Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар) Перенесение мощей

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая May 22nd, 2013

22 мая (9 мая по старому стилю) Православная Церковь вспоминает Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (современное название Бари). Это произошло в 1087 г., когда, спасая святыню от возможного поругания, купцы итальянского города перевезли мощи из Мир Ликийских в свой город.

Как свидетельствуют древние источники, в ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг.

Город Миры и вся Ликийская страна также были разрушены. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 г. халиф Аарон Аль Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая, но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

В 1087 г. одному священнику города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, явился святитель и велел перенести его мощи из Мир Ликийских в этот город.

Горожане немедленно снарядили три корабля и отправили их за мощами. Чтобы скрыть цель своего путешествия, корабли нагрузили пшеницей, а по пути получили известие, что венецианские купцы также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святого в Венецию.

Достигнув берегов Ликии, они проникли в церковь и разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку, и барийцы увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Пресвитеры Лупп и Дрого совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 г.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенес их на корабль.

Сначала барийцам помогал плыть домой попутный ветер, но на следующий день ветер переменился и повернул корабль по направлению к городу Патарам, родине святителя Николая.

Испуганные барийцы стали опасаться, точно ли это мощи архиепископа Николая, не прогневали ли они его своим смелым поступком. И только когда пятеро из них признались, что взяли себе частицу мощей святого угодника, море успокоилось, и подул благоприятный ветер.

8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения.

На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя святого Николая, сооруженного специально для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 г. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня 1197 г.

Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари в белоснежной базилике Сан Сабино, храме романского стиля ХII века.

В 1882 г. царское правительство обратилось к итальянским властям с просьбой о покупке участка городской земли для создания приюта для русских паломников. Первый камень в основание церкви святого Николая на этом месте был заложен 22 мая 1913 г. Богослужения в храме продолжались до 1937 г., когда церковь перешла в собственность муниципалитета Бари. В 2007 г. православное подворье в Бари вновь было полностью передано Московскому Патриархату .

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая).

В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.
Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение мощей из Миры в Бар произошло насильственным путем. Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русская Православная Церковь установила празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар вскоре после 1087 г. на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

По российской народной традиции этот праздник называют "Никола Вешний" . Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бар, была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Село Команы находится в Абхазии. Это живописный уголок в 15-и километрах от Сухуми и святое место для христиан. Здесь окончил свой жизненный путь святитель Иоанн Златоуст, и именно отсюда его святые мощи были перенесены в Константинополь. Сегодня, 9 февраля, Православная Церковь празднует это событие, произошедшее в далеком V веке.

Златоустый проповедник

Святитель Иоанн Златоуст — человек, полностью посвятивший себя Богу. Родом из Антиохии, он после смерти матери становится монахом-отшельником, проводя жизнь в строгом аскетическом подвиге. Спустя некоторое время он возвращается в Антиохию, где становится диаконом, а затем — священником.

Святитель Иоанн по достоинству назван «Златоустом» за прекрасные проповеди, которые он совершал часто, а периодами — почти каждый день. Без сомнения, такой талант владения словом дан святому от Бога. Его речи, всегда основанные на Священном Писании, помогали простым, зачастую неграмотным, людям понять глубины христианского вероучения. Проповеди святителя Иоанна касались почти всех сфер жизни христианина: веры, священства, брака, воспитания детей. Наследие Иоанна Златоуста огромно: от посланий к отдельным людям и «Слов» к церковным праздникам, до толкований Священного Писания и составления Литургии... Его труды собраны в тома, и занимают в библиотеке не одну полку. Святитель Иоанн Златоуст является одним из трех Вселенских Святителей — главных Отцов Церкви.

Непримиримый борец за истину

Благодаря необычайному красноречию святой Иоанн довольно быстро стал известен во всей империи. Когда в 397 году скончался константинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили святителя Иоанна.

Но новый архипастырь оказался непримиримым обличителем порочных нравов, царивших тогда при императорском дворе, и борцом с роскошной, далекой от аскетизма жизнью местного высшего духовенства. Не мог угодник Божий Иоанн покорно и бессловесно мириться с мерзостью греха. Он выступает против роскоши архиерейского дворца, распродав ненужные ценности. Деньги он передает в больницы и гостиницы для паломников. Без страха святитель обличал жену императора Аркадия, императрицу Евдоксию, утопавшую в греховной пышности и непомерных тратах.

Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия

Однажды она приказала конфисковать собственность вдовы и детей опального вельможи. Иоанн Златоуст встал на защиту семьи, незаслуженно оказавшейся на краю нищеты. Императрица, конечно, не смогла вынести такую обиду. Совсем скоро последовало решение сослать Златоустого архиерея в ссылку. Народ яростно протестовал против этого приказа, и он вскоре был отменен, но не благодаря бунту верующей паствы… Святителя Иоанна умоляли вернуться обратно в Константинополь после страшного землетрясения, которое, словно в наказание за обиду праведника, произошло в городе. И он вернулся, но ненадолго. В марте 404 года разгневанная императрица Евдоксия вновь отдает приказ о ссылке «неудобного» архипастыря. На этот раз окончательно — в Армению.

Ссылка в вечность

Через несколько месяцев после своего решения об изгнании святого Иоанна императрица Евдоксия умерла. Но враги святого не унимались. Из-за его переписки с друзьями и духовными чадами последовало решение сослать святителя еще дальше — в Питиус (ныне Пицунда), что находится в Абхазии. Святитель, уже ослабленный болезнью, не перенес длительного и не самого комфортного путешествия. В местечке под названием Команы (или Каманы) святой Иоанн Златоуст мирно предал свою душу в руки Божии. Это произошло 14 сентября 407 года. Святой угодник Господень, причастившись, скончался со словами: «Слава Богу за все».

Команы. Абхазия

Иоанн Златоуст был погребен в саркофаге. 30 лет его святые мощи пребывали в Команах, пока не было решено перевезти их в Константинополь. В 438 году сын Евдоксии и Аркадия, император Феодосий II отправил за мощами святителя Иоанна специальную делегацию. Но прибыв в Команы, эти люди никак не могли поднять тела усопшего архиерея. Тогда Феодосий II написал и отправил послание к святителю Иоанну, в котором просил прощения у него за себя и за неправедные деяния своей матери. Покаянное письмо было зачитано у гроба святого. После этого мощи с легкостью подняли и на корабле доставили в столицу Византии.

По прибытии в Константинополь встречать святые мощи вышли Патриарх Прокл, император Феодосий II и огромное множество народа, любовь которого к своему архипастырю не угасла с годами. Раку с мощами поставили в церкви святой мученицы Ирины. А когда открыли крышку гроба, тело святого оказалось нетленным и источающим дивное благоухание. Позже мощи святителя Иоанна Златоуста перенесли в церковь святых апостолов. Есть предание, что по прибытии раки в храм народ воскликнул: «Приими престол твой, отче!», на что святитель Иоанн открыл уста и произнес «Мир всем».

Святое место

В честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь установлено отдельное празднование, отмечаемое ежегодно 9 февраля. В IX веке на этот праздник написаны церковные песнопения.

Однако в 1204 году во время Четвертого крестового похода мощи святителя Иоанна были перенесены из Константинополя в Рим. Лишь в ноябре 2004 года святыня была возвращена на свою историческую родину. Сейчас святые мощи пребывают в Стамбульском соборе святого Георгия.

Село Каманы в Абхазии существует и поныне. Сейчас там расположен знаменитый Команский монастырь, ставший местом паломничества для многих верующих христиан. Здесь в храме святителя Иоанна Златоуста находится саркофаг, который был обнаружен в конце XIX века при строительстве колокольни. Позже возникла версия, что, вероятно, это та самая гробница, в которой покоился в течение более 30-и лет святитель, пока его мощи не были перевезены в Константинополь. Так или иначе, многочисленные верующие приезжают в Команы, чтобы очутиться в святом месте, где Великий Святитель — Иоанн Златоуст нашел последнее пристанище перед уходом в небесные обители.

Взыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/

море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/

нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.


Кондак святителю Николаю, глас 3



Икона Никольского придела Успенского собора
Троице-Сергиевой Лавры


В ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.


