Кто такой отшельник в индии. Садху Индии by Kartazon Dream. Садху в современной Индии

Отшельника из Индии не хотели пускать на родину после 16-летнего отсутствия

Опыт 42-летнего москвича Кирилла Померанцева послужит примером для многих уставших от ежедневной рутины горожан. В 1994 году мужчина улетел в Индию по туристической визе на полгода и остался там... на 16 лет. Причем жил он не в гостинице или бунгало на берегу моря, а в настоящей пещере в Гималаях. Кирилл увлекся индуизмом и без колебаний променял столичную прописку на нелегальное существование в чужой стране. Нелегальное по всем законам — на чужбине у него украли все документы. С наступлением нового, 2011 года Кирилл решил вернуться в Москву и обратился за помощью в посольство РФ в Индии. Вчера в аэропорту его встретили близкие. “МК” застал воссоединившуюся семью Померанцевых за накрытым обеденным столом.

фото: РИА Новости

Самолет из Дели приземлился в Москве рано утром, но попасть домой Кирилл и встречавшая его мама смогли только к двум часам дня.

— Так получилось, что пройти через столичный таможенный контроль оказалось куда сложнее, чем без документов улететь из Индии, — объясняет Виктория Игоревна.

Из документов на руках у пассажира была только справка, выданная посольством в Индии. Такое “удостоверение личности” вызвало у российских таможенников оправданное подозрение. Через несколько часов выяснений обстоятельств, при которых столь странный гражданин попал в Москву, “блудному сыну” разрешили покинуть здание аэропорта.

Кирилл Померанцев совсем не похож на одичавшего Робинзона — он в совершенстве владеет английским и хинди, читает книги на санскрите и легко находит общий язык с людьми. По образованию Кирилл военный, окончил воздушно-десантное училище в Рязани. Когда в 1994 году он отправлялся в Индию поближе познакомиться с религией индуизма, то и не подозревал, что поездка затянется так надолго. Померанцев путешествовал по стране, общался с местными жителями и постепенно пришел к выводу, что это очень интересно и ему необходимо получить знания. Просветленные люди подсказали, что если хочется достичь духовного прогресса, то лучше лет 12 пожить в лесу, почитать литературу, поразмышлять. Кирилл послушался совета. Он выбрал пещеру в районе города Манали в Гималаях и остался там жить. Конечно, делал он это нелегально — срок визы давно истек, к тому же во время путешествия у россиянина украли все документы, включая паспорт. Но для отшельнической жизни они ему были и не нужны. Что интересно — за все это время Кирилл не терял связь с мамой.

— Я сама в молодости изъездила Индию вдоль и поперек и за судьбой сына следила: регулярно приезжала к нему в гости, — рассказывает Виктория Игоревна.

Мама проведывала сына один-два раза в год. Самое благоприятное для этого время — конец весны и начало осени. Во время визитов они делились новостями, путешествовали. А когда Виктория Игоревна улетала в Москву, Кирилл вновь уединялся в пещере. Его обычный день выглядел так: он вставал рано, в пять утра, принимал водные процедуры, медитировал, затем пил чай, прибирался в жилище, потом совершал религиозный обряд под названием “пуджа”, исполняемый приверженцами индуизма для молитвы и выражения своего почтения богу или богам. В оставшееся время занимался изучением литературы.

— Он не просто интересуется религией, он живет в ней, — говорят о Кирилле родственники.

Обитатель пещеры не все время проводил в одиночестве. По его словам, он хорошо общался с местными жителями, которые его привечали и давали еду: муку, из которой он готовил индийские лепешки, фасоль, картофель. Кроме того, он собирал в лесу зелень и употреблял ее в пищу.

Так прошло 15 лет. Но недавно Кирилл осознал, что пора ему возвращаться на родину. “Сердце подсказало”, — объясняет свое решение отшельник. Как выбраться из страны без документов? Кирилл решил действовать в открытую: приехал в Дели, пришел в посольство РФ и рассказал свою историю как есть. Чиновники от изумления открыли рты. Такого в их практике еще не было! Однако прежде чем вернуть гостя в Россию, нужно был проверить, насколько правдивы его слова. Злые языки тут же приписали Кириллу участие в махинациях с наркотиками, но блюстители закона опровергли эту информацию. Визит в Дели не обошелся без приключений — когда Кирилл возвращался в свою пещеру, на него обратила внимание полиция. Обнаружив, что у него нет никаких прав на нахождение в стране, стражи порядка обратились в консульство с требованием немедленно выслать его на родину. Но так как в учреждении уже были в курсе ситуации, то для путешественника инцидент закончился благополучно. В противном случае за нарушение иммигрантского законодательства его могли бы посадить в тюрьму на пять-шесть лет и выписать огромный штраф. Для сравнения — другому русскому туристу за то, что тот просрочил свою визу всего на пару месяцев, пришлось коротать время за решеткой в Индии на протяжении полугода. Правда, штраф в размере 5 тысяч индийских рупий отшельнику все же пришлось оплатить.

