Ученые против автомобильных кондиционера. Чем опасен автокондиционер? Как эффективно использовать кондиционер в автомобиле без вреда здоровью

Водители и пассажиры иномарок с кондиционерами «подхватывают» не только ангину, фарингит и тонзиллит, но и болезни посерьезнее - бронхит и даже пневмонию.

Конечно, отказаться от кондиционера сложно, особенно в такую жару, - говорит Сергей Бартаев, врач-терапевт. – Но неправильное использование может привести к тяжелым заболеваниям и даже к летальному исходу.

Из лета в зиму

Если верить официальной медицине, то безопасно для своего здоровья человек может перенести лишь совсем небольшой перепад температур - от 3 до 5 градусов по Цельсию.

Перепад между температурой на улице и в автомобиле с работающим кондиционером доходит до 15 - 20 градусов, - отметил Сергей Бартаев. – Если подвергаться таким перепадам регулярно, то последствия могут быть очень печальными.

Иными словами, если на улице почти 40 градусов жары, а кондиционер в машине установлен на +20 градусов, то риск развития различных заболеваний сильно повышается. Кроме того, если за кондиционером не ухаживать и своевременно не менять фильтр, то он может стать настоящим разносчиком заразы.

Салон автомобиля - замкнутое пространство, - говорит врач. – Если в фильтре кондиционера скопилось много микробов, то их влияние на здоровье человека усиливается в разы.

Охлаждайтесь постепенно

Чтобы не подхватить пневмонию или бронхит, кондиционером нужно пользоваться с умом. Самое главное – не включать его сразу на всю мощность. Пусть салон машины охлаждается постепенно.

Сначала понизьте температуру примерно на 5 градусов по сравнению с уличной, а через 15 - 20 минут еще на 5 градусов, - советует Сергей Бартаев. – Дайте организму привыкнуть.

Помните, что оптимальной для человека считается температура плюс 20 - 25 градусов. Старайтесь придерживаться этого значения и при использовании кондиционера.

Тут опасен не холод сам по себе, а именно перепады, - считает терапевт. – Ведь, сев в автомобиль, вы периодически выходите из него, а потом садитесь вновь.

Врачи не советуют направлять потоки холодного воздуха в ноги и лицо. Это может привести к переохлаждению и спровоцировать скоротечное развитие воспаления легких.

Берегите… кондиционер!

За состоянием кондиционера нужно следить так же, как за состоянием всего автомобиля. Прежде всего нужно вовремя менять фильтры. Микробы, а также пыль и грязь, скапливающиеся внутри, крайне опасны для здоровья.

Перед тем как включить кондиционер, нужно закрыть все окна. Если этого не сделать, пострадать можете и вы, и кондиционер. Из-за двойного потока воздуха (с улицы и из кондиционера) риск простудиться возрастает. А сам кондиционер рассчитан лишь на охлаждение салона автомобиля и из-за повышенной нагрузки может выйти из строя.

В том случае, если вы попали в одну из многочисленных улан-удэнских пробок, обращайте внимание на температуру двигателя. Замедленное движение вкупе с работающим кондиционером повышает нагрузку на систему охлаждения и может вызвать неисправность.

Пользуйтесь кондиционером правильно

Если машина долго стояла на жаре и успела «раскалиться», то для начала откройте все окна или двери и проветрите салон. Затем закройте окна и включите кондиционер. Не забудьте установить «замкнутую» циркуляцию воздуха.

Из-за перегрева растет число аварий

По мнению экспертов, отсутствие кондиционера в автомобиле приводит к тому, что в жару резко увеличивается количество аварий.
Так по результатам проведенных исследований немецкого автомобильного клуба AvD, при повышении температуры в салоне автомобиля до 32 ºС опасность возникновения ДТП возрастает на 15%, а при достижении 37 ºС уже на 35%.

Проблема кондиционирования воздуха в последние годы стала особенно актуальной из-за того, что во многих регионах России в летний период устанавливается жара, перенести которую без охлаждения воздуха очень трудно. Кондиционер для современного человека – это не предмет роскоши, а средство для создания комфортной и безопасной здоровью жизни. Как утверждают эксперты, отсутствие кондиционера в машине в жаркое время года приводит к резкому увеличению количества аварий. Так по результатам проведенных исследований немецкого автомобильного клуба AvD, при повышении температуры в салоне автомобиля до 32?С опасность возникновения ДТП возрастает на 15%, а при достижении 37 ?С уже на 35%.