Святитель Николай с избранными святыми.
Вклад царя Феодора Ивановича и его супруги Ирины Феодоровны Годуновой.
Около 1592 года. Троице-Сергиев монастырь

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.
Икона из ризницы Троице-Сргиевой Лавры

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».


Святитель Николай Скоропомощник.
Икона из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, глас 4

П риспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, глас 3

В зыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

О всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче святителю Христов отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
22 Мая 2019

Происхождение и детство

Святая Витбурга (Витбург) была младшей дочерью благочестивого короля Анны Восточноанглийского (правил с 635 по 653/654 год), который, по преданию, имел шесть святых дочерей и принял мученическую смерть от рук короля-язычника Пенды Мерсийского. Среди сестер святой Витбурги была преподобная Этельдреда, чья нетленная десница почивает в церкви города Или по сей день. Источниками о жизни Витбурги являются «Англо-саксонская хроника», древние предания, а также латинская рукопись «Liber Eliensis» («Книга Или») – хроника, составленная в обители Или в Кембриджшире в начале XII века и содержащая среди прочего краткие жизнеописания нескольких святых жен Восточной Англии.

Когда отец святой Витбурги погиб, она была еще маленькой девочкой. По преданию, ее воспитала кормилица в поместье ее отца в Холкхэме – сегодня это деревня на северном побережье графства Норфолк. Житие XII века повествует о том, что маленькая Витбурга любила играть с другими детьми на побережье Северного моря. Однажды во время игры Витбурга собрала перемешанные с песком камушки в холмик, который внезапно стал увеличиваться. Святая совершила крестное знамение – и с тех пор никто его не мог разрушить. Кормилица преподобной предсказала, что на этом месте появится святой храм, и ее предсказание исполнилось. В VIII веке в Холкхэме действительно был воздвигнут храм в честь святой Витбурги на холме.

Общение с Богородицей и две оленихи

Святая Витбурга какое-то время вела суровую аскетическую жизнь пустынницы в Холкхэме, и в память о ее духовных подвигах это место на несколько столетий было переименовано в Витбургстоу («Святое место Витбурги»). Позднее она перебралась в селение Дерхэм (ранее – Восточный Дерхэм) в центральном Норфолке, где осталась до конца своих дней. Угодница вела на этом месте святую жизнь и основала небольшой женский монастырь, собрав общину преданных Богу инокинь. Писали, что ко времени кончины святой Витбурги строительство монастыря еще не было завершено. По всей видимости, обитель заботилась об образовании, поддержке и окормлении жителей района. Примечательно, что в течение отшельнической жизни святой Витбурги ей неоднократно являлась Пресвятая Богородица. Таким образом, святая Витбурга – один из нескольких примеров ранних английских святых, удостоенных общения и бесед с Царицей Небесной (другим примером является святитель Эгвин Вустерский, основатель Ившемского монастыря на западе страны).

По преданию, однажды во время строительных работ святой Витбурге было нечем кормить рабочих и сестер, разве только остатками черствого хлеба. Угодница стала усиленно молиться, и Божия Матерь явилась ей в видении и повелела отправить нескольких сестер к близлежащему роднику.


Сестры отправились к роднику, указанному Богородицей, и увидели двух косуль, которые позволили себя подоить

На следующее утро монахини пришли к роднику и увидели рядом двух олених (по другой версии: самок косули). Они позволили насельницам себя подоить и чудесным образом дали очень много молока. Оленихи приходили к источнику каждое утро, и их доили. Они обеспечивали обитель, ее работников и гостей молоком на протяжении многих лет. Запасы масла и сыра в общине никогда не истощались. Так Дерхэм стал одним из святых мест Англии, связанных с чудесным посещением Божией Матери. (Он расположен менее чем в 15 милях от деревни Уолзингем, где, по преданию, в 1061 году Богоматерь явилась нормандской аристократке Ришелдис де Фаверше. Так в Англии появилась одна из величайших святынь: точная копия Назаретской горницы, где Деве Марии явился архангел Гавриил с благой вестью, что Она станет Матерью Спасителя Мира. В Уолзингеме также существовали монастырь, чудотворная статуя Богоматери и святой источник).

