Как работает световой. Импульсный свет в студии: как работать. С чего же начать

Если вы работаете в сфере кино или интересуетесь съемочным процессом, то наверняка вы уже знаете, как много зависит от освещения. Эта статья будет посвящена именно построению света в кинематографе и поможет вам начать лучше разбираться в этом искусстве.

Почему вам стоит обратить внимание на освещение?

Освещение – важнейшая часть кинопроизводства. Свет может создать персонажа, скрыть недостатки и вызвать у зрителя бурю эмоций: он так же важен, как и актерское мастерство и музыкальное сопровождение.

Многие независимые режиссеры нередко игнорируют свет и больше думают о качестве камеры и линзы. Но на самом деле даже с Panavision Panaflex изображение будет выглядеть скучным и плоским,если освещению не было уделено достаточно внимания.

С чего же начать?

Если вам хочется начать лучше разбираться в освещении, то знакомство с основной терминологией точно не помешает. Вот вам некоторые важные термины, необходимые для работы со светом:

Искусственный свет

Любой свет неестественного происхождения называется искусственным. В кинематографе искусственный свет используется как дополнение к дневному свету или для создания эффекта дневного света при его отсутствии.

Шторки осветительного прибора

Шторки используются на прожекторе для контроля и распределенияисточников света. Они могут быть использованы для создания теней и направления световых лучей.

Задний свет

Задний свет отделяет или приподнимает окружение. Он располагается лицом к линзе, сзади объекта или перед ним.

Отражающийся свет

Источник света, который отражается от белой поверхности. Такой свет выглядит очень мягко и помогает сделать светлее даже очень большие пространства.

Цветовая температура

Цветовая температура измеряется в Кельвинах и определяет тон источника света. В кинопроизводстве различные цветовые фильтры помогают сбалансировать изображение.

Линза Френеля

Линза, используемая в некоторых лампах для фокусировки и контроля источников света

Жесткий свет

Прямой, контролируемый источник света, который используется для создания драматического эффекта.

Хайлайты

Ярко освещенные области площадки, которые задают форму и структуру .

Мягкий свет

Менее контролируемый источник света, который создает более плоскую и гладкую картинку. Идеально подходит для освещения лица.

Дневной свет

Естественные источники света, могут быть воссозданы с помощьюметаллогалогенной лампы

Теперь, давайте ознакомимся с несложной, но отличной техникой постановки света, которая поможет вам лучше понять, как работает освещение в кинематографе. Она называется 3 точки освещения . И, как и говорит название, для работы в нем нам понадобятся 3 основных источника света: Ключевой, Заполняющий и Контровой .

Ключевой свет

Это основной и самый сильный источник света. Он располагается по обе стороны от камеры и обозначает все объекты на площадке.

Заполняющий свет

Он располагается напротив ключевого света. Он должен быть мягче, чем основной свет (3:1). Основное его предназначение – это избавится от всех нежелательных теней, созданных ключевым светом.

Контровой

Располагается за человеком или любым другим объектом. Основное его предназначение – выделить какие-то особенности, такие как плечи и волосы. Он отделяет актера от фона и помогает сделать его более объемным, трехмерным.

Вот так будет выглядеть основной объект после настойки всех трех источников света:

После того как вы научитесь понимать все тонкости этой техники, вы с легкостью можете экспериментировать, добавляя и убирая источники света для создания необычных эффектов.

Теперь, после того как вы уже ознакомились со способами постановки света, мы хотели бы дать вам несколько советов и небольших хитростей, которые смогут помочь вам добиться невероятно красивого эффекта и сделают изображение еще интереснее:

1. Жесткий, прямой свет не смягчает изображение

Если вам хочется создать более плоское изображение – используйте диффузор как для ключевого, так и для заполняющего света, сохраняя соотношение 3:1.

2. Обратите внимание на фон

Для того, чтобы избежать нежелательных теней на стенах и декорациях, старайтесь держать актеров как можно дальше от фона.

3. Недостаточно места? Сделайте свет ярче

Если пространство, где проходит съемка, ограничено, чтобы избежать неаккуратных теней просто сделайте свет ярче.

4.Нет диффузора? Используйте отражатели

Еще один способ сделать картинку более мягкой – это отразить свет с помощью светоотражателей или белых стен.

5. Скучная картинка?

Попробуйте использовать цветной гель на контровом свете. Это поможет создать очень интересную атмосферу.

6. Не забывайте о пудре

Всегда держите натуральную пудру для лица неподалеку, если вы работаете с людьми. Это поможет избежать некрасивых отблесков на лице.

Главная фотография взята из сайта - Depositphotos.com

В переводе с английского сокращение LED дословно означает «диод, который излучает свет». Это полупроводниковое устройство, способное трансформировать электрический ток в простое приспособление, конструкция которого довольно сильно отличается от привычных нам изделий для освещения (лампы накаливания, разрядные, люминесцентные лампы и т. д.).

