Геббельс министр пропаганды. Геббельс Йозеф: биография, пропаганда, последние записи. Последние мгновения жизни Геббельса и его детей

29 октября 1897 г. появился на свет человек, имя которого на его родине пользуется отрицательной популярностью. Вряд ли кто-либо в Германии, особенно в восточных землях, назовёт своего ребёнка Йозефом. Впрочем, Адольфом тоже не назовут - и вполне понятно, почему. А вот фамилия нашего героя стала нарицательной. Если кто-то захочет сказать о тотальном оболванивании значительных масс людей, обязательно воспользуется штампом «геббельсовская пропаганда».

Как и всякий штамп, этот верен, но неполон. Те, кто находится под его влиянием, «точно знают», кто таков Йозеф Геббельс . «Фанатик, кровавый романтик нацизма, преступные опыты над душами людей, создание новой реальности, целиком сотканной изо лжи». В общем, картина верная.

Геббельс в 1916 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Но - только на первый взгляд. Никаким фанатиком, и уж тем более «кровавым романтиком», доктор философии и министр пропаганды Геббельс не был. Более того - даже нацистом он был весьма сомнительным. Ближе прочих к разгадке личности одного из самых заметных преступников XX столетия подошёл один из его современников - французский посол в Германии Андре Франсуа-Понсе . Который, кстати, симпатизировал нацистам. Вот что пишет французский дипломат: «Геббельс - самый опасный человек в гитлеровском окружении. Его манера вести дискуссию была неизмеримо сильнее, чем у остальных, его искусство полемизировать было проникнуто всеподавляющей иронией. Вероятно, он был достаточно умён, чтобы не питать иллюзий по поводу нравственных устоев своих товарищей по партии».

Вот это гораздо ближе к истине. Превосходный полемист, умный проницательный человек со своеобразным чувством юмора. Сильный, упорный, целеустремлённый… Не слишком ли много славословий в адрес ближайшего гитлеровского приспешника? Настолько близкого, что «фюрер германской нации» перед смертью препоручил эту самую нацию именно ему, Геббельсу?

Нет, не много. К тому же, это не славословия. Это - довольно точная характеристика, возможно, даже преуменьшающая способности министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха. Правда, здесь не сказано самого главного. А состоит оно в том, что все эти действительно нерядовые способности и качества принадлежали человеку, который не имел внятного понимания темы «что такое хорошо и что такое плохо». Вернее, имел, но сильно искажённое, что-то вроде: «Хорошо - это то, что хорошо лично для меня прямо сейчас». Плюс - был настроен на достижение личного успеха любой ценой.

Это можно проследить, наблюдая за его пристрастиями в литературе и политике. Возможно, многим покажется невероятным, что Йозеф Геббельс был страстным поклонником русской литературы, а также убеждённым русофилом и поклонником русской культуры. И, тем не менее, это правда. Вот он читает своего любимого писателя, Фёдора Достоевского . И делает пометки в дневнике: «Каким великим и многообещающим должен быть народ, из которого вышел такой пророк! Благословен народ, который был способен его породить! Разве этот народ не будет народом новой веры, новой страсти, короче говоря, нового мира? Как же мы далеко отстали от этого чудесного народа…». А вот немного впечатлений от прочтения «Войны и мира» Льва Толстого : «Я люблю всех без исключения людей, описанных Толстым! Все они настолько типичные русские, эти чудесные, импульсивные, терпеливые, вспыльчивые, непосредственные люди!»

Вот наш доктор философии внедряется в политику. Примыкает к НСДАП, национал-социалистам. Но - учтём этот момент - к их радикально левому крылу. Настолько левому, что никаким национализмом там почти и не пахнет - сплошной социализм. Что можно видеть из речей самого Геббельса того периода: «Лучше погибнуть на стороне большевиков, чем обречь себя на вечное рабство в лагере капиталистов!». Доходит до того, что Геббельс запросто говорит о себе: «Я - немецкий коммунист!». И даже предлагает совсем неслыханное: «Я требую исключить из национал-социалистической партии мелкого буржуа Адольфа Гитлера !».

Всё это и ещё целый ворох неожиданных озарений можно найти в записях самого Геббельса и в отзывах о его деятельности где-то до 1926 г. Потом маятник качнулся в другую сторону. В тридцатые, и уж тем более в военные сороковые годы Геббельс пишет нечто принципиально противоположное. Вот о своей любимой русской литературе: «Фюрер по моей просьбе налагает запрет на русских поэтов, писателей и композиторов. Пока всех». А вот о народе, который совсем недавно признавался «великим» и «благословенным»: «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности». Или вот, более известное: «Русские - это не народ в общепринятом смысле слова, а сброд, обнаруживающий ярко выраженные животные черты. Это можно с полным основанием отнести как к гражданскому населению, так и к армии».

В чём же дело? Почему человек, преклоняющийся перед «великой русской культурой» вдруг становится таким яростным ненавистником всего русского, что в уличные костры летят тома Толстого и Достоевского?

Сожжение нацистами книг на Оперной площади в Берлине 10 мая 1933 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Сейчас одним из критериев того, что человек состоялся как личность, называют успех и успешность. О том, как добиться успеха, пишут много и весьма убедительно. Однако самое главное почему-то остаётся за скобками. А самое главное в достижении успеха - умение примкнуть к реальной силе или к тому, что тебе ею кажется. И, если надо, пожертвовать своими убеждениями. Потому что с паршивыми убеждениями можно остаться нищебродом, лохом и лузером.

Такой силой для молодого Геббельса в 1926 г. стал Адольф Гитлер. Понадобилось немного. Тщеславному и небогатому человеку вовремя подали для поездок красивый дорогой автомобиль. Провели несколько задушевных бесед. Дали перспективную партийную должность. Поставили на неплохое жалованье. Словом, дали прикоснуться к вожделенному «успеху». И вот, извольте. Полгода назад Геббельс требовал исключить Гитлера из партии. И вдруг - запись: «Я люблю его и преклоняюсь перед ним… Он всё продумал». Успех Геббельса длился до 1 мая 1945 года. Закончился он ударной дозой цианида и уродливым полусожжённым трупом последнего Рейхсканцлера Германии.

Доктор Йозеф Геббельс - один из самых известных пропагандистов двадцатого столетия. Министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха. На протяжении долгих двенадцати лет именно его ведомство решало, какие передовицы появятся на первых полосах газет, какие песни прозвучат в радио-эфире, какие фильмы выйдут на экраны кинотеатров и каков будет репертуар на театральных подмостках. Во многом благодаря министерству пропаганды немцы продолжали сражаться на Восточном фронте до самого конца, когда исход войны был очевиден всем и каждому. Многие немцы, не имевшие возможности бежать в тыл, кончали жизнь самоубийством, предварительно убив жен и детей. И сам Геббельс и его супруга тоже покончили с собой, отравив перед этим шестерых своих детей.

Будущий рейхсминистр родился 28 октября 1897 года в городке Рейдт в Рейнланде в семье набожного бухгалтера. Отец мечтал о том, что юный Йозеф станет католическим священником, но его сын мечтал о карьере писателя и драматурга. При финансовой поддержке католического "Общества Альберта Магнуса" прослушал курс гуманитарных дисциплин почти во всех крупных университетах Германии. 21 апреля 1922 года после защиты диссертации "Вильгельм фон Шютц как драматург. К вопросу об истории драмы романтической школы" получил степень доктора философии Гейдельбергского университета. Первая мировая не прервала изучение Геббельсом истории драмы романтической школы - студента-гуманитария призвали негодным к строевой службе из врожденного дефекта - колченогости (одна нога была у него короче другой). Карьера драматурга, о которой он мечтал, не задалась - написанную им пьесу "Странник" ("Der Wanderer") никто не хотел ставить. Не получилось из Геббельса и писателя - роман "Михаэль", повествующий о трагической судьбе Германии, не вызвал интереса у издателей. Роман был закончен в 1924 году, а опубликовать его удалось лишь пять лет спустя, когда Геббельс был уже известным политиком, журналистом, депутатом Рейхстага. До 1924 года Геббельсу приходилось зарабатывать на жизнь, трудясь скромным банковским клерком.
В 1923 году после Пивного путча (9 ноября 1923 г.) - попытки захватить власть в Баварии, вся Германия узнала о существовании Национал-Социалистической Германской Рабочей Партии во главе с Адольфом Гитлером. Судебный процесс над самим собой Гитлер использовал для того, чтобы рассказать всей стране о себе, своей партии и своих взглядах. И Геббельс решил, что эта партия (официально запрещенная после суда) ему подходит. К 1924 году отделение НСДАП появилось и родном городе Геббельса и он не замедлил вступить в эту партию (партийный билет № 8762).


В нацистской партии в то время было сильное левое крыло - часть нацистов во главе с Грегором Штрассером слишком серьезно воспринимали слово "социалистический" в названии НСДАП. К этому радикально социалистическому крылу и примкнул несостоявшийся писатель и драматург. И Штрассер доверил молодому человеку редакторский пост в своей газете "НС-Бриф". Тем временем, в декабре 1924 года, не просидев и года из пятилетнего срока, к которому его приговорили, на свободу вышел Адольф Гитлер. К социализму он относился более чем прохладно и в партии разгорелась между его сторонниками и последователями Штрассера. В ходе этой полемики радикально настроенный Геббельс дошел до требований исключить "буржуа Гитлера" из партийных рядов. Но в 1926 году после личной встречи с фюрером Геббельс безоговорочно перешел на его сторону. Тон статей Геббельса резко сменился - его статьи превратились в настоящие хвалебные оды вождю. И Гитлер по достоинству оценил этот поток славословия - в октябре все того же 1926-го назначил своего нового поклонника гауляйтером (главой партийной ячейки) в Берлин. Сложно сказать, обрадовала ли Геббельса такая честь - Берлин с его обширными рабочими кварталами традиционно был "красным" городом. Партийная ячейка НСДАП в столице насчитывала всего тысячу человек и почти все они были сторонниками Штрассера. А партийный бюджет состоял из одних долгов. Геббельс провел решительную чистку партийных рядов, изгнав из партии почти тысячу человек. Но за счет новых сторонников численность нацистов в Берлине неуклонно росла. Геббельс организовывал митинги и драки с коммунистами. Впоследствии об этом периоде своей политической карьеры он написал книгу "Борьба за Берлин" (Kampf um Berlin, 1934).


Растущую популярность нацистов и их берлинского вожака по достоинству оценили власти Берлина - 5 мая 1927 года нацистская партия и отряды СА в Берлине попали под запрет, а самому Геббельсу запретили любые публичные выступления в городе. Впрочем, запрет не мешает Геббельсу заниматься издательской деятельностью - он выпускает еженедельник "Ангриф". Поднятая им кампания протестов на страницах прессы приводит к отставке начальника берлинской криминальной полиции еврея Вайсса. В том же 1927 году один из подчиненных Геббельса - штурмфюрер (командир роты) СА, начинающий поэт по имени Хорст Вессель положил на мелодию старинной немецкой песни «Der Abenteurer» («Искатель приключений») свои слова, про стиснутые ряды, в которых незримо стоят павшие герои. Получилась бодрая строевая песня, которую охотно исполняли и штурмовики и... коммунисты. Только в оригинале у Весселя маршировали штурмовики, а коммунисты меняли СА на Рот-Фронт (Союз Красных Фронтовиков - военизированные подразделения Коммунистической Партии Германии, главные противники штурмовиков в уличных стычках). Возможно эта песня, так и осталась бы местным берлинским хитом, про который сейчас никто и не вспомнил бы, но благодаря Геббельсу хотя бы название этой песни известно всему миру. В 1930 году ее автор сам пополнил "сомкнутые ряды павших героев", будучи застреленным коммунистом и Геббельс превратил юношу по имени Хорст Вессель в символ борьбы и мученичества, а написанная им песня стала официальным партийным гимном (после 30 января 1933 года она же стала частью государственного гимна, который состоял из двух частей - один куплет из "Немецкой песни", за которым следовал первый куплет "Хорста Весселя"). В 1932 году он использовал в таких же пропагандистских целях смерть Герберта Норкуса, подростка из Гитлерюгенда. Сразу после прихода нацистов к власти, летом 1933 года, киноконцерн UFA оперативно выпустит два фильма, посвященные этим героям - "Ганс Вестмар - один из многих" и "Квекс из Гитлерюгенда".
Но вернемся к "борьбе за Берлин". Запрет нацистской партии не продержался и года - 31 мая 1928 года он был снят. И уже 20 апреля 1928 года Геббельс становится депутатом Рейхстага от города Берлин. 9 января 1929 года к должности гауляйтера Берлина у Геббельса добавляется должность имперский руководитель пропаганды (Reichspropagandaleiter). Одним из "достиженией" Геббельса на этом посту можно назвать то, что в декабре 1930 он добился запрета показа в немецком прокате американской экранизации знаменитого романа Эриха Ремарка "На Западном фронте без перемен".
В 1932 году он убедил Гитлера выдвинуть свою кандидатуру на выборах рейхспрезидента. Гитлер первоначально отказывался. А кроме того, он вообще не мог выставлять свою кандидатуру на какие то ни было выборы - у него не было немецкого гражданства. Гражданства у него не было вообще! После "Пивного путча", опасаясь депортации на родину, он отказался от австрийского гражданства, а немецкое гражданство предоставлять ему никто не спешил. Но 25 февраля 1932 года министр внутренних дел Брауншвейга назначил фюрера атташе в берлинском представительстве этой земли, а присвоение такой должности означало автоматическое предоставление германского гражданства. Геббельс возглавил руководство предвыборной кампанией Гитлера и 13 марта фюрер занял второе место с 30,1 % голосов (первое досталось Паулю фон Гинденбургу - 49,6 % голосов). В 1932 году в Германии выбирали не только главу государства, дважды, с интервалом менее полугода - 4 июня и 6 ноября, проводились выборы в Рейхстаг. Если на президентских выборах Гитлер занял второе место, то на парламентских нацисты добились большего успеха - 37,8 % голосов (230 мест) в июне. В ноябре успехи были уже не столь значительны - нацистам досталось всего 196 депутатских мест. Но к тому времени немцы уже элементарно устали от бесконечных выборов. Как бы то ни было, по конституции Веймарской республики правительство может формировать та партия (или коалиция партий), которая наберет на выборах в Рейхстаг более 50 % голосов. К такому результату нацисты только приблизились летом 32-го. Но в том же году в конституцию Германии было внесено важное изменение - теперь рейхсканцлера (главу правительства) мог по своему усмотрению назначать рейхспрезидент (глава государства). Что он, собственно говоря и сделал, назначив 30 января 1933 года рейхсканцлером Адольфа Гитлера. 13 марта того же года специально для Геббельса организуется Имперское министерство народного просвещения и пропаганды.


И Геббельс сразу же принялся наводить "новый порядок" культурной жизни Германии. Из библиотек были изъяты книги, проникнутые "негерманским духом". Список вредных книг составил 14 тысяч названий 141 немецкого автора. 10 мая 1933 года многие из этих книг полетели в огромные костры. Полновластным диктором в области культуры и средств массовой информации он стал не сразу - за контроль над прессой ему пришлось бороться с Максом Аманном, занимавшим должность Имперский руководитель печати и директор Центрального издательства НСДАП «Эхер ферлаг», в дела искусства пытался вмешиваться Альфред Розенгберг, среди должностей которого была и такая как Уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП. Но властных полномочий у него становится все больше больше - 22 сентября 1933 года им создается Имперская палата культуры, в которую обязаны были вступить все представители творческих профессий. Двумя годами позже к Палате культуры добавляется еще и Имперский сенат культуры (разумеется, тоже во главе с Геббельсом). 14 мая 1934 под контроль Геббельса переходят все театры Германии. Процесс создания фильмов он контролирует еще на стадии написания сценария. Для прессы он выпускает пространные брифинги - инструкции, содержащие обстоятельные указания, как именно освещать те или иные события в жизни Германии и за ее пределами.


О том как Геббельс использовал свое служебное положение знала вся Германия - он часто заводил романы с актрисами театра и кино. Правда, далеко не все принимали его назойливые ухаживания. Например, знаменитая актриса и режиссер Лени Рифеншталь не ответила ему взаимностью. Но размолвка со всемогущим министром пропаганды никак не сказалась на ее блестящей карьере - среди поклонников ее таланта был сам фюрер. Именно он поручил ей в 1934 году снять фильм о Нюрнбергском партийном съезде. В своих воспоминаниях она рассказывает о том, что ее немногочисленная съемочная группа столкнулась с открытым противодействием - но стоило пожаловаться Гитлеру, как тот устроил Геббельсу самый настоящий разнос. Фильм "Победа веры", правда, пришлось положить на полку - там было слишком много Эрнста Рема, убитого во время "ночи длинных ножей". Но годом позже Рифеншталь сняла новый фильм про следующий съезд - "Триумф Воли", признанный классикой мировой документалистики.


Кстати, и знаменитая песня Лили Марлен стала мировым хитом также вопреки воле Геббельса (более подробно об этом мы рассказывали ).


В 1938 году ведомство Геббельса начало подготовку к скорой неизбежной войне. Генерал Кейтель и Геббельс заключают соглашение, регламентирующее ведение пропаганды в военное время. И в том же году начинается создание войск пропаганды. Формируются роты пропаганды со штатной численностью в 115 человек. В состав такой роты входили фотографы, художники, кинооператоры, журналисты. При этом все они проходили и военную подготовку. Приветствовалось и наличие военных специальностей - ведь человек, хорошо знающий военную технику не допустит в своем репортаже досадных ошибок. Так что, среди пропагандистов были не только пехотинцы, но и представители всех родов войск В мирное время солдаты-пропагандисты вели работу среди своих сослуживцев. А в военное время их задачей становилась и работа с противником, для этого этим ротам придавались переводчики и специалисты по странам, которые предстоит покорить. Каждая такая рота предавалась армейскому корпусу.


Именно войска пропаганды делали во время войны знаменитый киножурнал Die Deutsche Wochenschau (Еженедельное немецкое обозрение), появившийся в 1940 году. До этого в Германии были целых четыре киножурнала - Ufa-Tonwoche, Deulig-Tonwoche, Fox Tönende Wochenschau и Emelka-Tonwoche, оставшиеся еще со времен Веймарской Республики. Но тогда их выпускали разные частные кинокомпании, при Гитлере все они попали под жесткий контроль «Немецкого центра еженедельных новостей при министерстве народного просвещения и пропаганды» (Deutsche Wochenschauzentrale beim Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda). А с началом войны для упрощения производства вместо четырех киножурналов остался один, продолжительностью 45 минут. Его печатали тиражом в 2 тысячи экземпляров и в обязательном порядке показывали перед каждым фильмом. Еще тысяча экземпляров печаталась для иностранных зрителей - киножурнал переводили на 15 европейских языков. Для одного выпуска требовалось 1200 метров пленки, но создатели эффектных сюжетов выбирали лучшие кадры из десятков тысяч метров, отснятых фронтовыми операторами. Этот киножурнал стал любимым детищем Геббельса.
Тем временем к должностям Геббельса добавилась еще одна - 16 ноября 1942 его означают имперским комиссаром обороны Берлина. До битвы за Берлин еще далеко, но интенсивность налетов союзной авиации на столицу Третьего Рейха растет с каждым днем. А 1 апреля 1943 года становится имперским президентом Берлина. Провалу переворота 20 июля 1944 года способствовало не только неудачное расположение взрывного устройства в ставке Гитлера, но и решительные действия Геббельса на посту главы Берлина.


18 февраля 1943 года он произносит в берлинском Дворце Спорта свою знаменитую речь о тотальной войне. А 25 июля 1944 года он становится имперским уполномоченным по этой самой тотальной войне - он организует отряды фольксштурма. Третий Рейх бросает на фронт стариков и подростков - свой последний резерв. Ведомство Геббельса всеми силами создает страшный образ врага - кровожадных дикарей с Востока, которые идут грабить, насиловать и убивать. В 1943 году Геббельс дает пространные, объемом в десятки машинописных страниц, инструкции прессе о том как именно нужно освещать расстрел польских офицеров в Катанском лесу. В этом деле он контролирует каждую мелочь - весь мир должен ужаснуться жестокости русских варваров (в годы перестройки наша страна взяла вину за этот расстрел на себя, но официального судебного процесса не было и юридически наша вина не доказана). В октябре 1944 года советские войска несколько дней удерживали немецкий городок Немерсдорф в Восточной Пруссии. 23 октября немцы отбили этот городок и нашли там 11 тел расстрелянных мирных жителей. Стараниями Геббельса этот инцидент превратился в настоящую бойню - число жертв выросло в 6 раз. Все женщины в Немерсдорфе якобы были изнасилованы, убиты, их обезображенные тела были приколочены гвоздями к дверям сараев. Непрерывная истерика в геббельсовской прессе, действительно, стоила жизни тысячам немецких женщин и детей - при приближении наших войск их убивали мужья и отцы, прежде чем покончить с собой.
Впрочем министерство пропаганды занималось не только запугиванием, оно пыталось и поднять боевой дух защитников рейха. Например, в январе 1945 на экраны немецких кинотеатров выходит масштабная историческая драма "Кольберг", повествующая о героической обороне этого города во время наполеоновских войн. Кольберг тогда выдержал двухлетнюю осаду и не сдался французам. Бюджет фильма составил астрономическую сумму в 8 миллионов марок, а в роли статистов снялись солдаты, отправленные на съемочную площадку прямо с передовой. Но в январе 45-го никакие исторические кино-драмы на исход войны повлиять не могли (а сам город Кольберг был взят советскими войсками сразу после премьеры фильма). Приближался закономерный финал - советские войска форсировали Вислу и Одер и приближались к Берлину. Геббельс и его семья остались вместе с Гитлером в бункере под руинами Рейхсканцелярии. 30 апреля Гитлер покончил с собой, оставив Геббельса своим преемником на посту рейхсканцлера. Главой правительства Германии Геббельс пробыл всего один день. Он попытался договориться с русскими о перемирии, но советское командование рассматривало только один исход переговоров - безоговорочная капитуляция.


1 мая 1945 года Йозеф и Магда Геббельсы отравили цианистым калием всех шестерых своих детей. Потом Геббельс застрелил супругу и застрелился сам.
Многие наработки ведомства Геббельса использовались в пропагандистской борьбе с нашей страной в годы холодной войны и перестройки, используются они и в наши дни. Из его творческого наследия остались невостребованными только многочисленные антисемитские материалы, а из остального многое используется даже без изменений. Например, стоит вспомнить

Пауль Йозеф Геббельс (Goebbels) - член высшего руководства НСДАП, министр пропаганды фашистской Германии (1933-1945). Один из главных военных преступников фашистской Германии.

Йозеф Геббельс родился 29 октября 1897 года, в Рейдте, в Германии, в семье мелкого заводского служащего. При поддержке католических благотворительных организаций окончил гимназию и университет. Единственный член высшего нацистского руководства с высшим образованием.

Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят.

Геббельс Йозеф

После неудачных попыток стать писателем Геббельс занялся журналистикой. Публиковался в малотиражной печати, преимущественно националистического толка. Был замечен Грегором Штрассером (одним из первых идеологов нацизма) и стал его секретарем. Вместе с ним представлял так называемое левое крыло НСДАП, критиковавшее Адольфа Гитлера за одностороннюю ориентацию на крупный промышленный капитал. В 1926 году дистанцировался от Штрассера и вошел в состав ближайшего окружения Гитлера. В том же году был назначен гаулейтером НСДАП в Берлине. С 1928 года - руководитель службы пропаганды НСДАП.

После назначения Гитлера канцлером в 1933 году, возглавил вновь созданное Имперское министерство пропаганды. Создал на его базе один из самых эффективных для того времени пропагандистских центров, поставив его на службу диктаторскому нацистскому режиму. Сыграл видную роль в идеологическом и пропагандистском обеспечении агрессивной внешней политики нацизма, в идейной мобилизации населения Германии в годы Второй мировой войны.

Любой значительный человек чего-нибудь хочет и, более того, готов использовать любые средства для достижения своей цели.

Геббельс Йозеф

В 1944 году был назначен имперским уполномоченным по тотальной мобилизации с весьма широкими полномочиями. В конце апреля 1945, после самоубийства Гитлера, опираясь на его завещание, провозгласил себя канцлером Германии. Пытался вступить в переговоры с советским командованием по вопросу об условиях сепаратного перемирия. Попытка оказалась неудачной, и Геббельс вместе с женой 1 мая 1945 года, в Берлине покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив детей. Оставил после себя подробные дневники, содержащие ценный материал по истории нацистской Германии. (А. А. Галкин)

В 1922 году Йозеф Геббельс примкнул к Национал-социалистской (фашистской) партии. В 1927 - 1933 годах издатель нацистской газеты «Ангрифф» («Angriff»).

В 1928 году Геббельс возглавил в нацистской партии работу по ведению пропаганды. После захвата фашистами власти (1933) - имперский министр народного просвещения и пропаганды. В 1944 имперский уполномоченный по тотальной военной мобилизации.

Фашистская пропаганда, направлявшаяся Геббельсом, была основана на проповеди расизма, восхвалении насилия и захватнических войн, характеризовалась демагогией и неслыханной фальсификацией фактов. После вступления советских войск в Берлин покончил жизнь самоубийством.

Покой - родитель всех великих мыслей.

Геббельс Йозеф

Расизм - это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Выдвинув в середине 19 века первую расистскую концепцию, француз Жозеф Артюр де Гобино объявил арийцев «высшей расой»; в дальнейшем расизм переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, Хьюстон Стюарт Чемберлен, О. Аммон в Германии). Стал официальной идеологией фашизма; используется для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида. Расизм осужден международным сообществом.

Худший враг любой пропаганды - интеллектуализм.

Геббельс Йозеф

Литература о Йозефе Геббельсе: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сб. мат-лов, т. 1 - 7, М., 1957 - 61; Розанов Г. Л.. Последние дни Гитлера, М., 1961; Bartel W., Deutschland in der Zeit der faschistischen Diktatur 1933 - 1945, В., 1956.

Йозеф Геббельс - цитаты

«Англичане во всём мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьёзностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своём лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнёт другому и не скажет: „но мы понимаем, что имеем в виду“. Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности - они себе верят. Это и смешно, и опасно» (Йозеф Геббельс, «Дети с отрубленными ручками»).

Имя: Пауль Йозеф Геббельс

Государство: Пруссия, Германия

Сфера деятельности: Политика

Величайшее достижение: Стал одним из ближайших соратников Гитлера. Занимал пост начальника пропаганды НСДАП

Третий Рейх стал одной из самых черных страниц мировой истории. И дело даже не в политике – подобные государства существовали и в более древнюю эпоху. Скорее дело в личностях, которые руководили этим государством и создавали условия для жизни.

Фашистская Германия навсегда связана с именем ее лидера – Адольфа Гитлера. Но были и другие имена, которые привнесли немалый вклад в развитие Рейха и его популярность как в пределах страны, так и за рубежом. Ими можно восхищаться, бояться, но равнодушными эти люди не оставили никого. Один из ближайших соратников Гитлера – Йозеф Геббельс.

Начало пути

Пауль Йозеф Геббельс родился в обычной немецкой семье в городке Мёнхенгладбах 29 октября 1897 года. Мать была голландкой по происхождению. Кроме Йозефа, в семье было еще пятеро детей – можно представить, что семья Геббельсов жила трудно, денег не хватало, поскольку добытчиком и основной рабочей силой был только отец.

Наверное, именно это обстоятельство – трудное детство – и стало тем толчком в будущее министра . Геббельс рос со злобой внутри, что у богатых людей есть все, а они пользуются трудом и ресурсами простых граждан.

Будучи ребенком, Йозеф не отличался богатырским здоровьем – он постоянно болел, перенес тяжелое воспаление легких, от которого чуть не умер. Кроме этого, он имел физический дефект – правая нога была короче левой и изогнута внутрь. Это стало результатом перенесенного в детстве остеомиелита.

Родители пытались как-то исправить ситуацию, обращались к врачам, делали операции, но безуспешно. Забегая вперед, отметим, что этот дефект позволил Геббельсу не служить в армии и избежать призыва на фронт (о чем он очень сожалел).

Йозеф был отличным учеником – его оценки были только высокие. Ему нравилось учиться. Сначала он посещал реальное училище. Родители надеялись, что их сын поступит на факультет теологии, но судьба (и сам Геббельс) распорядилась по другому.

Он горел желанием стать журналистом, поэтому все силы бросал на изучение гуманитарных наук.

Он поступил в несколько университетов Германии, совершенствовал свои знания, в Гейдельбергском университете даже защитил диссертацию.

Кроме этого, Геббельс писал стихи и прозу, которые пытался опубликовать в различные газеты, но очень долго не имел успеха на данном поприще. Единственная отдушина – его дневник, который Йозеф вел на протяжении всей жизни. Именно оттуда мы можем узнать детали его биографии.

Первую Мировую войну Геббельс встретил в Германии. Он очень хотел пойти добровольцем на фронт, но не сложилось. Это обстоятельство еще больше ударило по самолюбию Йозефа.

Воспитанный в строгой католической семье, прививаемый теологические взгляды, Геббельс все больше убеждался в том, что религия не является чем-то главным в жизни человека.

Если бы Бог на самом деле существовал и помогал людям, то он бы не допустил его хромоты. Также его дефект вскоре стал тем рычагом, который будет спущен на чистоту арийской расы – вдруг смешанные браки действительно сказываются на здоровье будущих детей.

Геббельс продолжает писать и после войны, пытаясь продвинуть свои произведения в газеты. Он даже пишет пьесу «Странник», которую, однако, отказываются принимать и ставить в городском театре. После очередного отказа Йозеф решает больше не писать. Его привлекает политика.

Начало политической деятельности

В 1922 году Геббельс вступает в НСДАП. Лидерами партии в то время были братья Штрассеры. Поначалу Йозеф был скептически настроен против – сказалась неудача . Но с годами (хотя прошло не так много времени – всего около 5 лет) он поменял свою точку зрения, причем резко.

Если сначала Геббельс критиковал Гитлера, его выступления, то после личного знакомства проникся симпатией и стал верным соратником. Надо сказать, что сам будущий фюрер приложил немало усилий для того, чтобы переманить Йозефа к себе в команду.

Журналистское прошлое позволило Геббельсу развить свой ораторский талант. В середине 20-годов 20 века Гитлеру приходит идея о национальной пропаганде, как источнике вдохновения граждан.

Он пишет свой главный труд «Майн Кампф» и планирует при переходе власти в свои руки создать специальное подразделение, отвечающее за пропаганду. Нетрудно догадаться, кто стал лидером открывшегося в 1933 году Имперского министерства просвещения и пропаганды.

Третий Рейх и Геббельс

Ораторское искусство Геббельса не подвергалось сомнению – он знал, как разговаривать с толпой так, чтобы они видели в НСДАП не врага, а лучшего друга, желающего только хорошей жизни. После его речей на улицах происходили столкновения между сторонниками национал-социализма и коммунистами. Это был еще один огромный плюс в пользу Йозефа.

В его речах звучала критика евреев, пропаганда нацизма, как единственно правильной и лучшей идеологии. Также Геббельс поддерживал фюрера и во внешней политике, не отличавшейся мирными намерениями.

Наверно, нет ничего более страшного, чем истребление народа. И еще страшнее, что опасность исходит от тебе подобных. Еврейский вопрос до сих пор остается одним из самых острых на мировой арене. Геббельс был одним из первых, кто в открытую заявил о том, что он – антисемит. Откуда взялось это предубеждение – неизвестно. Можно только предполагать, что

  1. оно пришло из детства (но где и когда юный Геббельс мог подцепить эту антисемитскую «заразу»)
  2. сказалось влияние Гитлера, которому Геббельс стремился угодить любыми способами.

Речей здесь было вполне достаточно, но Йозеф пошел еще дальше. Ведь пройдет время – и о знаменитом ораторе и друге Гитлера забудут. А что останется? Правильно, книги. От которых нужно избавиться. 10 мая 1933 года в Берлине на Оперной площади в присутствии тысяч студентов и представителей партии были сожжены неугодные правительству книги – в основном, авторов-евреев по происхождению, а также не подходящие под идеалы нацизма произведения.

Как-то странно видеть радость Геббельса, хотя он в свое время учился у профессоров-евреев в университетах, даже восхищался ими и подражал. Теперь же у него другие идеалы. Которые будут стоить многим пленникам концлагерей жизни.

Последние мгновения жизни Геббельса и его детей

В 1944-45 годах становится понятно, что Германия проиграет войну. На совести лидера Третьего Рейха и его приспешников было множество преступлений, за которые просто так не отсидишь в тюрьме. Гитлер это понимал и своевременно покончил с собой в апреле 1945 года. Для Геббельса смерть лидера стала настоящим ударом. Хотя фюрер назначил его рейхсканцлером, Йозеф понимал, что .

Поэтому он должен снять с себя полномочия правителя и отправиться вслед за Гитлером. Он не хотел попасть в руки союзников, чтобы не быть преданным суду и казненным. Геббельс с женой и 6 детьми укрываются в бункере в Берлине, где малышам делают уколы морфина (по приказу отца), их также заставляют проглотить цианид. Сами супруги используют синильную кислоту.

По официальным данным, семейство Геббельсов погибло 1 мая 1945 года. На следующий день были обнаружены их обугленные тела.

Йозеф Пауль Геббельс – министр народного просвещения и пропаганды нацистского правительства Германии, человек, оставивший след не только истории Третьего рейха, но и в мировой истории вообще. Гениальный оратор и пропагандист, его называют «отцом лжи» и «отцом пиара», «отцом массовых коммуникаций» и «Мефистофелем XX века».

Его высказывания стали заповедями пропаганды и черного PR:

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!»


«Мы добиваемся не правды, а эффекта».


«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».


«Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще».

С горечью можно отметить, что, несмотря на падение фашистской империи, идеи Геббельса по манипуляции сознанием живут и побеждают. Их влияние заметно в самых разных областях воздействия на человеческое сознание:

Необходимость исследования методов, форм и теоретических идей геббельсовской пропаганды связана в настоящее время с двумя проблемами.

Первая – существование неофашистских движений, и, как следствие, возможность использования ими пропагандистского арсенала доктора Геббельса. Их нынешняя слабость не может быть источником для самоуспокоения – НСДАП в начале 20-х тоже была слаба, а «Пивной путч» выглядел пародией на революцию. Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х-начале 30-х гг. прошлого века и в современном мире:

  • Мировой экономический кризис, носящий системный характер и требующий радикальной перестройки существующей экономической системы.
  • Как следствие – ухудшение материального положения широких слоев населения.
  • Нарастающая политическая и социальная нестабильность, глобальные угрозы, такие как активность разнообразных революционных групп в прошлом столетии и терроризм сегодня. Эти факторы приводят к тоске по порядку и «сильной руке» у значительной части людей.
  • Рост активности левых организаций (Хотя центры активности изменились. В начале XX века главным центром была Европа, сейчас – Латинская Америка.), что может реактивно привести к стимуляции крайне правых движений со стороны влиятельных политико-экономических кругов.
  • Разрушение прежних идеологических систем и связанных с ними систем нравственных ценностей.

Для Германии начала века – это падение Второго рейха и наступление культуры 20-х гг. с ее культом денег и удовольствий, отрицанием духовных ценностей, расцветом наркомании и проституции. В наше время – это разрушение традиционной христианской культуры и приход «цивилизации MTV» на Западе и уничтожение СССР и всей социалистической системы с ее довольно традиционной этикой – на Востоке.

Ситуация «духовного вакуума» кажется комфортной далеко не всем и также подталкивает некоторую часть населения к фашизму с их четкой и внятной системой ценностей.

Приёмы Геббельса в современной политике (прямая ссылка на видео):

Распространенность исторического невежества делает возможным повторное использование пропагандистских методов «старого» фашизма . Соответственно, актуально их тщательное исследование и разработка мер информационного противодействия, таких как:

  • поддержание исторической осведомленности о преступлениях фашизма, о его влиянии на судьбу Германии и др. стран с победившими фашистскими диктатурам , борьба с профашистской фальсификацией истории;
  • недопущение героизации нацизма;
  • поддержание светлой памяти о борцах с фашизмом;
  • развитие системного мышления, в частности способности грамотно и комплексно оценивать последствия того или иного исторического выбора на политическую, экономическую, духовную жизнь страны. Невежество – питательная среда демагогов;
  • критического мышления, способности противостоять манипуляции сознанием.

Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия.

В качестве вводной можно предложить книгу Людмилы Черной «Коричневые диктаторы» , посвященную персонам наиболее крупных деятелей Третьего рейха: Гитлеру, Геббельсу, Герингу, Гиммлеру, Борману и Риббентропу. Не углубляясь в тему нацистской пропаганды, автор сосредотачивается на исследовании личности ее главного творца – Йозефа Геббельса. Книга рассчитана на широкий круг читателей и носит популярный характер, но при этом дает богатый фактический материал.


Биографию Геббельса представляет также книга зарубежных исследователей Брамштедте, Френкеля и Манвелла «Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого» . Авторов особенно интересуют ораторское мастерство нацистского министра пропаганды, его приемы манипуляции массами.

Более глубокое исследование личности Геббельса предпринимает Курт Рисс в книге «Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945» . Временные рамки книги ограничены Второй мировой, но книга интересна упором на использование первоисточников – дневников Геббельса, рассказов очевидцев и родственников. Сочетает в себе легкость изложения с фактической достоверностью, что встречается достаточно редко.

Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга «Геббельс. Портрет на фоне дневника » исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека.

Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Б. в работе «Йозеф Геббельс и немецкая пропаганда», вышедшим в составе книги «Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним.

Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. собраны в книге Й. Геббельс «Последние записи», 1940-1941 гг. – в упомянутой выше книге Агапова, имеются также журнальные публикации.

К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды (в переводе с английского и немецкого) размещены на сайте «Так говорил Геббельс» . Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа .

Этого достаточно, чтобы начать изучать тему.

Методы пропаганды Геббельса в и до прихода к власти фашистской партии

Йозеф Геббельс вступил в НСДАП в 1924 г. , причем первоначально примкнул к его левому, социалистическому крылу, возглавляемому тогда братьями Штрассерами и противостоявшему правым во главе с Гитлером. Геббельсу даже принадлежит высказывание:

«Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!» .

С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале - редактором в «Фёлькише фрейхейт» («Народная свобода»), затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике:

«Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».

В 1926 г. Геббельс перешел на сторону Гитлера, став одним из самых преданных его соратников. Гитлер отвечал взаимностью и назначил в 1926 г. Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге (Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, т.к. Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов.). Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и (с 1927 г. по 1935 г.) главным редактором еженедельника (с 1930 г. — ежедневник) «Der Angriff» («Атака»). С 1929 г. он - имперский руководитель (рейхсляйтер) пропаганды нацистской партии, в 1932 г. он руководил избирательной кампанией Гитлера в борьбе за президентский пост. Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов.

Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды:

  1. Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции
  2. Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным
  3. Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты
  4. Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами
  5. Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций.

В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов.

Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.

Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую (достоверная информация из официальных источников), серую (сомнительная информация из неясных источников) и черную (откровенная ложь, провокации и т.д.). То или иное искажение информации – характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности.

Еще раз вспомним его цитату:

«Мы добиваемся не правды, а эффекта».

Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга:

Лозунги – характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем (его юношеские произведения отвергли все издательства), в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию :

1. Твое отечество - Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.
2. Враги Германии - твои враги. Ненавидь их всем сердцем!
3. Каждый соотечественник, даже самый бедный - это частица Германии. Люби его как себя самого!
4. Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость!
5. Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.
6. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!
7. Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!
8. Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!
9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!
10. Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!

Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит.

Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии – информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя .

Хорст Вессель – штурмфюрер СА. Был в 1930 г. в возрасте 23 лет ранен в уличном столкновении с коммунистами и скончался от полученных ран (Противники НСДАП распространили версию, согласно которой драка случилась из-за женщины и не имела политической окраски.). Из этой банальной (в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни) истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».

Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса :

«Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов (СА) был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена!», погиб насильственной смертью, в словах Геббельса зазвучали траур по герою и эмоциональный салют, продемонстрировавшие блеск его методики организации траурных церемоний. Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха,

«… навсегда остававшегося с нами в наших рядах… Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации!»

Геббельс увековечил память Весселя, убитого красными; на деле же его смерть больше походила на последствия свары, возникшей в результате столкновения с другим таким же подонком из-за проститутки. Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось».

Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА (а позже – неофициальным гимном Третьего Рейха). Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания – важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно!

Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил :

«Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера – смотреть народу в рот».

В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.

Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток . Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями (естественно, до прихода к власти). Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля – герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой :

«Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».

Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.

Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции:

Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи :

«Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова… Возмездие! Возмездие! День его грядет… Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови…

Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов:

За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее!»

Свою журналистскую деятельность Геббельс, как было сказано выше, в газете «Народная свобода», где основной мишенью его нападок стали крупные еврейские издатели (месть за отвержение его литературных работ!). Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф» . Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз:

«Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров!»

С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты.

«Публику надо заинтриговать еще до появления товара!» , с этой целью были выпущены, один за другим, три рекламных плаката, расклеенных на улицах Берлина. На первом спрашивалось:

«В атаку с нами?»,

второй провозглашал:

а третий разъяснял:

«Атака» («Der Angriff») – это новая германская еженедельная газета, выходящая под девизом «За угнетенных! Долой эксплуататоров!» , а редактор ее – доктор Йозеф Геббельс.

Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!».

Не могу удержаться, чтобы вновь не провести параллели с современной рекламой. Сейчас это стало затертым приемом – размещение рекламных щитов с непонятным содержанием (заинтриговать публику) с последующим разъяснением.

Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс – начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты:

«Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!» В итоге, начав с крошечного листка, газета имела оглушительный успех и стала главным рупором партии.

Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» — рабочих, фронтовиков, женщин и т.д., голосующих за Гитлера :

Важная тема плакатов – единство трудового немецкого народа – рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов.

Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства :

«Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание».

Собственно, так и вышло.

Методы пропаганды фашистского государства

После прихода нацистов к власти в 1933 г. Геббельс был назначен рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Под его руководством это скромное ведомство фактически стало вторым по значимости после военного. Геббельс превратил министерство в «машину пропаганды», подчинив этой цели все виды искусств и все каналы коммуникаций. Суть пропаганды – гляйшалтунг, дословно – «превращение в монолит» — объединение немецкого народа под национал-социалистическими лозунгами.

