Как работают камеры фиксации нарушений пешеходный переход. Рассмотрим как работают камеры фотовидеофиксации и почему они нередко ошибаются. Размещение видеокамер и зоны контроля

Вы слышали об этой московской истории? Водитель получил «письмо счастья» за то, что на обочине оказалась… тень от его автомобиля . Буквально на следующий день камера на МКАД приняла за нарушителя блики фар машины, ехавшей без нарушения в крайней правой полосе. Потом коллекцию камерного искусства пополнил нижнекамский штраф за превышение скорости эвакуатором, но выписали штраф на машину, которую этот эвакуатор перевозил. А в Подмосковье водителю прислали штраф за остановку на обочине по требованию инспектора ГИБДД. Добавим сюда ошибки измерения скорости. Например, в Ульяновске ГАЗель «разогналась» до 233 км/ч, а в Ижевске Nexia, считай, взлетела - скорость-то зафиксировали 269 км/ч.

Судя по бредовым постановлениям, никого из ответственных лиц ошибки не напрягают. В теории подпись инспектора на «письме счастья» служит подтверждением того, что документ составлен корректно. На деле же живой человек получает бумаги на проверку крайне редко - например, в случае, если не удалось распознать номерной знак в автоматическом режиме. Как так? А так: электронная подпись - и никакой ответственности.

Проведенная недавно прокуратурой проверка показала, что в Администраторе московского парковочного пространства (АМПП) штрафы за неправильную парковку выписывают лица, законом на то не уполномоченные. А цифровые подписи некоторых сотрудников стоят на постановлениях, выписанных в их выходной день. Вот как выглядит полное доверие к технике: дескать, раз камера зафиксировала нарушение, то ошибка исключена.

И получает, к примеру, владелец Лады штраф, где на фотографии четко виден Mercedes-Benz. Система обозналась, идентифицируя номер, или водитель иномарки использовал подложную жестянку. Но никто из ответственных лиц это несоответствие даже в глаза не видел! Крайний - как обычно, автомобилист. Ему придется бегать по инстанциям, тратить время и нервы, доказывая свою невиновность. Так выстроена система. А может, сами создатели камер закладывают ошибки?

Основу парка камер на российских дорогах пока составляют классические излучающие радары (как правило, К‑диапазона). В частности, это популярные «Стрелки» и «Крисы». Работа таких радаров основана на эффекте Доплера, то есть на изменении частоты сигнала, отраженного от движущегося объекта.

Прогресс доплеровских радаров сопоставим с автомобильным: что-то стало лучше, что-то хуже. Вспомним древний «Барьер‑2М», основной инструмент гаишников двадцать лет назад. Он вычислял нарушителя, если тот ехал в одиночестве или выбивался из скорости потока на 20–30 км/ч. Дискуссия на тему «Чья скорость на экране?» происходила с инспектором на месте и иногда завершалась в пользу водителя. Нынче радары скрещены с камерами и умеют работать в автономном режиме. Значит ли это, что ошибки исключены?

Улыбочку!

Как работает «Стрелка»? Как и любая другая полицейская камера, распознаёт заложенные в память образы - мотоциклы, легковые автомобили, грузовики. Цель она начинает вести (и не одну, а десятки - точное количество разработчики не раскрывают) за 450–500 метров. Такова дальность в идеальных условиях - при чистых объективах и отсутствии осадков или контрового света. Для поддержания линз в рабочем состоянии применяются специальные вентиляторы и даже омыватели.

Нарушение может быть зафиксировано, как только машина попадает в поле зрения радара. Затем камера отслеживает ее. Распознавание номера и фотографирование автоматика выполняет за 50–70 метров до места установки «Стрелки». Если автомобиль несколько раз перестроился или вовсе пропал из зоны видимости, спрятавшись за фурой или автобусом, то… теоретически система должна «забыть» нарушителя и освободить ячейку памяти. На практике нередки случаи, когда уже сохраненная скорость присваивается другой машине, на свою беду оказавшейся рядом с реальным нарушителем . Ее-то и фотографирует «бесстрастная» «Стрелка». Я сам получил незаслуженное «письмо счастья», так что рассказам о подобных случаях охотно верю. Впрочем, есть и другая схема работы, которая должна исключить такие ошибки. Например, радар «Кордон» распознаёт номерной знак машины, измеряет ее скорость и координаты одновременно.

