Она славилась как гостеприимная радушная хозяйка знаки. А вы — гостеприимная хозяйка? Чем утолить эмоциональный голод

Грядут праздники, а с ними - бесконечная череда застолий, поток близких (и не очень) людей и бессменная “вахта у мартена”. Не удивительно, что в эти дни прекрасная церемония приема гостей превращается в тяжкий труд.

А ведь так хочется быть гостеприимной хозяйкой, которая знает, как угодить каждому, кто пришел в ее дом. Для этого нужно знать семь простых секретов. И мы раскроем их в нашем “Высшем классе”.

Чем утолить эмоциональный голод

Иногда в гостях как будто отбываешь повинность. Хотя с теми же людьми на нейтральной территории общаешься давно и с удовольствием. Бывает и так, что чувствуешь себя настолько хорошо и комфортно, что уходить не хочется. И ты подсознательно ищешь предлог, чтобы вернуться, забывая у гостеприимных хозяев свои вещи. Неужели дело в энергетике дома? В какой-то мере, да. Нас тянет туда, где приятно находиться.

Получать положительные эмоции — потребность человека не менее важная, чем есть, пить и дышать. Это как наркотик, который хочется получать снова и снова. Нет ничего удивительного в том, что между умением дарить радость и присутствием в нашей жизни любящих родственников, верных друзей, пылких поклонников с серьезными намерениями и надежных деловых партнеров есть прямая связь. От умения принимать гостей зависит ваш личный пиар.

Совершенно ясно, что одним умением вкусно готовить не обойтись. Предложите в качестве аперитива - искреннюю радость, в качестве гарнира - неподдельное внимание, а на десерт - теплые слова. Помните инструкцию по обращению с гостями перед балом у Воланда, изложенную Коровьевым Маргарите? “Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала! И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...”

Примерно так выглядит упрощенная формула. Но разве можно приготовить изысканный десерт “Тирамису”, если перед вами лежат все необходимые ингредиенты, но нет главного - рецепта. Итак, семь рецептов, которые помогут утолить не только эмоциональный, но и интеллектуальный, и гастрономический голод гостей.

Рецепт первый:

количество не переходит в качество

“Скольким гостям можно уделить внимание, чтобы и хозяйские нервы были целы, и гости довольны?” - спросила я знакомого психолога после одной из своих провальных вечеринок. И узнала о существовании некой магической формулы. Кстати, она не только упрощает жизнь хозяйке, но и помогает японским менеджерам создавать свои знаменитые коллективы-семьи. Выглядит она так: 7 ± 2. Именно такое количество людей вы сможете подпитать положительными эмоциями, не напрягаясь. Если больше, придется брать “заместителя” (на каждые девять человек - по одному “заму”). Иначе утратите контроль над ситуацией, и праздничная атмосфера окажется под угрозой. Гости начнут объединяться в кланы по интересам, и кто-то обязательно окажется за бортом. Но ведь нам нужно совсем не это! Куда проще договориться с мужем или близкой подругой, что роль тамады - за вами, а сервировка, мытье посуды и прочие “технические” моменты - ее забота. Естественно, когда гости нагрянут к ней, вы станете ее правой рукой по “техчасти” или закупкам.

Рецепт второй:

каждому празднику - своя роль

У Оксаны праздник - юбилей свадьбы. Хозяйка чуть не разбилась в лепешку, пытаясь угодить каждому гостю. Все, конечно же, остались довольны. И только муж грустно вздыхал: “Не пойму, почему на нашем юбилее главными действующими лицами были не мы с Ксюшей?” Я сочувственно смотрю на него, и меня осеняет мысль.

Существуют две категории праздников

Для гостей. Понравиться будущей свекрови, склонить на свою сторону человека, способного повлиять на ваш карьерный рост, вызвать симпатию у коллег, подтолкнуть поклонника перейти в ранг законного супруга... Это тот случай, когда хозяйке нужно произвести на гостей неизгладимое впечатление. А потому за ней тщательные подготовительные работы: разузнать предпочтения в еде, привычки, интересы, вкусы.

