Урок истории "Внешняя политика России начала XX века". Внешняя и внутренняя политика самодержавия в начале XX века. Внутренняя и внешняя политика самодержавия презентация

Демонстрируется карикатуру «Раздел Китая европейскими державами и Японией. Французская карикатура 1890-х годов»

Пирог олицетворяет Китай ("Chine" - фр. Китай), который делят между собой английская королева Виктория, Вильгельм II, император Германский (спорящий с Викторией о куске пирога, вонзив при этом в пирог кинжал в знак своих агрессивных намерений), Николай II, император Российской империи, присматривающий особый кусок, французская Марианна (представленная не принимающей участия в разделении пирога, и приближённой к Николаю II как знак Франко-русского союза) и японский император Мэйдзи, глубоко задумавшийся, какие куски ему взять. Позади них представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы остановить их, но безуспешно. Карикатура представляет отношение глав перечисленных империй к Китаю в то десятилетие.

Тема урока: Внешняя политика Николая II . Русско-японская война 1904 - 1905 гг.

Давайте вернемся к сравнительной таблице мнений С.Ю. Витте и В.К. Плеве. Как вы думаете министр финансов как относился к необходимости войны с Японией?

Просмотр видеофильма «Ход русско-японской войны 1904-1905 гг.»

Сегодня нам предстоит разобраться: в чем были причины русско-турецкой войны, поражения России в ней, условиях Портсмутского мирного договора. Работать будем сегодня в группах. Результат своей работы изобразите на кластере.

1 группа. Направления внешней политики России на рубеже XIX - XX вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика .

Внешняя политика Николая II в первый период его царствования характеризовалась сочетанием двух задач:

Сохранение сложившегося положения и не допущения новых военных конфликтов в Европе.

Расширение сферы влияния России на Дальнем востоке.

Гаагская конференция была созвана в июне 1899 г. в столице Голландии Гааге. Участвовали в ней 26 государств. Участники конференции взяли на себя ряд обязательств:

Не использовать удушливые газы

Не применять снаряды, начинённые газом

Не использовать разрывные пули

Результатом конференции стало создание Гаагского международного суда для разбирательства конфликтов между государствами. Результаты конференции не соответствовали планам Николая II.

Работа с историческим источником «Письмо Вильгельма II Николаю II . Январь 1904 г.»

Причины русско-японской войны:

Столкновение российских и японских интересов за экономическое пространство на Дальнем Востоке.

Российская экспансия на восток.

Желание российского правительства отвлечь народ от революционных выступление.

Экспансия - территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры.

Герои русско-японской войны:

1. Комендор крепости Порт-Артур Григорий Ходосевич был на борту русского миноносца "Страшный", когда 30 марта 1904 года корабль вступил в неравный бой с четырьмя японскими боевыми судами. В бою погибли 49 моряков, в живых остались лишь пять человек, в том числе и Ходосевич. Он оказался в ледяной воде с тяжелым ранением спины. Под спасательным жилетом у него были спрятаны секретные документы. Увидев подходящую к нему японскую шлюпку, Ходасевич негнущимися от холода пальцами стал рвать пакет и есть бумагу вместе с водорослями. Когда японцы подошли и подняли его на борт, от пакета практически ничего не осталось. Допрос тоже ничего не дал - Григорий Ходосевич не сказал ни слова о содержании секретных документов. Герой был отправлен в лагерь для военнопленных и вернулся на родину лишь после войны.

2. 27 марта 1904 года в 2 ч. 15 мин. ночи японцы предприняли вторую попытку заблокировать вход во внутренний рейд, направив 4 больших коммерческих парохода в сопровождении 6 миноносцев; сторожевой миноносец "Сильный" бросился в атаку, расправился с пароходами и вступил в бой с шестью японскими миноносцами. Получив пробоину в паропроводе, "Сильный" превратился в неподвижную мишень для вражеского обстрела. Тогда Зверев закрыл пробоину своим телом и возвратил кораблю ход, пожертвовав своей жизнью. Окутанный клубами пара «Сильный» на малом ходу смог вернуться в Порт-Артур.

