Монтаж узла учета холодной горячей воды. Коммерческий учет воды. Сравнительная стоимость комплектов приборов

Абонент хочет обязать организацию ВКХ осуществить перерасчет в связи с поставкой холодной воды ненадлежащего качества

Организация ВКХ хочет взыскать оплату за холодную воду, потребленную в отсутствие договора

Организация ВКХ хочет взыскать задолженность за безучетно потребленную холодную воду

Абонент не оплатил начисленную ему плату за услуги водоотведения в отношении общедомовых нужд, за которые взимание платы не допускается, и хочет обязать организацию ВКХ произвести перерасчет

Абонент хочет обязать организацию ВКХ осуществить перерасчет платы за поставленную холодную воду, так как организация ВКХ неверно определила ее объем

1. Коммерческому учету подлежит количество:

1) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения;

2) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договору по транспортировке воды;

3) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

4) сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения;

5) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

6) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

2. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".

4. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

5. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7 , части 1 статьи 11 , части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Абоненты и организации, эксплуатирующие канализационные сети, обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

8. Установка, замена, эксплуатация, поверка приборов учета воды, сточных вод осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Абоненты, организации, эксплуатирующие водопроводные, канализационные сети, обязаны обеспечить доступ представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключены указанные в

11. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

Услуги установки технических узлов учёта «под ключ» в многоквартирных домах, заводах, торговых центрах, МКД, ТСЖ.

Узнайте Возможность установки УУ

Запишитесь на бесплатное обследование инженером!

Устанавливаем приборы учёта отопления, ГВС, ХВС. Счётчики устанавливаются в многоквартирные дома, детские сады, школы, промышленные предприятия, теплоснабжающие компании, котельные. Любому потребителю или источнику энергоресурсов центрального теплоснабжения, центрального водоснабжения. Узлы учёта устанавливаются для контроля коммунальных услуг в ЖКХ. Основные заказчики на установку общих приборов учёта это МКД, ТСЖ, другие потребители центрального отопления.

НПО "Карат" ОКБ "Маяк" ГК "Взлет" ТК"Теплоком"
Карат-306 ИМ 2300 ВЗЛЕТ ТСР-М (ТСР-024М) TMK-H20
Карат-307 ПРИМ ВЗЛЕТ ТСР-М (ТСР-025) TMK-H30
Карат-308 ВЗЛЕТ ТСР-М (ТСР-026М) TMK-H100
Эльф ГК "ТЭМ" ВЗЛЕТ ТСР-М (ТСР-027) TMK-H120
Карат-520 ТСМ ВЗЛЕТ ТСР-М (ТСР-042) TMK-H130
Карат-551 ТЭМ-104 ВЗЛЕТ ТСР-М (ТСР-043) ВКТ 5
Карат-РС ТЭМ-106 ВЗЛЕТ ППД ВКТ 7
ТЭСМА-106 ВЗЛЕТ ТЭР ВКТ-9
ПП "Термотроник" РСМ-05 ВЗЛЕТ ТЭР (IP68) ПРЭМ Фланцевый
ТВ-7 ВЗЛЕТ ТЭР ПРЭМ - Сэндвич
Питерфлоу РС НПО "Промприбор" ВЗЛЕТ ЭМ (ПРОФИ-ХХХ М) МастерФлоу
Питерфлоу СВ ТМК-12, 13 ВЗЛЕТ ЭР (ЛАЙТ М) МастерФлоу (МФ-И)
ТМК-Н20 ВЗЛЕТ ЭМ (ЭКСПЕРТ-9XXMX) ВПС
ООО "Крейт" ТМК-Н30 РУС-1 1Exib II BT5x
ТЭКОН-19 ТМК-Н100 НПФ "Логика" ULTRAHEAT 2WR7
ТМК-Н120 СПТ-941 US 800
НПС "ТБН" ТМК-Н130 РУС-1
КМ-5-6И ВПС ГК "Метран" РУС-1М
КМ-5 V 1N_2.30 МастерФлоу Метран-300 РУС-1А
КМ-5 МФ-И Метран-305
РМ-5 Метран-320 ПНП "Сигнур"
ГК "ЭМИС" АКРОН-01
ЗАО "Промсервис" ЭМИС-ВИХРЬ 200 ВТК "Энерго" Эхо-Р
ВЭПС ЭМИС-ВИХРЬ 200 ППД Магика
РСЦ



Установка узлов учёта по системе «всё включено». Запрос необходимых документов в РСО, разработка и согласование проекта , монтаж и установке узлов учета тепловой энергии (УУТЭ), пусконаладочные работы, ввод в эксплуатацию, постановка на коммерческий учет в ресурсоснабжающей организации, гарантийное и сервисноеобслуживание приборов учёта.

Готовые узлы учёта, модули УУ на раме.

Закажите расчёт Вашего узла учёта!

Отправьте ТУ или фото узла управления.

Виды узлов учета

Отопление


Тепловычислитель - 1 шт.

Расходомер - 2 шт.

Датчики температуры - 2 шт.

Датчики давления - 2 шт.


Горячая вода

Есть нюанс: Если горячая вода тупиковая, то модуль узла учёта устанавливается только один, это существенно снижает стоимость теплосчётчика ГВС.

Тепловычислитель - 1 шт.

