Запиши таблицу разрядов числа в. Цифры. Разряды и классы натуральных чисел

Простой способ объяснить разряды и классы числа ребенку. Понятно даже дошкольнику. Метод сложения и вычитания многозначных чисел детьми без проблем и наглядно. Обучение математике в игровой форме. Простая и веслелая математика для ребенка.

Как просто объяснить ребенку разряды и классы числа.

Мой сын умеет считать до 10 уже с 2,5лет, десятки и счет до 20 освоил в 3, а сотни в 4. Нам в этом очень помогли настольные, математичиские и логичиские игры. Но, это только устно. Визуально числа 43 и 34 он всегда путал. Мог сказать что у него” двести сто игрушек”то-есть названия классов то он знал, но сам состав числа долгое время для него был загадкой. Начала искать как объяснить просто и доходчиво, нашла несколько методик, но нам больше всего понравилась и подошла эта.

На листе я расчертила такую таблицу

Названия десятков и сотен по очереди ребенок уже знал. Я просто напомнила чтоодин нолик это десять, два нолика – это сто, три нолика это-тысяча , а если два нолика и ещетри нолика то это соответственно – десять тысяч.

Выдала ребенку пуговички и предложила разложить их по столбикамтак как ему хочется.

Вышло примерно так.

Попросила посчитать пуговички в столбике,а внизу положить нужную цифру. (у нас есть набор деревянных цифр, но подойдет и просто нарисованные цифры на квадратиках картона).

А потом просто читаем что получилось ДВЕ ТЫСЯЧИ ( сначала на 2, а потом на 1000, потом говорю что ноль это пусто, а значит просто упускаем,13. Вот с 13 немного повозились, 23, 33, 59 было проще понять. Вместе озвучивали что получилось , потом немного помогала, а потом ребенок и сам справляться начал. Когда начал правильно читать число, я писала число на листе,а он его выкладывал столбиками с пуговиц, следующим этапом я просто называла число, медленно, делая паузы между разрядами, и с каждым разом получалось все лучше.

Простое сложение и вычитание с переходом через разряд для детей.

Поиграв так пол года, мы перешли к сложению и вычитанию с помощью той же таблички. Например 2013+224=2234 . Синие пуговки положил потом фиолетовые

С переходомчерез разряд проблем не было, мы к тому времени давно и успешно играли в“Суперфермер ” от Granna. Просто объяснила что как мы меняли 6 зайцев на овечку так же и меняем 10 пуговок в столбике на одну пуговкулевее. Ребенок понял. И вот в 5 лет он успешно сам складывает и вычитает сколько угодно значные числа, а иногда даже в уме. Как он мне пояснил, просто представляет табличку перед глазами. Надеюсь наш опыт будет полезен.

Пробуйте и пишите свои впечатления в отзывах.

Чтобы запомнить, сколько собрали урожая или сколько звезд на небе люди придумали символы. В разных местностях эти символы были разными.

Но с развитием торговли, чтобы понимать обозначения другого народа, люди стали пользоваться наиболее удобными символами. Мы, например, пользуемся арабскими символами. А арабскими они называются потому, что европейцы их узнали от арабов. А вот арабы эти символы узнали от индийцев.

Символы, которые используются для записи чисел, называются цифрами .

Слово цифра пошло от арабского названия числа 0 (сифр). Это очень интересная цифра. Она называется незначащей и обозначает отсутствие чего либо.

На рисунке мы видим тарелку, на которой лежит 3 яблока, и пустую тарелку, на которой нет яблок. В случае с пустой тарелкой мы можем сказать, что на ней 0 яблок.

Остальные цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называются значащими .

Разрядные единицы

Система счисления , которой мы пользуемся, называется десятичной . Потому что именно десять единиц одного разряда составляет одну единицу следующего разряда.

Мы считаем единицами, десятками, сотнями, тысячами и так далее. Это и есть разрядные единицы нашей системы счисления.

