Пособия для развития памяти. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард. в повседневной жизни

10 лучших книг по развитии памяти

1. Наталья Грейс. "Как Помочь Себе Самому (КПСС). Приемы развития памяти, внимания и речи"

Хотите, чтобы вас услышали?!

Хотите, чтобы вам повезло в бизнесе и в личной жизни?!

Хотите, чтобы за вашей спиной выросли крылья успеха?!

Тогда считайте, что вы уже начали двигаться к цели, так как держите в руках эту уникальную книгу. Это не классический учебник, но все же учебник, притом вовсе не скучный. Изложенные в нем методики эффективны и просты. Изучив их, вы не только получите удовольствие, но и научитесь управлять своей речью, а значит, жизнью и людьми. И вырастут у вас крылья, и пойдете вы по жизни легко, а все вокруг будут улыбаться и говорить о вас: "Харизма!!!"

Эта книга станет для вас золотым ключиком в мир успеха.

А вы знаете что это очень трудоемкий процесс. Роскошную фотокнигу, сделанную именно для Вас, хочется брать в руки, детально рассматривать, вглядываясь в каждую мелочь на дорогих сердцу снимках, показывать другим. Такова человеческая сущность - мы любим красивые, качественные вещи.

2. Юрий Пугач. "Развитие памяти. Система приемов"

Настоящая книга научит быстро и четко обрабатывать поступающую информацию и ориентироваться в обстановке, учитывать неожиданно возникающие факторы, влияющие на принятие решения.

3. Тони Бьюзен. "Руководство по развитию памяти и интеллекта"

4. Гарри Лорейн. "Развитие памяти и способности концентрироваться"

Как известно, большинство людей лишь на 8-10 процентов использует ресурсы своего мозга. Гарри Лорейн разработал систему развития ментальных способностей, которая позволяет задействовать остальные 90 процентов. Освоив ее, Вы на все сто включите в работу логику, рационализм, наблюдательность, внимание, концентрацию, память, креативность, воображение...

В результате сможете отправить в мусорную корзину свой органайзер - за ненадобностью. Вам не придется делать заметки, чтобы запоминать факты, цифры и имена, Вы с легкостью будете удерживать в памяти списки предстоящих дел, тексты выступлений и даже номера телефонов, научитесь эффективно распоряжаться временем, систематизировать информацию и планировать текущую деятельность.

Автор этой оригинальной системы уверен: избежать хаоса в бизнесе, личных отношениях и в любой другой сфере Вам поможет только одно - организованность, и если Вы организуете свой разум, то сумеете привести в порядок свою жизнь - а именно этой цели служит книга, которую Вы держите в руках.

5. Джон Богосиан Арден. "Развитие памяти для "чайников"

Итак, вы хотите улучшить свою память. Универсального метода улучшения памяти не существует. С увеличением количества изученных и отработанных способов, используемых для облегчения запоминания, будут улучшаться и свойства вашей памяти. Работа по улучшению памяти приносит свои плоды людям самых различных возрастных категорий, начиная со студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, и заканчивая беззаботными пенсионерами, которые занимаются этим впервые. Улучшить память может практически каждый человек, независимо от того, где он работает, и чем занимается. О способах, используемых для улучшения памяти, и идет речь в этой книге.

6. И. Ю. Матюгин, Е. И. Чакаберия, И. К. Рыбникова, Т. Б. Слоненко, Т. Н. Мазина "Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения"

Том 1. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.

Книга поможет научиться запоминать телефоны, исторические даты, номера машин; в абстрактных цифрах видеть животных и птиц, овощи и фрукты; находить сравнение с людьми. По методике, изложенной в этой книге, занималась Вика Рыбникова - призер международных соревнований по развитию памяти (Япония, 1993 г.). Книга содержит большое приложение. Детям и взрослым понравится способ запоминания телефонов с помощью басен и песен.

Том 2. Зрительная, тактильная, обонятельная память.

"Зрительная память" содержит игры, которые можно давать с пятилетнего возраста. Большое приложение к играм позволит проводить занятия в течение года. "Тактильная память" - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Игры научат определять "шероховатость" голоса, вспоминать вещи, до которых вы дотрагивались в течение дня. "Обонятельная память" научит подбирать, какому человеку, какой запах больше подходит, овладеть древним магическим приемом управления настроением с помощью запахов.

Адресуется практическим психологам, педагогам, родителям, детям.

7. Рюта Кавашима. "Японская система развития интеллекта и памяти. Программа "60 дней"

Обрести и сохранить здоровый, молодой, великолепно функционирующий мозг представляется чрезвычайно трудной задачей, а между тем это намного проще, чем кажется. Перед вами специальная 60-дневная программа выдающегося японского невролога, профессора Рюты Кавашимы, по которой уже тренируются более 2000000 людей. Теперь она поможет и вам!

8. Николай Хорошевский. "Современные методы развития памяти и мышления"

Память - Великая и Коварная. Великая потому, что ее подлинная суть и резервы неведомы, а Коварная потому, что подводит, сопротивляется и даже саботирует свою работу, если человек не умеет с ней правильно обращаться. Хитрая и своенравная, она прекрасно знает себе цену и, прежде чем предложит услуги, потребует эту цену заплатить. Однако тот, кто вложит упорство, труд и время в знание законов и овладение ее методами, заслужит ее благосклонность.