Как работает светодиод, будет интересно узнать каждому. Этот прибор не имеет изначально ненадежных хрупких элементов конструкции и стеклянной колбы (в отличие от других ламп). Стоимость диодов настолько мала, что ненамного отличается от батареек, которые служат их источником питания. Популярность подобных изделий объясняется рядом факторов, в том числе и их конструкцией.

История возникновения

Рассматривая вопрос, почему работают светодиоды, следует изучить историю их возникновения. Впервые подобное устройство было создано в 1962 г. ученым Н. Холоньяком. Это был монохромный свечения. Он имел ряд недостатков, но сама технология была признана перспективной.

Спустя 10 лет после создания красного диода появились зеленые и желтые разновидности. Их применяли в качестве индикаторов во многих электронных приборах. Интенсивность светового потока диодов благодаря научным разработкам постоянно возрастала. В 90-х годах был создан осветитель с эффективностью потока 1 люмен.

В 1993 году С. Накамура создал первый синий диод, который характеризовался высокой яркостью. С этого момента стало возможным создавать любой цвет спектра (в том числе белый). Технологии неустанно развивались.

При соединении синего и ультрафиолетового типа диодов получается белый люминофорный осветитель. Они стали постепенно вытеснять лампы накаливания. К 2005 году выпускались диоды с мощностью светового потока до 100 лм и даже выше. Стали изготавливать белые осветительные приборы с разными оттенками (теплые, холодные).

Устройство светодиода

Чтобы понять, как работает точечный светодиод, необходимо подробно рассмотреть его устройство. Этот осветительный прибор, по мнению представителей Ассоциации развития оптоэлектронной индустрии и департамента энергетики, в скором времени станет самым востребованным источником освещения в обычных домах, офисах, учреждениях.

Светодиод имеет основой полупроводниковый кристалл. Он пропускает электрический ток только в одну сторону. Кристалл расположен на особой подложке. Она не проводит ток. Корпус защищает кристалл от внешних воздействий. Он имеет выходы в виде контактов, а также оптическую систему.

Чтобы повысить продолжительность эксплуатации прибора, пространство между пластиковой линзой и самим кристаллом заполнили прозрачным силиконовым компонентом. Чтобы отводить избыточное тепло, применяется алюминиевая основа. Это обычное устройство современного диода. При работе он выделяет относительно небольшое Это также является преимуществом прибора.

Принцип работы

Рассматривая, как работает светодиод, необходимо вникнуть в основной принцип работы подобных устройств. Прибор представленного типа имеет один электронно-дырчатый переход. Это связано с разным принципом проводимости компонентов осветителя. Один полупроводник имеет излишек электронов, а другой - излишек дырок.

При помощи процесса легирования дырчатый материал обогащается носителями отрицательного заряда. Если в месте обогащения полупроводников противоположными зарядами приложить ток, получится прямое смещение. Через переход этих двух материалов побежит электричество.

При этом в корпусе диода происходит сплавление носителей зарядов с различным электрическим статусом. Когда дырки и электроны сталкиваются, выделяется определенное количество энергии. Это квант светового потока. Его называют фотоном.

Цвет светодиода

При создании диодов применяются различные полупроводниковые материалы. Это определяет цвет, который испускает при работе представленное устройство. Разные материалы способны посылать в пространство волны разной длины. Это позволяет человеческому глазу увидеть тот или иной цвет видимого спектра.

Изучая вопрос, как работает светодиод, следует рассмотреть материалы полупроводников. Раньше в подобных целях применялись фосфид галлия, тройные соединения GaAsP, AlGaAs. При этом прибор мог посылать в пространство красный, желто-зеленый

Представленная технология ныне применяется только для индикаторных устройств. Сегодня для таких изделий используют алюминий индий-галлий (AllnGaP) и индий-нитрид галлия (InGaN). Они выдерживают довольно высокий уровень проходящего тока, высокие показатели влажности и нагрева. Возможна комбинация светодиодов разных типов.

Смешение цветов

Современные диодные ленты могут выдавать разные оттенки светового потока. Один прибор может производить монотонный цвет. При создании многокристального устройства возможно получить огромное количество различных оттенков. Подобно монитору телевизора или компьютера, диод может создать любой цвет при помощи модели RGB (расшифровывается как красный, зеленый, синий).

Это простой принцип, позволяющий понять, как работают RGB-светодиоды. При помощи этой технологии можно создавать и белое освещение. Для этого все три цвета смешиваются в равной пропорции.

Однако, помимо представленной технологии, можно получить белое свечение при соединении диода коротковолнового излучения (ультрафиолетовый, синий) вместе с желтым покрытием люминофорного типа. При комбинации фотонов желтого и синего цвета в итоге получается белое свечение.

