Строительство храмов зиккуратов в вавилонии. Легендарная башня. зиккураты двуречья. Легенды на пустом месте не рождаются

В Теотиуакане «люди становились богами», они возносились ввысь. Египетский иероглиф «возноситься, восходить» изображался в виде ступенчатой пирамиды. Не могла ли в таком случае пирамида олицетворять лестницу на небеса, помогавшую фараону вознестись в обитель богов?

Прежде чем заняться поиском ответа на этот вопрос, давайте отметим, что «лестница на небеса» у многих сразу ассоциируется с Вавилонской башней, о чем мы уже раньше как-то упоминали. Считается, что Вавилонская башня находилась в Вавилоне, стране зиккуратов. Следует напомнить, что зиккураты Месопотамии практически исчезли с лица земли, и немалая «заслуга» в этом принадлежит человечеству. Из 32 известных зиккуратов 28 находятся в Ираке, где за последние два десятилетия они стали свидетелями нескольких военных конфликтов. Сначала это была война между Ираком и Ираном, вспыхнувшая в 80-е гг. прошлого века и продолжавшаяся восемь лет, затем две войны в Заливе - в начале 90-х годов и в 2003 г. Саддам Хуссейн размещал свои истребители поблизости от исторических памятников в надежде, что американские ВВС не будут их атаковать на земле, опасаясь разрушить зиккураты.

Однако вернемся к теме разговора. Что, собственно, означает это слово? В исследованиях, посвященных пирамидам, зиккураты упоминаются крайне редко. Да и с чего бы их упоминать? В конце концов, это ведь «зиккураты» - не «пирамиды» и не «гробницы». Однако всем ясно, что, хотя эти сооружения и носят другое название, по форме они представляют из себя ступенчатые пирамиды. Обычно определение зиккурата звучит так: «Храм в виде башни в Древнем Междуречье или Иране, имеющий пирамидальную форму с последовательно уменьшающимися террасами». Как видим, здесь сознательно стараются избегать ключевого слова «пирамиды».

Зиккурат Месопотамии

Противостояние пирамид и зиккуратов создано во многом искусственно, поскольку египтологи побили все рекорды скорости, когда стали одну за другой выпускать книги, в которых информировали общественность о том, что пирамиды - это гробницы, а зиккураты - храмы. Однако мы уже видели, что такой ученый, как Хавасс, рассматривает пирамиды, скорее, именно как храмы, а не просто места захоронений. Его коллеги, тем не менее, продолжают подчеркивать отличие «храмов от гробниц». Причина заключается, видимо, в том, что сооружения Египта они рассматривают в отрыве от культур других народов, живших по соседству. Данная точка зрения подвергается жесткой критике со стороны ряда исследователей, считающих, что в древности идеи совершенно свободно циркулировали между Египтом и Шумером и одной из них, несомненно, является идея ступенчатой пирамиды. Хавасс совершенно недвусмысленно заявляет, что противопоставление пирамид и зиккуратов следует предать забвению. И, следовательно, пирамиды и пирамидальные храмы имеют между собой значительно больше общего, чем это было принято думать раньше.

Исходя из этого, довольно любопытно отметить, что самые ранние зиккураты датируются концом III тысячелетия до н.э., или, говоря иначе, они строились как раз во времена наивысшего расцвета египетской Эры пирамид. Как и египетские мастабы, зиккураты представляли собой несколько последовательно уменьшающихся кверху террас (от двух до семи), построенных на овальных либо квадратных основаниях, и это лишний раз доказывает, что они - ступенчатые пирамиды. Как и пирамида Джосера, зиккураты, как правило, строились из необожженного кирпича, а снаружи облицовывались обожженным. Их фасад зачастую украшали разноцветными изразцами, что, кстати, мы наблюдаем в пирамидах Северного Перу, построенных несколькими тысячелетиями позже.

