Неклассическая философия. Сплетни нашего городка и дистанционное сватовство: как мэр Эчмиадзина распугала женихов Участие в редколлегиях научных журналов

Гаспарян Диана Эдуардовна (24 июня 1978) — кандидат философских наук, специалист в области современной западной философии.

Закончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова в 2000 г. с отличием. В 2004 году закончила аспирантуру МГУ. Специализируюсь по кафедре «Социальная философия» под научным руководством проф. К.Х. Момджяна.

Тема дипломной работы: «Парадоксы самореференции социальных систем». В 2005 году подготовлен к защите текст диссертации по теме «Негативность как категория социальной онтологии».

Также имею экономическое образование, что, впрочем, составляет периферию моих научных интересов, зато способствует скорейшему трудоустройству в тех случаях, когда это становится актуальным. О трудовой деятельности: с 1997 по 1998 год работала в коммерческих организациях, с 1998 по 2000 в государственных структурах, в т.ч. Государственной Думе РФ, а также Аппарате Правительства РФ.

Сфера профессиональных интересов: 20 век по преимуществу, или постклассические стратегии философствования. К проблемам, в разное время, но примерно с одинаковой настойчивостью меня волновавшим, могу отнести следующие: эпистемологические парадоксы, в частности парадоксы ненормального множества и прочие системные парадоксы, связанные с неполнотой языка описания (Гедель, Витгенштейн); философия сознания (в феноменологическом своем прочтении); а также проблемы языка, в той плоскости, в которой их принято относить к «лингвистическому повороту» в философии. Кроме того, довольно конурентоспособным мифом современной эпохи мне представляется психоанализ, особенно в посталакановском своем прочтении, а именно в разработках С. Жижека, Р. Салецл, и др.

Книги (2)

Введение в неклассическую философию

Неклассическая философия вызывает неизменный интерес читателей, увлекающихся философскими проблемами.

Цель данной работы познакомить читателя с кругом основных идей и сюжетов, составляющих интеллектуальный «дух» неклассических стратегий философствования. В максимально доступной форме в книге излагаются главные расхождения неклассической философии с классической, а также обозначаются пути решения тех философских задач, которые так и не получили исчерпывающего решения в рамках классического подхода.

История социальной философии

Представленный в пособии курс лекций подготовлен на основе реально прочитанного курса лекций по социальной философии и учитывает сугубо педагогические нюансы презентации, материала.

Настоящее, пособие должно оказаться полезным студентам на стадий подготовки к экзаменам и зачетам по таким курсам как социальная философия, история социальной мысли, история социологии, история политических и правовых учений, политическая философия.

    Аспирантура: Staffordshire University, факультет: Department of Philosophy, специальность «PhD in Philosophy»

  • Кандидат философских наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 09.00.11 «Социальная философия», тема диссертации: Негативное как категория социальной онтологиии
  • Аспирантура: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: философии, специальность «философия»

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: философии, специальность «Философия, диплом с отличием»

    Бакалавриат: Международный институт экономики и права, специальность «Экономика, диплом с отличием»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

MA, Master of Arts Psychology and Education (2018-2019). The University if Sheffield (UK), Department of Education

Fulbright Visiting Scholar at Сlark University (MA, USA). Research project: "Introduction to Philosophy of Mind" (September, 2009 - May, 2010)

Pre-Academic Program: Multicultural communication for scholars. Academic Writing, Critical Thinking, Time Management (Department of Cultural Studies, University of Davis, California), August 2009.

Профессиональные интересы

  • Онтология и эпистемология
  • Метафизика
  • Философия сознания
  • Трансцендентализм
  • Неклассическая философия
  • Проблемно-концептуальный подход в философии

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

  • (Бакалавриат; где читается: Факультет философии ; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: Факультет философии ; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: Отделение деловой и политической журналистики ; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: Факультет прикладной политологии ; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: Факультет государственного и муниципального управления ; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус

Публикации

Книги 5

Статьи и главы в книгах 61

    Статья Гаспарян Д. Э. // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2019. С. 56-65. (в печати)

    Статья Гаспарян Д. Э. // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2017. № 3. С. 35-51.

    Статья Гаспарян Д. Э. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2015. № 1. С. 112-124.

    Статья Гаспарян Д. Э. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. № 1. С. 52-85.

    Статья Гаспарян Д. Э. // Vox. Философский журнал. 2014. Т. 16. № 16. С. 1-8.

    Статья Гаспарян Д. Э. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 3. С. 62-74.

    Статья Гаспарян Д. Э. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 2. С. 43-55.

    Глава книги Гаспарян Д. Э. // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 148-152.

    Глава книги Гаспарян Д. Э. // В кн.: История философии и социокультурный контекст / Отв. ред.: А. Н. Круглов , А. А. Шиян ; науч. ред.: Т. А. Шиян . М. : РГГУ, 2012. С. 138-149.

