Профилактика эмоционального выгорания у замещающих родителей. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов "Брать — давать". воспитывающих приемных детей

Взять в семью приёмного ребёнка – решение непростое и очень ответственное: важно трезво рассчитать свои силы. Ненормальное поведение воспитанников интернатов обусловлено их травмированностью. В связи с этим приёмные родители подвержены психоэмоциональным перегрузкам и возникновению эмоционального выгорания: им кажется, что ребёнок не ценит их труд, что он – неблагодарный, усилия не приносят результата, как следствие – взрослые становятся более раздражительными, а потом у них нет сил и желания двигаться дальше.

К симптомам относят:

    Чувство бессилия, опустошённости и беспомощности

    Чёрствость, равнодушие, отсутствие эмпатии, бессердечность

    Потеря смысла деятельности и желания прилагать усилия для решения проблемы

Фактически каждый приёмный родитель сталкивался с ощущением беспомощности. Ожидания, что исполнит мечту ребёнка поскорее попасть в семью, что моментально отогреет его, становятся самым большим заблуждением. Приёмные дети не верят и не доверяют людям, поэтому будут всячески , а главное – они не будут разрешать себе привязываться к новым родителям, стараясь обезопасить себя от нового предательства.

Все семьи с приёмными детьми переживают несколько , одна из которых кризисная. Ребёнка как будто подменяют, его поведение резко ухудшается. Именно на этой стадии у родителей как реакция на девиантное поведение ребёнка начинают опускаться руки – «нам достался «не тот» ребёнок», «мы плохие родители». На самом же деле, эта стадия является положительным сигналом в прохождении адаптации, это означает, что ребёнок расслабился, поверил новым родителям и понял, что его уже не прогонят, а поэтому позволил себе проявлять некоторые негативные стороны своего характера.

Как избежать эмоционального выгорания?

    Ребёнок не обязан . Приёмные дети будут сопротивляться заботе, защищая себя таким образом от страха снова столкнуться с потерей или предательством. Необходимо уважительно относиться ко всем поведенческим особенностям таких детей, не ожидать от них каких-то конкретных действий или идеальных черт характера. Важно помнить, что адаптация ребёнку даётся ещё сложнее, чем взрослому.

    Не посвящать всей жизни ребёнку. В жизни каждого человека существуют роли: дочери, жены, коллеги и т.д.- роль родителя не должна быть единственной! При чередовании ролей уменьшается вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания. Положительно влияет на формирование отношений наличие у приёмных родителей увлечений и хобби. Важно иметь время «на себя» - маме сходить на маникюр или выставку рукоделия, папе – покопаться в гараже или сходить на футбол. Если родители не потеряют своё «я», то эмоциональное выгорание не наступит.

    Не брать на себя слишком много ответственности. Высокий уровень притязаний тянет за собой постоянное чувство вины за то, что не хватает сил на что-то. Способности человеческого организма, к сожалению, не безграничны, поэтому важно отнестись реалистично к собственным возможностям.

И самое важное правило для приёмных родителей: не бояться . Каждый родитель столкнётся с непредвиденными сложностями, и нет ничего страшного в посещении профессиональных психологов, работающих с приёмными семьями. Эти специалисты знают особенности таких семей, понимают специфику, умеют видеть сигналы прохождения новых этапов адаптации или симптомы эмоционального выгорания, поэтому они обязательно помогут тем, кто обратится к ним за помощью.

Екатерина Сафонова

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д. Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога(родителя) и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, вы можете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание Клуба

замещающих родителей

на тему:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

замещающих родителей»

Подготовила:

Педагог-психолог Службы

О.В. Понасийская

  1. Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Психолог. Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте! (Участники кланяются и опускают руки.)

Психолог. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Сегодня нас здесь объединила и общая интересующая всех тема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» Целью, которой является знакомство с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Психолог. За последние годы в России возросло число детей с нервно-психическими расстройствами. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов, родителей) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Общеизвестно, что профессия педагога (приемного родителя) – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель?

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, выможете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

1 . Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов:

0-1 балл - синдром выгорания Вам не грозит.

