Результат образовательной деятельности по фгос. Образовательные результаты по фгос. Виды образовательных результатов


Текст ФГОС ООО: Основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Текст Примерной ООП ООО: Целевой раздел.

1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Текст Примерной ООП ООО: Содержательный раздел. 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования


НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО и ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст ФГОС ООО

Текст Примерной

ООП ООО

Технологическая форма

(педагоги, учащиеся, родители

Обобщённая форма

(все группы пользователей)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу основной образовательной программы


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

в соответствии с системно-деятельностным подходом их содержание описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

три группы результатов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию

и применению нового знания


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

дают представление о том, какими именно действиями овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса:

  • личностными;
  • познавательными;
  • регулятивными;
  • коммуникативными,

преломленными через специфику содержания того или иного предмета


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Устанавливают и описывают классы учебно-познавательных и учебно-практических задач , особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе – государственную итоговую аттестацию выпускников.

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


  • Учебно-познавательные задачи , :
  • Учебно-познавательные задачи , направленные на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний :
  • Первичному ознакомлению, от работке и осознанию теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур; Выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов; Выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
  • Первичному ознакомлению, от работке и осознанию теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур;
  • Выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов;
  • Выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

,

  • 2. Учебно-познавательные задачи , направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

, направленные на формирование навыка

  • 3. Учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка решения проблем -проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности

, направленные на формирование навыка сотрудничества

  • 4. Учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка сотрудничества , требующие совместной работы с разделением ответственности за конечный результат

, направленные на формирование навыка развёрнутой коммуникации

  • 5. Учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка развёрнутой коммуникации , требующие создания письменного или устного текста-высказывания

, направленные на формирование навыка

  • 6. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка самоорганизации и саморегуляции , наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания (планирование, выполнение, контроль)

, направленные на формирование навыка рефлексии

  • 7. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка рефлексии , наделяющие учащихся функциями анализа собственной учебной деятельности

, направленные на формирование навыка

  • 8. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка ценностно-смысловых установок , требующие от учащихся выражения ценностных суждений или своей позиции по обсуждаемой проблеме

, направленные на формирование навыка ИКТ-компетентности

  • 9. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи , направленные на формирование навыка ИКТ-компетентности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Двух :

- Четырёх междисциплинарных учебных программ :

  • «Работа с текстом»;
  • «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
  • «Формирование универсальных учебных действий»;
  • «Формирование ИКТ-компетентности»;
  • «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
  • «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

- Учебных программ по всем предметам


  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета, курса
  • Описание места учебного предмета, в учебном плане
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
  • Содержание учебного предмета
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
  • Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Уровневость планируемых результатов

дополнение

расширение

перспективные: зона ближайшего

развития

углубление

опорный

учебный

материал

пропедевтика

актуальные: исполнительская

компетентность


Представлены в блоках:

«Выпускник научится» и

к каждому разделу программы


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ

Планируемые результаты блока «Выпускник научится» - предполагают освоение учебных действий с опорным учебным материалом. Они должны и могут быть освоены подавляющим большинством учащихся.

Их освоение проверяется с помощью заданий базового уровня (действия зоны ближайшего развития учащегося) и с помощью заданий повышенного уровня.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ

Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» - предполагают освоение учебных действий, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала (или выступающих как пропедевтика).

Этот уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные способные и мотивированные учащиеся. Эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися.


ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО

  • Уровневость описания обобщённая форма, технологическая форма;
  • Группы результатов личностные, метапредметные, предметные
  • Виды действий личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
  • Типология задач учебно-познавательные и учебно-практические;
  • Принцип уровневости содержания опорный, повышенный.

РАЗЛИЧИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО

  • Больший объем содержания;
  • Шире спектр учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Месторасположение в структуре основной образовательной программы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

3 слайд

Описание слайда:

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются Требования к структуре основных общеобразовательных программ, Требования к результатам их освоения (результатам общего образования), Требования к условиям реализации образовательных программ.

4 слайд

Описание слайда:

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя Предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуация Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

5 слайд

Описание слайда:

Предметные результаты обучения Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе. Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ОГЭ, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание. К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

6 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

7 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

9 слайд

Описание слайда:

Личностные результаты обучения Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

Обучение в общеобразовательной школе должно формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В связи с этим, выделены следующие основные цели образования:

1. Развивать у учащихся способности организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

2. Развивать у учащихся умения объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.

3. Развивать у учащихся способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и этических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценки и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать собственную позицию и способность обосновать эту позицию.

4. Развивать у учащихся умения решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определнной местности) – способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.

5. Развивать у учащихся основные жизненно необходимые навыки, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности , – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений и сотрудничества.

