«Путешествие на Луну». Конспект занятия в подготовительной группе. Луна, Луна… Краткие сведения и классные фото Что такое луна для дошкольников

♦ Кто из вас знает, какая планета является спутником Земли?

Конечно, это Луна. Представьте себе лунную ночь. Голубоватый свет Луны, словно легкий прозрачный дым, наполняет парк. На тропинках лежат узорные тени ветвей и листьев, а на спокойной глади сонного озера протянулась серебристая лунная дорожка.

Луна

Вышла ясная луна,

Посмотрела вниз она

На березки, на луга,

На речные берега.

«Как чудесно на земле!

Соловей поет во мгле.

Только я всегда одна!» —

Плачет бледная луна.

Звезды на небе горят,

Они шепчут, говорят:

«Не печалься зря, луна,

В небесах ты не одна!

Хоть не очень ты ярка,

Все же солнышку — сестра.

Темной ночью ты сияй,

Путь-дорогу озаряй!»

Луна — верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.

♦ Как вы думаете, какую форму имеет Луна?

Правильно, Луна имеет форму шара.

♦ А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?

Луна меньше Земли в четыре раза.

♦ Но почему же маленькая (по космическим меркам) Луна кажется нам больше звезд и планет?

Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле.

Поверхность нашего спутника холодная и темная. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.

На каменистой поверхности спутника много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами.

Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.

На Земле таких кратеров очень мало.

♦ Как вы думаете, почему?

Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет.

Воды на нашем спутнике тоже нет, поэтому Луна безжизненна. Ведь растениям и животным необходимы воздух, вода и тепло.

♦ Попробуйте дополнить то, что я скажу.

Луна вращается вокруг... (Земли) и вместе с Землей — вокруг... (Солнца).

Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной. Противоположную сторону Луны мы не можем увидеть с Земли!

♦ Как вы думаете, Луна и месяц — это одно и то же небесное тело или разные тела?

Правильно! Одно и то же. Но каждую ночь Луна выглядит по- другому. То она похожа на тонкую сережку на темно-синем фоне, совсем как в загадке: «Золотая сережка лежит на синей рогожке», то на ломтик дыни, то на золотой рожок.

Неполную Луну называют месяцем.

Золотой рожок

Под ногой скрипит снежок,

Звездочки мерцают,

Месяц золотой рожок

Ночью зажигает.

С ним светлей и веселей

В небе темно-синем.

Россыпью цветных огней

Вспыхивает иней.

Полная Луна похожа на круглый блин.

Висит ночью в небе блин,

Его съесть мы хотим,

А он спрячется за тучку,

Не достанешь его ручкой!

♦ Отчего же Луна каждую ночь выглядит по-разному?

Вы уже знаете, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Мы видим Луну потому, что ее освещают солнечные лучи.

Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю ее поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы наблюдаем в ночных небесах и называем ее месяцем.

Луна всегда интересовала и притягивала взоры людей. Ученым хотелось разгадать лунные загадки. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на спутнике Земли есть горы, а также низменности, которые называют «морями». Но в лунных «морях» нет ни капли воды!

Побывали на Луне и люди. Первым астронавтом, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг.

Вопросы для закрепления

♦ Какая планета является спутником Земли?

♦ Какую форму имеет Луна?

♦ Во сколько раз Луна меньше Земли?

♦ Как выглядит лунная поверхность?

♦ Есть ли на Луне атмосфера?

♦ Есть ли в лунных морях вода?

♦ Как называется неполная Луна?

У нашей планеты, в отличии от многих других, есть только один естественный спутник, который можно наблюдать ночами на небосклоне - это, конечно, Луна. Если не брать в расчет Солнце, то именно этот объект является самым ярким, который можно наблюдать с Земли.

Среди остальных спутников планет, спутник планеты Земля занимает пятое место по своей величине. На нем нет ни атмосферы, ни озер и рек. День и ночь сменяют друг друга здесь с периодичностью в две недели, при этом можно наблюдать перепад температуры равный в триста градусов. И она всегда повернута к нам только одной своей стороной, оставляя в загадках свою темную обратную сторону. Этот бледно-голубой объект ночного неба - Луна.