10 единиц – 1 десяток (10)

10 десятков – 1 сотня (100)

10 сотен – 1 тысяча (1000)

10 раз по 1 тысяче – 1 десяток тысяч (10 000)

10 десятков тысяч – 100 тысяч (100 000) и так далее…

Разряд это место цифры в записи числа.

Например, в числе 12 два разряда: разряд единиц состоит из 2 единиц , разряд десятков состоит из одного десятка .

Мы говорили о том, что 0 – незначащая цифра, которая обозначает отсутствие чего либо. В числах цифра 0 обозначает отсутствие единиц в разряде.

В числе 190 цифра 0 указывает на отсутствие разряда единиц. В числе 208 цифра 0 указывает на отсутствие разряда десятков. Такие числа называются неполными .

А числа, в разрядах которых нет нулей, называются полными .

Разряды считают справа налево:

Понятнее будет, если изобразить разрядную сетку следующим образом:

  1. В числе 2375 :

5 единиц первого разряда, или 5 единиц

7 единиц второго разряда, или 7 десятков

3 единицы третьего разряда, или 3 сотни

2 единицы четвертого разряда, или 2 тысячи

Произносится это число так: две тысячи триста семьдесят пять

  1. В числе 1000462086432

2 единицы

3 десятка

8 десятков тысяч

0 сотен тысяч

2 единицы миллионов

6 десятков миллионов

4 сотни миллионов

0 единиц миллиардов

0 десятков миллиардов

0 сотен миллиардов

1 единица триллионов

Произносится это число так: один триллион четыреста шестьдесят два миллиона восемьдесят шесть тысяч четыреста тридцать два .

  1. В числе 83 :

3 единицы

8 десятков

Произносится так: восемьдесят три .

Разрядными , называют числа, состоящие из единиц только одного разряда:

Например, числа 1, 3, 40, 600, 8000 – разрядные, в таких числах нулей (незначащей цифры) может быть сколько угодно или не быть совсем, а значащая цифра только одна.

Остальные числа, например: 34, 108, 756 и так далее, неразрядные , их называют алгоритмическими .

Неразрядные числа можно представить в виде суммы разрядных слагаемых.

Например, число 6734 можно представить так:

6000 + 700 + 30 + 4 = 6734

Для записи чисел люди придумали десять знаков, которые называются цифрами. Это: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 .

С помощью десяти цифр можно записать любое натуральное число .

От количества знаков (цифр) в числе зависит его название.

Число, состоящее из одного знака (цифры), называется однозначным. Наименьшее однозначное натуральное число — «1 » , наибольшее — «9 ».

Число, состоящее из двух знаков (цифр), называется двузначным. Наименьшее двузначное число — «10 », наибольшее — «99 » .

Числа, записанные с помощью двух, трёх, четырёх и более цифр, называются двузначными, трёхзначными, четырёхзначными или многозначными. Наименьшее трёхзначное число — «100 », наибольшее — «999 ».

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место — позицию.

Запомните!

Разряд — это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.

Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.

Разряды отсчитываются с конца числа.

Разряд единиц — это самый младший разряд, которым заканчивается любое число.

Цифра «5 » — означает «5 » единиц, если пятёрка стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц).

Разряд десятков — это разряд, который стоит перед разрядом единиц.

Цифра «5 » — означает «5 » десятков, если она стоит на предпоследнем месте (в разряде десятков).

Разряд сотен — это разряд, который стоит перед разрядом десятков. Цифра «5 » означает «5 » сотен, если она стоит на третьем месте от конца числа (в разряде сотен).

Запомните!

Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра «0 » (ноль).

Пример. В числе «807 » содержится 8 сотен, 0 десятков и 7 единиц — такая запись называется разрядным составом числа .

807 = 8 сотен 0 десятков 7 единиц

Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда. Например, 10 единиц образуют 1 десяток, а 10 десятков образуют 1 сотню.