Однако неправильное использование автокондиционера может также стать причиной многих проблем со здоровьем. Безопасной для здоровья является перепад температуры не более 5?С, если же человек садится в машину с включенным кондиционером на 20?С при сорокоградусной жаре на улице, то организм его испытывает сильный стресс, что и становиться причиной ослабления иммунитета и развития таких простудных заболеваний, как ангина, фарингит, ларингит, тонзиллит и даже бронхит. Кроме того, кондиционер в машине может оказаться разносчиком микробов, если своевременно не менять его фильтр.

Замкнутое пространство салона автомобиля еще больше усугубляет негативное влияние на здоровье кондиционера со старым фильтром, ведь количество микробов в нем на единицу объема воздуха в десятки тысяч раз превосходит показатели обычной среды, то есть человек оказывается в термостате с микробами.

Многие водители замечают, что после длительного нахождения в салоне автомобиля с возникает резь в глазах, это тоже результат скапливания большого количества микробов в фильтре. Как только кондиционер включается, поток воздуха гонит эти микробы в глаза, что приводит к воспалению слизистой - к конъюнктивиту. В инструкции пользования автокондиционером сказано, что перед включением кондиционера нужно открыть окна на две минуты. Этим советом, автолюбители обычно пренебрегают. Между тем выполнение этого правила пользования кондиционером очень важно для сохранения здоровья каждого человека.

Если вы оставляете автомобиль в тени с закрытыми окнами, то за 24 часа содержание бензола в воздухе автомобиля может достичь 800 мг. В автомобиле, припаркованном на солнце, где температура выше 16 ?С, уровень бензола может увеличиться в 40 раз допустимого уровня и достичь 4000 мг. Бензол – это токсичное вещество, которое поражает печень, почки и легкие, а удаляется он из организма очень трудно.

При включении без предварительного проветривания салона, нагретый воздух с большим содержанием бензола сразу попадает в легкие, что во много раз увеличивает риск развития рака. Поэтому перед включением машины в жаркую погоду откройте окна и двери машины на несколько минут и только затем включите кондиционер. После включения кондиционера держите окна открытыми еще несколько минут.

Чтобы при работающем в салоне автомобиля не возникли проблемы со здоровьем, соблюдайте следующие простые правила его эксплуатации:
1. Не включайте кондиционер сразу на полную мощность, начните охлаждать воздух постепенно. Например, сначала ставьте на температуру 23-26 ?С и лишь спустя 10 минут добавляйте холод и снижайте температуру до 20 ?С.


2. Если температура на улице 35 ?С и выше, то для ощущения прохлады достаточно снизить температуру в салоне до 26-27 ?С. Только водителям со стажем, у которых формировался стойкий иммунитет к резкому перепаду температур воздуха, можно снижать температуру в салоне до более низких отметок.

3. При включенном кондиционере нельзя открывать окна автомобиля во время езды. В этом случае получается «двойной сквозняк», который чаще всего и приводит к простудам. Также не следует направлять поток воздуха из рефлектора кондиционера на лицо.

4. Своевременно меняйте фильтры и следите за чистотой радиатора кондиционера. Не забывайте один раз в каждые два года произвести обслуживание автокондиционера, что подразумевает посещение специализированного сервиса, где вам проверят уровень фреона в системе, произведут дозаправку хладагентом, заменят компрессорное масло в системе кондиционирования и проверят наличие посторонних шумов во время включения компрессора.

5. Профилактику автокондиционера следует проводить и в зимний период. Несмотря на то, что зимой вы не включаете кондиционер, элементы его компрессора, как и все подвижные детали автомобиля нуждаются в постоянной смазке. Поэтому зимой один раз в месяц заезжайте в теплый бокс и включите кондиционер на 30 минут. Этого времени будет достаточно, чтобы кондиционер заработал в летнюю жару без всяких проблем.

Кондиционером или климат-контролем сегодня пользуются примерно 80% автомобилистов. Из них 22% не выключают климатические системы, у 19% они работают значительную часть времени, у 38% - когда чрезмерно жарко. По тем или иным причинам не используют кондиционер 4% водите-лей, у 2% - он неисправен. Нет кондиционера в машинах у 13% автомобилистов.

Долгое время кондиционер считался предме-том роскоши. Теперь же это - важное функцио-нальное качество автомобиля, а не только эле-мент престижа. Климатическая установка в авто-мобиле напрямую влияет на самочувствие води-теля, на безопасное вождение отдельного авто-мобиля, на безопасность движения в целом на до-роге.