Сегодня большинство камер на дорогах считывают передние номерные знаки. В результате мотоциклисты чувствуют себя безнаказанными и на скоростные ограничения внимания не обращают. Шустрый и компактный байк камера может зафиксировать некорректно, поскольку он едет практически впритирку к машинам. Угадайте, кто в таком случае получит «письмо счастья»? Прецеденты есть.

Измерять скорость можно и иными способами. Например, комплексы «Автодория» вычисляют среднюю скорость на отрезке от пары сотен метров до нескольких километров. Никакой радарной части в «Автодории» нет, лишь камеры, фотографирующие автомобиль в начале и конце заданного участка. Расстояние известно, время проезда тоже - скорость вычисляется по простейшей формуле. Но ошибки бывают! Известны случаи, когда пары фотографий система составляла неверно, фиксируя на въезде один автомобиль, а на выезде - другой. Виной тому похожие номерные знаки и сбои в их распо­знавании.

Система «Вокорд» умеет измерять среднюю скорость одной камерой, делающей несколько снимков подряд. В данном случае радар тоже не используется. Учитывая крайне небольшой отрезок дороги в поле зрения камеры, можно говорить о наказании за превышение фактической скорости.

Система «Автоураган» определяет скорость «сертифицированным оптическим методом по видеоизображению». В переводе с языка инструкции на нормальный - по изменению размеров зафиксированного объекта в кадре. Для автомобиля это номерной знак.

Ошибку не исключает ни один из методов измерения. В случае радаров кроется она не в особенностях применения давно известного эффекта Доплера, основанного на законах физики. Общие для всех причины - компьютерный сбой или вирус. Безрадарные комплексы могут неправильно определить время и координаты. Работающим на коротких дистанциях «Вокордам» и «Автоураганам» достаточно небольшого смещения в момент фиксации нарушения (например, из-за сильного порыва ветра), чтобы в постановлении появились несуразные показатели скорости.

Все производители в один голос говорят: обмануть камеру, пытаясь скрыть номерной знак, бесполезно. Но чудес не бывает. Если он зарос грязью или наледью, штраф не придет. Бывают и сбои, когда система обработки не распознаёт вроде бы чистую жестянку.

Кто-то пробует хитрить в меру собственной фантазии и испорченности. Интернет в изобилии предлагает различные спреи для нанесения на номерной знак и фальшивые цифры на магнитах, которые - теоретически - сбивают с толку камеру и препятствуют идентификации символов.

Как показывает опыт, все они бесполезны - мы даже проводили испытания «чудодейственных» пленок и получили нулевой результат (ЗР, 2014, № 5). И помните, что при обнаружении инспектором эти уловки обернутся лишением прав.

Статья найдется

Дорожные камеры ловят не только любителей превысить скорость. Получить «письмо счастья» можно за выезд на автобусную или встречную полосу, за пересечение стоп-линии, перестроение через сплошную, поворот из неправильного ряда, проезд перекрестка или железнодорожного переезда на красный свет, за езду по тротуару или обочине, а также если не пропустишь пешехода.

Все эти нарушения контролируют безрадарные комплексы, которые настраиваются по единой схеме.

Алгоритмы обработки изображения и распознавания объектов производители берегут, как военную тайну. Но общие принципы известны. Камеру жестко крепят на столбе или рампе, задают в поле ее зрения зоны или траектории, за которыми и будет следить установка. Встроенные датчики позиционирования контролируют ее положение в пространстве. Если случится небольшой сдвиг, произойдет автоматическая корректировка настроек. Если изменение позиции окажется значительным, поступит сигнал в службу технической поддержки.

Для контроля обочины , встречной полосы или тротуара используется следующий принцип. Нарушитель - это любая машина, появившаяся в обозначенном секторе. Причем, чтобы получить штраф, достаточно заехать в запретную зону даже на треть ширины автомобиля. Но если камера заглючит, вас не спасет даже езда по правилам. Система может зафиксировать движение тени или блика, у которых номерного знака быть не может, и «назначить» нарушителем ближайшую машину.

Правда, в случае с обочиной есть нюанс - речь о разрешенной правилами аварийной остановке. Ныне применяемые камеры распознавать аварийную сигнализацию или выставленный на дороге треугольник не умеют. Так что, если вам выпало сломаться прямо перед объективом, придется оспаривать штраф и доказывать свою невиновность. Сначала подаете жалобу в ГИБДД или другую инстанцию, занимающуюся вынесением постановлений. Не поможет - обращайтесь в суд. Каким оправданиям поверит конкретный инспектор или судья - вопрос открытый. Советую запросить в центре фиксации нарушений видео­фрагмент, где запечатлен ваш проступок. Он должен сохраняться как доказательство для каждого постановления, а нарушителю отправляют только фотографии. Можно представить документ, подтверждающий факт поломки, например счет за эвакуатор или из сервиса. В крайнем случае самостоятельно сфотографируйте сломавшуюся машину с выставленным аварийным знаком.