3. Разведчик русской армии, рядовой Василий Рябов неоднократно ходи в тыл к японцам в одежде и парике китайского крестьянина. И однажды группа Рябова нарвалась на японский разъезд. Василий Рябов был взят в плен, но на допросе стойко хранил военную тайну и, будучи приговорен к расстрелу, вел себя достойно. Стреляли из ружей с пятнадцати шагов. Василий Рябов принял смерть с открытыми глазами. Японцы были восхищены мужественным поведением русского и сочли своим долгом довести это до сведения его начальства. Записка японского офицера звучит как представление к награде: "Наша армия не может не высказать наших искренних пожеланий уважаемой армии, чтобы последняя воспитывала побольше таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов".

2. Ход военных действий .

Начало войны. Атака порт-артурской эскадры японскими миноносца-ми.

Гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

Броненосец «Петропавловск», на борту которого находились вице-адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин, подорвался на мине.

Начало осады Порт-Артура

Сражение под Ляояном под командованием А.Н. Куропаткина, который дал приказ отступать, боясь окружения.

Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественско-го, направляясь на Дальний Восток, обогнув Африку и Азию.

Сдача Порт-Артура

Сражение под Мукденом, поражение русских войск, инициатива перешла к Японской стороне.

Цусимское сражение, гибель эскадры генерала З.П. Рожественского

Июнь 1905 г.

Захват Японией о. Сахалин

Подписание Портсмутского мирного договора

В 1903 Роман Исидорович Кондратенко был назначен командиром 7-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады в Порт-Артуре. С началом войны в Японии он стал начальником сухопутной обороны крепости. Кондратенко сумел усовершенствовать обороноспособность крепости. Современник отметил: "То, что не было сделано за семь лет. Кондратенко создал в несколько месяцев". Отличительным свойством генерал-майора Кондратенко было умение воздействовать на дух русских войск, поддерживать солдат в самые трудные моменты, что сказалось при отражении четырех штурмов, когда никто не надеялся уже на успех. Генерал связал сухопутные и морские войска в одно целое, умело направлял русские войска к дружной, совместной работе. 2 декабря Кондратенко выехал на форт № 2, подвергшийся очередной атаке противника. Едва он закончил осмотр форта и зашел в офицерский каземат, как 11-дюймовые японские гаубицы начали обстрел. Они выпустили десять снарядов, и последний, пробив потолок каземата, разорвался внутри. Он убил Кондратенко и восемь офицеров.

Многие историки считают, что Порт-Артур мог ещё держаться, так как его гарнизон, насчитывающий 24 тысячи боеспособных солдат и матросов, проявлял невиданную стойкость и решимость защищаться. В крепости имелось ещё достаточное количество вооружения и боеприпасов (610 исправных орудий и более 200 тыс. снарядов к ним), на месяц оставалось запасов продовольствия. Согласно этому акту капитуляции, весь гарнизон крепости попадал в плен. Форты, укрепления, корабли, оружие и боеприпасы должны были оставаться нетронутыми и подлежали сдаче японцам. Когда капитан Цунода посещал Стесселя в Порт-Артуре, генерал сказал, что число пленных после капитуляции составит примерно 8 тысяч, самое большее 10 тысяч. На четвёртый день (8 января 1905 года) реальное число военнопленных в пять раз превышало число, названное русским генералом. Услышав, что оно превышает 43 000 человек (исключая давших клятву больше не воевать и отпущенных на свободу), он был изумлён. При сдаче крепости Анатолий Михайлович Стессель был освобождён японской стороной и вернулся в Россию. 7 февраля 1908 года приговорен к расстрелу, замененному на 10-летнее заключение в крепости. Отбыв чуть больше года в заключении, 6 мая 1909 года освобожден по повелению Николая II.

3 группа. Окончание войны. Причины поражения России в войне .

Мнение историка Б.Л. Романова и Л. И. Деникина (Приложение 2).

Страна вступила в войну плохо подготовленной:

Флот состоял из различных типов судов;

Силы флота были рассредоточены между Порт-Артуром и Владивостоком;

Разбросанность сухопутных войск на Дальнем Востоке;

Плохое вооружение (новейшие разработки лишь у 1/3 сил);

Порт-Артур не укреплен полностью;

Плохие дороги и снабжение;

Не имелось четких планов военных действий, силы противника недооценивались.

