Классный час "россия-многонациональное государство". Быть русским – значит жить в многонациональной стране Мы живем в многонациональном государстве

«Союз независимых государств» - Республика Армения. СНГ Союз Независимых Государств. Российская Федерация. Берегите Россию. Главное - вместе! Нам силу дает наша верность Отчизне. Кыргызская Республика. Республика Беларусь. Берегите Россию – нет России другой. Славься, страна! Главное - с сердцем горящим в груди! Республика Таджикистан.

«Государство и общество» - Опора общества-средние слои. Европейское изречение. В обществе существуют: семья, селе- ние, государство, которое выше всего. Возможен перевод способных детей в высшие сословия и наоборот. 2.Руки-Воины. Мир расколот. Древние мыслители о мире и человеке. Легенда о происхождении каст. Даосская школа. Олигархия.

«Государства» - Достопримечательности Ватикана. Кухня Лихтенштейна интернациональна, но есть, конечно, и некоторые национальные блюда. Образование в Сан-Марино. Андора. Карликовые государства Зарубежной Европы. Очень популярно у лихтенштейнцев вино, как правило, сухое. Национальная одежда Сан-Марино. Сельское хозяйство.

«Экономика и государство» - Негативные стороны рыночной экономики. Правовое регулирование. Охрана прав потребителя. Законодательная деятельность государства. Государство. Устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка. Социальные трансферты. Внешние эффекты. Структурное направление. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

«Многонациональный народ» - Ж. Беречь памятники культуры и истории. Г. Беречь природу. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Как называется главный закон нашей страны? Нация. Б. Быть избранным. Что такое национальность? Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны? Мы – многонациональный народ. Какие народы проживали на территории нашей страны?

«Церковь и государство» - Ереси. 1448 г. – избрание митрополитом рязанского епископа Ионы. Изменения в положении Русской православной церкви. Практическая работа. Церковь и государство. Монастыри. Полная самостоятельность Русской православной церкви. Соловецкий монастырь Иосифо – Волоколамский монастырь Троице – Сергиев монастырь.

Рыжкова Анна

Сочинение - эссе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39

С углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики.

Сочинение – эссе

на тему:

«Мы – граждане многонациональной России»

выполнила учащаяся 10 Ю класса

Рыжкова Анна

Руководитель: Егорова Н.А.

Учитель обществознания, экономики, права

МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары ЧР.

Чебоксары, 2014 год.

Мы – граждане многонациональной России


Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Государственный гимн Российской Федерации)

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надёжный оплот!

Партия Ленина - сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведёт!

(Государственный гимн СССР)

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(преамбула Конституции РФ)

Россия многонациональная страна. По данным переписи 2010 года в ней проживает 193 народа и народности, говорящие на 171 языке. В государственной системе образования используется 89 национальных языков, то есть и в школах преподаётся 89 национальных языков. Большинство национальностей, проживающих на территории России, являются коренными, то есть это народы, которые обитали на своих территориях до прихода туда переселенцев из других мест. Таких народов в России подавляющее большинство.

Во время становления и развития Российского государство происходило постоянное присоединение территорий и разноязычного населения. Самые значительные приращения первого периода связаны со второй половиной XVI века. К концу столетия население выросло с 5-6 млн. до 10 млн., а этнический состав значительно усложнился. В состав страны вошли мари, мещера, югра, коми, башкиры, ногайцы, кумыки, кабардинцы, татары, чуваши, мордва, удмурты, ненцы, карелы, саамы, вепсы и ряд других народов. На втором этапе (рубеж XVII-XVIII вв.) перечень народов России пополнился многими сравнительно немногочисленными народами Сибири и Дальнего Востока: якутами, бурятами, сибирскими татарами, эвенками, энцами, чукчами, коряками и др. Следующий этап – существенное расширение границ уже Российской Империи при Петре I. К России отошли территории современной Эстонии и Латвии (кроме Курляндского герцогства). По итогам первой ревизии 1719 года, русские составили лишь 7/10 населения страны, а к концу столетия (когда в состав России вошли украинцы, белорусы и др.) – лишь 49 процентов. Народы Кавказа и Средней Азии, вошедшие в состав Российской империи в XIX веке, еще больше увеличили этническое разнообразие. По переписи 1897 года, население страны составляло 128, 2 млн. человек, из них русских – до 44, 3 процента. В 1914 году под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

Россия не была классической колониальной империей не только потому, что большинство народов и их территорий вошли в ее состав добровольно. В территориально целостной империи допускалось политико-правовое многообразие в управлении территориями, "национальным окраинам" дозволялось придерживаться собственных порядков. Характерная черта – выдвижение представителей нерусских этнических групп на высшие политические и административные должности. Русские фактически не имели в государстве никаких особых привилегий.
После распада Советского Союза уменьшились соответственно и территории, и население многонациональной страны. В новом государстве – Российской Федерации – русские составили большинство населения.