После проверки Померанцеву разрешили официально покинуть страну. Сотрудники посольства позвонили в Москву матери Кирилла и сообщили, каким рейсом прибудет ее сын. К возникшим в столичном аэропорту проблемам Померанцевы отнеслись с пониманием, все-таки не каждый день прибывают такие гости. Да и у самих таможенников отпали все вопросы после того, как они связались с посольством в Индии.

Пока что бывший отшельник не знает, чем будет заниматься. Но в столице, скорее всего, останется ненадолго — в ближайшем будущем Виктория Игоревна планирует увезти сына в Сочи.

— Московская зима ему совсем не нравится, а в Сочи тепло, — объясняет Виктория Игоревна. — Кроме того, у нас там есть дом.

Впрочем, Кирилл настаивает на том, что он вернулся в Москву не для того, чтобы начать новую жизнь. И от своих религиозных принципов отказываться не собирается.

Кстати, для Индии и приверженцев индуизма отшельники — явление довольно частое. Однако россиянин, живущий один в пещере по канонам индийской религии, вызвал немало удивления и восхищения у местных жителей.

Разрушительной силой. Каким образом этот двойной гений отражается в древне -религиозной истории Индии ? Древнейшие предания говорят о династии солнечной и о династии лунной. ... отшельниках . С незапамятных времен эти аскеты обитали в уединении, в глубине лесов, на берегу рек или в горах близ священных озер. Они жили в одиночества, или соединялись в братства, но оставались всегда в духовном единении. В них следует признать духовных вождей, истинных учителей Индии . Наследники древних мудрецов, древних ...

https://www.сайт/religion/14814

Вздрогнула, сама не зная почему. Но лодка причалила к противоположному берегу и дева с очами лотоса увидела перед собой царя отшельников Васиштху. Сидя на шкуре газели и сам одетый в шкуру черной антилопы, он более походил на неземного жителя, чем на... как царицу, в прекрасные душистые ткани и предоставлять ей бродить одной по всему лесу. Иногда она встречала старых отшельников , возвращавшихся с реки. Увидав ее, они преклоняли колена, а затем продолжали свой путь. Однажды близ ручья, покрытого...

https://www.сайт/religion/14816

Стремилось его ненасытное честолюбие. Все цари, признавшие лунный культ, преклонялись перед ним. Но Канза мечтал покорить всю Индию , от Ланки до Гимавата. Чтобы выполнить это намерение, он соединился с Калаиени, властителем гор Виндия, с... же он отправился к Деваки, объявил ей, что смертельная опасность угрожает её жизни и приказал ей бежать без замедления к отшельникам . Деваки, получив указание от жреца, переоделась в странницу, вышла из дворца Канзы и покинула город Мадуру, не встреченная...

https://www.сайт/religion/14815

Господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Аpаньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников ). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами, возникшими... в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память...

https://www.сайт/journal/144515

Дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих. В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. ... богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии : презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом. "Нарядных гетер и их сыновей можно...

https://www.сайт/journal/13301

В лаборатории в соответствии с формулами, изложенными в книге, демонстрировались недавно ученым Нарином Шетхом на состоявшемся в городе Хайдарабаде (штат Андхра-Прадеш) общенациональном симпозиуме "Наука и техника в Древней Индии ". Он утверждает, что в книге подробно отражены представления мыслителей древности о воздухоплавании, летательных аппаратах и некоторых их системах, наука о Солнце и использовании солнечной энергии в летательных аппаратах...

Йоги, факиры, отшельники - так мы привыкли называть индийских садху, фотографируясь с ними на память в отпуске. Но кто они, чем живут и зачем делают то, что делают, - всё это обычно остаётся за кадром. Мы решили немного расширить рамки этого кадра.

День садху начинается с ритуального омовения холодной водой, остатки которой затем испаряются с кожи благодаря теплу священного огня, за которым индийский аскет-отшельник медитирует и читает мантры. После утренних процедур ему остаётся нанести себе на лоб яркий рисунок, осыпать тело пылью или пеплом (иногда даже человеческим прахом), завернуться в скромные одежды цвета охры (а то и остаться голышом) - и отправиться собирать подаяние на хлеб насущный.