Необходимость заключение мира возникла из-за того, что:

1. В России разгорелась революция;

2. Япония находилась на грани экономического истощения;

3. Европейские державы и США были обеспокоены усилением Японии.

Причины поражения русской армии:

Неподготовленность России к войне;

Трудности переброски войск и снаряжения на Дальний Восток;

Недооценка сил противника;

Ошибки командования;

Помощь Японии со стороны Англии и США.

4 группа. Портсмутский мирный договор .

23 августа 1905 г. в морском городке Портсмут (США) подписан договор (приложение 3), по которому:

1. Россия признала Корею сферой японских интересов;

2. Вывод русских и японских войск из Маньчжурии;

3. Россия уступала Японии права на аренду Порт-Артура;

4. Передача Японии железной дороги между Чан-чунь и Порт-Артуром;

5. Переход к Японии южной части острова Сахалин;

6. Предоставление Японии прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.


в 80-х – начале 90-х гг. XIX в.

Политическая обстановка на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Кризис самодержавной власти и попытки политического лавирования. Верховная распорядительная комиссия под председательством М.Т. Лорис-Меликова. Упразднение III отделения и замена его Министерством полиции.

Александр III и его окружение. Поворот к реакции. К.П. Победоносцев и М.Н. Катков – идеологи и вдохновители политической реакции. «Священная дружина».

Контрреформы 80-х – начала 90-х гг. XIX в. Законодательные акты в сфере народного образования и печати. Крестьянский вопрос: перевод крестьян на обязательный выкуп, законы о регулировании крестьянских семейных разделов и об укреплении общины. Меры поддержки помещичьего хозяйства, учреждение Дворянского поземельного банка и «Положение о найме на сельскохозяйственные работы». Введение института земских начальников и упразднение мирового суда.

Земская и городская контрреформы. Меры по подготовке к судебной контрреформе. Национальная политика самодержавия.

Финансово-экономическая политика. Меры министров финансов А.А. Абазы, Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского по укреплению финансов и подъему экономики.

Итоги внутренней политики самодержавия в 1881-1894 гг.

Россия в конце XIX – начале XX в.

Российское общество на рубеже XIX–XX вв. Территория Российской империи. Административное деление и управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Изменения в социальной структуре общества. Культурный и образовательный уровень населения. Изменение быта. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Социально-экономическое развитие России. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Значение иностранного капитала в развитии экономики. Монополистический капитализм в России и его особенности. Появление новых отраслей производства и технологий (нефтепереработка, электротехническая промышленность, химическая промышленность и др.). Русские купцы и промышленники. Рост численности рабочего класса. Сельское хозяйство. Преобладание отсталых методов хозяйствования. Аграрное перенаселение. Основные проблемы социально-экономической модернизации России. Влияние мирового экономического кризиса начала XX в. на экономическую жизнь России.

Внутренняя политика Николая II в 1894–1904 гг. Личность Николая II. Преемственность политического курса. Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти: С.Ю. Витте и В.К. Плеве. Рост влияния Министерства внутренних дел. Обострение политической ситуации в стране в начале XX в. Зубатовский социализм. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Национальная политика. Продолжение процесса русификации национальных окраин. Обострение еврейского вопроса, антисемитизм. Национальные движения.

Внешняя политика России в 1894–1914 гг. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX–XX вв. Мирные инициативы России. Гаагская конференция (1899). Дальневосточная политика Николая II. Отношения с Китаем и Японией. Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия и Антанта.

Общественно-политические движения в начале XX в. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Радикализация общественного движения.

Организационное оформление политических течений, начало формирования российской многопартийности. Образование партии социалистов-революционеров (ПСР). В.М. Чернов. Формирование большевистского и меньшевистского крыла в РСДРП. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов.

Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Начало первой российской революции. 1905 г. Причины революции. Кровавое воскресенье. Революционные выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. «Союз союзов». Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийский крестьянский союз. Булыгинская дума. Деятельность Советов.

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Формирование консервативных и либеральных политических партий.

Декабрьское вооруженное восстание.