Для хозяев. В эту категорию попадают день рождения, юбилей, годовщина свадьбы. Основная роль достается хозяевам, а с ней и полное право ставить на стол свои любимые блюда и включать любимую музыку. Тут уже задача гостей выяснить их предпочтения и подготовить сюрпризы. Впрочем, это не означает, что можно игнорировать вкусы приглашенных. Иначе зачем вы их звали?

Рецепт третий:

места нужно знать

Правила этикета писались не одно столетие. И теперь вряд ли кто вспомнит, какой глубокий психологический смысл вкладывался в них. Мой бывший одноклассник, а ныне специалист по НЛП, которого я встретила на помолвке наших общих друзей, обнаружил его в правилах рассаживания гостей и посоветовал им не пренебрегать. “Главных действующих лиц не зря советуют усаживать во главе стола. Это место воспринимается как “руководящее”, - начал свой урок гуру технологий влияния. Гости не подозревали, что являются объектами нашего пристального внимания. Пока они беззаботно веселились, я узнала...

- На своем празднике хозяева садятся рядом во главе стола, чтобы уделить максимум внимания друг другу. А вот на празднике для гостей - по разные стороны “баррикад”, чтобы удерживать всех присутствующих в поле зрения.

- Вечер, на котором решаются деловые вопросы, возглавляют vip-персоны. Посадите важных гостей спиной к стене, лицом к входной двери. Чувствуя себя в безопасности, они будут пребывать в прекрасном настроении. О вас сложится хорошее впечатление.

- Остальные гости рассаживаются в “гендерном” порядке: мужчина, женщина; мужчина, женщина. Если вы, конечно, не хотите обделить дам мужской заботой.

“Но самое ответственное мероприятие - знакомство с родителями, - продолжал гуру, понизив голос. - От того, где кто сядет, зависит, быть или не быть новой ячейке общества. Чтобы рассредоточить “родственные коалиции”, напротив свекра нужно разместить тещу, а напротив свекрови - тестя. Жених и невеста садятся по диагонали от родителей. Молодой человек между “мамами”, а девушка - между “папами”, чтобы уделить внимание обоим”. Глядя на счастливую парочку, я догадалась, кто тут постарался.

Рецепт четвертый:

заставить говорить других

Общение само по себе - процесс энергоемкий. На разговоры с каждым гостем тратится примерно столько же душевных сил и интеллекта, сколько на экзамен без подготовки. Конечно, притворяться прилежным слушателем, думая о предстоящей генеральной уборке после ухода дорогих гостей, куда проще, чем вникать в смысл сказанного. Но имитация быстро распознается - как дежурная, хотя и вежливая, улыбка официанта.

Чтобы не чувствовать себя в самый разгар празднества выжатым лимоном, книги по этикету советуют выкроить немного времени перед приходом гостей - отдохнуть, набраться сил. А заодно подумать, о чем говорить, а главное - о чем не говорить. Вот уже без малого сто лет остаются в силе три темы-табу: политика, религия, болезни.

В знакомой компании интересные темы всегда найдутся. Если вы пригласили людей не столь близких, не торопитесь сводить беседы к презентации своего интеллекта. Гораздо разумнее дать им возможность общаться. Высший пилотаж для хозяйки - сделать так, чтобы гость как можно больше говорил сам. “Раскрутите” будущую свекровь на откровенность о ней и ее сыне, коллег - о своих талантах и успехах. Польза очевидна - вы не только получите ценную информацию, но и навсегда останетесь в памяти гостя как душевная, внимательная и умная особа.

Рецепт пятый:

экзамен на хозяйственность

Игнорировать кулинарный пункт в высшей степени немудро. По крайней мере, результаты “теста на хозяйственность” наверняка будет кому оценить. Например, свекрови. В этом плане застолье гораздо выгоднее фуршета и пикника.

“С давних времен в нашу генетическую память впечатано: люди, разделившие друг с другом совместную трапезу, чувствуют себя членами одного племени”, - объяснил мне значимость угощений правительственный консультант по части гостеприимства.

У каждой хозяйки, вероятно, найдется несколько дежурных блюд и непременно одно авторское. Не беда, если таковое отсутствует. Можно не изобретать велосипед, а воспользоваться рецептами из любой поваренной книги.