6. Способствовать осознанному профессиональному выбору – ориентирование в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях определенного профиля.

Степень достижения указанных целей образования определяется достигнутыми образовательными результатами .

Требования к результатам (личностным, метапредметным и предметным) и условиям, в которых результаты достигаются, связаны с пониманием развития личности как цели и смысла образования , зафиксированы в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Образовательные результаты рассматриваются в современной педагогической психологии и дидактике как развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности , которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач.

  • мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
  • операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
  • когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

Сформированные мотивы определяют цель учебной деятельности и действия, направленные на ее достижение. В учебной деятельности формируются и развиваются универсальные учебные действия, что служит основой изменения личности и достижению предметных результатов.

Личностные результаты – сформированные у школьников в образовательном процессе мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, в том числе к себе, другим субъектам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Личностные результаты могут быть структурированы по различным основаниям:

  • по типам ценностных ориентаций (нравственные, эстетические, политические и т.п.)
  • по объектам оценки (отношение к себе, к другим, к определенным видам деятельности и т.п.)
  • по характеру мировоззренческих установок и т.п.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов межпредметные знания, и, главное, универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), применимые как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях.

Пристальное внимание в новых образовательных стандартах уделяется овладению учащимися познавательными универсальными учебными действиями , составляющими исследовательскую и проектную деятельность – способность выдвигать гипотезы, классифицировать, моделировать, наблюдать, экспериментировать, аргументированно защищать свои идеи, формулировать выводы, работать с информацией, ставить цели, планировать действия, направленные на достижение цели.

Развитие данной группы действий выражается в:

  • способности использовать предметные знания в жизненных ситуациях;
  • умении выявлять вопросы, на которые необходимо ответить, решая проблему;
  • умении делать выводы, аргументировать свою позицию;
  • способности создавать и работать с этими и готовыми знаково-символическими моделями (графики, диаграммы, сравнительные таблицы) и умении интерпретировать полученные данные;
  • умение составлять модели явлений и процессов, объяснять, прогнозировать явления на основе моделирования, способность анализировать данные исследований.

Сформированность регулятивных учебных действий выражается в способности учащегося планировать цель и пути ее достижения, проводить самооценку и коррекцию деятельности на основе критериев и эталонов. Об уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий свидетельствуют следующие показатели: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Важными показателями сформированности регулятивных УУД является:

  • способность планировать цель и пути достижения (содержание цели как прогнозируемого результата собственной активной целенаправленной деятельности (активная цель); конкретность цели; временная перспектива; поэтапное планирование; степень активности субъекта в достижении поставленной цели;
  • самооценка уровня достижения целей и задач этапов;
  • коррекция деятельности на основе критериев и эталонов.

Коммуникативные учебные действия направлены на: межличностное общение; кооперацию; формирование личностной и познавательной рефлексии. Коммуникативные действия обеспечивают умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре или группе.

Сформированность коммуникативных учебных действий выражается в:

  • адекватном использовании речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции
  • коллективном обсуждении проблем, различных точек зрения для выработки общей (групповой) позиции;
  • владении диалогическими и монологическими формами речи.

В основе личностных универсальных учебных действий лежит самооценка, как важнейший регулятор активности личности, механизм саморегуляции.

Выделяют такие виды самооценки: прогностическая, коррегирующая, ретроспективная.

Прогностическая самооценка – выполняет функцию регуляции активности личности на этапе включения ее в новый вид деятельности. Происходит сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения и на основании этого, корректируется деятельность на несколько операций вперед.

Коррегирующая самооценка выполняет функцию контроля за деятельностью и внесения необходимых корректив на этапе выполнения деятельности. Этот вид самооценки лежит в основе самооценки процесса деятельности, его соответствия общей цели и планируемому результату на основании критериев. Оценке принадлежит главная роль в коррекции и управлении учебной деятельностью, т. к. она определяется учебными целями и влияет на их постановку, выполняя функцию регулятора. Учащийся контролирует ход выполнения деятельности и корректирует свои действия, для достижения максимального качества.

Ретроспективная самооценка – оценка деятельности в целом, на основе соотнесения целей и результатов деятельности. Обеспечивает анализ и оценку каждого учебного действия и деятельности в целом, результатов на основе критериев или эталона: объекта деятельности- самооценка результатов; субъекта деятельности, т.е. самого себя- рефлексия. Этот вид самооценки обеспечивает контроль и исправление отклонений от плана. В результате самоконтроля промежуточного или конечного результата учащиеся вносят поправки, уточнения и изменения.

Универсальные учебные действия

Качественное образование гарантирует гармоничное развитие личности и общества в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирован на максимальные достижения в образовании. Система разноуровневого сопровождения стандартов предусматривает оценку образовательных результатов по ФГОС .