Политические реформы 1906–1907 гг. «Основные законы» 1906 г. Выборы в I и II Государственную думу. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Взаимоотношения Думы и правительства. Деятельность фракций, законодательные проекты. Особенности российского парламентаризма. Национальные движения. Рабочее и крестьянское движение 1906–1907 гг. и его значение. Крестьянские наказы. Волнения в армии. Назначение П.А. Столыпина на пост премьер-министра. Роспуск II Государственной думы – окончание революции. Результаты первой российской революции.

Социально-экономическое развитие России в 1907–1914 гг. Реформы П.А. Столыпина. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Школьная реформа. Выход крестьян из общины. Переселенческая политика. Разрушение общины. Изменения в жизни крестьян и дворянском быту. Первые результаты реформ и их противоречивость.

Рост внутреннего рынка. Развитие кооперации. Промышленный подъем. Появление новых отраслей промышленности (самолетостроение, автомобилестроение и др.). Развитие транспорта. Рост экспорта сырья и сельскохозяйственной продукции.

Усиление процесса урбанизации и развитие градостроительства. Изменения в облике городов, в составе и численности их населения. Образ жизни и нравы различных слоев городского населения (служащие, лица свободных профессий, промышленники, купцы, рабочие).

Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. Влияние изменений в социально-экономической жизни на общественное сознание. Новый избирательный закон. III и IV Государственная дума. Усиление роли либеральных фракций. Октябристы как правительственная партия.

Убийство П.А. Столыпина. Изменение правительственного курса. Спад политической активности масс в первые послереволюционные годы. Идейные поиски в среде социалистов и либералов. «Вехи». Политическое провокаторство: Е.Ф. Азеф и Р.В. Малиновский.

Нарастание революционных настроений в 1912–1914 гг. Ленский расстрел. Ужесточение национальной политики правительства. Ликвидация автономии Финляндии. Противоречия политической модернизации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

1.Защита устоев. ← Александр III Николай II (1894) Следовал заветам своего отца. Публичная речь. « Охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно». Александр IIII

4 слайд

Описание слайда:

Общий курс царствования: 1.Николай II уделял внимание совершенствованию политической полиции. 2.Усиление работы губернских жандармерии. 3.Охранные отделения в Москве, Петербурге и Варшаве которые были учреждены при Александре III послужили основой для создания политического сыска.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

2.Самодержавие и дворянство. Опорой для самодержавия было поместное дворянство. Поместное дворянство- дворяне – помещики. Наиболее ярко эта поддержка проявилась во все расширявшейся деятельности Дворянского банка: к началу XX в. сумма ссуд, выданных им помещикам на льготных условиях, превысила 1 млрд. руб. Ту же цель преследовали и другие меры финансового характера: значительное понижение процентов по ссудам должникам-помещикам, устройство дворянских касс взаимопомощи.

7 слайд

Описание слайда:

3.Самодержавие и буржуазия. Буржуазия – в финансовом плане была влиятельна, но не в политическом. Государственные кредиты и налоговые льготы, покровительственная таможенная политика и стремление к захвату новых источников сырья и рынков сбыта - во всех этих отношениях правление Николая II вполне отвечало интересам российского буржуа.

8 слайд

Описание слайда:

Преемственность курса подчеркивалась и тем, что министром финансов при Николае долгое время оставался С.Ю.Витте, занявший этот пост еще при его отце. Этот яркий государственный деятель, тесно связанный с торговыми и промышленными кругами, предпринял ряд серьезных мер, способствовавших развитию капиталистических отношений в России. Главной из них явилась денежная реформа: в 1897 году была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечившая устойчивые прибыли предпринимателям, Витте был одним из главных организаторов строительства Транссибирской железной дороги, способствовавшей активизации русской политики на Дальнем Востоке. По его инициативе Россия начала экономическое проникновение в Северный Китай. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) министр путей сообщений, министр финансов)

9 слайд

Описание слайда:

4.Крестьянский вопрос. Низкая урожайность, падение платёжеспособности, заметный рост волнений.