Фото: Reuters

Жертвуют садху местные жители более чем охотно (настолько, что многие индийские неимущие специально прикидываются отшельниками), но на собранные деньги эти странные люди имеют право приобрести лишь самое необходимое из продуктов питания, все остальное они отдают в храмы или бедноте. Стать садху - значит добровольно обречь себя на нищету и лишения.

Фото: Maprakash Mathema, AFP

Подают хорошо, потому что уважают. Садху для индийцев - настоящие святые, отдельная каста, к которой следует относиться с величайшим почтением (причём, совершенно не важно, к какой касте ранее принадлежал аскет). Считается, что самоотречением садху очищают не только свою карму, но и карму всего народа, иначе говоря, страдают за других. Их здесь даже называют словом «баба», что в переводе на русский будет звучать примерно как «отец», хотя среди аскетов встречаются и женщины. Их процент от общего числа невелик, в основном это бездетные вдовы, ведущие жизнь садху в своих домах, но многие из них приобретают авторитет гуру, о котором мужчины-садху могут только мечтать. К садху обращаются по массе поводов - многие из аскетов выступают в роли третейских судей, разрешая семейные и соседские споры, другие занимаются «бытовой магией»: целительствуют, снимают порчу.

Фото: Steve McCurry

Фото: Swiatoslaw Wojtkowiak

Но даже с учётом повсеместного уважения стать садху решаются немногие. По традиции индуизма (в Индии, конечно, встречаются и мусульманские садху, называемые факирами, но их число невелико), самоотречение - это четвёртая стадия жизни человека. Уйти в аскезу можно только побыв монахом-послушником, семейным человеком и пройдя ванапрастхи, подготовку к отречению (хотя второй пункт часто опускается - путь в садху выбирают даже дети). В ходе подготовки будущий садху получает ценные указания и перенимает опыт о своего духовного гуру, который в специальном ритуале, имитирующем похороны, даёт ученику своё благословление, завещая тому отдельную именную мантру. Готов ли ученик встать на путь религиозного просветления и освобождения от сансары - это может решить только наставник, и многим будущим аскетам приходится ждать этого решения десятилетиями.

Фото: Rajesh Kumar Singh, AP

Фото: Joey L.

На этом сходства между примерно пятью миллионами садху заканчиваются - настолько разнообразен феномен отшельничества на просторах Индии. Некоторые из аскетов постоянно проживают в уединении в горных пещерах, добывая пропитание натуральным собирательством, и покидают свою обитель только ради паломничества к святым местам в дни важных индуистских праздников. Другие только и занимаются тем, что кочуют от святыни к святыне, проводя в этом походе всю жизнь. Одни живут большими монашескими общинами в ашрамах, другие берут себе в учение одного или нескольких последователей, для которых выступают духовными гуру. Представители духовной школы агхори и вовсе постоянно проживают на кладбищах, где общаются с духами, занимаются практическим шаманизмом с применением человеческих черепов и крепкого алкоголя в своих ритуалах, и, если верить им самим, вполне успешно практикуют ритуальный каннибализм.

Фото: Joey L.

Несмотря на разницу в ритуалах и образе жизни, все садху до единого стремятся к духовному совершенствованию, которое просто не может наступить без телесных и психических испытаний аскезой. Большинство из идущих к религиозному просветлению предпочитает обходиться малыми страданиями, занимаясь постами, йогой и медитациями, но кто-то выбирается из круговорота жизней и более радикальными методами. Молчание или стойка на одной ноге в течение нескольких лет, задержка руки над головой, пока от судороги та не закоченеет, сжимание кулака до тех пор, пока ноги не начнут врастать в кожу - это обычное дело для самых неистовых садху.

Фото: Maprakash Mathema, AFP

Вне зависимости от степени мучительности ритуалов, любой индуистский аскет постоянно курит через чиллум разновидности конопли, прославляя Шиву и напрямую общаясь с космосом. Без марихуанового дурмана не может начаться даже такой важный для индуистов праздник, как Махашиваратри. Поэтому поправки к местным законам о наркотиках снимают с садху уголовную ответственность. А ещё в некоторых штатах они могут бесплатно пользоваться общественным транспортом.

Фото: Maprakash Mathema, AFP

(чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга).

Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога . Садху часто носят одежды цвета охры , которые символизируют отречение.

Садху (аскеты, саньяси, йоги)

Слова происходят от санскритского корня sādh IAST , который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то». Тот же самый корень используется в слове садхана (sādhana IAST ), которое означает «духовная практика».

Обычно садху - это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии.

Простые люди часто называют садху баба . На многих индийских языках, слово баба означает отец или дядя. Иногда к баба прибавляется уважительный суффикс джи - бабаджи .

Индуизм

Индуизм включает в себя очень много разных и часто достаточно противоречивых верований. Он основан, казалось бы, на возвышенной философии, но продолжает соседствовать с массой примитивных суеверий. Так, идее индуизма о непричинении вреда всему живому (ахимса) противоречат кровавые жертвы богине Кали.

В основу индуизма легла религия племени индоариев. Они появились в долине реки Инд и от нее расселились по всей территории Индии. С течением времен религия индоариев начала включать в себя и местные культы. Индоарии записали четыре сборника священных гимнов, к которым жрецы составили ритуальные комментарии. Вскоре и комментарии, и самих жрецов, стали называть «брахманами». Позже к священным гимнам, или ведам, и брахманам добавили упанишады. Они раскрывали «тайное знание», рассказывая об освобождении.

История индуизма делится на три этапа. Первый этап известен как ведизм, или религия индоариев. Второй этап – брахманизм, этап развития ведизма брахманами, наполнение его ритуальной и мистической философии. Последний этап включает слияние брахманизма и сект. Ведизм основывался на многобожии. Оно сохранилось и в брахманизме, но в нем ясно начал проступать Брахман – единый принцип. В современном индуизме понятие «Брахман» не исчезло, но вместе с ним появилось и личное божество – Ишвара. Однако, в кастовой лестнице, Ишвара занимает позицию ниже Брахмана. Брахман безличен, а Ишвара – лишь его проявление, которое открывается тем, кто не способен достичь Брахмана.

Индуизм не считает человека «венцом творения». Человек превосходит животный мир, но уступает духам и божествам. Со смертью человека умирает только его телесная оболочка, а душа (джива) остается жить в другом человеке, или падает на нижний уровень в животный мир, или возносится на высший уровень. Судьба души определяется кармой человека, суммой его хороших и плохих деяний. Этот круговорот индуисты называют сансарой. Даже если погибнет весь мир, души человека перейдут в состояние потенциальное, чтобы потом появиться в новом мире.

Индуистское общество

Индуистское общество делится на четыре сословия: сословие брахманов, занимающее высшую ступень, сословие кшатриев (воинов), стоящих на ступень ниже, сословие вайшьев, включающее земледельцев и торговцев, и сословие шудр (слуг), занимающих низшую ступень. Все эти касты стараются обособиться друг от друга с помощью внутрикастовых браков или передачи профессий по наследству. Брахманы больше всего пекутся о своей ритуальной чистоте, вплоть до того, что они готовят еду и питаются отдельно. Нарушение законов кастовой чистоты наказывается изгнанием из общества индуистов.

Высшей целью жизни индуиста является освобождение. Несмотря на то, что душа человека постоянно перерождается, она все-таки может освободиться. Однако этого может добиться только Брахман, а точнее, только его душа, или джива.

Обычные миряне тоже могут надеяться на лучшее рождение. Индуисты выделяют четыре стадии человеческой жизни, следуя которым можно добиться освобождения. Мирянин может начать с изучения священных текстов. Человека на этой стадии называют брахмачарином. Мирянин на второй стадии – грихастха – должен выполнять свой кастовый долг. Третья стадия для индуистов означает покидание дома и семьи и начало жизни отшельника. Жизнь отшельника помогает готовиться к вечной жизни. И, наконец, на последней стадии человек становится саньясином – бродячим аскетом, который отрешился от мира, чтобы сконцентрироваться на освобождении.

В наши дни в Таиланд едут туристы со всего мира. Так что сидя на одном месте можно сравнить уровень культуры разных народов.

Европейцы и американцы – дикари. Везде бросают мусор, хохочут как гопники, курящие в бассейне девушки пепел стряхивают в воду, в шезлонгах развалились женщины с обнажённой грудью.

Мусульмане ведут себя намного культурнее.

Ещё культурнее ведут себя русские.

А индусы – это просто образец благочестия. Грубого слова от них не услышишь. Все индианки – в купальниках с юбочкой.

Отсюда я делаю вывод, что за народами Индии – будущее нашей планеты.