    Глава книги Гаспарян Д. Э. // В кн.: Философия. Культура. История / Отв. ред.: А. Н. Круглов , Т. А. Шиян . М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2011. С. 47-53.

    Глава книги Гаспарян Д. Э. // В кн.: Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения / Отв. ред.: В. Миронов , В. Васильев , В. Маркин . М. : Философский факультет МГУ, 2007. С. 128-134.

Участие в конференциях

1. Гаспарян Д.Э. Практики онтологизации негативного в современной философии // Международная конференция "Онтология негативности", 22-23 октября 2013 г., НИУ-ВШЭ

2. Гаспарян Д.Э. Международная конференция "Социология философского знания ", 16-18 октября, 2013 г., МГУ;

3. Гаспарян Д. Э. Говорить о сознании на языке самого сознания: Философия сознания Мераба Мамардашвили // Международная конференция "История философии и социокультурный контекст", 24-25 декабря, 2012 г., РГГУ;
http://www.ff-rggu.ru/istoriya_filosofii_i_sociokulturnyj_kontekst_ii/

4. Гаспарян Д.Э. Что такое Антипросвещение? // Межфакультетская конференция "Философия. История. Культура", 12-13 декабря 2011 г., РГГУ;
http://www.ff-rggu.ru/filosofiya_kultura_istoriya/

5. Gasparyan D. On the physical and logical types of relationships between body and consciousness // Science and Human Nature: Russian and Western Perspectives, November 6-8, 2008 in the USA, Waco, Texas, Baylor University;

6. Gasparyan D. Why the mind is the only problem of the mind-body problem? // International conference, Toward a Science of Consciousness, April 8-12, 2008 in the USA, Tucson, Arizona, Center for Consciousness Studies; http://consciousness.arizona.edu/tucson2008.htm

7. Gasparyan D. A few words about the type of relationship between mind and body // International conference, Toward a Science of Consciousness, April 4-8, 2006 in the USA, Tucson, Arizona, Center for Consciousness Studies;

8. Гаспарян Д.Э. О двух типах отношений между сознанием и телом // Всероссийская конференция, посвященная Вторым Грязновским чтениям «Философия сознания: история и современность», 17-18 ноября, 2006 г., Москва, МГУ;

9. Гаспарян Д.Э. Цинизм как социокультурное следствие диверсификации имманентного // Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005», 12-15 апреля 2005 г., Москва, МГУ;

10. Гаспарян Д. Э. Негативное в классической и неклассической концепциях языка // Философия и будущее цивилизации. IV Российский Философский Конгресс, 24-28 мая, 2005 г., Москва, МГУ.

Участие в редколлегиях научных журналов

    С 2017 г.: член редколлегии, выпускающий редактор журнала «Философия. Журнал Высшей школы экономики».

    С 2011 г.: член редсовета журнала «NeuroQuantology».

Гранты, конкyрсы, исследовательские проекты

1. Грант РНФ "Отечественная философия XIX-XXI вв. в интеллектуальном пространстве Запада: критика, рецепция, диалог", 2019-2021, № 19-18-00100, Исполнитель

2. Грант РФФИ "Особенности феноменологии (феноменологического подхода) в современной аналитической философии сознания", 2018-2020 гг., № 18-011-00124, Руководитель

3. Грант РФФИ "Трансцендентность и нарратив в становлении моделей историзма", 2019-2021, № 19-011-00610, Исполнитель

4. Грант РФФИ "Принцип трансцендентализма в Российской филосфии (XIX-XX вв.)", 2018-2021 гг., № 18-001-00234, Исполнитель

5. Индивидуальный исследовательский грант Научного Фонда НИУ ВШЭ "First-person philosophy в современной аналитической философии сознания: к интеграции феноменологии и натурализма", 2018-2020 гг., № 18-01-003

6. Индивидуальный исследовательский грант Научного Фонда НИУ ВШЭ "Эпистемические возможности программ натурализма и трансцендентализма в современной аналитической философии: к тематизации субъекта и смысла", 2016-2017 гг., № 16-01-0032

7. Индивидуальный исследовательский грант Научного Фонда НИУ-ВШЭ № 12-01-0071 "Антифизикалистские программы изучения сознания в современной англо-американской философии", 2013-2014 гг., № 12-01-0071

8. Грант РГНФ "Концептологический анализ "возвращения к трансцендентному" в современной европейской философии" 2013-2015, № 13-03-00573, Исполнитель

9. Грант Научного фонда НИУ ВШЭ на создание научно-учебной группы (НУГ) "Современная метафизика", проект "Метафизический реализм: трансцендентное в современной философии", 2013-2014 год, № 13-05-0032

10. Инициативный образовательный проект "Проблемно-ориентированный подход: формирование исследовательских компетенций в образовательном процессе" 2 место, участник проекта, 2014 г.

