«Со мной что-то не так!» Как преодолеть свои комплексы? Закомплексованный человек — как комплексы постоянно мешают жить шагов по преодолению

Часто мы испытываем неуверенность в себе. Это может проявляться в виде плохого настроения, нервного напряжения, апатии или определенной модели поведения в ассоциативных ситуациях. Возможно, ваше уныние является причиной неудовлетворенности некоторым аспектом вашей жизни, но не стоит исключать и факт наличия комплекса неполноценности. О нем мы и поговорим в данной статье.

Комплекс неполноценности – это совокупность психологических и эмоциональных расстройств. Другими словами, это причина, которая может скрываться в неудачах, душевных травмах, дискриминации, физическом или психологическом насилии.

Комплекс неполноценности всегда имеет исходную точку, из которой человек впоследствии будет отталкиваться, компенсируя свою неуверенность некоторыми поступками.

Сразу хотелось бы разграничить понятие комплекса неполноценности и неуверенности в себе. Это два далеких друг от друга понятия, если последнее присуще практически всем, то комплекс нередко является фундамент психологического или психического расстройства. Из-за чувства ущербности, которое сопровождает данный комплекс, человек склонен к переживанию депрессии и даже суицидальным наклонностям.

Понятие комплекса неполноценности по Зигмунду Фрейду

Зигмунд Фрейд сомнительно относился к понятию комплекса неполноценности, несмотря на то, что впервые этот термин (комплекс) ввел его ученик Карл Юнг:

  • Он согласился с существованием стимулирующих факторов, которые провоцируют человека компенсировать этот недостаток за счет других преимуществ.
  • Фрейд считал, что нередко именно этот «комплекс» может привести человека к успеху.
  • Но доктор, в свойственной ему манере, ссылался на эротическое происхождение.
  • Он вывел несколько видов комплексов, в основе которых лежало нездоровое сексуальное влечение.

Таким образом, Эдипов комплекс раскрывает сексуальное желание сына к матери, а комплекс Гризельды – неосознанное влечение отца к своей дочери, когда тот склонен к гиперконтролю и сверхопеке над ней. Как ни странно, второй комплекс является запущенным последствием первого.

А вот комплекс Иокасты – сродни Эдипового комплекса – нездоровое сексуальное влечение матери к сыну. Мы можем наблюдать за мамами, которые на подсознательном уровне чувствуют потребность сверхопекать своего сына в любом возрасте.

Также Зигмунд Фрейд вывел еще несколько очень интересных комплексов, которые до сих пор являются актуальными и применимыми в наше время:

  • Комплекс непризнанного гения . Завышенная самооценка, которая мешает смириться с моделью отношений «начальник-подчиненный». Такие люди не задерживаются долго на одном месте из-за разногласий с руководством.
  • Комплекс Мэрилин Монро . Заниженная самооценка. Чувство неполноценности, которое провоцирует чувствовать свою ценность только во время сексуальной близости и постоянной смены половых партнеров.
  • Комплекс Каина . Зависть старшего брата по отношению к младшему. Комплекс, который часто приписывается подросткам.
  • Комплекс Ионы . Заниженная самооценка, которая кроется в страхе перед чем-то хорошим. Человек, переживая этот комплекс, считает себя недостойным быть успешным или счастливым.
  • Комплекс Поликрата . Чувство тревоги, что после белой полосы всегда следует черная. Такие люди живут в постоянном страхе расплаты за свою спокойную жизнь.
  • Комплекс Наполеона . Очень интересное понятие. Это сверхкомпенсация, которая лежит в большой целеустремленности низкорослых мужчин.

Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что причиной комплекса неполноценности является разногласие между Я (индивидуумом) и Сверх-Я (представлением индивидуума о себе). Когда разбежность становится заметно ощутимой, у человека возникает неправильное, искаженное представление о себе, поэтому он начинает переживать комплекс неполноценности.

Компенсация комплекса неполноценности

Человек с комплексом неполноценности начинает чувствовать преимущество над ситуацией, когда сублимируют свой гнев, обиду или напряжение в какое-либо русло. Таким образом, он пытается компенсировать свой недостаток в той ситуации, которая является для него доступной. Но проблема состоит в том, что не всегда носитель комплекса выбирает правильное направление:

  • Многие люди, компенсируя свой комплекс за счет других преимуществ, находят в своей травме стимул, который помогает им добиться успеха.