2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов - положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время:5 минут

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

Способы физиологической саморегуляции:

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц
  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
  • РЕЛАКСАЦИЯ - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:

  • длительный сон,
  • вкусная еда,
  • общение с природой и животными,
  • движение,
  • танцы,
  • музыка.
  • баня, сауна, массаж;
  • горячая ванна с пеной;
  • SPA-процедуры

Способы эмоциональной саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • занятие любимым делом - хобби

Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Вот несколько арттерапевтических упражнений , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.

Тренинговое упражнение:

Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?

Обсуждение.

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.


Прослушала лекцию на тему:

Во первых, о том как приходишь к этому, как это возникает, если не вести эту самую профилактику.
1-я стадия начала любой деятельности: эйфория. Ты носишься с этой идеей (в данном случае прием в семью ребенка), куча энтузиазма, отмахивание от возможных проблем, не желание проанализировать мотивы.
2-я стадия – работа сама по себе. Ты включаешься в работу и сначала тебе кажется, что все идет хорошо. Проблемы решаются по мере их поступления. Сил много и ты легко восстанавливаешься во время сна.
3-я стадия – стеническая. Ты начинаешь уставать, однообразие проблем, невозможность решить некоторые проблемы, ребенок ведет себя хуже, чем ты ожидал, не знаешь как справиться. Но тем не менее эти периоды сменяются, когда все хорошо и ты видишь некоторые успехи.
4-я стадия – астеническая, стадия выгорания. Организм не выдерживает нагрузки, такое впечатление, что ничего не получается, положение еще хуже, чем было вначале, ощущение полного провала, чувство вины огромно. В результате иммунитет падает, можно серьезно заболеть в этот период, если не начать что то менять.
5-я стадия – если еще не помер => нервное истощение до полной личностной деформации. Характерные черты: стеклянные глаза, выражение полного равнодушия на лице.

Если о себе, то думаю я болтаюсь где то между 3-ей и 4-ой стадией.
Что же делать? Некоторые приемы могут показаться очень простыми, но многие изза их простоты не верят, что это может помочь и не пользуются этим.
Как говорится, все гениальное просто.
1) при первой возможности доставлять себе периоды отдыха, т е отдыхать по полной (не убираться или что то делать, что не успел), а именно отдыхать, т е делать то что тебе приятно (каждый знает сам, фильм, прогулка, сходить к подруге, книжку почитать, у всех свои особенные способы), при этом НЕ ДУМАТЬ О ПРОБЛЕМАХ, стараться ПОЛНОСТЬЮ отключится, переключиться.
2) Представить себе как выглядит твой стресс: засохший цветок, Сизиф с камнем, замкнутый круг и т д Поработать с ним, например: мысленно разомкнуть этот круг, Сизифа проводить до ближайшего кафэ, цветок полить и т д
3) 3й лишний в отношениях с ребенком (школа, старшее поколение, открытый или скрытый саботаж в семье, друзья, не понимающие, зачем тебе это надо, в их глазах сквозит осуждение) – попробовать договориться с 3м лишним, как со школой, либо не обращать внимание на недопонимание, как с друзьями.
4) Привет из «совка»: копирование образа виртуального старшего брата, отслеживание реакций, крики на детей, стараемся избавиться, прекращаем сдавать зачет «старшему брату»
5) Властная забота –установление иерархии в семье. Я взрослый и я о тебе забочусь, а не наоборот.
6) Мотив «я спасаю» меняем на мотив «мне нравится общаться с ребенком», стараться увеличить очаги радости общения с ребенком, ищем хорошее в нем, составляем список «хороших» черт, пробуем увидеть позитивные моменты в том, что мы делаем.
7) Ошибка: многие ставят себе в обязанность обязательно дотянуть ребенка до своего социального и интеллектуального уровня, например насильно водят по музеям и театрам, или приобщить к мировой литературе. Снимаем с себя эту обязанность, это дополнительно оттягивает нашу энергию и при неудаче увеличивает чувство вины.
8) В периоды отдыха: давать команду на расслаление всех мышц организма, выгонять мысли о неудачах, насильно улыбаться, тем самым посылаем организму сигнал: мы здоровы, у нас все хорошо. (из своего опыта: НУ ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ, серьезно!) Стресс- фактор потери энергии.
9) Вкладывание в себя в конечном итоге более рентабельно, чем стремление обязательно повысить успеваемость или реагирование на то как на ваших детей смотрят и думают другие.
10) Определение дырок в защитном коконе организма (у каждого свои), возможно при помощи специалиста
11) Умение радоваться позитивным изменениям, а не сравнивать с возрастной нормой. Можно составить список или написать историю успехов и РЕГУЛЯРНО ЧИТАТЬ!
12) Оценочность школьных успехов, составить карту способностей ребенка, которые ему пригодятся в жизни, а не в школе по шкале от например минус 2х до плюс 2х. Цитата: «Мама, не навешивай на себя моих косяков», т е не расстраиваться изза его неудач или отсутствия способностей.
13) Избавление от ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТИ. (это про меня, ужас сколько на себя навесила). Э. Кант: К человеку нельзя относиться как к средству достижения своих целей. Приемный родитель НЕ ДОЛЖЕН постоянно вкладывть в него что то. САМОЕ ГЛАВНОЕ – ВЗАИМООТНОШЕНИЯ! Главное вкладывть в себя, а не в ребенка! (от себя: напомнило совет в самолете – сначала надеть маску на себя, а потом на ребенка, гы). Не относитесь к себе как к загнанной лошади (я должен, должен, должен) на последнем издыхании. Забота о СЕБЕ ЛЮБИМОМ в первую очередь! Ржачный пример с Атлантом. Ха! Ловушка Атланта: Атлант устал, а вы проходите мимо и он просит подержать небо. Вы соглашаетесь, ведь это ненадолго, думаете вы. Но Атлант ушел навсегда, а вы продолжаете «держать небо». Желание изменить мир – ошибка. В лучшем случае вы можете улучшить только маленький фрагментик этого мира. Это НЕ ваша обязанность. Хорошо написать список того, что мы должны на самом деле (самое важное). Это не так уж много. Не надо делать «сверхдолжное».
14) При проблемах в школе. Подарите учителю книгу «К вам в класс пришел приемный ребенок». Но! Если учитель находится на стадии выгорания (стеклянные глаза) – может помочь только смена учителя/школы.
15) При проблемах с успеваемостью – иметь в виду, что это не самое главное. Умение учится – отдельная тема, возможно найти репетитора как временное решение проблемы.
16) Свой список методов восстановления. Лично у меня: относится ко всему с большой долей юмора, подмечать детские приколы, записывать, слушание хорошей музыки, а также каждодневный моцион на воздухе, прогулка минимум полчаса в одиночестве, или физические упражнения на балконе хотя бы. Гантели вам в руки! Короче временные окна выделять для общения с друзьями, животными и т д Аутотренинг!
17) Постараться прекратить постоянное внутренне осуждение (обесценивание) себя – это путь в пропасть! Отползите от края! Мы многое делаем хорошего в жизни, но мы не супергерои!