10 слайд

Описание слайда:

По мнению Витте и его сторонников, русская деревня нуждалась в крепком предприимчивом хозяине. Для этого было необходимо сравнять крестьян в правах с представителями других слоев населения, и, прежде всего, необходимо было разрушить общину: позволить крестьянам выходить из нее по собственному желанию, закрепляя за собой свои наделы в частную собственность. Группировка противников вместе с В.К.Плеве. По их мнению, подобные преобразования были вредны. Группировка выражала интересы помещиков старого, крепостнического Плеве и его сторонники предполагали решать крестьянский вопрос традиционными методами: сохранить сословную обособленность крестьян, искусственно поддерживая общину, и в то же время всячески усиливать административный и полицейский надзор за деревней. К 1903 г. группировка Плеве одержала победу. Выходы из положения по крестьянскому вопросу искали: Вячеслав Константинович Плеве (1946-1904)российский гос. деятель.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Пролетариат в царской России не имел никаких прав: на создание профсоюзов, проведение политических забастовок. Тем самым не было возможности отстаивать свои интересы (8-часовой рабочий день, получение достойной зарплаты, пенсионного обеспечивания и др.) Не случайно российский пролетариат был самым угнётённым, самым нищим в Европе. В результате пролетариат России оказался открытым для революционной агитации. Пролетариат- класс наемных рабочих, лишенных средств производства вынужденных жить продажей своей рабочей силы. Царское правительство видела опасность в неуклонно растущем рабочем движении.. Выступления всё более массовый и организованный характер. Методы арестов и ссылок не усмиряли, а ещё больше разжигали рабочее движение.

13 слайд

Описание слайда:

В это время определённую поддержку в верхах получил начальник московского охранного отделения С.В.Зубатов. С его точки зрения, забастовки, направленные на повышение заработной платы, сокращение рабочего дня и пр., вполне закономерны: они порождены естественным стремлением рабочих улучшить свое тяжелое положение. Главную задачу Зубатов видел в том, чтобы удержать рабочее движение в рамках этой сугубо экономической борьбы, лишить его политической направленности, нейтрализовать то влияние, которое имели на пролетариат революционеры-интеллигенты. А для этого, считал Зубатов, представителям власти необходимо было взять рабочее движение под свой контроль. « Зубатовщина» Сергей Васильевич Зубатов (1864- 1917)

14 слайд

Описание слайда:

В 1901-1903 гг. в Москве стали возникать общества "взаимного воспомоществования рабочих"; открывались чайные - своеобразные рабочие клубы; в Историческом музее для рабочих читались лекции о легальных организациях западноевропейского пролетариата - кассах взаимопомощи, кооперативах, профсоюзах и пр. Самое же главное - зубатовские "общества" стали вмешиваться в конфликты между рабочими и предпринимателями. Крах « Зубатовщины». Все это принесло зубатовцам временную популярность среди московских рабочих. Но последнее слово осталось за предпринимателями. Их постоянные жалобы на вмешательство охранки в фабрично-заводские дела были поддержаны министром финансов Витте, В конце концов деятельность зубатовцев была официально ограничена чисто идеологической сферой - лекциями да чайными... После того, как рабочие убедились, что легальные организации бессильны изменить их положение к лучшему, они отвернулись от зубатовцев. ЗУБАТОВЩИНА. политика "полицейского социализма", один из методов борьбы царского пр-ва с рабочим движением в России накануне революции...

15 слайд

Описание слайда:

6. Основные направления внешней политики. Западное Отношение с Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией - за влияние на Балканах. Уже были офомлены два блока Тройственный союз(1882 и Антанта(1894). Южное Отношения с Турцией и Ираном за черноморские проливы, укрепить своё экономическое и политическое влияние в Азии. Дальневосточное Отношения с Китаем и Японией. Обострилась борьба за сферы влияния Китая.

16 слайд

Описание слайда:

7.Русско- японская война (1904-1905 г) Причины войны. Стремительное усиление России на Дальнем Востоке (в 1898 г. была построена КВЖД в Маньчжурии, в 1903 - сквозная Транссибирская магистраль до Владивостока, на Ляодунском полуострове Россия построила военно-морские базы. Укрепились позиции России в Корее) обеспокоило Японию, США и Англию. Они стали подталкивать Японию к началу войны против России с целью ограничить ее влияние в регионе;

17 слайд

Описание слайда:

Царское правительство стремилось к войне с, казалось, слабой и далекой страной - нужна была "маленькая победоноснаяя война", - полагал В. К. Плеве и другие; 3) Требовалось укрепление позиции России на международной арене; 4) Стремление правительства России отвлечь народ от революционных настроений. Главным итогом войны стало то, что, вопреки надеждам на то, что "победоносная война" отсрочит революцию, она, по мнению С. Ю. Витте, приблизила ее "на десятки лет".