  • Но есть люди, комплекс которых оказался сильнее, полностью разрушив их веру в свои силы.
  • Многие способны чувствовать свое преимущество, лишь унижая и оскорбляя других. Им кажется, что на их фоне они могут «вырасти» в своих глазах, если искусственно принизят другого, более успешного оппонента.

Все серийные убийцы, без исключения, переживали комплекс неполноценности. Убивая своих жертв, они пытались компенсировать свою ущербность, отыграв ситуацию наоборот. Зачастую обидчицами оказывались женщины. Как яркий пример комплекса неполноценности: серийный маньяк никогда не насилует свою жертву, не ликвидировав ее. Он боится осуждения или насмешек со стороны своей жертвы.

К примеру, маленький мальчик всегда видел, как хозяйка: белая богатая женщина, всегда унижала его мать, которая прислуживала ей в качестве домработницы. В будущем весь мир узнает его, как «Чулочного душителя» – убийцу, который выбирал своих жертв по типу работодательницы матери.

Выход за рамки, как современная причина комплекса неполноценности

Выход за рамки — это современная теория комплекса неполноценности. Сейчас многие психологи приходят к выводу, что устаревшие нормы воспитания, которые мы впитывали с пеленок, в будущем могут привести к комплексу неполноценности и причиной тому выход за рамки такой модели воспитания.

Это очень интересный путь дорогой с детства, по которому формируется комплекс неполноценности. С детства нас учили жить по единому шаблону:

  • хорошо учиться
  • окончить школу с золотой медалью
  • университет — с красным дипломом
  • быть хорошим специалистом в своей сфере
  • устроиться на работу по своей специализации
  • быть хорошим сотрудником
  • стремиться к продвижению по карьерной лестнице
  • рано жениться
  • обзавестись двумя детьми (желательно к 25 годам) и прочее

Есть еще несколько парадигм, которые мы успеваем приобрести с ценным родительским советом:

  • деньги зарабатываются тяжело
  • средства нужно тратить благоразумно
  • чтобы добиться чего-то весомого, нужно тяжело работать (а то и страдать)

А также призрение некоторых черт характера, которые свойственны всем людям:

  • Эгоизм. Он жестко пресекается с самого детства. Например, перед тем, как взять последний пирожок, мы обязательно должны спросить, не хочет ли его кто-то из домашних. Наверняка родители позволят своему чаду взять лакомство, но что произошло? Это процесс воспитания!

Размышления взяты из книги Андрея Курпатова «Пособия для эгоиста», который утверждает, что это базовый инстинкт, свойственный всем людям и некоторым приматам.

  • Жадность. С детства нас учат, что нужно делиться. В группе детского сада у нас были друзья и недруги, но делиться нужно было со всеми. Вплоть до того, что какой-то задира мог пожаловаться воспитательнице или даже маме. Зачастую, все становятся на сторону обиженного, ведь жадных детей никто не любит.
  • Гордость. Это самое важное и неправильное ущемление родителей в раннем проявлении самолюбия и чувства собственного достоинства. Мы должны просить прощения у родителей за свое непослушание, а также прощать и дружить со своими обидчиками. Когда чувство собственной значимости призирается с самого детства, нечему удивляться наличию комплекса неполноценности у детей.

Что происходит?

Жить, придерживаясь всех пунктов сценария – сложно. Поэтому часто мы отходим от привычного шаблона «нормальной» жизни. К примеру, не торопимся со свадьбой, а долгое время проживаем в гражданском браке; бросаем университет и идем за зовом своего истинного призвания; не занимаем солидную должность, а подрабатываем рукоделием или просто отказываемся заводить детей. Что происходит?

  • Выйдя за рамки устоявшегося сценария, мы терпим осуждения со стороны близких. Мы не получаем одобрительную оценку, к которой стремились с детства и начинаем чувствовать свою неполноценность в этой жизни.
  • Выйдя за рамки, мы не понимаем, что делать дальше. Ведь нас не учили, как жить так, как нам хочется. Мы начинаем сомневаться в своих силах и чувствуем свою ущербность. Это легко может привести к проблеме комплекса неполноценности.