При контроле поворота вторым или третьим рядом и перестроения через сплошную камеры следят за движением конкретных машин. В память заложен сектор, где нельзя двигаться, а также варианты запрещенных и разрешенных траекторий. Не считаются нарушителями те, кто едет прямо во второй полосе или поворачивает из первой.

Если во всех описанных случаях комплексы фиксируют нарушителей в непрерывном режиме, то следящие за перекрестками и железнодорожными переездами - только при запрещающем сигнале светофора. Однако для формирования полной картины происходящего работают они тоже постоянно.

Одной камерой весь перекресток не «прикроешь», поэтому для контроля используются многокомпонентные системы. Точное число электронных наблюдателей зависит от производителя, количества контролируемых нарушений и полос движения. Если система засекает машину только при пересечении стоп-линии после включения красного света, выписывается штраф по части 2 статьи 12.12 КоАП РФ за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Тот факт, что разметка стерта или скрыта снегом, не является оправданием. Ведь стоп-линию дублирует табличка «Стоп» перед перекрестком. На ее отсутствие или неправильную установку нужно жаловаться, а не давать себе индульгенцию на нарушение правил.

Если камеры засекли автомобиль еще и на выезде с перекрестка, в постановлении будет указана часть 1 статьи 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора). Аналогичная схема действует и с железнодорожными переездами, только в этом случае наказание более жесткое (часть 1 статьи 12.10).

February 15th, 2017

Я не только езжу на машине, но и много хожу пешком. Довольно часто приходится видеть, как машины ускоряясь проносятся перед пешеходами по переходу. Теперь в России камеры научили фиксировать такие нарушения, но с юридической точки зрения пока ясно не всё.


У нас рядом с домом есть очень оживленный пешеходный переход. Там постоянным потоком идут от метро люди и водителям приходится стоять по несколько минут, чтобы их пропустить. Часто возникают пробки. Некоторые водители пытаются прошмыгнуть в малейшую брешь между пешеходами или объехать их по встречке. Я стараюсь избегать этой дороги и езжу там только по ночам, когда поток пешеходов ослабевает. Благо, другие маршруты имеются.

Возможно, в этом месте вскоре поставят камеру, уж очень оно бойкое. Ведь штрафы приходят теперь и водителям, которые не пропустили пешеходов на нерегулируемом переходе. Пока такая камера только одна. Как водится, новинка установлена в Москве. Адрес - Нижегородская улица, 14к1. Место действительно опасное, дорога широкая, есть где разогнаться. Камера фиксирует положение машин в момент выхода пешехода на переход, а затем момент проезда перехода. Водители не пропустившие пешехода получают счет на полторы тысячи рублей.

Фотографии из аккаунта "Союза Пешеходов" в Фейсбуке. На первом момент нарушения, на втором предыстория. Судя по подписям к этим фото, камера стоит давно, по меньшей мере с лета прошлого года, но известно о ней стало только сейчас.

Теперь о юридических нестыковках. Пункт 14.1 ПДД гласит:

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

За нарушение этого пункта и предусмотрен штраф в полторы тысячи рублей. При этом "Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Т.е. если пешеход не остановился, штрафовать не за что.

Есть еще пункт 14.2 ПДД:

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Но ответственности за нарушение пункта 14.2 не предусмотрено.

На практике же описан какой-то странный алгоритм, согласно которому штраф водителю приходит, если он мог остановиться перед переходом, но не сделал этого. А если скорость не позволяла затормозить, то и водитель не виноват. Т.е. ни один "гонщик" оштрафован не будет. Те же фото снова, для наглядности. На этот раз важны не картинки, а подпись под ними.

Безусловно, пешеходов на переходе нужно пропускать. А водителей, которые этого не делают, наказывать. Но хотелось бы, чтобы это изначально делалось по закону и никаких вопросов к работе систем видеофиксации и их алгоритмам не возникало.

Три года назад ГИБДД был брошен клич о «нулевой терпимости» к смертности и травматизму на дорогах. Система заработала и на короткий промежуток даже дала положительные плоды. Осталась на месте лишь одна статистика, статистика наездов на пешеходов.