Таким образом, значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому система счёта (счисления), которую мы используем, называется десятичной системой счисления.

Классы и разряды

В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.

Класс единиц или первый класс — это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен .

Класс тысяч или второй класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.

Числа Класс тысяч (второй класс) Класс единиц (первый класс)
сотни тысяч десятки тысяч единицы тысяч сотни десятки единицы
5 234 - - 5 2 3 4
12 803 - 1 2 8 0 3
356 149 3 5 6 1 4 9

Напоминаем, что 10 единиц разряда сотен (из класса единиц) образуют одну тысячу (единицу следующего разряда: единицу тысяч в классе тысяч).

10 сотен = 1 тысяча

Класс миллионов или третий класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.

Единица разряда миллионов — это один миллион или тысяча тысяч (1 000 тысяч). Один миллион можно записать в виде числа «1 000 000 ».

Десять таких единиц образуют новую разрядную единицу — десять миллионов « 10 000 000 »

Десять десятков миллионов образуют новую разрядную единицу — сто миллионов или в записи цифрами «100 000 000 ».

Числа Класс тысяч (второй класс) Класс единиц (первый класс)
сотни миллионов десятки миллионов единицы миллионов сотни тысяч десятки тысяч единицы тысяч сотни десятки единицы
8 345 216 - - 8 3 4 5 2 1 6
93 785 342 - 9 3 7 8 5 3 4 2
134 590 720 1 3 4 5 9 0 7 2 0
Числа Класс миллионов (третий класс) Класс тысяч (второй класс) Класс единиц (первый класс)
сотни миллионов десятки миллионов единицы миллионов сотни тысяч десятки тысяч единицы тысяч сотни десятки единицы
8 345 216 - - 8 3 4 5 2 1 6
93 785 342 - 9 3 7 8 5 3 4 2
134 590 720 1 3 4 5 9 0 7 2 0

Как прочитать многозначное число

Запомните!

Не произносят название класса единиц, а также название класса, все три цифры которого нули.

Например, число «134 590 720 » читаем: сто тридцать четыре миллиона пятьсот девяносто тысяч семьсот двадцать.

Число «418 000 547 » читаем: четыреста восемнадцать миллионов пятьсот сорок семь.

На нашем сайте для проверки своих результатов вы можете воспользоваться калькулятором разложения числа на разряды онлайн .

Важно!

С помощью этого урока мы изучим разряды счётных слагаемых. Вначале повторим соотношение счётных единиц. Вспомним, что такое разряды, к какому разряду относятся сотни, десятки и единицы. Решим много разнообразных и интересных заданий на закрепление материла. После этого урока вы легко определите, к какому разряду относят единицы, десятки и сотни в трёхзначном числе. Вы также без труда будете переводить единицы измерения длины в более мелкие или более крупные значения. Не теряйте ни минуты. Вперёд - учиться и постигать новые горизонты!

При записи числа каждая счётная единица записывается на своём месте (табл. 1).

Таблица 1. Запись трёхзначных чисел

Разряды считаются справа налево, начиная с первого разряда - единицы. Второй разряд - десятки. И третий разряд - сотни.

Запишите числа, отложенные на счётах, (рис. 2, 3, 4) и прочитайте их.

Рис. 2. Числа

Рис. 4. Числа

Рис. 3. Числа

Решение : 1. На счётах отложено семь единиц, два десятка и три сотни. Получается число триста двадцать семь.

2. В следующем числе (рис. 3) единицы отсутствуют. Если нет какого-либо разряда, можно поставить ноль. Всё число - триста двадцать.

3. На рисунке 4 в числе семь единиц, нет десятков и три сотни. Получается число триста семь.

2. Во второй величине пятьсот сорок сантиметров. В этом числе 5 сотен - 5 м и 4 десятка - 4 дм, а единицы отсутствуют, следовательно, сантиметров не будет.

