Сборник познавательных задач по зоологии. Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии Летние задания по зоологии

Летние задания по ботанике

Задание 1. Изучение способов распространения растениями плодов и семян.

  • Выявите время образования плодов и семян у растений: осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Зарисуйте внешний вид растений.
  • Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность. Заполнить таблицу.

Распространение

растения

ветром

животными,

саморазбрасыванием

осот

бодяка

череда

репейник

бальзамин

бальзамин

  • Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

Задание2. Наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков цветковых растений.

  • Установите сезонные сроки цветения (от и до) одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Изучите особенности строения цветков. Зарисуйте их.
  • Выявите время наблюдения за раскрытия и закрытия цветков или соцветий дикорастущих и садовых цветковых растений: одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
  • Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих и закрывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Задание3. Наблюдения за подзимними посевами корнеплодов .

Выяснить, как влияют подзимние посевы на сроки уборки корнеплодов (морковь, свекла, петрушка).

Сравнить развитие раннеспелых сортов корнеплодов при подзимних и весенних посевах:

  • отметить сроки появления всходов, первого, второго и третьего настоящих листьев на опытных делянках (подзимний посев) и контрольных (весенний посев);
  • подсчитать число листьев, оценить величину корнеплодов через каждые 15 дней (в течение всего вегетационного периода - от появления всходов до уборки);
  • отметить появление стрелкующихся растений.

Задание 4. Собрать растения и смонтировать гербарий, иллюстрирующий их индивидуальное развитие.

1.Заложить опыт и провести наблюдения за выращиванием астры, с прищипкой главного побега и удалением боковых побегов. Каждая из которых, выращивается на трех делянках:

  1. без названных манипуляций (контроль);
  2. с прищипкой главного стебля (опыт);
  3. с удалением боковых побегов (опыт).
  • Рассмотрите форму куста
  • число цветков (или соцветий), их размеры,
  • сроки и продолжительность цветения;
  • количество семян

2.Оформить гербарий цветков.

3.Собрать семена со всех делянок.

4.Составить сравнительный отчет о проделанной работе в виде таблицы с с схематическими рисунками

Задание 5.

Летние задания по зоологии

1. Наблюдения за развитием бабочки капустной белянки

  • Отыщи на листьях капусты несколько гусениц капустной белянки. Поместите их в стеклянную литровую банку и завяжите ее сверху марлей.
  • Кормите гусениц листьями капусты.
  1. Наблюдайте, как и часто ли они едят,
  2. много ли поедают корма.
  3. Опишите внешний вид гусеницы и зарисуйте ее.
  • Дайте гусеницам вместо листьев капусты листья пастушьей сумки, сурепки или другого крестоцветного растения.
  1. Отметьте, будут ли гусеницы есть этот корм.
  • Дотроньтесь кончиком карандаша или прутиком до гусеницы.
  1. Проявится ли у нее при этом оборонительный рефлекс? Если проявится, то в чем он выражается?
  • Проследите, как гусеницы линяют, как они превращаются в куколок. Схема превращения.
  1. Меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?
  2. Отметьте, через сколько суток из куколок выйдут бабочки. Опишите их внешний вид.
  • Наблюдайте, будут ли из тела некоторых гусениц выходить небольшие чевеобразные личинки наездника белянскового. Что с ним будет происходить потом? Много ли гусениц заражено наездником?

2.Наблюдения над божьими коровками.

  • Несколько божьих коровок поместите в стеклянную банку, которую с верху затяните марлей.
  • Отыщите черемуху ли другое растение, побеги которых облеплены тлями. Срежьте один из побегов с тлями и поставьте его в стакан с водой, а затем в банку с божьими коровками.
  • Наблюдайте, будут ли божьи коровки поедать тлей. Если будут, то попробуйте подсчитать, сколько тлей может уничтожить за сутки одна божья коровка.
  • Отыщите в колониях тлей личинок божьей коровки, поместите их в другую банку и проследи, едят ли они тлей. Наблюдайте за превращением личинок в куколок. Схема превращения.
  • Отметьте, через сколько суток, после окукливания выйдут взрослые божьи коровки. Опишите их внешний вид.
  • После окончания наблюдений за божьими коровками их следует обязательно выпустить в природу.
  • Сделать вывод о значении божьи коровки в природе.