Независимо от степени освоения основной образовательной программы (далее - ООП), выпускники школы должны гордиться своей историей, обладать чувством гражданской идентичности, системой общечеловеческих ценностей, способностью к самооценке и мотивацией к учебе.

Планируемые результаты по ФГОС

Планируемые результаты изучения ООП делятся на несколько категорий:

  1. Личностные. Учащиеся способны и готовы к саморазвитию, у них сформирована система познавательных и учебных мотивов, выпускники имеют ценностно-смысловые установки, которые служат отражением их индивидуально-личностной позиции, у школьников сформирована гражданская и российская идентичность.
  2. Метапредметные. Ученики освоили коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
  3. Предметные. Подростки освоили систему элементов научного знания и учебные предметы в каждой предметной области, получив новые знания, применив и преобразовав их.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Оценивание предметных образовательных результатов

Предметные регламентируются документом «Фундаментальное ядро содержания общего образования», в котором прописаны элементы научных знаний по всем школьным предметам. Образовательные результаты по ФГОС оцениваются на ГИА и ЕГЭ. При этом важно, чтобы родители и учителя предельное внимание уделяли не столько успешной сдаче тестов, сколько личностному росту учеников, формированию, развитию и успешному применению универсальных учебных действий (далее - УУД).

Личностные результаты обучения в контексте УУД

Таблица
Скачать в.docx

Виды образовательных результатов
Самоопределение
  • школьник руководствуется установкой «успешный ученик»;
  • понимает и принимает мотивы личного, жизненного и профессионального самоопределения;
  • ставит собственные цели и ценностные ориентиры.
Поиск смысла
  • имеет четкие , которые позволяют ученику понять, что он знает, что не знает, что может и что хочет узнать;
  • понимать причины успеха и неуспеха в учебе;
  • несет ответственность за собственные действия.
Морально-этические аспекты
  • в своих поступках ориентируется на окружающих людей и установленные нравственные нормы;
  • различает оценку человека и совершенного им поступка;
  • стремится вести здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения ООП

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В метапредметной области предусматривает тот факт, что школьники:

  • способны оценивать цели и задачи обучения, находить средства для осуществления учебной деятельности;
  • освоили способы решения творческих и поисковых проблем;
  • могут планировать, учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
  • определяют эффективные пути достижения учебного результата;
  • осознают причины удач и неудач в обучении, конструктивно действуют в случае неуспеха;
  • освоили формы личностной и познавательной рефлексии;
  • для решения познавательных и коммуникативных задач активно используют коммуникационные и информационные технологии;
  • применяют все виды поиска, обработки и сбора, интерпретации, передачи информации в соответствии с задачами (используют источники в сети интернет, справочную информацию);
  • овладели навыками выполнения анализа, сравнения, обобщения и классификации, установления причинно-следственных связей;
  • готовы вести диалог и слушать собеседника, признавать различные точки зрения и право собеседника на собственный взгляд, аргументируют свое мнение;
  • умеют распределять функции и роли, выполнять взаимный контроль, адекватно и критично оценивают поведение окружающих и собственное;
  • конструктивно разрешают конфликтные ситуации, учитывая интересы всех сторон.

Согласно документу, рассматривают в контексте комплекса действий ученика, способствующих усвоению новых умений и знаний. С такой точки зрения УУД приравниваются к метапредметным результатам обучения. Это позволяет среди прочих выделить регулятивные, коммуникативные и познавательные планируемые результаты по ФГОС .

Таблица
Скачать в.docx

Образовательные результаты Образовательные результаты Универсальные учебные действия, которые подтверждают достижение результатов образования
Регулятивные Постановка цели Формулирует учебные задачи и цели, поставленные учителем, и ставит собственные
План Расставляет приоритеты в изучении нового учебного материала, планирует действия и собственные результаты
Реализация Действует в соответствии с поставленным планом
Контроль и оценка Сравнивает результат и поставленную цель, проводит самооценку
Коррективы С учетом сделанных ошибок вносит необходимые коррективы в учебный процесс
Коммуникативные Взаимодействие, общение с учетом интересов другого Понимает других людей, осознает полученную от них явную и неявную информацию, понимает точку зрения, которая не схожа с его. Сотрудничает с другими людьми, успешно работает в группах и парах, учится предотвращать и преодолевать конфликты.
Культура речи Навыки донесения собственной точки зрения, аргументирования ее и критической оценки сказанного
Познавательные Общеучебные Поиск информации из разных источников, преобразовывать ее и критически относиться к ней, делать самостоятельные выводы, черпая знания
Логические Использование таблиц, схем, модулей, знаково-символьных средств, поиск аналогий и причинно-следственных связей, сопоставление, сериация данных
Постановка и решение проблемы Выбор оптимального способа решения задач, умение проецировать задачу на проблемную ситуацию

Отечественное образование превращается в личностно-ориентированное, психологический и педагогический подход к воспитательным и целям обучения сливаются. ФГОС строится на системно-деятельностном подходе. Процесс обучения реализуется с учетом физиологии, психологии, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Потому об успехе образовательного процесса может говорить только комплекс метапредметных, предметных и

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты

Предметные результаты обучения

Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету.