Численность населения, превышающую 1 млн. человек, имеют семь народов, населяющих Россию (80 проц. жителей страны). Это – русские (115, 868 млн., или 79, 8 проц. населения), татары (5, 558 млн., или 3, 8 проц.), украинцы (2, 944 млн., или 2 проц.), башкиры (1, 674 млн., или 1, 2 проц.), чуваши (1, 637 млн., или 1, 1 проц.), чеченцы (1, 361 млн., или 0, 9 проц.) и армяне (1, 130 млн., или 0, 8 проц. населения).

Другие многочисленные народы России – мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты якуты, кумыки, ингуши, лезгины.

Традиционно народы, населяющие Россию, делят на три основные группы: первую можно условно назвать "свои" – коренные этносы, сформировавшиеся на территории России и большей частью на ней живущие. Их более ста, они составляют 94 процента населения. Во вторую группу (условно – "соседей") входят народы бывших советских республик и некоторых других стран, представленные в России значительными группами, иногда живущие компактно. Это – украинцы, белорусы, узбеки, казахи, армяне, азербайджанцы, поляки, литовцы, киргизы, таджики и другие. Третью группу (условно – "гостей") образуют мелкие подразделения этносов, в подавляющем большинстве живущих за пределами России. Их более 30. Это – ассирийцы, абхазы, румыны, венгры, чехи, китайцы, вьетнамцы, сербы и другие.

Все национальные образования России отличаются сложным этническим составом населения, причем доля титульного этноса в ряде случаев сравнительно невелика. Почти половина всего населения (кроме русских) живет за пределами своих национальных образований, то есть в других регионах России (например, большая часть мордвы, татар, почти половина марийцев). В Карелии, Калмыкии, на Чукотке лишь десятая часть населения – представители титульного этноса. Только в шести национальных республиках титульные народы составляют большинство (Тува, Чувашия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Чечня).

Когда Советский Союз пал, народы-государства поверили, что врозь им жить будет «веселее и легче». Но все сложилось иначе, фортуна уготовила синяки особой тяжести разобщившемуся некогда единому народу. После развала Советов Россия ощутила все «прелести» колоссального духовно-идеологического вакуума, образовавшегося вследствие крушения старых ценностей и отсутствия новых. Страна пережила мощнейший экономический коллапс. Народ России нищенствовал, политический режим в стране представлял собой невиданный в истории симбиоз олигархии, анархии и демократии. Вместо того чтобы срочно предпринимать политически грамотные меры, Ельцин являясь на люди, предлагал всем народам брать суверенитету столько, сколько оные осилят. Быть может, эти пассажи тоже внесли свою лепту в то, что чеченский народ оказался так легко втянут в созерцание миражей этнического сепаратизма. И эти миражи привели к двум кровопролитным войнам. Мы заплатили огромную цену, чтобы выйти из ситуации кровавой пучины и повсеместного хаоса, в которой оказались. Это пример того, что только если народы едины, можно добиться успеха. Если раньше Чеченская республика был ахиллесовой пятой России в международной политике, то сейчас она стала главным достижением и идеологическим инструментом Кремля. Положение России на международной арене изменилось. Хоть и не стали ее больше любить, но прислушиваться к ней и считаться с ней стали. Конечно, в западном политическом мире все еще сильны стереотипы, что если Россия, то сразу и «без вины виноватая». А если заглянуть в чуть более отдаленное прошлое. Великая дружба народов была одним из столпов СССР. В советском государстве с самого начала была объявлена борьба не на жизнь, а на смерть со всеми видами и формами национального неравенства и гнета. В результате такой политики выросло и окрепло то изумительное содружество советских народов, которое сплотило многонациональные массы трудящихся Советского Союза в единое могучее государство. И именно поэтому, когда наша страна вступила в смертельную схватку с разбойничьими ордами Гитлера, весь наш народ поднялся, единый в своей ненависти к германскому фашизму, в своей готовности бороться против него. Ведь дело идет «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том - быть народам Советского Союза свободными, или впасть в порабощение» (Сталин). И советский народ победил. Победил не русский народ, а советский, ведь тогда все жители, всех 15 союзных республик были одним, советским, народом. И в этом была их сила.

