Русско немецкие отношения исторические данные. Межгосударственные отношения россии и германии. Великая Отечественная война

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, -

наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарии к статье 291.1 УК РФ

Комментируемая статья, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК РФ Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ. Ранее по УК РФ это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления, и ответственность за него наступала по ст. ст. 33, 290 или 291 УК РФ.

Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий:

1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя;

2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25000 рублей. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции ст. 291.1 УК состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы двадцати пяти тысяч рублей.

В этой связи возникает вопрос о том, какова должна быть квалификация посредничества в ином случае, когда сумма предмета взятки составляет двадцать пять тысяч рублей или менее.

В таких случаях состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать. Однако это не означает декриминализацию действий посредника применительно к таким ситуациям. В указанных случаях они должны квалифицироваться, как и ранее, с использованием правил института соучастия по ст. ст. 33, 290 или по ст. ст. 33, 291 УК РФ.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены: передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.

Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве, и в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК РФ).

При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Если же такой "мнимый посредник" еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 291.1 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления - посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ.

В ч. 3 ст. 291.1 УК РФ предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

П. "а": группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

П. "б": в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. рублей.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. рублей).

В ч. 5 ст. 291.1 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

Анализируя данный состав преступления, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, и в данный состав в качестве обязательного признака включается признак суммы предмета взятки. Так же как и применительно к другим видам посредничества, в случае если эта сумма не превышает 25 тыс. рублей, состав преступления, предусмотренный ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, отсутствует, а действия виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и соответственно ст. ст. 290 или 291 УК РФ.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве.

По смыслу закона, если лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, впоследствии совершило преступление, предусмотренное ч. ч. 1 - 4 ст. 291.1 УК РФ, содеянное им квалифицируется по соответствующей части этой статьи как посредничество во взяточничестве без совокупности с ч. 5 ст. 291.1 УК РФ.

В случае, когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве взятки должностному лицу либо посреднику и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным ч. 5 ст. 291.1 УК РФ.

Примечание к ст. 291.1 УК РФ содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Условия освобождения от уголовной ответственности посредника во взяточничестве аналогичны за некоторыми исключениями условиям освобождения лица, совершившего дачу взятки (см. комментарий к ст. 291 УК).

На современном этапе отношения России и Германии противоречивы, хоть обе стороны не раз высказывались по поводу необходимости усиления сотрудничества в политической, экономической и культурной сферах. Так 24 мая 2014 года в Санкт-Петербурге на встрече с руководителями мировых информагентств В.В. Путин сказал: «Что касается наших отношений с Федеративной Республикой. Они у нас полномасштабные… Я глубоко убежден в том, что к ним нужно подходить очень бережно». 20 мая 2014 года в интервью газете Leipziger Volkszeitung Ангела Меркель отметила: «Для нас, немцев, Россия является близким партнером. Между немцами и русскими, как между ЕС и Россией, имеется большое количество надежных контактов. Хорошие отношения с Россией - в наших интересах» http://www.kommersant.ru/doc/2619834 сайт Коммерсант. В целом отношения строились именно в духе партнерства.

Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены еще 13 сентября 1955 года. Непосредственно началом отношений между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией послужило признание 26 декабря 1991 года России в качестве государства-продолжателя бывшего СССР.

Правовая основа отношений заложена в Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, подписанном 9 ноября 1990 года (хоть он и был заключен еще с СССР). Договор установил главные принципы отношений, среди которых взаимное уважение суверенного равенства, территориальной целостности, политической независимости, приверженность делу предотвращения войн, отказ от каких-либо территориальных претензий, стремление к сокращению вооруженных сил, а также проведение регулярных консультаций на высшем уровне не реже раза в год и не реже двух раз в год на уровне министров иностранных дел, углубление экономического сотрудничества, стремление к упрощению визового режима и т.д.

Частью правового фундамента послужило также Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 года. Принципиальное значение имеет Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, подписанный ГДР, ФРГ, Великобританией, США, СССР и Францией, который обозначил главные положение по вопросу объединения Германии (в нем же зафиксирован отказ объединенной Германии от владения и распоряжения ядерным оружием).

Наглядным подтверждением заинтересованности России в расширении политического диалога с Германией послужило то, что свой первый визит в качестве президента РФ В.В. Путин совершил 15-16 июня 2000 года в Берлин. С этого момента отношения с Германией для России стали одними из приоритетных, что также подтвердила Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в июле 2000 года http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html сайт Независимой газеты. Немаловажным был и визит В.В. Путина в Германию 25-27 сентября 2001 года и его выступление в Бундестаге на немецком языке. Свидетельством перехода отношений на новый уровень служит также создание в 2001 году дискуссионного форума общественности под названием «Петербургский диалог». Он проводится раз в год и является средством общения общественности двух стран. Работа форума ведется в рамках шести рабочих групп: «Политика и гражданское общество», «Предотвращение кризисных ситуаций и политика мира», «Экономика и деловая жизнь», «Молодежные обмены, образование и наука», «Культура», «Средства массовой информации».