А теперь заглянем в их прошлое.

Три с половиной тысячи лет назад индусы – высокие голубоглазые блондины – пришли с южного Урала и захватили северный и центральный Индостан. Порядки установили свои – всё общество разделили на четыре варны.

1. Брахманы имели право толковать священное писание – Веды. И совершать богослужение.

2. Кшатрии (военные и чиновники) имели право знакомиться со священным писанием и участвовать в богослужении.

3. Вайшьи (купцы, фермеры, скотоводы) имели право знакомиться со священным писанием и участвовать в богослужении.

4. Шудры (коренное население Индии) должны были заниматься физическим трудом, обслуживать высшие варны. Шудры не имели права знать св. писание и не допускались до богослужения. Посему шудры молились своим местным богам.

Вне четырёх варн стояли неприкасаемые. Они считались демонами. Не имели права показываться людям на глаза при свете солнца, не могли пользоваться колодцами, зонтами, обувью, украшениями. Их обязанность – убирать трупы животных и чистить туалеты. Нанимали их шудры, за выполненную работу бросали им на землю еду, чтобы не оскверниться прикосновением.

Как видим, это деление индусского общества очень походило на деление заключённых в нашей стране на авторитетов, блатных, мужиков и опущенных.

Брахманы, кшатрии и вайшьи назывались дваждырождёнными .

Шудры – единождырождёнными .

Монашества и отшельничества у древних индусов не было.

Переломный момент наступил около двух с половиной тысяч лет назад – во время жизни и деятельности Будды. От брахманизма (религии индусов) откололись джайнизм и буддизм. Сам брахманизм продолжал развиваться. Впоследствии брахманизм распадётся на тысячи разных религий, которые будет объединять только одно – “индусскость”. Эти религии мы сегодня называем термином “индуизм”.

Но во время Будды от брахманизма ещё не откололись шиваизм и вишнуизм (или только начали откалываться), подавляющее большинство дваждырождённых верховным богом считало Праджапати. В брахманизм вошли только новые идеи – о вегетарианстве, о переселении душ и о монашестве .

Итак, наконец-то мы до него добрались.

Появляется учение о четырёх ашрамах – четырёх стадиях жизни, через которые должен пройти дваждырождённый мужчина.

1. Брахмачарин (ученик). Сын дваждырождённого покидает родительский дом и поселяется в доме гуру. Родители не дают ему никаких денег – брахмачарин обязан просить милостыню. Изучив необходимые науки, он вступает во вторую стадию жизни.

2. Грихастха или снатака (домохозяин). Вступает в брак, занимается мирскими делами, воспитывает детей. Когда увидит своих внуков, переходит в следующую стадию.

3. Ванапрастха (лесной отшельник). Уходит из семьи, поселяется в лесу, ведёт усиленную духовную жизнь, живёт подаянием и собиранием лесных плодов. Традиционно ходит с чашей для сбора подаяний. В глубокой старости переходит в четвёртую стадию жизни.

4. Санньясин (странник). Оставляет лес, избегает общения с людьми и живёт подаянием.

Как видим, отшельниками становились только привилегированные сословия. Поэтому у них не возникало мысли жить трудом своих рук.

Полагают, что учение о четырёх ашрамах возникло под влиянием джайнизма и буддизма.

Хочу обратить внимание на то, что индуизм – это не одна религия, а тысячи разных религий, и по этой причине учения о четырёх ашрамах в них имели свои особенности. Например, в ряде тантрических религий женщина имела право быть гуру, хотя в брахманизме женщина не имела права изучать веды и участвовать в богослужении. (Богослужение – только для дваждырождённых мужчин!) В культе Джаганнатха некоторые неприкасаемые исполняли функции брахманов наряду с брахманами, и брахманы не считались осквернёнными по причине контакта с “демонами” – нонсенс, не поддающийся никакому логическому объяснению!

Теперь поговорим о терминах. А то на нашем форуме началась путаница, кто является отшельником, а кто нет.

Да и само понятие "отшельник" имеет достаточно много значений. К примеру садху в Индии тоже считаются отшельниками, хотя живут только в городах, но имеют специфический вид, не работают и курят шмаль. Подобных личностей у нас назвали бы "бомжами", а в Индии они почти святые. Т.е. я говорю о том, что отшельничество в наше время имеет достаточно условное определение, и даже если ты неделю проживешь в лесу со спичками, котелком и ножом, ты будешь считаться отшельником, если ты получил от этого то, что хотел. Отшельничество - идеология а не образ жизни.