Враг рода человеческого, видя строгие аскетические труды Витбурги, решил ей отомстить, действуя через земного человека. Так землевладелец, на чьих землях находилась обитель Дерхэм, поддался искушению, стал завидовать Витбурге и задумал причинить ей вред. Он погнался со своими гончими за оленихами и преградил им путь к роднику. Но и на этом не остановился побежденный диаволом человек: он решил убить животных. Но в тот самый день, когда он собирался воплотить свой злобный план, его настигла кара небесная: лошадь внезапно сбросила его, он упал, сломал шею и умер. Эта история изображена на табличке в центре города Дерхэм по сей день. Услышав об этих и других чудесах, все больше людей стали приходить к святой Витбурге за советом.

Посмертное почитание и перенесение мощей

Преподобная пустынница Витбурга отошла ко Господу 17/30 марта 743 года в глубокой старости и была похоронена на кладбище основанной ею церкви в Дерхэме. Через 55 лет, в 798 году, по свидетельству «Англо-саксонской хроники», мощи святой Витбурги подняли из могилы и перенесли в церковь. Останки святой оказались совершенно нетленными . Почитание святой росло, и сотни людей со всех краев стекались к мощам угодницы за исцелением и утешением.

В X веке в Англии начался период возрождения монашества и благочестия после периода разорения IX века из-за набегов викингов. В том же столетии после упадка был снова открыт великий монастырь в Или, куда торжественно поместили мощи святых Этельдреды (его основательницы в 673 году), ее старшей сестры Сексбурги и племянницы Эрменильды (Эрменхильды). В 974 году игумен Илийского монастыря Бритнот счел нужным перенести в свою обитель и мощи младшей сестры Этельдреды – Витбурги – и поместить их рядом. По легенде, это было сделано тайно ночью, да еще и помимо воли жителей Дерхэма.

Мощи святой Витбурги увезли, но в тот же день из могилы преподобной забил целебный источник

Горожане стали оплакивать потерю, но в тот же день из бывшей могилы святой Витбурги рядом с церковью забил источник чистой целебной воды. Чудо было воспринято так: святая утешила верующих в горе, когда им пришлось расстаться с ее земными останками, и не оставила их без своей помощи. Источник освятили в честь святой Витбурги, и на протяжении многих столетий его вода приносила исцеление от различных болезней, привлекая толпы паломников. Вода этого удивительного источника всегда оставалась чистой, и он ни разу не пересыхал, даже в самую жаркую погоду, на протяжении 1000 лет! И этот источник сохранился до наших дней.


Почитание святой Витбурги после перенесения ее мощей в Или продолжалось в этом городе, хотя главной его покровительницей всегда оставалась святая Этельдреда. В «Илийских хрониках» записано, что мощи святой Витбурги были открыты в 1102 году и перенесены в другое место в этой же церкви, а еще через четыре года их поместили в новой огромной церкви в Или (сегодня это Илийский кафедральный собор Англиканской церкви) вместе с мощами Этельдреды и прочих местных святых. Тогда же было обнаружено, что тела святых Сексбурги и Эрменильды к тому времени истлели до костей, тело святой Этельдреды осталось целым и невредимым, а тело святой Витбурги не только совершенно не изменилось, но оставалось свежим и даже с гибкими конечностями! Она выглядела как живая! Об этом свидетельствовал монах Роберт из Или после перенесения мощей упомянутых святых. Нам думается, что этим Господь показывал Свое особое благоволение к святой Витбурге (при этом ничуть не умаляя святости других святых), которая многие десятилетия вела крайне аскетическую жизнь как пустынница, отойдя ко Господу в возрасте более 90 лет и обильно стяжав благодать Божию.

К сожалению, реликварии с мощами святых, хранившиеся в Илийском соборе, были варварски осквернены и уничтожены «реформаторами» в правление Генриха VIII в 1541 году. От мощей ничего не осталось, но каким-то чудом сохранился пьедестал и часть одной раки: до недавнего времени считалось, что это часть раки святой Этельдреды, но историк архитектуры Джон Мэддисон предполагает, что это часть конструкции раки святой Витбурги.

