Судья гедеон. Гедео́н, судия Израильский Гедеон ветхий завет

Хотя чудесное избавление, совершенное Деворой и Вараком, водворило в земле обетованной мир и благоденствие на целые сорок лет, но само состояние народа в религиозном и гражданском отношении было таково, что и в будущем могли угрожать подобные же бедствия. Живя среди идолопоклонников, при виде сладострастных форм их идолослужения, израильский народ увлекался ими, нравственные силы его ослабевали, внутри усиливалось разъединение между коленами, приведшее к тому, что каждое колено начало считать себя как бы отдельным, совершенно самостоятельным государством.

Когда государственное раздробление совершенно ослабило народ, то этим не преминули воспользоваться окружающие кочевые племена, которых постоянно манили к себе богатства земли обетованной. И вот, когда «сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, Господь предал их в руки мадианитян » и сродных с ними кочевых племен. Мадианитяне, амаликитяне и все «сыны востока » в безчисленном множестве сделали нашествие на Палестину; переправившись через Иордан и сломив сопротивление, какое только могли оказать им раздробленные силы израильтян, они наводнили всю страну от Ездрилонской равнины на севере до Газы - на юге. И это нашествие повторялось из года в год. Лишь только производились израильтянами посевы полей, как опять появлялась эта дикая орда, которая своими кибитками покрывала все холмы и долины, угоняла весь встречавшийся скот и потравляла своими стадами растительность. Ничего не могло быть тяжелее и разорительнее подобных нашествий, так как после них не оставалось ни хлеба, ни скота. Огонь и меч распространяли ужас по всей стране, отчаянное сопротивление отдельных отрядов израильтян приводило лишь к беспощадному избиению храбрых защитников своего отечества, и единственным спасением оставалось лишь бегство населения в горы, где оно и скрывалось в пещерах. Так продолжалось целых семь лет.

«И весьма обнищал Израиль », и опять возопил к Господу. Тогда Господь опять смилостивился над своим неверным и непостоянным народом и послал ему избавителя в лице Гедеона.

Гедеон происходил из города Офры, лежавшего в средней Палестине, которая подверглась наибольшему опустошению от дикой орды. Это был, как показывает само его имя, «отважный воин », отличавшийся царственным величием в своей внешности. Он был младший член семьи, которая дала уже несколько храбрых воинов и защитников отечества от иноплеменников, и два его старших брата уже положили свою жизнь в борьбе с этими хищниками в отчаянной стычке при Фаворе.

Живя среди упавшего духом народа, Гедеон не терял надежды на избавление. В это время среди народа явился пророк, который пламенной речью призвал к покаянию, упрекая израильтян в забвения ими всех благодеяний Божиих со времени выхода их из Египта. Это пробудило дух народа, который еще пламеннее стал просить об избавлении от тяжкого ига. И тогда именно Гедеон получил высшее призвание к делу избавления страждущего народа.

Осенью седьмого года нашествии мадианитян, Гедеон торопливо молотил пшеницу, чтобы скорее укрыться от рыскавших повсюду врагов. Занятый работой, Гедеон не заметил, как рядом появился какой-то путник. Но это был «Ангел Господень », который сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный ». Приветствие это поразило Гедеона и болезненно затронуло в нем чувство угнетенного положения, в котором находился как он сам, так и весь народ. «Гедеон сказал ему: господин! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие и где все чудеса Его, о которых рассказывали отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь. Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян ». Но ангел уверил его в предстоящем избавления.

Из чудесного знамения (чудесного появления огня в принесенной жертве) Гедеон убедился в своем высшем призвании для избавления народа, и в его душ исчезла и малейшая тень сомнения и отчаяния. Но чтобы иметь больше успеха в возложенном на него деле, Гедеон должен был, прежде всего, возбудить дух истинной религии в народе, подавленный вторжением идолопоклонства. Идолопоклонство проникло даже в само семейство, в котором младшим членом был Гедеон. Отец его Иоас, отчаявшись в помощи Иеговы, предался идолопоклонству, и на одной из ближайших гор воздвиг жертвенник Ваалу, богу своих ханаанских соседей. Рядом с жертвенником стояло дерево, посвященное Астарте. Гедеон получил божественное повеление разрушить это капище и тем выразить открытый протест против идолопоклонства.

Пылая ревностью о вере в истинного Бога, Гедеон, взяв десять рабов и пару тельцов, ночью разрушил капище, срубил дерево Астарты. На месте низвергнутого жертвенника Ваалова он воздвиг жертвенник истинному Богу и принес в жертву одного из тельцов, употребив на дрова само дерево Астарты. Все это было сделано ночью, так как днем это возбудило бы ужас и восстание его домашних и жителей города. Но с наступлением дня среди жителей города раздались яростные голоса, требовавшие смерти виновного. Гедеона спасла решимость и находчивость его отца Иоаса. Последний на требование толпы о выдаче Гедеона смело отвечал: «вам ли заступаться за Ваала, вам ли защищать его? Если он бог, то сам вступится за себя ». Эта речь устыдила толпу и заставила ее убедиться в своем заблуждении, а Гедеон получил название Иероваала, т.е. «противоборца Ваалу».

Слава об этом подвиге быстро разнеслась по стране, имя Гедеона было у всех на устах, и он мог теперь выступить в качестве избавителя от внешних врагов. «Дух Господень объял Гедеона, и он вострубил трубою ». Под знаменем Гедеона собралось 32 000 воинов, готовых положить свою жизнь за истинную веру и свое отечество.

Еще раз получив уверение о своем призвании двумя чудесными знамениями (появлением росы на шерсти при отсутствии ее на земле и отсутствием ее на шерсти при обилии ее кругом), Гедеон выступил против неприятеля. Но избавление должно было совершиться не собственными силами народа, а силой Божией, и потому Гедеону повелено было уменьшить свое войско, отпустив всех, кто не особо желал идти на смерть. Осталось только 10 000 тысяч человек, но и этого было много для победы. Посредством особого испытания на реке, избрано было всего только триста человек, но очевидно самых храбрых и испытанных воинов, которые были настолько закалены, что даже воду из реки, пренебрегая всякими удобствами, «лакали языками своими как лакает пес ». С этой горстью воинов Гедеон и должен был выступить против неприятелей, которые огромным полчищем в 135 000 человек расположились в равнине Ездрилонской.