Производство

Чтобы понять, от скольких вольт работают светодиоды, необходимо рассмотреть производство этих устройств. В первую очередь следует отметить, что приборы с матрицей типа RGB стоят дороже, чем люминоформы. Причем последние позволяют добиться освещения высокого качества.

Недостатком люминофоров является меньшая светоотдача, а также различная окраска (температура) потока. Это устройство стареет быстрее, чем светодиод. Поэтому в продажу поступают осветительные приборы обоих принципов работы. Для создания индикаторов производятся диоды с потреблением 2-4 В напряжения постоянного типа (при токе 50 мА).

Для создания полноценного освещения необходимы устройства с таким же потреблением напряжения, но более высоким уровнем тока - до 1 А. Если в одном модуле диоды подключить последовательно, суммарное напряжение будет достигать 12 или 24 В.

Усиление яркости

Рассматривая вопрос, от какого напряжения работают светодиоды, следует сказать о повышении яркости представленных устройств. Мощность таких приборов достигает 60 мВт. Если подобные диоды установить в средний по габаритам корпус, световых элементов потребуется установить 15-20 шт.

Диоды с усиленной яркостью свечения могут нести в себе мощность до 240 Вт. Чтобы обеспечить нормальную подсветку, подобных элементов потребуется 4-8 шт. В продаже представлены устройства, способные полноценно освещать помещения, наружную рекламу, витрины и т. д. Некоторые ленты создаются для выполнения подсветки средней или малой интенсивности.

Для подключения представленного оборудования применяют блоки управления соответствующей мощности. Для цветных лент возможно применять контроллеры, управляющие не только интенсивностью освещения, но и задающие оттенки и режимы работы устройства.

Управление свечением

Существует огромное количество вариантов представленного оборудования. Есть светодиоды, работающие от батареек (например, в фонариках), запитанные в стационарную сеть. Их применяют как для внутренней, так и внешней работы. В зависимости от условий применения подбирается соответствующий класс защиты диода.

Чтобы отрегулировать яркость свечения, напряжение питания не снижают. Для уменьшения интенсивности свечения применяется широтно-импульсная модуляция (ШИМ). В этом случае приобретается блок управления.

Представленный метод заключается в подаче на диод импульсно-модулированного тока. Частота сигнала при этом достигает тысяч герц. Может изменяться ширина импульсов и интервалов пауз. При этом можно управлять свечением прибора. Диод в этом случае не погаснет.

Долговечность

Диоды считаются долговечными устройствами. Это объясняется их конструкцией. Однако если не работают светодиоды на лампе, возможно, срок их эксплуатации вышел. Это можно определить по насыщенности свечения и изменению цвета.

Также специалисты отмечают, что срок эксплуатации маломощных устройств гораздо продолжительнее. Но даже в самых ярких лентах или лампах диоды гарантированно работают 20-50 тыс. часов. Так как они не имеют хрупких элементов конструкции, механические воздействия с большей вероятностью не нанесут вреда подобным осветителям.

Изучив, как работает светодиод, можно понять принцип устройства этого прибора, а также его эксплуатационные характеристики. Это оборудование считается осветителями будущего поколения.

В фотостудии мы имеем возможность создавать необходимый характер освещения с помощью источников света, светоформирующих насадок и отражателей (рефлекторов). Источники студийного света разделяются на импульсные и постоянного света.

Источники постоянного света - это мощные галогеновые лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие безумное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъемке.

Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп, непосредственно лампы вспышки и обычной лампы «пилотного» света (далее «пилот») небольшой мощности (порядка 300W). «Пилот» необходим для того, чтобы оценить светотеневой рисунок, и его мощности недостаточно для съемки. Импульсные источники можно разделить по исполнению на два типа: моноблоки и генераторы.

В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и «пилот» выполнены в одном корпусе, который устанавливается на штатив и включается в розетку. В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы на штативах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Одно из удобств генераторов - это возможность быстро управлять мощностью сразу нескольких источников. Приборы генераторного исполнения обычно более высокого класса и имеют лучшие характеристики (мощность, длительность импульса, скорость перезаряда), чем моноблоки. Соответственно, они значительно дороже моноблоков.

Органы управления (основные: мощность импульса, мощность «пилота») могут отличаться в зависимости от фирмы-производителя студийного оборудования и модели прибора. Шкала мощности также может быть дискретной и выражаться либо в кратных значениях или процентах от максимальной мощности, либо указываться в диафрагменных числах (ступенях). Мощность импульсных студийных источников света указывают в Джоулях (Дж). Например: 150 Дж, 300 Дж, 500 Дж, 1000 Дж.

Производители профессионального студийного фотооборудования, которое можно купить в Москве: Hensel, Bowens, Broncolor, Profoto, Rekam, Prograph, Visatec, Multiblitz, Elinchrom, «Марко», «Марко-Про», Prolinсa, GuangBao, Falcon, Raylab. Светоформирующие насадки. Насадки - это навесные конструкции, которые присоединяются к источникам света через механическое соединение (байонет) и служат для изменения характера светового потока.