Напишите, как вы справляетесь сами и что можете добавить. Простите за конспектный характер этих записок, лень думать, как переделать.

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Время проведения: 2–3 часа

Ход занятия

Музыкальный настрой. Видеоряд “Виды природы”.

Этап 1. Разминка

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” (цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы)
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
Упражнение “Я люблю, и я не люблю” (цель: телесная самопрезентация)
Каждый должен встать и пантомимой показать, что он любит, и что он не любит. Повторяться нельзя.

Презентация “Если вы никак не можете себя заставить работать...” (вцель: включение в работу, переход к основной части занятия) (Приложение 1)

Этап 2.Оновной

Цель: развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров осознание и принятие своих чувств.

Упражнение “Свобода – долг – власть – ответственность” (цель: изучение и осознание собственных взглядов)

I ЧАСТЬ – педагогам предлагается изобразить на листе бумаги метафорично четыре понятия: “свобода”, “долг”, “власть”, “ответственность””.
II ЧАСТЬ – Объединившись в пары или в общем круге, обсудить полученный результат с психологической точки зрения. Задача: прояснить значение этих метафор в жизни человека.

“Как (что) это в твоей жизни?”, “Помогает тебе это или мешает?”.

Необходимо обратить внимание на размеры и расположение рисунков, вложенный смысл.

ДОЛГ ни с чем здоровым, как правило, у нас не ассоциируется. Для того, чтобы более оптимистично относиться к своим “долженствованиям”, важно перевести их в желания:

“Я должна хорошо работать!” -> “Я хочу хорошо работать, т.к. это соответствует ценностям моей личности!” и т.п.
“Что из долга является нашей правдой, а что нам навязывается?”, “Кем это навязывается?”