Помимо прежних видов пропаганды – ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства – кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам (включая спортивные) и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде – архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.

Ораторское искусство по прежнему оставалось «коньком» Геббельса. Он много выступал на различных массовых мероприятий: партийных съездах, митингах, а во время войны – в торжественных погребениях. В конце войны, Геббельс остался практически единственным из руководителей рейха, кто появлялся на публике. Он часто посещал раненых в госпиталях, бездомных на руинах их разрушенных домов. И везде, где бы он не появлялся, он произносил пламенные речи, которые возвращали в потерявших силы сражаться людей фанатичную веру в немецкое оружие и гений фюрера.

Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи это было радио.

«То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», — заявлял Геббельс .

Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления министерству пропаганды. Было организовано массовое производство дешевых радиоприемников («морда Геббельса») и их продажа в рассрочку населению. В результате к 1939 г. 70% населения Германии (в 3 раза больше, чем в 1932 г.) оказались владельцами радио. Также поощрялась установка радиоприемников на предприятиях и в общественных заведениях, таких как кафе и рестораны.

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением . Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 г. были попытки (не очень удачные) прямых трансляций соревнований.

Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения:

«Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же».

И еще:

«С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело – мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Геббельс разработал план примерного содержания телепередач:

* новости;
* репортажи с цехов и ферм;
* спорт;
* развлекательные программы.

Интересно, что Геббельс рассматривал возможность встраивание в телевидение механизма обратной связи со зрителем (сейчас это называют интерактивностью), а также использовать его как клапан для выпуска недовольства. Об этом говорят следующие цитаты :

«Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».

«Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами (т.е. телевизорами) пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека».

Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода.

Пресса также была поставлена под жесткий контроль . Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения.

До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей.

Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г., срежиссированная Геббельсом. Надо, отметить, что Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев.

Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами:

И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом.

Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. писал:

«Боюсь, что нацисты преуспели в своей пропаганде. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов».

Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества.

Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы – многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин . Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т.ч. и в пропагандистских лентах.

Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.

Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.
Тема вождя. Повторяющийся лозунг:

«Один народ, один рейх, один вождь».

Плакат «Один народ, один рейх, один вождь»

Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью» :

Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно.

С 1939 г., естественно, много места занимала тема войны, героизма на фронте, жертв во имя победы и примыкавшая к ней тема трудового героизма.

Также в военной пропаганде широко использовалась тема врагов: евреев, большевиков, американцев . К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» —

«Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов».

Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны, когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление.

Внешняя пропаганда добивалась следующих целей.

Убедить население в дружественности Германии, необходимости «союза» с ней. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т.д. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии:

Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти.

Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.

Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»:

Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как «жидо-коммунистическая», напоминалось о , голоде 1932-1933 гг. и прочих вымышленных «преступлениях» .

Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод – попытка раскручивания Катынского дела, которую мы рассмотрим ниже.

На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими.

Убеждение в непобедимости немецких войск. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало.

Стимуляция трудового энтузиазма – «Все для фронта!».

Запугивание населения зверствами большевиков. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. «Лучше умереть, чем попасть им в руки!».

Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов.

Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото — и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений . Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами – и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей» . Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. К таким случаям относится Катынское дело и убийства в Неммерсдорфе .

По советской версии, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г. и были расстреляны немецкой стороной.

В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Росархив опубликовал секретные документы по этому делу.

В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные мерзкие подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.

Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом :

«…пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».

Тем не менее, он оставался верен себе до конца – и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.

Пропаганда – сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она – один из столпов Третьего рейха. Глава пропагандистского ведомства Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического начала, пропаганда стала мощным инструментом манипуляции сознанием. Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом:

Как ни грустно, эти и иные геббельсовские приемы широко используются в современной рекламе, связях с общественностью и в работе СМИ. Стоит напомнить еще пару уроков жизни и деятельности доктора Геббельса:

самая блестящая ложь не выдерживает столкновения с реальностью; рано или поздно ложь обращается сама против себя.

Это подтвердил май 1945 г.

Литература

1. Nazi Propaganda by Joseph Goebbels. // www.calvin.edu/academic/cas/gpa/goebmain.htm
2. Агапов А. Б. Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы» . М.: «Дашков и К», 2005
3. Богатко Ю. Йозеф Геббельс как папа массовых коммуникаций. // Sostav.ru. URL:www.sostav.ru/columns/eyes/2006/k53/
4. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
5. Бурьяк А. Эстетика национал-социализма. // URL: nazi-aesthetics.narod.ru/Ans0080.htm
6. Геббельс Й. Последние записи. Смоленск: «Русич», 1998
7. Геббельс, Пауль Йозеф. // Wikipedia. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Геббельс,_Пауль_Йозеф
8. Геббельсовская пропаганда 1941-1942. // Блог dr-music. URL: dr-music.livejournal.com/136626.html
9. Герцштейн Р. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск: «Русич», 1996.
10. Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) 1897-1945. // История национал-социалистической пропаганды. URL: prop.boom.ru/Goebbels.htm
11. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием . М.: «Эксмо», 2007
12. Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М.: «Прогресс-Традиция», 1998
13. Мухин Ю.И. Катынский детектив. М.: «Светотон», 1995
14. Немецкие плакаты времен Второй мировой. // URL: trinixy.ru/2007/03/15/nemeckie_plakaty_vremen_v…
15. Патрушев А. И. Германия в XX веке. М.: «Дрофа», 2004
16. Петров И. Неммерсдорф: между правдой и пропагандой. // Великая Оболганная война-2. Под ред. Пыхалова И., Дюкова А. М .: «Яуза», «Эксмо», 2002
17. Ржевская Е. М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.: «АСТ-Пресс», 2004
18. Ривс К. Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945. М.: «Центрополиграф», 2006
19. Так говорил Геббельс. Так избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха. // hedrook.vho.org/goebbels/index.htm
20. Телевидение Третьего Рейха. // Радио «Эхо Москвы». URL: www.echo.msk.ru/programs/victory/53109/
21. Хазанов Б. Творческий путь Геббельса. // «Октябрь». – 2002. — №5
22. Черная Л. Коричневые диктаторы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
23. Энциклопедия Третьего рейха . М.: «Локид-Пресс», 2005