За последние двадцать пять лет Германии и России удалось найти развязки по вопросам, оставшимся открытыми еще с советских времен. Так были выполнены договоренности о выводе российских войск с территории Германии (вывод был завершен 31 августа 1994 года), заключены соглашения об уходе за военными памятниками и могилами, о выплате Германией компенсаций жертвам преследований нацистов (400 млн марок по двусторонним договоренностям 1993 года и более 800 млн марок по многостороннему соглашению от 17 июля 2000 года).

Значительные успехи были достигнуты и по вопросу исторического примирения и укрепления доверия, о чем свидетельствует участие канцлеров ФРГ в торжествах в Москве 9 мая (Г. Коль, Г. Шрёдер, А. Меркель). В 2001 году впервые в истории Президент Российской Федерации и Федеральный канцлер ФРГ возложили совместные венки на мемориальном Пискаревском кладбище и к мемориалу советским воинам в Берлине.

В 1990-е годы организационным инструментом координации и развития двусторонних экономических, финансовых и научно-технических связей являлся Консультационный совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Уже в июне 2000 года по инициативе Президента России и Федерального канцлера ФРГ учреждена рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов. 14 декабря 2007 года в Москве начала работать Российско-Германская внешнеторговая палата, представляющая интересы предпринимателей обеих стран. В 2003 году по решению Президента РФ и Федерального канцлера ФРГ создана двусторонняя рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности.

С 1998 года проводятся регулярные двусторонние Межгосударственные консультации на высшем уровне с участием членов правительств России и Германии. В октябре 2010 года состоялся государственный визит в Российскую Федерацию Президента ФРГ К. Вульфа. В ноябре этого же года в ФРГ с рабочим визитом находился Председатель Правительства РФ В.В. Путин. В ноябре 2011 года Президент РФ Д.А. Медведев посетил ФРГ с официальным визитом, в ходе которого состоялась торжественная церемония открытия первой ветки газопровода «Северный поток». В 2012 и 2013 году состоялись рабочие визиты В.В. Путина в ФРГ. В 2013 году в качестве почетного гостя А. Меркель участвовала в работе 17-го Петербургского международного экономического форума. Также в плановом режиме проводятся межпарламентские обмены.

О стремлении Германии сотрудничать с Россией свидетельствует и Резолюция Бундестага по российско-германским отношениям от 6 ноября 2012 года http://russkoepole.de/ru/?option=com_content&view=article&id=915:bundestag-resol&catid=1:latest-news&Itemid=18&lang=ru портал общегерманского координационного совета русских соотечественников Русское Поле, резолюция Бундестага по российско-германским отношениям. В ней Россия рассматривается как важный стратегический партнер, с которым Германию связывает долгая история сотрудничества, которое необходимо сохранить и расширить в будущем. Признается, что с региональными и мировыми вызовами можно справиться только совместно с Россией.

Партнерские отношения развивают 23 субъекта РФ и 14 земель ФРГ. Реализуются межрегиональные соглашения и договоренности различной направленности. Наиболее плотные контакты германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Калужская, Саратовская, Калининградская, Ульяновская области, Уральский район, Краснодарский край. Партнерские отношения установлены между более чем сотней пар российских и немецких городов. В июне 2015 года планируется 13-я встреча городов-побратимов в Карлсруэ.

В становлении российско-германских отношений значимую роль сыграла и культурная составляющая. Так 23 мая 2011 года по 22 мая 2012 года прошел «Российско-Германский год образования, науки и инноваций». В 2012-2013 году под патронатом президентов двух стран была реализована программа «перекрестных»годов России и Германии. Также в 2006 году в Москве и Гамбурге учреждены Национальные координационные бюро по молодежным обменам, осуществляющие практическую, аналитическую, информационно-консультационную работу в этой сфере.

В целом в политических отношениях ФРГ и России можно выделить некоторые основные черты. Двусторонние отношения всегда строились на восприятии друг друга в качестве союзников, имеющих общие интересы и ценности. В годы президентства В.В. Путина произошли значительные позитивные сдвиги в функционировании внешнеполитического механизма, затронувши и отношения с Германией. В отношениях с Германией преобладали прагматизм и экономическая целесообразность в силу осознания важности обеих стран друг друга в качестве стратегических партеров. Более того сложилась система устойчивых институтов, которые обеспечивают поддержку российско-германским отношениям.