Важно избежать другой крайности - превратить застолье в праздник чревоугодия. Наевшись до отвала, гости впадут в полусонное состояние, и вся вечеринка на смарку. “Где же золотая середина?” - интересуюсь у титулованного “гостеведа” и узнаю о правилах “взаимоотношений” с едой. Итак, для дружеской демократической вечеринки 50 процентов времени отводим чревоугодию, а 50 - развлечениям и разговорам, на фуршете - 5 и 75. На пафосном приеме расстановка сил немного другая: 75 и 25 процентов.

Рецепт шестой:

хлеба и зрелищ

Девиз древнеримских граждан за две тысячи лет не потерял актуальность. Мы по-прежнему жаждем и того, и другого. Но одно дело устроить совместный просмотр телепрограмм, и совсем другое - включить гостей в игру. Совершенно ясно, что гораздо “питательнее” для эмоций окажется “другое”.

В справедливости своей догадки я убедилась на дне рождения одной знакомой, которая имеет обыкновение придумывать ко всем праздникам сценарии. В этот раз - в немецком стиле. Каждый гость получил именные бейджи с приставками “герр” и “фрау”, на стол подали колбасно-сосисочные блюда. Согласно сценарию, тосты нужно было произносить тоже по-немецки. Причем незнание языка не освобождало от ответственности. Зато сколько положительных эмоций мы получили, когда один из гостей, финансовый директор солидной фирмы, поправляя очки, с выражением говорил: “Даст ист фантастишь!”, “Гитлер - капут!”

Мои родители обожают ходить в гости к очаровательной пожилой чете Николаевых. Возвращаются всегда счастливые и с восторгом рассказывают, что Николаевы каждый раз устраивают тематическое застолье: то десять блюд из спаржи, то пять вкусов экзотики. А их сын работает на вечеринках диджеем и выбирает для родительских посиделок музыку в тему из своих коллекционных пластинок. После культурно-дегустационной программы все садятся смотреть фотографии. Но я уверена, что родители чего-то недоговаривают. Иногда мне кажется, что эти Николаевы владеют некими особыми приемами по привлечению гостей. А потому я торжественно обещаю, что обязательно внедрюсь в их семью и разгадаю все секреты.

Рецепт седьмой:

спасибо, дорогие гости, что пришли

Каждую неделю по пятницам моя старинная приятельница Алена устраивала вечеринки. Поскольку все ее гости - врачи, посиделки получили название “терапевтические”. Некоторым так нравилось коротать вечера у Алены, что они засиживались до глубокой ночи. Гостеприимная хозяйка и не заметила, как вечер пятницы стал оканчиваться сначала утром в субботу, затем в воскресенье вечером и, наконец, всеобщими сборами на работу в понедельник. Главная героиня “терапевтических вечеров”, еще недавно упивавшаяся своей популярностью, теперь мечтала об одном: выпроводить развеселую компанию. Но как это сделать правильно, чтобы не рассориться с ними, не представляла. И вот однажды она пошла на хитрость: перенесла встречу на четверг в надежде, что на следующий день гости дружно засобираются на работу. Но не тут-то было! В пятницу утром гости лихорадочно отпрашивались с работы под самыми немыслимыми предлогами. И покидали радушный дом, по традиции, в понедельник.

Сервис проверки орфографии и пунктуации онлайн - это уникальный бесплатный сервис поиска ошибок и опечаток.

Эффективный алгоритм сайт находит множество ошибок, среди которых:

  • непарные скобки и апострофы;
  • две запятые или точки подряд;
  • выделение запятыми вводных слов;
  • ошибки в согласовании;
  • грамматические и логические ошибки;
  • опечатки;
  • лишние пробелы;
  • повтор слов;
  • строчная буква в начале предложения;
  • правописание через дефис;
  • и многое другое.

На нашем сервисе вы сможете не только узнать уникальность текста, но и проверить его орфографию и пунктуацию. При проверке текста можно так же легко избавиться и от опечаток, которые не всегда заметны при быстром наборе. При использовании данного сервиса вы будете уверены в качестве текста.

Проверка текста на ошибки онлайн, исправление ошибок в тексте от сайт

Исправление ошибок в тексте онлайн, проверка орфографии и пунктуации позволят проверить грамотность текста.

Проверка ошибок онлайн поможет найти ошибки и опечатки в тексте. Проверка текста на ошибки пригодится при анализе любого текста, если вы хотите проверить его качество и найти имеющиеся ошибки. Если же у вас возникают трудности в первую очередь с пунктуацией, а не с орфографией, оцените возможность проверки запятых. Сервис укажет на проблемные места, где были найдены лишние или отсутствующие знаки препинания, например, несколько запятых подряд или непарные скобки.

Одной из ключевых особенностей бесплатной проверки на ошибки на сайт является возможность исправить их прямо в тексте. Алгоритм проверки прост.

  • Вставьте нужный текст в окно проверки орфографии и пунктуации.
  • Нажмите на кнопку «Проверить на ошибки».
  • Обратите внимание на подсвеченные контрастным цветом места и количество найденных ошибок под полем проверки.
  • Нажмите на выделенное слово и выберите верный вариант написания из открывшегося списка.

Я не знаю точно, как и когда они познакомились, какая спираль, какой вираж судьбы свел в одной из ленинградских, подернутых краснодеревым петербургским маревом, гостиных мою маму и поэта, чьи стихи на голос я помнил с детства. Знаю только, что это Фаина Раневская познакомила Татьяну Вечеслову с Анной Ахматовой.

Вскоре после знакомства Анна Ахматова пригласила Вечеслову в гости. У нее собирались друзья. Состав собравшихся мать, вспоминая, не уточняла, но круг можно себе представить: он и тогда был не широк. Вечеслова волновалась, поскольку хозяйка давно уже была легендой, а то время имело свойство резонатора легенд. Вот у нее и случился, как это назвали бы актеры, зажим номер восемь. На столе стояли замечательные хрустальные александровские бокалы. По нынешним ценам они для труженика культуры просто неподъемны, но и тогда стоили каких-то денег, хотя ценны были не этим… Если представить себе, кто наливал в эти бокалы шипящее Клико, играющее ореолом ароматных, щекочущих подставленную ладонь брызг, взлетающих над тонким их краем, чьи ловкие пальцы опасно поигрывали ими в паузе между акмеистическими таинствами… Если только представить - голова идет кругом.

И вот в объятиях зажима Татьяна Вечеслова, пригубив шампанского, легким движением ставит бокал на стол - и он, будь нелегок, выждав секунду, слетает со своей хрустальной ноги с мелодичным звоном. Милое оживление за столом, и предположения вроде «Друзья, кажется, бить посуду еще не время!» - несколько смягчили неожиданный вандализм. Но смущение и неловкость ситуации только усиливают зажим: «Анна Андреевна, миленькая, да я же (берет в руку бокал) , да я же просто взяла и поставила, вот!». Ставит. Бокал, выждав секунду, слетает со своей ноги с легким мелодичным звоном.

За столом наступает тишина. «Да нет, ну как?! - матушка в нокдауне. - Я же просто…» «Милая, не нужно,» - осторожно пробует остановить течение фатума Фаина Георгиевна. «Да нет! - повышает голос на судьбу мать. - Я просто взяла (берет, тишина становится липкой) и поставила…» Секунда - третий бокал слетает с ноги с легким мелодичным звоном. Как писал Марк Твен, опустим занавес милосердия над концом этой сцены…

Но какое все же поколение! Их упорство, уверенность в правоте, их привязанность к красоте и - подспудная - к разрушению… Ахматова никогда не поминала Вечесловой этих бокалов. Но помнила.

***

Как-то зимой - в день рождения матери, когда в доме собиралось по сорок, пятьдесят человек гостей, - ее пришла поздравить Анна Андреевна вместе с Фаиной Георгиевной, оказавшейся в ту пору в Ленинграде. «Смотрите, что Вам Аннушка принесла,» - подтолкнула почему-то смущающуюся Ахматову Раневская. «Поздравляю вас! Вот…» - Анна Андреевна достала из сумки сверток. Там оказалась замечательная статуэтка работы Данько. Необыкновенно изысканная фигурка сантиметров двадцати стояла на круглом белом постаменте в длинной дымчатой тунике. На подчеркнуто прямые плечи была наброшена шаль цвета терракоты. Голова - чуть опущенная и повернутая в три четверти - моментально узнавалась по знаменитому профилю и челке. «Только голова у нее отбита, - сказала Анна Андреевна, и стало понятно ее смущение. - Но я сама приклеила, пока держится.» Мать вспоминала, что сказано это было крайне серьезно.