В жаркую погоду без кондиционирования воз-духа в салоне автомобиля не обойтись. Учитывая, что на улице может быть около +30 градусов, в ав-томобиле и того больше. А такую температуру в течение 2 часов в пробке вынести сможет не каж-дый. Это вопрос и физического здоровья.

Интенсивность потока холодного воздуха и на-правление этого потока в кондиционере регули-руется вручную. Более сложный в техническом плане климат-контроль способен поддерживать заданную водителем температуру салона автомо-биля в любое время года. Климат-контроль - ав-томатическая система, которая состоит из конди-ционера (выполняет функцию охлаждения возду-ха), из печки (воздух нагревает), из системы воздуховодов с заслонками (распределяют поток воздуха по салону) и блока управления всей этой системой.

Климат-контроль является штатным оборудова-нием, то есть данная система входит в заводскую комплектацию. Если такового нет в комплектации, климат-контроль, можно установить и самому, но это абсолютно нерентабельно. Потому что, обойдется примерно в треть стоимо-сти автомобиля.
Другое дело, если в комплектации автомоби-ля нет и кондиционера... Его, можно поставить до-полнительно и за вполне сносные деньги. А, если воспользоваться ассортиментом фирм, которые специализируются на Продаже БУ автозапчастей от иномарок, то бюджет установки кондея в машину, можно свести к минимуму...


Базовая опция

Автомобили без системы кондиционирования или климат-контроля уже не выпускают большин-ство производителей. Представители автоцен-тров и вовсе утверждают, что машины без конди-ционера сегодня не продать. Для владельца авто-мобиля стоимостью от 500 тыс. руб. вопрос нали-чия в машине кондиционера не стоит - он должен быть. Часто даже люди с аллергией берут кондей, которым не будут пользоваться, - легче потом продать машину.

Модели без данной опции, правда, еще можно найти среди бюджетных машин, например, VW Polo Sedan и отечественных Lada. Но даже авто-мобили китайского производства на данный мо-мент поставляются в нашу страну с кондиционе-рами (климатической установкой). Практически для всех покупателей китайских авто наличие кондиционера является важным фактором.

С покупателями автомобилей отечественного производства иная ситуация: лишь, примерно, для 10% всех покупателей Lada кондиционер яв-ляется необходимой опцией. Остальным абсо-лютно безразлично, будет ли их автомобиль осна-щен климатической системой. Кроме того, часто они воспринимают кондиционер как «навязанную» опцию, т.е. они хотят иметь автомобиль с 2 подушками безопасности, с АВS, парктрониками, но без кондиционера. К сожалению, в автомобилях Lada это невозможно. К слову, автомобили Lada с климатической системой примерно на 20 тыс. руб. дороже, чем автомобили без нее.

Между тем, кондиционер имеет свои недостат-ки. При его работе идет дополнительная нагрузка на двигатель, отнимающая до 4-5 л.с. Это приво-дит к увеличению расхода топлива в среднем на 10%. Однако в некоторых случаях использование кондиционера даже позволяет экономить. Напри-мер, езда на автомобиле по трассе с высокой ско-ростью с полностью открытыми окнами (в жаркую погоду) может увеличить расход топлива до 20%. При закрытых же окнах, но при включенном конди-ционере, расход топлива возрастет процентов на 10. Другими словами, с кондиционером расход топлива будет меньше.

Эксперты не советуют злоупотреблять конди-ционером и климат-контролем, так как под струя-ми охлажденного воздуха очень легко простыть и даже подхватить пневмонию.

Сопла воздуховодов следует направлять либо на ветровое стекло, либо в ноги. Также при частой смене температур (улица — машина) организм испытывает стресс, поэтому, как бы ни было жарко, не охлаждайте салон очень сильно. Лучшая температура для человека - +22-24 градуса. При несвоевременной чистке радиатора-испарителя кондиционера на его поверхности появляются бо-лезнетворные бактерии, вызывающие раздраже-ние слизистой оболочки и различные заболевания у людей.


Особенности эксплуатации

Соблюдение правил эксплуатации кондиционе-ра позволит служить этой системе долго и ис-правно, Основные неисправности связаны с утеч-кой хладагента и выходом из строя соединитель-ных элементов трубопровода в подкапотном про-странстве, выходом из строя электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера (хотя сам компрессор выходит из строя крайне редко).