3.Обнаружение гидр в естественных водоемах и наблюдения за их питанием.

  • Наберите с помощью сачка в июле-августе в стеклянную банку из пруда или реки ряски, листьев кувшинки. Дома разложите содержимое банки в несколько других банок, налейте в каждую доверху воды и поставьте на подоконник.
  • Осмотрите на следующий день с растениями: попробуйте найти гидр на освещенных стенках банок.
  • Обнаруженных гидр отловите из банок стеклянной трубочкой, для чего зажмите верхний конец трубки пальцем, а нижний подведите к гидре. Откройте верхний конец трубки, и гидра током воды будет увлечена в нее. Теперь снова зажмите пальцем верхний конец трубки, и перенести гидру в банку с водой и веточкой элодеи.
  • Кормите гидр пресноводными рачками – дафниямии и циклопами. Пронаблюдайте,
  1. какой вид имеет голодная и сытая гидра, зарисовать.
  2. как она ловит добычу, зарисовать.
  3. сколько рачков может съесть за одно кормление,
  4. сколько времени сытая гидра не принимает добычу.
  • Регулярно кормите гидр пресноводными рачками. Принесите банку с гидрами в начале сентября.

4.Провести наблюдения за пауком и его ловчей сетью.

  • В саду или лесу найдите ловчие сети пауков. Из всех выберите самую аккуратную, целую.
  • Тщательно зарисуйте ее. Измерьте длину и диаметр сети. Потрогайте радиальные лучи сети - клейкие ли они? А нити, соединяющие их?
  • Некоторое время наблюдайте за ловчей сетью. Если удастся, подробно пронаблюдайте и опишите процесс охоты паука за добычей.
  • Затем испытайте паутину на прочность. Для этого осторожно подвесьте к центру паутины палочку в виде крючка. Порвалась ли паутина? Если нет, то постепенно увеличивайте нагрузку: подвесьте палочку потолще, шишку, карандаш, ножичек и другие предметы. Последовательность подвешивания предметов записывайте в таблицу:

Название предмета

Вес

  • Позднее взвесьте эти предметы и их вес отразите в той же таблице. Сделайте выводы.
  • В течение лета продолжайте присматриваться к ловчим сетям пауков.
  • Если удастся увидеть сеть другой формы, зарисуйте ее и укажите место, где обнаружили.
  • Составьте письменный отчет. В нем должны быть все ответы на поставленные вопросы, описания наблюдений и рисунки (по возможности, фотоиллюстрации).

Тест для проверки по курсу «Зоология»

1. Выберите правильную последовательность систематических категорий :

А. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

2.Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса:

I Саркодовые

II Жгутиковые

А.Способность образовывать цитоплазматические выросты

Б.Наличие жгутиков

В. Передвижение за счёт жгутиков

Г.Захват пищи с помощью ложноножек.

Д.Захвату пищи способствуют жгутики

Е. Передвигаются с помощью псевдоподий

Ж.Тело заключено в раковину

З.Гетеротрофное питание

И. Питание автотрофное, гетеротрофное и миксотрофное (Смешанное)

К. Имеются колониальные формы.

3.Найдите соответствие (Тип кишечнополостные)

Напишите, какие клетки составляют:

I - Эктодерму, II – Энтодерму и какую функцию они выполняют.

Клетки: Функции:

А. Стрекательная 1. Дают начало другим клеткам

Б. Нервная 2. Пищеварение

В. Кожно – мускульная 3. Движение

Г. Чувствительная 4. Чувствительная

Д. Промежуточная 5. Защита и нападение

Е. Железистая 6. Защитная

Ж. Эпителиально - мускульная

Выберите правильный ответ

4.Раздражимостью называют:

А. Любое движение животного В. Защитную реакцию

Б. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды своей деятельностью.

