Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Орган государственной власти

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века

Цель урока:

Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.

Задачи:- обучающие

1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., используя ЭОР

    знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.

    знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;

    знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;

    знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.

-развивающие:

1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.

2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).

3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.

4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.

-воспитательные

1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.

2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Личностные результаты:

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

Освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;

Формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Умение извлекать необходимую информацию из различных источников;

Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;

Овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;

Формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Тип урока - изучение новой темы

Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент-

Приветствие детей

Настрой на урок (организация на учебную деятельность)

Организация на учебную деятельность

II .

Изучение нового материала

Введение проблемного вопроса.

Российская империя на рубежеXIX – XX вв. была неограниченной монархией

Вопрос:

Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?

В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.

Высказывание различных точек зрений: (предположительно)

    да, возможно;

    нет, революций избежать не удалось бы;

информационный

Интерактивная карта

Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века»

Задание № 1

Работа с интерактивной картой « Российская империя в конце XIX – начале XX века»».

Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите:

1.1. границы Российской империи:

1.2.территориальное деление государства

(губернии, автономии)

1.3.народы и народности,

Изучают информационный ЭОР

№ 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века »

Изучают функции интерактивной карты.

1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):

1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:

1.3. Работая с текстом

проживавшие на территории государства

учебника (стр № 5), учащиеся узнают:

В соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),

На территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное

информационный

Слайд № 2

Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века »

Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ».

Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь.

2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:

А. середина XVIII века.

Б. начало XX века

Учитель уточняет информацию -

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной,исполнительной и отчасти судебной

2.2. Каковы были символы Российской империи?

Работа с документом (стр 6 учебника)

2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России

Проходит совместная работа с учителем.

Изучаютинформационный ЭОР №2

Слайд №1. 1.

Проводят анализ схемы.

Выявляют основную тенденцию развития государства.

Ответы записывают в тетрадь:

А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России

Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел

Официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.

Император – монарх самодержавный и неограниченный.

информационный

Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX XX веков»

Учитель дополняет информацию:

- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания

- К началу XX векаавтономное положение сохранялось только в Финляндии

На национальных окраинах усилилась централизация управления

Изучаютинформационный ЭОР № 3

Слайд № 3

Интерпретируют схему, предложенную на слайде.

Результат работы:

Губернаторы

Департаменты

Министерства

Комиссии,комитеты

Государственный совет

Комитет министров

Император

информационный

Слайд № 4 .

Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 4.

Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.

. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.

Изучают информационный

ЭОР № 4 Слайд № 2. 1.

Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.

Работа в парах.

Высказывают свое мнение, заслушивают других.

Делают выводы, записывают их в тетрадь

практический

Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»

Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Задание № 5. Практическая работа

« Социальная структура российского общества»

Изучают ЭОР № 6, тест

Самостоятельно выполняют практическую работу.

Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы.

I .

Первичный контроль.

контрольный

тест 1, 2, 3

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3

Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3.

Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы

Подведение итогов урока

Подведение итогов, выставление отметок

Взаимное комментирование результатов работы и отметок

Домашнее задание.

§ 1 , изучить параграф,

вопросы и задания на с 12,

дополнительное задание

подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков

Задание 1. Проанализируйте материалы параграфа и заполните таблицу "Территория и население Российской империи"

Задание 2.

1. Выделите характерные черты социальной структуры российского общества в начале XX века:

а) сохранение сословного деления общества

б) одновременное существование основных классов традиционного и индустриального общества

в) значительный удельный вес мелких буржуазных собственников

г) "кристаллизация" населения по классовому признаку

2. Сгруппируйте перечисленные ниже социальные группы по их принадлежности либо к традиционному, либо к индустральному обществу:

а) крестьянство

б) дворянство

в) буржуазия

г) пролетариат

д) мещанство

е) купечество

ж) фермерство

з) интеллигенция

Традиционное общество: а, б, д, е

Индустриальное общество: в, г, ж, з

Задание 3. На основании представленного ниже цифрового материала сформулируйте и запишите выводы о процессах, происходивших в среде поместного дворянства

1. 31% дворян владели участками, размер которых не превышал 20 десятин

2. 25,8% дворян владели землями от 20 до 100 десятин

3. В то же время 17% крупных помещиков владели 83% всего дворянского земельного фонда, а 155 крупных латифундистов - 36,2%

4. К 1915 году в залоге находилось 50 млн десятин помещичьей земли стоимостью свыше 4 млдр рублей

5. С 1 января 1905 года по 1 января 1915 года общая площадь дворянских имений в Европейской России уменьшилась на 20%

Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались

Задание 4. Кому из указанных ниже общественных деятелей принадлежат данные характеристики (речь идет об одном человеке)?