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять главное внимание.

К сожалению, большинство учителей и родителей по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Личностные результаты

Можно структурировать в три блока:

    самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;

    смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов;

    морально этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения .

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).

Психолого-педагогическое сопровождение также играет в этом процессе значительную роль. Психологам и педагогам приходится писать характеристики студентов и оценивать уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:

    соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

    участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

    инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

    ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

    Метапредметные результаты обучения

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

В соответствии с ФГОС, метапредметные результа ты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. .

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования . Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные , подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения - УУД .

Универсальные учебные действия (УУД)

В широком значении термин « универсальные учебные действия » трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

В узком значении этот термин означает совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Таким образом, универсальные учебные действия являются связаны с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы , , , , . В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся .

УУД являются одним из ключевых понятий в

Виды универсальных учебных действий

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

личностные - личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные:

    • общеучебные действия - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

      логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

      постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

коммуникативные - умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

регулятивные - целеполагание, планирование, корректировка плана .

В следующей таблице можно рассмотреть примеры развития УУД на отдельных этапах урока.

Этапы
урока

Деятельность
учителя и обучающихся

Универсальные
учебные действия

Объявление
темы урока

Формулируют
сами обучающиеся (учитель подводит
обучающихся к осознанию темы)

Познавательные,
коммуникативные, личностные

Сообщение
целей и задач

Формулируют
сами обучающиеся, определив границы
знания и незнания (учитель подводит
обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные,
коммуникативные, личностные

Планирование

Планирование
обучающимися способов достижения
намеченной цели (учитель помогает,
советует)

Регулятивные

Практическая
деятельность обучающихся

Обучающиеся
осуществляют учебные действия по
намеченному плану (применяется
групповой, индивидуальный методы),
(учитель консультирует)

Познавательные,

Осуществление
контроля

Обучающиеся
осуществляют контроль (применяются
формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Личностные,

регулятивные,
коммуникативные

Осуществление
коррекции

Обучающиеся
формулируют затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно, (учитель
консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные,
регулятивные

Оценивание
обучающихся

Обучающиеся
дают оценку деятельности по её
результатам, осмысливают деятельность
(самооценивание, оценивание результатов
деятельности товарищей)

(учитель
консультирует)

Регулятивные,
коммуникативные, личностные

Итог
урока

Проводится
рефлексия

Личностные,
регулятивные, коммуникативные

Домашнее
задание

Обучающиеся
могут выбирать задание из предложенных
учителем с учётом индивидуальных
возможностей

Познавательные,
регулятивные, коммуникативные,
личностные

Ключевым моментом в формировании метапредметных результатов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности , в процессе которой, в том числе, протекает самообразование обучающегося. Предлагаю рассмотреть, как осуществляются УУД на примере создания проектов в первом семестре в рамках предмета «Проектная деятельность».

Система работы над исследовательскими проектами состояла из культурологического и собственно исследовательского блоков и публичной защиты.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает работу над разнообразными проектами в соответствии с познавательными интересами обучающихся. В качестве рамочной структуры в первом семестре определено, в основном, культурологическое содержание. Тематика проектов сформулирована в соответствии с предметным содержанием учебных программ.

Обучающимся предлагается освоение исследовательского блока, в котором заложена идея усложнения осваиваемой исследовательской компетенции . Так, обучающиеся через выполнение проектно-исследовательской работы осваивают умение ставить цели, определять задачи для достижения этих целей, определять структуру и содержание своей работы, задавать вопросы, а также адресовать их: себе, учителю, книге, Интернету. Несколько студентов осуществили проект в форме эксперимента по химии (выращивали кристаллы), что предполагает освоение умения наблюдать. Другие студенты исследовали историю научных открытий, как бы «повторяя» путь реальных исследователей, ученых, осваивая, таким образом, опыт научной деятельности. В рамках проектной деятельности были разработаны туристические маршруты по достопримечательностям города Иркутска на английском языке.

Защита проектов осуществлялась публично. Все проекты защищались перед авторитетной комиссией, в которую входили эксперты. Членами комиссии задавались проблемные вопросы. Студенты учились отстаивать своё мнение, приобретая опыт публичного выступления. В целом, работа над проектами удалась. Мы можем утверждать, что в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности были сформированы метапредметные результаты.