Лунная поверхность покрыта слоем реголита (песочной пыли черного цвета), который достигает на разных участках толщины от нескольких метров до нескольких их десятков. Лунный песок реголит возникает от постоянного падения метеоритов и дробления в состоянии вакуума, не защищенного под воздействием космических лучей.

Поверхность Луны неровная с множеством кратеров различного размера. На Луне есть как равнины, так и целые горы, выстроенные в цепочку, высота гор до 6 километров. есть предположение, что более 900 миллионов лет назад на Луне происходила вулканическая активность, об этом говорят найденные частицы грунта, образование которых могло быть в следствии извержений.

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Лунная поверхность отражает чуть более семи процентов солнечных лучей. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности, которые по древнему ошибочному суждению, сохранили за собой название "море".

Луна и планета Земля

Луна всегда обращена к планете Земля одной стороной. На этой видимой с Земли стороне большую часть занимают равнинные пространства, которые называют моря. Моря на Луне занимают порядка шестнадцати процентов общей площади и представляют собой гигантские кратеры, которые появились после столкновения с другими космическими телами. Другая скрытая от Земли сторона Луны почти полностью испещрена горными цепями и кратерами от небольших до огромных размеров.

Влияние самого близкого к нам космического объекта Луны распространяется и на Землю. Так, типичным примером служат приливы и отливы морей, которые возникают из-за гравитационного притяжения спутника.

Происхождение Луны

По различным исследованиям между Луной и Землей есть много различий, в первую очередь в химическом составе: на Луне практически нет воды, относительно небольшое содержание летучих элементов, небольшая плотность в сравнении с Землей и маленькое ядро из железа и никеля.

Тем не менее радиометри́ческий анализ, по которому определяют возраст небесных объектов если в составе есть радиоактивный изотоп, показал, что возраст Луны такой же, как и у Земли 4,5 миллиарда лет. Соотношение стабильных изотопов кислорода у двух небесных объектов совпадает, при том, что у всех изученных метеоритов такие соотношения имеют сильные различия. Это говорит о том, что и Луна и Земля в далеком прошлом образовались из одного вещества, находящегося на одинаковом расстоянии от Солнца в до-планетном облаке.

Исходя из общего возраста, сочетания схожих свойств при сильном различии между двумя близкими объектами Солнечной системы выдвигается 3 гипотезы происхождения Луны:

  • 1. Образование и Земли и Луны из одного до-планетного облака

  • 2. Захват гравитацией Земли уже сформированный объект Луну

  • 3. Образование Луны в следствии столкновения с Землей крупного космического объекта по размерам сопоставимого с планетой Марс.

Изучением бледно-голубого спутника Земли Луны занимались еще с глубокой древности. Например, среди греков особо известны размышления Архимеда по ее поводу. Подробно же описал Луну с ее характеристиками и возможными свойствами Галилей. Он увидел на поверхности Луны равнины похожие на "моря", горы и кратеры. А в 1651 году итальянский астроном Джованни Риччоли создал карту Луны, где подробно расписал лунный ландшафт видимой с Земли поверхности и ввел обозначения для многих частях рельефа Луны.

В XX веке интерес к Луне возрос при помощи новых технологических возможностей для исследования спутника Земли. Так 3 февраля 1966 года на поверхность Луны впервые совершил мягкую посадку советский аппарат Луна-9. Следующий аппарат Луна-10 стал первым искусственным спутником Луны, а спустя совсем немного времени 21 июля 1969 года на Луне впервые побывал человек. Наступила череда многих открытий в области селенографии и селенологии, которые совершили советские ученые и их американские коллеги из NASA. Затем к концу XX века интерес к Луне плавно поутих.

(Фотоснимок обратной стороны Луны, приземлившийся аппарат "Чаньэ-4" )

Китайский космический аппарат "Чаньэ-4" 3 января 2019 года успешно сел на поверхность обратной стороны луны, эта сторона постоянно обращенная в сторону от света излучаемого Земли и невидимая с поверхности планеты. Впервые обратная сторона лунной поверхности была сфотографирована советской станцией "Луна-3" 27 октября 1959 года, а спустя более полувека в начале 2019 года китайский аппарат "Чаньэ-4" сел на поверхность обратную от Земли.