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у россиян опасение, страх перед возможным ухудшением своего национального положения. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации. А это ведёт к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических, националистических и фашистских идей. Этого нельзя допустить. Правда, конечно, что «ничто так не объединяет одну нацию, как ненависть к другой». И эпоха Холодной войны тому яркое доказательство. Но не надо ненавидеть кого-то только из-за национальности. Возможно какой-нибудь «чурка» спасет вас от пытавшегося вас убить русского. Ненавидеть нужно не за национальность, а за поступки. Хотя лучше вообще никого не ненавидеть. Лучше для всех и для вас в первую очередь.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Именно в единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях - сила России». И вся история нашей страны это доказывает. Мы не имеем право своей ненавистью к другим народам разваливать свою великую страну, которую наши предки строили ценой крови и нечеловеческих усилий, преодолевая трудности и не страшась опасностей. И мы должны сохранять и развивать традиции наших предков, во имя процветания нашей великой страны!

Основные понятия - нация и национальность

Россия является одним из многонациональных государств мира. Это означает, что на территории нашей страны проживают люди более 100 национальностей.

Понятие «нация» имеет латинское происхождение и в переводе означает племя, народ.

В настоящее время «нация » - историчес-ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об-щность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.

Нация ха-рактеризуется экономической общностью и единой системой политичес-кой жизни. Она обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.

Национальность - это принадлежность человека или группы людей к определённой народности или нации.

Россия - многонациональное государство

Этнический, то есть национальный состав населения России представляет собой пеструю картину.

На территории Российской Федерации проживают более 100 народов, 7 из которых имеют численность более 1 000 000 человек - это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Все народы различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями, особенностями быта. Большинство из них являются коренными, для которых Россия - основное или даже единственное место проживания. Кроме того, на территории нашей страны живут представители народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации, например, это украинцы, армяне, немцы и т.д.

Самым большим по численности народом в России является русский народ. Его представители живут во всех частях нашей Родины: от самых северных до самых южных, от западных и до восточных границ. Русские составляют около 85% от всего населения нашей страны.

Именно вокруг русского народа происходило формирование государственности. Древнерусское государство стало складываться в далеком 9 веке на землях восточных славян, которые являются предками русского и близких ему белорусского и украинского народов.

Изначально наше государство складывалось как многонациональное, поскольку на его территории вместе с русскими проживали люди других национальностей. Финно-угорские, тюркские, балтийские, славянские народы жили в мире, делились друг с другом опытом, обменивались знаниями, вместе защищались от врагов, вместе праздновали победы. В течение многих веков русские составляли основу, ядро многонационального Российского государства. Во всех сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в культуре - русский народ и по сей день играет ведущую роль. Он объединяет народы нашей страны в одну большую семью. Происходит это, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку, который стал языком межнационального общения. На нем говорят руководители нашего государства, издаются законы, ведется делопроизводство.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации.

Кроме крупных, численность которых превышает миллион человек, в нашей стране проживают совсем небольшие народы, насчитывающие несколько сотен, иногда несколько десятков или вообще численностью только в несколько человек.

Народы, численность которых не превышает 50 000 человек, относятся к малочисленным , например, чукчи, кеты, шорцы, ижора, водь и другие. Численность многих малочисленных народов уменьшается не только в результате естественной убыли, проживая бок о бок, народы тесно переплетаются, происходит смешивание крови вследствие межнациональных браков, а порой и растворение одних народов в других. Этот процесс называется ассимиляцией . Поэтому очень важно постараться сохранить эти народы и их самобытность, поскольку они имеет свою уникальную культуру, прежде всего язык, обычаи, традиции, фольклор, одежду, национальную кухню и т.д.

Мы - граждане России

Главной гордостью нашего государства являются люди. И не важно, кто ты по национальности, какому народу принадлежишь, если ты любишь свою родину и стремишься к ее процветанию.