Характер света

    Направленный свет (жесткий, резкий) - свет, дающий на объекте резко выраженные переходы света и тени и в некоторых случаях блики (пример: прожектор, яркое солнце, любой точечный источник света).

    Рассеянный свет (мягкий, бестеневой) - свет, излучаемый большой поверхностью, равномерно и одинаково освещающий объект, вследствие чего отсутствуют резкие тени, блики (пример: свет из окна, завешенного белой шторой, отраженный свет от светлой стены, пасмурная облачная погода - отражение света от облаков). Разделение насадок по характеру света:

Направленный свет - тубусы, «тарелки», соты и др. Рассеянный свет - зонты (бывает на отражение и на просвет), софт-боксы и их разновидности и др.

Отражатели

Пассивное световое оборудование. Сами свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять его направление, характер, цветовую температуру. Обычно это белая, черная, золотая или серебристая ткань, одетая на каркас круглой или прямоугольной формы.

Синхронизация импульса

Синхронизация импульса - одновременность импульса света и открытия затвора камеры. Перечислим основные способы синхронизаторов: ИК-пускатель, синхрокабель, вспышка фотоаппарата.

    ИК-пускатель - универсальный способ синхронизации. Это небольшая коробочка, которая крепится на место внешней вспышки вашей камеры (так называемый hot shoe, «горячий башмак»).

    Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, так как в моноблоках есть соответствующие устройства-ловушки.

    Синхрокабель - синхронизация через провод, который подсоединяется в синхроразъем на источнике света и в синхроразъем камеры. Типы разъемов у разных фирм-производителей отличаются.

    Вспышка - встроенная или внешняя вспышка вашей камеры «поджигает» остальные источники света (в них установлены «ловушки»). Для того чтобы исключить вмешательство света от вспышки фотоаппарата в световую картину, необходимо прикрыть ее (например, куском картона) и уменьшить ее мощность.

В большинстве камер вспышка работает так: делается оценочный импульс, необходимый для того, чтобы определить экспозицию, а затем уже основной импульс. Глаз обычно воспринимает эти две вспышки как одну, но «ловушки» в источниках света срабатывают по первому импульсу, в результате кадр получается недоэкспонированным. Решение: либо отключить оценочный импульс в камере или вспышке (если это возможно, например, на камерах Nikon), либо воспользоваться кнопкой «экспопамяти».

Иногда встречаются импульсные источники, которые умеют пропускать первый оценочный импульс и срабатывать по второму, но это редкость, и все моноблоки в студии должны быть оборудованы этой функцией. Именно поэтому способ синхронизации с помощью вспышки камеры является неудобным.

Радиосинхронизация - синхронизация по радиоканалу. Обычно это комплект приемника и передатчика. Приемник включается в синхроразъем источника света, передатчик крепится на камеру, так же как и ИК-пускатель. Плюсы: не «слепнет» на ярком солнце, японские туристы не помешают своими вспышками во время выездной фотосессии.

Экспонометрия при работе с импульсным светом

Экспоавтоматика современных камер не рассчитана на работу со студийным импульсным светом. Определить экспозицию с помощью камеры невозможно! Поэтому студийная фотосъемка проводится исключительно в ручном режиме (M, Manual) камеры.

Чувствительность матрицы

Снимайте с минимальной доступной для вашей камеры чувствительностью, чтобы избежать цифрового шума. Также я настоятельно рекомендую снимать не в JPG, а в RAW.

Выдержка

Длительность импульса моноблоков чрезвычайно мала. Следовательно, выставляем в камере так называемую выдержку X-синхронизации (обычно 1/200–1/500 сек.). Выдержка синхронизации - минимальная выдержка, при которой полностью открыт затвор. Если поставить выдержку меньшую (более короткую), то вы получите неэкспонированную (черную) часть кадра. Если поставить более длительную выдержку, то это не повлияет на результат, ведь мощность импульсного света по сравнению с естественным светом в студии велика, а длительность импульса мала.

Вывод: при работе с импульсным светом в фотостудии управлять экспозицией с помощью выдержки невозможно. Диафрагма - единственный способ управлять экспозицией при работе с импульсными источниками, за исключением изменения мощности источников света или изменения расстояния от источника до фотомодели .

Определение правильной экспозиции

Мы уже уяснили, что можем влиять на экспозицию диафрагмой и мощностью моноблоков, но как определить верную экспозицию? Рассмотрим два варианта.

  • Флеш-метр

Для определения правильной экспозиции (правильной диафрагмы) существует прибор флеш-метр. По сути, это экспонометр, который, в отличие от встроенного в камеру, умеет работать с импульсным светом. Для использования флеш-метра достаточно прочитать несложную инструкцию.