Проникнув ночью в неприятельский лагерь и узнав о тревожном настроении врагов, до которых уже дошла молва о движении среди израильтян, Гедеон решил поразить их неожиданным нападением. Разделив свой отряд на три части и дав каждому воину по трубе и по светильнику в кувшине, Гедеон приказал этим частям ночью выступить в обход неприятеля. По данному сигналу все воины сразу затрубили в трубы, разбили кувшины и громко воскликнули: «Меч Господа и Гедеона! »

Неприятели, пораженные неожиданно появившимся множеством светильников, громом труб и военного крика, пришли в страшное смятение, в суматохе убивали друг друга и бросились в беспорядочное бегство за Иордан. Но там их при переправе встретило колено Ефремово, подвергнув их еще большему разгрому, во время которого убиты были два мадиамских царя. Сам Гедеон, подкрепленный десятитысячным отрядом, преследовал неприятеля и за Иордан, где захватил в плен еще двух мадиамских царей, которые, как оказавшиеся убийцами братьев Гедеона, были убиты им самим.

При возвращении с победного похода Гедеон должен был кротостью утишить недовольство ефремлян на то, что они не позваны были раньше для войны с мадианитянами и лишились поэтому значительной части добычи. Были строго наказаны жители городов Сокхофа и Пенуела, которые, не надеясь на поражение Гедеоном сильных мадиамских царей, отказали его воинам в хлебе, насмешливо говоря ему: «разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб? » Когда эти некогда страшные мадиамские цари были уже в руках Гедеона, он прибыл с ними в Сокхоф и, напомнив жителям его об измене, «взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски, и наказал ими жителей Сокхофа, и башню Пенуельскую разрушил и перебил жителей города ».

Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарные израильтяне сказали Гедеону: «владей нами ты и сын твой, и сын сына твоего; ибо ты спас нас из руки мадианитян ». Но освободитель страны отказался от предложенной ему наследственной власти, ответив израильтянам: «ни я не буду владеть вами, ни сын мой не будет владеть вами; Господь да владеет вами ». Он удовольствовался только частью военной добычи. Земля покоилась сорок лет, и сам Гедеон мирно дожил до глубокой старости, оставив после себя семьдесят сыновей, а также добрую славу, которая дала ему впоследствии честь быть записанным в число славнейших героев веры (Евр. 2:32).

По смерти Гедеона, народ опять «стал блудно ходить во след Ваалов », забыл своего Господа Бога, который избавлял его от окружающих врагов, и даже «дому Гедеонову не сделал милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю ». Наступили годы смуты, и этим решил воспользоваться побочный сын Гедеона, от его сихемской наложницы, Авимелех, задумавший присвоить себе царскую власть, от которой отказался сам Гедеон. Войдя в соглашение с родственниками своей матери, он собрал войско, напал на Офру, где жили сыновья Гедеона, и, убив их, добился провозглашения себя царем.

Из семидесяти сыновей Гедеона спасся только один младший сын Иофам. С вершины Гаризима, высившегося над городом Сихемом, он обратился к вероломным жителям с обличительной притчей, в которой под видом дерев, избиравших себе царя, изобразил несправедливость народа и коварство Авимелеха: смоковница и виноградная лоза отказались принять на себя царское достоинство, а репейник сразу принял предложение и приглашал всех покоиться под своей тенью. Это, по-видимому, образумило сихемлян. Едва прошло три года, как между ними и Авимелехом начались раздоры, поведшие к междоусобию; разъяренный самозванец осадил город, разрушил его и засеял солью, а городскую башню, в которой укрылись жители, сжег вместе с тысячью оказавшихся в ней мужчин и женщин. При осаде другого непокорного города, Тевеца, он был ранен обломком мельничного жернова, брошенным в него женщиной, и, стыдясь умереть от руки женщины, велел своему оруженосцу пронзить его мечем. «Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих », и так бесславно окончилась первая попытка самовольно основать царскую власть в народе израильском.

20. Судья Иеффай (Суд. 10:6-18; 11; 12:1-7)

Во время управления двух следующих судей, Фолы и Иаира, израильтяне, по-видимому, наслаждались миром и благоденствием, но это благоденствие лишь еще более усилило идолопоклонство и развращение среди народа, который начал без разбора «служить Ваалам, Астартам, и богам арамейским, и богам сидонским, и богам моавитским, и богам аммонитским, и богам филистимским », забыв единого истинного Бога. «И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки филистимлян и в руки аммонитян. Они теснили и мучили сынов израилевых восемнадцать лет ». Враги теснили народ одновременно с двух сторон: с востока и запада.

Бедствие это опять заставило израильтян обратиться с мольбой о помощи к забытому ими своему Господу, но на этот раз Господь отвечал им: «вы оставили Меня, и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас. Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время ». Но когда израильтяне в покаянии обратились к Нему опять и отвергли чужих богов, став служить только Господу, то «не потерпела душа Его страдания Израилева », и Он послал им избавителя в лице Иеффая.

Это был даже по своему происхождению вполне сын своего распущенного времени. Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском полуколене Манассиином, и он, лишенный своими сводными братьями наследства в доме отца, удалился в вольную землю Тов, собрал около себя праздных и бездомных людей и сделался начальником шайки грабителей. Со своей вольницей Иеффай, однако, не забыл патриотического долга, и делал нападения только на врагов своей страны, отбивая у них стада и караваны.

Отвага и храбрость Иеффая обратили на него внимание старейшин Галаада, особенно страдавшего от нападений аммонитян, и они пригласили его возглавить их для борьбы с врагами. Иеффаю тяжело было принимать приглашение от старейшин города, где он потерпел обиду и несправедливость. Но любовь к родине превозмогла, и он, выговорив себе условие главенства в народе в качестве судьи, принял предложение. Став во главе быстро образовавшегося отряда, он двинулся против неприятеля, но сначала попытался уладить дело мирным путем и вступил с аммонитянами в переговоры. Когда аммонитяне отвергли всякие мирные предложения, заявив свои притязания на все заиорданские области, Иеффай вынужден был добиваться своего права оружием.

Он выступил в поход, дав перед этим, по обычаю времени, обет Господу, говоря: «если Ты предашь аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет от ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие во всесожжение ». Поход был успешен, неприятель разбит и усмирен. С торжеством победитель возвратился в свой город Массифу и направился к своему дому. «И вот дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами ». «Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься ».

Узнав об обете, дочь храброго отца не предалась безутешному отчаянию и просила у него только двухмесячного срока, чтобы пойти в горы и оплакать девство свое с подругами своими. «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над ней обет свой, который дал, и она не познала мужа ». Способ исполнения обета понимается различно. Одни толкователи (по преимуществу древние) понимают его в буквальном смысле, что девица была действительно принесена в жертву всесожжения; но другие толкователи, основываясь на ясном запрещении человеческих жертв в Моисеевом законе (Лев. 18:21; 20:2-5; Втор. 12:31), полагают, что она осталась в девстве и посвящена была на служение скинии. На такой смысл обета указывает и то выражение, что дочь Иеффая оплакивала не свою молодость, а свое «девство », и что она умерла, «не познав мужа », т.е. в девственном (по обету) состоянии.

