Тест сложные аналогии интерпретация. Методика «Сложные аналогии. Логические связи могут быть

Шкалы: уровень развития мышления

Назначение теста

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание теста

Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция к тесту

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».

Тест

Шифр

A. Овца - стадо
Б. Малина - ягода
B. Море - океан
Г. Свет - темнота
Д. Отравление - смерть
Е. Враг - неприятель

Пары слов

1. Испуг - бегство
2. Физика - наука
3. Правильно - верно
4. Грядка - огород
5. Пара - два
6. Слово - фраза
7. Бодрый - вялый
8. Свобода - воля
9. Город - страна
10. Похвала - брань
11. Месть - поджог
12. Десять - число
13. Плакать - реветь
14. Глава - роман
15. Покой - движение
16. Смелость - геройство
17. Прохлада - мороз
18. Обман - недоверие
19. Пение - искусство
20. Тумбочка - шкаф

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ Д Б Е А Е А Г Е В Г
Вопрос 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ Д Б Е А Г Е В Д Б В

Обработка и интерпретация результатов теста

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Оценка в баллах Количество правильных ответов
9 19
8 18
7 17
6 15
5 12-14
4 10-11
3 8-9
2 7
1 6

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость - скупость», «прохлада - мороз».

Источники

Сложные аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.131-133.

Методика «Сложные аналогии»

Цель : методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» - пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал . Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция . «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Материал к методике

Шифр

А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель

1. Испуг – бегство А Б В Г Д Е
2. Физика – наука А Б В Г Д Е
3. Правильно – верно А Б В Г Д Е
4. Грядка – огород А Б В Г Д Е
5. Пара – два А Б В Г Д Е
6. Слово – фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый – вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода – воля А Б В Г Д Е
9. Страна – город А Б В Г Д Е
10. Похвала – брань А Б В Г Д Е
11. Месть – поджог А Б В Г Д Е
12. Десять – число А Б В Г Д Е
13. Плакать – реветь А Б В Г Д Е
14. Глава – роман А Б В Г Д Е
15. Покой – движение А Б В Г Д Е
16. Смелость – геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада – мороз А Б В Г Д Е
18. Обман – недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение – искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка – шкаф А Б В Г Д Е

Ключ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Д
Б
Е
А
Е
А
Г
Е
В
Г
Д
Б
Е
А
Г
Е
В
Д
Б
В

Оценка

Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наиболее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада – мороз».

Цель

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому до­ступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание

Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предла­гается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести ти­пов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, за­тем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого ответить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, | которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время вы­полнения задания ограничено тремя минутами.

Материал

Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция

"На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответству­ющие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты".

Материал

Шифр

А. Овца - стадо

Б. Малина - ягода

В. Море - океан

Г. Свет - темнота

Д. Отравление - смерть

Е. Враг - неприятель

Испуг - бегствоА Б В Г Д Е

2.Физика - наукаА Б В Г Д Е

3.Правильно - верноА Б В Г Д Е

4.Грядка - огородА Б В Г Д Е

5.Пара - дваА Б В Г Д Е

6. Слово - фразаА Б В Г Д Е

7.Бодрый - вялыйА Б В Г Д Е

8.Свобода - воляА Б В Г Д Е

9.Страна - городА Б В Г Д Е

10.Похвала - браньА Б В Г Д Е
11. Месть - поджогА Б В Г Д Е

12.Десять - числоА Б В Г Д Е

13.Плакать - реветьА Б В Г Д Е

14.Глава - романА Б В Г Д Е

15.Покой - движениеА Б В Г Д Е
16. Смелость - геройствоА Б В Г Д Е

17.Прохлада - морозА Б В Г Д Е

18.Обман - недовериеА Б В Г Д Е

19.Пение - искусствоА Б В Г Д Е

20.Тумбочка - шкафА Б В Г Д Е

Ключ

Оценка

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

12-14

10-11

8-9

Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему до­ступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при со­поставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышле­ния, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплыв­чатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережли­вость - скупость", "прохлада - мороз".

Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: "На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.


Материал:

А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан.

Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель.

1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е

2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е

3. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е

4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е

5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е

6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е

7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е

8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е

9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е

10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е

11. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е

12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е

13. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е

14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е

15. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е

16. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е

17. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е

18. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е

19. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е

20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е


Ключ:

Анализ результатов.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Английский педагог и философ ХVIII века Джон Локк

Приём был предложен психологом и психиатром Э.А. Коробковой, работавшей с детьми с отклонениями в психическом и физиологическом развитии. Цели методики заключаются в определении:

  • способности ребёнка устанавливать логические связи разного характера (и сложные, и простые) между понятиями;
  • возможности понимать абстрактные связи между явлениями.

Суть диагностики заключается в том, что испытуемый получает бланк с 40 словами, находящимися в определённой связи и объединёнными в пары, а также 12 словами, относящимися к шифру, в котором в качестве образца указаны пары с конкретными типом логических отношений:

  • собирательным («овца - стадо»);
  • видовым («малина - ягода»);
  • количественным («море - океан»);
  • антонимичным («свет - темнота»);
  • причинно-следственным («отравление - смерть»);
  • синонимическим («враг - неприятель»).

Тест можно применять в работе с детьми, достигшими 13–14 лет, конечных возрастных ограничений для использования приёма нет.

Процедура проведения диагностики среди школьников

Исследование рекомендуется проводить в индивидуальной форме, но допускается и групповой вариант тестирования. В обоих случаях диагностика подразумевает письменную форму ответов. На работу с бланком теста выделяется 4–5 минут.

Алгоритм проведения исследования:

Файлы: Материалы к тесту

Анализ и интерпретация результатов

Проверив результат подростка по ключам, экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов, соответствующих образцу, и выставляет оценку по десятибалльной шкале:

Интерпретируется результат так:

  • 10 баллов - ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Что касается устного комментария ребёнка при индивидуальной форме проведения, то он имеет важное значение для диагностики нарушений мыслительного процесса, заключение о характере которых может делать только специалист по возрастной психологии с целью разработки индивидуальной программы коррекции.

Методика «Сложные аналогии» позволяет сделать выводы о том, насколько хорошо ребёнок может выстраивать разного рода логические связи между явлениями и понятиями. Эти результаты имеют большую ценность для определения интеллектуального уровня подростка, а также его соответствия возрастным нормам. По итогам теста психолог может предложить индивидуальную программу коррекции в случае необходимости.