Если разбирать причины, почему это происхо-дит, то, прежде всего, необходимо учитывать, что системы эксплуатируются в критических условиях нашего региона: частые перепады температур, влажность, химические реактивы зимой и пр. По-скольку большинство деталей в системе - из алю-миния (или его производных), то они подвержены быстрому распаду от воздействия внешней сре-ды. От этого можно защититься, если все время поддерживать систему примерно в одном и том же температурном режиме. И если летом система работает все время и находится примерно в од-ном состоянии, то зимой - все наоборот.

Для профилактики работы всей системы конди-ционирования необходимо включать ее на корот-кое время хотя бы раз в месяц, это разгонит хла-дагент и масло по системе и продлит ее жизнь. Если же кондиционер не функционирует во время всего зимнего периода, то уплотняющие сальники компрессора становятся сухими, что может стать причиной утечки хладагента.

При эксплуатации системы летом при высокой уличной температуре запрещается при включен-ном кондиционере надолго открывать окна авто-мобиля, Это может привести к тепловому удару по системе и вызвать резкую утечку хладагента из системы. Кроме того, после долгой стоянки авто-мобиля на солнце не стоит включать кондиционер сразу на полную мощность - от перепада темпера-тур может треснуть лобовое стекло.

Основная летняя проблема - перегрев двигате-ля по причине высокой температуры, когда систе-ма охлаждения двигателя не справляется с высо-кой температурой и не охлаждает двигатель должным образом. Что касается современных автомо-билей, то «закипеть они могут только из-за неис-правности системы охлаждения двигателя. Все часто видели в пробках в жаркую погоду закипаю-щие старенькие модели автомобилей отечествен-ного, да и зарубежного производства тоже. Авто-мобиль с исправной системой охлаждения не за-кипит.


Стоимость комфорта

Техобслуживание кондиционера следует прохо-дить не реже 1 раз в год. Частая причина неудов-летворительной работы климатических автомо-бильных систем в нашем регионе - загрязнен-ность радиатора (конденсатора). Необходимо его периодически очищать. Эту работу лучше дове-рить профессионалам.

Стоимость профилактических работ (диагно-стика работы блока управления, проверка герме-тичности системы кондиционирования, чистоты фильтра салона и т.д.) невысока и зависит от слож-ности климатической установки. Так, средняя стои-мость обслуживания системы кондиционирования колеблется от 1 600 до 2 400 рублей: включает в се-бя проверку системы на герметичность, заправку системы, расходные материалы и проверку рабо-ты. Владельцы автомобилей могут осуществлять самостоятельную антибактериальную обработку системы кондиционирования. Остальной комплекс работ, во избежание поломок системы кондицио-нирования, следует проводить на авторизованных дилерских центрах, имеющих соответствующее спецоборудование и специалистов по ремонту.

Заправка кондиционера проводится тогда, ког-да система негерметична, или с ней производятся ремонтные работы. Эксперты сходятся в одном: при правильной эксплуатации и внимательном от-ношении к своему автомобилю, поломок кондици-онера можно избежать.

Какой автолюбитель не любит ездить в своем автомобиле с комфортом, особенно в жаркий летний день? В большинстве случаев, любой. Но правильно ли мы его используем каждый день и что нужно знать об обслуживании системы кондиционировани я.

Многие из Вас наверняка ощущали неприятный резкий запах пластмассы, когда садились в салон автомобиля, стоящего на солнце. Это запах бензола, который начинает выделяться из всех пластиковых деталей уже при 16 о С и его концентрация резко возрастает при росте температуры внутри салона. Для примера, при наружной температуре в 30 о С, салон может прогреться на солнце до 70 о С, что приведет к многократному превышению допустимого значения паров бензола.

Бензол - это токсичное вещество, способное поразить внутренние органы: печень, почки и легкие. Выводится из организма очень трудно и долго.

Кроме выше описанных проблем, есть еще высокая вероятность заболеть ангиной, ларингитом, бронхитом и другими простудными заболеваниями, особенно людям с низким иммунитетом только лишь из-за резкого перепада температурного режима при выходе или посадке в автомобиль! При разнице температуры даже в 20 о С человек уже испытывает дискомфорт и стресс, что в итоге ухудшит Ваше здоровье.

Как эффективно использовать кондиционер в автомобиле без вреда здоровью?