Но Иеффая ожидало еще и другое испытание. Ему пришлось быть свидетелем печального события, показывавшего, до какой степени дошло разъединение между коленами в это время. Гордые ефремляне отказались признать за полуколеном Манассииным право на отдельное независимое существование, а тем более право иметь из себя «судью » народа, и довели дело до междоусобицы. Но народное воодушевление было еще сильно: ефремляне понесли страшное поражение в битве и старались спастись бегством на противоположный берег Иордана. Разъяренные галаадитяне перехватили броды и, узнавая ефремлян по своеобразному выговору ими слова шибболет (они выговаривали сибболет), избили из них 42 000 человек. Это горестное событие должно было тяжким бременем лечь на душу такого патриота, каким был Иеффай. Он был судьею Израиля всего шесть лет и скончался, будучи погребен в одном из городов галаадских. Одиноким он жил, одиноким и умер, не оставив в потомстве даже воспоминания о точном месте своего погребения.

Судья Гедеон

Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с востока переходили Иордан и, как саранча, обрушивались на поля израильских земледельцев. Враги появлялись каждый раз в то время, когда начиналась жатва. Такое бедствие продолжалось семь лет. «И возопили сыны Израилевы к Господу », и покаялись в своих грехах (Суд. 6.7). Тогда Господь смиловался над Своим народом и послал им избавителя в лице Гедеона.

Вдохновленный Духом Божиим, Гедеон призвал израильтян на борьбу за свободу. На его призыв собралось тридцать две тысячи израильских воинов. Но так как силы врага превосходили силы израильтян, то Гедеон попросил Господа подкрепить его веру в победу каким-нибудь чудом. По его просьбе Господь ночью послал на разостланное Гедеоном руно такую обильную росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха. В следующую ночь Господь послал обильную росу на землю, тогда как руно оставалось сухим. Еще раз получив подкрепление своей веры на помощь Божию, Гедеон решил всем войском внезапно напасть на врага.

Но Господь сказал ему, что врагов он победит с небольшим количеством храбрых воинов, чтобы израильтяне потом не сказали, что они собственной силой, без помощи Божией, победили неприятеля. По поведению Божию Гедеон отобрал триста воинов. Каждому из своих воинов он дал трубу и факел, спрятанный в глиняном горшке. Разделив воинов на три группы, Гедеон велел им с трех сторон подкрасться к лагерю мадианитян. В полночь, едва только мадианитяне легли спать, он дал сигнал к атаке. Израильтяне разбили горшки, открыли горящие факелы, одновременно изо всех сил затрубили в трубы и громко закричали. Сильный крик разбудил кочевников. Уверенные, что их окружает большая неприятельская армия, они бросились бежать за Иордан, в панике поражая друг друга. Гедеон с горстью своих отважных воинов бросился преследовать врага. Израильтяне нанесли сокрушительный удар по врагу и прогнали кочевников далеко за Иордан. В этой битве погибло четыре мадиамских царя.

В благодарность за спасение от врагов израильтяне хотели сделать своего освободителя царем, но Гедеон отказался от царской короны и сказал народу: «Господь да владеет вами » (Суд. 8.23). При Гедеоне Израиль сорок лет пользовался миром и спокойствием.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Гедеон. Суд. 6–8Но недолго сыны Израиля были преданы Богу своих отцов. Обретя свободу, они быстро забыли Истинного Бога и начали поклоняться ханаанским лжебогам. За это Господь предал их в руки восточных кочевников. Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Гедеон Однажды за грехи евреев Бог послал на них врагов мадианитян, которые семь лет грабили их скот, травили своими стадами посевы и притесняли их самих. Когда же евреи стали просить помощи Бога, Он для избавления от врагов послал им Гедеона.Господь явился Гедеону, когда

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Гедеон Из числа судей Гедеон прославился тем, что с малым войском, при помощи Божией, избавил евреев от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Евреи должны были скрываться от них в ущельях и укреплениях. Такое несчастие заставило евреев одуматься и

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Судья В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «Защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. И после сказал сам себе: «Хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но, как

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Гедеон Когда Аод умер, сыны Израилевы опять стали делать злое перед очами Господа, поклоняясь Ваалу, и Господь предал их во власть мадианитян. Те владычествовали над землёй израильтян семь лет. Едва успевали израильтяне вырастить урожай, как приходили мадианитяне и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

6:1 - 8:35 Гедеон 6:1-6 Притеснение от мадианитян. Известие о новом периоде отступничества после высокой песни хвалы в предыдущей главе воспринимается как потрясение. Тем более поразительно непостоянство израильтян, которые даже тогда, когда Господь так много делает для

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГЕДЕОН (Герасим Покровский), еп. (1844–1922), рус. правосл. богослов, миссионер, церковно–обществ. деятель. Род. в Орловской губ., в семье псаломщика. Окончил Орловскую ДС (1869), рукоположен во священника в 1872. В 1875 постригся в монахи. В 1884 окончил КДА и был назначен в Японскую

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Верховный судья Лао-цзы пытался отказываться от назначения, но тщетно. Тогда он согласился и сказал:- Но Вы будете сожалеть об этом назначении, так как мои пути понимания и видения полностью отличаются от Ваших.Император настаивал, поскольку был уверен в необыкновенной

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ГЕДЕОН И АВИМЕЛЕХ Много воевали израильтяне в пределах земли Хананейской, много взяли городов и селений. И когда старики отошли к праотцам своим и народились новые люди, стала молодежь верить местным богам - Ваалу и Астарте, смешивались израильтяне с мадианитянами и

Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Гедеон и Авимелех Гедеон одержал настолько значительные победы, что приобрел авторитет, соответствующий сану наследственного монарха. Суд., 8: 22–23. И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего… Гедеон сказал им: я не буду владеть вами…

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

ГЕДЕОН Когда Господь призвал к Себе пророчицу Девору, израильский народ вновь уклонился на пути беззакония и вызвал гнев Божий. Неверные были преданы в руки мадианитян, которые каждый год приходили в землю Израильскую и наполняли собой страну. Число их было столь

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Гедеон Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет.2 Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах, и пещеры, и укрепления.3 Когда посеет Израиль, придут

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Гедеон Много было врагов у сынов Израилевых. И призвал тогда Господь юношу по имени Гедеон. Гедеон в ту пору скрывался от воинственного племени мадианитян, которые, по воле Господа, угнетали сынов Израиля за их прегрешения. Именно его, Гедеона, выбрал Господь как