Колонизация на Луне
Многие писатели и фантасты наравне с планетой Марс, рассматривают Луну, как объект для будущих колонизаций человеком. Несмотря на то, что это больше похоже на выдумку, американское агентство NASA всерьез задумалась над этим вопросом, поставив задачу разработать программу "Созвездие" по переселению людей на Лунную поверхность со строительством настоящей космической базы на Луне и разработки "межземле-лунных" космических перелетов. Однако, эта программа была приостановлена по решению президента США Барака Обамы из-за высокого финансирования.

Роботы-аватары на Луне
Тем не менее, в 2011 году NASA вновь предложила новую программу, на этот раз под названием "Аватары" по которой требовалось разработать и изготовить на Земле роботов-аватаров, которые затем будут доставлены на спутник Земли Луну с целью дальнейшей имитации проживания в лунных условиях человека с эффектом телеприсутствия. То есть управлять аватаром-роботом будет с Земли человек, полностью облачившись в костюм, который будет имитировать его присутствие на Луне в качестве робота-аватара, находящегося в реальных условиях на лунной поверхности.

Иллюзия большой Луны
Когда Луна находится низко над горизонтом Земли, возникает иллюзия, что ее размеры больше, чем есть на самом деле. При этом реальный угловой размер Луны не меняется, даже, напротив, чем ближе она к горизонту, тем угловой размер немного уменьшается. К сожалению, такой эффект трудно объясним и скорее относится к ошибке зрительного восприятия.

Есть ли времена года на Луне?
И на Земле, и на любой другой планете смена времен года происходит от наклона её оси вращения, при этом интенсивность смены времен года зависит от расположения плоскости орбиты планеты, будь то спутника вокруг Солнца.

Луна же имеет наклон своей оси вращения к плоскости эклиптики 88,5°, практически перпендикулярна. Поэтому на Луне с одной стороны почти вечный день, с другой стороны почти вечная ночь. А значит температура также в каждой части поверхности Луны своя и практически неизменна. При этом речи о смене времен года на Луне скорее не может быть, куда больше от простого отсутствия атмосферы.

Почему собаки лают на Луну?
Однозначного объяснения этому явлению нет, но скорее всего, по мнению некоторых ученых играет страх животного перед эффектом, схожим с Солнечным затмением от которого у многих животных появляется страх. Зрение собак и волков очень слабое и Луну в безоблачную ночь они воспринимают, как Солнце, путая ночь со днем. Слабый лунный свет и сама луна воспринимается ими, как тусклое Солнце и поэтому, видя Луну, они ведут себя также, как и при Солнечном затмении, воют и лают.

Лунный капитализм
В сказочном романе Николая Носова "Незнайка на Луне" Луна представляет собой спутник, возможно, искусственного происхождения, где внутри оказывается целый город - оплот современного капиталистического строя. Что интересно, детский рассказ не сколько кажется фантастическим, сколько социально-политическим не теряющим актуальность и в современное время, интересный и ребенку и взрослому.

Ланна Черкашина
«Путешествие на Луну». Конспект занятия в подготовительной группе

Цели и задачи : вызвать интерес к космическому пространству; расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; познакомить с естественным спутником Земли «Луной» ; способствовать развитию умения находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций; развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; совершенствовать уровень накопительных практических навыков :

Проводить опыты совместно с педагогом;

Активизировать речь.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение о космических планетах.

2. Просмотр мультфильмов.

3. Опытная деятельность с различными приборами и приспособлениями.

4. Рисование на тему «Космос» .

5. Конкурс на лучшую космическую поделку.

Оборудование :

Мультимедиа для демонстрации слайдов;

Презентация «Путешествие на Луну » ;

Наборы геометрических фигур.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку : “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)

Если мы посмотрим на ночное небо, то увидим сверкающие точки – это звезды. И самые маленькие из них наиболее удалены. Звезды настолько далеко от нас, что кажутся неподвижными, хотя на самом деле они движутся с огромной скоростью. У звезд есть свои названия : Полярная звезда, Сириус, Вега и др. В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия . Какие созвездия вы знаете? (Скорпион, Козерог, Лев и др.)

Для вас, сегодняшние девочки и мальчики, полеты в космос – в порядке вещей. А когда-то люди только мечтали подняться ввысь. После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

Сколько интересного хранят звезды!. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и даже может встретить обитателей других планет.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, выносливым, мужественным) . Космонавты очень смелые, сильные, умелые. Они много тренируются и умеют хорошо ориентироваться в пространстве. Сейчас мы проведём небольшую тренировку для космонавтов.

