Балльно рейтинговая система спбгэу магистратура. Организация балльно-рейтинговой системы успеваемости. Балльно-рейтинговая система повышает качество образования за счет комплексного использования всех форм аудиторной и самостоятельной работы студентов и,

Почему-то так мало объективных отзывов нашел в интернете, поэтому уж очень хочется написать свой объективный отзыв, т.к. являюсь студентом данного ВУЗ. Постараюсь написать все как есть объективно, паралельно приводя сравнения. Важно будет упомянуть о том, что ВУЗ новый, ставшим таковым в 2012 г. через объединение ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и ГУСЭ. Чтобы лучше понять сущность теперешнего СПбГЭУ, нужно немного истории. ФИНЭК в советское время и до начала 2000х был действительно чуть ли не первым экономическим в России, где учиться было престижно и сложно. Начиная с 2000 и до 2012 вуз скатился честно говоря, все погрязло в коррупции, полной разхлябонности как студентов так и преподавателей, плачевной материальной базой (старые компьютеры, отсуствие лицензированной ПО, отсутствие денег на ремонт основного корпуса (с которого сыпится штукатуркадо сих пор сегодня), зп преподавателям, короче говоря разруха) вуз встал на путь денежного потока по отмыванию денег, обучение стало скорее светлым пятном в полном мраке. ИНЖЭКОН на самом деле полная противоположность как раз к моменту объединения подошел вполне конкурентоспособным вузом с отличной материальной базой (все корпуса в отличном состоянии, лицензированное ПО и новые компьютеры) , отсутствием коррупции, требовательными преподавателями и различными развитыми направлениями студенчества начиная от науки до спорта. Стоит отметить ФИНЭК в большей степени был ориентирован на финансово-экономические специальности, а ИНЖЭКОН на экономико-инженерные специальности. Так или иначе они всегда в СПб конкурировали между собой. ГУСЭ же честно говоря это что-то типо колледжа со статусом вуза, особо говорить не о чем. Расскажу для начала о системе поступлении. В плане организации приема здесь правда все на высоком уровне благодаря онлайн информационной системе учета поступивших (перешедшей в наследие от ФИНЭКа), что редко встречается в других вузах. Т.е. вы подаете документы попутно оформляетесь в онлайн базе подавших заявления и по сути можете в онлайн режиме через компьютер отслеживать количество подавших заявлений на каждую специальность по различным фильтрам. на сайте вуза, что весьма и весьма удобно особенно для зеленого абитуриента. Документы как принимают так и отдают на руки в любой момент, никто не будет вас заставлять держать доки или препятствовать. Хочется сразу отметить ненавязчивое желание приемной комиссии в том, чтобы вы сразу подали доки на контракт и сразу его заключили (т.е. принесли им деньги). Вуз заинтересован прежде всего в том, чтобы вы поступали на контракт потому что конкурса туда реально нет (хотя номинально количество мест ограничено,тем не менее те, кто хотел поступить на контракт с пройденным минимумом по баллам мат 40, рус 45, общ 50, поступают 100%). Если у вас есть минимум 135 в сумме и деньги, то уже можете радоваться, т.к. вы уже заочно студент СПбГЭУ т.к. конкурса на контракт нет, главное перевалить минимум по баллам для подачи заявления. В принципе бренд ГЭУ постоянно пытаются надувать за счет бывшего ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и бывших выпусников там Миллера, Чубайса и прочих. Со стороны абитуриента все это вполне смотрится солидно. О самом главном: о вузе и об обучении. В следствие объединения вузов, а по сути честно говоря это ФИНЭК просто подмял своего конкурента под себя, т.к. все руководство и ректор остались ФИНЭКовские. Получился тот же ФИНЭК только в корпусах инжэкона и гусэ. В большой степени подготовки остались финэковские т.е. экономические, буквально пара тройка программ по прикладной математике и программированию по бакалавриату и магистратуре. Вуз разбит на факультеты, которые базируются в разных корпусах. Т.е. если вы поступили например, на направление менеджмент или ГМУ (ФУ), то будете учиться 99% времени в этом одном корпусе, где у вас находится деканат факультета, где реализуется специальность. Учиться легко, правда, вуз порой кажется создан для того, чтобы работать и учиться (читай числится) , лишь на некоторых направлениях и профилях приходится что-то порой делать. В основном не отчисляют, а если и отчисляют, то это либо человек по собственному желанию решил уйти, либо он настолько забил на учебу, что ему лень прийти написать контрольные точки и пару раз отметиться, т.