Но чтобы добиться серьезных успехов, обилием информации нужно уметь пользоваться, заставить хорошо работать "маленькие серые клеточки" мозга.

В книге Н.И.Хорошевского "Современные методы развития памяти и мышления" рассмотрены особенности развития памяти и мышления и представлены современные методы повышения их эффективности.

9. Олег Андреев. "Техника развития памяти. Самоучитель"

Многим людям известны какие-либо приемы запоминания той или иной информации. Однако в целом эти приемы помогают человеку воспринять лишь небольшой объем информации, не развивая при этом свою память.

В книге представлены занятия по тренировке памяти, которые позволят вам в совершенстве развить те механизмы вашего мозга, которые отвечают за запоминание и хранение информации.

Вы забудете, что значит забывать!

10. Алан Бэддели. "Ваша память. Руководство по тренировке и развитию"

Путеводитель по стране памяти, в котором описан как ее общий ландшафт, так и отдельные, наиболее яркие достопримечательности и даже малодоступные, малоизученные экзотические уголки. В этой книге, написанной известнейшим экспертом с мировым именем, вы найдете последние научные данные, практические тесты и профессиональные советы по улучшению и развитию памяти. Для студентов и преподавателей, всех интересующихся проблемами психологии человека.

Актуальность

Память – это пожалуй одна из самых важных характеристик мыслительной деятельности человека. Память помогает не только запоминать и хранить, но и в нужный момент жизни воспроизводить необходимую информацию.

Особенности памяти дошколят

На первых этапах развития ребенка промежуток времени, в течение которого ребенок что-то помнит, довольно короткий. К 3 годам воспоминания сохраняются в памяти несколько дольше.

В 4-5-летнем возрасте прочность и длительность запоминания, которые получил ребенок в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

А вот воспоминания дошкольника всегда ярко выражены и обладают образным характером.

Ребенок, вспоминая какой-либо предмет, часто представляет его себе так ярко и образно, словно он видит его снова, а какая-то несущественная деталь, которая незаметна для взрослых, запоминается ребенком надолго.

Из всех органов чувств самым важным для человека являются глаза, потому что большую часть информации мы получаем визуально. Именно зрение начинает активно развиваться в самом начале жизни.

Любой наглядный материал в дошкольном возрасте запоминается ребенком лучше, чем различные отвлеченные положения. Из словесного материала ребенок лучше запомнит описание образов, особенно если они носят художественный характер.

Понимание и осмысление нового материала изменяются по мере роста и развития дошкольника. Так, например, если дети младшего дошкольного возраста запоминают те или иные предметы, ориентируясь на внешние и яркие признаки, то старшие дошкольники замечают уже не яркие, а важные особенности того или иного предмета.

Например, если спросить у 3-летнего ребенка: «Какая бывает собака?», то он может ответить: «Черная собака бежит». Если же аналогичный вопрос задать старшему дошкольнику, то его ответ будет более обобщенный. Например: «Собака друг человека, она живет в доме, любит грызть кости».

Можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте помимо образной памяти у ребенка формируется и словесно-логическая память. Кроме того, в дошкольном возрасте наблюдается зависимость памяти от особенности деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается ребенком по-разному, в зависимости от того, как он ему преподносится.

Если, например, просто заставить ребенка выучить несколько малознакомых для него слов, то он запомнит только их малую часть, а вот если предложить запомнить эти же слова, но в процессе игры, то он удержит в своей памяти значительно больше.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте память ребенка, как правило, непроизвольная. Он с легкостью запоминает то, что ему действительно интересно, что произвело на него яркое впечатление. При этом ребенок не ставит перед собой цели запомнить что-то. Все предметы и действия запоминаются им сами собой, в процессе игры.

Не стоит заставлять ребенка что-либо запоминать, так как это не только не даст положительных результатов, но и может привести к снижению запоминания в дальнейшем.

Ребенок в возрасте 2-3 лет еще не в состоянии запоминать и припоминать что-либо целенаправленно. Однако в 3-5 лет у него начинает формироваться произвольное запоминание и припоминание. Принимая участие в играх со сверстниками, присутствуя на развивающих занятиях, ребенок учится запоминать то, что от него требуют окружающие или на что указывают родители, учителя и воспитатели.

Но сначала произвольное запоминание у ребенка несовершенно. Он еще не владеет разнообразными приемами запоминания, не знает, что нужно сделать, чтобы быстро и надолго запомнить.

Однако при правильной организации воспитания и обучения к концу дошкольного возраста ребенок уже умеет пользоваться элементарными приемами запоминания. Так, например, для того чтобы запомнить какой-либо материал, ребенок должен сначала внимательно с ним познакомиться, несколько раз повторить его, затем установить необходимые связи.

Развитие произвольной памяти играет важную роль и при подготовке ребенка к школе. Ведь учеба не будет продуктивной и успешной, если ребенок будет запоминать только то, что ему хочется и что интересно, не обращая внимания на требования учителя и задачи школьной программы.

С рождения ребенок запоминает большое количество слов и понятий, однако для освоения окружающего мира ребенку просто необходима постоянная помощь родителей.

