Сообщение человек в системе экономических отношений. Экономический человек - краткая характеристика. Модель экономического человека. Механизмы гос. регулирования экономики

1.Рынок труда и его основ. участники

2.Человек производитель.

3.Характер причин безработицы

а)фрикционная б)структурная в)циклическая

4.Гос.политика в области безработицы

5.Нормативно-правовые основы деят.органов по вопросам

безраб. а)Конституция Рф б)законы Рф в)трудовой кодекс РФ

6.Человек потребитель.

Мировая экономика

1.Международные эконом. отнош. а)межд.разделение труда б)межд.движение труда в)валютные отношения

2.Международная торговля а)экспорт

в)сальдо торгового баланса

3.Гос.политика в области межд.торговли

4.Методы гос. политики

5.Регулир. торг. со стороны межд. организаций

Механизмы гос. регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования а)фискальная политика

б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?

Предпринимательство

1.Определение предпринимательства.

2.Формы предпринимательства а)индивидуальное б)юридическое лицо

в)физическое лицо

3.Виды предпринимательства

4.Орг.формы коммерч.юр.лиц указанные в Гражданском кодексе Рф. а)товарищество

б)общество в)кооперативы

5.Издержки и прибыли фирм

6.Принципы предприн. деят. в Россий. законодательстве


Роль экономики в жизни общества

1. Экономика. Понятие.

2. Потребность. Понятие. Виды.

2.1 по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные)

2.2 по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические)

2.3 по сферам деятельности (труда, общения, рекреации)

3. Средства производства. Рабочая сила. Понятия.

4. Производительные силы. Понятие.

5. Сферы экономики

5.1 непроизводственная (духовные, культурные ценности и т.д.)

5.2 материальное (торговые, коммунальные, транспортные) Материальное производство: товарное, натуральное.

6. Техническая революция.

6.1 неолитическая

6.2 промышленная

6.3 научно-техническая

7. Технологические отношения. Понятие.

8. Роль экономической сфера в системе общественных отношений.

Производство

1. Производство. Понятие.

2. Уровни общественного производства.

2.1 трудовая деятельность индивидуального работника -

первый уровень.

2.2 Производство в рамках фирмы или предприятия – второй уровень

2.3 Производство в рамках общества – третий уровень

3. Факторы производства.

3.1 рабочая сила

3.2 средства производства

3.3 организация

3.4 технология производства

3.6 энергетический фактор

3.7 экологический фактор

3.8 инфраструктура(производственная и социальная)

4. Производительность. Понятие.

5. Ресурсы (природные, произведенные)

6. Капитал. Понятие. Формы: Виды:

6.1 реальный

6.2 денежный(инвестиции)

6.3 основной и оборотный(виды)

7. Научные исследования. Направления.

7.1 фундаментальные

7.2 прикладные

7.3 научно- исследовательские

8. Роль производства в жизни общества.

Экономика: наука и хозяйство

1. Определение.

Хозяйственная система

2. Экономическая наука.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика.

3. Экономическая деятельность.

Составляющие экономической деятельности.

Измерители экономической деятельности

Рынок и рыночный механизм

1. Определение рынка.

2. Признаки рынка.

3. Функции рынка.

Посредническая

Ценообразующая

Информационная

Регулирующая

Санирующая (оздоровительная)

4. Виды рынков.

Чистой конкуренции

Чистой монополии

Монополистической конкуренции

Олигополии

3. Рыночный механизм:

Закон спроса

Закон предложения

Финансовые институты

1.Определение финансового института.

2. Банковская система.

Центральный банк

Коммерческие банки

Другие финансово-кредитные учреждения

3. Функции банка.

4. Другие финансовые институты

Пенсионный фонд

Инвестиционные компании

Фондовые биржи

Страховые компании

Экономическая свобода и социальная ответственность

1)Экономическая свобода и её границы: исторический аспект:

2)Социальная ответственность: в чём она проявляется?