е. шарить не обязательно, достаточно ходить, а если ходить постоянно и стараться учиться то как минимум 4 гарантирована. Вполне реальная ситуация в ГЭУ, что люди имеют по 10-15 долгов (незакрытые зачеты и экзамены) и числятся спокойно, закрывают. Главное закрыть долги с течение 1 года (2 семестов), если не закрыть то могут отчислить. Однако и это не проблема, преподаватели в большей степени лояльные, не нацелены поставить плохую оценку, а скорее наоборот поставить что-нибудь лишь бы отвязался (порой кажется что установка чтобы ни в коем случае не валить а наоборот тянуть). Среди тех, кто учиться, нормальная ситуация что люди получают по 4-5 автоматов за семестр, т.е. сдавать по экзаменам приходиться максимум 1-2 предмета. У самого лично частенько бывает ситуация, что сдаю максимум 1 предмет. Те, кто не так часто посещают университет, сдают экзамены, либо просто выпрашивают в следующих семестров и им все закрывают. В вузе реализована система БРС (балльно-рейтинговая система), где учитываются баллы полученные за семестр по контрольным точкам и текущему контролю хождения на пары, (баллы выставляются в онлайн систему на сайте). Грубо говоря не ходив вообще семестр, нельзя прийти на экзамен сдать его супер хорошо и получить 5 или 4. Говоря о "больном", нельзя упомянуть о коррупции в вузе. К сожалению, она реально есть, я сам лично сталкивался, но принципиально не платил. На практике это выглядит так: существует некий Центр тестирования, где вы можете купить курсы по практически всем предметам (особенно актуальны курсы по математике), где вы платите деньги и вам ставят баллы (типо организуют курсы) в БРС и ставят оценку в зачетке. Курсы по предметам стоят 16к, самый дорогой вроде бы английский 20к. Если у вас очень много денег, можно и платить за учебу и платить за предметы, если не охота закрывать что-то самому. Более того есть преподаватели, которые сами организывали курсы по математике один из таких П.Н. Матвеев, который открыто говорит о том, что ребята больше 2 раз переписать нельзя иначе платите и 80% не запариваясь, приходят домой к нему реально платит даже не пытаясь самому сдать и бинго у вас 4 или 5. Из плюсов вуза на самом деле можно отметить наличие военной кафедры на базе военной академии Хрулева, где можно отучиться параллельно учебе и получить военный билет (правда при условии успешного получения диплома в вузе). Также могу отметить хорошую библиотеку, как книжную так и электронную, пожалуй для тех, кто хочет учиться здесь это плюс, т.к. книг много и они в большей степени не востребованы, потому что студентам чтобы закрываться и писать дипломы с курсовыми (которые благополучно покупаются или скачиваются) книги не нужны. Из плюсов отмечу наличие некоторых преподавателей, которые реально что-то дают, требуют, хотят дать знания, но их к сожалению немного. Из кафедр которые что-то дают отмечу кафедру маркетинга, прикладной математики это по крайне мере что точно я лично знаю. В вузе много программ международного сотрудничества, двойного диплома и др. на чем сильно пиарится сам вуз. Но они не всотребованы в принципе потому что это не доступно для бюджетников т.к. дорого, а мажорам это нафиг не надо. В целом контингент вуза (студентов) среднего качества, много мажоров питерских, которые все проплачивают и приезжают в универ грубо говоря отметиться на машине, которая стоит 200 зарплат преподов (которая составляет в среднем для доцента 28000), а сами преподаватели приезжают на метро. Много приезжих со средним уровнем образования, однако есть и прослойка умных талантливых ребят их немного. Материальная база вуза в целом средняя. Все что осталось от инжэкона еще вполне рабочее, ПО тоже старое, не обновляется в принципе. Общаги дают всем кому надо, контрактников селят в общаги получше,блочного типа(остались от инжэкона) и МСГ, старые общаги 60-х годов, туда в основном всех бюджетников. В целом резимируя все (наверно слишком подробным рассказом), что хотелось рассказать будущим абитуриетам, то отмечу что если вы хотите получить качественное экономическое образование, то это ВШЭ и ВШМ СПбГУ, где однако надо учиться. Если планируйте работать, получить диплом о вышке на полку как я уже говорил, то СПбГЭУ.

