Обнаженная леди годива. Леди Годива. Красивая легенда, которая не дает мне покоя (фоторепортаж) Как называется леди на лошадях верхом

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Леди Годива
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» . Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара .

См. также

Напишите отзыв о статье "Леди Годива"

Примечания

Литература

  • Donoghue D. . - John Wiley & Sons, 2008. - 176 p. - ISBN 978-04-7077-701-5.

Ссылки

  • (англ.) . History . BBC . Проверено 10 июля 2014.

Отрывок, характеризующий Леди Годива

Скоро показался лес, и мы, повернув на уже хорошо знакомую нам тропинку, скрылись из виду... И вот тут-то я дала волю своим, вопящим от радости, эмоциям!.. Я пищала, как несказанно обрадованный щенок, тысячу раз целовала Пургу в шелковистый нос (количество чего она никак не могла понять...), громко пела какие-то несуразные песни, вообще – ликовала, как только позволяла мне моя счастливая детская душа...
– Ну, пожалуйста, моя хорошая, покажи им, что ты опять счастливая... Ну, пожалуйста! И мы снова будем вместе много-много кататься! Сколько захочешь, обещаю тебе!.. Только пусть они все увидят, что ты в порядке... – упрашивала я Пургу.
Я чувствовала себя с ней чудесно, и очень надеялась, что она тоже почувствует хоть частичку того, что чувствовала я. Погода была совершенно изумительной. Воздух буквально «трещал», настолько был чистым и холодным. Белый лесной покров блистал и искрился миллионами маленьких звёздочек, как будто чья-то большая рука щедро рассыпала по нему сказочные бриллианты. Пурга резво бежала по вытоптанной лыжниками тропинке, и казалась совершенно довольной, к моей огромной радости, начиная очень быстро оживать. Я буквально «летала» в душе от счастья, уже предвкушая тот радостный момент, когда мне скажут, что она наконец-то по-настоящему моя...
Через какие-то полчаса мы повернули назад, чтобы не заставлять волноваться всю мою семью, которая и без этого, волновалась обо мне постоянно. Соседка всё ещё была на дворе, видимо желая собственными глазами убедиться, что с нами обоими всё в порядке. Тут же, естественно, на двор выбежали бабушка и мама, и уже последним появился папа, неся в руках какой то толстый цветной шнурок, который сразу же передал соседке. Я легко соскочила наземь и, подбежав к папе, с колотящимся от волнения сердечком, уткнулась ему в грудь, желая и боясь услышать такие важные для меня слова...
– Ну что, милая, любит она тебя! – тепло улыбаясь, сказала соседка, и, повязав тот же цветной шнурок Пурге на шею, торжественно подвела её ко мне. – Вот, с этим же самым «поводком» мы привели её домой в первый раз. Бери её – она твоя. И счастья вам обоим...
На глазах доброй соседки блестели слёзы, видимо даже добрые воспоминания пока ещё очень сильно ранили её исстрадавшееся по утерянному мужу, сердце...
– Я вам обещаю, я буду её очень любить и хорошо за ней смотреть! – задыхаясь от волнения, пролепетала я. – Она будет счастливой...
Все окружающие довольно улыбались, а мне вся эта сценка вдруг напомнила где-то уже виданный похожий эпизод, только там человеку вручали медаль... Я весело рассмеялась и, крепко обняв свой удивительный «подарок », поклялась в своей душе не расставаться с ним никогда.
Вдруг меня осенило:
– Ой, постойте, а где же она будет жить?!.. У нас ведь нет такого чудесного места, как имеете вы? – расстроившись, спросила соседку я.
– Не волнуйся, милая, она может жить у меня, а ты будешь приходить, чтобы её чистить, кормить, за ней смотреть и на ней кататься – она твоя. Представь себе, что вы «снимаете» у меня для неё дом. Мне он больше не будет нужен, я ведь не буду заводить больше лошадей. Вот и пользуйтесь на здоровье. А мне приятно будет, что Пурга будет и дальше у меня жить.
Я благодарно обняла мою добрую соседку и взявшись за цветной шнурок, повела (теперь уже мою!!!) Пургу домой. Моё детское сердце ликовало – это был самый прекрасный подарок на свете! И его правда стоило подождать...
Уже где-то с полудня, чуточку очухавшись после такого ошеломляющего подарка, я начала свои «шпионские» вылазки на кухню и в столовую. Вернее – я пыталась... Но даже при самых настойчивых попытках, проникнуть туда мне, к сожалению, никак не удавалось. В этом году бабушка, видимо, железно решила ни за что не показывать мне своих «произведений» пока не придёт время настоящего «празднования»... А мне очень хотелось хотя бы краешком глаза посмотреть, что же она так усердно два дня там колдует, не принимая ничью помощь и не пуская никого даже за порог.
Но вот, наконец-то, наступил долгожданный час – около пяти вечера начали появляться мои первые гости... И я, в конце концов, получила право полюбоваться своим праздничным столом... Когда в гостиную открыли дверь, я подумала, что попала в какой-то сказочный, райский сад!.. Бабушка весело улыбалась, а я бросилась ей на шею, чуть ли не рыдая от переполнявших меня чувств благодарности и восторга...
Вся комната была украшена зимними цветами... Огромные чашечки ярко жёлтых хризантем создавали впечатление множества солнышек, от которых в комнате было светло и радостно. А уж праздничный стол являл собою настоящее произведение бабушкиного искусства!.. Он благоухал совершенно сногсшибательными запахами и потрясал многообразием блюд... Здесь была и покрытая золотистой корочкой утка, с моей любимой грушёвой подливкой, в которой «тонули» целые половинки томлёных в сливках, пахнущих корицей груш... И дразнившая нежнейшим запахом грибного соуса, истекающая соком курочка, пышущая начинкой из белых грибов с орехами, и буквально тающая во рту... По середине стола «впечатляла» своим размером страшенная щука, запечённая целиком с сочными кусочками сладкого красного перца в лимонно-брусничном соусе... А от запаха толстеньких, лопающихся от пышущего жара, сочных индюших ножек под корочкой клюквенного муса, мой бедный желудок подпрыгнул аж до самого потолка!.. Гирлянды нарезанных тоненькими кусочками всевозможных копчёных колбасок, нанизанных на тончайшие прутики наподобие шашлыка, и скрашенных маринованными помидорами и солёными домашними огурчиками, «убивали» запахами знаменитых литовских «копчёностей», нисколько не уступая одуряюще пахнувшей копчёной сёмге, вокруг которой весёлыми кучками высились, политые сметаной, сочные солёные грузди... Золотисто поджаренные кругленькие пирожки попыхивали горячим паром, а вокруг них в воздухе витал совершенно неповторимый «капустный» аромат... Всё это изобилие искуснейших бабушкиных «произведений» полностью потрясло моё «голодное» воображение, не говоря уже о сладостях, вершиной которых был мой любимый, взбитый с вишнями, тающий во рту творожный пирог!.. Я восхищённо смотрела на бабушку, от всей души благодаря её за этот сказочный, по-настоящему королевский стол!.. А она в ответ только улыбнулась, довольная произведённым эффектом, и тут же начала с величайшим усердием угощать моих, ошалевших от такого изобилия, гостей.
Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы - миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Годива (англ. Godiva от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — «подаренная Богом»; 980—1067) — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.


Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она не один раз обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так горячо просит.

Граф думал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу. Небесная кара была мгновенной - он ослеп.

Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.


Жюль Жозеф Лефевр. Леди Годива


Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни. Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера - монаха монастыря Святого Албана - только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события - 10 июля 1040 года.


Леди Годива. Старинная гравюра


В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов - мерсийцев, а на юге племя саксов - хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» - языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков». Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святой Осбурги в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника - вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника. Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.


На фотографии запечатлена актриса и каскадерша Эмили Кокс (Emily Cox) во время съемок исторического воссоздания легенды леди Годивы на площади Святой Анны (St. Ann’s Square) в Манчестере.


Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна - современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице - обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в костюмы дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Интересные факты

В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Грэм Джойс в книге "Правда жизни" / "The Facts of Life" 2002 года пишет о том как в Ковентри был установлен памятник леди Годиве. Так же есть эпизод где одна из главных героинь, очарованная поступком леди Годивы, повторяет ее подвиг.

Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды.

Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)

Питер Гэбриэл упоминает имя Леди Годивы в своей песне Modern Love: «For Lady Godiva I came incognito / But her driver had stolen her red hot magneto».

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» (Ну а ежели кто не ещё а уже / И душа как та леди верхом в неглиже"

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой.

Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation».

Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме More Gold.

Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме Mother Love Bone 1992 года и на переиздании альбома Apple.

2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала "Зачарованные" про Леди Годиву.

В повести Сергея Лукьяненко «Недотепа» упоминается леди Кадива, которая тоже проехала обнаженной по улицам города, чтобы её муж отменил налоги. И проезжала она не один раз.

В первом эпизоде сериала «Черное зеркало» обыгрывается история леди Годивы.

Английский видеоблогер и певец Alex Day записал песню «Lady Godiva», в которой рассказывается легенда о графине.

У немецкой метал-группы Heaven Shall Burn есть песня Godiva, а также фрагмент картины Джона Кольера “Леди Годива” изображен на обложке альбома Veto.

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество.

Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.


Edward Henry Corbould (1815-1905). Lady Godiva


John Thomas (1813 - 1862). Lady Godiva. Maidstone Museum, Kent, England


Уильям Холман Хант (1827-1910). Леди Годива. 1857

8 августа 2011, 18:03

Джон Кольер. Леди Годива 1898 Леди Годива, как ни странно - реально существовавшая личность. Это англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая согласно легенде проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных. Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги. Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп. Э. Лендсиер. Молитва Леди Годивы 1865 Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают. Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году, и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри начиная с 1057 года налог действительно не взимался, однако срок в 17 лет явно не говорит в пользу реальности описываемых в легенде событий. "Леди Годива" Жюль-Жозеф Лефевр. 1898г. Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина. Однако при этом Леди Годива стала одной из легендарных женщин Средневековья. Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века, а участницы - в костюмы Евы. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы. Мисс "Леди Годива" 1929 Мисс "Леди Годива" 2006 Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива. Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды. Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан… Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы») Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь - как Леди Годива») Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Почему не падает небо» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже» Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva». Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой. Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation». Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме «More Gold». Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме «Mother Love Bone» 1992 года и на переиздании альбома «Apple». 2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала Зачарованные про Леди Годиву.

Датой появления Ковентри, вероятно, возможно считать VII столетие - время основания на этой земле англосаксонского монастыря. Но только возведение в XI столетии Леофриком, графом Мерсии, бенедиктинского аббатства дало первый импульс к развитию города. Ни один рассказ о Ковентри не может обойтись без знаменитой легенды, главный персонаж которой - леди Годива (Godiva - латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что означает «подарок Бога»; всего же существует 17 разных написаний ее имени) .

В середине XI столетия благочестивая супруга графа Мерсийского была весьма прославлена как патронесса нескольких монастырей. Но такова ирония судьбы, сегодня о ней вспоминают лишь благодаря легендарной поездке верхом, которой она, кстати, скорей всего не совершала.

Легенда о леди Годиве, скачущей в костюме Евы на коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных историй, город попросту наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом. Безусловно, нас сегодня интересует: существовала ли на самом деле эта незаурядная женщина и насколько правдива легенда о ее революционном способе борьбы с повышением налогов?

О чем говорят легенды о леди Годиве?

В те времена правил последний англосаксонский король Англии - Эдуард Исповедник. Денег ему, как впрочем и многим другим монархам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом - повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были своевременно собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский.


Как и в большинстве своем подданные Эдуарда Исповедника, жители Ковентри и так страдали от слишком высоких налогов. И вот, когда в один не самый удачный день им сообщили об увеличении и так уже непомерно высоких налогов, горожане начали просить графа о милосердии. Однако все мольбы их сюзерен Леофрик оставлял без внимания, а на просьбы об облегчении участи населения отвечал отказом, не обращая даже внимания на то, что новые налоги грозили жителям Ковентри разорением.

Итак, вместо помощи горожанам был дан отказ. В этот напряженный момент в дело вмешалась очень религиозная жена Леофрика. Графиня в очередной раз решила заступиться за земляков. Переполненная чувством сострадания к отчаявшимся жителям Ковентри, она обратилась к мужу с просьбой об отмене обременительных поборов. Однако графу ее заступничество пришлось не по душе. И тогда раздосадованный, возможно, ее настойчивостью, чтобы проучить супругу, граф предложил ей следующее: «Твоя просьба будет удовлетворена, если ты обнаженной проедешь на лошади по городу из конца в конец».

Граф ожидал, что его жена в ужасе и смятении откажется от заступничества - женщине ее ранга было немыслимо согласиться на такое предложение. Но она, к его удивлению, дала свое согласие. Следующим утром, обнажившись и прикрывая наготу только распущенными волосами, леди Годива оседлала лошадь и проехала по рыночной площади.

Вот как описал это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым: лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь - как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…

После такого графу не оставалось ничего другого, как только выполнить просьбу супруги.

Так леди Годива верхом въехала в историю как уникальный реформатор налогообложения, по крайней мере, так принято считать. Со временем легенда обрастала все новыми и новыми, подчас пикантными, подробностями.

По одной из версий, во время проезда леди Годивы по площади смущенные горожане не поднимали на нее глаз (в это, зная человеческую натуру, пусть даже и средневекового, как-то верится с трудом).

По другой, она велела жителям Ковентри сидеть дома за закрытыми ставнями (в то, что послушались совершенно все, тоже не очень-то верится) в то утро, когда собиралась проехать по улицам, и таким образом избавила себя от оскорбительных взглядов простолюдинов.

По третьей - тело графини невозможно было разглядеть, потому как оно скрывалось под ниспосланным Богом непрозрачным покровом.

И в конце концов, существует предположение, что нагота Годивы была символической - на ее платье во время проезда через рыночную площадь не было драгоценных украшений и атрибутов власти, что было недопустимо для знатных особ по обычаям того времени.

Что же до налогов, то в древней балладе имеются строки, где сказано, как обескураженный и посрамленный граф отменил все поборы, взимаемые с жителей Ковентри, за исключением налога на содержание лошадей. Хроники свидетельствуют, что вплоть до XVII столетия город в действительности мог похвастать подобным безналоговым статусом.

Однако археологи обнаружили витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. Правда, на этих витражах легендарная леди изображается в парадном платье.

В XVI - начале XVII столетия к рассказу добавился еще один персонаж. Портной по имени Том, как утверждается, не подчинился приказу графини. Приникнув к щели в ставне своего окна, он подглядывал за леди. Вуайериста покарал Бог - Том неожиданно ослеп, а Альфред Теннисон в своем поэтическом произведении «Годива» упоминает и его:

…Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли.

По заслугам наказанный портной послужил прообразом для выражения «любопытный Том» (Peeping Tom). Кстати, существует мнение, что поводом к появлению персонажа «подглядывающего Тома» послужила следующая удивительная череда событий. 1586 год – совет города Ковентри сделал заказ художнику Адаму ван Ноорту (1562–1641) изобразить события из легенды о леди Годиве. Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо графиню. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином; так появилось дополнение к этому сюжету.

Исторические свидетельства о леди Годиве

А что сказано в достоверной исторической хронике? Есть ли правда в этой таинственной истории?

Историю об обнаженной всаднице впервые упомянул монах монастыря Святого Албана Роджер Вендровер в 1188 г. в книге «Flores Historiarum», и согласно ей происходило это 10 июля 1040 г. Вероятно, автор использовал какой-то ныне утраченный источник. А возможно, и сам решил таким образом прославить эту удивительную женщину. Последующие летописцы неизменно украшали пикантную историю новыми подробностями. В наши дни английские историки, соглашаясь с тем, что графиня - реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.

По свидетельствам документов, графиня была женщиной во всех отношениях замечательной - добросердечной и великодушной - и покровительствовала искусствам. Леди Годива в действительности жила в Англии в Ковентри в середине XI столетия. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий - в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, считая, что близок ее смертный час, завещала все свое довольно солидное состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Однако с болезнью удалось справиться, и спустя какое-то время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии тоже не чужд был высоких материй. В скором времени, в 1043 г. граф с графиней основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри - одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители 24 деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую графиня верила безгранично. Поздней благодаря ее дарам - золоту и драгоценностям - церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила супруга на 10 лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа графиня продолжала покровительствовать церкви, поддерживала по крайней мере еще полудюжину монастырей. Она была очень набожной и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре. Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Поздней (в XIII столетии) король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 г. и позже налог, на самом деле не взимался. Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Мифологические корни легенды

Легенды о графине, возможно, имеют мифологические корни в одном из языческих ритуалов, связанных с плодородием. Мистерии с участием женщин-жриц можно встретить во многих дохристианских культурах (нередко при этом жрецы были обнаженными или одевались в особые одеяния). В том числе это происходило и у кельтов. Обряды, связанные с землей, урожаем, плодовитостью, были распространены у друидов. Скорей всего, отголоски древних верований и обычаев, столетиями существовавших на этой земле, и отразились в легенде о графине.

Образ леди Годивы из Ковентри

Неподалеку от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также имеется на печати городского совета Ковентри. Статуи самых различных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот город.

1678 год – в честь легендарной графини жители учредили ежегодный фестиваль, сохранившийся и в наше время. В Ковентри также впервые была инсценирована легендарная поездка Годивы - роль графини исполнял мальчик. Представление повторяли периодически до 1907 г., пока одеяние или, скорей, отсутствие оного у исполнителя роли Годивы не стало предметом общественных пересудов.

И в 1907 г. сие предосудительное действо прекратили. Сейчас этот праздник представляет из себя карнавал, где много музыки, песен, фейерверков. Участники карнавала одеваются в костюмы XI столетия. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идет по маршруту, проложенному некогда прекрасной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годиве.

Здесь звучит музыка тех времен и участники праздника соревнуются в разных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам XI века, непременное условие соревнования это наличие у них длинных золотистых волос.

В XIX столетии два европейских драматурга включили историю леди Годивы в свои пьесы. В пьесе «Монна Ванна» Морис Метерлинк, обладатель Нобелевской премии по литературе за 1911 г., превратил леди Годиву в итальянскую знатную даму. Ради спасения родной Пизы от голода она уступает требованиям сластолюбивого вражеского генерала и появляется в его лагере, прикрыв накидкой обнаженное тело.

Австрийский драматург Артур Шницлер создал похожий на Годиву образ в пьесе «Фрейлейн Эльзе». Получив приказ появиться обнаженной перед человеком, от которого зависела жизнь ее отца, героиня оказалась не в силах разрешить конфликт между скромностью и любовью к отцу. Эльзе предпочла .

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. К нему часто обращались художники-прерафаэлиты. Защитницу жителей Ковентри воссоздали в мраморе, на полотнах, в кино.

1966 год – имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с абсолютно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, рассказывающем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также - в 31-м колене - потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом.

После поражения и гибели отца 14 октября 1066 г. дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 г.

Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.

Кстати, в 2003 г. в один прекрасный день к резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит среди бела дня подъехала на лошади современная леди Годива в точно таком же одеянии, а точней без него. Ее сопровождало некоторое количество женщин, требовавших от правительства налоговых льгот для работающих родителей, которым приходится нанимать нянь. Пошло ли правительство на уступки, неизвестно, но сам этот случай может свидетельствовать о том, что о прекрасной леди Годиве англичане не забывают.

Также в честь легендарной графини был назван астероид 3018– Godiva. И как это ни странно звучит, но иногда в честь леди Годивы получают свое название магазины одежды.

В первой половине XI века Граф Леофрик обложил жителей города Ковентри (Великобритания) непосильным налогами. Те, кто не мог платить, отправлялись прямиком на эшафот. Жена графа, Леди Годива, была очень добросердечным человеком и неоднократно слезно умоляла мужа снизить налоги, но он был непреклонен.

Иногда просьба жены так докучала графу, что он решил придумать для нее серьезное испытание, и в том случае если она согласиться, то он обещает сократить размер налога.

Нужно сказать, что Годива была довольно набожной женщиной и строго соблюдала приличия. Зная об этом, граф придумал следующее: его жена должна была проехать по площади и улицам города на лошади верхом обнаженной. Естественно Леофрик рассчитывал на то, что Годива никогда не пойдет на такое унижение. Но к его разочарованию, она согласилась выполнить все его условия.

В назначенный день женщина появилась верхом на лошади на одной из улиц Ковентри. Нужно сказать, что подданные очень любили Годиву и решили хоть как-то помочь и спасти ее от позора. Горожане закрыли окна и двери своих домов, чтобы не видеть Леди без одежды.

Точно сказать, правда эта история или вымысел, не представляется возможным. Однако историки выяснили что граф и графиня Леофрик на самом деле жили в Англии.

Согласно историческим документам граф Леофрик действительно был жестоким человеком. Но при всем при этом был верующим и вложил большое количество средств в восстановление и строительство церквей. А его супруга Леди Годива пожертвовала большую часть своих драгоценностей храмам.

Сегодня недалеко от города Ковентри есть памятник бесстрашной Леди. На нем Годива изображена обнаженной, сидящий на коне с опущенной вниз головой. Кроме того, в ее честь устраивают праздник.