Выполнение нравственного долга;

Соблюдение законов;

Обеспечение экологической безопасности;

Повышение уровня образования и культуры.

3)Экономическая свобода и социальная ответственность в

современном мире:

Принцип «ничего сверх меры»

Регламентация законом и традицией прав собственника

Сознательное выполнение морально-правовых требований

Изменение отношения предпринимателей к окружающей

среде: устойчивое развитие.

Основные типы экономических систем

1) Понятие об экономической системе.

2) Основные типы экономических систем:

а) традиционная;

б) рыночная (классический рынок);

в) плановая (командная);

г) смешанная (социально-ориентированный рынок).

3) Основные отличия между экономическими системами:

а) формы собственности на средства производства;

б) механизмы, способы регулирования экономических отношений.

4)Экономика как система общественного производства

А)материальное производство

Б) нематериальное(духовное) производство

5) Особенности экономической системы и перспективы ее развития современной России

Государство в рыночной экономике

1. Рынок и его функции

а) регулирование производства и потребления б) информационная

в) санирующая

г) посредническая и др.

2. Сильные и слабые стороны рынка

3. Экономические функции любого государства а) производство общественных благ

б) фискальная

в) установление правовых рамок экономической деятельности

4. Функции государства в условиях рынка

Фирма в экономике

1 Понятие фирма

2 виды фирмы

а частные коммерческие предприятия

б частные не коммерческие предприятия в Государственные предприятия

г смешанные (частно-госуд.) предприятия

3 цели деятельности фирмы

4 организационно-правовые формы предприятия

а полное товарищество

б товарищество не вере(командное)

в общество с ограниченной ответственностью

г общество с дополнительной ответственностью

д акцизное общество

5 внутренние и внешние ресурсы фирмы

6 Фирма в условии рыночной конкуренции

7 затраты фирмы

8 виды прибыли фирмы: А)бухгалтерская Б)экономическая


Место информации в современной экономике.

1) Экономика: понятие, значение для общественного развития.

2) Исторические ступени развития экономических отношений:

а) традиционная (аграрная) экономика;

б) экономика индустриального общества;

в) экономика постиндустриального (информационного)

общества.

3) Факторы производства в современной экономике:

а) капитал;

в) трудовые ресурсы;

г) предпринимательские способности;

д) информация.

4) Значение информации в современных экономических отношениях:

а) "ноу-хау";

б) информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

в) патентоведение.

5) Обмен опытом, знаниями, информацией в условиях глобализации экономики.

Деньги. Инфляция

1. Понятие денег.

2. Виды денег:

Натуральные;

Бумажные;

Электронные.

3. Функции денег:

Мера стоимости;

Средство обмена (обращения);

Средство платежа;

Средство накопления;

Мировые деньги.

4. Закон денежного обращения

5. Понятие и виды инфляции:

Умеренная;

Галопирующая;

Гиперинфляция.

6. Социально-экономические последствия инфляции.

7. Антиинфляционная политика.

Фирма как субъект рыночной экономики

1. понятие фирма

2. классификация фирм по размеру:

а) мелкие

б)средние в)крупные

г)крупнейшие (монополии)

3. признаки фирмы:

а)создание и реализация продуктов и услуг

б)фирма – производственный кооператив в)получение прибыли

4. формы гражданского имущества согласно кодексу РФ

а)фирма – собственник имущества

б)фирма имеет имущество в хозяйственном ведении

в)имущество находится в оперативном управлении фирмы

5. цели деятельности фирмы: а)увеличение объема продаж б)достижение более высоких темпов роста в)увеличение доли рынка

г)увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу

6. значение фирм в современной рыночной экономике

Понятие и механизм рынка

1. понятие о рынке

2. спрос и предложение как основа рыночного механизма, закон спроса и предложения

а)понятие и виды конкуренции: б)внутриотраслевая в)межотраслевая

г)ценовая

д)неценовая е)совершенная ж)несовершенная

3. функции рынка а)информационная б)посредническая в)контролирующая г)ценообразующая

4. виды рынков а)конкурентный

б) монополистическая конкуренция в) монополия

г) монопсония д) олигополия

5. достоинства и недостатки рыночного механизма в

современном российском обществе

Конкуренция

1.Понятие Конкуренции.