Николай Второй Александрович Романов. годы правления гг. При каких обстоятельствах Николай II вступил на престол? Работа с документом.стр. 17 Листок из архива: О каких бессмысленных мечтаниях говорит Николай?




Самодержавие и народ: Дворянство – опора. Буржуазия – в финансовом плане влиятельна, но не имеет политических прав Крестьяне – общинная организация, сохранение временнообязанного положения,не решен земельный вопрос. Рабочие –нет прав, отсутствует рабочее законодательство, проблема забастовок.




Вячеслав Константинович Плеве. Министр внутренних дел() Покрыл страну сетью охранных отделений, усилив роль их начальников, наделив их административными правами. Пытался справиться с нарастающим рев. движением как поддержкой организации С.В. Зубатова, так и усилением репрессий, направляя карательные экспедиции против выступлений крестьян, поддерживая еврейские погромы, и т.д. Был одним из тех деятелей, которые убеждали Николая II в необходимости русско-японской войны ("Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война"). Был убит эсером Е.С.Созоновым.С.В. Зубатова


Сергей Юльевич Витте. Министр финансов. министр путей сообщения (1892), министр финансов (), председатель Комитета министров (190306), председатель Совета министров (190506). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации». Противник начала войны с Японией и главный переговорщик при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. По чинам действительный тайный советник (1899). С 1903 член Государственного совета. Автор многотомных воспоминаний.


«Зубатовский социализм». Сергей Васильевич Зубатов. Попытка охранного отделения в гг. взять под опеку правительства рабочее движение Принципы легального рабочего движения в изложении Зубатова: Создание «Обществ взаимной помощи рабочих механического производства» Замена революционного учения эволюционным, а следовательно, отрицание, в противоположность революционерам, всех форм и видов насилия. Проповедь преимущества самодержавной формы правления в области социальных отношений, как формы, по внеклассности своей, заключающей в себе начало третейское, а следовательно, враждебной насильственным приёмам и склонной к справедливости. Разъяснение разницы между революционным рабочим движением, исходящим из социалистических начал, и профессиональным, покоящимся на принципах капиталистического строя: первое занято реформою всех классов общества, а второе своими непосредственными интересами. Твёрдое уяснение того положения, что границы самодеятельности оканчиваются там, где начинаются права власти: переход за эту черту был признан недопустимым своеволием, всё должно направляться к власти и через власть.


Внешняя политика: «Большая азиатская программа» Николая II включения Китая в сферу интересов России «безобразовская клика» (Безобразов, Плеве и др. выступали за агрессивную внешнюю политику на Дальнем Востоке «Нам нужна маленькая победоносная война!») Витте, Столыпин выступали за экономическое сотрудничество со странами Азии и Востока (концессия-КВЖД аренда Порт-Артура с 1898 г))





Внешняя политика. Причины русско- японской войны гг.: Русско-японская война гг. 1). Стремительное усиление России на Дальнем Востоке (в 1898 г. была построена КВЖД в Маньчжурии, в сквозная Транссибирская магистраль до Владивостока, на Ляодуньском полуострове Россия построила военно-морские базы. Укрепились позиции России в Корее) обеспокоило Японию, США и Англию. Они стали подталкивать Японию к началу войны против России с целью ограничить ее влияние в регионе; 2). Царское правительство стремилось к войне с, казалось, слабой и далекой страной - нужна была "маленькая победоносная война", - полагал В.К. Плеве и другие; 3). Требовалось укрепление позиции России на международной арене; 4). Стремление правительства России отвлечь народ от революционных настроений. Главным итогом войны стало то, что, вопреки надеждам на то, что "победоносная война" отсрочит революцию, она, по мнению С.Ю. Витте, приблизила ее "на десятки лет".

