых нетрадиц. для школ уч. дисциплин (Логика, Основы дарвинизма, Конституция СССР, Этика и семейной жизни и т. п.), что приводило к заметному разбуханию У. п. и появлению в нём педагогически неэффективных «одночасовых» предметов. Аналогичные процессы происходили с У. п. школ союзных республик.

Жёстко унифицированный, перегруженный уч. предметами и часами, технократически ориентированный У. п. сдерживал адаптивные возможности школы при учёте нац., региональных и местных особенностей и потребностей учащихся, препятствовал развитию школы в направлениях гуманизации и демократизации образования. В 80-х гг. был разработан принципиально новый механизм базисного У. п., обеспечивающий реальное многообразие У. п. школ при сохранении единого образоват. пространства страны.

Сущность базисного У. п. заключается в распределении содержания образования и уч. нагрузки учащихся на отд. компоненты, конструируемые на общегос., региональном и шк. уровнях. Введение общегос. компонента (в СССР. с 1990, в РФ с 1993). обеспечивает единство школы и общественно необходимое качество образования. Региональный компонент (в СССР. определялся на уровне республик, в Рос. Федерации - на уровне краёв, областей и республик). обеспечивает учёт местных и нац. особенностей и потребностей. Шк. компонент позволяет адаптировать рабочий У. п. конкретной школы применительно к потребностям контингента учащихся и возможностям школы.

В базисных У. п. осуществлена определённая гуманитаризация содержания образования за счёт выделения относительно большей доли уч. времени общегос. компонента на гуманитарных предметов. Введение базисных У. п. позволяет сократить обязат. уч. нагрузку учащихся, направив высвободившиеся часы на обеспечение вариативности образования, обучение по выбору учащихся, групповую и индивидуальную работу со школьниками. На основе базисного У. п. - важнейшего элемента гос. образоват. стандартов (см. Стандарты образовательные) - формируются разнообразные программы конкретных школ, осуществляется поисковая и инновационная в области образования. В. В. Фирсов.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "УЧЕБНЫЙ ПЛАН" в других словарях:

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. В средней… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет … Российская энциклопедия по охране труда

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет … Большой Энциклопедический словарь

    Учебный план - официальный документ, отражающий объем и содержание обучения... Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.06.1994 N 215 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (вместе с ОСНОВНЫМИ… … Официальная терминология

    Учебный план - учебное издание, определяющее перечень учебных дисциплин (предметов), их распределение по годам обучения, число часов, отведенных на их изучение. У. п. может быть листовым изданием, брошюрой или входить составной частью в сборник учебных программ … Издательский словарь-справочник

    учебный план - документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на предмет. * * * УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНЫЙ ПЛАН, документ, определяющий состав… … Энциклопедический словарь

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - документ, определяющий состав учебных предметов и курсов, изучаемых в образовательном учреждении или на определенной ступени образования, и их объем в часах. Может содержать указания на содержание запланированной аудиторной и внеаудиторной работы … Профессиональное образование. Словарь

    учебный план - išplėstinė mokymo programa statusas T sritis švietimas apibrėžtis Visų studijų dalykų arba vieno kurio nors specialybės dalyko programa, apimanti mokymo turinį, laiką, metodus ir formas. atitikmenys: angl. curriculum vok. Lehrplan rus. программа; …

    учебный план - mokymo planas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Valstybinis dokumentas, kuriuo nustatoma, kokie mokymo dalykai turi būti dėstomi atskirose klasėse ir įvairių tipų mokyklose, kiek jiems skiriama valandų per savaitę klasėje, per visus mokslo… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    учебный план - mokymo planas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dokumentas, kuriame apibrėžiamas pagrindinis tikslas ir uždaviniai, numatomos vienų metų sportinio rengimo rūšys, turinys ir laikas. atitikmenys: angl. curriculum vok. Lehrplan, m … Sporto terminų žodynas

    Учебный план - разбивает содержание образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, является годовым календарным учебным графиком. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Учебный план образовательной программы детского сада: как составить с учетом ФГОС ДО и СанПиНов?ФГОС , Макляева Наталья Викторовна. Пособие входит в методический комплект ВООП "Первоцветы" и раскрывает практико-ориентированиую технологию разработки учебных планов для основных и адаптированных образовательных программ…

В школе, как и в вузе, весь учебный процесс должен быть подтвержден определенными документами. В данной статье хочется рассказать об одном из них. Речь пойдет о том, что же такое

Определение понятия

В первую очередь надо определиться с понятиями, которые будут использоваться в данной статье. Главное из них - учебный план. Нужно сказать, что Его цель: определить количество предметов, а также часов, отведенных на их изучение. Также в учебном плане будет прописана расстановка часов по неделям, разбивка этих часов на различные виды занятий (для вузов): лекции, семинары, лабораторные работы. Важный момент: учебный план составляется и утверждается Министерством образования.

Наполнение

Итак, стоит также более подробно рассмотреть, чем же наполняется учебный план.

  1. В этом документе определяется продолжительность времени (год, семестр), отведенного на изучение данного предмета. Также прописываются каникулярные дни.
  2. В плане имеется полный перечень предметов, которые будут прочитаны для учащихся.
  3. Каждый предмет будет иметь свою разбивку на часы (общее их количество; часы, отведенные на лекции, семинары, лабораторные работы).
  4. Официальные моменты: наименование курса, указание кодов специальности, подписи официальных лиц, заверяющих документ.