2. 2вида: а)ценовая. Б)неценовая.

3. 4 вида рыночной структуры. а)Совершенная.

Б)Монополия.

В)Олигархия. Г)Монополистическая-

1.чистая монополия.

2.абсолютная монополия.

3. Монопсония.

4.Конкуренция в России, сегодня.

I Человек и отношения собственности.

Вступая в экономические отношения человек на протяжении жизни имеет возможность ощутить все их многообразие. В отношениях собственности, человек реализует права владения, распоряжения, пользование. Объём этих прав зависит от форм собственности: общей, частной или смешанной.

Следует подчеркнуть, что влияние форм собственности на экономическое поведение человека не является однозначным. Например, частная собственность, с одной стороны, разъединяет людей и отчуждает их от труда, но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной самостоятельности и независимости. Общая (или общественная) собственности, в определенной степени способствует преодолению резкого имущественного и социального неравенства, по мнению экономистов, не создаёт достаточных стимулов к труду и не может устойчивый экономический рост.

Право собственности признаётся одним из естественных и не отчуждаемых прав человека.

II Человек и труд.

Важнейшая экономическая роль человека - его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека является производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда.

Её оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней предъявляемым: требования профессионализм, трудовой, технологической, договорной дисциплины, а также исполнительной и инициативности.

В современное время на характер туда влияет Н.Т.Р.

III Человек и бизнес.

Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной из важных форм участия человека в экономических отношениях. Предпринимательство или бизнес считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность людей.

Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие знания, готовность к риску, твердость, умение самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову. Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на предпринимательскую – обман и жульничество.

IV Человек – доходы и расходы.

Наконец, человек является участником отношений распределения и потребления.

Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденды. Неравенство доходов зависит от положения человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации, профессии и других факторов. Неизбежный в условиях рыночной экономики резерв в условиях доходов отдельных людей и групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство (соц.программы, пособия).

Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и духовные потребности.

V Россия на пути рыночной экономики.

Переход к рыночной экономики в России начался в октябре 1991года. Тогда же была подготовлена первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле, сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы расчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой, создать в России новый класс – класс собственников.

Результаты экономических реформ противоречивы самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирования у граждан качеств необходимых для предпринимателя.

Кроме того с переходом к свободному ценообразованию привело к резкому понижению уровня жизни. Лишение населения накопленных денежных средств привело к определенным последствиям при приватизации - процесс передачи государственной собственности в частные руки.

Приватизация может быть осуществлена:

бесплатная раздача

аренда с последующим выкупом

преобразование государственных предприятий в акционерные общества

выкуп предприятий на конкурентной основе.

Цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране – пока не достигнута.

Положительным итогом проводимых реформ можно считать:

1)формирование рыночной инфраструктуры. (коммерческие банки, фондовые и товарные биржи, аукционы.)

2)идет регулирование правовой системы рыночной экономики.

3)решены ряд стратегических задач. (остановлена инфляция, достигнута финансовая стабилизация и т.д.)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/

I Человек и отношения собственности. Вступая в экономические отношения человек на протяжении жизни имеет возможность ощутить все их многообразие. В отношениях собственности, человек реализует права владения, распоряжения, пользование. Объём эти

Человек - чрезвычайно сложное существо. Сущностные черты человека не является постоянной данностью при рождении. Они приобретаются человеком в процессе его жизнедеятельности, через связь с внешним предметным миром.

Качество человека, ее способности в общем измерении является результатом сочетания трех факторов: биологического (задатков), социального (социальная среда и воспитание) и психического (внутреннее "Я" человека, его воля и тому подобное).

В диалектическом взаимодействии биологической и социальной сторон человека, возможности использовать в своей деятельности естественные и экономические законы и заключается глубинная сущность человека как биосоциальной существа.

Человека изучают множество наук, в том числе экономическая наука, которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в экономической системе, потребности, интересы, хозяйственную поведение, то есть человека экономический (Homo ekonomicus).

Человек экономический - главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, согласно своих личных интересов, целей и приоритетов.

На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как производитель, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства

Человек-производитель в экономической системе выступает рабочей силой, личным фактором производства, главным элементом производительных сил.

Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

В историческом плане человек-производитель прошла в своем развитии стадию индивидуального (единоличного) работника и стадию совокупного работника.

На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были развиты общественное разделение труда и хозяйственные связи (натуральное хозяйство и мелкотоварное производство), когда вещи изготавливались от начала до конца одним рабочим, то последний выступал как работник-индивид.

В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда, развития специализации и кооперации производства, труд каждого работника становилась частью совокупного труда, а отдельный работник - частью совокупного работника.

Совокупный работник - это совокупность работников различных специальностей, которые являются участниками совместного производства определенного товара на основе разделения труда между ними.

Уровень развития совокупной рабочей силы можно охарактеризовать следующими количественными и качественными показателями.

В условиях развития научно-технического прогресса требования к уровню подготовки работников растут. Без постоянного повышения уровня образования, квалификации, культуры, укрепления здоровья, выработки психологической устойчивости работников не способны эффективно взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных сил - новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и организации производства. Поэтому в современном развитом обществе инвестиции в "человеческий капитал", то есть в развитие знаний, способностей, в укреплении здоровья человека, считаются самыми эффективными и гуманными вложениями.

Человек как субъект экономических отношений. Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые она вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Человек как потребитель реализует себя через удовлетворение своих различных потребностей. Потребности человека можно разделить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя. Потребности человека-работника, связанные с воспроизводством рабочей силы, то есть с личным потреблением. В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого она должна иметь набор товаров и услуг, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Потребности человека-предпринимателя касающиеся воспроизводства материально-вещественных факторов производства, т. е. производственных нужд. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и прочее, предприниматель должен их приобрести на рынке факторов производства. Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.

Человек как конечная цель общественного производства. Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство не может существовать, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями является естественной и конечной целью общественного производства и одновременно главным фактором его функционирования.

Таким образом, функционирование и развитие экономической системы невозможно оценивать вне существованием человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, потребностей, интересов, мотиваций.

Примечания

1. Природный организм человека является активным фактором формирования ее сущностных черт и свойств. в Биологическое в человеке - человеческий организм с его структурами и функциями, специфической для человека нейрофізіологічною организацией и присущей ей высшей нервной деятельностью. Биологические особенности человека передаются от поколения к поколению, записанные в генетической программе, которую представляют молекулы ДНК. Биологически определяются и определенные подструктуры личности, в частности темперамент, отдельные черты характера, половые и возрастные свойства психики, природные способности

2. Человек как социальное существо является частью общества, то есть живет в социуме, имеет многогранные отношения с другими людьми (экономические, политические, национальные, семейные), выполняет и подчиняется юридическим законам, соблюдает определенных моральных норм и правил социального поведения, принятые в обществе. Человек как социальное существо является субъектом социальных, экономических, политических, нравственных и других отношений.

3. Экономическая теория: Политэкономия: Учебник / За заг. ред. В.Д. Базилевича. - К.: Знание-Пресс, 2004. - 80-85. Успех производства на всех уровнях определяется прежде всего людьми, занятыми в производственном процессе. Все другие факторы производства действуют не сами по себе, их приводит в движение человек. Человеку, его труду принадлежит центральное место в производстве не только как самому активному фактору производства, но и как источнику, творцу других факторов производства - материально-вещественных, научно-исследовательских и организационно-управленческих.