Цели:

  1. Образовательная: Изучить внешнюю политику России накануне Первой мировой войны, выяснить какое место Россия занимала на международной арене.
  2. Развивающая: Развить лидерские качества, логическое, аналитическое, абстрактное мышление, культуру речи учащихся;
    Отработать навыки работы с исторической и контурной картой, с опорным конспектом, умение составлять логичный ответ при помощи сжатой информации (работа с таблицами).
  3. Воспитательная: Содействовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Родине, а так же инициативности, бережного отношения к рабочему времени, чувства коллективизма и ответственности учащихся.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Методы: проблемный, поисковый.

Формы: индивидуальная работа, работа в микрогруппах, выступления, эвристическая беседа, лекция.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (приложение №5 ), политическая карта мира начала ХХ века, атлас «История России ХХ века», контурные карты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», цветные карандаши, опорные конспекты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», таблица «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ века», мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917 г.», доска и мел.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовность к занятию.

Преподаватель называет тему урока и дает инструкции учащимся.

Посмотрите на доску, тема нашего урока «Внешняя политика России в начале ХХ века» - это рабочее название темы, запишите ее в тетради, но в конце урока мы еще раз вернемся к ней и попробуем сформулировать точнее, поэтому отступите несколько клеток в тетради от предыдущего конспекта.

II. Постановка цели

Преподаватель ставит цель урока.

Сегодня мы должны выяснить, какое место занимала Россия на международной арене в начале ХХ века.

III. Мотивация

Когда мы изучали внешнюю политику России во второй половине XIX в., мы делали акцент на том, что именно в конце XIX – начале ХХ вв. начинают складываться предпосылки к мировой войне. Поэтому, чтобы понять причины, ход, особенности, результаты и итоги Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны, мы должны знать и уметь анализировать события, которые произошли в мире в конце XIX – начале ХХ вв., и какую роль в этих событиях играла наша Родина.

Преподаватель активизирует знания учащихся по пройденным темам.

Давайте вспомним события второй половины XIX в.

Фронтальный опрос.

Посмотрите на карту. Какие направления во внешней политике России мы выделяем? (Во внешней политике России мы традиционно выделяем три направления: Западное, Восточное и Южное.)

IV. Изучение нового материала

Преподаватель начинает формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1 ) на доске и просит учащихся записать схему в тетради.

Преподаватель знакомит учащихся с планом урока.

Итак, на этом уроке мы должны изучить три направления внешней политики России в начале ХХ в.

Преподаватель обращает внимание учащихся на экран.

Осенью____ года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: «Чувствую конец». За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на терассе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: «Точно так, папенька», - и скрепил автографом вступительный документ. (Слайд 1, приложение №5 )

Осенью какого года скончался Александр III?

О каком императоре идет речь в данном рассказе?

Вот с какими словами Николай II принял престол: «От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской…» (Слайд 2 )

Так какое наследство в области внешней политике получил Николай II.

Преподаватель просит учащихся разделиться на 6 микрогрупп, и дает задание и инструкции.

Проработайте таблицу «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ в».

Каждая группа изучает одну державу (приложение №2 ), работает с атласом и готовит выступление на 2 минуты по алгоритму: Страна - союзники – противники – колониальная политика. (Слайд 3 ).

На работу в группах отводится 5 минут.

По истечении времени преподаватель просит представителей от групп выйти к карте с докладом.

После каждого докладчика преподаватель обращает внимание учащихся на доску и продолжает формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1 ).

Сформировав в схеме западное направление внешней политики России в начале ХХ в, преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса.

1. В каком году сформировался Тройственный союз?
2. В каком году закончил формироваться блок Антанта?
3. Какой из этих блоков прочнее и сильнее? Почему?

Преподаватель подводит итог западного направления внешней политики России и обращает внимание учащихся на схему (приложение №1 ).

(Слайд 4 )

В Европе сложилось два крупных блока к началу ХХ в. – Тройственный союз и блок Антанта, данные блоки и станут участницами Первой мировой войны. Тройственный союз был наиболее сильным, прочным, устойчивым и агрессивным.