  • Гистограмма яркости

Если же флеш-метра нет, не стоит отчаиваться. В цифровой камере есть возможность отобразить гистограмму полученного кадра. Гистограмма яркости - это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (полутоновые градации от черного цвета слева до белого цвета справа), а по вертикали - относительное число точек с данным значением яркости (чем выше столбец, тем больше точек).

Изучив гистограмму, мы можем получить общее представление о правильности экспозиции (определить передержку и недодержку) и оценить требуемое изменение экспозиции. При съемке нужно всего лишь стремиться, чтобы гистограмма не упиралась в верхний край, что означает «недодержку» (левая часть) или «передержку» (правая часть), и по возможности следить за равномерностью распределения гистограммы по горизонтали (зависит от специфики конкретного кадра).

Одним из наиболее эффектных приёмов для создания в доме комфортной и функциональной системы освещения является использование световых сценариев. О том, как правильно «написать» такой сценарий, и пойдёт речь в этой статье.

Что такое световой сценарий?

В помещении световые приборы решают разные задачи. Люстры создают общее освещение в комнате, точечные светильники подсвечивают скульптуру, торшеры освещают вашу любимую книгу, когда вы читаете. Все вместе они создают так называемый световой сценарий помещения, своеобразную световую «картину». Стоит заметить, что в рамках одного помещения могут быть реализованы разные световые сценарии в зависимости от функциональных или дизайнерских задач.

Специальные переключатели или пульты, а последнее время в качестве пультов используют мобильные телефоны и планшеты , позволяют одним нажатием клавиши менять световые сценарии в помещении в соответствии с вашим настроением, временем суток, видом деятельности.

Для просмотра телевизора вы включаете одно сочетание осветительных приборов. С приходом гостей переключаетесь на другое. Ложитесь спать - используете третье сочетание.

При создании светового сценария учитывают:

  • объединение световых приборов в функциональные группы;
  • сочетание нескольких типов световых приборов: люстр, бра, светильников;
  • расположение выключателей, переключателей, панелей управления, диммеров;
  • наличие датчиков движения и присутствия, сенсорных панелей управления светом;
  • параметры источника света (цветовую температуру, возможность диммирования);
  • расстановку мебели, способ открывания дверей;
  • функциональное предназначение помещений и отдельных зон;
  • цветовую гамму интерьера;
  • особенности естественного освещения комнат.

Кроме того, световой сценарий - это еще и подробный план действия для специалистов по электротехнике и автоматизации, которые будут монтировать и настраивать осветительные приборы.

Ещё пару десятилетий назад хозяина квартиры в плане освещения вполне удовлетворяла одна общая люстра в помещении и торшер возле кресла. В современных интерьерах используют до 6 световых групп . Именно увеличение количества групп света стало причиной появления световых сценариев. Чтобы создать определённое настроение в помещении, достаточно нажатием клавиши уменьшить яркость у одних светильников и добавить у других.

Скоординировать работу световых групп, создать наиболее правильные и удобные комбинации световых приборов, продумать сценарии - это задача целой команды специалистов, участвующих в создании световых сценариев и светодизайне. Результат которой - правильное, комфортное и удобное освещение.

Функции световых сценариев

Каждый проект освещения направлен на решение ряда задач. Правильно подобранные световые сценарии:

  • преображает вид и восприятие помещения в зависимости от времени суток;
  • раскрывает достоинства интерьера, создает акценты;
  • поддерживает требуемый уровень освещения в помещении;
  • разделяет пространство на зоны;
  • способствует поддержанию психологического и физического комфорта;
  • обеспечивает функционал каждой отдельной световой сцены;
  • выполняет декоративную функцию.

Создание световых сценариев - это современный, модный, а самое главное, удобный подход к освещению интерьеров. Поэтому если вы находитесь на стадии выбора и проектирования системы освещения, обратите на него внимание. Изучение данного вопроса позволит вам найти индивидуальные и эксклюзивные решения.

Системы «умного» света (элементы «умного дома»)

Световые сценарии служат, прежде всего, для комфорта и удобства. Получить такой результат помогут автоматические системы управления освещением. Их программируют и настраивают по определенным параметрам (интенсивность, яркость и т. д.), и вам достаточно будет одним нажатием кнопки на пульте воспроизвести желаемую световую сцену в комнате.

В данном случае речь идёт о динамических световых сценариях . Их могут создавать сами пользователи, задавая системе необходимые параметры с помощью пульта или планшета.

Это удобная технология, которая будет экономить электричество, выключая осветительные приборы, когда в комнате никого нет. С её помощью можно создать отдельные комбинации освещения для различного времени дня (утренний, вечерний свет), случаев (праздничный, романтический свет), событий (работа, отдых).

Для создания таких систем используют компьютеризированную систему элементов автоматизации, управлять которой можно через центральную панель, мобильный телефон, планшет или пульт.