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое богатство нашей Родины. Взаимодействие культур настолько тесное, что национальные различия уходят на второй план, и мы говорим о достоянии российской культуры.

Любой гражданин России гордится достижениями наших ученых, изобретателей. Мы любуемся произведениями наших живописцев, слушаем музыку наших композиторов. При этом мы не задумываемся, кем по национальности являются их авторы. Для нас они россияне, наши соотечественники. И это самое главное.

Нельзя выделить какой-либо один народ России как особенный, исключительный. В основном законе нашей страны - Конституции говорится о многонациональном народе Российской Федерации, о равенстве всех граждан России. Равноправие - одно из важнейших наших достижений. Российские народы все вместе и каждый в отдельности вносят вклад в силу и мощь нашей Родины.

Краткие итоги урока

Таким образом, между народами нашей страны много различий, но все они тесно связаны общей исторической судьбой, все они россияне, то есть граждане Российского государства.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/6-klass/obshestvoznanie/Rossiya-%E2%80%93-mnogonatsionalnoe-gosudarstvo

https://vimeo.com/120053496

Цель: Формирование у детей младшего подросткового возраста чувства патриотизма.

Задачи:

1 . Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

2 . Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам.

3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

Оборудование: Мультимидийная доска, ноутбук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Задачи:

Оборудование:

Ведущий:

(слайд №1)

В.П. Максаковский

Н.А. Добролюбов

Вопрос к классу:

Вопрос к классу:

(слайд №3)

НАЦИЯ -

Вопрос к классу:

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Вопрос к классу:

НАЦИОНАЛИЗМ –

Станислав Ежи Лец

(слайд №4)

Вопрос к классу: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ –

ПАТРИОТИЗМ

ШОВИНИЗМ –

Понятие толерантности

(слайд №5)

Вопрос классу:

(слайд №6)

язык

Перевод на русский язык

английский

французский

китайский

арабский

персидский

Обращение к классу:

(Ответы детей)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Блок-схема «толерантность».

(слайд №7)

Блок-схема “толерантность”

Вопрос классу:

Заключение

. (слайд №8)

Выводы:

Вопрос классу:

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование у детей младшего подросткового возраста чувства патриотизма.

Задачи:

1 . Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

2 . Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам.

3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

Оборудование: Мультимидийная доска, ноутбук.

Ведущий: Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов.

(слайд №1)

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”

В.П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

Вопрос к классу: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизацией. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Вопрос к классу: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.

Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Нация, национальность, национализм.

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

(слайд №3)

НАЦИЯ - (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Вопрос к классу: что такое национальность и как ее определить?

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.

Я, Пузина Татьяна Александровна, 05.12.1964 г.р. Место рождения: Россия, г.Ханты-Мансийск. Мать: манси. Отец: русский. Следовательно, я – манси.

Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.

В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

Бытовой национализм - это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.

При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.

Патриотизм и национализм: как различить

(слайд №4)

Вопрос к классу: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Понятие толерантности

(слайд №5)

Вопрос классу: А теперь давайте поговорим о толерантности. Вам знакомо это слово?

Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.

Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова. (слайд №6)

Перевод слова “толерантность” с разных языков

язык

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность. Давайте теперь попытаемся сами дать определение этому понятию.

(Ответы детей)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.

Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема «толерантность».

(слайд №7)

Блок-схема “толерантность”

По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

Вопрос классу: А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.

Учитель раздает заранее подготовленные анкеты . Дети заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности. Учитель подсчитывает количество детей, относящихся к той или иной группе, и вместе с ними делает вывод на основе полученных данных.

Заключение

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.

Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.

Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного . (слайд №8)

Выводы:

  • национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей
  • каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
  • своей национальной принадлежностью нужно гордиться
  • национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
  • шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
  • компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
  • каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

Вопрос классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать


Классный час «Моя родина многонациональная и уникальная»

Цели и задачи :

    воспитание достойных граждан своей страны;

    воспитание толерантного отношения учащихся

    развитие интереса к истории России;

    знакомство учащихся с национальностями народов, проживающих на территории России, с их национальными традициями, культурой и языками.

Оборудование : физическая карта России, аудиозапись песни «Родина моя»

Ход классного часа

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» -

Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Учащийся 1 : Россия – это крупнейшее государство мира. Её площадь 17 075, 64 квадратных километров.

Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!» С севера на юг – путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.

Учащийся 2: По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 процентов из них – русские. Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.

Россия – великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Самый многонациональный район нашей страны – это Северный Кавказ.

В состав России на добровольной основе вошли 89 субъектов Российской Федерации.

Учащийся 3: Это 21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашия.

Учащийся 4 : Это 6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Учащийся 5 : Это 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Учащийся 6 : Это Еврейская автономная область. Это 49 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

Учащийся 7: Это 2 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.

Да, много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую и дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом записано в Конституции Российской Федерации.

Учитель: Большое спасибо, ребята, за ваш рассказ. А теперь давайте подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?

(ответы учащихся)

Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н.Толстого, и тогда, я думаю, вам станет ясно.

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Зачем же объединились народы в одно большое государство?

(чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел напасть на них и поработить. А если и случится такое, как, например, во время Великой Отечественной войны, то всем вместе им будет легче справиться с бедой и победить врага.

А чем отличаются люди разных национальностей?

Учащийся 8 : Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Также отличаются национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, т.е. культурой. Ну и, конечно, своей внешностью, характером.

Учитель : А знаете ли вы, как получилось, что на планете Земля, да и в нашей стране, люди разговаривают на разных языках?

Существует вот какая библейская легенда.

«Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они оттого, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле.

Вот такая легенда.

А теперь вновь вернемся в настоящее.

Итак, у каждого народа свой родной язык. А как же люди между собой общаются?

Действительно, в России люди говорят на 100 национальных языках. Каждый народ говорит на своем языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке.

Статьей 68 Конституции Российской Федерации русский язык признан государственным языком. Он наиболее распространен в России, но не только потому, что русских в стране большинство. Этот язык помогает людям разных национальностей общаться друг с другом.

Русский язык по употреблению занимает третье место в мире.

Сейчас перед вами выступят дети с докладами. Чтобы было проще работать, мы разделим народы таким образом:

Народы Крайнего Севера;

Народы, говорящие на финно-угорских языках;

Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках;

Народы Сибири и Дальнего Востока;

Народы Северного Кавказа.

(показ на физической карте России)

Учащийся 9 : Уже само название этой группы народов говорит о месте её проживания – Крайний Север России. Суровые условия Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха, даже летом, не поднимается выше нулевой отметки. В условиях вечной мерзлоты проживают испокон веков чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России, так как ненцев насчитывается 34 тысячи, а чукчей и того меньше – всего 15 тысяч. В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении национального языка и культуры народов Севера, улучшения условий жизни людей.

Представьте себя на месте этих народов.

На улице -40. А в жилище, которое называется чум, нет ни то чтобы электрических приборов отопления или водонагревательных батарей, нет даже газовой плиты. Стены дома – это жерди, образующие купол, а сверху на них натянуты шкуры животных. Ими устилают пол, ими укрываются, как одеялами. Посередине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди. К слову сказать, всю одежду и обувь: куртки, брюки, сапожки, чулки, шапки – всё шьют на Севере из шкур оленей. Люди одеты в одежды из меха. Какие уж тут удобства.

Учащийся 10: Машин на Крайнем севере нет. Передвигаются ненцы и чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках. А есть, чаще всего, приходится строганину – мясо замороженной рыбы, добавляют засушенные травы и замороженные собранные летом ягоды брусники и голубики. Это витаминная добавка к пище. На охоте при забое животных чукчи и ненцы могут есть сырое мясо, немного пьют сырую кровь. Это не дикость, а жизненная необходимость. В сыром мясе и крови содержатся нужные организму человека вещества, спасающие от болезней.

Нелегко им приходится, но при этом они ещё находят в себе силы заниматься творчеством. Из костей животных острыми ножами вырезают различные фигурки. Сначала их использовали как амулеты, обереги, позднее стали украшать ими предметы домашней утвари.

Вырезали мастера и пеликенов – смеющихся человечков, похожих на идолов, которым приписывали чудодейственную силу. Но на самом деле оба народа относятся к православным, а пеликенов дарят друг другу на удачу.

Учащийся 11 : К народам, говорящим на финно-угорских языках, относятся марийцы, удмурты, мордва, ханты, манси, карелы, коми. Они живут на Урале, на севере и северо-востоке России. Все эти народы исповедуют христианство.