И вот в подмосковном Зеленограде началась апробация новой интеллектуально- транспортной системы. Точнее расширение ее возможностей по рассылке штрафов. Основной задачей которой стало именно слежение за пешеходными переходами.

В Зеленоградском административном округе были размещены и начали свою работу (пока в тестовом режиме) с , особенностью которых является слежение за водителями нарушающими Статью КоАП 12.18, «Невыполнение ПДД уступить дорогу пешеходам…».

Правила дорожного движения

Необходимость в подобном аппаратно-программном обеспечении велика, как велико и количество наездов на пешеходов на «зебрах». Сбивают пешеходов не только на нерегулируемых, но также и на регулируемых пешеходных переходах, что говорит о крайне низкой культуре поведения на дороге. И непонятно кто из участников движения нарушает чаще, водители, пешеходы или велосипедисты….

В итоге спешки, безалаберности страдают люди. А с учетом, что пешеход самый незащищенный участник движения и именно среди пешеходов много детей, то ситуация становится ужасающей, а количество нарушений огромным.

Каков принцип действия камер видеофиксации?

Комплекс фиксирует ситуацию на подъезде к пешеходному переходу и на нем самом. и положения пешехода относительно «зебры».

Нарушение водителем автомобиля правил дорожного движения будет зафиксировано в том случае, если вместо снижения скорости, ТС начинает ее увеличивать, для того, чтобы «проскочить» переход, без предоставления преимущества для находящегося на «зебре» человека или начинает маневрирование по рядам, чтобы проехать переход опять-таки не пропустив пешехода. В таких случаях однозначно фиксируется нарушение.

Видео и фотофиксация производится в автоматическом режиме, но повторно их проверяет оператор и в некоторых случаях принимает решение не выносить постановления. В каких случаях пока не будет фиксироваться нарушение смотрите внизу статьи.

В каждом случае нарушения будет сохранятся видеозапись и фотографии факта нарушения. Сделано это будет на случай оспаривания водителем своей правоты в суде.

В этом варианте нарушителю будут предоставлены исчерпывающие доказательства его вины или невиновности.

Фото и видеофиксация ведется с двух точек, так что предоставляемая картина будет вполне исчерпывающей.

Где будут расположены камеры видеонаблюдения по не пропуску пешеходов?

Комиссия по безопасности дорожного движения Зеленоградского Административного округа заявила, что для нормальной работы системы существует необходимость установки комплексов у всех нерегулируемых пешеходных переходов (на регулируемых камеры также будут устанавливаться), что наталкивает на мысль, когда эксперимент успешно пройдет (а сомнений в его успешности нет), то сначала по Москве, а в дальнейшем и в других крупных городах страны появятся камеры видеофиксации именно на таких «диких» пешеходниках.

Которыми будут «радовать» нарушителей по почте будут соответствовать сумме в 1500 рублей. Сначала их будет высылаться много, людям придется привыкать не нарушать, но со временем этой пойдет только во благо. Явно же лучше заплатить полторы тысячи рублей, чем покалечить жизнь себе и здоровье человеку. Безопасность превыше всего!

А теперь рассмотрим практические примеры фото и видеоряда взятых с блога члена комиссий Зеленограда и СЗАО Москвы по организации и безопасности дорожного движения, Антоновича Константина.

Видео и фото, снятые в автоматическом режиме подтверждены оператором как нарушение

Фото и видео зафиксированные автоматикой, но отмеченные оператором как не нарушение

Комплекс автоматически определяет и учитывает скорость движения ТС, траектории движения ТС и пешехода, взаимное положение ТС и пешехода относительно предполагаемой точки пересечения их траекторий, и способен определить ситуации, в которых пешеход сам становится нарушителем правил* пересечения проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе (НПП).

* — п.п. 4.5 ПДД «…На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.»

Анализируя соотношение этих параметров, комплекс выявляет нарушителей и передает результат фиксации нарушения в ЦАФАП.

Комплекс состоит из уличного всепогодного компьютера и видеокамеры контроля, установленных на несущей опоре в непосредственной близости от нерегулируемого пешеходного перехода.

В случае применения аналоговых видеокамер, устанавливаются распознающая и обзорная камеры. Обзорная камера комплекса получает видеоизображение общей ситуации на контролируемом участке дороги с НПП и прилегающему к нему тротуару. Распознающая камера фиксирует перемещение пешеходов и ТС, при этом проводит распознавание ГРЗ ТС пересекающих НПП.