А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

Что такое балльно-рейтинговая система?

Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

В каких университетах применяется?

Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

Плюсы:

  • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.
    Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
  • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
    Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
  • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
  • «Гонка» за баллами.
    При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
  • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ.
    Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

Минусы:

Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

​Памятка студенту


Распределения студентов по профилям (в рамках направления подготовки бакалавра на факультете),

Распределения на практику с возможностью последующего трудоустройства,

Направления на стажировку,

Предоставления общежития иногородним студентам,

Преимуществ при участии в конкурсном отборе в магистратуру по аналогичной образовательной программе.

  1. Учебный рейтинг – max 100 баллов (по дисциплине)

    Посещение учебных занятий (max 20 баллов)

    Результаты освоения каждого модуля учебной дисциплины (текущий и рубежный контроль) (max 20 баллов)

    Промежуточная аттестация (экзамен, зачет с оценкой, зачет) (max 40 баллов)

    Посещение учебных занятий оценивается накопительно следующим образом: максимальное количество баллов, отводимых на учет посещаемости (20 баллов), делится на количество занятий по дисциплине. Полученное значение определяет количество баллов, набираемых студентом за посещение одного занятия.

    Промежуточная аттестация проводится либо на последнем практическом занятии (зачет с оценкой или зачет), либо в соответствии с расписанием в экзаменационную сессию (экзамен). Для допуска к промежуточной аттестации необходимо набрать в общей сложности не менее 30 баллов, успешно пройти рубежный контроль по каждой дисциплине (не иметь задолженностей по текущей успеваемости).

    ¤ студент может быть освобожден от сдачи промежуточной аттестации (зачета, зачета с оценкой или экзамена), если по итогам посещаемости, результатам текущего и рубежного контроля и творческого рейтинга он набрал не менее 50 баллов. В этом случае ему выставляется оценка «зачтено» (при зачете) или оценка, соответствующая набранному количеству баллов (при зачете с оценкой или экзамене) при согласии студента.

    ¤ преподаватель кафедры, непосредственно ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу о распределении рейтинговых баллов по всем видам работ на первом занятии учебного модуля (семестра), количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, возможности получить поощрительные баллы, форме промежуточной аттестации.

    ¤ студенты имеют право в течение учебного модуля (семестра) получать информацию о текущем количестве набранных по дисциплине баллов. Преподаватель обязан предоставлять старосте группы данную информацию для ознакомления студентов.

    В традиционную четырехбалльную

Участие в конкурсах студенческих научных работ;

Выступление на конференциях;

Участие в олимпиадах и конкурсах;

Участие в научной работе по тематике кафедры и работа в научных кружках;

определяется деканатом совместно со студенческим советом факультета и куратором группы 2 раза в год по итогам семестра (не может превышать 200 баллов). Характеризует активность участия студента в общественной жизни университета и факультета.

Суммарный учебный рейтинг рассчитывается как сумма произведений полученных баллов по каждой дисциплине (по 100-балльной системе) на трудоемкость соответствующей дисциплины (т.е. Объема часов по дисциплине в зачетных единицах), за исключением дисциплины «физическая культура».

Заканчиваю 4 курс гуманитарного факультета. Считаю наш ВУЗ и правда одним из лучших в СПб, но могу сказать, что, поскольку университет - обьединение трёх, сейчас все довольно неоднозначно. Со 100% уверенностью могу сказать, что к нам стоит поступать на экономику и, возможно, менеджмент - этим направлениям уделяется самое большое внимание. По ребятам, которые учатся на этих направлениях, видно, что они реально работают и получают знания. Более того, именно студенты этих направлений принимают самое активное участие в жизни ВУЗа, так большинство мероприятий проходят в их учебных корпусах. Студенты других направлений могут даже не знать обо всех мероприятиях и возможностях. А возможностей море, как для учебы, так и для досуга. В СПбГЭУ есть танцевальная студия очень неплохого уровня, свой центр изучения языков, Спортивный клуб. Студенты могут также попробовать себя и пройти отбор на международную стажировку, благо у ВУЗа огромное количество связей с университетами Европы и Азии. Условия стажировок разные, но все студенты могут ознакомиться с ними на сайте и подобрать стажировку себе по вкусу. Спорным моментом является введённая в университете балльно-рейтинговая система. Она хороша в том плане, что студенты, которые работают в течение всего семестра, исправно сдают контрольные точки, имеют некоторые преимущества на сессии. У нас нет традиционных зачётов - зачёт ставится по итогам работы в семестре. Таким образом, у нас нет принципа "от сессии до сессии..." - скорее от контрольной до контрольной. Плохо в университете то, что из-за объединения страдает уровень осведомленности студентов факультетов, обучающихся не в "главных" зданиях, так как даже до деканатов некоторая информация доходит гораздо позже, чем должна, а то и не доходит вовсе. За последний год, правда, стало видно, что университет работает над этой проблемой, так что может быть ещё через годик-два все факультеты будут поистине равноправными. Ещё из плюсов: СПбГЭУ - один из немногих университетов, который предоставляет общежития ВСЕМ желающим. У нас действительно неплохие общежития, как самого ВУЗа, куда селят в основном контрактников, так и уже ставший знаменитым по всей стране МСГ, где живут бюджетники. Что бы не говорили, в наших общежитиях действительно можно жить - везде нормальный ремонт, чисто и есть вся необходимая мебель. По крайней мере я ни разу не слышала, чтобы студенты сами делали ремонт у себя в комнате. Также у нас отличный сайт, который отражает все аспекты деятельности университета. На сайте можно найти абсолютно всю информацию, другой вопрос в том, что большинство студентов просто ленятся найти что-то самостоятельно. У нас также одна из лучших приемных комиссий, могу сказать с уверенностью. В приёмной комиссии работают студенты разных направлений и возрастов, внимательные и приветливые, готовые ответить на все вопросы родителей и абитуриентов. Процедура приёма документов очень быстрая, редко кто задерживается при приёме документов дольше, чем на 15 минут. В целом могу сказать, что СПбГЭУ - отличный ВУЗ, с хорошими преподавателями и насыщенной студенческой жизнью. Однако, очень многое зависит от самого студента: хочешь хорошо учиться - мало ходить на пары, нужно и самому стараться что-то учить. Хочешь досуг - иди и сам все узнавай, бегать за студентами и что-то навязывать у нас не принято. Над качеством образования ВУЗу нужно поработать, думаю это связано с объединением: меняются преподаватели, учебные программы и т.д. Думаю, через пару лет все устаканится и все проблемы будут решены.

С 2008-2009 учебного года в нашем университете введена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, которая несколько изменила привычные представления студентов об учебе. Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают. Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене не повезет. А еще если у преподавателя в день экзамена настроение плохое, то неизбежны жалобы на необъективность, предвзятость и т.п. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.

В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

Итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

Для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);

Итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

ВНИМАНИЕ: важное условие балльно-рейтинговой системы - своевременное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.

Нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. Нормативный рейтинг дисциплины зависит от длительности освоения дисциплины и составляет 50 баллов, если дисциплина изучается в одном семестре, 100 баллов - если дисциплина изучается в двух семестрах, 150 баллов - если дисциплина изучается в трех семестрах, и т.д. По каждому виду контроля также есть свой нормативный рейтинг, например, для текущего и рубежного контроля – по 30% от нормативного рейтинга дисциплины, для итогового контроля (зачетов и экзаменов) – 40 %;

Проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине. Проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга, например, 25,1 баллов для дисциплины с нормативным рейтингом 50 баллов; 50,1 баллов – для 100-балльной дисциплины; 75,1 баллов – для 150-балльной дисциплины и т. д. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной;

Пороговый рейтинг – это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до итогового контроля. Пороговый рейтинг дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля;

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляе¬мое к оценке, - в традиционной системе реализует¬ся не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.