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ часто “сливаются” в нашем сознании. Многих из нас, спасибо нашим родителям, с детства приучили быть ответственными за что-то. Но, как и в любом деле, необходимо чувство меры, чтобы не происходило дисгармоний в отношении воспитания ответственности наших детей. Необходимо четко научиться разграничивать, где чья ответственность.

Кто, кроме меня? Беря все в свои руки, мы посягаем на ответственность других. То есть, чем больше ответственности мы берем за человека (за своего ребенка, супруга, коллегу и т.д.), тем меньше этой ответственности у этого человека остается. Тем самым мы инфантилизируем этого человека и перегружаем себя. И не нужно потом удивляться тому, что нам так тяжело живется, а остальным в нашем окружении ни до чего нет дела!

Задача: Если у командира роты 100% ответственности, сколько % ответственности у каждого солдата? (ответы родителей)

Ответ : у солдата тоже 100% ответственности – 100% солдатской ответственности.

У каждого из нас 100% ответственности: дочерней, родительской, профессиональной.
Не надо брать всю ответственность, нужно взять только свою!
Ответственность – это ответ за наши ценности, за наши поступки, за нашу жизнь, и т.д.
Что для вас свобода?

СВОБОДА – в психологическом смысле более сложное понятие, нежели обыденное.

“Свобода к …” (к действиям, к творчеству и т.п.) – более взрослая; “Свобода от …” – более детская (запереться, объесться, оторваться и т.п.).
А много ли свободы нам надо?
Те, кому предоставляется много свободы, тяготятся ею, становятся более тревожными.

ВЛАСТЬ – это то, что над нами, подавляющее (нас так воспитывают).

А для чего нам нужна власть?
Нас нигде не учат, что нужно делать со своей властью, для чего она нам нужна.
У власти есть два важных положительных момента:

1) власть – это возможность сделать все по-своему, построить мир так, как хочешь, в соответствии со своими ценностями (например, воспитать собственного ребенка так, как считаешь нужным);

2) власть – это возможность защитить себя.

Властью не наделяют, ее берут. Идет борьба за власть и отстаивание власти.

Упражнение. “Хочу – не хочу, но делаю... ” (цель: преодоление психологических барьеров, осознание и принятие своих чувств)

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
  • По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
  • “Если есть желание, есть тысяча возможностей! Если нет желания, есть тысяча причин!”

Психотерапевтическая сказка “Коряга” (цель: коррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

“Счастливчики... ”, – думала Коряга, завидуя этим деревьям, – “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...”.

(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора “нужности”, которая заключаетсяв том, что иногда, из желания быть нужным, мытолкаем себя “на самоубийство”, мы“сгораем”)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

“Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм – метафорические символыдуши и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей сталоспокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше мыв своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем “здоровее”, сильнее мыстановимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача “товарного вида”)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

“Сколько бедствий я перенесла, – думала Коряга, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”.

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: “Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?”

Упражнение “Настоящая женщина (настоящий мужчина) – это …” (цель: коррекция самопринятия)

Необходимо выбрать 10 критериев настоящей женщины (настоящего мужчины). Группа называет, а каждый член группы записывает только те, которые к нему относятся. Они выписываются на листочке слева. Далее группа делится на пары, где друг с другом меняются записями и оценивают выраженность этих качеств по 10-балльной шкале. Потом можно поменять партнера и проделать ту же самую процедуру. При оценивании друг друга участники аргументируют свое решение.

В конце упражнения рефлексия:

  • чувства;
  • возникали ли несовпадения мнений.

Упражнение “Брать – давать” (цель: анализ энергетического баланса в жизни)

Все члены группы выкладывают на свой стул всю мелочь из своего кошелька. Считают, какая сумма у них была изначально.

1 этап – Все члены группы ходят по кругу и раздают свои деньги другим членам группы.

Обсуждение:

– Сколько денег было и сколько стало?
– Что чувствуем при этом?
– Как это соотносится с реальной жизнью? (сколько отдаешь энергии и кому, и сколько принимаешь)

2 этап – То же самое, но деньги забираем .

Обсуждение.
Самое лучшее, когда наблюдается баланс между тем, сколько было изначально и сколько оказалось в конце – между тем, что отдаем и тем, что берем.
В конце упражнения каждый забирает деньги со своего стула к себе в кошелек.