Пророк Гедеон - один из известнейших судей израильских, родом из Офры.
Пользуясь нравственным упадком и политической раздробленностью евреев, мадианитяне и другие «сыны Востока» предпринимали против них нашествия из года в год, потравляя засеянные поля, угоняя скот и расхищая всякое достояние. «И весьма обнищал Израиль». Угнетение продолжалось семь лет, и только тогда, когда народ отчаялся в своём избавлении, явился Гедеон, «отважный воин», как показывает само его имя. Два старших брата его погибли в борьбе с врагами Израиля. Получив высшее призвание к избавлению народа, Гедеон с небольшим отрядом сделал удачное ночное нападение на мадианитян; в ужасе и ночной суматохе они рубили друг друга и в беспорядке бежали за Иордан, надолго оставив в покое Ханаан. Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарный народ предлагал ему наследственное царское достоинство; но он отказался от этой власти, в которой видел нарушение теократического принципа. Земля под его управлением благоденствовала сорок лет. Сам Гедеон дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жён 70 сыновей.
В народе Гедеон получил также прозвание Иероваал, то есть «противоборец Ваалу», за то, что разрушил жертвенник, установленный в честь этого языческого божества.
История Гедеона излагается в Суд.6-7.
Память совершается 26 сентября по Юлианскому календарю (9 октября по Григорианскому).

(иллюстрации - www.cirota.ru; bibliotekar.ru; kizhi.karelia.ru; www.icon-art.info; www.creationism.org).

Гедеон собирает себе воинов. Гюстав Доре.
Смерть сыновей Гедеона. Гюстав Доре.

протоиерей Николай Попов

Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар

Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим ().

Судьи Девора и Варак

Судья Гедеон

Израильтяне стали делать злое пред Господом, и предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь».

В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя».

Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо . Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек. Потом Господь велел вести оставшихся к воде, и тех, которые будут пить воду с руки, ставить особо от тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить. Пивших с руки оказалось 300 человек. Этих 300 человек Господь велел Гедеону удержать у себя для поражения врагов, а прочих отпустить . Когда наступила ночь, Гедеон, по повелению Божию, вошел в стан неприятелей, которые расположились на долине в таком множестве, как саранча (их было 135000 человек). И вот, один из них рассказывает другому свой сон: «Снилось мне, будто ячменный хлеб прикатился к шатру и ударил в него так, что он упал». Другой ему сказал: «Это меч Гедеона: предал Господь в руки его весь стан». Возвратившись в свой стан, Гедеон разделил своих 300 человек на три отряда, дал всем им трубы, кувшины и в кувшины светильники и велел обойти неприятелей со всех сторон и делать то же, что он будет делать. После этого три отряда окружили стан неприятельский, по данному знаку затрубили трубами, разбили кувшины и, держа светильники, закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Спавшие неприятели страшно перепугались, бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон погнался за ними и истребил их. В благодарность за спасение от врагов, израильтяне сказали Гедеону: «Владей нами ты и потомство твое». Но он отвечал: «Господь да владеет вами». И покоилась земля 40 лет ().

После смерти Гедеона, сын его, Авимелех, убил 70 братьев своих , кроме Иофама, и царствовал 3 года в Сихеме, но погиб во время возмущения своих подданных от руки женщины, которая бросила с башни в голову его камень, когда он хотел поджечь башню. После этого был судьею израильтян 23 года Фола, после Фолы – 22 года Иаир ().

Судья Иеффай

Израильтяне стали служить ложным богам соседних народов языческих, а истинного Бога оставили. прогневался на них и предал их в руки филистимлян и аммонитян, которые теснили и мучили их 18 лет. Израильтяне раскаялись в грехах своих, отвергли идолов, стали служить только истинному Богу, и Он помиловал их и дал им вождя, Иеффая. Отправляясь на войну против аммонитян, Иеффай дал обет Богу принести Ему после победы над врагами во всесожжение то, что прежде всего выйдет из ворот дома его навстречу ему . Когда он победил аммонитян и возвращался домой, навстречу ему вышла единственная дочь его, в сопровождении собранных ею девиц с тимпанами и пением. Увидев ее, Иеффай разодрал на себе одежду и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня: я обещал тебя Господу, и не могу отказаться от своего слова». Она отвечала ему: «Отец мой! Ты обещал меня Господу, исполни обет, потому что тебе помог отомстить врагам», – и попросила только у него два месяца оплакать девство свое с подругами. Через два месяца Иеффай исполнил свой обет, посвятив ее Богу ().

Ефремляне, завидуя Иеффаю, перешли Иордан и хотели сжечь дом его и самого его за то, что он не позвал их на войну. Иеффай разбил их. Когда они под чужими именами стали возвращаться домой, жители Галаадские, заняв переправу чрез Иордан, стали заставлять их произносить: «Шибболет» (колос), и когда они произносили: «Сибболет», поэтому узнавали их и убивали. Так погибло 42000 человек (Иеффай был судьею 6 лет).

После Иеффая были судьями: Есевон (7 лет), имевший 30 сыновей и 30 дочерей, Елон (10 лет) и Авдон (8 лет), имевший 40 сыновей и 30 внуков ().

Судья Самсон

Израильтяне делали злое пред Господом, и Он предал их в руки филистимлян на 40 лет. В это время в земле Израильской (в городе Цоре) был один человек, Маной. Жена его была неплодна и не рождала. Однажды явился ей Ангел Господень и сказал: «Скоро ты родишь сына. Отныне, ты не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, и бритва не коснется головы этого сына твоего, потому что он с самого рождения будет назорей Божий (посвященный Богу), и он начнет спасать Израиль от филистимлян». Жена сказала об этом мужу своему. По молитве Маноя, Ангел явился опять жене его. Она привела мужа своего, и Ангел подтвердил свои наставления. Маной спросил его: «Как тебе имя?» Ангел отвечал: «Оно чудно». Маной принес жертву Господу на камне. Когда пламень жертвы стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел поднялся в пламени. Маной в страхе сказал: «Верно, мы умрем, потому что видели Бога». Но жена сказала: «Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы жертвы и не открыл бы нам сего».

Жена Маноя родила сына и дала ему имя Самсон. Вырос Самсон, и Дух Господень начал действовать в нем. Он стал показывать необыкновенную силу. Понравилась ему одна филистимлянка из Фимнафы, и он стал просить родителей женить его на ней. Родители долго не соглашались женить его на иноплеменнице, наконец, уступили его просьбам и отправились с ним в Фимнафу. На пути Самсон отстал от родителей. Вдруг видит: навстречу ему идет молодой лев и рыкает. Дух Господень сошел на него, он схватил льва и руками своими растерзал его, как козленка, догнал отца и мать и не сказал им, что он сделал. В Фимнафе предложение Самсона было принято, и положено было чрез некоторое время праздновать брак. Спустя несколько дней, Самсон из дома своего шел тою же дорогою в Фимнафу на брак, зашел посмотреть на труп льва и нашел в нем рой пчел и мед. Он взял мед, ел его дорогой и дал родителям своим, но не сказал, откуда взял его. Сделал Самсон брачный пир. Филистимляне, боясь Самсона, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. Он загадал им загадку и обещал, если отгадают ее в семь дней пира, дать им 30 тонких рубашек и 30 перемен одежд. Они согласились. Тогда Самсон сказал: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Филистимляне заставили молодую жену Самсона выпытать от него и сказать им, что значит загадка, и в конце седьмого дня сказали ему: «Что слаще меду и сильнее льва?» Самсон пошел в Аскалон, убил там 30 филистимлян, снял с них одежды, отдал их разгадавшим загадку, а жену оставил и ушел домой. С этого времени Самсон стал во множестве истреблять филистимлян.

Когда гнев Самсона прошел, он пришел к своей жене, но узнал, что она выдана за одного из бывших брачных друзей его. Тогда Самсон поймал 300 лисиц, связал их по две хвостами, привязал между хвостами их факелы, зажег факелы и отпустил лисиц в поля. Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил.

Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору.

Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него . Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами .

В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы. Дом обрушился на всех, кто был в нем . Таким образом, Самсон вместе с собою убил врагов отечества более чем во всю жизнь свою ().

Первосвященник и судья Илий. Рождение Самуила

По смерти Самсона филистимляне продолжали угнетать израильтян. В это время судьею израильским сорок лет был первосвященник Илий . При нем Господь воздвиг пророка Самуила.

Отец Самуила был благочестивый левит Елкана, а мать – Анна. Анна была бездетна. Они жили в городе Раме. В положенные дни они ходили в Силом, где стояла скиния, молиться и приносить жертвы Богу. Однажды, после жертвоприношения, Анна при скинии долго и со слезами молилась Богу, чтобы Он дал ей сына, и обещалась отдать его на служение Господу. Уста ее двигались, а голоса ее не было слышно. Илий, увидев ее, счел пьяною и сказал: «Доколе ты будешь здесь пьяною? Поди протрезвись». Анна отвечала ему: «Нет, господин, я – женщина, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, а изливаю душу мою пред Господом». Илий сказал ей: «Иди с миром, исполнит твое прошение».

Чрез некоторое время Анна родила сына, назвала его Самуилом (испрошенный у Господа) и, вскормив грудью, отдала его на служение Господу при скинии. При этом она воспела песнь Господу, в которой прославила святость и правосудие Божие и предсказала, что Господь будет судить народы земли, даст силу Царю Своему и возвысит рог (силу, могущество) Помазанника Своего. В этой песне в первый раз Спаситель Мира назван Meccиeй, или Христом, то есть Помазанником Божиим ().

Призвание Самуила

Два сына Илия, Офни и Финеес, хотя были священниками Господа, но были люди негодные и развращали народ. Илий знал о беззакониях их, но не обуздывал их . Поэтому Господь объявил ему суд свой чрез отрока Самуила. Однажды ночью Илий лежал на своем месте, глаза его начали смежаться, а Самуил лежал в храме Господнем . Вдруг Господь воззвал к Самуилу: «Самуил, Самуил!» Думая, что его звал Илий, Самуил побежал к нему и сказал: «Вот я, ты звал меня». Но Илий сказал: «Я не звал тебя; поди назад, и ложись». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал: «Если еще услышишь зов, ты скажи: «Говори, Господи, слышит, раб твой» . Самуил ушел и лег на своем месте. Господь опять сказал ему: «Самуил, Самуил!» Он отвечал: «Говори, Господи, слышит раб твой». Тогда Господь сказал ему: «Вот, Я сделаю в Израиле такое дело, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием все, чем грозил Я дому его за грехи детей его». Поутру Илий спросил Самуила, что ему сказал Господь. Самуил объявил ему все. Выслушав Самуила, Илий сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит!» После этого весь Израиль узнал, что Самуил удостоился быть пророком Господним ().

Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; ).

Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение

Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона . На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу . При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа (50.070 человек) . После сего ковчег Господень был поставлен в Kapиафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава ().

Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Угнетаемые филистимлянами и видя чудеса от ковчега Господня, израильтяне обратились с покаянием к Господу и бросили идолов. Тогда Самуил собрал народ израильский в Массифу для молитвы и принесения жертвы Богу. Филистимляне, как скоро услышали об этом собрании, тотчас пошли воевать с израильтянами. Самуил принес жертву и помолился Богу, и Господь загремел над филистимлянами сильным громом, навел на них ужас, и израильтяне поразили их. Освободив израильтян от филистимлян, Самуил был судьею израильтян во все дни жизни своей ().

История Руфи

В то время, когда управляли израильтянами судьи, был голод в земле Израильской . По сему случаю один житель Вифлеема, Елимелех, со своею женой Ноеминью и двумя сыновьями, переселился в землю Моавитскую. Здесь он умер, сыновья его женились на моавитянках и тоже умерли. Одна из этих моавитянок называлась Орфа, другая Руфь. После смерти сыновей своих, Ноеминь пошла в свой город Вифлеем. Орфа и Руфь последовали за нею. Ноеминь сказала им о своей бедности и стала убеждать их возвратиться к своим родителям. Орфа возвратилась домой, но Руфь сказала свекрови своей: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду; твой народ будет моим народом, и Бог твой будет моим Богом; одна разлучит меня с тобою». Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем во время жатвы ячменя. Не имея пищи, Руфь пошла на поле подбирать оставшиеся колосья и пришла на поле Вооза, родственника покойного мужа своего. Вооз, пришедши на свое поле, заметил Руфь, предложил ей пообедать со жнецами и позволил ходить на свое поле собирать колосья, а жнецам велел оставлять их больше. Так Руфь подбирала колосья на поле Вооза, доколе не окончилась жатва. Ноеминь, узнав о милостивом расположении Вооза к Руфи, посоветовала ей просить Вооза исполнить Моисеев закон ужичества , взять ее за себя в замужество. Вооз согласился на это и женился на ней. Она родила сына Овида, от которого родился Иecceй, отец Давида. Таким образом, Руфь стала прабабкою Давида, от рода которого произошел Спаситель мира (Книга Руфи).