Представьте, что вы каждый день шли собирать ягоды по одной и той же тропинке. В очередной раз посещения леса вы сошли с тропинки, и теперь дорога вам незнакома. То же самое чувствует человек, который выходит за рамки единого правильного сценария.

Женский комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру

Причиной женского комплекса неполноценности, по мнению Адлера, может послужить ее второстепенная роль в обществе. Женщина более подвержена чувству незначительности и даже ничтожности, когда в ее жизни был или есть мужчина, чья социальная роль намного значимей. Это может выражаться в одном из таких жизненных сценариев:

Властный отец

Когда маленькая девочка с детства наблюдает за тем, насколько разнится социальная роль мужчины и женщины (мамы и папы), она начинает расставлять приоритеты:

  • Нет ничего плохого в том, что люди тянутся к лучшему, поэтому девочка, наблюдая за подобной картиной, подсознательно примеряет на себя роль доминанта (властного отца), но, став женщиной, понимает всю абсурдность ситуации.
  • Являясь женщиной, она относит себя к второсортному типу.
  • Во всех мужчинах она будет видеть властного отца, перед которым приклоняется мать.
  • Последствия такого мышления могут быть самыми разными: от заниженной самооценки и комплекса неполноценности до расстройства личности.

Деспотичный муж

Деспотичный муж может стать причиной вашего страдания комплексом неполноценности. Сразу хотелось бы разграничить понятия глупого мужчины (тирана) и эмоционально нестабильного, хитрого и двуличного деспота. Именно второй тип способен уничтожить ваше понятие о чувстве собственного достоинства. Что при этом происходит?

  • Мужчина-деспот часто использует метод «кнута и пряника», чтобы создать иллюзию чувства вины.
  • Женщина становится зависимой жертвой в таких нездоровых отношениях.
  • Через некоторое время женщина начинает чувствовать собственную потребность в физическом наказании. Казалось бы, это глупо, но это нормальное поведение человека с комплексом неполноценности.
  • Мужчина-деспот каждый раз после побоев дает жертве «пряник». Это может быть искреннее извинение, дорогой подарок или признание в любви, давая ей преимущество и бразды правления.

Таким образом, через некоторое время спустя, такие отношения становятся нормой. Жертва терпит побои, чтобы получить свое преимущество, ведь только так она может чувствовать свое совершенство. Из таких отношений очень тяжело уйти, т.к. жертва становится зависимой и чувствует постоянную потребность в компенсации комплекса неполноценности.

Но есть и другой вариант, это когда вас свела судьба с моральным деспотом:

  • Это мужчина, который сам страдает комплексом неполноценности и чувствует, что может компенсировать это, лишь оскорбляя и унижая кого-то, тем самым навязывая чувство ущербности своему партнеру.
  • Только унижая других, он может поднять свое достоинство.
  • Женщина, слыша свои недостатки – стоит отметить, что деспоты очень хитрые и будут акцентировать свое внимание на том, в чем вы сами чувствуете свою слабость – начинает испытывать комплекс неполноценности.
  • Уйти из таких отношений мешает заниженная самооценка, которую она приобрела благодаря деспоту. Таким женщинам кажется, что они не достойны ничего большего и на все, что с ними происходит, они заслужили.

Образцовый брат

Дети способны чувствовать ревность, если им кажется, что к ним несправедливо относятся. С девочками все обстоит несколько сложнее, замечая, что основные привилегии отдаются другому ребенку (то есть брату), они начинают чувствовать его преимущество над собой:

  • Мальчишкам много что дозволено с раннего детства: к ним нет осуждения, если они ненароком вымарали новые джинсы или разбили колено, лазая по деревьям.
  • К девочке относятся более требовательно, аргументируя это фразой «ты же девочка».
  • У ребенка может сложиться чувство превосходства мужского пола над собой.
  • В дальнейшем, пойдя в школу, эти требование только усугубляется, ведь родители часто боятся ранней беременности или плохой компании и пытаются оградить дочь.

Такая несправедливость может уйти с возрастом бесследно, а может, наоборот, развить у девочки комплекс неполноценности.

Мужской комплекс неполноценности

Мужчинам также свойственно переживать комплекс неполноценности. Зачастую это является следствием воспитания или неподъемной ниши, которую с детства навязывают всем мальчикам, говоря в его адрес «ты же мальчик», «не будь девочкой» и т.д. Не удивительно, что ребенок начинает комплексовать. Появляется неуверенность в себе, и ребенок чувствует себя неполноценным, переживая во взрослом возрасте такие комплексы:

  • Комплекс Босса . Это попытка восполнить свою мужественную нишу, – о которой говорилось ранее – сполна. Такой синдром проявляется в случае, если женщины или их черты характера критично принижались или к ребенку были слишком требовательны его родители.
  • Комплекс в мужской силе . Еще одна ниша навязана социумом. В мире бытует устоявшееся мнение о том, что мужчина должен быть всегда готов к сексуальным подвигам. Как ни странно, это не так. Такой комплекс способен привести мужчину к реальным расстройствам эректильной дисфункции.
  • Комплекс Геркулеса . Другими словами, это синдром подкаблучника. Когда женщина, чья социальная роль слабее мужской, начинает заставлять мужчину делать несвойственные ему поступки (стирать, наводить порядок в доме и т.д.), он чувствует, что его либидо принижают. Как следствие развивается комплекс Геркулеса.
  • Комплекс Дон Жуана . Надобность в повышении собственного либидо за счет инициативы разрыва романтических отношений.
  • Комплекс Александра . Это самый изощренный вид комплекса. Из-за дискриминации сексуальных меньшинств, мужчина способен испытывать свою неполноценность даже в совсем неуместных случаях. К примеру, когда кто-то шутит о его мужественности или предлагает надеть рубашку розового или голубого цвета. Но данный комплекс может быть следствием, когда он, мужчина, является подсознательным поклонником однополых отношений. Такие мужчины очень боятся разоблачения и, чтобы увернуться от этого, записывают себя в ряды «гомофобов».

Некоторые комплексы можно отнести к ряду «неизбежных». Они не имеют естественную причину, которой подвержены все жизненные процессы – старению. Казалось бы это нелогично, ведь мужчина, как хорошее виски, чем старше, тем лучше, но страх смерти присущ всем. Поэтому мужчины очень сильно переживают по поводу своего старения, привязывая к себе новые комплексы:

  • Комплекс Царя Давида . Это способ «омолодиться» за счет любовницы. Мужчины, которые переживают этот комплекс, склонны компенсировать свой возраст за счет секса, а порой, и совместной жизни с юными девушками.

  • Комплекс Котовского . Облысение для мужчины сродни импотенции. Не стоит искать в этом смысл, факт остается фактом: когда мужчина начинает лысеть, ему кажется, что он теряет свою мужскую силу. Таких мужчин очень легко вычислить в толпе, замечая малейшие утраты, они выбривают голову под ноль.

Комплекс неполноценности у детей

Исследования комплекса неполноценности по Адлеру – обнадеживают. Т.к. неуверенность в ранние годы свойственна многим детям. С правильным подходом родителей такие дети способны не только избавиться от данного комплекса, но и добиться определенного успеха. Ребенок может страдать комплексом неполноценности по нескольким причинам:

  1. Физический недостаток. Особенно к этой причине можно отнести развитие комплекса неполноценности у подростков. Это может быть маленький рост, дисфункция какой-либо конечности или неприглядный внешний вид. Иногда дети бывают очень жестоки, а для неокрепшей детской психики – это настоящая травма, которая легко может привести к комплексу неполноценности.
  2. Отсутствие родительского внимания. Отсутствие поддержки со стороны родителей снижает уверенность ребенка в себе. Дети не способны раскрыть свой внутренний потенциал самостоятельно и это является еще одной причиной развития комплекса. Безразличное отношение родителей делает ребенка неполноценным.
  3. Чрезмерная опека родителей. Дети, которые растут в тепличных условиях, оказываются совершенно непригодными для жизни. Такой ребенок неспособен принимать самостоятельные решения и ответственность за свои действия невероятно пугает их. Такая модель воспитания может привести ребенка к комплексу неполноценности и развить алкогольную или наркотическую зависимость.

Как избавиться от комплекса неполноценности?

Несмотря на то, что в 2015 году в свет вышла книга Уэйн Дайер «Как избавиться от комплекса неполноценности», даже простые обыватели и любители литературы по саморазвитию пришли к выводу, что название слишком «громко» прогремело. На самом деле это пособие для тех, кто сомневается в своих силах и не умеет правильно управлять своей жизнью, но рекомендаций по сути и названию книга не дает.

Лечения комплекса неполноценности еще не изобрели, поэтому бороться с ним бесполезно. Но! Стоит учесть, что ситуация совершенно не патовая, как раз наоборот, из своего комплекса можно извлечь немалую выгоду:

  • К примеру, по мнению Альфреда Адлера, комплекс неполноценности может привести к успеху.
  • Как было сказано в статье выше, человек, имеющий признаки комплекса неполноценности, способен компенсировать свой недостаток за счет других преимуществ.

Зигмунд Фрейд восхищался королем Пруссии и последним германским императором Вильгельмом ІІ. Тот страдал от комплекса неполноценности по физиологически-врожденному «уродству»: одна рука была на 15 см короче второй. Не испытывая компенсацию в материнской любви, он добился невероятных высот, но так и не простил своей родительнице такого отношения.

К сожалению, человек не может избавиться от комплекса неполноценности. Единожды ощутив на себе душевную травму, он не сможет отпустить это чувство приобретенной ущербности, и подсознательно будет возвращаться к этому.

С помощью психологов его можно притупить или подавить, но рано или поздно оно все равно даст о себе знать. К этому выводу пришли такие психологи, как Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Карл Юнг.

Если подумать, то все успешные личности испытали на себе комплекс неполноценности. Это не повод впадать в отчаяние, как вы успели понять, главное – это правильно сублимировать свой потенциал, направленный на компенсацию комплекса неполноценности.

Есть много правильных примеров, когда именно душевные травмы мотивировали многих ныне известных личностей. К примеру, Леди Гага, Опра Уинфри, Мэрилин Монро и Памела Андерсон пережили сексуальное насилие в детстве, а Тим Рот недавно признался, что над ним надругался его собственный дедушка. И тем не менее, несмотря на это, данные люди добились немалых высот. Вывод один: никогда не нужно «опускать руки» и тогда вы сможете разрешить любую проблему, в том числе, и совладать с комплексом неполноценности.

Видео: «Комплекс неполноценности»

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса жизненным затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как заносчивость, жажда власти, мечты об уничтожении и т. п., в силу чего те, кто в большой степени отягощен чувством неполноценности (а полностью свободных от него нет), становятся опасными для общества. Поэтому важной задачей воспитания является помощь в постепенном приобретении разумной уверенности в самом себе (Источник: «Философский энциклопедический словарь ».)

Еще в начале 20 века великий австрийский врач и психолог Альфред Адлер впервые исследовал и описал комплекс неполноценности, как совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.

Чувство неполноценности знакомо каждому. В те или иные моменты нашей жизни оно обнаруживает себя с разной степенью интенсивности, влияя на нас и наши поступки.

Сам Адлер считал, что чувство неполноценности может служить стимулом здорового, нормального развития, так как оно может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если человек сокрушен, подавлен и не способен к развитию.

В этот момент чувство неполноценности превращается в комплекс неполноценности.

Следующие советы от Натальи Манухиной помогут вам избавиться от комплекса неполноценности и научиться ценить и любить себя .

Манухина Наталья Михайловна - канд.психол.наук, клинический и медицинский психолог, семейный и индивидуальный консультант , тренер авторских обучающих и развивающих программ, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, доцент Института практической психологии и психоанализа

1. Метод «от противного» (поиск противоположного):

Подумайте и признайтесь себе, что у Вас есть какие-то дела, отношения, интересы, хобби и/или еще что-то, что получается хорошо, за что Вы себе можете поставить оценки «отлично» и «хорошо»

Проанализируйте Ваш успех в этих областях и найдите то общее, что их объединяет: Ваше поведение в этих ситуациях, использование каких-то конкретных Ваших личностных черт, навыков и способов их развития или др.

Наметьте и примените их в трудных для Вас ситуациях

2. Метод «превращения негатива в позитив»:

Составьте список случаев, когда Вы испытываете максимальное чувство неполноценности, неудачи, сомнений в себе и т.п.