540 см = 5 м 4 дм

3. Восемьдесят шесть миллиметров. В одном сантиметре десять миллиметров, значит, в этой величине будет восемь сантиметров и шесть миллиметров.

86 мм = 8 см 6 мм

4. В последнем числе (42 дм) видно четыре десятка и известно, что в 1 м - 10 дм.

42 дм = 4 м 2 дм

Выразите данные величины в более мелких единицах измерения:

2. 2 дм 8 мм

Решение : 1. Для решения задания воспользуемся рисунком 5, на котором изображена взаимосвязь между единицами измерения длины.

1 м 75 см = 175 см

2. Переведём второе число.

2 дм 8 мм = 208 мм

Список литературы

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 112 с.: ил. - (Школа России).
  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика, 3 класс. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  3. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. - М.: Ювента.
  1. All-schools.pp.ua ().
  2. Urokonline.com ().
  3. Uchu24.ru ().

Домашнее задание

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012., стр. 44, 45 № 1-7.
  2. Выразите в миллиметрах

Класс: 4

Цель: формирование у учащихся умения читать и записывать многозначные числа.

Задачи для учителя:

  • создать условия для формирования у учащихся практических навыков определения разрядов и классов многозначных чисел;
  • организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися;
  • продолжать развитие умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать познавательный интерес учащихся путем создания на уроке эмоциональных ситуаций, ситуаций радости, занимательности;
  • содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Используемые методы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку , раздаточный материал. Учебник: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука “Математика” 4 класс.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

  • знают разряды и классы многозначных чисел;
  • умеют читать и писать многозначные числа.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и формулировать выводы.
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение.

Личностные:

  • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками

Ход урока

I. Психологический настрой на деятельность.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны, а еще старательны.

Дети сели за парты. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброй работы.

Девиз нашего урока: “Не будь тороплив, а будь терпелив”.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительный мир чисел. (Слайд 1)

II.Актуализация знаний о разрядном составе трёхзначных чисел.

Вы уже много знаете о числах.

Какие знаки используют для записи чисел? (Цифры)

Какие вы знаете числа? (Однозначные, двузначные, трёхзначные)

Почему у них такие названия? (Для их записи используются 1, 2 или 3 цифры)

Что вы можете сказать о числе 1000? (Оно четырёхзначное, круглое)

Прочитайте числа и назовите в них разрядные слагаемые: 345, 67, 129, 921, 840. (Слайд 2).

Рассмотрите числа и назовите лишнее число: 145, 51, 512, 152, 521, 251, 5127. (Слайд 3). Докажите.

Запишите эти числа в порядке возрастания: (Слайд 3)

На что обратили внимание, глядя на остальные числа? (Для их написания использовали три цифры 1, 2, 5);

Что обозначает цифра 5 в каждом числе?;

Сделай вывод о значении цифр в записи числа в зависимости от места, которое оно занимает.

III. Постановка проблемы. Постановка целей и задач урока.

Сколько знаков использовали для записи этого числа?

Что необходимо сделать, чтобы число было удобно прочитать?

Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Читать и записывать многозначные числа).

Итак, тема нашего урока “Разряды и классы чисел” (Слайд 5)

IV. Работа по теме урока.

1. Рассмотрите таблицу разрядов и классов. (Слайд 6)

2. Рассматривать её следует справа налево. Сначала посмотрите только на первый столбец первую строку.

Что вы замечаете? (Здесь известные нам трёхзначные числа)

Назовите разряды I класса:

1 разряд – единицы,

2-й разряд – десятки,

3-й разряд – сотни.

3. Прочитайте как назвали математики II класс? (Класс тысяч), а III класс?

(Класс миллионов).

Обратите внимание на название разрядов этих классов? (Их названия такие же, как в 1-м классе).

Да, но при чтении чисел необходимо называть название класса.

Прочтите числа, записанные в таблице.