По смерти Иисуса Навина до месопотамского рабства какое-то время было правление старейшин и безначалие. Это время, не означенное в Библии числом лет, было непродолжительно. Иефеай в своё время говорил царю Аммонитскому, отнимавшему у израильтян заиорданские земли, что израильтяне живут на этих землях уже 300 лет (). По показаниям книги Судей, 301 год прошел от начала порабощения месопотамского до порабощения аммонитского. Значит, время правления старейшин и безначалия было так непродолжительно, что Иефеай и в счет его не ставил. Ап. Павел, говоря о временах после раздела Ханаанской земли израильтянам, не упоминает о времени правления старейшин и безначалия (). Иосиф Флавий хотя и назначает для этого времени 18 лет, но эти 18 лет не включает в общую сумму лет от исхода израильтян из Египта до основания Соломоном храма. По всей вероятности, древние библейские хронологи ставили это непродолжительное время в счет тех неполных годов, которые в книге Судей считаются за полные. Продолжительность времени Судей Апостол Павел определяет около 450 лет. Он говорит: Бог, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил отцам нашим в наследие землю их. И после этого около 450 лет давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула. Так прошло 40 лет. (). По книге Судей и 1-й книге Царств, начиная месопотамским порабощением израильтян и оканчивая порабощением филистимским, до пророка Самуила насчитывают немного более 451 года, следующим образом: порабощение месопотамское продолжалось 8 лет (), мир Гофониила 40 лет (); порабощение моавитское – 18 лет (), мир Аода – 80 лет (), правление Самегара – неполный год (), порабощение ханаанское – 20 лет (), мир Варака и Деворы – 40 лет (), порабощение мадианитское 7 лет (), мир Гедеона – 40 лет (), правление Авимелеха – 3 года (), Фолы – 23 года (), Иаира – 22 года (), порабощение аммонитское – 18 лет (), правление Иеффая – 6 лет (), Есевона – 7 лет (), Елона – 10 лет (), Авдона – 8 лет (), порабощение филистимское, во время которого судил 20 лет Самсон, продолжалось 40 лет (), правление Илия – 40 лет (), порабощение филистимское – 20 лет и 7 месяцев (

Библия и, в частности, Ветхий Завет, содержат множество историй о том, как Бог действовал через различных людей. Одним из таких людей был Гедеон. Данная статья является библейским уроком по его жизни.

Гедеон: предыстория (Судей 6:1-10)

Что касается времени, рассматриваемая нами история происходила в период, когда Израилем правили судьи. До Гедеона судьей-правителем была Девора, женщина, избранная Богом, при правлении которой «покоилась земля сорок лет» (Судей 5:31). Однако этот покой не мог длиться вечно. В Судей 6:1-6 говорится:

Судей 6:1-6
«Сыны Израилевы , и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян [...]».

После сорока лет мира и покоя Израиль оказался под игом мадианитян. Как мы видим из текста, мадианитяне наносили Израилю такой ущерб, что не оставалось «для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла» (Судей 6:4). Однако все эти беды постигли Израиль не случайно. В Судей 6:1 указывается их причина:

Судей 6:1
«Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа , и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет».

«Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа». Вот за что они были притесняемы врагами , хотя это притеснение имело и положительный результат. Действительно, в Судей 6:6 говорится:

Судей 6:6
«И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, И [как следствие этого обнищания – прим. авт.] ВОЗОПИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ К ГОСПОДУ».

Именно по причине невыносимого притеснения врагами Израильтяне возопили к Господу. И, кстати, такое происходило уже не раз. Очень часто они совершали зло в глазах Бога, поклоняясь идолам, но, как только их постигали бедствия, они обращались от зла и искали истинного Бога . В Судей 6:7-10 говорится о том, как Бог отвечает на их мольбы:

Судей 6:6-10
«И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу. И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, и сказал вам: "Я--Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете"; но вы не послушали гласа Моего».

В ответ на мольбы израильтян Бог послал пророка, который донес до них Его слово, обличающее их в содеянном. Однако это было лишь начало. В следующих разделах статьи мы увидим, что еще сделал Бог.

Гедеон: начало (Судей 6:11-35)

После того, как Бог послал пророка с обличением к Израилю, следующим Его действием стал призыв человека по имени Гедеон. Вот что говорится в Судей 6:11-12:

Судей 6:11-12
«И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!»

Читая о явлении ангела Гедеону, не стоит представлять себе светловолосое создание в белых одеждах, шумно взмахивающее огромными белыми крыльями. Такое представление об ангелах – не более, чем миф и плод воображения. На самом деле, нигде в Библии не говорится о том, что у ангелов есть крылья, что они светловолосы или одеты в белые одежды. Библия называет их лишь «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14).

Возвращаясь к нашей основной теме, обратим внимание на то, как Бог, в лице этого ангела, приветствует Гедеона. Он называет его «мужем сильным». А ведь Гедеон был всего лишь бедняком, тайно выколачивающим пшеницу, чтобы скрыть ее от мадианитян. И тем не менее, в глазах Бога он был мужем сильным, мужем, который, как мы увидим позже, доверял Богу и следовал за Ним, послушно выполняя все Его указания. В следующих стихах мы читаем ответ Гедеона на приветствие ангела:

Судей 6:13-14
«Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя».

Гедеон подверг сомнению тот факт, что Бог был с Израилем, учитывая все постигшие их бедствия. И все же, проблема была не в том, что Бог не был с ними, а в том, что ОНИ не были с Богом . В ответ на вопросы Гедеона Бог повелел ему действовать, обещая, что он станет избавителем Израиля. «Я посылаю тебя», - сказал ему Бог. Действительно, его послал сам Бог. Гедеон не мог сам решиться на подобный подвиг. Он был занят выколачиванием пшеницы в точиле и думал только о том, чтобы мадианитяне его не заметили! В Судей 6:15-16 мы читаем ответ Гедеона:

Судей 6:15-16
«[Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека».

Людям не трудно следовать за человеком, уже занимающим руководящий пост, таким, например, как царь или военачальник. Но кто последовал бы за Гедеоном? Он не был никому известен. И тем не менее, Бог еще раз заверяет его в том, что ОН сам будет с ним. «Я буду с тобою , и ты поразишь Мадианитян, как одного человека», - сказал Он Гедеону. Именно поэтому у Гедеона не было причин для страха. И все же, он сомневался:

Судей 6:17-24
«[Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой» [«Иегова Шалом» означает «Господь - мир» - прим. авт.].

Здесь мы видим первое упоминание того, что Гедеон просил Господа о знамении и получил его. Однако этот раз был не единственным. Далее мы увидим, что такое происходило несколько раз и в одном из таких случаев описывается расстилание Гедеоном шерсти. На данном этапе мы воздержимся от возможных комментариев по поводу тех знамений, о которых просил Гедеон, а также по поводу практики прошения знамений у Бога вообще. Сейчас же достаточно отметить, что Гедеон знал волю Бога относительно всей ситуации еще до прошения о знамении. Он не просил Бога о знамении с целью определить Его волю. Он лишь просил о подтверждении того, что Бог и так ясно ему сказал, и что, по сути, и было Его волей. На эту просьбу Гедеона Бог ответил положительно и дал ему знамение.