Вспомните и запишите, что Вам пришлось делать, чтобы справиться с этими ситуациями. Какие способности, навыки Вам пришлось применить?

Запишите ответ на вопрос 1: Чему Вас научила каждая из этих ситуаций?

Запишите ответ на вопрос 2: Чем Вам помогло в этом Ваше чувство неполноценности?

Проводите такой анализ в каждом трудном случае и когда Вы сомневаетесь или неудовлетворенны собой.

3. Метод «найди союзников»:

Вспомните, за что Вас хвалят, благодарят, восхищаются другие люди.

Составьте список: Кто они? Что именно они ценят в Вас?

Увеличьте время общения именно с ЭТИМИ людьми, сократив одновременно объем общения с теми, кто Вас критикует, сомневается или не верит в Вас.

– это совокупность эмоций, мыслей и поведения, отражающая ощущение собственной ущербности, убеждение в превосходстве окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства. Диагностика выполняется методом клинической беседы и психологического тестирования. Для лечения применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.

МКБ-10

F32 F43.2

Общие сведения

Понятие комплекса неполноценности было разработано австрийским психоаналитиком А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных механизмов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал как результат физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты личности, неудачи способствуют укреплению комплекса. Этим объясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Гендерные роли влияют на особенности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.

Причины

Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причины воздействуют в раннем детстве. Поддержанию и усилению симптомов способствуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические факторы. К наиболее вероятным причинам комплекса неполноценности относятся:

  • Физические недостатки. Эффективность и успешность человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой). К данной группе относятся врожденные и приобретенные дефекты, особенности внешности.
  • Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при чрезмерной родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения проблем. Другой вариант деструктивного воспитания – недостаточное внимание, сравнение с более успешными детьми, отсутствие похвалы и поощрений.
  • Негативный опыт. Неудачи в сфере карьеры, семейной жизни, интимных отношений способствуют развитию неуверенности в собственных силах. У женщин комплекс может быть вызван разводом, у мужчин – отсутствием хорошо оплачиваемой работы.
  • Необоснованная критика окружающих. На уровень самооценки влияют некорректные высказывания значимых людей: родителей, супруга, брата, сестры, начальника. Распространенным примером является использование сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты всегда проигрываешь».

Патогенез

Комплекс неполноценности формируется в период раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что не все желания могут стать реальностью, а возможности для реализации его намерений ограничены. Сначала ограничения обнаруживаются на физическом уровне – несформированность навыков, наличие потребностей, материальных преград. Позже осознаются психологические границы, задаваемые воспитанием, отношениями с другими людьми.

До школьного возраста успешным способом компенсации является игра. Ребенок примеряет роли, использует фантазию для образного воплощения желаний. Школьники оказываются в системе требований, оценок, необходимости реальных достижений. Формируется страх оказаться неполноценным – недолюбленным, отвергнутым, одиноким. С одной стороны, этот страх становится движущей силой развития, с другой – препятствует продуктивной активности. Комплекс закрепляется в структуре личности при наличии негативных факторов – опыта неудач, неконструктивной критики, отсутствии поддержки близких.

Симптомы комплекса неполноценности

Основное проявление комплекса – переживание собственной неполноценности и ущербности. Деструктивный вариант поведения включает замкнутость, ограничение контактов, боязнь быть активным, совершить ошибку, оказаться объектом насмешек или осуждения. Люди избегают общения, новых знакомств, публичных выступлений. Не проявляют инициативу на работе, редко бывают удовлетворены своей деятельностью. Женщины склонны выставлять себя в роли жертвы, мужчины маскируют неуверенность повышенной агрессивностью, обвинительной позицией. Характерно высокомерие, пристрастие к алкоголю, демонстрация внешних атрибутов успешности (дорогой одежды, аксессуаров, автомобилей).

Продуктивное поведение при комплексе неполноценности называется гиперкомпенсацией. Внутренне напряжение и недовольство собой становится мотивирующей силой. Чтобы избежать негативных переживаний, люди усилием воли преодолевают ограничения. Так, человек с заиканием становится диктором, с двигательными нарушениями – спортсменом, школьный «троечник» оканчивает институт, получает диплом с отличием. Достижения на некоторое время компенсируют чувство неуверенности. Однако если комплекс стал частью личности, людям приходится постоянно трудиться, добиваться успеха, чтобы получить одобрение и восхищение окружающих.