(Россия, Франция и Великобритания) достигли апогея и привели к началу Первой мировой войны . Большевики , пришедшие к власти в России в результате Октябрьской революции 1917 года , пошли на сепаратные мирные переговоры с Центральными державами и подписали кабальный Брестский мир , который несколько облегчил положение Германии, позволил ей на короткое время (до конца 1918 года) достичь своих экспансионистских целей на востоке и сосредоточить основные силы на Западном фронте. Брестский мирный договор утратил силу в ноябре 1918 года в связи с поражением Германии в войне.

Между тем и Сталин, и Гитлер не сомневались, что военное столкновение СССР и Германии неизбежно. 31 июля 1940 года Гитлер представил на военном совещании общий план будущей войны против СССР - план «Барбаросса ». 22 июня 1941 года нацистская Германия совместно со своими европейскими союзниками напала на Советский Союз, начав самый кровопролитный конфликт в истории человечества, известный в России как Великая Отечественная война . Военно-политическое руководство Третьего рейха, рассчитывая на стратегию молниеносной войны («блицкриг »), намеревалось ликвидировать советское государство, завладеть его богатствами, физически истребить основную часть населения и «германизировать» территорию страны вплоть до Урала - генеральный план Ост .

антигитлеровской коалиции изгнал захватчиков со своей территории и освободил от нацизма страны Центральной и Восточной Европы, сыграв решающую роль в его разгроме в Европе . Война завершилась в мае 1945 года победой Красной Армии и .

После поражения в войне Германия была разделена союзниками на четыре оккупационные зоны . На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции (Тризония) 7 сентября 1949 года была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне , через месяц, 7 октября 1949 года, в советской зоне оккупации Германии - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . 9 мая 1955 года ФРГ вступила в НАТО , ГДР 14 мая 1955 года - в . 13 августа 1961 года между Восточным и Западным Берлином была возведена Берлинская стена . ГДР, на территории которой дислоцировалась группа советских войск , стала главным форпостом социалистического лагеря в холодной войне .

История

Средние века

Первые торговые и династические связи существовали ещё между Древнерусским государством и Священной Римской империей . Известно о русском посольстве, отправленном будущему императору Оттону I княгиней Ольгой в 959 году . В 1089 году дочь киевского князя Всеволода Ярославича Евпраксия ненадолго стала супругой императора Генриха IV (примечательно, что в 1043 году Ярославу Мудрому не удалось выдать замуж за Генриха III одну из своих дочерей).

Период Русского государства

В 1913 году Германия была главным торговым партнером России: на неё приходилось 29,8 % российского экспорта и 47,5 % импорта . Германия также была одним из основных инвесторов в Россию (наравне с Францией, Бельгией и Великобританией). Советский дипломат Г. В. Чичерин считал, что накануне 1917 года в России весь иностранный акционерный капитал составлял около 1,300 млрд рублей, из них германские вложения - 378 миллионов рублей, тогда как английские только 226 миллионов рублей .

Первая мировая война

В 1934 году СССР вступил в Лигу наций. Советская дипломатия боролась за создание единого антифашистского фронта и системы коллективной безопасности, одновременно развивая двусторонние межгосударственные отношения. В 1935 году между СССР, Францией и Чехословакией были подписаны договоры о взаимной военной помощи в случае агрессии со стороны других держав. В то же время Польша в 1934 году предпочла заключить декларацию о ненападении и взаимопонимании с Германией, а Англия в 1935 году подписала с Германией военно-морское соглашение.

Обострение международной обстановки в начале 1939 года заставило Великобританию и Францию пойти на переговоры с СССР о совместном противодействии агрессии, однако одновременно они продолжали искать пути достижения соглашения с Третьим рейхом и добивались от советского руководства принятия на себя односторонних обязательств по оказанию помощи странам, которым угрожала германская агрессия, что привело бы к втягиванию СССР в войну с Германией. Германское руководство, воспользовавшись противоречиями между западными державами и СССР, предложило советскому правительству заключить договор о ненападении, выразив при этом готовность учесть территориальные интересы СССР. Подобное соглашение руководство Третьего рейха рассматривало как способ нейтрализации СССР и намеревалось соблюдать его лишь до тех пор, пока это не начнёт противоречить интересам Германии.

Военно-политическое руководство Третьего рейха, рассчитывая на стратегию молниеносной войны («блицкриг »), намеревалось ликвидировать советское государство, завладеть его богатствами, физически истребить основную часть населения и «германизировать» территорию страны вплоть до Урала . Для советского народа Великая Отечественная война стала справедливой войной за свободу и независимость его Родины .

В ходе войны Советский Союз в составе антигитлеровской коалиции нанёс наибольший ущерб вооружённым силам Германии и её европейских союзников, изгнал захватчиков со своей территории и освободил от нацизма страны Центральной и Восточной Европы, тем самым сыграв решающую роль в его разгроме в Европе .

По мере разрастания бедствий и разрушений, отношение к немцам в советском обществе перешло в гнев и ненависть, а слово «немец» на многие годы стало синонимом врага. Среди немцев презрительное отношение к русским, подогреваемое нацистской идеологической пропагандой, выливалось в крайнюю жестокость, в том числе по отношению к мирному населению. В самой Германии не утихала официальная пропаганда, которой подпитывался образ русского народа как варваров.

Война завершилась в мае 1945 года победой Красной Армии и безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии . Нюрнбергский трибунал , состоявшийся в 1945-1946 гг., дал оценку развязанной нацистской Германией агрессивной войне против всего мира, военным преступлениям, преступлениям против мира и человечности, а также вынес приговор нацистским преступникам, стремившимся к мировому господству .

Эпоха холодной войны

Политика

После поражения в войне Германия оказалась поделенной между Союзниками на четыре оккупационные зоны. На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции 7 сентября была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне . Через месяц в советском секторе - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . В ФРГ вступила в НАТО , а ГДР в - в Организацию Варшавского договора . 13 августа между Восточным и Западным Берлином была возведена стена . Таким образом, Восточная Германия стала главным форпостом СССР в холодной войне .

На территории ГДР дислоцировалась Группа советских войск в Германии , считавшаяся одной из наиболее боеспособных в Советской Армии . Германия стала важным центром деятельности Комитета государственной безопасности в его противостоянии с западными спецслужбами. В основном именно в Германии между США и СССР происходил обмен арестованными шпионами (в этой связи получил известность мост Глинике).

Разрядка международной напряженности и обширные политические реформы в СССР в конце 80-х привели в конце концов к распаду Социалистического лагеря , Варшавского договора, а позже и самого Советского Союза. 9 ноября стена, разделявшая столицу Германии на протяжении 28 лет, была демонтирована. 12 сентября 1990 года в Москве был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии . 3 октября ГДР вошла в состав Федеративной Республики Германия , холодная война окончилась. В сентябре Германию покинул последний российский солдат.

Экономика

После второй мировой войны экономические отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями «холодной войны ». Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. C начала 1970-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР. Особое значение для этих отношений имела

смоленские полки приняли в составе войск Великого княжества литовского участие в Грюнвальдской битве .

Немцы в Московской Руси

Эпоха Российской империи

Первая мировая война

Межвоенное время (1922-1941)

Взаимоотношения с Веймарской республикой

Это был первый межгосударственный договор, регулирующий взаимоотношения между Германией и Россией после окончания Первой мировой войны. В дальнейшем он подтверждался и расширялся другими договорами, в часности в 1926 г. Берлинским договором . Подписанием же Рапалльского договора, как Веймарская республика так и Советская Россия, находившиеся в международной изоляции, рассчитывали усилить свои позиции на международной политической арене. Важное значение подписание имело и для экономики двух стран: для Германии Россия являлась хорошим рынком сбыта промышленной продукции, бойкотировавшейся в это время в других странах Европы; для России сотрудничество с Германией означало возрождение собственной промышленности, пришедшей в упадок и разрушенной во время гражданской войны. Конкретно в рамках договора было обговорено о поставках германской стороной оборудования для разработки каспийских нефтяных месторождений. Выгода представлялась обоюдной: Россия без помощи других европейских стран разрабатывает нефтяные месторождения; Германия уменьшает свою зависимость от нефтяных картелей Великобритании и США.

Несмотря на широко распространённое мнение, что в Рапалло были подписаны также тайные дополнительные протоколы о военном сотрудничестве, каких-то дополнительных или отдельных соглашений заключено не было. Тем не менее ещё до рапалльской встречи, Веймарская республика, в военном отношении имевшая права только на войска для «внутренних нужд» сотрудничала С Россией в этой области. С установлением дипломатических отношений работа в этом направлении была усилена: Германия имела возможность обучать своих военных специалистов для авиации и танковых войск (что ей было запрещено после Первой мировой войны); Россия получила доступ к немецким военным разработкам и также возможность обучения своих военных кадров.

В рамках военного сотрудничества в 1925 г. под Липецком была организована совместная лётная школа. На базе уже имеющегося аэродрома и некоторых построек, после реконструкции и создания необходимой инфраструктуры, под руководством немецких специалистов за 8 лет существования было подготовлено около 120 летчиков для Германии и какое-то количество военных специалистов для Советского Союза.

3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью, но к практическому обучению в ней приступили только с весны 1929 года. В школе одновременно обучалось не более 12 человек. 20 июня 1933 года школа была расформирована. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено до 30 офицеров рейхсвера . Одним из советских выпускников школы был Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С. М. .

Также в 1926 г. был подписан договор о создании совместной химической лаборатории для военных целей (Объект «Томка»). В Саратовской области на объекте «Томка» «испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии, авиации, а также средства и способы дегазации загрязненной местности ».

Взаимоотношения с Третьим Рейхом

Великая Отечественная война

Эпоха холодной войны

После поражения в войне Германия оказалась поделенной между Союзниками на четыре оккупационные зоны. На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции 7 сентября была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне . Через месяц в советском секторе - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . В ФРГ вступила в НАТО , а ГДР в - в Организацию Варшавского Договора . 13 августа между Восточным и Западным Берлином была возведена стена . Таким образом, «Восточная Германия» стала главным форпостом СССР в холодной войне .

На территории ГДР дислоцировалась Группа советских войск в Германии , считавшаяся одной из наиболее боеспособных в Советской Армии . Германия стала также, пожалуй, важнейшим центром деятельности Комитета государственной безопасности в его противостоянии с западными спецслужбами. В основном именно в Германии между США и СССР происходил обмен арестованными шпионами (в этой связи получил известность мост Глинике).

Современная ситуация

Политические отношения

Экономическое сотрудничество

Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли. Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 процентов от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 процентов природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктов машиностроения .

Сотрудничество в культурной сфере

В культурном плане между обоими государствами существует тесное сотрудничество. 2005 год был годом Германии в России, а - годом России в Германии. Россия была основной страной на Франкфуртской книжной ярмарке. Одним из периодически возникающих вопросов, связанных с культурной сферой, является вопрос о возращении Германии трофейного искусства, вывезенного советскими солдатами после окончания Второй мировой войны.

Ссылки

Австрия Албания Андорра Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Ватикан Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция

Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Камбоджа Катар Кипр Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивы Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина

  • 1. Реформы в области местного управления.
  • 2.Судебная реформа.
  • 3. Финансовые реформы
  • 4. Реформы в области народного образования и печати.
  • 5. Военные реформы 1861 - 1874 г.Г Русская армия во второй половине XIX в.
  • 6. Значение реформ 1863-1874 гг.
  • Глава 3 социально-экономическое развитие пореформенной россии
  • 1. Изменения в землевладении и землепользовании.
  • 2. Сельская община в пореформенной России.
  • 3. Социальное расслоение пореформенной деревни.
  • 4. Помещичье хозяйство.
  • 5. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия.
  • 6. Рост промышленности в пореформенной России. Завершение промышленного переворота.
  • 7. Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта.
  • 8. Внутренний и внешний рынок.
  • 9. Капиталистический кредит и банки. Иностранный капитал в России.
  • 10. Пореформенный город.
  • 11. Социальный состав населения к концу XIX в.
  • 12. Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
  • Глава 4 освободительное движение 60-х - начала 80-х гг. Русское народничество
  • 1. Освободительное движение 1861 - 1864 гг.
  • 2. Польское восстание 1863 гг. И русское общество.
  • 3.Революционные организации и кружки середины 60-х-начала 70-х годов
  • 4. Русское народничество 70-х- начала 80-х годов.
  • 5. Рабочее движение 70-х годов.
  • 6. Славянофилы в общественно-политической жизни пореформенной России. Земское либерально-оппозиционное движение на рубеже 70 - 80-х годов
  • Глава 5 внутренняя политика российского самодержавия в 80-х - начале 90-х годов
  • 1. Кризис самодержавной власти на рубеже 70 - 80-х годов. Политика лавирования.
  • 2. Цензура и просвещение
  • 3. Аграрно-крестьянский вопрос
  • 5. Контрреформы в области местного управления и суда
  • 6. Национальный вопрос
  • 7. Финансово-экономическая политика
  • 8. Итоги внутренней политики самодержавия в 80 - 90-х годах
  • Глава 6 внешняя политика россии в 60-90 годы XIX века
  • 1. Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г.
  • 2. Россия и европейские державы в начале 70-х годов
  • 3. Россия и балканский кризис середины 70-х годов XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • 4. Взаимоотношения России с европейскими государствами в 80-90-е годы XIX в. Образование русско-французского союза.
  • 5 .Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX века.
  • 6. Присоединение Средней Азии
  • Глава 7 культура россии в пореформенный период
  • 1. Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху.
  • 2. Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать.
  • 3. Наука и техника
  • 4. Литература и искусство
  • Глава 8 экономическое развитие россии в конце XIX - начале XX вв.
  • 2. Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв.
  • 3. Сельское хозяйство в России в конце XIX - начале XX вв.
  • 4. Кооперация в дореволюционной России.
  • 5. Состояние транспорта.
  • 6. Внутренняя и внешняя торговля.
  • 7. Финансовая система.
  • 8. Иностранные капиталы в русской промышленности.
  • 9. Общий итого социально-экономического развития России в конце XIX-начале XX в.
  • Глава 9 внутренняя и внешняя политика россии на рубеже XIX - XX вв.
  • 1. Личность Николая II и его окружение.
  • 2. Экономическая политика правительства.
  • 3. Крестьянский вопрос.
  • 4. Рабочий вопрос.
  • 5. Самодержавие и земство.
  • 6. Отношения России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока на рубеже XIX-XX вв.
  • 7. Обострение международных отношений на Дальнем Востоке.
  • Глава 10 русско-японская война 1904 - 1905 гг.
  • 1. Начало войны. Силы и планы сторон
  • 2. Военные действия на море и на суше в 1904 г.
  • 3. Оборона Порт-Артура.
  • 4. Военные действия в 1905 г.
  • 5. Цусима.
  • 6. Портсмутский мир.
  • Глава 11 освободительное движение на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 - 1907 гг.
  • 1. Стачечное движение рабочих на рубеже XIX - XX вв.
  • 2. Крестьянское движение
  • 3. Возникновение на рубеже XIX- хх вв. Социал-демократических и неонароднических партий и групп.
  • 4. Возникновение либерально-оппозиционных групп и объединений
  • 5. Начало революции 1905 - 1907 гг. Ее характер и движущие силы
  • 6. Нарастание революции (весна-лето 1905 г.)
  • 7. Высший подъем революции (октябрь - декабрь 1905 г.)
  • 8. Отступление революции (1906- весна 1907)
  • 9. Основные политические партии в России и их программы
  • 10. I и II Государственные думы
  • 11. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 - 1907 гг.
  • Глава 12 внутренняя политика самодержавия в 1907 - 1914 гг.
  • 1. "Третьеиюньская" политическая система. III Государственная дума. П.А. Столыпин и его программа
  • 2. Столыпинская аграрная реформа.
  • 3. Рабочий и национальный вопросы.
  • 4. Столыпин и придворная камарилья. Распад "третьеиюньской" системы.
  • 5. Революционное и общественное движение. IV Дума и русская буржуазия.
  • Глава 13. Внешняя политика россии в 1905 - 1914 гг.
  • 1. Международное положение России после русско-японской войны.
  • 2. Россия и Франция в 1905 - 1914 гг.
  • 3. Англо-русский союз 1907 г.
  • 4. Отношения России с Японией
  • 5. Русско-германские отношения.
  • 6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.
  • 7. Потсдамское соглашение 1911г. С Германией.
  • 8. Россия и Балканские войны 1912-1913 гг.
  • 9. На путях к мировой войне.
  • Глава 14 россия в первой мировой войне
  • 1. Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны.
  • 2 .Вступление России в войну.
  • 3. Ход военных действий в 1914 г
  • 4. Выступление Турции в войну на стороне австро-германского блока.
  • 5. Кампания 1915 г.
  • 6. Кампания 1916 г.
  • 7. Дипломатические отношения России с союзниками в ходе войны.
  • 8. Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны.
  • Глава 15 февральская революция 1917 г.
  • 1. Причины и характер Февральской революции
  • 2. Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г.
  • 3. Образование Временного правительства.
  • 4. Отречение Николая II.
  • 5. Свержение старой власти в Москве и на периферии.. Первые декреты Временного правительства.
  • 6. Сущность двоевластия.
  • Глава 16 русская православная церковь во второй половине XIX - начале XX вв.
  • 1. Положение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале хх вв.
  • 2. Конфессиональная политика Александра II и Александра III
  • 3. Русская православная церковь и государство в начале XX в.
  • 4. "Язычество в православии". Отношение русского крестьянства к православной церкви и духовенству
  • Хронология
  • 5. Русско-германские отношения.

    Еще в октябре 1904 г. Германия, пользуясь неудачами России в войне с Японией, предприняла попытку оторвать ее от союза с Францией, но переговоры, длившиеся до декабря того же года, не дали результатов. Вторая попытка со стороны Германии была предпринята на завершающем этапе русско-японской войны. В июле 1905 г. германский император Вильгельм II нанес визит Николаю II, отдыхавшему на о. Бьёрке в финских шхерах (близ Выборга). Здесь ему удалось уговорить Николая II подписать договор о взаимной военной помощи в случае нападения на Россию или Германию другой европейской державы. При этом Вильгельм II намекал, что здесь имелась в виду Англия, а не Франция, которая возможно примкнет к этому договору. Однако по своему смыслу договор был направлен против Франции, что лишало Россию ее основного союзника и кредитора. По своей форме договор был оборонительным и вступал в силу по окончании русско-японской войны.

    Этот договор носил характер личного соглашения двух монархов без ведома их министров иностранных дел. С.В. Витте, прибывший из Портсмута после подписания мира с Японией, и министр иностранных дел В.Н. Ламздорф после долгих уговоров царя убедили его дезавуировать договор: формально не отказываясь от него, внести в него ряд таких поправок и условий, которые сводили бы его на нет. В ноябре 1905 г. Вильгельму II было сообщено, что обязательства России в отношении Германии не распространяются на случай войны Германии с Францией. Это было дипломатическим отказом, и договор не вступил в силу, что укрепило отношения России с Францией. В начале апреля 1906 г. Франция предоставила России новый заем в размере 2250 млн. франков (850 млн. руб.).

    Вместе с тем Россия не желала обострять отношения и с Германией. В июле 1907 г. состоялось свидание Вильгельма II с Николаем II в Свинемюнде. Между ними был заключен договор о сохранении статус-кво на Балтийском море. К этому договору присоединились Швеция и Дания.

    6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.

    Германия и ее союзница по военному блоку Австро-Венгрии стремились превратить Балканы и Турцию в сферу своего экономического, политического и военного влияния, что затрагивало интересы стран Антанты в этом регионе и углубляло их противоречия с австро-германским блоком. Взрывоопасный характер приняли события, развернувшиеся в 1908 - 1909 гг. на Балканах и получившие название "боснийского кризиса".

    Босния и Герцеговина, населенные сербами и хорватами, по решению Берлинского конгресса 1878 г. были оккупированы на неопределенный срок войсками Австро-Венгрии, но продолжали считаться турецкими владениями. Австро-Венгрия рассматривала эти провинции, имевшие важное стратегическое значение, как плацдарм для усиления своего влияния на Балканах и давно вынашивала планы окончательной их аннексии.

    В 1908 г. началась революция в Турции. Абсолютистский режим султана Абдул Хамида был свергнут, к власти пришли военные, принадлежавшие к буржуазно-националистической организации "Единство и прогресс" (именуемые в Европе "младотурками"), которые ввели в стране конституцию. Революция в Турции вызвала новый подъем национально освободительной борьбы народов Балкан, но младотурецкое правительство жестоко подавило начавшееся движение.

    Младотурецкая революция рассматривалась Австро-Венгрией как удобный предлог для осуществления для окончательной аннексии Боснии и Герцеговины. В связи с этим намерением Австро-Венгрии министр иностранных дел России А.П. Извольский полагал возможным договориться с венским кабинетом о компенсациях для России взамен признания ею оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Он знал, что вопрос об оккупации этих территорий окончательно уже решен венским кабинетом, и при этих обстоятельствах пришлось бы либо ограничиться бесплодным протестом российской стороны, либо прибегнуть к угрозам, что было чревато развязыванием военного конфликта.

    2-3 (16-17) сентября 1908 г. в австрийском замке Бухлау состоя лась встреча Извольского с австрийским министром иностранных дел графом А.Эренталем. Между ними было заключено устное ("джентльменское") соглашение. Извольский давал согласие на признание Россией аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в обмен на обещание Эренталя поддержать требование России открыть Черноморские проливы для прохода русских военных судов и предоставление территориальных компенсаций Сербии. Предусматривался также вывод австрийских войск из турецкой провинции - Ново-Базарского санджака - и отказ австрийской стороны от претензий на него. Всю ответственность за переговоры Извольский взял на себя.

    Эти вопросы предстояло решить на международной конференции европейских держав, участниц Берлинского конгресса 1878 г., - России, Англии, Франции, Австро-Венгрии, Германии и Италии. Для подготовки этой конференции и выяснения позиции держав Извольский отправился в турне по европейским столицам.

    Германия и Италия дали свое согласие в общей, ни к чему их не обязывающей, форме, но вместе с тем потребовали определенных для себя компенсаций. Франция и Англия, несмотря на свои союзнические отношения с Россией, не были заинтересованы в изменении режима проливов и фактически отказались ее поддержать в этом вопросе. Франция обусловила свою позицию мнением английского кабинета. В Лондоне ссылались на необходимость получения согласия Турции на изменение режима проливов.

    29 сентября (10 октября) 1908 г., когда Извольский совершал турне по европейским столицам, Австро-Венгрия официально объявила об аннексии Боснии и Герцеговины. В это время с целью привлечь Болгарию на свою сторону Эренталь тайно договорился с болгарским кня зем Фердинандом о предоставлении ей полной независимости. По условиям Берлинского конгресса 1878 г. Болгария хотя и была автономным княжеством, но платила дань Турции, а выборный болгарский князь утверждался турецким султаном. Опираясь на поддержку Австро-Венгрии, Фердинанд объявил себя царем, а Болгарию независимым царством.

    Против аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией с протестом выступили Россия, Сербия и Турция. Сербия даже провела мобилизацию своей армии. Англия и Франция под разными предлогами уклонились от принятия каких-либо мер против действий Австро-Венгрии. Англия выдвинула проект нейтрализации проливов и даже направила свою эскадру в Дарданеллам, а турецкому правительству советовала быть бдительнее и укрепить Босфор. Турция за субсидию от Англии в 2,5 млн. фунтов стерлингов в феврале 1909 г. отказалась от своих прав на Боснию и Герцеговину.

    Против действий Извольского выступил Столыпин, который резонно указывал, что соглашение России с Австро-Венгрией на этих условиях вызовет сильное недовольство как славянских народов Балканского полуострова, так и общественного мнения в самой России. Он считал, что аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины неизбежно вызовет сильное противодействие балканских народов и тем самым будет способствовать единению их под эгидой России.

    Австро-Венгрия в ультимативной форме потребовала от Сербии признания аннексии Боснии и Герцеговины, открыто угрожая ей войной, демонстративно начала военные приготовления и сосредоточила свои войска на сербской границе. На сторону Австро-Венгрии решительно выступила Германия. 8 (21) марта 1909 г. она предъявила России ультиматум - признать аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, отказаться от требования созыва международной конференции по боснийскому вопросу и воздействовать на Сербию, чтобы она приняла условия венского кабинета. Германия недвусмысленно заявила о вероятности военных действий Австро-Венгрии против Сербии, если ультиматум не будет принят. Германия откровенно шла на крайние меры. В Берлине заявляли, что наступил "самый лучший момент, чтобы рассчитаться с русскими".

    В день получения германского ультиматума царским правительством собралось совещание под председательством Николая II. Была признана неготовность России к войне, а также и внутренние обстоятельства социального характера. Твердую позицию избежать войну любыми средствами занял Столыпин, указывая, что "развязать войну - значит раз вязать силы революции". 12(25) марта 1909 г. Николай II направил Вильгельму II телеграмму о согласии русского правительства принять требования Германии. Через несколько дней о принятии требований Австро-Венгрии заявила и Сербия. Неудачу русской дипломатии в боснийском кризисе в самой России едко окрестили "дипломатической Цусимой".

    Неудача русской дипломатии временно ослабила позиции германофильской группы в России. Вместе с тем правых газетах развернулась шумная кампания против Англии и Франции, не поддержавших Россию в самые острые моменты кризиса.

    Германия расценила исход боснийского кризиса как благоприятный фактор ослабления влияния России на Балканах и раскола Антанты. Германия стремилась сама укрепить свое влияние на Балканах и вытеснить из стран Ближнего Востока Россию, Францию и Англию, но как раз это стремление Германии еще более сплотило блок Антанты, а итогом боснийского кризиса явилось усиление гонки вооружений. В России было преступлено к разработки программы по реорганизации армии и флота, оснащению их новыми видами вооружения. С целью централизации всего военного дела в августе 1909 г. был упразднен Совет государственной обороны, и все учреждения военного ведомства, включая Генштаб и генерал инспекторов отдельных родов войск были подчинены военному министру. После боснийского кризиса российский Генштаб еще более был убежден в близости войны, а также и в том, что наиболее вероятными противниками России в этой войне будут Австро-Венгрия и Германия. В 1910 г. была утверждена новая дислокация армии с целью более равномерного распределения войск на территории страны. Были отодвинуты от границ районы сосредоточения войск и техники, чтобы не поставить их под удар противника в первые же дни войны. Был расширен офицерский корпус, в котором увеличился удельный вес представителей недворянских сословий.

    Боснийский кризис способствовал сближению России с Италией. В октябре 1909 г. в итальянском городке Ракконджи был подписан секретный договор между Россией и Италией. Он предусматривал поддержку со стороны Италии в сохранении статуса-кво на Балканах и содействие в открытии черноморских проливов для русских военных кораблей в обмен на доброжелательный нейтралитет России в случае захвата Италией Триполитании и Киренаики (в Северной Африке), находившихся под властью Турции. Договор также предусматривал совместное дипломатическое давление Италии и России на Австро-Венгрию в случае нарушения ею статуса-кво на Балканах. Русско-итальянский договор 1909 г. знаменовал собой важный шаг в наметившемся отходе Италии от Тройственного союза.

    В сентябре 1911 г. началась итало-турецкая война. Россия решила воспользоваться неудачами Турции в этой войне для создания благоприятного для себя режима Черноморских проливов. В Турцию был направлен послом Н.В. Чарыков, перед которым была поставлена задача добиться от турецкого правительства согласия на открытие для русских военных судов Черноморских проливов в обмен на помощь со стороны России в защите проливов и прилегающих к ним территорий. Ста вилась перед Чарыковым и другая задача - добиться объединения Турции, Болгарии, Сербии и Черногории в Балканский союз под эгидой России с целью противодействия агрессивной политики Австро-Венгрии на Балканах. Предполагалось присоединить к этому союзу также Грецию и Румынию.