V. Первичное закрепление

1. Мультимедийный диск по теме урока. (Прослушать)

3. Задания для закрепления по мультимедийному диску.

4. Задание № 6 учебника стр. 107 – комментирование

5. Самое большое четырёхзначное число? (9.999) А как записать?

6. Самое маленькое пятизначное число? (10.000)

7. Самое большое пятизначное число? (99.999)

8. Самое большое шестизначное число? (1.000.000). А вы знаете, почему же миллион – слово “великан”? Только представьте себе, что если каждый лист прочитывать за 6 минут и если ежедневно читать по 8 ч. непрерывно, кроме воскресений, то миллион листов можно прочитать лишь за 40 лет! Вот что такое миллион! Вот почему его называют великаном!

9. Работа устная по слайдам презентации (Слайды 7-11).

10. Первичное закрепление умения записывать числа с последующей проверкой.

Запиши числа: 6 тысяч, 140 тысяч, 5 миллионов. (Проверка по слайду 12)

Запиши цифрами: сто шестьдесят две тысячи девятьсот тридцать пять, один миллион триста восемьдесят тысяч триста один. (Проверка по слайду 13)

VI. Физкультминутка. (Слайд 14)

VII. Закрепление.

Игра 1 “Живая нумерация”

Трое учеников выходят к доске, каждый получает набор цифр.

Первый показывает количество единиц III класса,

второй – количество единиц II класса десятков,

третий – количество единиц I класса.

Ученики правильно называют многозначное число.

Игра 2 “Прочитай число”

Сейчас каждый загадает цифру (0-9) и с каждого ряда по 3 чел. Выйдут и запишут на доске и у нас получится многозначное число.

Прочитайте число.

Сколько единиц каждого класса в этом числе?

Сколько единиц каждого разряда в этом числе?

Работа в группе

Прежде, чем начать работу в группе, распределите между собой роли. Группа работает под девизом: “Ты ответственный за то, что делает твоя группа”.

(Каждой группе выдаются наборы цифр, из которых составляются наибольшее, наименьшее числа)

VIII. Повторение изученного.

1. Задача № 10 стр. 108.

Проверка решения:

1) 100 000: 50 = 2000(мешков) – всего на 2-х машинах.

2) 2000: 2 = 1000 (мешков) – на каждой машине.

Какого класса числа использованы в задаче?

2. Тест. (Слайд 15)

Обвести кружком номер правильного ответа:

1. Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это

2. Число 32 028 читается:

1) три тысячи двести двадцать восемь;

2) триста двадцать тысяч двадцать восемь;

3) тридцать две тысячи двадцать восемь.

3. Число 9 860 состоит из суммы разрядных слагаемых

2) 9000 + 800 + 60

4. Число, состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единиц записывается:

5. Число, в котором 7 единиц первого класса и 3 единицы второго класса записывается:

6. Число, к которому надо прибавить 1, чтобы получить 100 000:

Проверка в парах, оценивание работ по критериям и оценивание себя.

IX. Рефлексия

Вспомни, всё о чём говорили на уроке и ответь на вопросы:

Какова была тема урока?

Чему я должен был научиться на уроке? (цель)

Что получилось?

Что не получилось и почему?

X. Домашнее задание (разноуровневое)

Домашнее задание на “5”. (карточки)

1. Запиши три различных шестизначных числа, используя только цифры 5, 0,7. Подчеркни наибольшее среди записанных чисел. Запиши его в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Запиши трёхзначное число. Поменяй в нём цифры единиц и сотен. Запиши получившееся число.

Домашнее задание на “4”. (карточки)

1. Запиши число, в котором содержится:

а) 500 ед. 3 класса, 50 ед. 2 класса и 5 ед. 1 класса;

б) 6 ед. 2 класса и 172 ед. 1 класса.

2. Продолжи ряд чисел. Допиши ещё 5 чисел: 72100, 73200, 74300, ...