Преподаватель обращает внимание учащихся на восточное направление внешней политики России в начале ХХ в, и просит учащихся посмотреть документальный фильм «Русско-японская война 1904-1905 гг.» (Мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917 года»).

После просмотра фильма преподаватель дает задание и инструктирует учащихся.

Пользуясь опорным конспектом (приложение №3 ) и атласом выполните задания в контурных картах (приложение №4 ).

На работу в контурных картах отводится 5 минут.

Через 5 минут преподаватель просит учащихся сдать контурные карты на проверку.

1. Почему началась русско-японская война?
2. Назовите сторонников воюющих стран.
3. Почему Россия проиграла войну?

Преподаватель подводит итог восточного направления внешней политики России и обращает внимание учащихся на схему (приложение №1 ). Преподаватель предлагает в восточном направлении обозначить русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. и сделать сноску на опорный конспект.

На Дальнем Востоке Интересы России столкнулись с интересами Японии, и несмотря на революцию и протест общественности Россия вступила в войну, но «маленькой победоносной победы» не произошло и Россия усугубила свое положение, потеряв авторитет на международной арене.

Мы изучили западное и восточное направление внешней политики России в начале ХХ в, и по плану урока приступаем к рассмотрению южного направления. Южное направление внешней политики в конце XIX в было связанно с событиями на Балканском полуострове.

Преподаватель активизирует знания учащихся.

Скажите, какие события произошли на Балканах во второй половине XIX в?
- Назовите итоги этой войны.

Преподаватель подводит итог.

Главной причиной вступления России в войну с Турцией было то, что Россия хотела помочь славянским народам, проживавшим на Балканах. И, победив Турцию в войне, не смогла отстоять свою победу на мировой арене перед ведущими державами.

Преподаватель предлагает учащимся продолжить формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» и обозначить в южном направлении Балканский полуостров (приложение №1 ), прослушать и законспектировать лекцию.

В 1908–1909 годах разразился Боснийский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на Балканах, в 1908 году аннексировала Боснию и Герцеговину. Россия под нажимом Германии была вынуждена признать это действие австрийского правительства, так как не готова была помешать ему военными средствами.

Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала сплочение балканских народов и новый подъем их национально-освободительной борьбы. Болгария провозгласила свою независимость. В 1912 году при посредничестве России Болгария и Сербия заключили оборонительный союз против Австро-Венгрии и наступательный против Турции. К ним присоединилась Греция. В начавшейся войне с Турцией они быстро добились успеха.

В результате Османская империя потеряла фактически всю европейскую часть своей территории, сохранив лишь узкую полоску земли, прилегающую к ее столице Стамбулу. Однако в 1913 году между балканскими государствами Болгарией, Сербией и Грецией разгорелся конфликт из-за территориальных споров. Его подогревали интриги австрийских и германских дипломатов. Россия не смогла предотвратить распад Балканского союза и войну между бывшими союзниками. Мирная конференция в Бухаресте, завершившая Балканскую войну, не только не сняла противоречия, но и усилила их. Особенно острыми они были между Болгарией, которую начала поддерживать Германия, и Сербией, на стороне которой выступала Россия. Балканы стали «пороховым погребом» Европы.

Преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса:

1. В каких годах разразился Боснийский кризис?
2. Какие страны Балканского полуострова вошли в состав оборонительного союза против Австро-Венгрии и наступательный союз против Турции?
3. Когда и почему распался данный союз?
4. Как историки называют Балканский полуостров в первой четверти ХХ в?

Преподаватель обращает внимание учащихся на схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1 ) и просит учащихся сделать вывод.

Преподаватель напоминает учащимся о том, что название темы урока было рабочим, и предлагает точнее сформулировать тему урока и записать ее в тетрадь. Учащиеся формулируют тему урока: «Мир накануне Первой мировой войны» и записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока

Преподаватель выставляет оценки учащимся за работу на уроке. (Слайд 5 )

VI. Домашнее задание

Преподаватель задает домашнее задание:

Сегодня мы изучили мир накануне Первой мировой войны, но упустили из виду вопрос о вооружении стран накануне войны. Самостоятельно изучите каким оружием обладали ведущие державы накануне Первой мировой войны. Самые яркие и интересные доклады будут отмечены положительной оценкой.