Физминутка.

Правую руку вверх,

Правую руку вниз,

Правой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левой рукой стряхнём

И повернёмся кругом.

Правую ногу вверх,

Правую ногу вниз,

Правой ногой стряхнём

И повернёмся кругом.

Левую ногу вперёд,

Левую ногу назад,

Левую ногу стряхнём

И повернёмся кругом.

Всем туловищем вперёд.

Всем туловищем назад,

Сделаем круг плечами

И повернёмся кругом.

Теперь нам предстоит определить, куда же мы полетим. Смотрите – вот звёздное небо. Никто пока не знает, какие планеты есть в далёком космосе… Но представить себе мы их сможем, если попробуем… Вот смотрите… (слайд) .

Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему. Солнце- источник жизни на Земле. Если посмотреть на небо, то солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле - это огромный огненный шар, состоящий из раскалённых газов. Температура поверхности солнца 6 тысяч градусов! Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас. Земля вращается вокруг солнца, правда мы этого движения не замечаем. Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

А теперь отгадайте загадку :

Ночь приходит – она восходит.

В небе сияет, тьму разгоняет?

Итак, я приглашаю вас в космическое путешествие на Луну . Занять места . Для полёта надеваем комбинезон, шлем, герметично соединяем части скафандра, перчатки. Предлагаю всем пристегнуть ремни. С вами говорит руководитель управления полётами. Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени : 10, 9, 8,7, 6,5,4,3 в звездный космос полети!

Упражнение «Перегрузка и невесомость» под музыку «Спейс»

(Звучит музыка взволнованного, беспокойного характера)

Воспитатель : – Какие ваши руки, ноги?

Дети : – Тяжелые.

Воспитатель : – А голова?

Дети : – Тяжелая.

Воспитатель : – Это перегрузка.

(Музыка меняется на спокойную)

Воспитатель : – А теперь вам становится легче, легче. Как вы себя чувствуете?

Дети : – Легко.

Воспитатель : – Это невесомость.

Дети :

В воздухе, как ласточки мы парим.

Из отсека в отсек мы летим.

Посмотри в иллюминатор, друг,

Чудеса одни вокруг!

(С помощью лазера на темной шторе имитируется падение звезды)

Воспитатель : – Ой, что это такое пролетело?

Дети : – Это, наверное, звезда упала.

Воспитатель : – Ребята, это не звезда, это метеорит пролетел. Метеориты – это осколки давно взорвавшейся звезды. Состоят они из камня, льда и даже железа. Есть такая примета : когда падает метеорит, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте, каждый про себя загадает желание.

Будьте внимательны, мы ведем наблюдение и за космическими объектами и телами : в верхнем левом углу иллюминатора мы видим Солнце. (Дети берут желтый кружочек и выполняют задание) . В правом нижнем углу появилась Луна. А посередине какие-то непонятные фигуры. Кто бы это мог быть? Это инопланетяне! Выложите инопланетянина из геометрических фигур.

Воспитатель : Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Луна. Готовимся к посадке. Спускаемый аппарат летит в каком-то тумане. И вдруг – мягкий толчок и … тишина! Мы прилунились!

Ребенок : Очень нравится путешествие мне .

Радостью охвачена детвора.

Вот она Луна!

Воспитатель : Луна – это каменный шар размером намного меньше Земли. Днём на Луне стоит жара до 130 градусов, а ночью, наоборот, страшный холод -170 градусов. На Луне нет ни капли воды. Никогда не идёт дождь, не бывает снега. А туман, который встретил нас при посадке – был просто пылью, которую подняли двигатели.

Луна не излучает собственный свет, а отражает свет Солнца. Мы видим Луну потому , что её освещают солнечные лучи. Освещенная Солнцем под разными углами Луна видна нам в течение месяца по-разному.

Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием

Через несколько дней мы уже видим тоненький полумесяц, а еще через несколько дней –

полукруг. Можно провести от него вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.

Луна в форме круга называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время останется лишь половинка, затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на ней есть горы, а также низменности, которые называются «морями» . Побывали на луне и люди. Первым астронавтом, сделавшим шаг по поверхности Луны, был американец Нил Армстронг.