Размещение видеокамер и зоны контроля

Видеокамеры размещаются на несущей опоре установленной на обочине дороги на расстоянии 15-40 метров от нерегулируемого пешеходного перехода. Обзорная камера исполняет функции видеофиксации общей обстановки за 50-80 метров на автотрассе перед НПП и на самом НПП. Распознающая видеокамера фиксирует дорожную обстановку на:

  • тротуаре;
  • пешеходном переходе;
  • проезжей части непосредственно перед пешеходным переходом.

При этом все указанное пространство делится на несколько зон:

  • «Стартовая зона» — зона начального обнаружения пешехода;
  • «Зона контроля пешехода» – зона детекции пешехода на дороге;
  • «Зона торможения» – зона анализа условий для принятия решения об отсутствии нарушения со стороны транспортного средства.

Преимущества комплекса АвтоУраган-ВСМ для контроля пешеходного перехода

Комплекс обладает уникальным алгоритмом определения случаев, когда пешеход сам является нарушителем (пункт 4.5 ПДД). Такая способность является одним из основных отличий от других аналогичных систем, которые не определяют такие ситуации, и способны наказывать только водителей ТС. Это значительно увеличивает эффективность от применения этой системы, а также значительно снижает нагрузку на операторов ЦАФАП, для перепроверки фактов нарушения ПДД.

Еще одним достоинством системы является постоянное измерение скорости всех ТС проезжающих через НПП.

Таким образом, одновременно с контролем НПП ведется постоянная проверка скоростного режима разрешенного на данном участке дороги.

Распознавая номера всех ТС, комплекс также позволяет проводить розыскные мероприятия.

Фрагмент постановления, сформированного на основе данных с установленной системы АвтоУраган-ВСМ на НПП в Южно-Сахалинске

Пропустить

Как уже сообщал сайт, в Улан-Удэ устанавливают 17 фотокомплексов «Зебра». Они фиксируют нарушения на нерегулируемых пешеходных переходах.
- В данном случае нарушение налицо, т.к. автомашина, следующая по правой полосе, остановилась, чтобы пропустить пешеходов. Видно, что следующая машина по левой полосе не пропустила пешеходов. Инспектор рассказывает о наиболее распространенных нарушениях. Юридических тонкостей – масса. Оказывается, правило – если человек только ступил на «зебру», его обязаны пропустить, работает не всегда. К примеру, если автомобиль уже находится на пешеходном переходе, а человек только на него заходит. В целом, если траектория движения машины и пешеходов не пересекаются, и не создается помеха пешеходу, нарушения нет. Но есть и другое «золотое» правило.
Василий Дадуев, врио начальника Центра автоматизированной фиксации ГИБДД МВД по Бурятии: В случае если на какой-либо полосе остановилось какое-либо транспортное средство, то второе транспортное средство в данном случае обязано попустить пешехода, т.е. остановиться. При четырехполосном движении в двух направлениях если пешеход переходит третью полосу, водители обязаны его пропустить. В противном случае штраф полторы тысячи рублей.

Под прицелом беспристрастных камер сегодня оживленные пешеходные переходы на основных магистралях города. В Улан-Удэ массово устанавливают комплексы «Зебра». На остановке «Заря» достаточно плотный поток пешеходов. Водителям сложно не нарушить правила, поэтому они вынуждены ждать продолжительное время, как следствие - пробки на дороге.

К фотоинспекторам водители относятся по-разному.
- Конечно, пешеходов надо пропускать и соблюдать правила.

Конечно, долго. Ладно, сейчас не час пик народу мало, а так-то они друг за другом ходят, по одному.

Они-то понаставят. Я чувствую, какие доходы себе делают. Скоро у меня в подъезде, наверное, камеры поставят за то, что я не левой ногой вышел, а правой. Что-нибудь такое придумают. Нормально. Это только начало. К слову, на «Заре» комплекс «Зебра» пока не работает. И даже когда начнет, его пост продлится недолго. Ко Дню знаний здесь установят светофор. На сегодня из 17 комплексов работают семь. Остальные либо монтируют, либо тестируют. Только один комплекс на остановке «Лицей» за месяц зафиксировал 650 нарушений.

Автомобилисты, если вы увидели знак «Камера», будьте бдительны вдвойне. И помните, штрафы выписывает не комплекс, а инспектор. Компьютер предлагает лишь варианты. Поэтому, если вы не согласны, смело оспаривайте их сначала в Центре обработки данных или в суде. А лучше все же соблюдать правила. Еще раз обратите внимание на список мест размещения комплексов «Зебра». Подробнее с ним можно ознакомиться