Считается, что зиккурат является символическим изображением первоначального холма, на котором была сотворена вселенная, и, таким образом, его значение в древних религиозных воззрениях вполне сопоставимо со значением пирамид. Это сооружение также строилось в качестве своеобразного моста между землей и небом - или, если угодно, лестницы на небеса. Однако зиккураты - не только космическая ось «земля-небо», они также - дорога в подземный мир. Более того, они создают «горизонтальную» связь между разными землями, объединяя таким образом Землю. Семь ступеней зиккурата представляют собой семь уровней существования и являются числами одного порядка с семью планетами и семью металлами. Видимо, именно поэтому каждый ярус этого сооружения окрашивался в свой особый цвет, соответствовавший цветам определенного священного металла. Таким образом, мы оказываемся лицом к лицу с основами алхимии, одной из задач которой было объединение различных металлов с целью создания «первоначального атома» - некой субстанции, способной преодолеть время и пространство и дающей возможность человечеству вступить в контакт с богами. Любопытно то, что зиккураты Месопотамии не были предназначены для публичных церемонии или богослужений; они считались обителью богов. Через зиккураты боги становились ближе к человечеству, и каждый город имел своего бога-покровителя. Внутрь разрешалось заходить лишь жрецам, на которых и лежала ответственность за то, чтобы приносить богам жертвы и удовлетворять их потребности. Можно только предполагать, не та ли самая идея, что пирамида - это жилище богов, существовала в Египте? Если так, тогда вполне возможно, что прав Курт Мендельссон, утверждавший, что в саркофаге Великой пирамиды могла покоиться «священная сущность».

Известно, что часть обрядов, совершавшихся в зиккуратах, посвящалась ранней встрече со смертью. Такой ритуал составлял центральную тему во время праздника Акиту - вавилонского Нового года. Здесь можно заметить чисто фонетическое сходство с египетским словом «ахет» - «горизонт Хуфу». Само слово «акиту» переводится как «сила, вновь дающая жизнь миру», и, таким образом, оно объясняет смысл Нового года, а также вполне соответствует значению, которое придавалось и пирамидам. Во время новогодних празднеств происходило театрализованное представление смерти и воскресения Мардука, считавшегося вавилонским отражением Осириса. В ходе праздника рассказывалось о том, как Мардук спускается в поземное царство мертвых и затем воскресает через три дня. В роли Мардука выступал сам царь, которого лишали одежд и «погребали в горе», т.е. зиккурате. И лишь один человек - сам царь - от лица всех подданных проходил через это посвящение.

Зиккурат считался башней, достигающей небес, точно так же, как Вавилонская башня, которую строили в той же земле. Поэтому считается, что за библейскую Вавилонскую башню принимали зиккурат Мардука, или Этеменанки, в древнем Библе - Вавилоне. Само имя - Этеменанки - имеет шумерское происхождение и переводится как «основатель неба и земли». Это был очень большой высокий зиккурат, который к настоящему времени практически полностью разрушен.

Судя по археологическим находкам и историческим источникам, можно предположить, что он имел семь ярусов, окрашенных в разные цвета, а его вершину увенчивал храм, отличавшийся изяществом пропорций. Он был окрашен краской цвета индиго, сочетавшейся с окраской верхних частей ярусов. Известно, что к храму вели три лестницы, причем две из них, как полагают, доходили только до половины высоты зиккурата.

Можно ли утверждать, что это и есть легендарная Вавилонская башня? Если да, тогда ее, скорее всего, построили при Хаммурапи, шестом царе Вавилона и основателе Вавилонского царства, который правил с 1792 по 1750 г. до н.э. Именно он сделал Вавилон столицей своего государства, и его зиккурат был призван подчеркнуть новое возросшее положение города. Известно, что на аккадском языке этот город назывался Бабилу (название Вавилон ему дали греки). Развалины древнего Вавилона находятся близ современного иракского города Хилла. В переводе с аккадского название города означает «врата бога» - хороший ключ к пониманию того, о чем говорится в главе 11 Книги Бытия. После Потопа, который теперь нам следует рассматривать не как природный катаклизм, а в общем контексте легенд о потопе, возникших в разных уголках мира (например в Куско), люди решили построить город и в нем башню, вершина которой доставала бы до неба. Как известно, «проект строительства» остался незавершенным, потому что Господь «смешал языки» тех, кто строил эту башню, и они перестали понимать друг друга. Из истории Месопотамии мы знаем, что Хаммурапи завоевал большие территории, а его влияние распространялось вплоть до берегов Средиземного моря. Столица его царства должна была обладать мощной притягательной силой и привлекала из разных земель множество людей, совсем недавно ставших подданными могучего Вавилонского царства. Ясно, что все эти люди говорили на разных языках. Так может быть, кто-то из них действительно был занят на строительстве зиккурата? А может, строительство и вправду было не закончено из-за того, что власти не смогли обеспечить «взаимопонимание» строителей разных национальностей? Если так, то давно ведь известно, что основной составляющей любого успеха является коммуникация, и большинство проектов терпят крах только по причине плохо организованной системы передачи информации, а не из-за недостатка ресурсов. Кстати, мы помним пример фараона Хуфу, который никак не мог определиться, где бы ему устроить свою погребальную камеру; это еще один широко известный пример того, как могут провалиться самые лучшие проекты. Поистине, нет ничего нового в подлунном мире…

Почему же история строительства именно этого зиккурата попала в Библию? Иудеи крайне негативно относились к вавилонянам - впрочем, как и к египтянам, - поскольку и те и другие периодически завоевывали их земли. Религиозные воззрения египтян и вавилонян также всегда подвергались поношению со стороны евреев, веривших в единого Бога, поэтому неудачное завершение строительства огромного сооружения, такого как Вавилонская башня, несомненно, не могло остаться без внимания противников многобожия, увидевших в этом случае пример наказания «язычников» за непослушание истинному Богу.

Что известно о судьбе Вавилонской башни? Начал ее строить Хаммурапи, а следующие правители продолжили его дело. Судя по всему, Хаммурапи не успел завершить строительство, и это, возможно, и послужило для авторов Библии ясным свидетельством Божественной кары. Следует отметить, что в Библии не говорится, будто Бог разрушил башню (как многие полагают); текст Священной книги намекает, что, после того как люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга, башня просто осталась незавершенной. Правда, в одном месте Библии (апокрифическая «Книга Юбилеев», или «Книга Малого Бытия») упоминается, что Бог по какой-то причине и значительно позже все-таки разрушил ее с помощью сильного ветра. Согласно сообщениям греческих ученых Луция Корнелия Александра Полихистора и Абидена, Вавилонскую башню действительно разрушили ветра. Это дает основание предполагать, что за нею попросту перестали присматривать и гигантское сооружение медленно исчезло в результате эрозии. Что ж, в таком случае Время не побоялось этого зиккурата!

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города .

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета - черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

Реконструкция

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам . Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне .

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя - черная, средняя - красная, верхняя - белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте - храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне . Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города - Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона,Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий. Но это лишь край айсберга - на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание о зиккурате в городе.

Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название - Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Само легендарное строение появилось при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.

На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона - Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.

У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города - Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Этеменанки не отстроили. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

Религия древних иранцев называетсязороастризм , впоследствии она получила названиепарсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств:ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, идэвам , тесно связанным с природой. По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:

§ Мазда - воплощение мудрости и правды;

§ Митра - воплощение согласия, договора.

У древних иранцев огонь почитался как посредник между богами и людьми во время жертвоприношений и как всеочищающая сила. Во время жертвоприношений они употребляли опьяняющий напиток хаому. Постепенно все более важное место занимает среди всех боговАхура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.

Наиболее известным пророком в Иране былЗаратуштра или Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма -Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:

§ Ясна (гимны и молитвы);

§ Яшта (моления божествам);

§ Видевдат (ритуально-культовый сборник, содержащий толкования всех верований и обрядов зороастризма).

Заратуштра выступил пророком верховного богаАхура-Мазды (Ормузда) - бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод -Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников - добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию. Позднее было создано учение о том, что добрый дух Ахура- Мазда и злой дух Анхра-Манью являются сыновьями-близнецами«Бесконечного времени» - бога времениЗрвана. Каждый из них обладает равной силой и правит миром по 3 тыс. лет, после чего в течение последующих 3 тыс. лет между ними будет происходить борьба. Мировая история длится 12 тыс. лет, которые делятся на стадии. Первая стадия - царство добра - продолжается 3 тыс. лет.

Это - Золотой век. На второй стадии зло начинает одерживать верх. Это - стадия борьбы. Третья стадия - царство зла. Четвертая стадия - добро побеждает в результате борьбы.

Идеи зороастризма были известны древним грекам. Ахура-Мазда изображали по-разному (солнечный диск с крыльями или крылья в солнечном диске). В VI-VII в. н.э. накануне арабских завоеваний зороастризм получил широкое распространение в Иране. В первое время после завоевания Ирана арабами гонения на зороастрийцев не осуществлялись, но позднее, в IX-X в. началось принудительное обращение в ислам. Тех, кто не желал переходить в ислам, называлигебрами (неверный). С ними расправлялись жестоко: их или убивали, или изгоняли. Часть зороастрийцев переселилась в Индию, там их стали называть парсами, а саму религию - парсизмом.

Изменяется судьба зороастризма в Иране только при приходе к власти династии Пехлеви в начале XX в. Начинается возрождение древних традиций, религии и философии Ирана. Но в 1979 г. произошла исламская революция, в результате которой вновь провозглашаются ценности ислама, а зороастризм считается религиозным меньшинством и подавляется.

Зиккурат Этеменанки, или «Вавилонская башня»

Наиболее примечательным сооружением Вавилона периода Нововавилонской империи города был зиккурат Этеменанки , по-шумерски «Дом основания небес и земли», так называемая «Вавилонская башня ». Зиккурат был разрушен ассирийским царем Синаххерибом, и заново восстановлен при его сыне Асаргаддоне и внуке Ашшурбанапале. Во времена персидского господства он начал разрушаться. Александр Македонский предпринял попытку отстроить зиккурат, старую башню разрушили до основания, однако новая так и не была построена по причине ранней смерти величайшего завоевателя.

Зиккурат Этеменанки располагался в глубине священного участка в центре Вавилона - Эсагилы, у юго-западного угла главного двора, причем размещался несколько ассиметрично ко двору. По сути это был многоступенчатый (вероятнее всего, семиярусный) зиккурат-башня высотой 90 м, возведенный на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м.

Нижний ярус-основание зиккурата - квадрат со сторонами 91,5 м, достигал в высоту 33 м. Второй ярус имел высоту 18 м, все последующие - по 6 м в высоту. Внутреннее ядро башни (60 х 60 м) было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом. (8, стр. 18)

В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата - длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата.

На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота - ложе, кресла, статуи. Возможно, в святилище так же находились притворы других богов, примыкавшие к крытому главному двору. Над святилищем, вероятно, была построена вышка высотой 6 м. (6, том 1, стр. 214-218)

Предполагается, чо именно с этой башней связана Библейская история о «вавилонском столпотворении»:

"На всей земле был один язык и одно наречие.
Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле"
Книги Бытие 11:1-9.


Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе , типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Зиккурат ,

храм Кукулькан,


  • зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал представления человека о бесконечности и многогранности Вселенной

Зиккурат


  • Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме. Чередование подчеркивалось раскраской: - Нижняя терраса была окрашена черным битумом, - вторая – облицована обожженным красным кирпичом, - третья была побелена.

зиккурат Ур-Намму Провинция Ди-Кар, Ирак.


В каждом центре города шумеров, т.е. жителей Двуречья или Месопотамии, находился главный храм – зиккурат. Он выглядел в форме ступенчатой пирамиды

Зиккурат бога Луны в Междуречье



Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) - наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья . Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур- Намму и Шульги , как и святилище Экишнугаль , в честь лунного божества Нанна . Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом








  • Уру́к (шумер. 𒌷𒀔 Унуг, библейск. Эрех , греч. Орхоя, соврем. Варка) - в 3-м тысячелетии до н. э. древний город-государство шумеров в Южном Двуречье (Южный Ирак )

Раскопки Урука в современном Ираке. На переднем плане - руины Каменного здания







Зиккурат в Уруке


  • Святилище бога Мардука (Эсагила)

Мардук и его дракон с Вавилонской цилиндрической печати


Культовый центр Вавилона. На переднем плане – храм Мардука (Эсагила),

на заднем – Вавилонская Башня (Э-теменанки)


Модель расположения Этеменанки (слева) и Эсагилы (справа) в Вавилоне


  • Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно

завершено при Навуходоносоре II (604-562годы до н. э.)

  • располагался в центре Вавилона
  • Комплекс включал в себя большой двор площадью около 40× 70 метров, включавший в себя малый двор (площадью около 25 × 40 метров), и

храм, состоявший из передней части и святая святых, где стояли статуи

Мардука и его супруги Царпанит .




У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия.

Макет башни


Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров

  • На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей

Основание Этеменанки и его изображение на табличке





Месопотамские зиккураты и египетские пирамиды. Слева направо: зиккурат Ану в Эриду, зиккурат Инанны в Уруке, зиккурат Этеменанки в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня), пирамиды Джосера и Хуфу