Самым многочисленным народом среди них является мордва. Их 1млн.073тысячи. за ними идут удмурты – 747тысяч, марийцы – 644 тысячи. На четвертом месте коми – 336тысяч, на пятом ханты – 22тысячи. Меньше всех численность населения из этой группы у манси – всего лишь 8тысяч.

Мал народ, зато богат традициями. У народа манси есть праздник, который называется медвежий. На улице зима. От снега всё белым-бело. Женщины наряжаются в праздничные малицы, расшитые национальными узорами и разноцветным бисером. Мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные тесьмой и мягкие сапоги из оленьей шкуры. Все готовятся к торжеству.

Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.

Когда-то, много лет назад, когда люди ещё не умели добывать огонь, медведь со своим сыном смотрели на них с неба. Молодой отпрыск, желая приключений, вымолил, чтобы отец отпустил его на землю. Отец согласился, но при условии, что сын будет справедлив с людьми и не будет надеяться на его помощь с неба, сам преодолеет трудности. А чтобы тому было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь.

Молодой медведь не послушал наставлений отца. Много бед принес он людям. Сначала люди хотели просто проучить его и забрали то, что дал сыну родитель. Это не подействовало. И тогда один охотник убил его.

Вот с тех пор люди и пользуются огнём, луком и стрелами. А перед отцом медведя чувствуют свою вину. Потому каждый год по осени устраивают для него праздник.

Начинается торжество с песен и плясок. Играет ансамбль национальных инструментов, состоящий из кусле, шувыра, тумыра, шушпыка. Затем идет карнавал масок, сделанных из бересты и меха. А заканчивается торжество праздничным столом, главным блюдом которого является оленина, сваренная в большом чугунном котле на костре. Не последнее место занимают и перепечи – пирожки с капустой.

Учащийся 12 : К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татар 5млн.52тысячи, а башкир – 1млн.35тысяч. оба эти народа исповедуют ислам, а вот чуваши, которых 1млн.773тысячи, хотя и живут рядом, являются приверженцами христианской веры.

Думаем, что будет интересно узнать о проведении такого мусульманского праздника, как Сабантуй.

Сабантуй, или праздник луга, проводится после окончания весенних полевых работ в июне месяце. Как любой праздник, он начинается с приготовления. Для этого юноши седлают своих коней и отправляются собирать по домам подарки для участников состязаний. Хозяйка, чей дом посетит посланец, охотно отдает предметы домашнего обихода или одежду, украшенную национальными узорами.

В день праздника народ собирается недалеко от деревни на широкой открытой местности. Присутствуют все от мала до велика. Каждый старается приодеться и принарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.

Над полем возвышается шест с развевающимся на ветру привязанным узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.

Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться не только взрослые, но и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя – победителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. Ему в качестве подарка дают барана, которого он должен унести на вытянутых поднятых руках. Если ты не богат силой, но зато ловок и смел, можно сразиться в бою мешками, сидя на бревне, или залезть на высокий гладкий столб. Каждый победитель получает свой приз.

А потом начинаются всеобщие народные гулянья с песнями да плясками и, конечно же, с национальными угощениями, среди которых важное место занимают беляши – пирожки с мясом.

В Пензе Сабантуй проводят в центральном городском парке. Собираются и городские жители, и жители ближайших татарских сел и деревень. Всем находится здесь место, каждому рады, любого посадят за стол и угостят.

Как все-таки здорово, когда все вместе, и нет раздора между народами!

Учитель: А теперь послушаем рассказ о народах Сибири и Дальнего Востока.

Учащийся 13 : Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, тувинцы, буряты, нанайцы, якуты и другие народы. Исповедуют христианство, но среди тувинцев и бурятов распространен буддизм, можно встретить и шаманов. Бурятов 421 тысяча, якутов 382 тысячи, тувинцев 207 тысяч, алтайцев 69 тысяч, нанайцев 12 тысяч. Среди них и самый многочисленный народ – русские.

Невозможно представить себе народы Сибири и Дальнего Востока без оленей. Как поется в одной из песен: «Пароход – хорошо! Паровоз – хорошо» Самолет – хорошо! А олени лучше!» действительно, сложно было бы преодолеть людям большие пространства, да ещё не на равнинной местности без этих животных. Бегут олени, везут пассажиров и грузы, а бензина не просят, сами себе корм по дороге находят. Именно поэтому оленям в Сибири такое уважение и почет, а к оленеводам особые требования в ловкости и быстроте, силе и смелости.

На праздник оленеводов принаряжаются и олени, и люди. Женщины надевают расшитые национальными узорами шубы кухлянки, а мужчины малицу и яркие сорочки. Олени от возбуждения трясут головами и раздаются над бескрайней белоснежной долиной перезвон колокольчиков. Первое соревнование – гонки. Трудно придется соперникам, да тем более их ни пять, ни десять, а порой целых сто или сто пятьдесят! За гонками идут прыжки через нарты на скорость. Как ни вспомнить тут зайца, да только надеяться приходится на свои ноги. Не забывается и ходьба на лыжах, но только не на таких, как мы катаемся. В Сибири лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. Финал соревнований – это метание аркана. Аркан – это кожаный длинный ремень с петлей на конце. Его сворачивают кольцами и, выбрав животного, набрасывают на его рога или голову петлю. Без этого навыка не заарканить оленеводу дикого оленя, не пополнить своего стада.

Учащийся 14 : Кому милей олени, а кому и кони. Вот, например, в Якутии более почитают коня. А всё потому, что по старинной легенде, дошедшей до наших дней, первым животным, появившимся на Земле, была лошадь. От лошади, а точнее коня, произошёл полуконь-получеловек. Он-то и стал предком современного человека. Верят в это шаманы и убеждают в этом людей, организуя праздник Иснах.

Проводят этот праздник по окончании долгой и холодной зимы. Для жителей Европейской части России этот праздник по значимости можно сравнить с Новым годом. Собираются люди вместе на большой поляне в круг. В центре круга – костер, а около него – шаман. В руках у шамана кубок с кумысом – кобыльим молоком. Три раза во время чтения шаманом заклинания окропляется огонь кумысом. Всё это делается для того, чтобы боги благословили праздник и труд якутов. После песни шамана начинается танцевальная часть праздника. Якутский национальный танец «Осоухай», очень похожий на русский хоровод, исполняют дети и взрослые – все желающие. А затем приходит время и состязаний: выжимание гири, перетягивания палки, прыжки на оной и двух ногах. Ну и какой праздник без скачек на лошадях!

С этим праздником связаны и многие приметы и традиции. Так, например, нужно заменить всё старое на новое, а старое выбросить или сжечь, чтобы начать новую жизнь. Чем не Новый год?

Кстати, любимые многими из нас пельмени – это национальное блюдо народов Сибири.

Учащийся 15: Северный Кавказ самый многочисленный по национальностям. Там проживают: 899 тысяч чеченцев, 386 тысяч кабардинцев, 270 тысяч черкесов, 78 тысяч балкарцев, 598 тысяч осетинцев, 237 тысяч ингушей, 544 тысяч аварцев и многие другие.

Очень часто их называют горцами, темпераментными людьми, в чьих жилах течёт горячая кровь. Но любой спор в любую минуту готов разрешить совет старейшин, который чтут и уважают от мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством, каждого, кто переступает порог их дома, они встречают, как дорогих гостей, и угощают различными яствами. Нигде, кроме Кавказа, вы не найдете такого разнообразия. Не случайно считают кавказскую кухню одной из древнейших в мире. Любят здесь острую, сдобренную приправами пищу – мясо, салаты, необычного вида хлеб, зелень, тушеные овощи, сыры. Тонкий вкус, потрясающий аромат, высокая питательная ценность – вот какие отклики получает пища кавказцев от заезжих гостей. Навряд ли найдется хоть один среди вас, кто ни разу не пробовал шашлыки, суп-харчо. Или такие сладости, как халва, щербет или козинаки.

Кавказ прекрасен не только кухней, но и красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещённые его лучами горы и прилепленные к ним сакли, тот вряд ли это забудет. Неспроста красоту Кавказа воспевал в своих стихах Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Утро на Кавказе»

Светает – вьётся дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Ещё у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там, и там…

Учитель: Россия, вы убедились сегодня, дружная многонациональная семья равноправных народов. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю.

Великая страна – ваш отчий дом, вы её будущие хозяева, а хорошим хозяевам надо знать всё, что делается в их доме.

Песня «Моя Россия» (муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьевой)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев: Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.