Ребята, скажите, без скафандров можно гулять по Луне? (нет)

Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра нас в открытый Космос не выпустят. Каждый скафандр со своей электростанцией, электрическим отоплением, водяным охлаждением, а на голову надевают огромный гермошлем. На шлеме – светофильтр, защищающий от ослепляющего солнца. А на плечи – тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет.

Вот и приходится, отправляясь на прогулку, всё брать с собой! Каждый скафандр – это маленькая земля с тем климатом, к которому привык человек.

Давайте подумаем, как мы поступим, чтобы не заблудиться на планете Луна?

Дети : (делать заметки мелом; сыпать камушки; крошить кусочки хлеба; громко покричать; поднять куски яркой ткани; выложить на песке из камней, большое слово «SOS» ; ориентироваться по небу).

Правильно вы сказали, чтобы не потерять дорогу надо следить за небом.

Помните, я вам говорила, что Луна меньше Земли? А это значит, что на Луне каждый груз, каждая гиря, гораздо легче, чем на Земле. Значит громоздкие скафандры, и ранцы на Луне окажутся не такими тяжёлыми, как на Земле. А теперь, мы откроем дверь и пойдём гулять по Луне…

Смотрите внимательно под ноги здесь острые камни, целые каменные гряды и множество круглых ям – это кратеры.

Дети : Откуда на Луне столько больших и малых ям на поверхности?

Воспитатель : по этому поводу учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты – небесные камни из далёкого космоса. Это они «бомбардировали» Луну и оставили на ней свои следы. Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что есть здесь и то, и другое. На Луне нет воздуха, а значит, нет и ветра. В от и след, который оставил на лунной поверхности космонавт, останется на миллионы лет, так как нет ветра, который мог бы уничтожить отпечатки ног.

На поверхности Луны немало чудес, над которыми до сих пор ломают головы учёные.

А нам пора возвращаться, ребята. Вы не забыли, в какую сторону мы отошли от своего космического корабля?

Воспитатель : Занять места ! Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени : 10, 9, 8,7, 6,5,4,3,2,1, старт!

Ведущий : Наше путешествие подошло к концу . Но оно никогда не закончится на самом деле. Потому что каждый человек ищет и создаёт в своей жизни свою звезду, свою планету. Я желаю вам счастливого возвращения на планету Земля.

Взгляните в окно : небо голубое, солнышко тёплое, ласковое, а листья на деревьях зелёные, говорливые. Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Весь этот мир создан для жизни и пользы человека – для каждого из нас. Поэтому мы, ребята, должны любить этот мир, любить и беречь нашу планету Земля! Интересно на Луне, а на Земле лучше!

А теперь, нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники .

> > Из чего состоит Луна

Состав Луны – спутник Земли: описание для детей с фото, строение Луны, из чего состоит ядро, мантия и кора, как выглядит поверхность, моря, толщина слоев.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе о строении могут с того, что Луну проще всего найти на небе. Долгое время люди интересовались темными и светлыми пятнами на поверхности. Давайте внимательнее изучим из чего состоит Луна, какие есть слои и особенности поверхности спутника.

Лунная поверхность - объяснение для детей

Дети наверняка помнят сказки, в которых рассказывалось, что Луна сделана из сыра. Чтобы объяснение для детей было понятным, следует заметить, что более вероятный материал – камень. Поверхность укрыта мертвыми вулканами, ударными кратерами, лавовыми потоками, а также космическими аппаратами.

Древние ученые полагали, что темные участки – моря. В целом, их можно так назвать, только в этих образованиях нет воды. Важно объяснить детям , что перед ними лавовые бассейны. В самом начале лунной истории поверхность находилась в расплавленном состоянии, порождая вулканы. Однако они быстро остывали, а лава твердела. С астероидными атаками она раскалывалась, что повреждало поверхность.

По отметинам можно судить, что астероиды были частыми гостями путника. Но дети должны понимать, что на заре формирования нашей системы все планеты сталкивались и двигались хаотично. На Земле это не так заметно благодаря движению тектонических плит, а также атмосфере, которая сжигала большую часть пространственных нарушителей. Но на Луне подобной защиты нет, поэтому ее поверхность четко отображает всю историю.

Период атак завершился 3.8 миллиардов лет назад, но все кратеры остались. Большие и маленькие астероиды таяли на поверхности, но делали это медленно, что и перекрыло лавовые потоки.

