Процесс социализации. Политическая социализация Этапы социализации как структурный компонент процесса

Поведение всех живых существ имеет биологическое обоснование. Но поведение человека обусловлено еще и набором навыков, обеспечивающих полноценную жизнь в обществе. Так как человек является существом биосоциальным, он нуждается в прохождении успешного процесса социализации.

Определение 1

Процесс интеграции индивида в социальную структуру и среду, который осуществляется посредством овладения нормами и ценностями общества, его культурой и правилами, называется социализацией. В ходе социализации личности происходит ее созревание

Механизмы социализации индивида

Социализация имеет свою структуру, и складывается из определенных механизмов, что представлено на рисунке ниже в схематичной форме:

К основным механизмам социализации относят несколько:

  • Идентификация индивида: процесс самоотождествления с определенными людьми и социальными группами. С помощью идентификации усваиваются нормы, формы поведения в отношениях, свойственные окружающим в данной среде (гендерное поведение, например);
  • Воспроизведение поведенческой модели: сознательное или бессознательное подражание опыту других людей (копирование манер, поступков, движений);
  • Внушение: это неосознанное воспроизведение внутреннего опыта круга общения индивидом. Связано с особым восприятием информации, приходящей от ближайшего окружения (отсутствие критического восприятия);
  • Облегчение: влияние поведения одних индивидов на деятельность других, благодаря которому эта деятельность выполняется легче и интенсивнее;
  • Конформность: внешнее согласие с мнением окружения, при внутреннем расхождении во мнении с ними.

Замечание 1

Влияние этих механизмов может быть как позитивным, так и подавляющим эмоции, и запрещающим определенные типы поведения, что можно расценивать как негативное

Под действием механизмов социализации у личности образуются устойчивые модели поведения, которые сохраняются и при социальных изменениях. Индивид усваивает доминирующие в обществе культурные и моральные ценности, основываясь на которых, складываются его собственные ценности.

Структура социализации личности

Процесс социализации делится на пассивное и активное взаимодействие индивида с окружающей его социальной средой.

Пассивная форма предполагает потребление накопленного опыта, и воспроизведение его в дальнейшем. Данная форма обеспечивает вхождение личности в сложившуюся систему социальных связей.

Активная форма предполагает творческую, креативную деятельность, направленную на разрушение существующих, либо создание новых социальных связей.

В той или иной степени обе формы присущи процессу социализации любой личности. В настоящее время социализация имеет такие черты, как значимость высшего образования, стремление к самореализации, влияние насилия в качестве фона жизнедеятельности.

К структуре социализации относятся:

  • социализант (индивид, подвергающийся социализации) ,
  • социализатор (оказывающее социализирующее влияние на индивида окружение).

Действие социализаторов на социализантов называется социализирующим воздействием. Несмотря на то, что социализация является непрерывным процессом, наполнение и направленность этого процесса могут изменяться. В связи с чем выделяют первичную и вторичную социализацию. Процесс формирования и созревания личности называется первичной социализацией. Под вторичной социализацией подразумевается освоение специфических социальных ролей.

По мере их осваивания социальное общество становится внутренней реальностью индивида.

Социализация личности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Структура социализации

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности : всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества : социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Факторы социализации

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.

Институты социализации

Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

Механизмы социализации

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Стадии (этапы) социализации

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:

  1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
    • ранняя социализация , охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
    • стадия обучения , включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
  2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
  3. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Продолжая тему активности–пассивности человека как субъекта и объекта процесса социализации, целесообразно выделить две стороны этого процесса: психологическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который вносит сам индивид в процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей. С этой стороны он выступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние, прежде всего, уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.

Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые – неформальные институты – имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которые оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.).

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается им. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

Э. Эриксон (2000) выделяет следующие этапы социализации личности .

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у малыша формируется базовое доверие к миру. Оно проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, он как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за мокрые штанишки.

В возрасте 3–5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, он осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, развивать способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования к нему общества о самоопределении.

На шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Седьмая – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (восьмая стадия) создается завершенная форма эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом его завершении, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

    имитации – копирование детьми поведения взрослых;

    игровая – детское поведение как исполнение роли со значением;

    групповой игры – роль как ожидаемое от нее поведение.

В общении с взрослыми и сверстниками ребенок узнает их мнение о себе, о своих способностях. Опираясь на эту оценку, он формирует представление о себе, самооценку. Окружающие люди выступают для него «своеобразными зеркалами», в которых ребенок отражается. Теория Ч. Кули иногда еще называется теорией «зеркального Я».

А.В. Петровский (1982) выделяет следующие стадии социализации.

Первичная социализация, или стадия адаптации – от рождения до подросткового периода. Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

Стадия индивидуализации появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него – юношеский возраст (18–25 лет), характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

    сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

    изменение себя, «стать как все»;

    конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Многие отечественные социальные психологи (Андреенкова Н.В., 1970; Андреева Г.М., 2000; Гилинский Я.И., 1971) делают акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий может служить отношение к трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого слова. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности, в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Послетрудовая стадия включает в себя послепенсионный возраст. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рож­дается готовым членом общества. Интеграция индивида в обще­ство - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвое­ние социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. Процесс интеграции человека в общество называется соци­ализацией. Социализация -это процесс усвоения человеком норм культуры и освоения социальных ролей.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее, социа­лизирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, уч­реждения образования, культуры, средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, дру­зья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализаторов, направленные на социализантов, называются со­циализирующим воздействием.

Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направлен­ность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вто­ричную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освое­ние специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формиро­вания социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к ус­воению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Институты социализации. Важнейшим институтом первич­ной социализации выступает семья. Перенимая в самом раннем возрасте способы поведения своих родителей, дети осваивают пер­вые социальные роли, обретают первый опыт социальных взаимо­действий. Исследования процессов первичной социализации по­казали, что на тип личности влияют состав семьи (полная или с одним родителем), характер взаимоотношений внутри нее, цен­ностные ориентации членов семьи и ожидания по отношению к ребенку.

По мере взросления возрастает значение групп сверстников и друзей, их роль в социализации человека определяется прежде всего тем, что в отличие от родителей они занимают равное, по отношению к нему, положение. Именно в кругу ровесников че­ловек приобретает опыт взаимодействия с себе равными. В юно­шеском возрасте, когда личность еще не обладает самостоятель­ным социальным статусом, добровольное вхождение в различные молодежные ассоциации помогает обрести идентичность. Так, на вопрос: «Кто ты?» от молодого человека можно услышать ответ, что он (или она) причисляет себя к поклонникам или фанатам той или иной рок-группы, какого-либо музыкального направления или футбольного клуба и т.п.

Однако ни семья, ни сверстники не могут обеспечить полную адаптацию ребенка к многообразным формам социальной жизни. Поэтому значительную часть функций по первичной социализации берут на себя детские дошкольные учреждения и школа. Последняя дает не только систематическое образование, но и готовит ин­дивида к жизни в обществе. В школе дети осваивают не только ролевые ожидания, но и ролевые требования, модели поведения во вторичных коллективах. Взаимоотношения с учителями и ад­министрацией школы, в отличие от отношений с родителями и сверстниками, носят формальный характер.

Высшие и средние специальные учебные заведения готовят ин­дивида к исполнению профессиональных ролей. Поэтому они могут играть роль как в процессе первичной социализации, так и ресоциализации. Чем сложнее осваиваемая роль, тем дольше про­должается процесс обучения. В высших и средних учебных заве­дениях осваивается специфический язык, необходимый для вы­полнения роли, к которой готовится студент. Наряду со специаль­ными знаниями студенты должны усвоить кодекс профессиональ­ной этики.

Важнейшим институтом как первичной, так и вторичной со­циализации являются средства массовой информации. Электрон­ные СМИ, газеты, журналы, книги оказывают значительное влия­ние на формирование взглядов и установок людей.