Ну и, наконец, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

Текущий контроль;

Рубежный контроль (коллоквиумы, тестирование, курсовые работы и т.п.);

Итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).

Рекомендуемый объем рейтинга составляет: за текущий контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины, за рубежный контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины и за итоговый контроль - 40% от нормативного рейтинга дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, решение ситуационных задач, выполнение реферата по заданной теме и др.

Рубежный контроль проводится обычно 2-3 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Вид рубежного контроля определяет кафедра. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольные работы, тестирование.

Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.

R дисц.= R тек.+R руб.+R итог., где

Сколько баллов и за что выставляется? Соотношение оценок по видам контрольных мероприятий в рамках изучения конкретной дисциплины устанавливает кафедра при разработке графика изучения дисциплины.

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, к изучению которой приступают студенты, должен разъяснить ее рейтинговую структуру, сколько баллов можно получить за ту или иную работу или этап контроля, довести до сведения учебной группы информацию о проходном рейтинге, сроках, формах и максимальных баллах контрольных мероприятий по дисциплине, а также сроках и условиях их пересдач в текущем семестре.

После того, как студентами выполнено задание текущего контроля или пройдено рубежное тестирование, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в рейтинговую ведомость (она дополняет журнал успеваемости, но не заменяет его!). При неудовлетворительном ответе студента на контрольной точке, его отказе отвечать или просто неявке на контрольное мероприятие в рейтинговую ведомость выставляется 0 баллов.

Для допуска к сдаче зачета/экзамена по дисциплине необходимо выполнение следующих условий:

Должен быть выполнен объем аудиторных занятий (включая посещение лекций), предусмотренный учебным планом.

Для того чтобы быть допущенным к сессии, фактический семестровый рейтинг по каждой изученной в семестре дисциплине должен быть более 50% от ее нормативного семестрового рейтинга. В этом случае студент получает в зачетную книжку «выполнено» по изученным дисциплинам.

Если набранный в семестре рейтинг по дисциплине 50% или менее 50% от ее нормативного семестрового рейтинга, но более 15% от нормативного рейтинга семестрового контроля, студент может «добрать» недостающее количество баллов на пересдачах контрольных мероприятий. Напоминаем, что при пересдачах даже при блестящем ответе невозможно получить максимальный балл, установленный для данной контрольной точки, из-за того, что часть баллов, как правило, снимается кафедрой (исключение – пропуск занятия по уважительной болезни). Поэтому к освоению учебного материала надо подходить основательно, чтобы сдавать контрольные точки с первого раза.

Если студент из-за регулярных пропусков контрольных точек или систематической неуспеваемости набрал в семестре низкий рейтинг (15% или менее 15% от нормативного семестрового рейтинга дисциплины), он не допускается к пересдачам контрольных точек, считается не освоившим дисциплину и отчисляется из университета.

И еще одно условие: высокий рейтинг студента по итогам контрольных мероприятий не освобождает его от обязанности по посещению лекционных, семинарских и практических занятий, которые, в случае пропуска, должны быть отработаны в обычном порядке (не путать с пересдачей контрольных мероприятий!).

После зачета/экзамена в рейтинговую и экзаменационную ведомости вносятся баллы за него и получается некая сумма, которая и есть итоговый фактический рейтинг по дисциплине. Он выражен в баллах (допустим, от 28 до 50). К сожалению, в зачетки и приложение к диплому надо выставлять балл по принятой в России традиционной шкале: отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно. Поэтому после того, как баллы будут внесены в рейтинговую ведомость, осуществляется пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале в соответствии с приведенной ниже схемой:

(в % от макс. балла за дисциплину)

85,1 - 100 % Отлично

65,1 – 85 % Хорошо

50,1 – 65 % Удовлетворительно

0 % Неудовлетворительно

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных точек. Помните: время – тоже один из критериев оценки!

Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе.

Деканаты по окончании каждого семестра будут составлять и размещать на своих стендах и на сайте университета сводные рейтинг-листы, так что все смогут увидеть, какую позицию занимает каждый студент факультета. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга – всегда престижно.