Этап 3. Заключение

Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.

Упражнение “Похвали себя” (цель: овышение самооценки)

Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.

А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.

Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.

Упражнение “Посудомоечная машина” (цель: сплочение группы через телесный контакт)

Участники делятся на две группы и встают в две шеренги напротив. Выходит человек и говорит, какая он посуда и как он хочет, чтобы его помыли. Затем он проходит через “посудомоечную машину”, где все его гладят, массируют, “трут” и т.п. именно так, как он пожелал. Последние два человека в шеренгах играют роль сушки – они его бережно обнимают. Человек, прошедший через “посудомоечную машину”, становится “сушкой”.

Таким образом, через эту процедуру проходит каждый участник тренинга. В конце ведущий спрашивает, как себя чувствует этот человек.

Видеоряд “Желаю тебе сил для всех жизненных дел” (цель: создание позитивного настроя) (Приложение 2)

Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия

(цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

Использованная литература:

  1. Млодик И.Ю. Материал с курсов по детской психотерапии “Детская комната”.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.

Эмоциональное выгорание

Синдром выгорания - это счёт, который предъявляет психика за уже давно отчуждённую, бедную отношениями жизнь.

Эмоции — это наша жизнь. Мы можем радоваться, злиться, негодовать, грустить, ненавидеть. При этом психоэмоциональные перегрузки накапливаются в организме, стрессы провоцируют эмоциональные переживания, которые выжимают остатки сил из человека и могут привести к хроническому состоянию стресса. Постепенно эмоции буквально покидают нас, в итоге остается только пустота. Что это — кризис или же просто усталость? Нет, это эмоциональное выгорание .

Возможно, вы уже слышали о профессиональном выгорании . Этот термин в последнее время постоянно на слуху, так как многие люди не находят себя в жизни и не могут реализоваться на работе . Спросите, какое отношение профессиональное выгорание имеет к эмоциональному? Самое прямое, ведь по сути это все одно и то же.

Профессиональное выгорание — это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы».

У людей синдром эмоционального выгорания встречается очень часто. И таких несчастных на самом деле намного больше, чем вы думаете. Можно даже сказать, что весь социум подвержен эмоциональному выгоранию . День за днем мы не получаем эмоций, а больше отдаем их, жизнь становится серой и скучной, а окружающих начинаешь воспринимать «по шаблону» — все люди одинаковые, от них ничего нового не дождешься и т. д. Часто по отношению к другим можно чувствовать агрессию или же полное безразличие.

Естественно, есть люди, которые входят в группу риска эмоционального выгорания. В основном это те, профессия которых обязывает общаться с другими людьми. Это могут быть менеджеры по работе с клиентами, врачи, педагоги, социальные работники, психологи . Но не надо думать, что представители других профессий не подвержены эмоциональному выгоранию. Сюда же относятся все люди, которым не нравится их работа или она просто не приносит положительных эмоций.

Эмоциональное выгорание, или по-другому нервное истощение, - профессиональное «заболевание» медицинских и социальных работников, священнослужителей и психологов, сотрудников отделов опеки и попечительства и детских домов, волонтёров самых различных направлений благотворительности. Люди идут в эти профессии по зову сердца, чувствуя в себе потребность помогать людям, дарить им тепло и заботу, обладая в определённый период жизни повышенным запасом душевных сил. Однако чем больше человек отдаёт, тем больше становится запросов. Мир не совершенен. Открыв дверь в царство боли и несчастья, человек видит, насколько оно огромно и многолико. В какой-то момент становится очевидно, что сделать ещё нужно так много, а сил и душевного тепла с каждым днём остаётся всё меньше! Если в такие моменты не дать себе передышки, не пополнить запас своих душевных сил, здоровье и психическое состояние человека окажется под угрозой.

Усыновители, опекуны и приёмные родители подвержены этому недугу не меньше . Ими движут те же добрые побуждения: обогреть сироту, утешить, подарить ему любовь и ласку. После того, как дети уже в семье и ты начинаешь с ними жить не просто общаться, а именно жить, приходится жить их проблемами, их эмоциями, помогать преодолевать последствия прошлых травм.А ведь приёмный ребёнок всегда травмирован: он так долго не получал должной заботы и внимания, столько бед пережил за свою маленькую жизнь, что, попадая, наконец, в благоприятные условия, стремится как можно быстрее наверстать упущенное. Вырвавшийся из учреждения ребёнок ещё долго и часто болеет, он полон разнообразных страхов и какое-то время не верит, что все его беды позади, и по многу раз «проверяет» новых родителей, не вернут ли они его обратно… Процесс его реабилитации растягивается на многие месяцы, а то и годы. Для того, чтобы не выгореть, приемным родителям нужно свои ожидания сделать как можно более близкими к реальности.