Нюансы

Стоит помнить о том, что учебный план составляется один раз в 5 лет. Изменений он требует только в том случае, если были внесены корректировки или Министерством образования, или самой кафедрой. Ежегодно же должен составляться рабочий учебный план, который даст более подробную информацию о том или ином предмете.

Стоит сказать о том, что все учебные планы и программы должны быть составлены согласно принципам, прописанным Министерством образования. Так, при их составлении нужно придерживаться следующих моментов:

  1. Учебный план должен быть составлен согласно следующим документам: ГОС ВПО и образовательные стандарты, которые являются официальными документами).
  2. Все дисциплины специальностей не должны превышать объем, который был регламентирован образовательным стандартом.
  3. Все индивидуальные работы студента - лабораторные, курсовые, графические работы, рефераты, а также аттестационные моменты (экзамены или зачеты) - входят в общие часы, отведенные на изучение определенного предмета.
  4. Некоторые моменты образовательное учреждение может изменять на свое усмотрение. Однако федеральные дисциплины всегда остаются неизменными. Например, количество часов, отведенных на физическую культуру - постоянно.

Особенности

Составляя учебный план (2014-2015 гг.) для вузов, стоит помнить о том, что количество дисциплин, которые должен сдать студент на протяжении года, не должно превышать 10 экзаменов и 12 зачетов. Также нужно учитывать, что некоторые моменты кафедра может изменять по своему усмотрению:

  1. Регулировать объем часов, отведенных на изучение определенного предмета (обязательно в пределах 5-10%).
  2. Самостоятельно формировать циклы плана, оставляя при этом частично нетронутым цикл нормативных дисциплин (сюда будет входить история, философия и иные обязательные предметы, предназначенные для изучения всеми студентами, независимо от специальности).
  3. Каждый преподаватель может составлять авторские программы читаемых дисциплин, при этом рекомендуя определенное количество часов на их изучение (кафедра обязательно принимает во внимание эти рекомендации).
  4. Разделение часов на изучение того или иного предмета из цикла специализированных для определенной кафедры дисциплин происходит на усмотрение администрации кафедры, однако обязательно в достаточном для полного изучения предмета количестве.

Индивидуальный план

Еще один весьма важный документ - это индивидуальный учебный план. Составляется он для определенного учащегося, который обучается по особой, индивидуальной системе. Для школьников это возможно по болезни, студент(ка) же может либо работать, либо находиться в декретном отпуске.

Принципы

Стоит сказать о том, что индивидуальный учебный план в обязательном порядке должен реализовать следующие принципы:

  1. Составляется он на основе общеобразовательной программы, которая студентом должна быть в обязательном порядке выполнена.
  2. В индивидуальном учебном плане допускаются изменения относительно учебного плана, однако в пределах 5-10%.
  3. Вносить изменения в план возможно только в третьем разделе (дисциплины по специальности), относительно нормативных дисциплин изменения невозможны.

Как обычный так и индивидуальный скрепляются комплектом подписей и обязательно мокрой печатью. Только в таком случае учебный план считается официальным документом, согласно которому можно вести

Базисный учебный план

Стоит сказать и о том, что план работы на учебный год должен быть составлен не только для учащихся высших учебных заведений, но и для школьников. Так, стоит разобраться в таком понятии, как базисный учебный план. Данный документ также разрабатывается на основе федерального стандарта. Тут предлагается годовое распределение часов для изучения всех школьных предметов. Особенности: стоит помнить о том, что федеральный базисный план для учеников младшей школы (1-4 классов) составляется на 4 года обучения, для учащихся 5-11-х классов - на пять лет.

Распределение компонентов федерального плана

Следует сказать о том, что учебный план школы должен быть распределен согласно определенным правилам. Так, федеральный компонент будет содержать в себе примерно 75% всех предметов, региональный компонент - обязательно не мене 10%, компонент образовательного учреждения - также не менее 10%.

  1. Федеральный компонент. Тут содержатся все обязательные для изучения школьниками дисциплины, прописанные Министерством образования.
  2. Региональный (или национально-региональный) компонент. В данном разделе могут изучаться предметы, важные для определенного региона, однако не для школьников всей страны. Пример: родной язык определенных национальностей.
  3. Компонент образовательного учреждения может углублять изучение определенных предметов. Пример: школа с углубленным изучением иностранных языков дополнительно дает несколько часов на изучение этих предметов.

В выпускном 11-м классе дополнительные часы помогут выделяться на предпрофильную подготовку студентов.

Структура

Ну и в самом конце хочется немного рассмотреть структуру учебного плана (т.е. те пункты, которые там должны обязательно присутствовать).

  1. Титульный лист. Однако это не отдельный листок, как в курсовой работе или реферате. Это так называемая «анатомичка» учебного заведения. Тут должны быть указаны название школы или вуза, кафедра, специальность (с кодами) и т. д.
  2. Следующий пункт: сводные данные относительно бюджета времени (по неделям). Тут расписывается время, отведенное на обучение, зачеты и экзамены, каникулярное время.
  3. План учебного процесса, где прописываются распределение часов по предметам.
  4. Особый пункт: практика (производственная, преддипломная (для учащихся вузов)).
  5. Отдельным пунктом идет
  6. Блок подписей, которые скрепляются мокрой печатью.

Все эти пункты являются обязательными при составлении учебных планов. Структура учебного плана не подлежит изменениям и не может быть скорректирована на свое усмотрение.