Святые места, связанные с преподобной Витбургой

Расскажем теперь о местах, где сегодня особенно чтят память святой принцессы и игумении Витбурги. Красивый торговый городок Дерхэм (название, возможно, означает «огороженное оленье место») стоит в сердце столь же красивого английского графства Норфолк на самом востоке страны. Основанный святой Витбургой женский монастырь действовал здесь до конца IX века, когда его разграбили датские пираты. В 960-е годы Илийский монастырь помог восстановить церковь в Дерхэме, и, хотя мощи святой Витбурги перенесли в Или, паломники со всей страны устремлялись к святому источнику в Дерхэме на протяжении веков вплоть до Реформации.

В Реформацию даже почитание источников было запрещено! Источник святой Витбурги был почти забыт, но во второй половине XVIII века над ним построили купальню в надежде на то, что город станет известным курортом. Однако купальня так и не сыскала популярности, и в 1880 году местный священник повелел ее снести. После этого источник окружили железными ограждениями, чтобы обеспечить его сохранность. Начиная с 1950-х годов источник постоянно поддерживается в хорошем состоянии, хотя доступ к нему ограничен и разрешается только в определенные дни в году. Вокруг него всегда растут цветы. Он расположен у западной стены большой городской церкви во имя святителя Николая, в которой святую Витбургу чтут по сей день. Каждый год в первое воскресенье июля (перед днем памяти святой 8/21 июля) в конце службы в Свято-Никольской церкви священник окунает веточку розмарина в источник Витбурги и окропляет этой водой верующих. Здание храма датируется XII веком, хотя первая церковь на этом месте была саксонской.


Город Дерхэм пострадал от авианалетов, но церковь осталась целой и невредимой

Город Дерхэм пострадал от авианалетов во время Первой мировой войны, но церковь осталась целой и невредимой . Хотя до сих пор не существует современных икон преподобной Витбурги, эта святая увековечена в трех монументах Свято-Никольского храма: это великолепная современная скульптура святой Витбурги, созданная монахиней, бывшей много лет прихожанкой храма; изображение святой Витбурги на перегородке XV века в приделе Богоматери, а также изображение святой на панели за главным престолом.

В этой церкви хранятся и многие другие достопримечательности: купель XV века, по сторонам которой высечены изображения семи Таинств Церкви; один из немногих сохранившихся в стране средневековых аналоев в виде орла; табличка, на которой увековечены настоятели церкви на протяжении веков и т.д. Алтарь, придел Богородицы и трансепты храма со множеством великолепных изображений на потолке, боковые часовни, викторианские витражи, 500-летняя паперть (крыльцо) с большим количеством религиозных сцен и фигур, а также две башни (одна отдельно стоящая позднесредневековая массивная колокольня и современная башня-фонарь, пропускающая в храм обильный свет) делают Свято-Никольскую церковь настоящей жемчужиной.

Крошечная деревня Холкхэм (название означает «святая деревня»; по другой версии: «ферма в низине») сегодня состоит из нескольких домиков фермеров. Ближайший город – Уэлс-некст-Си. Деревня расположена на территории живописного обширного поместья XVIII века в палладианском стиле под названием Холкхэм-холл (принадлежит графу Лестерскому), которое окружено Холкхэмским национальным заповедником, оленьим парком (где пасутся до 3000 особей), озером и пляжем поблизости. Огромная церковь святой Витбурги, построенная из местного камня (кремния), стоит на месте первоначальной донорманнской церкви на некотором расстоянии от деревни, на круглой возвышенности, со всех сторон окруженная парком. Это единственная в мире церковь, освященная в честь святой Витбурги! Официально она расположена на территории парка поместья Холкхэм-холл, и в зимнее время службы проводятся в частной часовне поместья.