Многие родители представляют, что они возьмут малыша, который только сидит и ждет, когда за ним придут. А тепло родителей сразу сделает его прекрасным, чутким, заботливым и очень благодарным. Но это далеко не так! Дети с тяжелым прошлым часто не могут принимать любовь, привязанность к одному человеку для них дается далеко не сразу, они могут не поддаваться влиянию родителей, протестовать, нарушать правила. Это нужно учитывать. И даже если в семье замещающего родителя уже есть приемные дети, нужно понимать, что каждый следующий ребенок будет совсем другим, он может вести себя совершенно непредсказуемым образом. К нему нужно будет приспосабливаться, подстраивать не только себя, но и, возможно, всю семью, пока не пройдет процесс адаптации. Некоторые дети долго не способны вписаться в новую среду. И это не их вина. Слишком много потерь в прошлом ведет к недоверию, сопротивлению, агрессии. И только терпеливый и надежный взрослый, не успевший быстро разувериться в своих силах, сможет дать защиту и заботу ребенку. Но это не может произойти сразу. Должно пройти время. Задача родителей - не выгореть за это время.

В таких экстремальных условиях годами копившийся в приёмных родителях запас любви вычерпывается за несколько месяцев, прозвенев монеткой в пустом колодце души несчастного ребёнка. Ему нужно ещё и ещё, ему нужно так много, а родители уже выдали всё, что запасли. Где взять ещё любви? Сам ребёнок ответить на чувства пока не в состоянии, у него их просто ещё не накопилось. Если в семье нет биологических детей, которые своей любовью могут поддержать душевные силы родителей, и нет рядом значимых близких, всегда готовых прийти на помощь, мамам и папам приходится по-настоящему несладко. Причём, мамы на порядок чаще страдают от эмоционального выгорания, чем папы, в силу более тонкой душевной организации, большей чувствительности и зависимости от эмоциональной сферы, а также потому, что именно на их плечи ложатся основные заботы о детях и решение их проблем.

Люди, которые по семейным обстоятельствам или по долгу службы, на протяжении длительного времени постоянно соприкасаются с человеческой болью, знают, что такое эмоциональное выгорание. Это когда регулярно приходится отдавать много душевных сил другим людям, конца-края их проблем не видно, а собственный «резервуар» любви и тепла пополнить неоткуда.

Проблема выгорания должна быть обязательно учтена при рассмотрении жизнедеятельности приемной семьи. Намерение вернуть ребенка иногда в значительной степени обусловлено появлением усталости и ощущением утраты смысла своих действий. Помимо чувства усталости, физиологических нарушений, приемный родитель может испытывать желание отвлечься от решения проблем, связанных с ребенком. Иногда взрослый может воспринимать приемного ребенка как агрессора посягающего на жизненное благополучие семьи, и от этого испытывать чувство вины и тревоги. В таких случаях родители, достигнув результатов в развитии приемного ребенка, готовы обесценить свою работу и не замечают новых достижений.

Причины возникновения эмоционального выгорания

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Выгорать - значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным и умственным истощением, снижением удовлетворения от получаемой и делаемой работы и физическим утомлением. В таком случае жизнь не приносит Вам радости, а работа - удовлетворения. Ваши нервные силы истощены, с этой проблемой нужно вовремя бороться. В результате получается, что человеку становится все безразлично . На место жалости к человеку приходит отсутствие понимания. Также меняется отношение не только к пациентам или клиентам, но и к сотрудникам, семье, когда на ни в чем не виноватых людей выливается поток агрессии. И куда девался тот дружелюбные человек, которого все знали?

Синдром эмоционального выгорания у социальных работников встречается довольно часто, к сожалению, далеко не все предпринимают необходимые меры для его профилактики или лечения. Еще более удивительно то, что многие социальные работники даже не знают, что это такое, и симптомы синдрома эмоционального выгорания приписывают обычной усталости.