5. Гермафродиты – это организмы с признаками:

А. Мужского организма В. Мужского и женского организма

Б. Женского организма

А. Белая планария В. Бычий цепень Б. Печёночный сосальщик

7. Паренхима – это:

А. Рыхлая соединительная ткань В. Внутренний слой стенки тела

Б. Наружный слой стенки тела

8. Половой диморфизм – это:

А. Внешнее различие самцов и самок

Б. Присутствие мужской и женской половой системы у особи

В. Различие особей в зависимости от строения половой системы.

9. Найдите соответствие между системой органов кольчатых червей и органами, из которых она состоит:

I Пищеварительная

II Кровеносная

III Выделительная

IV Нервная

V Половая

А.Рот

Б. Окологлоточное кольцо

В. Глотка

Г. Сердце

Д. Брюшной кровеносный сосуд

Е. Желудок

Ж. Нефридии

З. Кишечник

И. Спинной сосуд

К. Брюшная нервная цепочка

Л.Пищевод

М. Семенники

Н. Яичники

10. Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:

I класс – Брюхоногие А. Спирально – закрученная раковина

II класс – Двустворчатые Б. Гермафродиты

III класс – Головоногие В. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну – две пары щупалец.

Г. Раздельнополые

Д. Голова отсутствует

Е. Для дыхания используют растворённый в воде кислород

Ж. Имеется перламутровый слой

З. Дыхание лёгочное

И. Нога превратилась в венец щупалец на голове

К. Хорошо развито осязание

Л. Сифон

Выберите правильный ответ

11.Линька – это: А. Смена наружных покровов

Б. Изменение цвета при варке В. Восстановление утраченных частей тела

12. Характерными чертами пауков являются : А. Паутинные бородавки

Б. Фасеточное зрение В. 5 пар ходильных ног

13. Из перечисленных насекомых к отряду чешуекрылых относят : А.Медоносную пчелу

Б. Тутового шелкопряда В. Комнатную муху.

14. К насекомым с неполным превращением относят : А.Бабочку

Б. Кузнечика В. Жука

15. Хорда относится к системе: А.Нервной

Б.Кровеносной В. Опорно – двигательной.

16. Тело ланцетника имеет симметрию : А.Двустороннюю

Б. Лучевую В. Не имеет постоянной формы

17. К костным рыбам относятся:

А.Карась

Б. Акула

В.Скат

18. Для хрящевых рыб характерны признаки : А. Жаберные крышки отсутствуют.

Б. Скелет состоит из хрящей и костей. В. Имеется плавательный пузырь

19. К признакам класса земноводных относят: А. Хитиновый покров

Б. Голую кожу В. Жабры

20.Тело рептилий: А.Имеет множество желёз

Б.Покрыто сухой кожей с роговыми щитками В. Имеет перьевой покров

21. В связи с полётом у птиц имеются : А. Полые кости, наполненные воздухом

Б. Двойное дыхание В. Перьевой покров

Г. Все перечисленные признаки.

22. Вибриссы – это : А. Кожные железы

Б. Название мышцы В. Жёсткие волосы, выполняющие функцию осязания

23.Терморегуляция млекопитающих создаётся : А. Шерстяным покровом

Б. Подкожным слоем жира В. Системой кровеносных сосудов

Г. Все утверждения верны.


Занимательные межпредметные домашние задания выполняются учащимися по желанию.

Тема: «Насекомые»

Литература

    Определите систематическое положение семи насекомых из сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

    Найдите биологическую неточность в стихотворении А.Фета «Бабочка»:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Вес бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.

(У бабочек 4 крыла. )

    Узнай пословицу, изложенную на языке биологических и технических терминов.

Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда .)

Математика

    Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребуются 2 рабочих муравья. Чтобы приподнять груз, превышающий во столько же раз вес 10 человек, потребуются усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина? (В 35 раз. )

    Пчелиная семья насчитывает 80 тыс. пчел и собирает за сезон 150 кг меда. Сколько меда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами? (2 г. )

Тема: «Рыбы»

Музыка

    Какую рыбу нес кум куму в русской народной песне «Вдоль по Питерской»? (Судака .)

Литература

    Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И.А. Крылова «Демьянова уха»? (Лещом и стерлядью .)

    Какой рыбой потчевал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (Лабарданом - свежепросоленной треской .)