Бог продолжал говорить с Гедеоном даже ночью. В Судей 6:25-27 говорится:

«В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, и поставь жертвенник Господу Богу твоему, на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью».

Бог повелел Гедеону разрушить жертвенник Ваала и срубить священное дерево, растущее при нем. Существование этого жертвенника и священного дерева, а также гнев людей, вызванный их уничтожением, о котором мы узнаем из следующих стихов (см. Судей 6:28-30), подтверждают тот факт, что злом, совершаемым Израилем перед Господом, было идолопоклонство. Из этих событий мы также можем сделать вывод, что к Господу обратился не весь Израиль, а лишь часть народа взыскала Его. И все же, ради тех некоторых, обратившихся к Нему, Бог собирался освободить весь народ.

Итак, мы прочли о том, как Бог явился Гедеону после того, как израильтяне воззвали к Нему, и как Он сообщил Гедеону, что сделает его избавителем Израиля. Давайте посмотрим, что произошло дальше:

Судей 6:33-35
«Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли [реку] и стали станом на долине Изреельской. И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им».

Враги Израиля, «мадианитяне, амаликитяне и жители востока», все собрались в одном месте. В это время Бог побуждает Гедеона отправить гонцов ко всем израильтянам с призывом следовать за ним. Обратите внимание, что именно Бог вложил Гедеону в сердце решение начать битву в этот момент, побудив его созвать народ. Мы еще раз убеждаемся, что именно Бог был стратегом и военачальником этой битвы, а Гедеон лишь воплощал в реальность Его замыслы. Если бы Бог не давал Гедеону указаний, он никак не мог знать, каких действий ожидает от него Бог. И если бы Гедеон, в свою очередь, не принимал этих указаний с верой и не действовал бы в соответствии с ними, воля Божья не была бы воплощена в реальность. Таким образом, успех всей операции зависел от взаимодействия Бога как главнокомандующего и Гедеона как исполнителя Его замыслов. Принятие решений и их исполнение не были полностью в руках Гедеона – Бог принимал решения, а Гедеон исполнял их. Если мы хотим исполнять волю Божью, нам следует придерживаться того же принципа: Бог, со своей стороны, должен явить нам Свою волю (что Он и делает, посредством Своего Слова или откровения), а мы, со своей стороны, должны действовать соответственно Его воле.

Гедеон расстилает шерсть (Судей 6:36-40)

После того, как Израиль собрался, чтобы следовать за Гедеоном, он вновь попросил Бога о знамении. В Судей 6:36-40 говорится:

Судей 6:36-40
«И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, КАК ГОВОРИЛ ТЫ, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса».

Этот отрывок, описывающий явление, называемое «расстиланием шерсти», к сожалению, очень часто используется в неправильном понимании как аргумент в пользу практики определения Божьей воли посредством знамений. Таким образом, одни определяют волю Божью, подбрасывая монетку, другие «Библейской лотереей» (открывая Библию на случайной странице), третьи – еще каким-либо подобным способом. Однако, приведение в качестве оправдания подобных действий примера «расстилания шерсти» Гедеоном в любом случае будет неправильным. Почему? Потому что, расстилая шерсть, Гедеон не стремился определить волю Божью, а просил подтверждения того, в чем, как он уже знал посредством откровения, состояла воля Божья . Действительно, в Судей 6:36 говорится: «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты ...». Фраза «как говорил Ты» подтверждает тот факт, что Гедеон уже знал, в чем состояла Божья воля . А значит, он просил знамения не для того, чтобы определить волю Божью, а для подтверждения того, в чем, как он уже знал, состояла Божья воля . Что касается знамений, стоит также отметить, что в Слове Божьем ни разу не говорится о том, что Бог обязан дать нам знамение, если Он уже открыл нам Свою волю в текстах Писания или посредством откровения. Если воля Бога нам не известна, мы можем попытаться узнать, в чем она состоит. Для этого мы изучаем Библию и, если не находим четкого ответа в Библии, молимся Богу, прося явить ее нам в откровении. Но мы не должны устанавливать рамки или указывать Богу, в какое время и в какой форме Он должен нам ответить. Слово Божье не обязывает Бога давать нам ответ, который бы нам понравился, равно как и давать нам ответ тогда, когда мы хотим его услышать. Вместо этого, Бог, будучи по своей природе любящим и заботящимся Богом, не может не дать нам наилучший ответ именно в тот момент, который Он Сам считает наиболее подходящим. Что же касается прошения о знамениях, единственное, в чем мы можем быть уверены, основываясь на Божьем Слове, так это в том, что Бог обязательно поможет нам следовать Своей воле (если мы сами хотим этого). Однако никто не может указывать Ему, как именно Он должен помогать нам в этом. Он поступит так, как Сам считает нужным. Если на что-то есть Божья воля, то Бог до конца будет укреплять нашу уверенность, даже если потребуется сделать так, чтобы расстеленная шерсть осталась сухой, в то время как все вокруг будет покрыто росой, или послать нам ободряющий отрывок из Библии через... «Библейскую лотерею» - то есть, все, что потребуется для того, чтобы мы поверили Ему и исполнили Его волю. Никто не утверждает, что Бог не использует знамения, чтобы помочь нам следовать Его воле. ОДНАКО, если знамения и посылаются, то не в качестве альтернативы Божьему Слову, а как подкрепление нашей веры в то, что нам уже открыто – посредством Библии или откровения – относительно воли Божьей.

В продолжение темы знамений я хочу добавить, что самое большое знамение, указывающее на то, что за происходящим стоит Бог, это течение событий. Все, что исходит от Бога, совершается в полной гармонии с Его Словом. Как написано в Притчах 10:22:

Притчи 10:22
«Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит».

И как написано о Боге в Ефесянам 3:20 :
«[...] Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем [...]».

Кроме того, в Иакова 1:16-17 говорится:
«Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Все, исходящее от Бога, – СОВЕРШЕННЫЙ ДАР. Он больше всего, о чем мы просим или о чем помышляем. ОН НЕ ПРИНОСИТ НИКАКОЙ ПЕЧАЛИ. Идет ли речь лишь о данном моменте, о каком-либо недолгом периоде времени или о наших дальних планах на будущее, Его дар совершенен в любое время и для любой цели. И, напротив, все, исходящее от дьявола, рано или поздно приведет к противоположному результату – слезам, ранам и боли . Все вышесказанное ни в коем случае не означает, что события, сопровождаемые гонениями, не могут исходить от Бога. Слово четко предупреждает: «В мире будете иметь скорбь» (Иоанна 16:33). Однако, даже подвергаясь гонениям и скорби, мы не будем лишены Божьей поддержки и утешения, сопровождающих всех, кто следует за Ним. Этого у нас отнять не может никто.