Синдром выгорания может возникать в результате постоянного и длительного по времени взаимодействия с большим количеством людей, когда существует необходимость проявлять различные эмоции, порой не совпадающие с внутренним эмоциональным состоянием. Бывают ситуации, когда человек приносит свои потребности в жертву служебным, почти полностью забывает о себе и своей семье. Это неправильно.

О сновная задача приемной семьи - выстроить отношения привязанности с ребенком, которые бы стали для него источником любви, тепла, заботы, придали уверенности в своих си лах и возможностях на этапе взросления.

Зачастую приемный ребенок приходит в семью, где уже есть кровные дети или другие приемные дети, он понимает особенности своей жизненной истории, в его сердце «живая рана, связанная с невозможностью расти и развиваться в отношениях с родными мамой и папой. Выстроить отношения привязанности с таким ребенком очень непростая задача, требующая больших эмоциональных, временных, физических, материальных затрат. В приемной семье все надежды на это возлагаются на усилия взрослых, которые должны быть направлены на реабилитации) ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Приемным родителям необходимо учиться мудро реагировать на проблемное поведение, обусловленное тяжелыми переживаниями детей.

Почему психика не выдерживает? Потому, что сталкивается с нагрузками, которые суммарно превышают ее способность к переработке. Это можно сравнить с переломом - кость не выдерживает силу удара или падения. Или, если в течение многих лет человек сидит в неудобном положении, то в какой-то момент спина начинает болеть, а спустя ещё некоторое время последствия наступают такие же, как в случае острой травмы. Психика работает благодаря целостности нейронных цепочек, которые обеспечивают устойчивость эмоциональных реакций, и если эти цепочки разрушаются под воздействием стресса, то человек теряет привычные внутренние опоры.

То есть, эмоциональное выгорание - это результат накопившегося напряжения , которое долгое время (несколько месяцев, а иногда и год) не получает разрядки в виде паузы в работе, общения с близкими людьми или духовной подпитки в форме хобби.

Симптомы профессионального выгорания:

Первая группа - психофизические симптомы:

Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

Ощущение эмоционального и физического истощения;

Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

Резкая потеря или резкое увеличение веса;

Полная или частичная бессонница;

Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа - социально-психологические симптомы :

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Третья группа - поведенческие симптомы:

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

Руководитель затрудняется в принятии решений;

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;

Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Синдром эмоционального выгорания - результат стресса.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти
всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда - 0 баллов, иногда - 1 , часто - 2, почти всегда - 3 балла. Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов - низкий; 3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания. С тестом в режиме онлайн на выявление эмоционального-профессионального выгорания можно познакомиться по ссылке http://protraining.com.ua/test-na-emocionalnoe-vigoranie

Что делать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием? Возможно, вам будут полезны превентивные меры:

И, самое главное, вспомните всех людей, с которыми вы общаетесь. Проанализируйте, кто из них вас больше всего истощает, с кем вам меньше всего хочется встречаться? Затем подумайте, можете ли вы как-то пересмотреть отношения с этими людьми в более комфортную для вас сторону . Если нет, можете ли вы исключить взаимодействие с ними из своей жизни? Если вы убеждаете себя, что почему-то обязаны с ними общаться несмотря ни на что, то задайтесь вопросом - что вынуждает вас именно так расставить приоритеты?

Когда вы честно ответите себе на эти вопросы, многое в вашей жизни изменится в лучшую сторону.

Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания:

Во-первых:

Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

Опыт успешного преодоления профессионального стресса;

Способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

Высокая мобильность;

Открытость;

Общительность;

Самостоятельность;

Стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

Важной отличительной чертой этих людей являются способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Памятка: что нужно и чего не нужно делать при выгорании

Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»:

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

    Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

    Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них - рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

    Люди часто оценивают эти проявления неверно - как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра »?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

    Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

    Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо .

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

    Советы педагогам и замещающим родителям

    Когда учитель приходит в школу, он берет на себя много часов нагрузки, классное руководство над самым трудным классом да еще и несколько часов репетиторства. Вначале он чувствует, что может все это одолеть. И на самом деле у него все получается. Но со временем наступает ощущение, что все он делает плохо, что его недооценивают, что к нему придираются и дети его все больше раздражают. Это симптомы выгорания. И происходит это от того, что учитель неправильно оценил свои ресурсы. Какое-то время организм, включая все свои дополнительные возможности, держался, но потом он стал давать сбой по всем направлениям. Этот учитель становится раздражительным, качество его работы ухудшается, могут возникнуть семейные проблемы и проблемы со здоровьем. Основная причина заложена в несоответствии его ресурсов (индивидуальных особенностей нервной системы, способов реагирования на кризисные ситуации, возможности получения поддержки близких и т. д.) требованиям, которые предъявляет к нему общество или он сам к себе.