11. Грант Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ "Следование правилу: рассуждение, разум, рациональность" (2014, исполнитель)

12. Грант Фонда образовательных инновций НИУ-ВШЭ на разработку программы учебной дисциплины на английском языке "The Enigma of the Mind: Physicalistic and Non-Physicalistic Programs in Contemporary Philosophy of Mind", 2013 г.

13. Грант Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ "Онтология негативности" (2013, исполнитель);

14. Грант Фонда образовательных инноваций НИУ-ВШЭ на разработку программы учебной дисциплины на английском языке "Психофизическая проблема в философии" ("Mind-Body Problem), 2012 г.

15. Междисциплинарный семинар "Философия в современном университете", 1 место, координатор проекта, 2012 г.

16. Инициативный образовательный проект «Bringing The Qualitative Methods Back In: Разработка учебно-методических материалов для преподавания курсов по использованию качественных методов при проведении исследований в социальных науках», 1 место, участник проекта, 2011 г.

    Иосиф Крывелёв

    В ЛОГИКЕ существует так называемый закон достаточного основания. Он гласит: все, что ты мыслишь, все, что ты высказываешь, ты должен мыслить и высказывать только на достаточном основании. Если данное суждение не имеет основания или основание есть, но оно недостаточно, ты не имеешь логического права считать это суждение истинным.

    Онтологический аргумент, или Онтологическое доказательство бытия Бога, - одна из категорий аргументов, относящихся к вопросу существования Бога, появившаяся в христианской теологии. Не существует точных критериев для классификации онтологических аргументов, но аргументы типично начинаются с определения Бога, а заканчиваются подведением итогов о необходимости его существования, используя главным образом причины априори и эмпирические наблюдения.

    Евгений Петров

    Вопрос истинности или ложности религиозной веры принципиально не может быть решён наукой, наука принципиально не может (и, следовательно, никогда не сможет) ни доказать, ни опровергнуть существование бога, а потому не надо в разговорах с нами апеллировать к научным гипотезам.

    Главный водораздел между различными трактовками понятия Бога несомненно проходит в вопросе о его, Бога, личностной природе.

    Бертран Рассел

    Диспут между Расселом и отцом-иезуитом Ф. Коплстоном, переданный по радио в 1948 г.

    Диана Гаспарян

    Понятие «различие» кажется очень общим, но его нужно сразу конкретизировать, чтобы понимать, о чем идет речь в некоторых разделах современной философии, где, к примеру, говорится о философии различия. А в общем различие становится таким важным концептом, который несколько переформатирует фундаментальные эпистемологические установки.

    Диана Гаспарян

    Солипсизм (термин, который можно условно перевести с латинского solus и ipse - ‘единственный’ и ‘сам’) означает в философии трудности логического доказательства того, что за пределами сознания некоторого наблюдателя существует реальный мир. Как обосновывается солипсизм? Беркли впервые и очень ярко и красочно показал достаточно простую вещь. Фактически он настаивал на том, что солипсическую идею даже не нужно обосновывать, она лежит на поверхности, представляя собой некоторую аксиому. Философ Диана Гаспарян об определении субъекта и объекта, корреляционизме и современной эпистемологии.

    Диана Гаспарян

    Трансцендентализм восходит к средневековой, во многом схоластической риторике. Там он употреблялся довольно часто, но не в том значении, в котором он потом закрепился в философской традиции, стал означать гораздо более важные сюжетообразующие вещи, которые на сегодняшний день часто и имеются в виду в связи с этим словом.

    Д. ван дер Плас

    Различные религии представляют своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, сочетающими в себе черты того и другого; в виде живописных образов или скульптурных; в виде двухмерных или трехмерных изображений. Порой боги почитаются в конкретной телесной форме, как в нее воплотившиеся: царь в древнем Египте, японский император, Иисус из Назарета, древнеегипетский бык Апис и индийская кобра. Однако не все религии и не на всем протяжении своего существования создавали физические изображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, они изначально не были известны. Часто они отсутствуют и в религиях бедуинов, что может быть объяснимо особенностями их кочевого образа жизни, по необходимости ограничивающего круг материальных предметов. Эти бедные на изображения религии мы именуем аиконическими. Все это, однако, принципиально отличается от запретов на изображения, которые мы находим в религиях строго монотеистических по характеру.

    Евгений Шацкий

    Утверждают, что религия - основа общечеловеческой нравственности. Существует два типа морали: религиозная (основана на постулате - "так хочет бог") и гуманистическая (основана на постулате - "так нужно людям"). Многие позиции обоих учений совпадают - религиозные системы, противоречащие нуждам людей, случалось возникали, но не были долговечными. В то же время есть принципиальные различия. Религиозная мораль ставит на первое место не человека, а бога. Соответственно, во имя бога можно преступить гуманность.