Расходомер - 1 шт.

Датчики температуры - 1 шт.

Датчики давления - 1 шт.


Холодная вода

Вычислитель - 1 шт.

Счётчик - 1 шт.

GSM/GPRS - модем - 1 шт.


Отопление - установка общедомовых, коллективных приборов учёта теплоснабжения.

Безусловно, поставить счетчик потребления тепла выгодно, поскольку ежемесячная сумма за отопления будет рассчитываться по действующим тарифам и исходя из показаний, зафиксированных коллективным прибором учёта. Иначе расчёт производится по нормативу с применением повышающего коэффициента. Кроме этого, у жильцов многоквартирного дома появляется возможность регулировать потребление тепловой энергии в индивидуальном режиме с помощью системы автоматического регулирования .

Состав теплосчётчика отопления:

Тепловычислитель - 1 шт.

Расходомер - 2 шт.

Датчики температуры - 2 шт.

Датчики давления - 2 шт.

Горячая вода - установка общедомовых, коллективных приборов учёта ГВС.

Чем же отличается узел учета горячего водоснабжения от узла учёта тепловой энергии на отопление? Принципиально, - это одно и то же. В состав обоих узлов учета входит тепловычислитель с сопутствующей электроникой, расходомеры, датчики температуры, датчики давления. Однако, такой узел учёта, как правило, дешевле, поскольку можно использовать расходомер на обратном трубопроводе (циркуляции) меньшего диаметра, либо если это согласует ресурсоснабжающая организация, использовать механические расходомеры воды с импульсным выходом. В определенных случаях такой проект, возможно согласовать с РСО.

Есть нюанс: Если горячая вода тупиковая, то модуль узла учёта устанавливается только один, это существенно снижает стоимость теплосчётчика ГВС.

Состав узла учёта тупиковой ГВС:

Тепловычислитель - 1 шт.

Расходомер - 1 шт.

Датчики температуры - 1 шт.

Датчики давления - 1 шт.

Холодная вода - установка общедомовых, коллективных приборов учёта ХВС.

Приборы, которые входят в узел учета воды могут быть различного качества и модификаций.

  1. Обычная вертушка, крыльчатый расходомер с которой показания снимаются в подвале - Счётчик турбинный сухоходный холодной воды ВСХН, предназначен для измерения объёма холодной воды по СНиП 41-02-2003 и питьевой воды по СанПиН 2.1.4.1074-01 и СНиП 41-02-2003.
  2. Этот же крыльчатый счётчик с импульсным выходом, который можно подключить к вычислителю и через систему диспетчеризации видеть показания на компьютере.
  3. Полнопроходные расходомеры, преобразователи расхода индукционные микропроцессорные исполнения IPX5 по ГОСТ 14254-96, ГОСТ Р 52931-2008, более точные и долговечные, реже засоряются, т.к. не имеют подвижного механизма в проточной части, меньшее гидравлическое сопротивление. - Лучший вариант для узла ХВС.
Особенностью узла ХВС является наличие обводной линии для пожаротушения. В нормальном эксплуатационном режиме кран на обводной линии закрыт и опломбирован инженером РСО.

Состав узла учёта ХВС + диспетчеризация:

Вычислитель - 1 шт.

Счётчик - 1 шт.

GSM/GPRS - модем - 1 шт.

Порядок установки узлов учёта .

Пригласите нашего инженера для первичного осмотра места установки.

Обследование для определения стоимости - бесплатно!!!

  • получаем технические условия на установку приборов учёта
  • разрабатываем проект и согласовываем ресурсоснабжающей организацией
  • ввариваем готовые модули приборов учёта
  • устанавливаем расходомеры, термодатчики, датчики давления на узел учёта
  • подключаем узлы учёта к теплосчётчику
  • программируем приборы и производим пуско-наладку
  • организуем допуск узла учёта в эксплуатацию
  • привозим инспектора на объект и сдаём ему узел учета
  • подписанный «Акт допуска узла учета в эксплуатацию» передаём Вам
  • с этого момента приборы учёта введены в эксплуатацию







Получить бесплатный расчёт по СМС

Гарантия на узел учёта - 2 года.

7 лет юридическому лицу, а значит - работу выполним в срок, а гарантия будет исполнена.

Свидетельство СРО на проектные работы.

Свидетельство СРО на монтажные работы.

Допуски и аттестации персонала.

Сервисные опции:

  • Обучение Ваших сотрудников, по эксплуатации узлов учета тепловой энергии
  • Установка сервисных программ на Ваш компьютер, для контроля приборов учёта
  • Сетевое объединение нескольких узлов учета на один диспетчерский пункт
  • Переоформление узлов учета при смене владельца или балансодержателя

Порядок, примерные сроки и стоимость работ

Наименование

Стоимость

Срок выполнения

Предварительная работа

Обследование систем теплоснабжения

Без оплаты

Анализ имеющейся технической документации

Теплотехнические расчёты, подбор оборудования

Подготовка коммерческого предложения, обоснование выбора

Предварительная оценка стоимости проекта, подготовка договора

Проектная часть

Составление технического задания

Без оплаты

Разработка проектной документации.

от 9 тысяч рублей

Согласование проекта

Без оплаты

Оборудование, монтаж / установка, наладка

Подбор (огласно проекта).