Некоторые приёмы создания световых сценариев

Включите в световой сценарий уютного вечера настольные светильники и торшеры. Обычно они работают в ручном режиме, однако если их объединить в световую группу, то можно с помощью нажатия кнопки на пульте за несколько мгновений создать камерную атмосферу для спокойного общения или чтения.

Передвижение по дому или квартире в ночное время - это вечная проблема. Можно либо разбудить домочадцев ярким светом или самому в темноте наткнуться на какой-либо предмет. Сценарий ночного освещения решит проблему. С помощью клавиши у изголовья кровати можно включать свет на пути к санузлу на 10–15% мощности. А погасить его может повторное нажатие или автоматическая система. В данной схеме можно задействовать и датчики движения .

Используйте диммеры для регулирования яркости света. Они помогут обозначить в гостиной зону отдыха, рабочий уголок, зону для приема гостей. Чаще всего к диммерам подключают сразу несколько светильников. Поэтому с помощью регулятора можно изменять яркость всей световой группы или уровня.

Применение световых сценариев в различных помещениях

В гостиной.

Для этого помещения можно создать несколько световых сценариев.

«Прием гостей»: максимальное освещение, освещение зоны обеденного стола.

«Просмотр телевизора»: приглушенный свет, не бликующий на телеэкране, мягкая домашняя атмосфера, создаётся с помощью торшеров и бра, подсветкой декоративных элементов потолка.

«Романтический ужин»: остаются светильники, акцентирующие внимание на обеденном столе, и мягкий общий свет, но не яркий, приглушённый.

В спальне.

В этой комнате не стоит создавать множество сценариев. Достаточно 2–3 основных.

«Утро»: включены все светильники - яркий свет способствует активизации сил организма.

«Время отдыха»: для создания мягкого света, способствующего расслаблению используйте сочетание приборов для чтения (бра, торшеров, светильников с гибким проводом) и скрытых источников общего света (закарнизной подсветки).

«Время сна»: остается лишь приглушенное свечение встроенных в пол светильников или светящейся светодиодной ленты у основания кровати.

Стоит сказать, что вариантов использования световых сценариев огромное множество. Всё зависит от вашей фантазии и задач. Придумывайте!

Световые сценарии - мощный и функциональный инструмент для дизайна помещения. на обновления нашего блога и «пишите» только качественные сценарии для своих световых работ.

ПРЕДИСЛОВИЕ (как пример). Заказчик присылает райдер.
Созваниваемся с техническим директором исполнителя. Выясняем:
1) свой световик будет - "нет" :angry:
2) развес приборов - "нарисовал" примерно, что и как:whistle:
3) готовность оборудования к программированию "шоу" - ___часов B) Лезем в инет, смотрим-слушаем, что за птица. Приезжаем на площадку. :huh: :blink: :unsure: Монтируем, проверяем, прописываем на свое усмотрение несколько сцен.
В назначенный час никого. :angry:
Приезжают артисты за ___ часа до концерта, чекаются. В результате понимаем, что картинки "не туда". Барабасы на 2 метра назад, бас передвинул свой комбарь так, что перекрыл пару голов и т.д.:sick: Время только поправить прописанные картинки. Ладно, дайте хотя бы список, что исполняете - "конкретного нет".....
КАК БУДЕМ ТВОРИТЬ? ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СВЕТОВЫМ ПУЛЬТОМ. Ваши варианты для разных пультов.

Мой пример с пультом "PILOT 3000".