    С приемными семьями все может происходить подобным образом, если возможности родителей не учитываются или преувеличиваются, а трудности недооцениваются. Например, когда в семье уже есть дети и все они хорошо прошли период адаптации, родители считают, что они могут взять в свою семью не одного, а двоих или больше детей, при этом полагая, что им под силу многое. Некоторое время приемные родители смогут преодолевать множество трудностей — адаптацию, ревность между детьми, их сложное поведение, связанное с нарушением привязанности. Но со временем они могут почувствовать истощение своих запасов. При этом немаловажный фактор - ответственность перед контролирующими организациями (социальными службами), понятное стремление выглядеть хорошей мамой или папой, показать свою компетентность.

Такие нагрузки очень сложные. Это важно учитывать перед принятием решения взять в семью сразу нескольких детей. Важно учитывать свои способности, размеры помещения, временные затраты, возможности душевных сил. Иначе, если станет слишком тяжело, может сложиться впечатление, что во всем этом виноваты или дети, или сами родители. И это будет необъективный взгляд, синдром эмоционального выгорания.

Еще один фактор - когда один из супругов не был согласен с решением взять приемных детей. Его каким-то образом уговорили. Тогда второй из родителей может остаться без поддержки и большую часть нагрузки нести на себе. И если что-то пойдет не так, супруг, который не хотел брать детей в семью, всегда сможет сказать: «А я же тебе говорил…». Это добавит еще и чувство вины за решение, которое не было обоюдным. Такие взаимоотношения внесут огромные сложности в семейную систему и адаптацию ребенка или детей в новых условиях, что может тоже привести к выгоранию. Поэтому не стоит спешить с принятием решения, если в семье есть люди, которые категорически против него.

Обязательно выделяйте время для себя. Не по остаточному принципу, «когда получится», а совершенно обязательно. Если вы твёрдо будете знать, что, скажем, по субботам с ребёнком на несколько часов остаётся бабушка, а вы тем временем занимаетесь собой, пережить трудные моменты в течение недели станет гораздо легче. Подумайте, какие занятия вас восстанавливают? Бассейн, прогулка, встреча с друзьями, наведение красоты, валяние с книжкой, выход в свет с супругом, рукоделие, спорт… Всё, что лично вам помогает отдохнуть и расслабиться, должно присутствовать в жизни регулярно!

Устраивайте себе «тайм-ауты» до того, как подступит невыносимая усталость. Поставьте детям мультик и спокойно выпейте кофе или примите душ. В этот момент забудьте про предупреждения врачей, что телевизор дольше 15 минут в день - это вредно. Поверьте, мама на третьей стадии выгорания гораздо вреднее! Когда вы будете в лучшей форме, вы сможете играть и заниматься с детьми. Любыми способами избегайте хронического переутомления, особенно недосыпа. Пусть хозяйство будет не в идеальном порядке, но у вас останутся силы улыбаться детям. Находите время для совместных удовольствий и развлечений. Вместо генеральной уборки в воскресенье махните с детьми в парк или в кино. Пусть не все уроки будут сделаны, но поцелуй перед сном - это святое.

Если вам вдруг покажется, что вы поступаете эгоистично и безответственно, предаваясь отдыху в то время, как кто-то другой следит за ребёнком, напомните себе, что это вклад в ваше семейное благополучие и в будущее вашего ребёнка. Главное в жизни вашего ребёнка - это вы. Чудо уже произошло, вы встретились и теперь живёте одной семьёй. Помните, что вы берёте приёмного ребенка не для того, чтобы стать для него идеальным родителем, а для того, чтобы просто у него быть.

Методы помощи при эмоциональном выгорании:

1. Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика.

2. Физиотерапевтические : физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.

3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.

4. Психологические : аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой - «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы - пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе.

Главное - помните: синдром эмоционального выгорания - не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.

Национальный центр усыновления