В течение ряда лет был во главе Никольской мануфактуры и хорошо знал фабрично-заводское дело. Кроме того, он много занимался и промышленно-общественной деятельностью. П.А. Бурышкин, промышленник, писатель

Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы, но и служить искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. К.С. Станиславский, актер, режиссер, теоретик театра

Но самым громадным, всепоглощающием его увлечением был Максим Горький и в дальнейшем - революционное движение... В.Н. Немирович-Данченко, актер, режиссер

а) С. Морозов

б) А. Путилов

в) П. Третьяков

Задание 5

1. Кого в начале века в России называли кулаками:

а) сельских ростовщиков

б) зажиточных крестьян

в) крестьян, выделившихся из общины

2. Какие процессы были характерны для русского крестьянства в начале XX в. (возможно несколько вариантов ответа):

а) сильное влияние общины

б) преобладание зажиточных крестьян

в) социальное расслоение

г) малоземелье

д) высокая грамотность

е) существование телесных наказаний

Задание 6

1. Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в.:

а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятих

б) низкая продолжительность рабочего дня

в) продуманнах система социальных льгот и гарантий

г) отсутствие элементарных гражданских прав

д) драконовская система штрафов

2. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

а) отсутствие рабочего законодательства

б) высокая концентрация рабочей силы

в) слабая техническая оснащенность предприятий

г) массовое недовольство рабочих

3. Какова была юридически установленная продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX .:


Территория и население Параметры Данные (заполнить – стр. 5) Территория Административное деление Население Национальный состав Религии Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


Территория и население Параметры Данные Территория Более 22 млн км (второе место в мире после Бр. имп.) Административное деление Губернии и области, автономная Финляндия Население Более 128 млн человек Национальный состав Более 100 народов и народностей Религии Православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, язычество Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


Российская модернизация 1. Особенности (в экономике, политической, социальной сферах 3. Задачи государства, связанные с модернизацией 2. Проблемы модернизации (в экономике, политической, социальной структурах) Задания по группам: Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


В экономике Позднее начало модернизации, необходимость догонять развитые страны в короткие сроки. Инициатива и контроль государства. Преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности. В политической сфере Сохранение самодержавия, отсутствие политических партий, гражданских прав и свобод населения. В социальной сфере Сохранение сословного строя, не отражающего экономического положения. Появление классов буржуазного общества, размывание сословий и сословных перегородок. Развитие меценатства, просветительской деятельности буржуазии. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


В экономике Модернизация требовала напряжения всех сил государства, не развивалось и не имела государственной поддержки легкая промышленность В политической сфере Политический строй не соответствовал требованиям времени и нуждам государства: производящие богатство государства классы не имели политических прав В социальной сфере Сохранение сословного строя не отражало реальное экономическое положение слоев населения. Нищета рабочих и крестьян, сохранение остатков крепостничества представляло собой угрозу социального взрыва. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


В экономике Завершение модернизации в короткие сроки, создание мощной экономики, являющейся основой могущества государства. В политической сфере Ликвидация самодержавия, разделение ветвей власти, создание представительского органа (парламента), наделение граждан правами и свободами. В социальной сфере Ликвидация сословного деления и связанных с ним привилегий дворянства. Улучшение положения рабочих и крестьян. Уничтожение остатков крепостничества. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


Закрепление 1. В 1897 г. в России проживало: А) 128 млн человек Б) 137 млн человек В) 105 млн человек 2. Модернизация – это переход А) от традиционного общества к обществу индустриальному Б) от индустриального общества к постиндустриальному В) от индустриального общества к традиционному 3. Во главе Российского государства стоял: А) Государственный совет Б) Сенат В) Император 4. Государственный гимн начинался словами: А) «Славься, Отечество…» Б) «Боже, храни императора…» В) «Боже, Царя храни…» Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