Скрытый контент

И так начнем. Всё здесь описанное является личным опытом и не служит конкретным руководством. Предположим, у нас на площадке головы двух типов в трех зонах (прошу прощения за мой слэнг): споты - сверху-контровым, воши1 - сверху заливка, воши2 - внизу прострелы.Данный пульт дает следующие возможности:1) Запись сцен в 400 регистров (клавиш воспроизведения: 20 страниц по 20 регистров). Каждый регистр записывает до 999 сцен. Немало, но... Одновременно можно включить (воспроизводить) только до 20 регистров (клавиш), хоть и на любой странице, но только 20. Причем, если активен (включен) 4-й регистр на 1-й странице, то ни один 4-й регистр на других страницах задействовать нельзя, только если выключить его на 1-й странице. Следовательно, нет смысла для оперативной работы прописывать регистры на всех страницах кроме 1-й. Правда, можно на каждой странице прописать законченные шоу для конкретных номеров концерта, если ты их знаешь. А у нас полная, практически, неизвестность. Распределяем регистры (вот где головоломка). Все гобо, как правило, не используются. Хороши только (если дым есть) профилирующие луч: кольцо и т.п. Некоторые гобо смотрятся только с определенными цветами, поэтому их можно прописывать сразу вместе. Также, обычно, используются основные цвета (да и то не всегда).Попробуем распределить на регистры:sick: . На каждый регистр записываем только определенный атрибут приборов (по одной сцене в каждый регистр 1-й страницы): 2 регистра отдаем на статику (пан\тилт), 3 - на разные "движухи"(пан\тилт), 4- на CMY+чистый для верхних вошей, 4- тоже для нижних, 1- призма спотов (например, медленное вращение), 6- 5 цветов+чистый для спотов. Гобо можно управлять с помощью сенсорного экрана и колес атрибутов (об этом потом). Можно прописать с цветом, но тогда они останутся при переходе на другой цвет, у которого нет вообще гобо. Хотя это иногда выстреливает. ВАЖНО: Shutter нужно прописать во все регистры статики и движухи в положение ОТКРЫТО минимальным числом dmx-сигнала (у Robe Spot 575 - это "40"), иначе строб работать не будет и шторка при работе на пульте будет всегда закрыта. Да, в регистрах цветов для вошей нужно добавить временные параметры IN-OUT секунды по две каждый, чтобы цвета мягче работали.2) Есть 6 программируемых фейдера с кнопками function keys (flash). Они могут быть использованы для управления регистром (для меня пока мало пользы) и для ручной настройки сцены, т.е. в этом режиме это дополнительные и независимые 6 сцен (что гораздо интереснее). Удобно сразу на первые три фейдера прописать отдельно диммерные заслонки каждой группы приборов. А на оставшиеся три - эффект "строб" также для каждой группы или как-то поинтереснее. 3) Сенсорный ЖК-экран. С его помощью осуществляются, практически, все манипуляции при работе с пультом. Он дает возможность работать с атрибутами приборов в реальном времени при условии сноровки и определенного опыта. Правда, надо нажать "CRL ALL" когда измененные атрибуты уже не нужны и надо переключить регистр, иначе пульт будет работать некорректно.4) Область мастера и пан\тилт думаю и так понятна.На этом пока всё. Продолжение следует.

Ну что, продолжим с PILOT 3000.Следующий вариант более трудоемкий, но дающий большего простора. Смотри на фото.В каждый регистр воспроизведения можно записать до 999 сцен (cue). Помните, что у нас три группы приборов. Выделяем на каждый тип атрибутов (гобо, цвет1,цвет2, призма, пан\тилт, движение...) для каждой группы по одному регистру. В 1-й регистр записываем в качестве сцен, например, все по очереди цвета 1-го колеса цвета для спотов верхних, во 2-й - все цвета 2-го колеса, в 3-й - гобо статика, в 4-й - ротогобо....... в 7-й - цвета с 1-го колеса для спотов нижних, во 2-й - все цвета 2-го колеса........ в 13-й - набор цветов для вошей....Каждой сцене в каждом регистре даем название (розовый, зеленый, гобо1, звезда, статика низ, мед.движение..). Закончив программирование, с помощью сенсорного экрана переводим каждый регистр из режима Fixtures в режим QList, а в нем выбираем режим Live! Теперь в каждом регистре мы имеем доступ к сценам в режиме прямого доступа, любая сцена активируется нажатием соответствующей иконки на сенсорном дисплее. Теперь переключая регистры и конкретные сцены (атрибуты) в них, мы имеем больше комбинаций, т.е. световых картинок. Только нужно учитывать один момент: при нажатии на кнопку регистра регистр активирует следующую по списку сцену в данном CUE-листе. Например, у вас работает 5-я cue 4-го регистра, вы нажали 2-й регистр 1-ю cue, но и 5-я cue 4-го также остается активной (работает). Но когда вы снова хотите изменить атрибуты, за которые отвечает 4-й регистр и нажимаете его кнопку, то активной становится 6-я cue регистра, а 5-я отключается. Это неудобство можно обходить, например, так: опускаем фейдер диммера спотов верхних (один из шести программируемых) до 0%, с помощью регистров, отвечающих за атрибуты этих спотов, меняем что нужно, поднимаем фейдер диммера до 100%.

На этом с PILOT 3000 пока заканчиваю.

Продолжу тему описанием SCENE SETTER или может STORM. ДА, КСТАТИ.....ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЙ....... А ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НАДО, А ТО "РАСПИНАЕМСЯ" ТУТ? :ohmy: :woohoo: :whistle:


Соединил все записи в одну. Для более удобного чтения.

Мой пример - "Liсon 1X" - развитие JB-Lighting(ом) темы MA Scancommander.