Осложнения

Продолжительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и страхи. У взрослых наиболее распространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Реже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки , психосоматические заболевания . При деструктивном поведении существует риск десоциализации – нарушаются семейные и дружеские отношения, люди расторгают браки, увольняются с работы.

Диагностика

Выявлением комплекса неполноценности занимаются психологи , психотерапевты , психиатры. Процесс диагностики проводится поэтапно: изучается семейное положение пациента, условия жизни, образование, профессиональная деятельность. Переживаемое ощущение неполноценности включено в структуру личности, определяется чертами характера, типом темперамента. Поэтому обследование направлено на исследование эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Характерны жалобы на эмоциональную напряженность, неуверенность, страх при необходимости проявлять активность, выступать публично, знакомиться. Возможна чрезмерная увлеченность пациента каким-либо занятием, позволяющим компенсировать переживание неполноценности – спорт, кулинария, домохозяйство, косметические процедуры, зарабатывание денег (без выходных, ненормированный рабочий день).
  • Опросники. Используются комплексные тесты исследования эмоций, личности и узконаправленные опросники: СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Результаты выявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, заниженную самооценку, повышенный уровень стресса, невротизации.
  • Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты позволяют обнаружить отрицаемые пациентом переживания, что особенно актуально при обследовании мужчин, стремящихся к гиперкомпенсации комплекса. Применяется тест «Рисунок человека», Тематический апперцептивный тест, Тест фрустрации Розенцвейга.

Лечение комплекса неполноценности

Помощь пациентам основана на методах психотерапии . Занятия направлены на выявление положительных и отрицательных сторон личности больного, освоение навыков самоанализа, продуктивной коммуникации, снижение эмоционального напряжения, устранение страхов. Терапия проводится со специалистом, самостоятельно и в группе:

  • Индивидуальная психотерапия. Используются техники гуманистического, психоаналитического и когнитивно-бихевиорального подхода. В ходе сеансов выясняются причины развития закомплексованности, корректируются деструктивные убеждения о собственной личности, проводится анализ сильных и слабых качеств, осваиваются техники релаксации, саморегуляции, позитивного мышления.
  • Самоанализ. Часть психотерапевтической работы пациент выполняет самостоятельно. Рекомендуется вести личные дневники, отмечая успехи, достижения и ошибки (в форме опыта). Записи позволяют объективно оценить свои положительные стороны, научиться анализировать действия и их результат без негативного влияния эмоций.
  • Групповые тренинги. На коллективных занятиях больные практикуются в общении, учатся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, сохраняя устойчивость самооценки. Обмен положительными эмоциями между участниками повышает уверенность, мотивацию к действиям.

Прогноз и профилактика

Компенсация комплекса неполноценности проходит успешно, когда человек осознает его наличие и использует техники, предлагаемые психотерапевтом – самоанализ, остановка негативных мыслей, улучшение навыков общения, принятие критики. Основа профилактики – правильное воспитание. Необходимо избегать чрезмерной опеки, позволять ребенку проявлять самостоятельность, совершать ошибки и относиться к ним как к опыту. Нельзя сравнивать его успехи с достижениями других детей, унижать после неудач и промахов. Важно научить самоанализу: после получения плохой оценки, проигрыша на соревнованиях следует поддержать ребенка и обсудить, что нужно сделать для получения лучшего результата в будущем.

переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.

Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.

Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.

З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.

Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.

Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.

В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.

Чувство неполноценности

inferiority feelings) Альфред Адлер проводил различие между чувством неполноценности и комплексом неполноценности. Адлер исходил из того, что Ч. н. есть у каждого. Он указывал на то, что быть неполноценным человеком означает чувствовать себя ниже др. Ч. н. прослеживается в детской малости и зависимости в мире взрослых, а позже в погоне за совершенством. Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва. Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus - "нижний", "подземный". Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др., полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др. Низкая самооценка - это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности. С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой координат становится не др. чел., а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н. преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным. См. также Расстройства личности Д. Н. Ломбарди