Другими институтами социализации выступают трудовые кол­лективы, ассоциации по интересам, клубы, церковь. Особеннос­тью социализирующего воздействия этих организаций является избирательность, поскольку членство в них носит добровольный характер.

Значительный вклад в разработку концепта социализации внес­ла теория символического интеракционизма. Согласно ее основ­ным положениям, содержанием социализации выступает интер-нализация социальных норм и ценностей. Без нее невозможно по­нимание других людей и самого социального мира. Социализация завершается тогда, когда основные социальные нормы освоены, приняты человеком и стали частью его внутреннего Я.

Основы интеракционистского подхода к анализу социализации были заложены американским ученым Ч. Кули в теории «зеркаль­ного Я». Процесс социализации, по его мнению, - результат меж­индивидуальных взаимодействий, в результате которых в первич­ных группах формируется самосознание, являющееся стержнем личности. Я - в значительной степени то, что видят в нем другие. Представления других (точнее, представления представлений) -это зеркало, в которое смотрится Я. Ребенок, которого окружаю­щие считают хулиганом, действительно станет им, так как в своем «зеркале» он видит мелкого правонарушителя. Личность имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнения которых для него значимы.

Согласно постулатам теории Дж. Мида, социальное Я человека (Self) составляют Я-сам (I), или «самость», и Я-меня (Me), или «мое». Я-меня - это образ представлений других о себе (Я). Я-сам - это специфическая индивидуальная реакция на социальное окруже­ние. В процессе социализации индивид формирует представления о том, как его действия воспринимают другие лица. Поэтому для социализации ребенка особое значение приобретает взаимодей­ствие с окружающими или, по выражению Дж. Мида, с «обоб­щенными другими». Посредниками для ребенка в его контактах с «обобщенными другими» выступают «значимые другие» - роди­тели, братья и сестры, окружающие его родственники. Без подоб­ных контактов становление социальной личности оказывается не­возможным. Процесс первичной социализации для индивида как бы задан, поскольку у него нет свободы выбора «значимых других» («родителей не выбирают»). По мнению Дж. Мида, процесс пер­вичной социализации состоит из тех последовательных стадии.

Первоначально, на стадии имитации, ребенок знакомится с ролями окружающих и имитирует их, произвольно подражая дей­ствиям «значимых других». Возможно, вам приходилось наблю­дать, как маленький ребенок, без соотнесения с ситуацией, изо­бражает гнев, радость, раздражение. Это и есть произвольное «ко­пирование» ролевого поведения окружающих. На стадии игры ре­бенок начинает соотносить роли с их смыслом. Происходит осо­знание; содержания исполняемых ролей, а нормы связываются с конкретной поведенческой ситуацией. Постепенно формируется абстрактное мышление, проявляющееся в отделении ролей вооб­ще от ролей конкретных людей и в создании обобщенного образа другого. Третья стадия - коллективной игры - характеризуется формированием ожиданий поведения других. Теперь ребенок учится устанавливать упорядоченные взаимоотношения с другими лицами. Достигнутое обобщение действий можно приложить к новым ситуациям. На этапе первичной социализации индивид ус­ваивает нормы и ценности группы, в результате чего создается егопервоначальный внутренний мир. Каждой стадии социализации соответствуют свои специфические методы воздействия на социализанта и требования, предъявляемые к нему.

Содержание первичной социализации может изменяться в за­висимости от социокультурного контекста. «Возраст в одном об­ществе, считающийся подходящим для того, чтобы ребенок умел водить машину, - замечают по этому поводу П. Бергер и Т. Лук-ман, - в другом может быть возрастом, когда ему полагается убить своего первого врага». То же самое можно сказать и о первичной социализации в социальных группах. В то время как дети пред­ставителей высшего класса узнают о необходимости соблюдения правовых норм, их сверстники из низших классов выясняют, что нарушение законов - это одобряемая группой модель поведения. Первичная социализация может считаться завершенной после формирования обобщенного образа других и собственного образа с позиций этих других. Отсутствие устойчивых представлений об ожиданиях других и о себе в глазах других свидетельствует о ее незавершенности.