Гедеон: победа над мадианитянами (Судей 7)

Вернемся к истории Гедеона. Увидев чудо с расстеленной шерстью, он укрепился в своей уверенности. Однако время битвы еще не настало. Более того, когда израильтяне собрались вместе, готовясь дать отпор могущественной армии, перед лицом такой опасности Бог предлагает Гедеону сократить численность воинов! В Судей 7:1-2 говорится:

«Иероваал, он же и Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине. И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: "моя рука спасла меня"».

Бог хотел, чтобы израильтяне увидели, что ОН – БОГ, Бог, способный дать победу, каким бы многочисленным ни был враг. Поэтому Он велел Гедеону сократить армию. В Судей 7:3-8 говорится:

«Итак провозгласи вслух народа и скажи: "кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада". И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось. И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: "пусть идет с тобою", тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: "не должен идти с тобою", тот пусть и не идет. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место. И взяли они съестной запас у народа себе и трубы их, и отпустил Гедеон всех Израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек; стан же Мадиамский был у него внизу в долине».

В конце отбора, проведенного Богом, осталось лишь триста человек. С их помощью Бог собирался поразить многочисленную армию мадианитян и их союзников. В том, что, несмотря на такую существенную разницу в численности, Израиль выйдет победителем в этой битве, можно было абсолютно не сомневаться, потому что Сам Бог сказал Гедеону: «…тремя стами [...] Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши» (Судей 7:7). То есть, была полная уверенность в том, что если Гедеон будет верить Богу и следовать Его указаниям, Израиль победит врага, потому что так пообещал Бог. Однако Бог не только пообещал Гедеону успешный исход битвы, но и помог ему поверить в это обещание и начать действовать. В Судей 7:9-14 говорится:

Судей 7:9-14
«В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои; если же ты боишься идти [один], то пойди в стан ты и Фура, слуга твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому [полку] вооруженных, которые были в стане. Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан».

Бог не просто открыл Гедеону Свою волю, но и постоянно помогал ему поверить в это откровение. Обратите внимание, каким чудесным образом Он укрепляет веру Гедеона в этот раз: Он посылает его в стан врага, чтобы тот своими ушами услышал, как один человек рассказывает другому о грядущей победе Гедеона над мадианитянами!!! В 15 стихе мы видим, какой результат принесло это укрепление веры:

Судей 7:15
«Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский».

Как только Гедеон услышал сон и его толкование, он укрепился в уверенности, что Господь предает стан врага в его руки.

Судей 7:16-22
«И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона! И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их. И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение [...] ».

Следуя рискованному плану и идя в атаку на многочисленного врага с тремястами воинов, вооруженных... трубами, светильниками и кувшинами, Гедеон все-таки победил эту великую армию. И если у кого-то возникнет вопрос, почему он решил сражаться с мадианитянами именно таким оружием, ответ очевиден: потому что так ему повелел Бог . Ведь, как нам уже известно, именно Бог сказал ему, что он освободит Израиль, именно Бог повелел ему созвать израильтян на битву, и никто иной как Бог избрал для битвы из множества собранных израильтян лишь триста воинов. Кроме того, Бог Сам сказал Гедеону, каким образом тот должен сражаться, и Гедеон последовал Его указаниям той ночью. В результате израильтяне одержали великую победу. Как написано: «…обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы». В стихах 23-25 описывается финал этой великой победы Израиля:

Судей 7:23-25
«И созваны Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них [переправу через] воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили [переправы] [через] воду до Бефвары и Иордан; и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве и преследовали Мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан».

Как мы видим, в этом заключительном этапе битвы принимали участие и другие израильтяне. В 28 стихе 8 главы описывается величие триумфа и избавления, дарованного Израилю Богом через Гедеона:

Судей 8:28
«Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона».

За то, что израильтяне совершали зло в глазах Господа, отвергая Его и поклоняясь идолам, их настигли бедствия и великая нищета. Однако, как только они обратились и взыскали Его избавления, Он послал пророка, обличившего их Его Словом. Более того, Он призвал Гедеона быть их предводителем. Хотя Гедеон и был никому не известным бедняком, он был готов исполнить все, что ему скажет Бог, и Бог, в свою очередь, поддерживал его до самого конца и помог ему совершить подвиг освобождения Израиля. В результате Израиль был освобожден от ига и жил в покое во все годы жизни Гедеона. И сам Гедеон, конечно же, получил благословение. Как написано в Судей 8:29-32:

Судей 8:29-32
«И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его [...]. И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой».

Гедеон прожил спокойную и долгую жизнь. Ему не нужно было больше прятаться от врагов, боясь, что те отберут его пропитание, он мог наслаждаться миром в кругу своей семьи.

Гедеон: заключение

В заключение: отступление от Господа приносит только угнетение и бедствия. Однако, даже в этом случае, Бог всегда готов простить и освободить любого, обращающегося к Нему.

Кроме того, все, рассмотренное нами выше, учит нас тому, что, когда Бог дает нам указания к действию, Он всегда готов помочь нам в их исполнении. Такое явление, как знамения, если оно исходит от Бога, должно соответствовать Слову Божьему и подкреплять уже возвещенную нам волю Божью. Бог дал нам Свое Слово и проявления Духа, чтобы мы могли познавать Его волю. Если нам и понадобиться какая-то помощь на пути к этому познанию, мы можем не сомневаться, что получим ее. Я не знаю, в какой форме придет эта помощь. Однако я точно знаю, что она придет, и что ее будет достаточно, чтобы поддержать нас до самого конца, именно так, как это было в случае с Гедеоном.

Примечания

К сожалению, это не единственное место в Библии, где говорится о том, как «сыны Израилевы делали злое пред очами Господа». Есть очень много похожих отрывков (см. Судей 2:11-15, 4:1-2, 10:6, 13:1, 3-я Царств 11:6, Неемия 9:28), из которых мы узнаем, что зло, совершаемое израильтянами, было ничем иным, как идолопоклонством и постоянным богоотступничеством. Из этих же стихов становится ясно, что последствиями этих грехов всегда были разрушения, бедствия и угнетение.

См. также Судей 3:7-9, 3:12-15, 4:3, 10:10, Неемия 9:28.

Дьявол также способен являть знамения, которые, однако, являются ложными и направлены на то, чтобы улавливать нас в его сети. Именно поэтому мы должны с осторожностью относиться к знамениям. Наш путеводитель – Слово Божье, а не знамения. Все, что по Слову Божьему – от Бога. Все же, что противоречит Его Слову, исходит от дьявола. Знамения считаются истинными только в том случае, если они подкрепляют события или факты, полностью согласовывающиеся с Божьим Словом. В противном случае они ложны.