Скрытый контент

    Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь чтоб увидеть содержимое

Приезжаю, за пару часов прописываю немерянное колличество пресетов: десяток точек на сцене, куда я могу послать любой прибор, штук 8 цветов, несколько гобо. Несколько разных скоростей строба. Несколько ездилок. Несколько вариантов колорчейзов - штуки 4 ярких быстрых и медленных, 4 сочных тёмных медленных. Делю приборы на 8 групп, назначаю диммер каждой группы на отдельный мастер. Вуаля. В принципе я уже смогу работать в живую шоу любой сложности). Набрав любую картину я в два нажатия сохраняю её. Пока играет что-то другое я "в тёмную" набираю (если хочу) следующую сцену. Что с ним не твори - пульт работает более чем корректно). Тут остутсвует разница между "работает программа" и "создаю программу". Он просто светит и всё. А если осталось время, а оно осталось, я пишу десяток сцен и начинаю шоу во всеоружии. По ходу допиливаю сцены, сохраняю в новые кнопки и публика думает что всё это репетировалось неделю. ИМХО ПУЛЬТ должен работать именно так: Первое нажатие кнопки - выбрал группу приборов. Второе - зашёл в пресеты - выбрал нужный. Повторить по вкусу. Третье - "сохранить" (если нужно - выбрал что из параметров сохранять, на каждый по одному нажатию) Четвёртое - "куда" Пятое - "сохранить". Вот так пишутся программы на Scancommander и его потомках.

Извинюсь за возможные неточности, так как: я досконально знаю Scancommander, 6 лет на нём работал чуть не каждый день живые концерты всевозможных групп, презентации, стриптиз и т.п. Был такой клуб в Москве "Беверли Хиллс". Сценка была небольшая, плюс танцпол. Приборов не много но крутые) Суперсканзумы Клэйпаки, штук 10 мощных колорчейзеров и куча всякой дискотечной мелочи. Но сцена по свету была оч сложной, полированный пол и цветная стена сзади, чуть пересветил и песец - картинки нет. За 6 лет работы именно световые репетиции были дай бог раз 5, а концерты всех ведущих звёз каждый день. Отвлёкся)), итак - Сканкоммандер это гениальный пульт для живой работы с небольшим количеством приборов, но дорогой, но гениальный). Позволяет мгновенно и виртуозно рулить 16 прибороами типа сканер, плюс ещё что-то около 24 приборов типа "колорченьжер" (3 канала DMX). Но 16 приборов сегодня это не вариант) но - фирма ГБ Лихтинг слизала в ноль этот прекрасный пульт, добавила мастеров, потом добавила приборов и в итоге получился пульт Licon 1X. На Ликоне я НЕ работал, но читал инструкцию и давил кнопки в эмуляторе - вылитый Сканкомандер. Так что я опишу свои принципы и привычки работы со сканкомандером в рамках расширенных возможностей Ликона.

Комбинированный световой микшерный пульт для 32 управляемых прожекторов и 96 диммерных каналов. Интерактивный пульт с мгновенным доступом ко всем параметрам.


    Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь чтоб увидеть содержимое

К сожалению оно не работает с визуализаторами, можно только предварительно запрограмить приборы и вроде как перенести это потом на пульт. Продолжение следует)

Изменено 7 ноября, 2014 пользователем Svetovik Content Manager
Неправильно добавлена картинка.

ИМХО ПУЛЬТ должен работать именно так: Первое нажатие кнопки - выбрал группу приборов. Второе - зашёл в пресеты - выбрал нужный. Повторить по вкусу. Третье - "сохранить" (если нужно - выбрал что из параметров сохранять, на каждый по одному нажатию) Четвёртое - "куда" Пятое - "сохранить". Вот так пишутся программы на Scancommander и его потомках.

ИМХО, все пульты так и работают.

Вся соль в устройстве рабочего пространства и максимальной воорцженности. Ваш метод (описанный на примере Licon) настолько очевиден, что широко используется именно новичками. С другой стороны, метод nowik1966 в большей степени соответствует общепринятой практике (исходя из буржуйских форумов и книжек), а именно - разделение атрибутов приборов на разные элементы управления. Точнее: фейдер позиций, фейдер цветов, фейдер гобо, фейдер эффектов, фейдеры акцентов (блиндеры, стробы), фейдеры интенсивности.

Плюсом - базовые сцены и сцены, имеющие приоритет над всеми остальными "на всякий случай". Управление на основе палитр идет в дополнение к этому методу, когда отсутствует необходимое количество физических регуляторов. Вполне логично в данном случае фейдеры по максимуму использовать как мастеры групп, перенеся управление атрибутами на палитры или стеки, запускаемые нажатием одной кнопки.

Техника работы "на лету" по буржуйски зовется busking - по аналогии с уличными артистами-импровизаторами, т.н. "buskers".

P.S. Просмотрел руководство к Scancommander - мне бы и в голову не пришло сказать, пульты grandMA работают по той же "психологии" (упаси боже - это правильно называтся построены на той же логике), что и Scancommander. Совсем разные принципы.

P.S.S И, да, сравнивать пульты по стоимости некорректно. Для начала следует определить критерии оценки, а также уровень сравниваемых приборов в линейке производителя (начальный/среднячок/флагман).

На этом с PILOT 3000 пока заканчиваю. Продолжу тему описанием SCENE SETTER или может STORM. ДА, КСТАТИ.....ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЙ....... А ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НАДО, А ТО "РАСПИНАЕМСЯ" ТУТ? :ohmy: :woohoo: :whistle:

Ещё как надо... Оч интересно и полезно