Без оплаты

Поставка.

Цены завода (без наценки).

1-5 дней (в зависимости от конфигурации УУТЭ)

Монтаж / установка

Согласно сметного расчёта.

1-2 дня (изготовление модуля узлов учёта - 1 день)

Пуско-наладочные работы

Окончательный этап, сдача в эксплуатацию

Сдача объекта в эксплуатацию. Оформление акта допуска в эксплуатацию.

По графику теплоснабжающей организации

Наши работы:




Сравнительная стоимость комплектов приборов

для узла учёта на отопление:

1 Вычислитель + 2 расходомера + 2 ДТ + 2 ДД

ПРАЙС - подробней о ценах на приборы и стоимости работ.

Частые вопросы по приборам учёта:

Конец формы

Частые вопросы Ч

  1. Как установить теплосчетчик?
  2. Зачем на горячую воду нужно ставить приборы учета тепловой энергии, а не обычный водосчетчик?
  3. Как получить субсидию на установку общедомовых приборов учета?
  4. Можно ли установить теплосчетчик в квартире?

1. КАК УСТАНОВИТЬ ТЕПЛОСЧЕТЧИК?

  • Для начала на общем собрании собственников необходимо принять решение об установке узла учета.

Так как устанавливаемый узел учета станет общедомовой собственностью, то и оплата его распределяется пропорционально на всех собственников. Необходимо выяснить о существовании субсидий на установку приборов учета и возможности участия в подобных программах.

  • Выбор подрядчика.

Работы должны выполняться только юридическими лицами, специализирующимися на данном виде деятельности. У организации должны быть свидетельство СРО на проектные работы и свидетельство СРО на строительные работы. Желательна аттестация сварщиков и электриков.

Иногда бывают такие ситуации, когда узел приборы учёта установлены, деньги за них оплачены, но теплоснабжающая организация его не допускает узел учёта в эксплуатацию. Как правило, это связано с тем, что смонтированный узел не соответствует проектным решениям, т.к. проект выполняется 3-ми лицами «в глаза не видевшими объект» - размеры в проекте не соответствуют реальным размерам участков трубопровода.

Специализированные фирмы в настоящее время устанавливают теплосчетчики «под ключ» с дальнейшим их обслуживанием - это самый выгодный вариант для заказчика. Такие фирмы быстро получают все необходимые документы в энергоснабжающей организации, оптимально выстраивают свою работу, начиная с получения технических условий и заканчивая подписанием акта допуска в эксплуатацию. Сами привозят инспектора из РСО к узлу учёта.

Необходимо выяснить надолго ли организация пришла на этот рынок, не исчезнет ли завтра. Наличие у организации веб-сайта, офисных и производственных площадей, а также квалифицированного персонала свидетельствует о серьезных намерениях данной организации.

  • Цена установки.

Формирование стоимости монтажа теплосчетчика осуществляется на основе оценки многих факторов. К таким факторам можно отнести: сложность работ и самой конструкции, ее комплектацию, стоимость приборов учета. Расчет стоимости узла учета производится индивидуально для каждого объекта на основании сметного расчёта. Только после полного обследования и согласования проекта определяется итоговая стоимость монтажа узла учета.

  • Получение технических условий в теплоснабжающей организации.

Технические условия (ТУ) на установку теплосчетчика выдает местная энергоснабжающая организация. В ТУ указываются основные параметры системы теплоснабжения и дополнительные требования, которым должен соответствовать теплосчетчик. На основании этих данных выполняется проект узла учета. Иначе показания с приборов учета не возможно будет использовать для коммерческих расчетов. Специализированные фирмы, устанавливающие приборы учета, самостоятельно получают техусловия.

  • Разработка и согласование проекта.

Проектированием узла учета должен заниматься инженер, который впоследствии будет курировать работы на данном объекте. Такой инженер обладает практическими знаниями приборов учета, системы теплоснабжения, что необходимо при согласовании проекта и допуске узла учета.

Организация должна иметь допуск СРО на проектные работы.

  • Поставка оборудования и комплектование объекта материалами.

Согласно проекту закупается все необходимое сантехническое, электрическое оборудование и сами теплосчетчики нужного размера и марки. Организации, специализирующиеся на монтаже приборов учета, как правило, закупают их у заводов-изготовителей без дополнительной наценки.

  • Монтаж и ввод в эксплуатацию.

Монтаж узла учета производится в любое время года. При врезке теплосчетчика в холодное время года необходимо следить за временем отключения теплоносителя во избежание промерзания здания.

После врезки приборов необходимо вызвать инспектора из тепловой сети для проверки работоспособности теплосчетчика и соответствия монтажа с проектной документацией. Убедившись в соответствии, инспектор пломбирует приборы, составляет акт допуска узла учета, который должны подписать представитель энергоснабжающей организации и собственника.

Организация должна иметь допуск СРО на строительные работы.

  • Обслуживание теплосчетчика.

После ввода в эксплуатацию узел учета желательно поставить на сервисное обслуживание, т.к. это технически сложное оборудование, требующее постоянного контроля.

Для установки приборов учета и дальнейшего их обслуживания Вы можете обратиться в компанию «АТК».

2. ЗАЧЕМ НА ГОРЯЧУЮ ВОДУ НУЖНО СТАВИТЬ ПРИБОРЫ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, А НЕ ОБЫЧНЫЙ ВОДОСЧЕТЧИК?

Полный учет горячей воды происходит не только по объему, но и по количеству тепла. Поэтому обыкновенный водосчетчик («вертушка»), такой который устанавливается в наших квартирах на холодной воде, не целесообразен, так как для учета Гкал необходима регистрация температурных параметров воды. Следовательно, на горячую воду необходимо монтировать узел учета тепловой энергии (комплекс приборов, учитывающий несколько параметров).

В некоторых зданиях горячая вода, поступающая от ЦТП, не достигает температур, установленных нормативом. С помощью теплосчетчика имеется возможность видеть фактическое потребления количества тепла и объема горячей воды, и соответственно платить только за то, что получено по факту, а также требовать доведения температуры воды до нормы.

3. КАК ПОЛУЧИТЬ СУБСИДИЮ НА УСТАНОВКУ ОБЩЕДОМОВЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА?

Периодический государство разрабатывает программы по содействию в установке приборов учёта. Сейчас можно использовать деньги фонда капитального ремонта на установку узлов учёта.

4. МОЖНО ЛИ УСТАНОВИТЬ ТЕПЛОСЧЕТЧИК В КВАРТИРЕ?

Большая часть жилых зданий России - это здания с вертикальной (стояковой) разводкой труб теплоснабжения. При такой модели разводки через квартиру может проходить несколько стояков отопления с отдельными отводами на радиатор или группу радиаторов.

В связи с тем, что теплосчетчик должен быть установлен в каждый из таких отводов - это выливается в копеечку. Переделать на другую систему отопления, где появится возможность использовать только один теплосчетчик, очень дорого, и, как правило, с экономической точки зрения нецелесообразно, так как стоимость системы учета тепла и сроки ее окупаемости в этом случае превысят все разумные пределы.

Установка приборов учета тепла в отдельной квартире возможна, но на сегодняшний день из-за высокой стоимости теплосчетчиков - это не выгодно. Поэтому в настоящее время оплачивать потребленное тепло лучше по показаниям общедомового теплосчетчика, установленного в ИТП, находящегося, как правило, в подвале здания.



Или напишите вопрос нашим специалистам:

Проекты узлов учета выполняются в соответствии с требованиями п.7.2 СП 30.13330.2016 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
Для строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий следует предусматривать водомерные узлы соответствующие метрологическому классу В (горизонтальная установка). При размещении квартирных счетчиков холодной и горячей воды на вертикальных участках трубопроводов применяются счетчики метрологического класса А.
Счетчики размещают в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5°С, обеспечив доступ для считывания показаний и обслуживания.
С каждой стороны счетчика (поз. 5) предусматривают установку запорной арматуры (поз.1, 2), для отключения воды на время поверки или замены водомера. Допускается монтаж бытовых (квартирных) счетчиков с установкой одного отключающего устройства, перед узлом учета.
Для защиты от загрязнения, до счетчика (по ходу движения воды), устанавливают механический или магнитно-механический фильтр (поз. 4).
При необходимости контроля давления в системе водоснабжения используют манометр (поз. 7)

Узнать стоимость разработки проекта водомерного узла вы можете обратившись к соответствующим разделам нашего сайта.

Нормы проектирования и монтажа водомерных узлов

Слив воды в случае ремонта или замены счетчика производиться через кран (поз. 6).
Обводная линия водомерных узлов в системах ХВС предназначена для пропуска противопожарного расхода воды и (или) водоснабжения на хозяйственно-питьевые нужды в период поверки водяного счетчика. В остальное время кран на обводной линии (поз. 3) опломбирован в закрытом состоянии.
При совмещении противопожарного и хозяйственно-питьевого водопровода запорное устройство на обводной линии следует оборудовать электроприводом с пуском от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств (систем) противопожарной автоматики. При недостаточном для пожаротушения давлении воды в водопроводной сети здания или сооружения должно обеспечиваться открытие запорного устройства на обводной линии одновременно с пуском противопожарных насосов.

Диаметр условного прохода счетчика воды выбирают по среднечасовому расходу воды за период потребления (сутки, смену), который не должен превышать эксплуатационный расход по паспорту.
Подобранный расходомер следует проверять:
- на пропуск расчетного максимального часового или максимального секундного расхода воды;
- на возможность измерения расчетных минимальных часовых расходов воды.
Если одновременное выполнение данных условий невозможно устанавливают комбинированный водомер (со встроенным переключающим поток воды клапаном) или счетчик метрологического класса С.

Расчет водяных счетчиков, подбор расходомеров

Порядок установки прибора учета воды в нежилом помещении, здании

Для ввода в эксплуатацию вновь устанавливаемого узла учета воды необходимо:
- Подать в Центр по работе с абонентами заявку на выдачу технических условий для проектирования узла учета;
- В соответствии с полученными техническими условиями разработать проектную документацию на водомерный узел;
- В соответствии с проектом, разработанным на основании тех. условий, выполнить монтаж узла учета;
- Для осуществления коммерческих расчетов согласно показаний счетчика необходимо подать в Центр по работе с абонентами Заявку на допуск узла учета воды к эксплуатации.

Платежи за полученную воду и отведенные сточные воды, по данным Минэнерго России, увеличиваются с каждым годом. Поэтому для множества предприятий задача организации коммерческого учета воды и сточных вод становится все более актуальной.

В 2013 году для организаций, связанных с водоснабжением, водоотведением, водоподготовкой и очисткой сточных вод, правительство Российской Федерации определило порядок коммерческого учета, утвердив «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Организация коммерческого учета воды и сточных вод

Коммерческий учет воды подразумевает расчет платы за транспортируемую воду, которую получают, либо подают по договорам водоснабжения.

Коммерческий учет сточных вод - это контроль воды, которая была сброшена, либо собрана по договорам, заключенным с организациями, работающими в сфере водоснабжения или водоотведения.

Организация коммерческого учета воды и сточных вод в той части, которая не урегулирована жилищным законодательством Российской Федерации, регламентируется «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Согласно этим Правилам, абоненты или организации, эксплуатирующие водопроводные или канализационные сети и оказывающие услуги по транспортировке воды или сточных вод, обязаны вести коммерческий учет. За исключением случаев, когда условиями договоров водоснабжения или договоров по транспортировке воды предусмотрено иное.

Эти же Правила предусматривают, что организация коммерческого учета воды и сточных вод должна соответствовать требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Требования к средствам и методам измерений утверждены Федеральным законом от 26.06.208 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

К применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. ст. 9. п. 1, ст.12. п.1 102-ФЗ

Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

Коммерческий учет воды и сточных вод должен вестись с использованием приборов учета, на основании которых отслеживаются:

  • сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем;
  • сведения о текущих показаниях приборов учета.

При этом коммерческий учет с помощью приборов учета предусматривает возможность применения телематических систем .

В случае если технические характеристики используемых приборов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.10

Однако использование телематических систем не исключает того, что абоненты или транзитные организации обязаны допускать представителей организаций, осуществляющих водоснабжение или водоотведение, к приборам учета для сверки показаний и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов.

В случае выявления расхождений между предоставленными данными и фактическом потреблении, составляется акт сверки показаний приборов учета. Такой акт является основанием для осуществления перерасчета.

В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета со сведениями, представленными абонентом или транзитной организацией, в установленном Правилами порядке организация, осуществляющая водоснабжение, составляет акт сверки показаний приборов учета. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.12

Согласно этих же Правил, предусмотрена возможность использования контрольных приборов учета. Установка паралельного счетчика позволяет сверять показания с прибором учета воды на стороне ресурсной организации, и в случае расхождений оперативно требовать внеочередной поверки их водосчетчика.

Коммерческий учет воды расчетным способом

«Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают, что коммерческий учет может вестись и расчетным способом. Это означает, что для расчета применяются не данные приборов учета, а специальные методики расчета, утвержденные Правилами.

Расчетный способ применим в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • при отсутствии прибора учета;
  • в случае неисправности прибора учета;
  • в случае нарушения сроков представления показаний в течение 6 месяцев, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом о временном прекращении потребления воды.

Положения «Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод» содержат следующие методики расчета:

  • метод гарантированного объема подачи воды;
  • метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
  • метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
  • метод суммирования объемов воды.

Правила также определяют, когда и какой метод применять.

Метод гарантированного объема подачи воды

Расчет по методу гарантированного объема подачи воды предполагает, что поставляемый объем заранее определен договорами водоснабжения. Такой метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии прибора учета воды у абонента;
  • если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к его эксплуатации до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

Метод учета пропускной способности устройств и сооружений

При использовании метода учета пропускной способности за расчет принимается, что скорость движения воды составляет 1,2 метра в секунду на полное сечение в круглосуточно работающих устройствах по приему воды. При этом объем сточной воды считается равным объему, который был отправлен абоненту, с учетом поверхностных сточных вод, если схемой водоснабжения и водоотведения, либо договором, предусмотрен их прием.

Этот метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии допущенных в эксплуатацию приборов учета в течение 60 дней после получения от ресурсной организации уведомления о необходимости установки;
  • при непредоставлении показаний приборов учета на протяжении 6 месяцев, не считая случаев, когда абонент предварительно уведомил ресурсную организацию о временном прекращении потребления;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета.

Метод расчетного среднемесячного, среднесуточного и среднечасового количества поданной воды

Метод расчетного количества поданной воды применяется на основании показаний прибора учета за последний год. При этом, если счетчик работал менее 1 года, к расчету принимаются данные за фактический период его работы.

Такой метод используется в случаях, когда прибор учета неисправен или демонтируется для поверки, ремонта или замены, но не более чем в течение 60 дней после установления такого факта.

Метод суммирования объемов воды

Метод суммирования объемов воды состоит из определения по показаниям приборов учета или расчетным способом того объема воды, который подан абонентам или другим транзитным организациям.

Метод применяется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также если счетчик неисправен или демонтирован в целях его поверки, ремонта или замены.

Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

В случаях, если прибор учета неисправен или отсутствует, а также если в течение 6 месяцев нарушены сроки предоставления показаний по нему, коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом.

При расчетном способе объем отведенных сточных вод считается равным тому объему воды, который был подан из всех источников водоснабжения.

При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения.

Если схемой водоснабжения или договором водоотведения предусмотрен прием поверхностных сточных вод, то такие воды, при отсутствии приборов учета, так же учитываются расчетным способом в соответствии с методическими указаниями, изложенными в п.25 Правил.

Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.23

Расчетный способ также применим при самовольном подключении или пользовании централизованной системой водоотведения. При этом «Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают расчет по такому методу только за период времени, в течение которого длилось самовольное присоединение или пользование, но не более чем за 3 года.

В случае, если прибор учета отсутствует у транзитной организации, либо в случаях его неисправности или демонтажа, объем сточных вод определяется расчетным способом путем суммирования объема, который был отведен абонентами и объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

Особенности коммерческого учета горячей воды (теплоносителя)

Коммерческий учет теплоносителя ведется на основании Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Постановление предусматривает, что коммерческий учет теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Коммерческий учет теплоносителя ведется с помощью приборов учета. При этом Постановление «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» допускает на узле учета установку приборов для контроля подачи и потребления теплоносителя.

Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений;

В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

Организация коммерческого учета теплоносителя включает в себя также процедуру регулярного снятия показаний приборов учета.

В соответствии с Постановлением «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», если технические характеристики узлов учета позволяют использование телеметрических систем, то производится установка АСКУВ - автоматизированных систем коммерческого учета воды , передающих показаний дистанционно.

В случае, если технические характеристики узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

При этом допускается, что теплосчетчики, оснащенные стандартными промышленными протоколами, могут быть снабжены дополнительными устройствами , позволяющими осуществлять дистанционный сбор данных в автоматическом режиме.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод

Поверхностные сточные воды - вид сточных вод, отводимых с территорий жилых домов, строительных площадок и промышленных зон, образующихся в результате выпадения осадков, таяния снега, полива территорий и т.п.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод определены «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Согласно этим Правилам, абонент обязан обеспечить учет поверхностных сточных вод путем установки прибора учета.

Абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, п.35

Проектирование узла учета

Узел учета проектируется на основании проектной документации. Такую документацию подготавливают специализированные организации или частные проектанты.

По итогам разработки в состав проекта входят:

  • пояснительная записка;
  • чертежная документация.

Также к проекту предусмотрены приложения:

  • техническое задание на проектирование узла учета воды, утвержденное абонентом;
  • программа и методика испытаний узла учета;
  • при наличии сужения расчет гидравлических потерь;
  • документация на средство измерений;
  • свидетельство о допуске к проектным работам.

Проектирование узла учета ведется на основании технических условий. Такие условия выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение. «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» предусматривают выдачу технических условий в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки на их выдачу.

Согласно Правилам, технические условия должны содержать:

  • требования к месту размещения узла учета;
  • требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
  • требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

Допуск узла учета в эксплуатацию

«Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» разрешают допуск узла учета в эксплуатацию силами самих абонентов после заключения договора с организацией, осуществляющей водоснабжение или водоотведение. Для предоставления допуска со стороны абонента формируется заявка.

Правилами предусмотрено, что допуск предоставляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки от абонента.

Заявка на допуск должна содержать:

  • реквизиты абонента или транзитной организации, а также контактные данные с номером телефона лица, от которого поступила заявка;
  • реквизиты договоров, которые заключены на водоотведение, транспортировку воды и т.п.
  • дата и время, при которых возможно допустить в эксплуатацию узел учета.

Также к заявке прилагаются, заверенные абонентом или транзитной организацией, копии:

  • проектной документации на оборудование узла учета;
  • паспортов на приборы учета, которые входят в состав узла учета;
  • документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета.

Помимо прочего, к заявке прилагаются документы, подтверждающие право лица на подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

Согласно п. 39 Правил, при допуске узла учета в эксплуатацию также проверяются:

  • соответствие заводских номеров на приборах учета номерам, указанным в их паспортах;
  • соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета;
  • наличие знаков последней поверки, за исключением новых приборов учета;
  • работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета;
  • работоспособность телеметрических устройств в случае их наличия в составе узла учета.

При выявлении несоответствий указанным требованиям узел учета к эксплуатации не допускается.

Когда прибор учета устанавливает организация, осуществляющая водоснабжение, допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном п. 46 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»:

Организация, осуществляющая водоснабжение, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска, а в случае неявки представителя абонента организация, осуществляющая водоснабжение, осуществляет допуск без участия представителей абонента с последующим направлением в его адрес Акта допуска. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, п.46

Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации с даты получения Акта допуска узла учета с приложением копии паспорта на приборы учета.

Эксплуатация узла учета

Узел учета эксплуатируется в соответствии с его технической документацией. В случае выхода узла учета из строя, абоненту следует незамедлительно уведомить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение или водоотведение.

В соответствии с «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», организации предоставляется следующая информация:

  • показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя;
  • предполагаемое время демонтажа приборов учета, требующих ремонта (не менее чем за 2 рабочих дня).

Согласно Правилам, устранить существующую неисправность, необходимо в течение 60 дней с момента поломки. Демонтаж приборов учета для передачи в ремонт, а также последующий монтаж, выполняется в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение или водоотведение.

Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета обязано сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод

В соответствии с Правилами, узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

  • приборы учета не отображают результаты измерений;
  • нарушены контрольные пломбы или знаки поверки;
  • имеются механические повреждения приборов учета или других элементов узла учета;
  • превышена допустимая погрешность показаний приборов учета;
  • имеются врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренные проектной документацией на оборудование узла учета;
  • имеются признаки несанкционированного вмешательства в работу узла учета;
  • истек период поверки приборов учета.

После проведения ремонта, замены или поверки приборов учета, сотрудниками ресурсной организацией производится опломбирование приборов.

Установка пломб на приборы учета осуществляется сотрудниками ресурсной организацией на безвозмездной основе. Взимание платы с абонента возможно только в случаях, если опломбирование происходило повторно из-за нарушения пломбы или знаков поверки.

Уменьшение расходов с помощью АСКУВ

Рост тарифов на энергоресурсы приводит к необходимости повышения эффективности их использования. Достоверный учет энергоресурсов позволяет не только рационально их использовать, но и снижать платежи за их потребление.

Основным залогом достоверного учета является использование телематических систем, позволяющих дистанционно и вовремя передавать показания о потреблении, а также своевременно отслеживать неполадки в системе.

Смотрите систему автоматизированного коммерческого учета «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.

2. Разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением, даются Министерством регионального развития Российской Федерации.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации в течение 3 месяцев утвердить:

методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.

Правила
организации коммерческого учета воды, сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

2. Коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем):

а) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

б) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке холодной воды;

в) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, в том числе единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

г) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

д) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

е) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

3. Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

4. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

Абоненты и транзитные организации обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644.

5. Коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется:

а) абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения;

б) транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды и (или) договором по транспортировке сточных вод.

6. Коммерческий учет воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоснабжения, если иное не предусмотрено договором по водоподготовке, договором по транспортировке холодной воды и (или) договором по транспортировке горячей воды.

7. Коммерческий учет сточных вод, в отношении которых произведена очистка, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоотведения, если иное не предусмотрено договором по очистке сточных вод, договором по транспортировке сточных вод и (или) договором по обращению с осадком сточных вод.

8. Установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

9. Используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.

II. Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

10. Сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом или транзитной организацией, если иное не предусмотрено договорами абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Абонент или транзитная организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации, а также сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.

В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем.

11. Абонент или транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или по указанию организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, представителям иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.

12. В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета абонента или транзитной организации об объеме поданной (полученной) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с представленными абонентами или транзитными организациями сведениями организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, составляет акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями абонента или транзитной организации и организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

При несогласии представителя абонента или транзитной организации с содержанием акта сверки показаний приборов учета представитель абонента или транзитной организации на акте делает отметку "ознакомлен" и проставляет подпись. Возражения абонента или транзитной организации указываются в акте либо направляются организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в письменной форме любым способом, позволяющим подтвердить получение документа абонентом или транзитной организацией. В случае отказа представителя абонента или транзитной организации от подписания акта сверки показаний приборов учета такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с отметкой "представитель абонента или организации, осуществляющей транспортировку воды и (или) сточных вод, от подписи отказался".

Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема поданной (полученной) воды и тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод со дня подписания последнего акта сверки показаний приборов учета до дня подписания нового акта.

13. В целях контроля объемов поданной (полученной) воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, либо абонент или транзитная организация вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод при условии уведомления одной из сторон договора другой стороны об использовании таких приборов учета.

Контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод устанавливаются на сетях организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, транзитной организации или абонента в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет подаваемой абоненту воды, тепловой энергии в составе горячей воды и принимаемых сточных вод.

В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод и основных приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета. Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков предоставления показаний приборов учета.

Установка, замена, эксплуатация и поверка контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета, предусмотренными настоящими Правилами.

Лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, обязано предоставлять другой стороне (абоненту, транзитной организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение) беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с целью контроля за правильностью установки и эксплуатации контрольного (параллельного) прибора учета.

III. Коммерческий учет воды расчетным способом

14. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:

а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;

б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

в) метод гарантированного объема подачи воды;

г) метод суммирования объемов воды.

16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;

б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

17. Метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за последний год, применяется в случае установления факта неисправности такого прибора учета или демонтажа такого прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой, но не более чем в течение 60 дней после установления факта неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и не применяется в случаях применения контрольных (параллельных) приборов учета.

В случае если период работы прибора учета составляет менее 1 года, то используются данные прибора учета за фактический период его работы.

В случае если фактический период работы прибора учета составляет менее 60 дней, то метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды не применяется.

18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:

а) при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил;

б) если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

19. В случае если показания прибора учета содержат информацию о временных нарушениях в работе прибора учета, имевших место во время работы прибора учета, расчет объема полученной воды за указанный период производится в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.

20. Применение метода суммирования объемов воды, которые поданы абонентам и (или) другим транзитным организациям, объемы которых определены по показаниям приборов учета или расчетным способом, организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, с использованием водопроводных сетей этих транзитных организаций используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены.

21. В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.

IV. Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

22. Коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;

б) в случае неисправности прибора учета;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.

23. При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

24. При самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.

25. Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.

26. Объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124.

27. При отсутствии у транзитной организации прибора учета, а также при возникновении неисправности прибора учета или демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены объем сточных вод, транспортируемых по канализационным сетям такой организации, определяется расчетным способом путем суммирования объема сточных вод, который отведен абонентами или принят от других транзитных организаций, а также объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

V. Проектирование узла учета

28. Проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации юридические или физические лица.

29. Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

30. Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:

а) требования к месту размещения узла учета;

б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;

в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

31. Проектная документация на оборудование узла учета должна содержать:

а) указание на место размещения узла учета;

б) схему установки (подключения) прибора учета и иных компонентов узла учета к сетям водоснабжения и водоотведения;

в) сведения о типе используемого прибора учета и сведения, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

32. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, рассматривает проектную документацию на оборудование узла учета в течение 10 рабочих дней и письменно сообщает абоненту или транзитной организации о согласовании проектной документации или наличии замечаний и необходимости доработки проектной документации. В случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не направила замечания в установленный срок, проектная документация считается согласованной без замечаний.

33. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, отказывает в согласовании проектной документации на оборудование узла учета в случаях:

а) несоответствия проектной документации требованиям технических условий на проектирование узла учета, включая несоответствие места размещения узла учета месту, указанному в схеме установки (подключения) прибора учета и иных компонентов узла учета к водопроводным и (или) канализационным сетям;

б) несоответствия схемы установки прибора учета требованиям, установленным в отношении выбранного типа прибора учета производителем прибора учета.

VI. Допуск узла учета к эксплуатации

34. Допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (далее - заявка).

В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия заявки, направленной в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.

В заявке должны быть указаны:

реквизиты абонента или транзитной организации (для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку;

реквизиты (номер, дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения;

предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.

3 5. К заявке прилагаются:

а) заверенная абонентом или транзитной организацией копия согласованной организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, проектной документации на оборудование узла учета;

б) заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета;

в) заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета);

г) документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

36. Допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации.

37. При проведении допуска к эксплуатации узла учета в многоквартирном доме к участию в проведении допуска к эксплуатации привлекается представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное решением общего собрания таких собственников, или уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам, предусматривающим оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых систем водоснабжения и (или) водоотведения (при наличии таких договоров).

38. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, получившая заявку, определяет представителя со своей стороны и при необходимости в течение 3 дней со дня получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Новая дата и время согласовываются с абонентом или транзитной организацией, направившими заявку.

39. При проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:

а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;

д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

40. При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации.

41. В случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным к эксплуатации.

42. По результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации, в котором указываются:

а) дата, время и местонахождение объекта проверки;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;

в) результаты проверки узла учета;

г) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета к эксплуатации с указанием причины отказа;

д) в случае допуска узла учета к эксплуатации показания приборов учета на момент завершения процедуры допуска узла учета к эксплуатации и указание мест на узле учета, в которых установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).

43. Акт допуска узла учета к эксплуатации подписывается лицами, принимавшими участие в допуске узла учета к эксплуатации, в количестве экземпляров, равном числу сторон (организаций), принявших участие в допуске узла учета к эксплуатации. Акт в случае отказа указанных лиц от его подписания подписывается представителями организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. При этом такая организация обязана направить акт сторонам, принимавшим участие в допуске, любым способом, позволяющим подтвердить получение этого акта.

44. Перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета.

45. Установка приборов учета осуществляется абонентами или транзитными организациями самостоятельно либо по договору с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств абонента или транзитной организации.

46. В случае установки организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 36 - 45 настоящих Правил. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, установившая узел учета, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска узла учета к эксплуатации. В случае неявки представителя абонента для участия в процедуре допуска узла учета к эксплуатации в день и время, указанные в уведомлении, направленном абоненту организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет допуск узла учета к эксплуатации без участия представителей абонента с последующим направлением акта допуска узла учета к эксплуатации в адрес абонента. Этот акт с приложением копии паспорта на приборы учета направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт его получения. Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации в установленном порядке с даты получения абонентом (доставки абоненту) акта допуска узла учета к эксплуатации с приложением копии паспорта на приборы учета.

VII. Эксплуатация узла учета (приборов учета)

47. Эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

48. Приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.

49. Узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учета, определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов и путем визуального сравнения прибора учета до и после несанкционированного вмешательства;

в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки;

г) механического повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета;

д) превышения допустимой погрешности показаний приборов учета;

е) нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета;

ж) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

50. Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.

51. Установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.

Обзор документа

Установлен порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом. Он применяется для определения размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам водоснабжения (водоотведения, транспортировки воды или сточных вод).

Прописаны требования к размещению приборов учета. Определено, кто должен вести коммерческий учет. По общему правилу это абоненты и транзитные организации. Установлены сроки и способы представления показаний приборов учета. Ресурсоснабжающая организация вправе проводить сверки показаний и использовать контрольные (параллельные) приборы учета (уведомив другую сторону).

Прописаны требования к проектированию узлов учета, а также порядок их установки, эксплуатации, поверки, ремонта и замены. Все приборы учета, установленные абонентам, пломбируются бесплатно, в том числе после поверки. Исключение - повторное пломбирование из-за нарушения пломбы.

Определены случаи, когда коммерческий учет воды (сточных вод) осуществляется расчетным способом. Это отсутствие приборов учета, их неисправность, нарушение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета.