Где возникли первые музеи. Первые публичные музеи в России. Справка. Когда и зачем появились музеи

Самым древним музеем Москвы, является Оружейная палата Московского кремля. Ее первая общедоступная экспозиция открылась в 1816 г. Статус музея Оружейная палата получила при императоре Александре I в 1806 г.


Формирование коллекции музея Оружейной палаты происходило в течение нескольких веков. Ее основу составили сокровища, хранившиеся со времени Ивана III в каменном здании и погребах Казенного двора, расположенное между Благовещенским и Архангельским соборами Московского кремля. Здесь хранили подотчетные им сокровища сразу несколько ведомств: приказ Большой Казны, ведавший государевой сокровищницей и финансами, Оружейный приказ, занимавшийся изготовлением оружия, Конюшенный приказ, ведавший царскими экипажами и Мастерские государя и царицы, изготавливавшие ценные вещи для царского обихода.

Казенный двор в кремле (см. здание с зеленой шатровой крышей между соборами)

Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича".

Миниатюра 1672-73 гг. Фрагмент

Каждое ведомство хранило свою казну в отельных палатах. Палата Оружейного приказа называлась Оружейной, а мастерских - Мастерской палатой. Петр I объединил все эти ведомства в одно, дав ему название Мастерских и Оружейной палаты, и создал для него особое присутствие, подчиненное Сенату.


Перенос столицы в Петербург привел ухудшению условий сохранности коллекции Мастерских и Оружейной палаты. В 1737 г. Казенный двор сгорел, часть ценных предметов погибла, то, что осталось было перенесено в Теремной дворец Московского кремля.

При императоре Александре I с целью сбережения собранных сокровищ было решено провести ревизию ценностей и создать надлежащие условия для их хранения и экспонирования публике. С этой целью 10 марта 1806 г. Александром I был издан специальный указ “О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей ”, в соответствии с которым палата (далее будем называть ее просто Оружейной) фактически получила статус музейного учреждения.

Согласно указу запрещалось без специального разрешения императора продавать экспонаты Оружейной палаты. Создавался штат сотрудников для описания и хранения коллекции, а также ответственных за розыск и возврат выданных ранее "достопамятностей".

Из числа историков, коллекционеров и знатоков старины, были назначены почетные члены, среди которых были Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин и др. В 1807 г. одним из почетных членов музея, А.Ф. Малиновским, был составлен первый каталог экспонатов - “Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся" .

Возглавил Оружейную палату начальник экспедиции кремлевских строений (заведующий ремонтом и строительством дворцовых зданий) тайный советник Петр Степанович Валуев. В 1806 г. под его руководством, по проекту архитектора И.В. Еготова, на месте бывшего дворца Бориса Годунова, началось строительство двухэтажного музейного здания. Строительство в основном завершилось к 1810 г. В 1812 г. производились отделочные работы, а экспонаты готовились к размещению в новом зданию и открытии экспозиции. Но эти приготовления были прерваны начавшейся Отечественной войной.

В годы Отечественной войны 1812 г. важнейшей задачей для сотрудников Оружейной палаты стало спасение коллекции ввиду вступления войск Наполеона в Москву. Экспонаты удалось упаковать и скрытно вывезти в Нижний Новгород. В 1813 г. они без потерь были возвращены в Москву. Хотя многие требовали реставрации, просушки и очистки. Что заняло определенное время.
Первая экспозиция Оружейной палаты была открыта для посетителей в 1816 г. Главой музея тогда уже был Николай Борисович Юсупов, член Государственного совета, известный знаток древностей и коллекционер, возглавивший Оружейную палату в 1814 г. после смерти П.С. Валуева. Основная экспозиция располагалась на втором этаже, в помещениях с высокими залами. Здесь находились, в том числе, шапка Мономаха и другие царские регалии, с которых рекомендовалось начинать просмотр. Первый низкий этаж занимали парадный проход к выставке и архивы.

Первоначально допуск к экспозиции не был ограничен. Но с ростом интереса к Оружейной палате, с увеличением количества посетителей, возникла угроза сохранности экспонатов. В 1820 г. Н.Б. Юсупов вынужден был ограничить посещения, они стали проводиться по билетам два раза в неделю.

Вскоре стало ясно, что первоначальное здание музея было не вполне пригодно для хранения коллекции. Из опасения возможных пожаров, здание не отапливалось и было сырым. В связи с этим в 1844-1851 г. для Оружейной палаты было решено построить новое, более приспособленное для музея здание. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, спроектировавший и Большой кремлевский дворец. В этом здании коллекция находится до сих пор.

Старое здание Оружейной палаты после перестройки в 1852-1855 г. стало казармой, лишилось купола и внешнего декора. В советское время оно использовалось как общежитие латышских стрелков, сотрудников Совета Народных Комисаров (правительства СССР), предоставляя квартиры ответственным работникам.
В 1959 г. под предлогом освобождения пространства для строительства Дворца съездов здание было снесено.

Музей - институт социальной памяти, предназначенный для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. На определенном этапе развития общество осознает какой-либо предмет как ценность, которую необходимо изъять из повседневного обихода, которой перестать пользоваться, чтобы сохранять ее и передавать из поколения в поколение. Именно для изучения и предъявления таких предметов общество и создало особый социальный институт - музей.

1. Когда и зачем появились музеи

У многих музей ассоциируется с древними временами. Поэтому кажется, что и сам по себе музей - нечто древнее, пришедшее из глубины времен. На самом деле музей в нынешнем виде возник на рубеже XVIII–XIX веков, то есть не так давно, около двухсот лет назад. Предыстория музеев связана с коллекционированием (первые известные нам коллекции появились еще в античности: у человека всегда была страсть к собирательству). С эпохи Возрождения люди стали предъявлять такие коллекции другим людям, это и были своеобразные «протомузеи». В XVII веке стали возникать так называемые кабинеты древностей, древнехранилища. Но наиболее распространенным является термин «кунсткамера». Кунсткамера - это уже почти музей. Но у кунсткамеры есть одно существенное отличие от музея в современном понимании, поскольку она собрание «диковин», которые представлены несистематически. Там нет того, что мы сейчас называем экспозицией - смысловой последовательности расположения предметов. Посетитель должен их рассматривать, разбираться, проявлять при этом особое качество, которое по-английски называется словом «curiosity» - любознательность. Еще одно значение этого слова - «чудачество». Интересно, что именно это значение сохранилось в современном русском языке: «курьезный» - это чудаковатый, странный, несерьезный. Кунсткамеры и делались для таких и чудаковатых, и любознательных людей. Затем наступила эпоха Просвещения, и музеи начали создавать свои собрания по некоторым систематическим основаниям

2. Отличие современных музеев от их предшественников

В наши дни в основе многих старых музеев лежит модель просветительского музея. Например, в Вене есть Естественно-научный музей. В нем на каждой витрине стоит бронзовая табличка, на которой по-немецки написано «Systematisch». Это классический просветительский музей, где все разложено по полкам, ящиками, отделам. Этот естественно-научный музей устроен, как линнеевская таблица. А исторический музей просветительского типа устроен, как учебник истории, - от древнейших времен до наших дней. В наиболее чистом виде просветительская модель музея реализовалась в Германии, а оттуда разошлась по всему миру. Современные российские музеи в большинстве своем до сих пор несут в себе черты этой модели. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена по хронологическому принципу. В Третьяковской галерее и Русском музее - по историко-монографическому принципу: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

3. Гедонистические музеи

Такой систематический подход к музею просуществовал много лет. Но была и другая линия в развитии музейного дела, хотя раньше не очень популярная. Это так называемый «гедонистический музей», ориентированный в первую очередь на приятное времяпрепровождение, получение удовольствия, а не на передачу знаний. Сегодня некоторые музеи, в первую очередь художественные, начинают эволюционировать в сторону гедонистического музея.

В качестве одного из наиболее чистых примеров такого рода можно назвать Insel Hombroich, современный художественный музей, который находится в местечке Хомбройх под Дюссельдорфом. Музей был основан частным лицом, бизнесменом. Этот человек, заработав большой капитал как риэлтор, прекратил свою деятельность и вложил все деньги в создание прекрасного музея. Он купил участок земли и объявил его островом, назвав его Insel Hombroich («Остров Хомбройх»). На этой сельскохозяйственной пустоши он насадил сады, причем этим занимались ландшафтные архитекторы. Все это очень красиво, продуманно, там поставлены специальные павильоны, построены, кстати сказать, из старого голландского кирпича от разобранных построек - это очень экологичный проект. А внутри этих павильонов он разместил огромную художественную коллекцию. И при этом диапазон коллекции - от работ современников основателя до офортов Рембрандта, от мобилей Колдера до кхмерской скульптуры. Все эти предметы были представлены вперемешку, и при этом в экспозиции нет ни одной этикетки. Смысл состоит в том, что человек приходит в музей не за знаниями, а за удовольствием: послушать журчание ручейка, посмотреть на прекрасные произведения искусства и получить от всего этого эстетическое наслаждение.

4. Интерактивность современных музеев

Перемены стали происходить также с естественно-научными и научно-техническими музеями. Дидактическая система просветительского музея плохо работает применительно к современному посетителю. Сегодняшнего посетителя можно охарактеризовать известной китайской поговоркой: «Расскажите - и я забуду, покажите - и я запомню, дайте мне сделать - и я пойму». Поэтому в музеях все чаще используются элементы интерактивности. В музеях исторической реконструкции посетителям дают возможность пожить в пещере, как первобытным людям, или выковать гвоздь в кузнице. Понимание и запоминание происходит через непосредственное участие. Элементы интерактивности сегодня есть даже в художественных музеях. «Даже» - поскольку искусство наиболее сложно для таких активных интерпретационных техник. Ведь произведения искусства, как правило, нельзя трогать.

Так, например, в музее Виктории и Альберта в Лондоне есть так называемая Английская галерея. Там в отделе XVIII века висит портрет, на котором дама в соответствующем наряде стоит рядом с сервизом. В этом же зале стоит в натуре такой же сервиз, в витрине висит такое же платье. А рядом с сервизом лежит бой фарфора, который можно трогать руками. Висит копия этого платья, ее может надеть любая посетительница и сфотографироваться. Это примеры интерактивности в художественном музее.

5. Связь уровня культуры общества и музеев

Напомню, что музей - это специальное место, которое хранит объекты, изъятые из повседневного обихода. Поэтому музей является очень точным «термометром» состояния культуры общества и культурного здоровья: чем выше культура, тем больший круг объектов оно осознает как ценности, которые нужно уже не использовать по первоначальному назначению, а сохранять. Сейчас в нашей стране музеи пополняются очень медленно и плохо, что показывает не очень хорошее состояние культуры. Еще страшнее процесс демузеефикации, когда из музея извлекают экспонаты и опять начинают их использовать по первоначальному назначению. В основном это относится к памятникам древнерусского искусства, к иконописи. Это говорит о том, что наше общество в культурном плане деградирует.

Страница 1

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

Другие публикации:

Архитектура Древнего царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который...

Джеймс Бонд
Первый фильм о супершпионе, имеющем «вид на убийство», т.е. получившем право физически уничтожать противника, был снят в 1962 году – ровно через десять лет после того, как Иэн Ланкастер Флеминг (1908 – 1964 года), английский писатель, при...

Репортаж
Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. Здесь, как правило, исключается режиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Гла...

Слово «музей» происходит от греческого museion - «храм муз». Музами (Musai) называли прекрасных спутниц бога Аполлона, покровительниц наук и искусств, 9 дочерей Зевса и Мнемозины: Эрато, Евтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания.

В Древней Греции под понятием «музей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum - место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. Однако в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, лицей, кабинет, союз, посвященный музам.

Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные музеи или кабинеты вблизи мест погребения своих предков.

Музеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Здесь проводились философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в музеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей.

Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества: статуи, вазы, одеяния, ткани, драгоценности, ювелирные изделия, картины, скульптурные изображения людей, животных и богов, инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, мечи, шлемы, монеты, мебель, изделия из драгоценных камней, слитки золота и серебра и многое другое. В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости.

Олимпийские празднества, посвященные Зевсу привлекали огромное число паломников, непременно совершавших приношения богам, и прежде всего Зевсу. Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древними легендами, а также выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что-либо храму в соответствии со своими возможностями.

Социальное бытование собраний носило ярко выраженный прагматический характер: коллекции выполняли сакральную и презентативную функции. Они использовались в богослужении, в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов. Широко бытовавшие в греческой культуре мусические (гр. musike - общее образование, духовная культура) и спортивные состязания сопровождались различными шествиями и празднествами, также оформлявшимися с привлечением храмовых и частных собраний. Широко бытовали и своеобразные «постоянные» экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события жизни полиса, например, художественные изображения отдельных сцен Троянской войны либо сюжетов из мифологии. Выставлявшиеся на обозрение различные курьезы- диковинки природы (например, кости вымерших животных) демонстрировались как свидетельства жизни мифологических персонажей.

Переломным периодом для античной истории стал IV в. до н.э. Он был ознаменован сменой демократического полисного управления монархическим.

В формировании собраний и их использовании на раннем этапе бытуют традиции древнегреческой культуры.

В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, доминирующим источником храмовых сокровищниц Рима становились трофеи, захваченные в условиях активных военных действий. В составе коллекций накапливался обширный материал по «чужим», чаще всего современным, культурам и экзотической природе, что в целом способствовало формированию географического кругозора.

Абсолютизация единоличной власти, обожествление фигуры царя-правителя ведут к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности, и прежде всего царя. Военные трофеи, свидетельства военных побед, а сними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя. В условиях ориентации монархии на военную экспансию важную роль в обществе начинает играть фигура военачальника. Получает распространение практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города.

Более последовательным и успешным было освоение древнегреческого наследия в области воспитания, образования и науки. Присваивая материальные ценности древних греков, римляне впитывали эллинский дух. Весьма популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками и традициями.

В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов: собрания художественных произведений, создававшихся в Древней Греции преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек (гр. pinax - доска, картина и thеke хранилище). По этому же принципу собрания скульптур названы глиптотеками (гр. glyptos - вырезанный, изваянный и thеke - хранилище) и т. д.

К этому же периоду относятся и первые прецеденты адресного «экскурсионного» обслуживания. Так, служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровищница впервые становились объектами античного «туризма».

В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. В частности, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.

Характерной особенностью социального бытования памятников в греко-римской культуре было рассмотрение их как общенародного достояния. Это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики. Весьма приветствовались и поощрялись акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям.

Особенно распространенными были дарения коллекций правителями и крупными государственными деятелями.

Возникновение первых музеев в Европе связано с Италией, преемницей культуры античности, и прежде всего с городами-республиками Генуей, Флоренцией, Венецией. В ХV-XVI вв. здесь необычайно модным становится коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно- представителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в XVI-ХVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении ХV-ХVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их организации, методов хранения, описания, группировки и экспонирования, накопленный при создании и бытовании первого дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.

Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в ХVI-ХVII вв. на территории Италии формируются такие типы собраний, как научная коллекция, дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, или галерея портретов выдающихся людей.

Наряду со светской аристократией большую роль в возникновении первых музеев в Италии сыграли и представители духовной власти- кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участниками практических работ по реставрации памятников.

Становление музея как социо-культурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону, высокому идеалу. Существенными фaкторами, стимулировавшими возникновение музеев, явились также Великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и прежде всего естествознанием.

Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Наиболее значительные из них положили начало формированию крупнейших художественных собраний Европы.

Концепция дворцового музея предполагала формирование образа просвещенного правителя, соответствовавшего гуманистическим идеалам культуры Возрождения. Девиз «Оружие и ученость» символизировал соединение храбрости и доблести правителя в военное время с «высоким досугом» (интеллектуальным трудом) в мирных условиях. «Высокий досуг» предполагал знакомство с миром окружающей природы, современной и древней культурой.

Акцент на культуре античности как высоком идеале, наиболее ярко выраженный в собирательской деятельности правителей Италии и Франции, способствовал созданию в этих странах высоких образцов современного искусства, становившихся предметами музейного коллекционирования. Первые дворцовые собрания этих стран представляли собой частные музеи, включавшие античное и современное искусство (живопись, скульптуру), а также природный («натурный») материал.

В дворцовых музеях ряда правителей династии Габсбургов, а также в английских королевских собраниях ведущей тенденцией презентации правителя являлась идея прославления военной мощи страны и воинской доблести ее главы. Поэтому в составе коллекций частных дворцовых музеев этих стран преобладали экспонаты, связанные с войной, например, оружие, портреты выдающихся военачальников и др. Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических военных музеев.

Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции.

Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии.

Основными адресатами первых музеев были представители высших социальных слоев: светские и духовные иерархи, а также интеллектуальная элита - скульпторы, художники, архитекторы, исследователи.

Эпоха Возрождения характеризуется развитием такой формы бытования и музейного представления наследия, которая в современной терминологии обозначается как недвижимые археологические памятники, или археологический раскоп. Они представляют собой презентацию феноменов истории и культуры in situ (лат. - в месте нахождения). Кроме вышеупомянутых археологических раскопок в районе Ареццо, направленных на поиск предметов культуры этрусков и античности, широкое распространение получает программа более масштабного воссоздания реалий культуры Древнего Рима. В частности, при покровительстве папы Юлиана II живописцем и архитектором Рафаэлем Санти была предложена программа организации работ по «планомерному раскрытию» памятников античности в Риме с целью превращения его в специфический музей древнего города.

История музеев содержит примеры систематизированных собраний. Однако подавляющее большинство музейных коллекций были бессистемными, что в целом отвечало состоянию рационального знания, находившегося на стадии эмпирического собирания и первого осмысления материала. «Нормой» были в большинстве своем бессистемные собрания, сгруппированные на основе так называемого казового интереса, или по принципу «красивости». В этом смысле экспозиции многих музеев напоминали витрины антикварных лавок, в которых вещи отбирались и выставлялись в соответствии со вкусами владельца.

В эпоху Возрождения обозначились и определенные взаимоотношения музея и посетителя, получившие в современной музейной науке определение музейная коммуникация. Первые музеи, возникшие как частные дворцовые собрания светских и духовных иерархов, были адресованы сравнительно узкому кругу представителей интеллектуальной элиты.

Использование музейных коллекций наукой привело к формированию и развитию профильного музея эпохи Просвещения. Именно в нем закладывается фундамент музееведения как науки, первоначально представлявшей собой вспомогательную по отношению к естественной истории дисциплину. В литературе это направление нередко называют профильным музееведением. Именно в профильном музее формируются научные основы описания, атрибутирования, систематизации музейных предметов.

Необычайно плодотворным для музееведения был и опыт профильных музеев в области теории комплектования. В свою очередь, профильные музеи, являясь фактографической базой для исследований, способствовали становлению новых наук и научных дисциплин, а в ХХ в. они сыграли ведущую роль в возникновении многих отечественных академических институтов. В структуре музееведения эпохи Просвещения активно развивались его разделы, направленные на обслуживание предметного знания. Они составили методический базис для таких направлений музейной деятельности, как комплектование, научное описание, обеспечение физической сохранности предметов, разработка справочного аппарата. Направления деятельности по работе с посетителями, известной в настоящее время как музейная коммуникация, в рамках профильного музееведения того периода еще не существовало. Это вполне естественно, если учесть, что основным посетителем музея и пользователем коллекций был профессиональный исследователь.

Появление первого музея в России восходит к началу XVIII в. и связано с реформаторской деятельностью Петра I.

Первооснову Кунсткамеры составили три коллекции, купленные лично Петром I либо по его поручению в Германии и Голландии. Они представляли собой собрания, описанные и систематизированные в соответствии с представлениями естествознания того периода. В их числе - ботанические и зоологические коллекции амстердамского аптекаря Себы; коллекция минералов, раковин, драгоценных камней и янтаря, купленная в Данциге (Германия) у доктора Готвальда; знаменитая анатомическая коллекция амстердамская анатома Рюйша, отдельные экспонаты которой и в настоящее время представлены в музее. Последняя включала наряду с предметами флоры и фауны ок. 2 тыс. анатомических препаратов нормального и аномального развития человека, ценных для изучения природы различных заболеваний. Вся последующая политика Петра I в области комплектования Кунсткамеры была направлена на пополнение ее собраний отечественными материалами по естественной и социальной истории Российского государства.

Обретение академического статуса определило концепцию музея как фактографической базы науки, а также новые принципы комплектования. В рамках Петербургской академии наук основу комплектования музея отныне составляют регулярные академические экспедиции, организуемые в соответствии с тематикой и программой научных исследований. На протяжении XVIII в. Академией наук осуществляется серия экспедиций в мало исследованные либо вообще не изученные окраины российского государства. Собранный на протяжении десяти лет материал послужил основой для создания крупных монографических работ в области естественной истории, получивших признание европейской науки.

Структура фонда академического музея в конце XVIII в. была двусоставной: он включал материалы социальной и естественной истории. Природная часть, резко увеличившаяся уже после Великой северной экспедиции, составляла самостоятельную структуру музея - Натуркамеру. В ее пределах коллекции состояли из трех групп собраний, соответствующих трем царствам природы. Как отмечалось выше, это деление закрепляли и издавшиеся на протяжении XVIII в. каталоги. В музее существовала также обширная библиотека, комплектовавшаяся за счет интенсивных закупок отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, для академии и музея были выполнены переводы наиболee важных справочных и монографических работ напримep, многотомной «Естественной истории» Ж. Бюффона директора Королевского сада «натуралиев» в Париже).

Екатерина II покупала произведения искусства целыми собраниями. С эпохой Просвещения связан значительный рост музейных собраний. У Екатерины II возникает потребность перещеголять своей коллекцией собрания других могущественных монархов, например Людовика XIV. Из казны выделяются значительные суммы на пополнение коллекций, ведется поиск раритетов через сеть корреспондентов в европейских столицах, собирается информация с рынка торговли предметами искусства. Два зала Зимнего дворца отводятся под экспонирование естественнонаучных коллекций. Собрание Эрмитажа пополняется полотнами Гюбера Робера, Жан-Батиста Грёза, завещанной библиотекой Вольтера и купленной библиотекой Д. Дидро. По великосветской моде XVIII в. двухэтажный павильон, скрытый от чужих глаз, называют эрмитажем (с фр. ermitage - уединение). За дворцовым собранием так и закрепилось это название.

Малый Эрмитаж был построен в 1769 г. Валленом-Деламотом в стиле классицизма. Именно Малый Эрмитаж, ставший основой знаменитого на весь мир собрания, дал название всему музейному комплексу. Здание Старого Эрмитажа, отстроенного в 1771-1787 гг., было выбрано на набережной Невы специально для хранения разросшихся коллекций.

Дворцовый музей, будучи собственностью императорской фамилии и замкнутым собранием художественных ценностей, начал открываться для широкой публики.

Характер музейной политики в первой четверти ХIХ в.:

· закладывается основа всех значительных коллекций Эрмитажа

· формируются музейные службы по систематизации фондов, реставрации

· происходит пополнение музеев профессиональными кадрами, людьми знающими и преданными искусству и музейному делу

· государство финансирует деятельность музеев: ежегодная сумма, отводимая на содержание и обслуживание Эрмитажа, составляла 20 900 рублей

· складываются коллекции русской живописи и скульптуры, музеями осуществляется покупка авторских работ художников

· практика дарения и завещания чacтных коллекций, т.е. благотворительные акции, заложила основу крупнейших российских музейных собраний.

В 1825 г. были установлены правила «для порядка в Эрмитаже», предусматривающие дежурство в залах, охрану экспонатов, что входило в обязанности гоффурьеров, и оговаривались часы посещения музея. Публика могла осматривать галереи с 12.00 до 15.00 зимой и с 12.00 до 18.00 летом, копировальщики работали с 9.00 до 17.00 зимой и с 8.00 до 20.00 летом. В 1826 г. печаталось до 600 входных билетов, что допускало до 4 тыс. разовых посещений музея, не считая копиистов. Хорошо знал и любил Эрмитаж АС. Пушкин, получивший благодаря хлопотам В.А Жуковского постоянный билет «на всю вечность». Посещение залов Эрмитажа до 1825 г. было сопряжено с меньшими формальностями, чем в эпоху Николая I, когда осуществлялся тщательный надзор за тем, чтобы разрешение выдавалось только лицам «достойным и известным». До 1831 г. регламент предписывал, чтобы посетители были одеты пристойно и опрятно, позже публике надлежало быть во фраках и мундирах.

К концу царствования Александра I в богатейшее собрание произведений искусства Эрмитажа было внесено некоторое оживление, само здание музея перестроено, его убранство пополнено перенесенными из Михайловского замка мебелью, коврами, хрусталем, бронзой.

По распоряжению Николая I из Эрмитажа было перевезено 700 шедевров для украшения интерьеров во дворцах Гатчины, Павловска, Царского Села, Петергофа. В 30-40-е годы XIX в. была предпринята перестройка нового здания музея Эрмитаж.

Архитектура здания Нового Эрмитажа совмещала в себе элементы античной классики, ренессанса и барокко.

Торжественная церемония открытия музея Эрмитаж состоялась 5 февраля 1852 г. В том же году было завершено строительство здания Нового Эрмитажа, которое поражало своими размерами и роскошью отделки. В собрание вошли археологические коллекции «Древности Боспора Кимерийского», найденные на юге России в 30-е годы. По-прежнему небольшими были размеры отдела русской живописи. Властью Эрмитаж был официально признан музеем, но билеты для посещения выдавались придворной конторой. На первом этаже экспонировались памятники античной древности, на втором размещалась картинная галерея, в которой произведения живописи были развешаны в порядке, отвечающем исключительно декоративному вкусу. С 1849 г. обязанности куратора, осуществлявшего надзор за коллекцией, выполнял Федор Бруни, в его бытность было продано 1219 полотен из собрания. С 1863 г. куратором был историк Сергей Гедеонов, обладавший профессиональными навыками. При нем были сделаны существенные приобретения: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» Рафаэля Санти.

Kopeнной поворот в сторону глубокой социализации музея происходит во второй половине ХIX начале ХХ в. В этот период формируется новое направление музейной деятельности, развивающее возможности музея как канала культурной коммуникации. В это время возникает и утверждается концепция музея как просветительского учреждения. В спектре основных видов музейной деятельности складываются и развиваются новые направления и программы, связанные с разработкой тематики просветительских программ и методов работы с различными категориями посетителей. Теоретическое обобщение опыта различных музеев - университетских, школьных, детских, земских исторических, художественных - способствовало возникновению новых смежных дисциплин. Так, в структуре музейной науки появляются музейная педагогика; музейная социология, использующие методы общественных наук.

В 60-е гг. ХХ в. в теории и методах музееведения начинают успешно применяться положения общей теории коммуникации, математической теории связи, адаптированные к проблемам оптимизации работы с посетителем. В практике различных музеев, а также в литературе предлагаются схемы музейной коммуникации, адресованные разным категориям посетителей.

Дальнейшее использование музейной наукой методов точных дисциплин шло по линии внедрения новых информационных технологий, и прежде всего электронных (компьютерных), по всем направлениям музейной деятельности. Музейная информатика является в настоящее время самостоятельным разделом музейной науки и активным направлением практической деятельности. Созданные в большинстве музеев отделы информатики осуществляют обширные программы компьютеризации таких направлений, как кoнсервация и реставрация, создание мультимедийных продуктов для просветительских программ, формирование электронных баз данных (компьютеризация фондов) по музейным фондам и др.

Более того, развитие электронных технологий открыло дополнительные возможности доступа к музейным собраниям, что не только дало возможность устройства виртуальных выставок, но положило начало формированию виртуального музея. Наконец, в последние десятилетия в условиях формирования рыночной экономики в сферу музейного управления внедряется инструментарий таких наук, как экономика и управление, все более обретающих контуры и статус соответствующей смежной дисциплины - музейного менеджмента.

Выделяют следующие периоды, которые соответствуют развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

1. Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, средневековье);

2. Становление музея как социокультурного феномена (ХV в. - 80-е гг. ХVIII в.);

3. Выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как результат реализации программных требований представителей либеральных и радикальных слоёв общества развитых и развивающихся стран (90-е гг. ХVIII в. - 10-е гг. ХХ в.);

4. Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения (музеологии) как научной дисциплины (с 20-х гг. XX в. по наши дни).

Эволюция музеев наглядно свидетельствует, что их появление и развитие связано с эстетическим удовольствием, восхищением. Затем все более начинает осознаваться их образовательная и воспитательная сущность. В различные эпохи с появлением новых мировоззренческих доктрин меняется и роль музеев.

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.