Чтобы избежать ненужных проблем со здоровьем, приведем несколько советов эффективного эксплуатирования кондиционера (климат-контроля):

  1. После посадки в автомобиль, сначала откройте боковые окна на 3 – 5 минут для проветривания салона, после включения автокондиционера оставьте окна в открытом положении еще на некоторое время;
  2. Не выставляйте сразу самый низкий порог по температуре, снижайте его постепенно по мере охлаждения салона;
  3. Во время движения автомобиля и при включенном кондиционере не открывайте окна, это может привести к «сквозняку» и простуде;
  4. Старайтесь не направлять дефлекторы прямо в лицо, лучше в среднюю часть автомобиля;
  5. Своевременно меняйте салонный фильтр при каждом ТО, но не реже 1 раза в год;
  6. Два раза в сезон проводите антибактериальну ю обработку воздуховодов и испарителя системы кондиционировани я в специализированн ом автотехцентре ;
  7. Не забывайте следить за температурой двигателя, особенно при включенном кондиционере. Чтобы не «закипеть» где-нибудь в пятничной пробке далеко за городом, регулярно проводите мойку радиаторов охлаждения в специализированн ом автотехцентре;
  8. Чтобы продлить работоспособност ь всех узлов системы кондиционировани я, особенно самого дорого агрегата – компрессора, меняйте один раз в три года и проводите дозаправку хладагентом;
  9. Проверяйте работу автокондиционера и в зимний период, когда он не используется. Например, при прохождении ремонта или ТО, попросите мастера автоцентра Митсубиси Моторс Клуб включить в теплом цехе кондиционер на несколько минут, чтобы масло разогналось по системе и тем самым увеличится срок работы кондиционера.

Крепкого Вам здоровья и свободных дорог!

Ежегодно с приходом жары люди начинают распространять «страшилки» про автокондиционеры. Предлагаем рассмотреть самые популярные мифы, чтобы раз и навсегда разобраться, в чем заключается вред автомобильного кондиционера и как его устранить.

Миф №1 Автокондиционер - виновник простуды
Отчасти это правда. И возможно, вы даже лично болели после поездки с кондиционером. Но виноваты в своих болезнях только люди, так как они нарушают базовые правила использования автокондиционера.
Чтобы не заболеть простудой при включенном автокондиционере нужно:
1. Понижать градусы в салоне постепенно. В идеале, разница температур в салоне и на улице должна составлять не более10ºС.
2. Направлять воздуходувы не в лицо людей, а в сторону лобового стекла или им в ноги.
3. Не открывать окна при работающем кондиционере во время поездки. Так как вы создадите сквозняк, который неизбежно приводит к простудам.

Миф №2 Автокондиционер травит пассажиров бензолом
Ученые выяснили, что при 16ºС в машине повышается концентрация токсичного бензола. В этом случае вред автокондиционера заключается в циркуляции яда по салону, в результате чего он попадает в человеческий организм. Это действительно опасно, так как бензол вреден для легких, печени, почек и даже провоцирует появление рака.
Если вы хотите обезопасить себя от такого вредного вещества, достаточно перед поездкой проветрить машину в течение пары минут. Также нужно на несколько минут включить кондиционер при открытых окнах или дверцах.

Миф №3 Автомобильный кондиционер - рассадник вирусов и бактерий
Во время работы автомобильного кондиционера, в его радиаторе накапливается конденсат. Он является отличной средой для размножения вредоносных бактерий. Более того, в фильтрах кондиционера собирается пыль и в них тоже заводятся микробы. Естественно, при включении кондиционера вся эта «нечисть» разносится по салону и попадает в организм человека. Некоторые автолюбители даже жалуются на резь в глазах и появление конъюнктивита, что непосредственно связано с вышеупомянутыми микробами.
Правда, такая страшная история может случиться с халатным водителем, который не занимается обслуживанием своей машины. Регулярная чистка автокондиционера, замена фильтров и полная диагностика устройства не допустит появления микробов на элементах вашего кондиционера.

Миф №4 Автокондиционер увеличивает расход топлива
Действительно, при включенном автокондиционере расход возрастает в среднем на 10%. Но все познается в сравнении. Если во время путешествия по трассе вы решите сэкономить и выключите кондиционер, то открытые окна машины увеличат расход на 20%. Так что путешествуйте с комфортом.

Миф №5 От использования автокондиционера снижается работоспособность
Иногда из-за сухости воздуха водители жалуются на понижение концентрации внимания и общую усталость. Чтобы этого не происходило, следует периодически выключать кондиционер и проветривать салон или при дальних поездках стоит делать перерывы.
И чтобы у вас отпало желание ездить без кондиционера, хочется упомянуть интересное исследование ученых. Они выяснили, что при повышении температуры салона от 27 до 37ºС риск аварии возрастает от 5 до 35%. Поэтому установка автокондиционера не только не вредит человеку, а даже способна спасти ему жизнь.