Под полом западной части этого храма были обнаружены остатки донорманнской церкви, сожженной датчанами. Нормандская церковь была перестроена в XIII веке в раннеанглийском готическом стиле, а башня-колокольня того же периода некогда использовалась как дом и телеграф. В XIV веке церковь расширили в декорированном готическом стиле, но к 1700 году храм пришел в крайнее запустение. В XVIII веке леди Маргарет, вдова графа Лестерского, а также 100 лет спустя леди Джулиана, графиня Лестерская, приложили немалые усилия и самоотверженно восстановили, частично перестроили и украсили эту церковь – этим храм был спасен от разрушения. Обе благодетельницы увековечены в этом храме. Единственным видимым напоминанием о святой Витбурге, кроме посвящения самой церкви, здесь является резьба на концах сидений хоров, на которых святая высечена с макетом храма в руке и оленихой у ног. Еще в церкви выделяются старинные алебастровые (гипсовые) и мраморные монументы, а также витражи XIII–XV веков. Все посещающие храм отмечают атмосферу тепла, молитвы, а также пространство и свет. И храм в Дерхэме, и храм в Холкхэме относятся к Англиканской церкви.

В искусстве святую Витбургу обычно изображают как игумению с короной, часто с двумя косулями у ног, иногда с храмом в руке. Ее изображения можно найти на многих витражах и как минимум на шести перегородках в восточноанглийских церквях. Например, в церкви святых Петра и Павла деревни Барнхем-Брум она изображена держащей макет своего храма; на великолепной крестной перегородке церкви святого Андрея деревни Норт-Берлингем – держащей церковь и с оленем у ног; на посвященной жертвам Первой мировой войны перегородке церкви Андрея Первозванного деревни Грэйт-Райбург, где можно найти красивые изображения на панелях и витражи многих других ранних английских святых; на одном из многочисленных посвященных английским святым витражей церкви святого Эдмунда во Фриттоне (все они в графстве Норфолк); в церкви Богородицы в Вулпите графства Суффолк, где ее изображение можно найти на крестной перегородке XV века вместе со святыми Эдмундом, Этельдредой и Феликсом.

Так память об этой православной святой деве, подвижнице, пустыннице, принцессе и игумении сохраняется в ее родном регионе, и мы надеемся, что ее почитание среди православных христиан будет возрастать.

Преподобная мать Витбурга, моли Бога о нас!

22 мая (9 мая по старому стилю) Православная Церковь вспоминает Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (современное название Бари). Это произошло в 1087 г., когда, спасая святыню от возможного поругания, купцы итальянского города перевезли мощи из Мир Ликийских в свой город.

Как свидетельствуют древние источники, в ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг.

Город Миры и вся Ликийская страна также были разрушены. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 г. халиф Аарон Аль Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая, но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

В 1087 г. одному священнику города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, явился святитель и велел перенести его мощи из Мир Ликийских в этот город.

Горожане немедленно снарядили три корабля и отправили их за мощами. Чтобы скрыть цель своего путешествия, корабли нагрузили пшеницей, а по пути получили известие, что венецианские купцы также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святого в Венецию.

Достигнув берегов Ликии, они проникли в церковь и разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку, и барийцы увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Пресвитеры Лупп и Дрого совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 г.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенес их на корабль.

Сначала барийцам помогал плыть домой попутный ветер, но на следующий день ветер переменился и повернул корабль по направлению к городу Патарам, родине святителя Николая.

Испуганные барийцы стали опасаться, точно ли это мощи архиепископа Николая, не прогневали ли они его своим смелым поступком. И только когда пятеро из них признались, что взяли себе частицу мощей святого угодника, море успокоилось, и подул благоприятный ветер.

8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения.

На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя святого Николая, сооруженного специально для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 г. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня 1197 г.

Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари в белоснежной базилике Сан Сабино, храме романского стиля ХII века.

В 1882 г. царское правительство обратилось к итальянским властям с просьбой о покупке участка городской земли для создания приюта для русских паломников. Первый камень в основание церкви святого Николая на этом месте был заложен 22 мая 1913 г. Богослужения в храме продолжались до 1937 г., когда церковь перешла в собственность муниципалитета Бари. В 2007 г. православное подворье в Бари вновь было полностью передано Московскому Патриархату .

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая).

В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.
Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение мощей из Миры в Бар произошло насильственным путем. Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русская Православная Церковь установила празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар вскоре после 1087 г. на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

По российской народной традиции этот праздник называют "Никола Вешний" . Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бар, была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников