Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики. Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, организаторскую через различные социальные роли – посредника, защитника, наставника, координатора, организатора и др. В современных условиях его спектр деятельности очень широк: от работы с ближайшим окружением обучающихся (семья, одноклассники, учителя, друзья, соседи) до координации действий с различными социальными партнерами, субъектами профилактики, без участия которых часто невозможно эффективно, оперативно и результативно решить социальные проблемы ребенка и его семьи. В центре внимания социального педагога - личность каждого обучающегося, его семья, а также социальные общности, которые формируются в различных сферах их жизнедеятельности. Социальные пороки и проблемы, такие как социальная депрессия, социальная дезадаптация, бродяжничество, душевные травмы, бытовая неустроенность и материальные проблемы, вынужденная миграция, инвалидность, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер , которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, можно кратко сформулировать профессиональные обязанности социального педагога:

Обеспечение профилактики негативных явлений, девиаций в поведении обучающихся, их общении, оздоровлении школьного социума;

Оказание комплексной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации;

Проведение системной работы с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями.

Комплексный подход социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы), но и внесет необходимый педагогический компонент в общую межведомственную систему служб, педагогическую целесообразность работы, которую будут проводить различные учреждения, организации. Тем самым через свою посредническую функцию социальный педагог осуществит взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Социальный паспорт образовательной организации, каждого класса в отдельности, дополнительная диагностика, перечень категорий детей и семей “группы риска” согласно ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. позволяют выделить группы социально-незащищенных обучающихся и необходимые приоритетные формы социальной помощи для них. Главным социальным партнером в оказании различных видов социальной поддержки и помощи таким категориям семей являются органы социальной защиты и учреждения данного ведомства. Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты направлено на создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности обучающегося и его семьи, на создание оптимальных условий их существования, оказание социальной помощи и дополнительной государственной поддержки. В соответствии с законодательством выделены категории семей и детей, имеющие право на государственную поддержку, например дети-инвалиды, дети-сироты и лишенные родительского попечения, несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы, многодетные и малоимущие семьи, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий и т. д. Социальный педагог должен знать и информировать такие категории семей не только об утвержденных законодательством льготах, но и о различных программах федерального и регионального уровня, направленных на оказание дополнительных видов помощи и услугах населению. Необходимую информацию о мерах социальной поддержки, льготах, а также о государственных учреждениях и общественных организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую помощь социальный педагог Санкт-Петербурга может найти в ежегодном справочнике “Социальная поддержка семей и детей в Санкт-Петербурге”, который выпускает Комитет по социальной политике и распространяют районные отделы социальной защиты населения. Сотрудничество с Центрами социальной помощи семье и детям, реабилитационными центрами, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семей и детей, где помогут оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, окажут реабилитационную помощь и содействие в необходимом жизнеустройстве или предоставят временный приют, окажут комплекс других услуг в зависимости от проблемной ситуации, является необходимым условием эффективности и результативности работы социального педагога. Успешность сотрудничества обеспечат следующие условия взаимодействия:

Взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;

Организация и проведение совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

Исключение дублирования форм и методов, противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации или решения проблемы.

Решение сложных жизненных ситуаций, социальных проблем обучающихся невозможно без взаимодействия социального педагога с органами опеки и попечительства, т.к. на основании Гражданского и Семейного кодексов только орган опеки и попечительства имеет законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации, вмешиваться в семейную жизнь. Дети, лишенные родительского попечения, - субъекты деятельности социального педагога и специалистов органов опеки. Взаимодействие осуществляется с целью взаимного информирования об условиях жизни детей с опекунами и оказания им различных видов социальной помощи и поддержки, а также о детях, чьи права нарушены для принятия соответствующих мер и совместных действий. В последнем случае социальный педагог, имея полную информацию о причинах и следствиях, приведших к сложной ситуации, определяет оптимальный путь жизнеустройства ребенка, а орган опеки и попечительства на законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя из интересов ребенка.

Взаимодействие социального педагога с учреждениями дополнительного образования помогут социальному педагогу не только в решении проблем адаптации и реабилитации обучающихся “группы риска”, но и материально необеспеченной семье в организации досуга несовершеннолетнего. Сеть учреждений дополнительного образования способна успешно переориентировать или развить интересы, способности, возможности, но с учетом запросов и потребностей современного детского сообщества. Взаимодействие строится на основе сотрудничества и объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей об услугах учреждений дополнительного образования, представляет и защищает интересы несовершеннолетних в выборе вида занятий. Для учреждения дополнительного образования он является партнером по формированию социального заказа на формы и виды деятельности.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений молодежной политики помогает социальному педагогу решать социально-педагогические проблемы посредством организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, т.к. центры по работе с подростками и молодежью предоставляют бесплатно социальные, правовые и другие услуги, организуют досуг и занятость в трудовых отрядах, ведут деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

В рамках взаимодействия с Центром занятости населения социальный педагог решает социальные задачи, связанные с необходимостью трудоустройства несовершеннолетних и их семей, нуждающихся в помощи государства. Форма оказания данного вида помощи может быть разной в зависимости от возраста, запроса и потребностей.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения помогает предупреждению и решению социальных проблем, требующих медицинского вмешательства: это употребление ПАВ, токсикомания, социальные болезни и т. п. Партнерами социального педагога в работе по данному направлению являются специалисты районного наркологического кабинета, районной молодежной консультации, Городского Центра “Ювента”, районных поликлиник и диспансеров.

Важными социальными партнерами образовательных учреждений являются общественные организации и фонды . Социальный педагог может привлечь к решению той или иной проблемы этот источник средств, ведь у общественных организаций в отличие от государственных больше возможностей для деятельности, максимального развития потенциала. Общественность является той силой, которая отрабатывает технологии, изыскивает средства, формирует специалистов как более мобильная и гибкая структура.

Руководствуясь инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог знает, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, в соответствии со ст.9 ФЗ№120-1999 г. информировать:

прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних; КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении; ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости; органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

Таким образом, четкое представление о правах несовершеннолетних и семьи, знание функционала специалистов и возможностей субъектов межведомственного взаимодействия, порядка уведомлений и обращений к ним, используя принцип комплексного подхода в решении проблем ребенка, социальный педагог может успешно решать социально-педагогические задачи и проблемы в образовательной организации.

Список использованных источников и литературы:

  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства.- М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.-192с.
  2. В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М., Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.
  3. ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г.
  4. ФЗ №120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 г.
  5. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общеобразовательные учреждения являются субъектом системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.

Муниципальные общеобразовательные учреждения взаимодействуют:

1. С органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня:

− администрация муниципального образования;

− территориальный орган социальной защиты населения;

− муниципальный орган образования;

− муниципальный орган здравоохранения;

− муниципальные органы внутренних дел;

− районный (городской) суд;

− районная (городская) прокуратура;

− муниципальный орган занятости населения;

− муниципальный орган по физической культуре, спорту и туризму;

− муниципальный орган культуры.

2. С межведомственными комиссиями:

− территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

− муниципальная комиссия по профилактике правонарушений;

− муниципальная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время.

3. С общественными объединениями, организациями, фондами.

4. Со средствами массовой информации.

Формы педагогической профилактики : Основными формами педагогической профилактики являются социально – педагогическая диагностика, информационно-просветительская и социально – профилактическая работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Социально-педагогическая диагностика с обучающимися и их родителями – осуществляется специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Цельюдиагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.


Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.

Диагностическая работа с обучающимисяпозволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителямиимеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно – просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)

Информационно-просветительская работа с обучающимися . Именно в школе такая работа может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:

– социально-педагогические корни возникновения отклонений в поведении;

– правовые отклонения последствий отклоняющегося поведения от нормы;

– социальные последствия асоциальных привычек.

На каждом из этих направлений необходимо привлекать для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).

Педагоги образовательных учреждений должны осуществлять профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях.

Важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, общепринятых норм поведения.

Информация для детей представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.

Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий, проводимых образовательным учреждением.

При разработке социально-профилактических мероприятий необходимо учитывать:

− особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;

− уровень общей осведомленности ребенка о последствиях девиации;

− степень выраженности аномально-личностных проявлений.

Основные методы педагогической профилактики . Основные методы работы, используемые в профилактической работе: тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания.

1. Тренинг.

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «totrain» - обучать, тренировать. В широком смысле тренинг это: познание себя и окружающего мира; изменение «Я» через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний.

Задачи профилактического тренинга:

– повышение уровня информированности обучающихся в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

– изменение отношения обучающихся к появлению и развитию негативных явлений;

– выработка и развитие навыков эффективного общения, уверенности в себе, лидерских качеств;

– формирование позитивных ценностей и мотивации у обучающихся к сохранению здоровья.

Эти задачи все вместе или каждая в отдельности могут являться целью тренинга. Тренинг проводится для целевой группы в интерактивной форме – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Оптимальное количество участников в группе – 14-18 человек, максимальное количество – 20 человек.

Структура тренинга: введение (5% рабочего времени); краткое представление целей и задач тренинга, организаторов, гостей; знакомство (5% рабочего времени); ожидания участников (3% рабочего времени); принятие правил работы группы (5% рабочего времени); оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени); актуализация уровня информированности(5-10% рабочего времени); актуализация проблемы (10-30% рабочего времени); информационный блок (20-30% рабочего времени); приобретение практических навыков (20-60% рабочего времени); завершение работы; получение обратной связи (5% рабочего времени).

2. Лекция

Лекция наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Готовить лекцию необходимо следующим образов: выбрать тему; определить, о чем будет ваше выступление, т. е. что вы будете говорить. Сообщение материала должно быть максимально исчерпывающим . Новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно. Помните, что слушатели интересуются следующими подробностями: Когда и где? Кто? Что произошло? Как и почему? Каковы результаты? Сообщение материала должно быть честным и нейтральным . Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Помните, что информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность ваших слов. Искажая информацию, вы берете на себя роль «опекающего родителя». Оптимальной является позиция волонтера, который не запугивает, а сообщает то, что знает о радостях и опасностях, для того чтобы люди могли разобраться в окружающем мире и в том, как поступить правильно. Материал должен быть интересным и компетентным . Информация, которую выдаете, должна быть абсолютно верной. Имеет смысл подключить к работе некоторых специалистов из разных областей: врачей, психологов, социологов и др. Помните, что в ходе лекции нужно использовать наглядный материал.

3. Дискуссия

Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме, на основе своего знания и опыта. Это обмен мнениями. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант – 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и выслушать партнеров по дискуссии.

Требования при ведении дискуссии: четкое выделение предмета, объекта; нельзя упускать основные положения того, из-за чего ведется дискуссия; необходимо следить за тем, чтобы участники не использовали некорректные приемы дискуссии такие как: нарушение литературных норм; аргументы к жалости; использование недостоверных аргументов; ведущий, должен подвести итоги, т. е. сформулировать то, к чему пришла группа.

4. Акция

Акция (от французского action – поступок, действие, дело, операция, активность, выступление) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Акция как форма работ – реальное социально-значимое дело с достижением определенного результата, полезного как для самих организаторов, так и для окружающих. Основные критерии акции: Актуальность – свойство мероприятия быть нацеленным, ориентированным на решение наиболее важных для общества проблем. Преемственность – это требование к мероприятию учитывать то, что делалось до того, как стали разрабатывать данное мероприятие; преемственность как качество мероприятия свидетельствует, что оно создается не на пустом месте, а исходя из предшествующего опыта деятельности. Реальность – свойство мероприятия быть выполнимым, оптимальным для потенциала конкретных участников. Оригинальность – качество мероприятия отражать специфику определенного направления, своеобразие содержания, форм и методов деятельности, нетрадиционный подход к решению проблем.

5. Мозговой штурм

Мозговой штурм представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Основные правила проведения мозгового штурма:

– сформулировать вопрос/задание;

– фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения;

– высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.

6. Ролевые игры

Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися находящимися в социально опасном положении.

Задачи:

1. Совершенствование деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся.

2. Создание рациональной эффективной системы межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Разработка системы работы образовательного учреждения по вопросам предупреждения употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ, курительных смесей.

1. Соблюдение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения и порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.

2. Количество обучающихся, совершивших преступления, административные правонарушения и общественно опасные деяния.

3. Количество обучающихся находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН органов внутренних дел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Санкт-Петербург

2014

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности»

Заказчик программы

Администрация ГБПОУ ЛСИТ,СПб

Разработчики программы

социальный педагог, преподаватель учебной дисциплины

Бортникова Наталья Анатольевна

Исполнители программы

Администрация и педагогический коллектив

Цель, задачи программы

Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися находящимися в социально опасном положении.

Задачи:

  1. Совершенствование деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся.

Важнейшие целевые показатели программы

  1. Соблюдение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения и порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.
  2. Количество обучающихся, совершивших преступления, административные правонарушения и общественно опасные деяния.
  3. Количество обучающихся находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН органов внутренних дел.

Сроки реализации программы

2014-2015 г.г.

Источник финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства

Ожидаемые конечные результаты программы и показатели ее эффективности

  1. Снижение количества обучающихся, совершивших преступления, административные правонарушения, общественно опасные деяния.
  2. Снижение количества обучающихся, состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН органов внутренних дел.
  3. Отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов по вопросам деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.

Введение

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время распространение в детской и молодежной среде негативных явлений, таких как: употребление алкогольной продукции, потребление различных видов наркотических и психотропных веществ, всевозможных курительных смесей. Данные негативные явления напрямую влияют на качество усвоения обучающимися образовательной программы, на их состояние здоровья.

Предметом обеспокоенности является ситуация с детской и подростковой преступностью. По информации Управления МВД России по г. Санкт-Петербургу за 2013-2014год отмечен рост количества совершенных обучающимися ГБПОУ ЛСИТ административных правонарушений. Отмечается увеличение количества общественно опасных деяний, совершенных обучающимися ГБПОУ ЛСИТ, не достигшими возраста уголовной ответственности. Большую обеспокоенность вызывают административные правонарушения, совершенные обучающимися по ст. КоАП РФ, связанными с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, токсических веществ.

В связи с этим актуальным вопросом является разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также межведомственного взаимодействия в данной сфере.

Цель данной программы заключатся в разработке и реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Задачи:

  1. Совершенствование деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.
  2. Создание рациональной эффективной системы межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  3. Разработка системы работы образовательного учреждения по вопросам предупреждения употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ, курительных смесей.

Ориентирами работы ГБПОУ ЛСИТ по направлению профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся и межведомственного взаимодействия в данной сфере являются положения Федерального закона № 122-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», региональные законы и нормативно-правовые акты.

Концепция проекта.

  • Положительное решение проблемы асоциального поведения обучающихся возможно при системном, комплексном подходе.
  • Мы полагаем, что факторами, влияющими на состояние системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ,СПБ являются: уровень сформированности у обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ мотивации законопослушного поведения, развитая система взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
  • Факторы, оказывающие влияние на состояние профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении рассматриваются нами в их совокупности, что позволяет добиться положительных результатов в реализации программы.

Этапы программы

  1. Организационный этап (01.09.2014г. – 01.09.2015 г.) – Инструктивно-методическая работа руководителя и организаторов программы с ее участниками. Определение критериев оценки эффективности программы. Разработка мониторинга по отслеживанию результатов программы.

Промежуточные результаты:

  1. Определены критерии оценки эффективности программы.
  2. Разработана и введена система выявления и профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении и межведомственного взаимодействия в данной сфере в рамках образовательного учреждения.
  3. Разработан мониторинг по отслеживанию результатов программы.
  4. Осуществлена вводная диагностика на предмет определения реального положения дел в ГБПОУ ЛСИТ, касающихся вопросов состояния системы профилактики асоциального поведения обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ.
  1. Теоретический этап (01.09.2014 г. – 01.10.2014 г.) – организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности участников образовательного процесса по вопросам, касающимся системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ. Разработка и утверждение локальных актов образовательного учреждения и иной документации по вопросам организации системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся в рамках лицея и межведомственного взаимодействия в данной сфере.

Промежуточные результаты:

  1. Проведены мероприятия (вопрос об организации системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся заслушан в рамках педагогического совета, совещания при директоре, заседания Совета по профилактике, родительских собраниях, воспитательных часах проводимых в группах лицея).
  2. Определены направления и утверждено документационное сопровождение, обеспечивающее взаимодействие участников по вопросам реализации программы.
  1. Внедренческий этап (01.10.2014г-01.09.2015 г.) – организация и проведение мероприятий в рамках реализации программы. Осуществление итогового мониторинга по отслеживанию результатов программы.

Промежуточные результаты:

  1. Определена полнота выполнения участниками программы созданного плана мероприятий.
  2. Осуществлен итоговый мониторинг по отслеживанию результатов программы.
  1. Аналитический этап (01.09.2015 г. – 31.12.2015 г.) – сбор, обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов программы, выявление соответствия результатов программы целям, формулировка выводов и заключений.

Промежуточные результаты:

  1. Представлен аналитический отчет о реализации программы и результатах ее внедрения.
  2. Публичный отчет руководителя и организаторов программы перед педагогическим коллективом школы.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Организационно-распорядительная деятельность

Разработка локальных актов по вопросам организации системы профилактики безнадзорности асоциального поведения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ

2014-2015г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Проведение мониторинга состояния системы безнадзорности и профилактики асоциального поведения обучающихся в ГБПОУ ЛСИТ,СПб

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог.

Создание единого информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех субъектов профилактики в образовательном учреждении.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Совершенствование документационного обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и асоциального поведения в образовательном учреждении.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Диагностика степени распространенности негативных явлений в среде обучающихся в лицее

2014 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог, педагог психолог

  • Проведение внутреннего контроля по вопросам: профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении и состоящими на учете внутри лицея
  • деятельности мастеров производственного обучения и преподавателей -предметников по предупреждению пропусков учебных и производственных занятий обучающимися по неуважительной причине и работы с неуспевающими обучающимися лицея
  • организации межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Проведение заседаний педагогического совета, совещаний при директоре по вопросам реализации программы.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Составление и реализация планов совместных мероприятий с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2014-2015

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Организация деятельности Совета по профилактике как органа, координирующего деятельность субъектов профилактики в рамках образовательного учреждения.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, члены Совета по профилактике

Разработка и введение в рамках образовательного учреждения критериев оценки эффективности системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения.

2014 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Разработка и ведение мониторинга по вопросам реализации программы

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог, мастер производственного обучения,воспитатель.

Организация и координация деятельности Совета профилактики ГБПОУ ЛСИТ.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Организация деятельности наставников несовершеннолетних обучающихся, состоящих на учете в ОДН и КДН

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог совместно с представителями заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Организация внеурочной занятости обучающихся ГБПОУ ЛСИТ, в том числе состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН, КДНиЗП в рамках ФГОС.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Мониторинг наркоситуации в образовательном учреждении.

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, мастер производственного обучения, воспитатель.

Разработка и внедрение эффективной модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся ГБПОУ ЛСИТ в том числе из числа состоящих на учете внутри лицея и на учете в ОДН.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, педагог психолог

Разработка и внедрение системы выявления и профилактической работы в образовательном учреждении с семьями, где родители не исполняют обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Информационно-разъяснительная работа с участниками образовательного процесса

Проведение анкетирования среди участников образовательного процесса по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся лицея.

2014-2015 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, мастер производственного обучения, воспитатель.

Проведение заседаний педагогических советов по вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения, обучающихся лицея.

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ

Организация разъяснительной работы с участниками образовательного процесса в плане повышения их правовой грамотности

2014-2015 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог, мастер производственного обучения, воспитатель с привлечением сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Создание информационных стендов, посвященных вопросам профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся.

2012- 2014 г.

Администрация ГБПОУ ЛСИТ, социальный педагог

Ресурсы

  1. Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, связанные с реализацией программы.
  2. Привлечение бюджетных и внебюджетных средств.
  3. Кадровый состав участников проекта характеризуется следующим уровнем квалификации - представителей администрации, мастеров производственного обучения, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов.
  4. Материально-техническая база ГБПОУ ЛСИТ.

Организационные механизмы управления программой

Организационный механизм управления проектом включает в себя этапы планирования, непосредственного руководства и осуществление контроля выполнения программы.

Этап планирования заключается в разработке и внесении в ежегодный план работы образовательного учреждения вопросов, связанных с реализацией программы, что входит в компетенцию администрации ГБПОУ ЛСИТ.

Непосредственное руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляется через инспекционно-контрольную деятельность администрации ГБПОУ ЛСИТ и повседневную руководящую деятельность. Результаты контроля заслушиваются на совещаниях при администрации ГБПОУ ЛСИТ и отражаются в соответствующей документации.

Для координации деятельности и мониторинга эффективности проекта из числа администрации ГБПОУ ЛСИТ назначается координатор, который вносит предложения по корректировке его отдельных положений, отчитывается, перед администрацией ГБПОУ ЛСИТ об исполнении программы, осуществляет анализ его реализации. В функции координатора программы входит разработка необходимой отчетной документации.

Социально-экономическая эффективность программы.

Важнейшим количественным показателем, характеризующим социально-экономическую эффективность программы являются показатели количества обучающихся лицея, совершивших преступления, административные правонарушения, общественно опасные деяния.

Возможные риски в ходе реализации программы.

На результативность реализации программы могут повлиять следующие факторы:

  • дальнейшие кадровые и структурные реорганизации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, влияющие на эффективность межведомственного взаимодействия.

Предлагаемые компенсации

  • вносить своевременно коррективы в содержание отдельных пунктов программы, условий ее реализации, практической деятельности участников в зависимости от получаемых результатов, на основе данных систематического контроля хода работы.