    Почему одного из персонажей романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» прозвали Щукарем? (В детстве Щукарь пытался под водой откусить фабричный крючок с чужой удочки и сам попался на него вместо щуки. )

    На какую рыбу был зван Фамусов во втором действии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (На форель. )

    Кого писатель В.П. Астафьев назвал Царь-рыбой? (Осетра .)

    Исследуйте фразеологизмы:

Нем как рыба;
- как рыба в воде.

Когда мы так говорим? Верно ли это с биологической точки зрения?

География

    Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин .)

    Какие рыбы украшают гербы российских городов? (Волгоград - стерляди, Таганрог - осетр, Онега - сёмга, Переславль-Залесский - сельди, Ишим - карась .)

Тема: «Птицы»

Литература

    Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г.Х. Андерсену? К какому она относится отряду? (Соловей. Воробьинообразные. )

    Какая птица - «однофамилица» великого русского писателя? (Гоголь .)

    В поэме А.М. Горького описан буревестник «гордо реющий над седой равниной моря», который радуется буре. На самом деле он радуется не буре. А чему же?

    Найдите в стихах биологические неточности.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

(Синица - в основном насекомоядная птица, вреда зернохранилищам не причиняет .)

Выткался над озером алый цвет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется - на душе светло.

(Иволга в дуплах не живет .)

В.А. Жуковский:

Где ж ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты.
Там и поешь ты
Песню свою.

(Перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине .)

А.Н. Плещеев:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
...Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.

(Ласточка - исключительно насекомоядная птица, зерна не ест. )

История

    На чьем оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? (Павлина .)

    В Древней Греции и Древнем Риме у каждого бога были свои любимые птицы. У Зевса - орел, у Геры - павлин и кукушка, у Афины - сова и петух. А у Афродиты? (Голубь и лебедь. )

Математика

    Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек? (12 кг. )

    При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч, при встречном - в 2 раза меньше. Какое время проведет в полете почтовый голубь, доставляющий послание за 850 км и возвращающийся с ответом, если туда он летит при попутном ветре, а оттуда - при встречном? (25 ч 30 мин. )

Математика и география

    С какой скоростью летят ласточки, если они за 12 ч без остановок пересекают с севера на юг Средиземное море? (10-15 м/с .)

Физика

    Почему птицы без вреда для себя сидят на проводах высоковольтной передачи? (Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы. При параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. Но если крупная птица, взлетая, коснется крылом металлической опоры линии за изолятором, ее тело станет участком цепи между линией и землей. Сопротивление в такой цепи значительно меньше, чем сопротивление всей линии, и птица будет мгновенно убита током. )

Музыка

    Какая птица называется так же, как и часть струнного музыкального инструмента? (Гриф .)

    Песню какой известной птички использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания мелодии ре-четатива Весны в опере «Снегурочка»? (Снегиря .)

Физкультура

    Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франции .)

Беспалова В.
Летние задания по ботанике.
«Фенологические наблюдения за ростом и развитием растений в саду (огороде, приусадебном или учебно-опытном участке, парке)»
Ход работы:
1. Проведите ранней весной первый обход сада. Охарактеризуйте состояние сада после зимы и наметьте план своих наблюдений.
2. Систематически, через два дня на третий проводите осмотр растений и записывайте наблюдения в дневнике.
3. Подготовьте краткое описание своих наблюдений и сделайте выводы (не более 1 стр.) (Описание может сопровождаться фотографиями).
4. Поместите наиболее важные сведения в таблицу (можно менять заголовки и вносить свои изменения в таблице).
Таблица наблюдений
Название плодово-ягодной или другой культуры (сорт, если знаете) Дата набухания почек Дата появления зеленых кончиков листьев;
Дата появления бутонов
Начало цветения Массовое цветение
Конец цветения Появление завязей плодов
Другие

Опытные варианты Высота
растения Начало
цветения Массовое цветение
Завязь плодов Массовое созревание Количество, вес плодов Качество плодов Выводы
1.
Посев сухими семенами
2.
Посев намоченными семенами
3.
Посев пророщенными семенами