Целью вторичной социализации является освоение специфи­ческих профессиональных ролей и новых норм. Социализатором здесь выступают уже не «значимые», а «обобщенные» другие, или институциональные функционеры: учитель в школе, преподаватель в вузе. Взаимодействие с формальными агентами социализации сведено к передаче и усвоению определенных социальных знаний. Поэтому во вторичной социализации эмоциональные контакты и связи играют значительно меньшую роль, нежели в первичной: для ученика или студента профессиональные способности преподава­теля гораздо важнее его личных качеств и степени личной значи­мости. Утрата норм, усвоенных в процессе вторичной социализа­ции, не вызывает такого шока, как в случае утраты норм, обре­тенных в ходе первичной социализации.

Человек становится социальным существом, осваивая и интернализируя социальные роли. По мере их усвоения социальный мир становится внутренней реальностью личности. Согласно ролевой теории любое поведение можно рассмотреть как результат про­игрывания, построения и принятия ролей. Понятие «играние роли» предполагает следование определенным стандартам поведе­ния, установленным социальным нормам. Индивиды отличаютсядруг от друга навыками проигрывания ролей. Одни люди способны воспринимать разнообразные ожидания и действовать в соответ­ствии с ними лучше, другие - хуже. Точно так же различается по­ведение по степени компетентности и стилю исполнения ролей. Под построением роли понимается моделирование и модифика­ция экспектаций в процессе взаимодействия. Как отмечает аме­риканский социолог Р. Тернер, построение роли - это «опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием в изменяющейся по мере взаимодействия системе координат». В процессе построения роли формируются устойчи­вые образцы поведения, сохраняющиеся при социальных измене­ниях. Образно говоря, построение роли тождественно ее институционализации. Принятие роли означает процесс моделирования ролей, соответствующих другим статусам, отличающимся от зани­маемых.

Существует различие между ролью, которую играет человек и его Я. Если индивид не осознает этого различия, можно говорить о ролевой идентификации. Так, прокурор, играющий в суде роль обвинителя и идентифицирующий себя с этой ролью, может про­должать ее исполнять во взаимодействии с родственниками и дру­зьями, порицая любые поступки и становясь при этом невыно­симым. Крайняя степень ролевой идентификации свидетельствует о социальной запутанности личности, а в наиболее тяжелых слу­чаях- о психической патологии.

Противоположностью ролевой идентификации выступает ро­левое дистанцирование. Оно характеризуется сознанием отделен­ное Я от исполняемой роли. И. Гофман, введший в научный обо­рот понятие «ролевая дистанция», уподоблял социальную жизнь драме, проводя аналогию между исполнителями социальных ролей и актерами. Каждый человек, стремясь произвести впечатление на других, надевает на себя «маску», становится «актером». Все «ак­теры» делятся на честных и циничных. Такое подразделение не носит морального характера. «Честный актер» идентифицируют себя с ролью и не осознает различий между своей ролью и соб­ственным Я. «Циничный актер» осознает, что играет роль, которой он не идентичен. Он оказывается способен посмотреть на себя со стороны. Такой человек, вспоминая какую-либо щекотливую си­туацию, в которую он попадал, краснеет от стыда, так как представляет, как выглядит в глазах окружающих. Ролевая дистанция устанавливается по мере взросления человека. В большинстве своем дети - «честные актеры», но, прощаясь с детством и обретая зрелость, они становятся «циничными актерами».

Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания.



3. Факторы социализации

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации :

- мегафакторы , к которым относят космос, планету, мир, и котрые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

- макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

- мезофакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

- микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Факторы среды - это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда - это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема - складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо­дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема - это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема - это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив­ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде­ятельности).

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - ин­ституты социализации" (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация - приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и др.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализаций в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.

Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности.

Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним.

Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. ге... - приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) - восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Роль - это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль - поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­еиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, уж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль - исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным но­шением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль- это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля-ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился, каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума, Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружу-жения, возраста, профессиональной деятельности ипр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, э тапы и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида. Он - носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация - проявление защитного механиз­ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон­кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра­зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность.

Индивиду­альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин-дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов. Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация - утрата самосознания ибоязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин- дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских ишкольных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла­ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат.- личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Имеет место и деперсонализация - как следствие отчуждения про­дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.

Личность - это конкретный человек, наделенный сознанием, ин­дивидуальностью, стожившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде­ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци­ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото­рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич­ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, обще­нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу­словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта­пах, - это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. В этом аспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом, осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.

Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников.

Структура процесса социализации как педагогического явления.

Рассмотрение процесса социализации в контексте педагогики обязывает выделить три параметра:

Параметр целеполагания - сегодня под ним понимается реализация воспитанием цели на самореализацию человеком своих сил и способностей в соответствии с нуждами общества, понимание того, что воспитывает не только школа и родители, но и социокультурная, духовная среда, сложившиеся отношения, в которые реально включается ребенок.

Второй параметр - связан с поисками нового содержания воспитания, признание приоритета национальных и общечеловеческих ценностей требует обоснование аксиологических ориентиров этого процесса, определение способов включения ребенка в национальный и общечеловеческий социальный опыт. общечеловеческие и национальные ценности представлены в общении с природой, в национальных народных традициях, в семейной среде, в отношениях детей со взрослыми и в их совместной деятельности.

Третий параметр - связан с поиском результативных способов присвоения социального опыта младшими школьниками, смена пути научения, на путь освоения ребенком социальным опытом, который является продуктом процесса социализации. Это требует включение ребенка в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоение социальных отношений.

Педагогическая характеристика проблемы социализации выражается пятью подходами:

1. Социологический подход . Социализация рассматривается как трансляция културы от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные – воспитание и образование.

2 . Факторно-институциональный подход . Социализация определяется как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации.

3. Интериоризационный подход . Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

4. Итеракционистский подход . Соцализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

5. Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как «деятельностная модель» самовоспитания.

Однако более обоснованным является многомерный подход, т.е. учет всех механизмов социализации.

Педагогически главным аспектом социализации является его содержание.

Содержание процесса социализации определяется культурой и общественной психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих сторон социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.

Структура процесса социализации, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

1. Коммуникативный компонент . Он вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая СМИ, в общении и проявляется прежде всего в самообразовательном аспекте, когда школьник ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент – обширная и разнообразная область действий, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, быта до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, он предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент . Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только понять и правильно воспринимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя.

Средства социализации : в самом общем смысле это – элементы окружающей среды, которые проявляются на разных уровнях.

Педагогически средством первого уровня становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.

Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, СМИ.

Третий уровень- это отношения как объективная связь человека и предмета или одной личности и другой, а также как отклик на предметы, вещи, явления, события, как та «субъективная позиция» , которую занимает человек.

Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют в процессе социализации определенные функции:

Первую группу составляют информационно-образовательные средства, которые обеспечивают распространение и усвоение определенной социальной информации(СМИ, школа и т.д.);

Вторая группа включает организационно-регулирующие средства, которые создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у личности собственного социального опыта (формы организации деятельности людей);

Третья группа- регулятивно-контролирующие средства, функции которых- обеспечение системы социальных эталонов (социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, стереотипы, ценности);

Четвертая группа – стимулирующие средства, проявляются на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, обеспечивают «духовное» и «материальное» стимулирование социальной активности личности.

Механизм социализации личности реализуется через деятельность личности, а ее организация, мотивация, осмысление, переживание, стимулирование – это и есть сущность воспитания.

Т.О., социализация, воспитание и самовоспитание выступают как подсистемы целостного процесса формирования личности.