Мозг маленького ребенка всегда необходимо подпитывать новой информацией. Родители не должны бояться, что ребенок не поймет или запутается.

Родители должны ежедневно заниматься с ребенком, развивать его, заботиться и любить. Если все это делать с удовольствием, ребенок без особых проблем достигает многого в жизни и порадует своих родителей высокими результатами.

Известно, что физическая активность не только способствует укреплению здоровья, но и положительно сказывается на развитии памяти, так как только с помощью движения мозг получает кислородную подпитку. Именно поэтому с ребенком следует как можно больше играть в подвижные и развивающие игры на свежем воздухе. Ребенок, который много двигается, также много думает и запоминает, ведь физическое и умственное развитие взаимосвязаны.

У детей после 3 лет преобладает группировочная память, т.е., чтобы запомнить ряд слов, ребенок старается найти общие признаки предметов или явлений и сгруппировать их.

Доказано, что способность к запоминанию зависит о возраста ребенка, т.е. чем старше ребенок, тем лучше у него развита память. Такая особенность обусловлена тем, что с возрастом ребенок совершенствует техники применения памяти.

Память может быть долговременной, когда та или иная информация запоминается надолго и кратковременной, т.е. если информация сохраняется в памяти незначительное время.

Но запомнить ту или иную информацию можно не только с помощью долговременной или кратковременной памяти, но и благодаря органам чувств: зрению, вкусу, обонянию, слуху и осязанию.

Зрительная память. Такой вид памяти связан с сохранением и воспроизведением различных образов. У детей в дошкольном возрасте может встречаться и особый вид зрительной памяти, который называется эйдетической памятью, когда, вспоминая что-либо, ребенок словно видит этот предмет перед глазами и в состоянии довольно детально описать его.

Слуховая память. Слуховая память характеризуется тем, что ребенок не только хорошо запоминает, но и точно воспроизводит различные звуки. Такой вид памяти имеет большое значение для развития ребенка, ведь все, что знает ребенок в дошкольном возрасте, он узнает на слух. Этим же способом усваивается около 70% информации в период обучения в начальной школе.

Иногда можно встретить детей, которые, для того чтобы запомнить словесную информацию, шевелят губами или повторяют сообщение про себя.

Эмоциональная память. Это память на эмоциональные переживания, т.е. все пережитые и сохраненные в памяти чувства являются сигналами, которые либо побуждают ребенка к тому или иному действию, либо удерживают от него. На таком виде памяти основана прочность запоминания, ведь то, что вызывает у ребенка эмоции, запоминается надолго и без особого труда.

Способность быстро запоминать любые сведения можно развить, а сделать этот процесс можно увлекательно и интересно, используя упражнения в игровой форме.

Игры на развитие памяти

Игра «По порядку»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, мышления и логического мышления.

Оборудование. Различные игрушки.

Описание . Игрушки ребенка следует расставить по одной линии. После этого необходимо предложить ребенку посмотреть на игрушки в течение 2 мин., запомнить их расположение и отвернуться. Как только ребенок отвернется, следует поменять игрушки местами. Когда ребенок повернется вновь, он должен попытаться обнаружить изменения и переставить игрушки на свои места.

Примечание . Игра подходит детям от 3 лет. На первых порах следует брать не более 3-4 игрушек, но по мере усвоения игры количество предметов можно увеличить.

Игра «Называлки»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не требуется.

Описание . В этой игре могут принимать участие 2 человека (ребенок и взрослый или 2 ребенка). Дети должны по очереди называть названия фруктов и овощей, например, один называет только фрукты, а второй – только овощи. Тот ребенок, который смог назвать больше названий фруктов или овощей, и объявляется победителем.

Примечание . Игра подходит для детей от 5 лет.

Игра «Веселые считалки»

Цель игры

Оборудование. Счетные палочки.

Описание . В игре могут принимать участие несколько детей. Взрослы раздает каждому по 10 счетных палочек. Дети сидят за столом и раскладывают счетные палочки перед собой в 2 ряда. Затем взрослый зачитывает детям несколько считалок. Причем считалки должны быть не слишком длинными и простыми по содержанию. Затем взрослый с каждым индивидуально заучивает по считалке. Как только они будут хорошо запомнены, взрослый может предложить ребенку самому вспомнить, рассказать считалочку и по ней посчитать разложенные палочки.

Примечание Если на первых порах у ребенка возникли затруднения, то взрослый может помочь справиться с ними.

Игра «Посмотри, запомни, положи»

Цель игры . Развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок.

Оборудование. 4 предметные картинки, на которых изображены хорошо знакомые ребенку предметы, например ножницы, тарелка, шарф и шкаф.

Описание . Картинки следует разложить на столе и дать ребенку внимательно их рассмотреть, при этом взрослый должен попросить ребенка запомнить не только то, что изображено на картинках, но и как они лежат друг за другом. После того как ребенок запомнил картинки и их последовательность, он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый в это время смешивает картинки. После этого ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет. По мере усвоения игры количество карточек может увеличиваться.

Игра «Топни-хлопни»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый должен произносить фразы-понятия, которые могут быть как правильными, так и неправильными. Задача ребенка определить, верно это выражение или нет. Если выражение правильное, то ребенок должен хлопнуть в ладоши, а если нет – топнуть.

Например, «Зимой дети купаются на озере», «Летом можно кататься на санках», «Картошку едят вареной», «Весной распускаются цветы» и т.д.

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет, при этом следует помнить о том, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

  • Гуляя с ребенком в парке или по лесу, следует обращать внимание на окружающую природу, на разнообразные звуки. Необходимо, чтобы ребенок учился запоминать свои чувства и ощущения, которые возникают у него во время отдыха или игры со сверсниками.

Ига «Я запоминаю слова»

Цель игры . Развить слуховую память, мышление, речь.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый предлагает запомнить, а затем и повторить простые слова, не связанные друг с другом по смыслу, например сок, ложка, стул, луна, забор, санки, вилка, ягода, гриб. При этом взрослый должен называть слова громко, четко проговаривая и делая небольшие паузы.

Через 10 мин. Нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил. Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Примечание

  • При проведении игр на развитие памяти необходимо помнить о том, что не следует думать о том, что у ребенка не очень хорошая память. Возможно, он просто устал, был невнимателен или не очень хотел играть в эту игру.

Игра «Найди отличия»

Цель игры. Развить зрительную память и внимание, научить ребенка внимательно рассматривать похожие предметы и сравнивать их, учить называть по памяти сходства и различия между предметами.

Оборудование. Две похожие сюжетные картинки, которые должны отличаться друг от друга различными деталями (цветом, формой и т.д.).

Описание . Взрослый показывает ребенку сначала одну картинку, а после того как ребенок внимательно ее рассмотрит, следует показать другую. Затем, взрослый должен попросить ребенка назвать по памяти отличия между картинками.

Примечание . Если ребенок затрудняется, то можно ему помочь с помощью наводящих вопросов.

  • Для укрепления памяти у детей педиатры советуют включать в ежедневный рацион питания следующие продукты: сыр, семечки, жирные сорта рыбы, гречневую крупу, орехи, а также много овощей и фруктов. В этих продуктах содержится большое количество полезных веществ и витаминов, которые просто незаменимы для питания мозга и его кровоснабжения.

Игра «Повтори действия»

Цель игры . Развить двигательную и зрительную память у ребенка, научить последовательно повторять движения.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый и ребенок должны встать друг напротив друга. После этого взрослый показывает ребенку несколько несложных движений, которые следуют друг за другом. Ребенок, в свою очередь, запоминает движения и самостоятельно их повторяет. Например, руки вперед – вверх – в стороны – на пояс и т.д.

Примечание . По мере усвоения игры взрослый может поменяться ролями с ребенком, т.е. ребенок показывает движения, а взрослый их повторяет. При этом взрослый может умышленно допускать ошибки, чтобы ребенок вспомнил свои движения и исправлял его.

Игра «Разные формы»

Цель игры . Развить слуховую память, логическое мышление, внимание.

Оборудование. Лист бумаги, ручка или карандаш.

Описание . В игре может принимать участие несколько детей. Взрослый должен раздать каждому по листку бумаги и ручке, а затем объяснить задание. При назывании какого-либо предмета детям нужно попытаться вспомнить, на какую геометрическую фигуру он похож, и нарисовать ее. Например, конверт – прямоугольник, телевизор – квадрат и т.д.

Примечание . Если дети нарисовали разные формы предмета, нужно объяснить, что, например конверт может быть как прямоугольным, так и квадратным.

Игра «Человечки»

Цель игры

Оборудование. Листок бумаги и карандаш.

Описание . Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и запомнить человечков, которые на ней изображены. После этого можно предложить ребенку нарисовать то, что он запомнил.

Примечание . Ребенок должен рассматривать картинки в течение 1 мин., после этого их нужно закрыть и обсудить с ним, что он запомнил.

Игра «Выложи буквы»

Цель игры . Развить зрительную память, воображение, совершенствовать мелкую моторику, учить ребенка воспроизводить по памяти расположение элементов букв.

Оборудование. Карточки с печатными буквами, счетные палочки.

Описание . Взрослый показывает ребенку карточку с какой-нибудь буквой и просит его выложить букву из палочек. Затем карточку с буквой следует убрать и вновь попросить ребенка выложить эту же букву, но только по памяти.

Примечание . От 4 лет.

Игра «Магазин»

Цель игры

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый предлагает ребенку сходить в «магазин» и просит его запомнить все предметы, которые необходимо купить. Например, «Саша, сходи в магазин и купи: морковь, молоко, сметану, хлеб и 3 яблока». Ребенок должен внимательно выслушать, а потом перечислить те предметы, которые необходимо купить, в той же последовательности.

Примечание . Игра подходит детям от 3 лет. На первых порах следует называть не более 2-3 предметов, но по мере усвоения игры количество предметов можно увеличить.

  • Известно, что память может быть эмоциональной, зрительной, слуховой, двигательной, вкусовой. У детей лучше всего развита непроизвольная память, а потому лучше всего развивать память лучше не по учебникам, а при помощи различных жизненных ситуаций.

Игра «Представляю и запоминаю»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, воображения.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый объясняет ребенку, что для того чтобы запомнить некоторое число предметов, следует их себе представить. Например, для того чтобы запомнить «одну козу», следует придставить себе одну козу, которая пасется на лугу. После этого он может предложить ребенку запомнить таким образом следующее:

  1. одну козу,
  2. две куклы,
  3. три зеркала,
  4. пять фломастеров,
  5. шесть воздушных шариков и т.д.

Примечание . Для того чтобы ребенок лучше запомнил эти предметы, следует попросить его описать то, что он себе представил.

Игра «Нарисуй и вспомни»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, обогащение словарного запаса ребенка.

Оборудование. Лист бумаги, цветные карандаши.

Описание . Взрослый говорит ребенку несколько простых фраз. Например, «Папа читает газету», «Мама готовит обед», «Девочка играет», «Мальчик пишет» и т.д. После этого взрослый предлагает сделать к каждой фразе рисунок, а затем просит ребенка точно повторить все фразы, которые он запомнил и к которым нарисовал рисунки.

Примечание . Игра подходит детям от 5 лет.

  • Также способствует развитию памяти спорт и различные физические нагрузки. Ежедневная физическая зарядка улучшает кровоснабжение мозга и помогает ребенку крепко спать, ведь беспокойный сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Игра «В гости»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не нужно.

Описание . Эта игра начинается с того, что взрослый говорит ребенку следующую фразу: «Нас с тобой пригласили в гости, поэтому нам нужно собрать чемодан и положить в него: часы, юбку, шорты, брюки, тапочки и т.д.» Взрослый может называть другие предметы. После этого ребенок должен повторить сказанную взрослым фразу, но при этом добавить название еще одного предмета. После этого всю фразу повторяет взрослый и также добавляет название нового предмета. Игра заканчивается после того, как кто-нибудь ошибается или забудет назвать какой-либо предмет.

Примечание . Игра подходит детям от 7 лет.

Игра «Кто больше?»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослы предлагает ребенку за 1 мин. Назвать 5 предметов определенной формы или цвета. Например: «Маша, назови мне 5 предметов квадратной формы. А теперь назови 5 предметов синего цвета» и т.д.

Примечание

  • В процессе взросления у ребенка увеличивается объем кратковременной памяти, так, например, ребенок в 3 года запоминает3 слова, в 7 лет – 5 слов, а взрослый человек может запомнить от 7 до 9 слов.

Игра «Слова»

Цель игры . Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый называет ребенку несколько слов и предлагает их запомнить. Например, заяц, лиса, шкаф, мышь, стул, тарелка, кресло, медведь. После того как ребенок смог запомнить и повторить слова, взрослый должен спросить его, можно ли эти слова разделить на группы. На какие группы можно разделить слова? Можно задать ребенку наводящие вопросы: «Назови сначала животных», «Назови неодушевленные предметы», Затем можно ребенка повторить еще раз.

Примечание . Игра подходит детям от 6 лет.

Игра «Разные буквы»

Цель игры . Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, обогатить словарный запас ребенка.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый называет ребенку слова и предлагает ребенку запомнить их. Например, ночь, машина, новость, нож, мыло, муха, нога, музыка. После этого взрослый просит ребенка назвать те запомненные слова, которые начинаются на букву М, затем слова на букву Н.

Примечание . Игра подходит детям от 5 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо запоминают различные события, лица людей, места, где они бывали. Однако им еще довольно трудно расположить все это во времени. Именно поэтому дети часто путают такие понятия, как «вчера», «завтра», «сегодня» и др.

Игра «Овощи, фрукты, ягоды и грибы»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, закрепить знания детей о фруктах, овощах, грибах и ягодах.

Оборудование. Не требуется.

Описание . В игре могут принимать участие несколько детей. Игроки встают в круг. Взрослый договаривается с ними, что если они услышат названия овощей, то должны поднять руки вверх, названия фруктов – наклониться вперед, названия ягод – присесть, а названия грибов – развести руки в стороны. После этого взрослый начинает называть названия овощей, фруктов, ягод и грибов, а дети должны выполнять нужные движения.

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет.

Игра «Подгляделки»

Цель игры . Развитие зрительной памяти, пространственного мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Сюжетная картинка большой белый альбомный лист. В середине альбомного листа следует вырезать небольшое отверстие.

Описание . В игре могут участвовать несколько детей. Взрослый должен прикрыть картинку подготовленным листом бумаги и положить ее перед участниками игры. После этого следует объяснить детям правила: рассматривать картинку можно только через отверстие, медленно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Каждый ребенок должен рассматривать картинку таким образом в течение 1мин. После этого взрослый предлагает детям рассказать, что же изображено на картинке. Рассказывать может только один ребенок, а остальные могут его рассказ дополнять

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет.

Игра «Пересказ»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, воображения.

Оборудование. Лист бумаги, цветные карандаши.

Описание . Перед началом игры взрослый должен прочитать или рассказать ребенку небольшой, но интересный текст. После этого следует попросить ребенка изобразить на листке основную мысль текста, а затем, опираясь на рисунок, пересказать его.

Примечание . В дальнейшем эту игру можно усложнить и предложить ребенку дополнить текст несколькими своими предложениями.

  • Логическое запоминание довольно эффективно, а потому детей следует обучать простым приемам мнемотехники.

Игра «Назови лишнее слово»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый говорит ребенку цепочку слов. Ребенок должен внимательно выслушать и сказать слово, которое не подходит к остальным словам. Слова можно называть следующие:

Собака, кот, медведь, корова

Ложка, тарелка, вилка, сапог

Юбка, платье, волк, шорты

Груша, тыква, апельсин, яблоко

Арбуз, смородина, подосиновик, клубника

Шампунь, мыло, стол, зубная паста

Булочка, хлеб, масло, батон

Примечание . Игра подходит детям от 3 лет.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Литература.

  1. О.А.Смирнова. Самоучитель по развитию памяти. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015.
  2. Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти / Анхельс Наварро; пер. с исп. Н. Дмитриевой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  3. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред. Г.С.Никифорова. СПб: Изд-во «Речь», 2011.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер. с англ. под общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф.Ломова. – М.: Прогресс,1980.
  5. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001.
  6. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. – М.: Психология, 2000.
  8. Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие по курсу “Психология человека”. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.:Свет,1997.
  10. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  11. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. Основы психологии: Практикум / Ред.- сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на Дону, Феникс, 2005.
  12. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. М., 1989.
  13. Психология памяти. Учебное пособие / Под ред. Т.И. Зинченко и В.П.Зинченко. Дубна, 2000.
  14. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1999.

Почему-то принято считать, что «День знаний» равно «школа», ни больше, ни меньше. Как будто аттестат о среднем образовании – это наш предел, а зона мозга, отвечающая за обучение, с момента его получения начинает стремительно сокращаться.
Да, практические наблюдения подтверждают, что с возрастом учиться становится сложнее, а запоминать имена новых знакомых не всегда получается с первого раза. Но думается, что в большинстве случаев это вопрос сноровки, смекалки, тренировки, а вовсе не необратимых возрастных изменений. Чтобы на финишной прямой августа детишечкам не было одиноко в предвкушении всего, что последует за букетами гладиолусов и белыми бантами, мы подобрали десять книг «для тренировки мозгов». Взрослых мозгов.
Посвящается желающим легко делить счета в ресторанах на число участников дружеской посиделки, не задумываясь подбирать подходящие ситуации синонимы и навсегда избавиться от повторения мучительного «где-то я его видел, а где – не знаю» и «вертится ведь на языке, спать не смогу, пока не вспомню!»
В этой собраны только самые интересные и полезные 10 книг для развития памяти и интеллекта . Приятного чтения!

2.
Чарльза Филлипса называют, ни больше, ни меньше, «гуру головоломок», и он собрал в одной книге почти сотню интеллектуальных задач для развития и тренировки интеллекта. По аналогии с тренировкой тела для живого ума, крепкой памяти и совершенного механизма вспоминания требуются регулярные занятия. И сама структура книги сформирована по примеру фитнес-тренировки: сначала простые упражнения на "разминку", затем продвинутые "тренажеры для интеллекта» и в финале - настоящий "Бег с препятствиями". А в качестве поддерживающих реплик тренера – увлекательные факты из жизни умного мозга.

3.
Книга из серии «Как что работает» объяснит читателю, почему он влюбляется или поднимается с постели рано утром, как и зачем правильно питаться, чем «подзарядить мозги», когда это требуется и как улучшить свою память. Автор обобщает и упрощает для понимания широкими массами новейшие достижения нейробиологии, психологии и науки о питании. Отличная настольная книга с советами, без заоблачных целей.

4.
А вот и наш подарок дорогим культурным читателям. Чтобы вы смогли оценить на себе действенность уникальной методики, уже завтра мы разыграем эту книгу. И у кого-то из вас в библиотеке появится уникальная 60-дневная программа выдающегося японского невролога, профессора Рюты Кавашимы, по которой уже тренируются более 2 000 000 людей по всему миру.

5.
Все же слышали, что от безграничных возможностей нашего мозга простые смертные обычно используют лишь ничтожную часть. Для тех, кто хочет большего, и придумана эта книга. Автор обещает научить запоминать огромные объемы цифр, текстов, событий, решать сверхсложные задачи, с легкостью находить выход из самой запутанной ситуации. Итак, для информации – это уже пятнадцатое издание тренинга по развитию интеллекта, памяти, креатива, интуиции - улучшенное и дополненное.

7.
Тысяча мелочей в одном собрании: практические упражнения, головоломки, игры, тесты, советы по питанию и образу жизни – взяв на вооружение хотя бы часть представленных здесь советов, вы сможете сразу же получать реальные результаты, которые традиционны для нашего сегодняшнего обзора: улучшение памяти, расширение возможностей интеллекта, быстрые операции в уме.
Всего 15 минут в день легкой гимнастики для ума и подсознания, созданной на основе систем двух мастеров работы с подсознанием Джозефа Мэрфи и Джона Кехо, дадут вам возможность получить доступ к источнику энергии поистине космического масштаба – энергии, способной изменить всю вашу жизнь!

8.
Мозг есть – а чего не пользуетесь? Умные же люди, а поступаете нелогично и опрометчиво. Нагружаете себя лишней работой, растрачиваете силы на пустяки, а на главное не остается ни времени, ни возможностей. Конфликтуете с начальством, спорите с подчиненными, проживаете день за днем, как тот Сизиф с его камнем. Но Сизиф-то был проклят богами, а вы просто не умеете пользоваться предоставленным в ваше распоряжение богатством. Мозг называется. И, оказывается, особенности его устройства иной раз прямым образом нам жить мешают. И ничего с этим поделать мы не можем. Но можем учитывать в своих поступках и работе, организации времени и планировании дел. Тем самым убережем немало нервных клеток себе и окружающим, а заодно уменьшим число конфликтов и станем счастливее.

9.
Автор книги Мэрилу Хеннер - одна из двенадцати человек в мире, обладающих Сверхъестественной Автобиографической Памятью - и этот факт научно доказан. Она помнит мельчайшие детали своей жизни, начиная с раннего детства. И не предлагаем вам следовать ее примеру, а всего лишь предоставляет набор инструментов и рекомендаций, которые позволят по-новому взглянуть на работу мозга и на то, как он создает и сохраняет воспоминания. Простые, практичные и забавные упражнения помогут усовершенствовать память, повысить эффективность работы мозга и изменить к лучшему свою жизнь.

10.
Эта книга - кульминация 25-летних исследований в области ускоренного обучения. Здесь описаны приемы, методы, технологии, которые помогут читателям выявить умственные, психологические, творческие способности и использовать их на полную мощь.

Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.

2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли

Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.

3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер

Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.

4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард

Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:

  1. , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
  2. Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
  3. Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).

5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро

Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.

6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.

7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев

Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.

В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.

8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп

Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.

9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.

Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.

Мало кто хоть раз в жизни не жаловался на короткую память. Специалисты под фразой «У меня плохая память» понимают то же самое, что и фитнес-тренер, когда ему говорят: «Я толстый, потому что мне лень заниматься». Все это только из-за того, что человеческая память – это своеобразная мышца. Ее следует прокачивать, развивать и тренировать.

Чтобы помочь вам в этом не всегда простом деле мы подготовили подборку . В большинстве из них представлены не только теоретическая информация и статистика, но и много практических упражнений. Не ленись, занимайтесь и тогда даже в 80 лет будете иметь светлую память юноши!

1. Пугач Ю.К. «Развитие памяти. Система приемов + 126 упражнений по развитию памяти»

Автор предлагает ознакомиться с уникальной системой, которая известна как «Мольто». Она создает все условия для того, чтобы информация быстрее и легче усваивалась и запоминалась. Как ясно из названия, читателям больше придется работать над собой, выполняя эффективные упражнения разной сложности, нежели читать.

2. Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Если вы испытываете сложности с запоминанием, желаете развивать свои умственные способности и хотите научиться общаться, то эта книга для вас. Суть книги в том, что человеческий мозг – это уникальная вещь, он способен быть настолько многозадачным, что превосходит компьютер любой мощности. Однако, это утверждение верно только при условии его регулярных тренировок. Используя в повседневной жизни «помощников» в виде напоминаний, органайзеров и личных секретарей, добиться успеха практически невозможно. Память теряет свои способности.

Вывод один: . Главная специальность, в которой просто не обойтись без прекрасной памяти, это разведчик. Ему нельзя использовать технику, его главное оружие – это разум. Так почему бы не применить методики обучения спецслужб? Это и предлагает автор. Помимо использования разработок разведчиков, книга интересна тем, что содержит много изображений, эффективных упражнений и, изучив ее, вы сможете стать настоящим спецагентом.


3. Рюта Кавашима «Японская система развития интеллекта и памяти».


Программа «60 дней»Рюта Кавашима – известный японский невролог и профессор предлагает специальный двухмесячный курс по развитию памяти и умственной деятельности в целом. Читателю предстоит ежедневно выполнять несколько несложных, но очень эффективных упражнений. Автор обещает, что результат будет виден уже через несколько недель. Книга собрала множество положительных отзывов по всему миру и является бестселлером во многих странах.

4. Станислав Матвеев «Феноменальная память. Методы запоминания информации»

Для начала несколько слов об авторе этой книги Станиславе Матвееве. Он является не только практиком в области развития памяти, тренером и создателем курса по тренировке запоминания, но и рекордсменом России в номинации «Феноменальная память». , Матвеев опубликовал некое пособие, ведь все техники, описанные в нем можно и нужно применять в повседневной жизни. Книга яркая, красивая, ее приятно держать в руках.Автор гарантирует, начав тренировки памяти по его советам, вы легко сможете запомнить номера телефонов, даты, пароли, стихи, иностранные слова и даже объемные доклады и отчеты.

5. Тони Бьюзен «Руководство по развитию памяти и интеллекта»

Если вы задались целью максимально развить свои интеллектуальные способности и натренировать память настолько, чтобы больше не испытывать проблем с подготовкой к экзаменам, докладам и тестам и легко концентрироваться на важных задачах, то Тони Бьюзен создал эту книгу именно для вас. На протяжении многих лет автор занимается изучением методик развития человеческого разума. Он помог огромному количеству детей и взрослых добиться успеха. В этом пособии Бьюзен собрал все свои знания в одну программу, чтобы все желающие смогли изучить новый подход к личностному развитию. 5.Алан Бэддели. «Ваша память. Руководство по тренировке и развитию»Алан Бэддели – классик современной когнитивной психологии. Он занимается исследованиями кратковременной памяти. Помимо советов, автор раскрывает суть понятия «память». Читатель имеет возможность основательно пополнить свой багаж знаний информацией о том, как устроены и функционируют разные виды памяти, какие отличия между ними в детском и взрослом возрасте, а также множеством примеров и статистических данных относительно различных исследований.

6. Джон Богосиан Арден. «Развитие памяти для «чайников»

Благодаря методикам, описанным в книге Ардена, развить память и улучшить умственную работу способны люди всех возрастов, полов, родов занятий и т.д. Она подойдет как студентам, подготавливающимся к экзаменам, так и людям пенсионного возраста. Это своеобразный сборник техник, предназначенных для улучшения способности запоминать. С их помощью каждый сможет заметно улучшить свои показатели.

7. Наталья Грейс. «Как Помочь Себе Самому (КПСС). Приемы развития памяти, внимания и речи»

Эта книга уникальна. Она отличается от обычного учебника, но научить может многому. Нескучные методики эффективные и достаточно просты в применении. Отработав их на практике, вы сможете начать правильно управлять своей речью, памятью, умственной деятельностью. Труд Натальи Грейс поможет стать обладателем такой черты характера, как харизма. Вас начнут слышать, вы станете успешными и счастливыми.

8. Гарри Лорейн. «Развитие памяти и способности концентрироваться»

Согласно исследованиям человек использует свои умственные возможности лишь на 10%. Автор предлагает лично разработанную систему, которая заставит работать на вас оставшиеся 90%. Изучив ее, у вас максимально будут задействована логика, внимание, память, воображение, креативность и многие другие способности.С помощью этой книги вы навсегда попрощаетесь с записными книжками и напоминаниями в телефоне, ваша память будет работать на все 100%. К тому же у вас получится привести в порядок свою жизнь, стать организованными. Если желаете добиться успеха, то труд Гарри Лорейна то, что нужно.

9. Олег Андреев «Техника развития памяти. Самоучитель»

Система, представленная в этой книге, является уникальной, многие моменты запатентованы и даже считаются изобретениями. Еще одним немаловажным преимуществом книги является универсальность. Она подойдет людям любых возрастов. В основе системы лежат легкие, но крайне эффективные упражнения. Они вынуждают мозг работать активнее.Автор – известный тренер, по его программе обучились тысячи слушателей и остались довольны результатом.

10. Николай Хорошевский. «Современные методы развития памяти и мышления»

Сама по себе память – это плохо изведанное явление. Ее возможности нельзя предугадать, однако, при этом она отлично тренируется. Только упорство, огромный труд и сила воли помогут повысить ее показатели, тем самым стать успешнее и интеллектуально развитее.Автор предлагает рассмотреть механизмы работы памяти и мышления, и на их основе разработал комплекс упражнений, направленный на развитие способности запоминать.

11. Артур Думчев «Краткая книга о памяти»

Еще один труд от автора-практика ставшего рекордсменом России по использованию памяти. Нейролингвист, консультант, трейдер Артур Думчев создал пособие, в котором он описал принципы работы памяти, а также самые действенные способы ее развития. Большим плюсом является то, что объем книги совсем небольшой и ее чтение не отнимет много времени.

12. Черемошкина Л. В. «Психология памяти»

Эта книга немного отличается от всех представленных выше. «Психология памяти» – это своего рода пособие, целью которого является объяснить читателю психологические закономерности способностей мозга и работы памяти. Изучив эту работу, вы поймете, как мозг запоминает информацию и почему некоторые вещи запоминаются, а некоторые стираются из памяти навсегда. Интерес книги заключается еще в том, что в ней содержится много экспериментального материала.

13. Хэнкок Джонатан «Как тренировать память»

Хэнкок Джонатан не только писатель, но и человек, которому удалось побить рекорд Гиннеса дважды, показав удивительные способности своей памяти. В своей книге он учит запоминать больше информации и максимально использовать интеллектуальные возможности человека. Руководство содержит много практических занятий, в которых сочетаются методы разных времен. Примените техники Джонатана и сможете развить свои творческие способности, обрести новые навыки и улучшить свою память.

14. Антон Могучий «Супертренинг IQ и памяти, чтобы жить 100 лет»

Уже давно научно доказано, что чем чаще и интенсивнее вы используете свой мозг, тем дольше живете. Автор предлагает заниматься на интеллектуальном тренажере Келли и жить долго и успешно, укрепляя свое здоровье.

15. Станислав Мюллер «Разблокируй свой ум»

Оказывается, стать гением может каждый человек. Именно это утверждает в своей книге Станислав Мюллер. Тренируясь по инновационным техникам автора можно научиться включать сверхспособности.

16. Хеннер Мэрилу «Суперпамять»

Книга известной актрисы и женщины, которая обладает сверхъестественной автобиографической памятью. Она помнит все, даже незначительные события собственной жизни. В своем пособии она предлагает читателям легкие и иногда забавные упражнения, которые помогут заставить мозг работать активнее и по-новому взглянуть на работу человеческого мозга и на его способность создавать и хранить воспоминания.

Мы собрали самые полезные книги по развитию памяти и надеемся, что в скором времени вы начнете менять свою жизнь к лучшему. Поделитесь с нами своими успеха в комментариях.