Сделайте краткое описание работы не более 1 стр., включая следующее:
1. Название культуры, сорт опытного растения.
2. Агротехнические мероприятия.
3. Полученные результаты.
4. Выводы
5. Описание может сопровождаться фотографиями.
Летние задания по зоологии.
1. Наблюдение за домашними животными
1. История одомашнивания данного вида животного.
2. Биологические и хозяйственно ценные особенности данной породы.
3. История появления данного животного в вашем доме.
4. Внешний вид животного (размеры, вес тела, окраска покровов).
5. Условия содержания:
– помещение и его характеристика (площадь, объем, температура, освещенность, вентиляция);
– выгул – устройство, его значение;
– уборка помещения: частота и средства.
6. Кормление:
– корма, их подготовка к скармливанию;
– биологическое обоснование кормового рациона;
– режим кормления;
– кормушки, поилки, их устройство.
7. Поведение животного, его характер, привычки. Значение условных рефлексов для ухода за животным. (Какие условные рефлексы, как и с какой целью вы выработали у своего животного?)
8. Получение потомства и особенности ухода за ним. Взаимоотношения между полами и поколениями.
9. Меры профилактики наиболее распространенных заболеваний и лечение больных животных.
10. Ваши взаимоотношения с животным. Их значимость для вас и для него.
11. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, зарисовки, фотографии, литературные материалы.
сбор коллекции
МОЛЛЮСКИ
Для сбора коллекции раковин нужно сходить на реки или озера. На низких песчаных берегах они валяются в готовом для коллекции виде – пустые, сухие, чистые. Собирателю остается лишь поднимать их и класть в коробку. Вы найдете здесь двойные створки беззубки или перловицы. Створки беззубки более тонкие, чем у перловицы. Спинные края створок, где они соприкасаются одна с другой, у беззубки ровные, гладкие, а у перловицы на одной створке вырост – «зуб», а на другой створке – ямка, в которую входит зуб. Беззубки живут в озерах или медленно текущих реках на мягком илистом грунте; перловицы встречаются на песчаном грунте в быстрых реках. У брюхоногих раковина имеет вид извитой трубки. Чаще всего из них вам встретятся почти шарообразной формы лужанки, у которых вход в раковину закрывается крышечкой, катушки – в виде плоской спирали, прудовики– с длинной, заостренной раковиной и некоторые другие. Прудовиков и катушек надо уложить в коробки на вату: стенки их раковин тонки и хрупки. Полезно раковины покрыть спиртовым лаком.
Створки пластинчатожаберных храните по 20 штук в общей коробке или на общем подносе.
Раковинки укрепите на экране по типу работы первой. Для прочности экран с этими раковинами лучше заложить в коробку под стекло, по типу работы восьмой.
Для прикрепления на экран сначала к самой раковине приклейте столярным клеем комочек ваты; потом этот комочек промочите клеем и после этого раковину укладывайте на предназначенное ей место.
В садах и лиственных лесах легко найти раковины наземного брюхоногого моллюска – улитки. Южные улитки крупнее, чем северные. Особенно крупна крымская виноградная улитка.
Прочные раковины этих моллюсков храните в коробке без ваты.
Но раковина моллюска – это только оболочка его тела. В школе желательно показать и самого моллюска, хотя бы в искусственном изображении. Кто умеет лепить, тот может слепить тело моллюска в естественную величину и присоединить его к натуральной раковине.
сбор гербария повреждений листьев насекомыми,
Повреждения листвы (выгрызание, скелетирование, минирование, галлообразование и др.) засушиваются теми же способами, что и при составлении гербариев. Образцы повреждений коры аккуратно вырезаются и подсушиваются под прессом. Образцы повреждений древесины выпиливаются.
Произведите сбор листьев(30-50штук).
В альбоме с помощью клея приклейте листья, выявите степень повреждения и насекомого-вредителя, разделите листья на категории и подпишите под листом.
Выберете одно растение и дайте рекомендации по защите от вредителей.
4. Работа над произведением-описанием. Составление ориентировочного плана
1) Где живет животное, его порода, кличка?
2) Какое оно?
размер («известное» - «новое»);
масть животных;
шерсть;
форма туловища;
глаза, нос, уши, хвост;
особенности характеров.
Сопровождение фотографиями
3) Чем привлекает меня это животное?