Сейчас статуэтка находится в Фонтанном доме - музее Ахматовой в Петербурге. Музею ее отдала мать. Завершив круг, домашний Лар вернулся к своему алтарю. Хочется верить, навсегда.

А в тот вечер, в прихожей Раневская сказала: «Знаете, я вчера перечитывала Ронсара, это восхитительно…» И стала читать по-французски, опустив веки, чуть раскачиваясь под строфу. Но вдруг, неожиданно прервавшись и широко раскрыв глаза, спросила: «Ну как? Обосраться можно, верно?!»

***

После войны в Ленинграде власть устроила очередное аутодафе. На этот раз потребовались души Зощенко и Ахматовой. Их тексты были запрещены, их книги уничтожались. Незадолго до этого мать перед отъездом в санаторий зашла к Анне Андреевне. На столе лежала книга, протянув которую гостье, Ахматова сказала: «Ну вот, вышла, наконец, долгожданная.» Ее книг не печатали давно. Все ждали, уставали ждать и опять ждали вместе с поэтом. Мать бережно взяла книгу и спросила, не подумав: «Анна Андреевна, я еду в санаторий лечиться, можно мне взять ее с собой?» Ахматова даже растерялась: «Родная, поймите, это сигнальный экземпляр! Я с ним как следует и побыть-то не успела…» - «Анна Андревночка, ну пожалуйста, пожалуйста! В санатории так скучно, врачи… я же там помру от тоски!» Ахматова вздохнула, улыбнулась и сказала: «Вы болеете, значит, вам нужнее.» Села к столу, подписала книгу и отдала ее. Спустя несколько дней весь тираж был уничтожен. Не осталось ни одного экземпляра. Кроме этого, собственными руками автора отданного, - потому, наверное, и выжившего.

***

В один из вечеров мать танцевала в Дон Кихоте. Кто видел этот балет, помнит, что роль Китри в классическом репертуаре - одна из самых победительно женских. На спектакле была Ахматова; она сидела в директорской ложе, справа от сцены, вплотную к ней. Вечеслова вспоминала, что весь спектакль видела пристально следящие за ней глаза. Позже, в ночь, раздался звонок: «Я написала о вас стихи!» Последовавший разговор с требованием прочесть немедленно, с просьбой потерпеть, пока стихи улягутся и т. д., был, сам по себе, не важен. Важно было неуклонное приближение персонажа только что рожденного стиха/мифа к прообразу - вот сейчас замкнет, закоротит, две неслиянные реальности сольются. Миф, прорвав плотину действительности, повернет поток жизни в русло истории и воспоминаний.

Надпись на портрете
Т. В-ой
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

Написано стихотворение на куске серовато-палевого, довольно грубого картона под наклеенной на него фотографией, на которой снята по пояс обнаженная Вечеслова…

«Я заставила фотографа поставить свет, аппаратуру, а потом приказала вышвырнуться из гримуборной. Он очень сопротивлялся, но я заставила. Лишь потом скинула халатик и встала перед камерой. А на затвор нажала Галя Уланова.»

Этот портрет, под которым Ахматова своей рукой написала и подписала окаянные стихи, у меня украли. Вот так миф отправился в путешествие. Здесь случайностей не бывает.

***

Последний раз мы видели Ахматову в Комарово, куда приехали в будку, как называла Анна Андреевна маленький домик, в котором жила. Пока они разговаривали, я шлялся по окрестностям, поскольку для меня как раз наступило время, в котором девочки интереснее поэзии. Расставаясь, Ахматова и Вечеслова долго стояли у калитки. Уходя, мать все оборачивалась, а Анна Андреевна все смотрела вслед… Комарово, став местом их прощальной встречи, оказалось и местом последнего покоя. Их памятники стоят совсем рядом. Уверен - не случайно.