Для самых маленьких следует рассказать, что тонкая кора состоит из реголита, напоминающего бетон. Когда посторонние объекты врезаются в поверхность, то разрывают ее на мелкие осколки, оставляя отпечаток (след Нила Армстронга).

Кора в ширину тянется на 60-100 км. Реголит может быть мелким (3 м) в морях или же глубоким (20 м) в горных участках.

Под поверхностью Луны - объяснение для детей

Теперь следует внимательнее изучить состав Луны. Как и Земля, спутник располагает корой, мантией и ядром. Последнее состоит из железа и окружено более мягкой и жидкой внешней оболочкой (500 км). Но внутреннее ядро занимает только 20% всей Луны (50% у других скалистых тел).

Большая часть внутреннего слоя представлена литосферой (1000 км). Так как слой начал таять еще в самом начале лунного формирования, то на поверхность прорывалась магма, создавая равнины. Постепенно она охладилась и полностью приостановила вулканическую активность.

По плотности спутник занимает вторую позицию после Ио (луна Юпитера). Наличие слоистости, скорее всего, вызвано кристаллизацией магматического океана после формирования.

Карта Луны

Нашли что-то интересное, непонятное или странное на карте? Добро пожаловать в раздел фактов и вопросов ниже!

.

Факты про Луну:

  • Самыми старыми на считаются ее нагорья. Их возраст превышает 4 миллиарда лет! Эти возвышенности густо усеяны кратерами от метеоритов - настолько густо, что едва можно найти свободный от них клочок поверхности. Новые воронки от ударов ложатся друг на друга, стирая границы старых кратеров.
  • Все неровности на спутнике, начиная от громадных впадин и заканчивая мельчайшими кратерами, являются последствиями столкновений с и космическим мусором. На Луну они падают столь же часто, как и на Землю. Но наш спутник не защищает атмосфера, в которой большинство метеоритов попросту сгорает - и когда на Земле нашли всего лишь 128 кратеров, у Луны их число перевалило за 15 тысяч.
  • Лунные «моря» на самом деле являются стародавними равнинами из застывшей лавы. Они образовались в местах падений самых больших астероидов. Их масса порождала взрывы, которые были в сотни раз мощнее самой сильной ядерной бомбы. Воронки от ударов были настолько большими и глубокими, что лава просочилась на поверхность и разлилась в виде озера.
  • На Луне нет камней, больших валунов и ярко выраженных скал, как на Земле. Находясь миллиарды лет под разрушительным воздействием и открытого космоса, они рассеялись в каменный порошок - знаменитую лунную пыль, покрывающую весь спутник.
  • Несмотря на эти деструктивные процессы, облик нашего спутника меняется очень медленно. Динозавры, жившие миллионы лет назад, видели Луну на небе такой же, какой видим сейчас ее мы. Пока континенты на планете , обретая свои нынешние очертания, поверхность нашего спутника почти не изменилась.
  • Самые молодые образования на Луне - это кратеры со светлыми лучами. Видимых следов воды на поверхности спутника нашей планеты нет. Даже извилистые каналы на Луне, похожие на русла рек, образовались с потоков вулканической лавы.

Вопросы и ответы :

Почему Луна светится? - Ее поверхность не светится сама по себе - она как зеркало отражает .

Почему иногда слабо видна неосвещенная часть Луны? - В такие моменты она подсвечивается Солнцем, свет которого отражает сама Земля. Это явление называют еще «пепельным светом» Луны.

Какая сторона Луны считается темной? - Та, которая не освещена Солнцем на момент наблюдения.

Почему Луна серого цвета? - На самом деле, поверхность Луны черная как уголь. Светиться ярко-серым цветом ее заставляет сильный свет Солнца.

Отпечаток ноги Нила Армстронга - первого человека, ступившего на Луну в 1969 году.

Были ли люди на Луне? - Пока что она остается единственным космическим телом вне Земли, на которое ступала нога человека. Всего там побывало 12 астронавтов - все американцы. 11 из них были пилотами реактивных истребителей, подготовленными к космическим перелетам. Еще один астронавт был ученым-геологом. Остальные космонавты работают либо на орбите Луны, либо в околоземном пространстве, и еще не бывали во внеземных мирах.