5. К высшим государственным органам не относился (лось): А) Земская управа Б) Синод В) Сенат Г) Комитет министров 6. Привилегированное сословие в конце 19 века: А) Мещанство Б) Дворянство В) Купечество Г) Крестьянство 7. Наиболее могущественная с экономической точки зрения социальная группа: А) Купечество Б) Буржуазия В) Дворянство Г) Интеллигенция Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


8. Группа людей в деревне, главным источником богатства которой были эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество – А) Зажиточные крестьяне Б) Бедняки В) Кулаки 9. Самая бесправная категория населения в России в конце 19 в.: А) Интеллигенция Б) Крестьяне В) Рабочие 10. Автономию в составе России имел(о): А) Польша Б) Финляндия Б) Хивинское ханство Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г. Домашнее задание § 1, термины, задание в конце параграфа Дополнительно: задания в рабочей тетради Повторить: С.Ю.Витте – биография, взгляды; понятия: монополия, Транссиб, крестьянская община Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.

Тест по истории России Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие страны 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Отметьте особенность российской экономики в начале ХХ в.

1) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях
2) государственная финансовая поддержка мелким и средним предпринимателям
3) вывоз капитала в колонии
4) строительство промышленных предприятий в Сибири

2. Мировой экономический кризис разразился в

1) 1891-1894 гг.
2) 1895-1898 гг.
3) 1900-1903 гг.
4) 1905-1907 гг.

3. Крупное промышленное объединение, контролирующее производство и сбыт товаров, — это

1) община
2) цех
3) монополия
4) автономия

4. Денежная реформа 1897 г. была проведена по инициативе

1) Н.Х. Бунге
2) М.Т. Лорис-Меликова
3) С.Ю. Витте
4) К.П. Победоносцева

5. Установите соответствие между государственным органом и его компетенцией: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

Орган государственной власти

А) Синод
Б) Комитет министров
В) Государственный совет

Компетенция

1) высший законосовещательный орган при императоре
2) высший исполнительный орган
3) орган, занимающийся имущественными делами церкви
4) орган — высшая судебная инстанция

6. Государственный флаг Российской империи представлял собой полотнище

1) с белой, синей и красной горизонтальными полосами
2) с голубыми перекрестными полосами
3) с желтой, черной и белой горизонтальными полосами
4) красного цвета

7. Отходничество крестьян было наиболее характерно для регионов

1) Прибалтики и степного Юга
2) Центрального Нечерноземья
3) Средней Азии
4) Сибири

8. Отметьте черту, характерную для экономической политики российского прави­тельства на рубеже XIX-ХХ веков.

1) протекционизм по отношению к отечественной промышленности
2) стремление ограничить помещичье землевладение
3) стремление разрушить крестьянскую общину
4) попытки ограничить проникновение иностранного капитала в российскую экономику

9. Отметьте два события, произошедшие в 90-е гг. XIX в.

1) подписание закона, ограничивающего рабочий день 11, 5 часами
2) начало строительства Транссибирской магистрали
3) создание Русско-Азиатского банка
4) создание синдиката «Продвагон»

10. Какое событие конца ХIХ — начала ХХ в. произошло раньше других?

1) начало мирового экономического кризиса
2) денежная реформа
3) создание первых концернов
4) отмена выкупных платежей

Вариант 2

1. Определите черту, характерную для российского общества начала ХХ века.

1) самым малочисленным сословием было казачество
2) интеллигенция представляла собой привилегированное сословие
3) высшей социальной группой являлось поместное дворянство
4) духовенство разделялось на потомственное и личное

2. Синдикат «Продамет» был создан

1) в 1901 г.
2) в 1904 г.
3) в 1907 г.
4) в 1913 г.

3. Начало ХХ в. в экономике было ознаменовано

1) железнодорожным «бумом»
2) мировым экономическим кризисом
3) созданием первых бирж
4) появлением нового класса — буржуазии

4. С именем С.Ю. Витте связано

1) создание картеля «Нобель-Мазут»
2) создание Русско-Азиатского банка
3) строительство железной дороги из Москвы в Одессу
4) введение золотого обеспечения рубля

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия

А) монополия
Б) автономия
В) модернизация

Определения

1) самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства
2) процесс перехода от традиционного общества к обществу инду­стриальному
3) крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара
4) долгосрочные вложения капитала в экономику

6. Отметьте название гимна Российской империи в начале ХХ в.

1) «Гром победы, раздавайся»
2) «Интернационал»
3) «Боже, царя храни»
4) «Марсельеза»

7. На рубеже XIX-XX вв. сложились новые индустриальные районы

1) на Дальнем Востоке и Урале
2) в Донбассе и на Кавказе
3) в Средней Азии и Крыму
4) в Польше и Финляндии

8. Отметьте характерную черту развития аграрного сектора российской экономики на рубеже XIX-ХХ веков.

1) социальное расслоение крестьянства
2) увеличение производительности помещичьих хозяйств
3) прекращение отходничества
4) экономическое укрепление мелкопоместного дворянства

9. Отметьте два события, произошедшие в 1900-1904 гг.

1) отмена автономии Финляндии
2) создание первых синдикатов
3) введение винной монополии
4) увеличение объемов производства в легкой промышленности

10. Какое событие конца XIX — начала ХХ в. произошло позже других?

1) проведение денежной реформы
2) получение концессий на строительство КВЖД
3) создание Художественного театра в Москве
4) создание монополии «Продуголь»

Ответы на тест по истории России Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие страны 9 класс
Вариант 1
1-1
2-3
3-3
4-3
5-321
6-1
7-2
8-1
9-12
10-2
Вариант 2
1-3
2-1
3-2
4-4
5-312
6-3
7-2
8-1
9-24
10-4

Территория и население Российской империи

В начале XX в. Российская империя была одной из крупнейших стран мира. По размерам территории - более 22 млн км (почти 17% обитаемой суши) - она занимала второе место, уступая только Британской империи.

  • Покажите на карте территории, входившие в состав Российской империи в начале XX в.

Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранило только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.

Согласно переписи 1897 г. на территории страны проживало более 128 млн человек (третье место после Британской империи и Китая).

Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей.

На огромных просторах страны сосуществовали все основные религии. Большинство населения, и прежде всего русские, исповедовало православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. В Польше, прибалтийских губерниях и Финляндии большинство населения исповедовало католицизм и протестантизм. Большая группа народов - татары, башкиры, многие горцы Кавказа, азербайджанцы, народы Средней Азии - были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Часть населения исповедовала иудаизм. У многих коренных народов Севера и Сибири сохранялись языческие верования.

Особенности российской модернизации

В начале XX в. в России продолжался процесс модернизации.

  • Из курсов истории России XIX в., Новой и Новейшей истории вспомните, что такое модернизация. Как связаны между собой модернизация и развитие индустриального общества? Проверьте себя, обратившись к разделу «Расширяем словарный запас» после параграфа.

Рис. Одна из первых трамвайных линий в Москве. Начало XX в.

Модернизация охватила все ведущие страны, но у российской модернизации были свои особенности. Рассмотрим самые важные. Начнём с экономики.

Вы знаете, что Россия относительно поздно (когда?) вступила на путь капиталистического развития. Догоняя ушедшие вперёд страны, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. Модернизация экономики потребовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе и под контролем государства. В начале XX в. модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны. (Предположите какие.)

Политический строй. Государственные символы

Модернизация не ограничивается экономикой. Она состоит также в преобразовании политических и социальных отношений. Политический строй Российской империи к началу XX в. существенных изменений не претерпел.

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной, отчасти судебной.

Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства». Но император вовсе не был обязан прислушиваться к этим мнениям. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором. Император был главой не только государства, но и Русской православной церкви, официально признанной «первенствующей и господствующей» в стране. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод. К высшим государственным учреждениям относился и Сенат, который следил за законностью действий высших чиновников и обладал правом обнародовать законы.

Гербом Российской империи был двуглавый орёл с царскими регалиями - коронами, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: «Боже, Царя храни...»

Социальная структура

Модернизация экономики в начале XX в. сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества.

По закону всё население России традиционно делилось на сословия - потомственные и личные дворяне, почётные граждане, купцы I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др. Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий - экономический или юридический (правовой).

Модернизация разрушала сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы.

Как и в других странах, вставших на индустриальные рельсы, наиболее могущественным с экономической точки зрения классом российского общества являлась буржуазия. Численность крупной буржуазии (т. е. имеющей доходы свыше 10 тыс. р. в год) была незначительна. В начале века она составляла примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.), в 1910 г. - около 30 тыс. (с членами семьи 200 тыс.). Российская буржуазия не имела прочной опоры в обществе, так как практически отсутствовали средние слои населения, т. е. мелкие собственники. Она была тесно связана с правительством, не имела политических прав. На фабриках и заводах существовала беспощадная эксплуатация наёмных рабочих.

Многие представители российской буржуазии были образованными людьми, занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П. М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи и великолепное здание, в котором она размещалась. При финансовой помощи С. Т. Морозова был создан Московский художественный театр.

К началу XX в. в России было примерно 13 млн наёмных рабочих, из них 2,8 млн - потомственные рабочие, остальные - рабочие в первом поколении, как правило выходцы из деревни. По закону, принятому 14 июня 1897 г., рабочий день составлял 11,5 ч. Заработки едва позволяли сводить концы с концами. Рабочий-углекоп в Донбассе в 1902 г. мог заработать не более 24 р. в месяц, а минимальные расходы, не считая плату за жильё, семьи из 4 человек составляли 30 р. Семьи многих рабочих жили впроголодь. На предприятиях действовала драконовская система штрафов - они забирали до 30 % зарплаты. Как правило, рабочие ютились в построенных при фабриках казармах, всю мебель которых составляли двухэтажные нары и длинные обеденные столы и скамейки. У рабочих не было элементарных гражданских прав, и это особенно их возмущало. Они не могли создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. За участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Бесправие усугублялось полицейским произволом.

Рис. Рабочие на строительстве. 1904 г.

Высшей социальной группой в России являлось поместное дворянство. Помещики владели огромной земельной собственностью, но и здесь происходили перемены. Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недво-рянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. В 1905 г. таких имений было не более 3 %. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы, как правило, превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.

В крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX в. кулаки составляли 2-3 % крестьянского населения. К ним примыкали примерно 15 % зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности наличие определённого количества скота - более четырёх лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревни - безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяйств насчитывалось до 10 %. Крестьянство задыхалось от острого малоземелья. Земли не хватало, многие крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков.

За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за своё освобождение от крепостной зависимости.

Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. К началу XX в. в России 2,7 % населения занималось преимущественно умственным трудом: учёные, преподаватели, врачи, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др.). К 1917 г. их количество удвоилось и составило 1,5 млн человек.

Образ жизни

Свыше 80 % населения России проживало в сельской местности. В то же время быстро росло городское население. При этом треть горожан сосредоточивалась в крупных городах.

Образ жизни городского населения Европейской России, Финляндии, Польши, прибалтийских, юго-западных губерний всё более приближался к уровню индустриальной эпохи. Широко развернулось многоэтажное жилищное строительство. Электричество, лифт, водопровод и телефон становились обыденным явлением в домах зажиточных горожан. По улицам рядом с извозчиками быстро бежали трамваи, перестали быть редкостью автомобили.

Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы Российской империи практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.

По уровню грамотности населения Россия занимала одно из самых последних мест в Европе. В 1897 г. грамотных было 21,2 %: 29,3 % - среди мужчин, 13,1 % - среди женщин. Грамотное население жило преимущественно в крупных городах. Высшее образование имел один человек из ста, среднее - четыре человека. Только среди дворянства и духовенства неграмотных практически не было. На нужды просвещения государство тратило в год 43 к. в расчёте на душу населения, в то время как Англия и Германия - около 4 р., США - 7 р.

Таким образом, Российская империя в начале XX в. представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои.

Расширяем словарный запас

Автономия - самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным учреждением.

Индустриальное общество - общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.

Меценатство - покровительство какому-либо делу, науке, культуре.

Модернизация - процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие территории входили в состав Российской империи в начале XX в.?
  2. Какие религии исповедовали подданные Российской империи? Какая религия являлась государственной?
  3. Что такое модернизация? Каковы особенности российской модернизации экономики?
  4. Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества?
  5. Какие новые задачи встали перед Россией в начале XX в.? Как они связаны с модернизацией?

Выскажите свою точку зрения по вопросу: «Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX в., вы считаете самыми важными, острыми и почему?»