В современных условиях главной фигурой хозяйственной жизни является не индивидуальный, а совокупный работник, который привлекается к общественной производственного процесса благодаря кооперации труда. Сейчас практически любой товар является результатом труда не одного, а десятков, сотен и тысяч работников, занятых в различных отраслях производства. Совокупный работник является новой производительной силой кооперированного труда, способной решать задачи, которые не под силу сумме обособленных индивидуальных работников.

А. Биологическая и социальная сущность человека

Человек – основной субъект экономических отношений, которые изучает экономическая теория. Однако человек – существо биосоциальное, т. е. с одной стороны, биологическое, с другой – социальное (общественное).

Биологическая сущность человека выражается в его непрерывном воспроизводстве: рождении, развитии, старении, умирании. Человек обладает определенным здоровьем, физическими и духовными способностями и потребностями и т. д. Именно как биологическое существо человек обладает индивидуальностью.

Биологической сутью человек неразрывно связан с природой (он ее часть), с естественной средой обитания, которая является основой всей его жизнедеятельности. Среда обитания включает в себя климатические и почвенные условия, количество и качество пищи, воды, жилище и т. д.

Ресурсы и жизненное пространство ограничены. Площадь земного шара составляет 510,2 млн. км2, причем большая часть (3/4) – это моря. Различны плодородие почвы, флора и фауна, полезные ископаемые, климатические условия в тех или иных регионах Земли. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный – 38,5, а холодный – 12,2%, что определяет продолжительность произрастания сельскохозяйственных культур. В Европе она составляет от 4 до 11 месяцев, в том числе в России и Республике Беларусь – 4 месяца, Германии – 7, Италии, Испании – 11 месяцев.

С позиций современной науки о жизнедеятельности человека, говоря о среде обитания, надо учитывать и связь человека с космосом, о чем говорил еще в XVII в. голландский ученый Х. Гэйгенс в работе “Космотеорос”, подчеркивая, что жизнь – это космическое явление. Данная идея получила развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере – царстве человеческого разума, новом состоянии биосферы земли.

Согласно теории Вернадского человек своим трудом и мыслью может перестроить свою жизнь. Мощь человека на Земле не в физической силе, а в его разуме и труде, который направляется разумом. Мозг – закономерный продукт материи и Вселенной. Активность (инициатива) человека требует мысли и дела, а экономической системой в целом надо управлять, иначе в обществе наступает беспорядок (хаос), происходит потеря энергии и распад. Земля и другие планеты взаимосвязаны. Дыхание земли – результат жизнедеятельности людей – уходит в космическое пространство, а космическое вещество, попадая на Землю, оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Таким образом, состояние биосферы Земли, ее ноосфера зависят от жизнедеятельности человека.

Люди как существа биологические равны между собой. Это закон природы. Видимо, отсюда вытекает идеал равенства и братства в различных учениях, а в хозяйственной деятельности – принцип социальной справедливости. В то же время каждый человек обладает индивидуальностью, он – личность.

В XXI в. человечество вошло с таким уровнем цивилизации (особенно с помощью средств массовой информации), когда люди на Земле становятся единым целым. Идет процесс, который называется глобализацией мирового социально-экономического устройства. Это выражается в усилении взаимозависимости национальных экономик стран мира, в качественном ускорении в масштабах всей планеты процессов обмена товарами, услугами, капиталами, информацией и т.

П. В результате происходит конвергенция (сближение) национальных экономических систем, возникновение единого мирового хозяйственного комплекса, развивающегося по унифицированным социально-экономическим законам.

Подобные процессы происходят и с человеком как биологическим существом, отличающимся индивидуальностью. Глобализация унифицирует личность, лишает ее индивидуальности. Этому способствуют не только средства массовой информации, способные внушить человеку любые взгляды, мораль, нравственность, но и некоторые методы обучения, например, тестирование, не позволяющее человеку рассуждать, высказывать свою точку зрения.

В основе данных процессов лежит глобализация собственности, когда дальнейшее приращение финансовой и производственной мощи крупных фирм и корпораций происходит уже главным образом за счет актов, находящихся за рамками национальных границ. Основными формами глобализации собственности является создание транснациональных банков (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК).

Для формирующейся мировой системы глобальной экономики необходимо манипулировать сознанием в мировом масштабе, недопустимо наличие индивидуумов способных к системному анализу, т. к. глобальная система в основе своей – это высокоорганизованный социально-экономи- ческий механизм, построенный на принципах стопроцентной предсказуемости и управляемости поведением каждого индивидуума в производстве и потреблении. Человек становится винтиком в системе с продиктованными ему потребностями через СМИ, рекламу, обучение и т. д.

Глобализация социально-экономической системы – объективный процесс, в котором заинтересованы самые богатые группы людей на Земле. Вместе с тем биологическая сущность человека с ее индивидуальностью тоже объективное явление. Таким образом, назревает конфликт, противоречие между биологической сущностью человека и процессами унификации личности как социального существа.

Экономическую теорию интересует в большей степени социальная сущность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, национальные, экономические, социальные и т. д.

Из всей системы отношений основными являются экономические и социальные, т. к. они определяют тип социально-экономической системы общества, в котором живет человек.

Экономические отношения, в которые вступает человек, связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Причем, люди включаются в содержание самих экономических отношений одновременно в качестве субъектов и экономических, и социальных отношений. А в основе этих отношений лежат отношения собственности. Поэтому, чтобы понять социальную сущность человека, надо его изучать в неразрывной связи с социально-экономической средой, в которой он живет и работает.

Если экономические отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то социальные отношения – это отношения друг к другу, статус людей в обществе, возможности получения благ, доходов, прав, свободы личности, равноправия и т. д.

Экономические отношения развиваются по объективным экономическим законам, социальные – испытывают влияние институционных структур: юридических законов, норм, правил, традиций, общественных и политических организаций и учреждений. Сбалансированность экономических и социальных отношений влияет на социальную сущность человека.

В экономической науке существует такое понятие, как социально-устойчивое экономическое развитие общества, в рамках которого формируется устойчивое человеческое развитие. Данная проблема изучается в рамках ООН. Согласно теории человеческого развития, устойчивым является такое развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, которое восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее; повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности. Такое развитие – это развитие для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе.

Таков современный взгляд на место и роль человека в экономической системе.

Б. Человек как субъект экономических отношений

Как субъект экономических отношений человек является одновременно и производителем, и потребителем благ и услуг.

Как производитель материальных благ человек является основным элементом производительных сил, основной движущейся силой НТП. При изучении человека с этой точки зрения возникает два вопроса (аспекта анализа):

1. Что создает человек, как (какими ресурсами, технологией), для кого, т. е. кто потребляет создаваемые блага?

2. Сколько стоит все то, что создается, каковы затраты и что получает человек; каково его вознаграждение за труд, в какой форме он вознаграждается; каковы движущие силы его деятельности?

Ответ на первый вопрос сводится к следующему. Человек создает блага и услуги для удовлетворения своих потребностей и потребностей других членов общества.

Все блага и услуги создаются трудом и средствами производства.

Необходимость труда для человека обусловлена двумя причинами.

Во-первых, он не может жить не потребляя, а для этого надо производить. Еще в XVIII в. Д. Рикардо отмечал, что если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить. А К. Маркс писал, что всякий ребенок знает, что любая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила производство не только на год, а хотя бы на несколько недель.

Во-вторых, необходимость труда объясняется самой природой человека. Человек обладает разумом, который он приобрел в ходе длительной эволюции. Дарвин считал, что в мире идет процесс развития с усовершенствованием вида. Хотя существует и другое мнение – мы пришельцы из космоса и разум сотворен кем-то, идет процесс инволюции, т. е. упрощения вида.

В любом случае человек обладает разумом, поэтому труд для него является жизненной потребностью (для некоторых в силу ряда причин – тягостной необходимостью). В процессе труда, начиная с младенчества, человек самосовершенствуется, развивается как личность.

Труд – естественное условие человеческого существования. Самым счастливым человеком является тот, кто занимается любимым, творческим трудом, просыпаясь с мыслью, что он будет продолжать начатое дело.

Труд – исключительное достояние человека, хотя, если понаблюдать за животными, они тоже трудятся (пчела, муравей, паук, бобер и т. д.). Однако труд человека отличается от так называемого труда животных. Во-первых, осмысленностью, целесообразностью. Человек заранее ставит цель, намечает план своих действий и обязательно контролирует их, сравнивает результат труда с заранее сконструированным в голове идеальным образцом (планом). Человек не будет продолжать трудиться, если положительный результат не предвидится, чего не скажешь о животных. Во-вторых, только человек создает совершенные орудия труда и при этом совершенствуется сам. Современный работник должен быть не только грамотным (уметь читать, писать), он должен владеть новейшей техникой и технологиями. Поэтому мы говорим, что человек – критерий научно-технического прогресса.

Все, что создает человек, распределяется по-разному, в зависимости от экономической системы общества. Принцип распределения может быть разным: поровну между членами общества, по труду, по факторам производства и т. д.

Второй аспект изучения человека как производителя материальных благ требует ответа на вопросы, сколько стоит создание благ и как вознаграждаются трудовые затраты.

Создание благ и услуг стоит определенных затрат труда и других ресурсов. Человек всегда стремится минимизировать затраты. Еще первобытный человек, добывая пищу и понимая, что на это надо затратить определенные усилия, стремился их минимизировать. Для этого он изобретал орудия труда: топор, лопату, колесо, экскаватор, стиральную машину и т. д.

Труд – это вид издержек, которые несет человек, создавая блага. Ничто в мире ограниченных ресурсов не дается даром.

Если же человек работает, он желает получить вознаграждение. Чем больше это вознаграждение, тем активнее и качественнее человек трудится. Хотя лозунгом коммунистического общества является принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”, при социализме в людях воспитывали трудовой энтузиазм, который поощрялся не только материально, но и морально (присвоением почетных званий, награждением почетной грамотой, занесением на доску почета и т. д.).

В каком размере труд должен вознаграждаться? Предположим, что речь идет о наемном труде. Еще представитель физиократов А. Р. Тюрго говорил о минимуме средств существования. Каждый должен получать столько, чтобы ему хватило на воспроизводство способности к труду, т. е. рабочей силы. Для этого необходимо иметь средства, чтобы удовлетворить ряд потребностей: материальных – в пище, одежде, жилище; духовных – литература, кино, театр, спорт и т. д.; профессиональных – образование, повышение квалификации, а также для покрытия расходов, связанных с рождением и воспитанием детей.

Человек должен полностью удовлетворять эти потребности, что признают представители всех школ в экономической науке, а на практике для этого рассчитывается стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, потребительский минимальный бюджет и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда сравнивает затраты на производство и доход, который он получает.

Каковы движущие силы, побуждающие человека заниматься трудовой деятельностью?

Истории становления и развития цивилизации известны два основных стимула к труду: внеэкономический и экономический.

Внеэкономический стимул действует, когда работник находится в физической и юридической зависимости (раб, крепостной, заключенный).

Экономический стимул предполагает материальную заинтересованность в труде, когда человек юридически свободен, но он либо не имеет своего дела и вынужден продавать свою способность к труду, либо имеет свое дело и заинтересован лично в получении предпринимательского дохода (наемный работник, предприниматель). Самыми высокими побудительными мотивами деятельности обладает предприниматель, т. к. размер его дохода целиком зависит лично от него, от его способности и активности.

Кроме того, стимулом к труду может быть интерес, связанный с самим процессом труда, его содержанием, престижностью, условиями, склонностью человека к данной деятельности и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда является носителем определенных социально-экономических отношений и всегда осуществляет свою жизнедеятельность в рамках определенной общественной системы, и поэтому представляет определенный социально-экономический тип (раб и рабовладелец, крепостной и феодал, наемный работник и предприниматель, купец, ростовщик, священнослужитель, колхозник, помещик, арендатор и т. д.).

Человек как потребитель наиболее подробно рассматривается в разделе “Микроэкономика”. Конечная цель производства – потребление. Поэтому производство должно служить потреблению, а его содержание (количество и качество) определяется потребителями. Человек как потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности, получить максимум полезности.

Еще по теме 1. Человек в системе экономических отношений:

  1. 4.2. Собственность и ее место в системе экономических отношений
  2. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  3. Фирма (предприятие) в системе экономических отношений. Производственная функция фирмы
  4. Экономические реформы и дисциплинарные пространства российского общества
  5. 4. Человек в системе рыночных отношений. Концепция человеческого капитала
  6. ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
  7. 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
  8. К теме 12. «Мировое хозяйство и международные экономические отношения»
  9. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
  10. 1.1. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений
  11. 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
  12. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  13. § 1. Система законодательства, регулирующего отношения общего землепользования
  14. Проблема отношения справедливости и естественного закона в современной философии права
  15. § 3.1. Система сущностных и природных функций правовой идеологии в контексте объектов ее воздействия

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

I Человек и отношения собственности.

Вступая в экономические отношения человек на протяжении жизни имеет возможность ощутить все их многообразие. В отношениях собственности, человек реализует права владения, распоряжения, пользование. Объём этих прав зависит от форм собственности: общей, частной или смешанной.

Следует подчеркнуть, что влияние форм собственности на экономическое поведение человека не является однозначным. Например, частная собственность, с одной стороны, разъединяет людей и отчуждает их от труда, но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной самостоятельности и независимости. Общая (или общественная) собственности, в определенной степени способствует преодолению резкого имущественного и социального неравенства, по мнению экономистов, не создаёт достаточных стимулов к труду и не может устойчивый экономический рост.

Право собственности признаётся одним из естественных и не отчуждаемых прав человека.

II Человек и труд.

Важнейшая экономическая роль человека - его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека является производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда.

Её оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней предъявляемым: требования профессионализм, трудовой, технологической, договорной дисциплины, а также исполнительной и инициативности.

В современное время на характер туда влияет Н.Т.Р.

III Человек и бизнес.

Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной из важных форм участия человека в экономических отношениях. Предпринимательство или бизнес считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность людей.

Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие знания, готовность к риску, твердость, умение самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову. Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на предпринимательскую – обман и жульничество.

IV Человек – доходы и расходы.

Наконец, человек является участником отношений распределения и потребления.

Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденды. Неравенство доходов зависит от положения человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации, профессии и других факторов. Неизбежный в условиях рыночной экономики резерв в условиях доходов отдельных людей и групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство (соц.программы, пособия).

Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и духовные потребности.

V Россия на пути рыночной экономики.

Переход к рыночной экономики в России начался в октябре 1991года. Тогда же была подготовлена первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле, сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы расчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой, создать в России новый класс – класс собственников.

Результаты экономических реформ противоречивы самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирования у граждан качеств необходимых для предпринимателя.

Кроме того с переходом к свободному ценообразованию привело к резкому понижению уровня жизни. Лишение населения накопленных денежных средств привело к определенным последствиям при приватизации - процесс передачи государственной собственности в частные руки.

Приватизация может быть осуществлена:

бесплатная раздача

аренда с последующим выкупом

преобразование государственных предприятий в акционерные общества

выкуп предприятий на конкурентной основе.

Цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране – пока не достигнута.

Положительным итогом проводимых реформ можно считать:

1)формирование рыночной инфраструктуры. (коммерческие банки, фондовые и товарные биржи, аукционы.)

2)идет регулирование правовой системы рыночной экономики.

3)решены ряд стратегических задач. (остановлена инфляция, достигнута финансовая стабилизация и т.д.)