Архив фантастики. Петр успенский - психология человеческих возможностей Петр Демьянович Успенский - личность космическая

+

П. Д. Успенский начинает свою книгу с того, что рассказывает о сути системы «Четвертый путь» и кратко формулирует ее основные идеи. А затем конкретизирует их в ответах на вопросы, которые ему задавали ученики из разных стран.

С точки зрения автора, мы не используем даже малой части своих способностей и сил. Мы рождены, чтобы жить в четырех состояниях сознания, но, по сути, постоянно находимся лишь в двух из них: либо спим, либо «бодрствуем». Но и в последнем случае, по мнению Успенского, человек действует всего лишь как «машина», автоматически реагирующая на внешние обстоятельства. Но в нашей власти по-разному использовать то, что нам дано. Аэроплан может стать повозкой, если в него запрячь лошадей, а может парить в небе.

П. Д. Успенский рассказывает о том, как достичь высших состояний сознания (самосознание и объективное сознание) и, в конечном счете, вести подлинно человеческую жизнь, в которой мы не жертвы реальности, разбивающей наши мечты, а ее полноправная часть.

Эта книга состоит из дословных выдержек бесед с Успенским периода между 1921 и 1946...



Русский философ, мистик, теософ, эзотерик и писатель. Родился в Москве в семье разночинцев. Окончил общую гимназию, получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. В 1905 увлекся эзотерическими учениями, неоднократно путешествовал по странам Западной Европы и Востока. В 1907 году работал журналистом в московской газете «Утро», в 1914 году издавал газету «Новь» (Москва). Испытал влияние теософии, йоги, религиозно-философской системы Георгия Ивановича Гурджиева. Особенно интересовался идеей четвертого измерения и выдвинул идею многомерности мира, рассматривая время в качестве его четвертого измерения. Сотрудничал со многими «левыми» изданиями, выступал с публичными лекциями в Москве и Петербурге. В 1908 году предпринял журналистскую поездку на Восток в поисках мистических откровений и видений. Посетив в Индии йогов, пришел к выводу, что оккультная мудрость заключается в активной деятельности, а не в созерцании, что привело его к идеологии мистических сект ислама. В 1910 году в Петербурге выходит его первый опыт исследования области неизмеримого – книга «Четвертое измерение». Она переиздавалась при жизни автора несколько раз, но тексты всех изданий монографии отличались друг от друга после авторских доработок. Затем были изданы такие труды П. Д. Успенского, как «Tertium Organum» (1911), «Символы Таро» (1912), «Искания новой жизни; Что такое йога» (1913) и «Внутренний круг» (1913). В 1913 году Петр Успенский предпринял новую поездку в Индию, где в Адьяре жил в штаб-квартире Теософского общества. Там же он познакомился с немецким мистиком графом Германом Кейзерлингом (Hermann Keyserling, 1880-1946), с которым решил объединиться и создать собственное мистическое общество. Однако разразившаяся вскоре Первая мировая война помешала этим планам и поставила двух теософов «по разные стороны баррикад». А весной 1915 года произошла встреча Петра Успенского с философом-мистиком Георгием Ивановичем Гурджиевым, которая определила направление всех дальнейших исканий молодого Успенского. Он становится учеником и помощником Учителя (так называл себя Гурджиев). Тот дает ему знания о законах мира, частью которого является человек, и практические методы развития способностей человека, которые обеспечивают его осознанную связь с этим миром. Гурджиев строил свое учение по принципу восточных школ, где очень важно беспрекословное подчинение ученика Учителю до тех пор, пока ученик не приобретает способностей, позволяющих ему развиваться самостоятельно. Гурджиев сохранил и само название – Школа, по аналогии с обычной школой, главная цель которой – обучение. Но в отличие от восточных школ, у Гурджиева человек мог работать и в «миру», не уходя от обычной жизни. Мистику Успенский считал способом, позволяющим достичь кантовских «ноуменов». Он развивал идеи духовного совершенствования и достижения индивидуального бессмертия как результата движения по «четвертому пути», отличного от пути «факира», «монаха» и «йога». По мнению Э. Радлова, одного из авторов «Очерков истории русской философии», из русских писателей мистического направления, имеющих наиболее наукообразный вид, упоминания заслуживают А. Ладыженский («Сверхсознание» и др.) и П. Д. Успенский («Tertium organon» и др.). В этот период Успенский написал две художественные книги. Первая – сборник оккультных рассказов «Разговоры с дьяволом» (1916), в котором поместил два произведения, где дьявол беседует с автором на философские темы и рассказывает ему две разные истории, в которых, по мнению дьявола, он делал людям, а особенно человечеству, только лишь добро. Вторая – фантастическая повесть «Кинемодрама» (1917), в которой герой запутывается в своей жизни настолько, что уже думает о самоубийстве. Но знакомый волшебник возвращает его назад на одиннадцать лет, где герой пытается исправить свое собственное будущее. В конце жизни Петр Успенский вновь обращается к повести, в которой переписывает (уже по-английски) заключительные главы и изменяет название. В итоге книга «Странная жизнь Ивана Осокина » выходит в 1947 году в лондонском издательстве «Holme Press». Совсем недолгое время – с октября 1916 по февраль 1917 года Петр Успенский был призван в армию. Если бы не события февральской революции 1917 года, он бы попал на фронт, но после демобилизации он вновь примыкает к группе Гурджиева, под руководством которого вплоть до 1918 года работает над овладением системой. Петр Демьянович отправился с ним в Ессентуки. Оставшись с приходом красных войск в Ессентуках, он работал библиотекарем до прихода армии Деникина. Успенский стал советником майора Пайндера, главы Британской экономической делегации. Отступая с белыми войсками, в марте 1920 года прибыл в Константинополь (туда же вскоре приехала и группа Гурджиева). А в августе 1921 году П. Успенский перебрался в Великобританию и поселился в Лондоне. С лета 1918 года Успенский, по его словам, начинает чувствовать, что или он перестает понимать Гурджиева, или взгляды Гурджиева изменились. Он продолжает встречаться с Учителем, но старается избегать продолжительной совместной работы. Проводив Гурджиева в Америку в декабре 1923 года, Успенский вернулся в Лондон, собрал своих учеников и сообщил им о своем решении порвать всякие связи с «загрязненным источником». Учение, принесенное Гурджиевым, истинно, заявил им Успенский, но тот, через которого оно пришло, изменил самому себе, и общение с ним может нанести большой вред. Успенский поставил своих последователей перед выбором: остаться с ним или перейти к Гурджиеву. Под влиянием распространившихся в Европе идей австрийского философа Рудольфа Штейнера (Rudolf Steiner, 1861-1925) в области образования стал разрабатывать собственную систему, согласно которой приобрести эзотерические знания невозможно без приобщения к истинной педагогической традиции. С этого момента и до конца жизни Успенский работает самостоятельно: читает лекции, ведет группы учеников. Начиная с 1927 года он работал над толстым томом своих произведений, который представлял из себя перевод и новую редакцию его работ, опубликованных в России до 1917 года. Книга эта вышла в 1931 году под названием «Новая модель вселенной» с подзаголовком «Принципы психологического метода в его приложении к науке, религии и искусству». Этот труд был логическим продолжением, развитием и разработкой основных аспектов его старой книги «Tertium Organum», опубликованной в России в 1911 году, а в Америке – в 1921 году. В 1935 году Успенский переехал в большой дом с фермой в Шурее. Место это, известное как Лэйн Плэйс. Туда съезжалось одновременно до ста студентов, которые не только учились, участвовали в гурджиевских «движениях» и слушали лекции Успенского; они работали в поле и по дому, выполняя всевозможные хозяйственные поручения. В 1937 году было куплено большое здание, известное как Колет Хауз, в котором проводились занятия по «движениям» и было в 1938 году основано «Историко-психологическое общество», в котором в момент его основания было 300 членов. В программе общества были следующие пункты: изучение проблем эволюции человека и особенно идеи психотрансформизма; изучение психологических школ, существовавших в различные исторические периоды и в разных странах, и изучение их влияния на интеллектуальное и моральное развитие человечества; практическое исследование методов самоизучения и саморазвития; исследование истории религии, философии, науки и искусства. Влияние Успенского в довоенной Англии трудно переоценить. Его идеи и терминология «системы» стали проникать в литературные салоны и вплетаться в ткань романов и пьес, написанных в Англии в эти годы. Ученик и друг Успенского А. Н. Рабинек рассказывал о большом сборе, устроенном Успенским в 1938 году в Колет Хаусе, на который собралось, выстроившись во дворе... около тысячи учеников(!). Успенский, стоявший на крыльце с группой близких учеников, поймал взгляд стоявшего рядом Рабинека и шепнул как будто бы про себя по-русски: «Это все я». Это был пик его силы и славы. Летом 1941 года Успенский, предвидя распространение Второй мировой войны на всю Европу, переехал в США, поселившись в Нью-Йорке. В последние годы своей жизни Успенский осуществлял групповую эзотерическую работу в Англии, Франции и США. Среди посещавших его лекции в Лондоне были известные писатели Олдос Хаксли (Aldous Huxley, 1894-1963), Томас Элиот (Thomas Eliot, 1888-1965) и другие. Его горячим поклонником был и Бернард Шоу, у которого герой пьесы «После многих лет» д-р Проптер, обладающий способностью «выходить из личности», воплотил в себе многие черты Успенского. «Личность – это тюрьма , – говорит этот герой. – Потенциальным добром является все, что помогает выйти из тюрьмы ». Летом 1946 года на последней лекции в Нью-Йорке Успенский сообщил своим американским ученикам о решении вернуться в Англию, куда прибыл в январе 1947 года больным и постаревшим. Он еще провел шесть встреч в Колет Хаусе, но его состояние было очень плохим. Умер Петр Демьянович Успенский в г. Лэйн Плэйс (Суррей, Англия) в возрасте 69 лет. А спустя два года в Лондоне выходит его последняя книга «В поисках чудесного» (In Search of the Miraculous). Вообще, после книг, опубликованных Успенским в Петербурге в период между 1910 и 1917 годами, из которых самой значительной считается «Tertium Organum», до конца своей жизни Успенский не опубликовал ни одной оригинальной работы. Но это не значит, что он не писал. После смерти теософа и эзотерика остались многочисленные архивные материалы, машинописные и рукописные стенограммы и записи, хранящиеся в США в библиотеке Йельского университета. Время от времени разрозненные фрагменты этих материалов извлекаются из архива бесстрастными исследователями и публикуются в виде книг с произвольными названиями «Четвертый путь», «Совесть», «Поиск истины» и другие.
Произведения автора
    Сборники
  • 1916 – Разговоры с дьяволом
      То же: Под названием «Talks with a Devil» / Пер. с рус. Кати Петровой (Katya Petroff). – изд. «Turnstone», 1972 (п) ISBN 0-85500-004-X То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1973 То же: изд. «Weiser», 2000 (о) ISBN 1-57863-164-5

    Повести

  • 1917 – «Кинемодрама»
      То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Holme Press» (Нью-Йорк – Лондон), 1947. – 166 с. (п) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Stourton» (Лондон), 1947. – 180 с. (п) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Faber & Faber» (Лондон), 1948. – 204 с. То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Hermitage House» (Нью-Йорк), 1955. – 166 с. (п) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Faber & Faber» (Лондон), 1971. – 204 с. То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin) / Обложка Уолтера Брукса (Walter Brooks). – изд. «Penguin» (Балтимора), 1971. – 204 с. – (The Penguin Metaphysical Library). (о) ISBN 0-14-00-3366-1 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin) / Обложка Уолтера Брукса (Walter Brooks). – изд. «Penguin» (Балтимора), 1972. – 204 с. – (The Penguin Metaphysical Library). (о) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Routledge» (Лондон), 1983. – 168 с. (о) То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Arkana» (Лондон – Нью-Йорк), 1987. – 162 с. (о) ISBN 0-1401-9058-9 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Steiner Books», 2002. – 192 с. (о) ISBN 1-58420-005-7 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Floris / Lindisfarne Books» (Лондон), 2002. – 192 с. (о) ISBN 1-5842-0005-7 То же: Под названием «Странная жизнь Ивана Осокина» (Strange Life of Ivan Osokin). – изд. «Kessinger», 2004. – 204 с. (о) ISBN 1-4179-5010-2

    Рассказы

  • 1916 – Добрый черт

    Книги

  • 1910 – Четвертое измерение
  • 1911 – Tertium Organum
      То же: Под названием «Tertium Organum: The Third Canon of Thought, a Key to the Enigmas of the World» / Пер. с рус. Николаса Бессарабова (Nicholas Bessaraboff) и Клода Брэгдона (Claude Bragdon). – изд. «Manas Press» (Рочестер-Нью-Йорк), 1920 То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1922 То же: изд. «Kegan Paul» (Лондон), 1923 То же: изд. «Trubner), 1934 То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1945
  • 1912 – Символы Таро
      То же: Под названием «The Symbolism of the Tarot» / Пер. с рус. А. Л. Погосского (A. L. Pogossky). – СПб., 1913 То же: Под названием «The Symbolism of the Tarot» / Пер. с рус. А. Л. Погосского (A. L. Pogossky). – изд. «Dover Publications Inc.» (Нью-Йорк), 1976
  • 1913 – Искания новой жизни; Что такое йога
  • 1913 – Внутренний круг: О «последней черте» и о сверхчеловеке
  • 1919 – Письма из России (Letters from Russia) / Пер. с рус. Ч. Э. Бичхофера (C. E. Bechhofer), Пола Леона (Paul Leon) // газета «The New Age», 1919, 4 сентября (№1408) – с.305-306, 27 ноября (№1420) – с.53-54, 4 декабря (№1421) – с.70-72, 11 декабря (№1422) – с.89-90, 18 декабря (№1423) – с.105-106, 25 декабря (№1424) – с.121-123
      То же: Под названием «Letters from Russia». – изд. «Arkana» (Лондон – Нью-Йорк), 1978
  • 1931 – Новая модель Вселенной (A New Model of the Universe: Principles of the Psychological Method in Its Application to Problems of Science, Religion and Art) / Пер. с рус. Р. Р. Мертона (R. R. Merton). – изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1931
      То же: изд. «Routledge» (Лондон), 1931 То же: изд. «Routledge» (Лондон), 1934 То же: изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1934
  • 1949 – В поисках чудесного (In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching). – изд. «Routledge» (Лондон), 1947
      То же: изд. «Brace» (Нью-Йорк), 1949
  • 1950 – Психология возможной эволюции человека (The Psychology of Man’s Possible Evolution). – изд. «Hedgehog Press» (Нью-Йорк), 1950
  • 1951 – Космология возможностей эволюции человека (The Cosmology of Man’s Possible Evolution: The Cosmological Lectures 1934-1940)
      То же: изд. «Robertsbridge», 1989
  • 1957 – Четвертый путь (The Fourth Way: A Record of Talks and Answers to Questions Based on the Teaching of G. I. Gurdjieff). – изд. «Knopf» (Нью-Йорк), 1957
      То же: изд. «Routledge & Kegan Paul» (Лондон), 1957
  • 1979 – Совесть: поиск истины (Conscience: The Search for Truth). – изд. «Routledge & Kegan Paul» (Лондон), 1979
  • 1986 – Дальнейшие записи: Выдержки из писем 1928-1945 гг. (A Further Record: Extracts from Meetings 1928–1945). – изд. «Arkana» (Лондон – Нью-Йорк), 1986
Отдельные издания
  • Разговоры с дьяволом: Оккультные рассказы. – Петроград: Издание А. Н. Брянчанинова (Новое звено), 1916. – 164 с. 2 р. 30 к. (п)
      Изобретатель – с.9-88 Добрый черт – с.89-162 «Кинемодрама» (Не для кинематографа): Оккультная повесть из цикла идей «Вечного возвращения». – Пг.: Издательство А. Н. Брянчанинова (Новое звено), 1917. – 158 с. 2 р. 40 к. (п) Странная жизнь Ивана Осокина : Оккультная повесть из цикла идей «Вечного возвращения». – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 192 с. – (Четвертый путь). 10 000 экз. (о) ISBN 5-88596-013-5 Странная жизнь Ивана Осокина : [Повесть]. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 144 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2118-7
Публикации в периодике и сборниках
  • Разговоры с дьяволом: Часть I, Часть II // П. Д. Успенский. Совесть: Поиск истины (Из неопубликованных трудов). – СПб.: Невский курьер; Диалог, 1997 – с.107-207
  • Странная жизнь Ивана Осокина : оккультная повесть из цикла идей «вечного возвращения» // П. Д. Успенский. Вечный поиск чудесного: Избранные труды. – М.: ФАИР-Пресс, 2009 – с.553-682
Другие книги
  • Четвертое измерение: Опыт исследования области неизмеримого. – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печатного и издательского дела «Труд», 1910. – 100 с. (о)
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печатного и издательского дела «Труд», 1911. – 264 с. (о)
  • Символы Таро: Философия оккультизма в рисунках и числах: (Очерки из книги «Мудрость богов»). – СПб.: Городская Типография, 1912. – 48 с. (о)
  • Искания новой жизни; Что такое йога. – СПб.: Типография Акционерного общества типографского дела в Санкт-Петербурге («Герольд»), 1913. – 46 с. (о)
  • Внутренний круг: О «последней черте» и о сверхчеловеке (Две лекции). – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печати и издательского дела «Труд», 1913. – 152 с. 1 р. 50 к. (п)
      О «последней черте» – с.1-80 О сверхчеловеке – с.81-149
  • Четвертое измерение: Обзор главнейших теорий и попыток исследования области неизмеримого. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Типография Санкт-Петербургского товарищества печати и издательского дела «Труд», 1914. – 102 с. 2 р. 40 к. (п)
  • Искание новой жизни; Что такое йога. – Издание второе. – Пг.: Книгоиздательство «Новый человек», 1915. – 56 с. (о)
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – Издание второе, пересмотренное и дополненное автором. – Пг.: Издание Н. П. Таберио, 1916. – 328 с. 2 р. 25 к. (п)
  • Символы Таро (Старинная колода карт): Философия оккультизма в рисунках и числах. – Издание 2-е. – Пг.: Литературная Книжная Лавка, 1917. – 48 с. (о)
  • Четвертое измерение: Обзор главнейших теорий и попыток исследования области неизмеримого. – Изд. 3-е, вновь пересмотр. и дополненное. – Пг. Издание М. В. Пирожкова, 1918. – 116 с. (п)
  • Искание новой жизни; Что такое йога. – Изд. 3-е. – Пг. Издание М. В. Пирожкова, 1918. – 46 с. 2 руб. (о)
  • Четвертое измерение: Обзор главнейших теорий и попыток исследования области неизмеримого. – Изд. 4-е. – Берлин: Издательство «Парабола», 1931. – 117 с. (о)
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – СПб.: Издательство Чернышева, 1992. – 528 с. 50 000 экз. (п) ISBN 5-85555-001-Х
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – [Репринтное издание 1911 года]. – СПб.: Андреев и сыновья, 1992. – 242 с. – (Свет на Пути). 100 000 экз. (п) ISBN 5-87452-017-1
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока; Худ. Г. Линьков. – СПб.: Издательство Чернышева, 1993. – 560 с. 50 000 экз. (с.о.) ISBN 5-85555-005-2
  • Символы Таро: Старинная колода карт: Философия оккультизма в рисунках и числах. – М.: Гелиос, 1993. – 48 с. 15 000 экз. (о) ISBN 5-86155-004-6
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – [Репринтное издание 1911 года]. – СПб.: Андреев и сыновья, 1994. – 242 с. – (Свет на Пути). (п)
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – СПб.: Издательство Чернышева, 1994. – 530 с. 10 000 экз. (п) ISBN 5-85555-029-Х
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно учения Г. И. Гурджиева: В 2-х томах. – М.: Либрис, 1995. 5 000 экз. (п)
      Том 1 – 384 с. ISBN 5-86568-078-1 Том 2 – 384 с. ISBN 5-86568-079-Х
  • Психология возможной эволюции человека; Космология возможностей эволюции человека / Пер. с англ. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 160 с. – (Четвертый путь). 5 000 экз. (о) ISBN 5-88596-004-6
      Психология возможной эволюции человека / Пер. А. М. Руткевича – с. Космология возможностей эволюции человека / Пер. Д. С. Басова – с.
  • Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 522 с. 10 000 экз. (о) ISBN 5-88596-009-7
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – СПб.: Издательство Чернышева, 1996. – 524 с. 5 000 экз. (с.о.) ISBN 5-85555-035-4
  • Совесть: Поиск истины (Из неопубликованных трудов) / Пер. с англ. – СПб.: Невский курьер; Диалог, 1997. – 256 с. – (Учителя четвертого пути). (о) ISBN 5-86072-090-4
      Совесть: Поиск истины – с.5-106 Разговоры с дьяволом: Часть I, Часть II – с.107-207 Письма из России 1919 года – с.208-243 П. Д. Успенский: Биографический очерк – с.244-253
  • Лекция о сверхчеловеке. – М.: ГУМУС, 1997. – 144 с. – (Психология возможной эволюции человека). 2 000 экз. (о) ISBN 5-87037-027-2
      Лекция о сверхчеловеке – с. Психология возможной эволюции человека – с.
  • Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева / Пер. с англ.; Послесл. В. Алексахина. – СПб.: Издательская компания «Курс», 1997. – 526 с. 3 000 экз. (п) ISBN 5-88596-009-7
  • Четвертое измерение. – М.: Харвест, 1998. – 832 с. – Тайные знания). 5 000 экз. (п) ISBN 985-433-273-Х
      Предисловие – с.5-16 Четвертое измерение – с.17-559 Искания новой жизни – с.560-608 О «последней черте» – с.609-716 О сверхчеловеке – с.717-831
  • Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева. – М.: Издательство Березинского биосферного государственного заповедника, 1999. – 522 с. 2 000 экз. (п) ISBN 985-6327-12-1
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 1999. – 528 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0075-7
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 1999. – 560 с. 7 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0133-8
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 688 с. – (Антология мысли). 8 000 экз. (п) ISBN 5-04-005123-9
      Петр Успенский. Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока – с.5-256 Е. П. Блаватская. Тайная доктрина (выдержки) – с.257-282 Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания (выдержки) – с.283-290 В. Джемс. Многообразие религиозного опыта – с.291-687
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2000. – 640 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0245-8
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2000. – 528 с. 7 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-0075-7
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 640 с. (п)
  • Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека / Пер. с англ. – СПб.: ИГ «Весь», 2001. – 192 с. 5 000 экз. (о) ISBN 5-266-00130-5
  • Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека / Пер. с англ. – СПб.: ИГ «Весь», 2002. – 192 с. 5 000 экз. (о) ISBN 5-266-00130-5
      Психология возможной эволюции человека / Пер. А. Руткевича – с. Космология возможной эволюции человека / Пер. Д. Басова – с.
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2002. – 424 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0171-0
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – 560 с. (п) ISBN 978-5-8183-0133-8
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2003. – 640 с. (п) ISBN 5-8183-0245-8
  • Символы Таро: В поисках чудесного. – М.: Эксмо, 2005. – 464 с. – (Антология мудрости). 5 100 экз. (п) ISBN 5-699-09339-7
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2005. – 640 с. (п) ISBN 5-8183-0245-8
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2005 – 528 с. 2 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-0075-7
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2006. – 560 с. 2 000 экз. (п) ISBN 5-8183-0133-8
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс; Издательско-торговый дом «Гранд», 2006. – 432 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-1511-9, ISBN 5-8183-1134-0
  • Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, относительно Г. И. Гурджиева / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 640 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-1508-9, ISBN 5-8183-1135-7
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 528 с. 5 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-1403-7, ISBN 5-8183-0075-7
  • Tertium Organum: Ключ к загадкам мира / Пер. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 432 с. 7 000 экз. (п)
  • Вечный поиск чудесного: Избранные труды. – М.: ФАИР-Пресс, 2009. – 688 с. 2 000 экз. (п) ISBN 978-5-8183-1567-6
      А. Б. Ровнер. Петр Демьянович Успенский – с.5-66 Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока – с.67-288 В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока – с.289-474 Психология возможного развития человека / Пер. с англ. А. Б. Ровнера – с.475-552 Странная жизнь Ивана Осокина : оккультная повесть из цикла идей «вечного возвращения» – с.553-682 Вехи биографии П. Д. Успенского – с.683-684 Основные публикации П. Д. Успенского – с.685
  • Новая модель Вселенной / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2010. – 560 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-8183-1592-2, ISBN 5-8183-0133-4, ISBN 5-8183-0133-8
  • Психология человеческих возможностей / Пер. О. Звонаревой. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 96 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2120-0
  • Символика Таро: Философия оккультизма в рисунках и числах / Пер. О. Звонаревой. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 112 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2121-7
  • Четвертый путь / Пер. А. Гаспаряна. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 496 с. – (4 путь). 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9573-2119-4
  • В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. – М.: ФАИР-Пресс, 2011. – 528 с. (п) ISBN 978-5-8183-1403-7
Публицистика
  • В поисках нового человека: Глава XXVI // Новь (Москва), 1914, 9 апреля (№71) – с.
  • Идеи Хинтона и их приложение к жизни: [Вступительная статья] / Пер. с англ. // Ч. Х. Хинтон. Воспитание воображения и четвертое измерение. – Пг.: М. В. Пирожков «Литературная книжная лавка», 1915. – 60 с. – [На титульном листе указан номер издания: №11]
  • Психология возможного развития человека // Заблуждающийся разум? – М.: Политиздат, 1990 – с.383-447
      То же: Пер. А. Ровнера // АУМ: Синтез мистических учений Запад и Востока: №2. – М.: TERRA – ТЕРРА, 1990 – с.209-229, №3 – с. , №4 – с.
  • Четвертое измерение // П. Успенский. Четвертое измерение; С. Тухолка. Оккультизм и магия. – Ташкент: Шарк, 1993 – с.
  • Символы Таро // Смертельная игра. – Ташкент: Шарк, 1993 – с.
      То же: Предсказательное Таро. – М.: РИПОЛ-Классик, 2002 – с.335-392
  • В поисках чудесного (главы из книги о Г. Гурджиеве) // Г. Гурджиев. Вестник грядущего добра. – СПб.: Издательство Чернышева, 1993 – с.
      То же: Г. Гурджиев. Вестник грядущего добра. – СПб.: Грааль, 2002 – с.129-256
Творчество автора
  • Bob Hunter. Don"t Forget: P.D. Ouspensky"s Life of Self-Remembering, Bardic Press, 2006. ISBN 0-9745667-7-2.
  • Gary Lachman. In Search of P. D. Ouspensky: The Genius in the Shadow of Gurdjieff. Quest Books, 2004, ISBN 0-8356-0840-9.Chapter VI, Online
  • J. H. Reyner. Ouspensky, The Unsung Genius. George Allen & Unwin, London, 1981, ISBN 0-04-294122-9.

Русский философ, теософ, эзотерик. Почти два века назад он, еще и математик по образованию, задавался вопросами, которые, несмотря на все многочисленные внешние достижения нашей цивилизации, не имеют однозначных ответов до сих пор.

Петр Демьянович Успенский - личность космическая

Всю свою жизнь Успенский искал разгадки самых сокровенных мистических тайн мира, используя в вопросах изучения мистического логический и аналитический подход. Одним из первых он объединил эзотерику и психологию как родственные и взаимопроникающие области знания в постижении мира. В результате Петр Успенский явился одним из величайших проводников знаний о бесконечности Вселенной и, как следствие, - о безграничности человеческих возможностей.

Биография Успенского

удивительна и неоднозначна. Родился 5 марта 1878 г. в Москве - ушел из жизни 2 октября 1947 г. В Англии. Между двумя этими крайними вехами - путь, полный поиска, преодолений и открытий.

Еще двенадцатилетним мальчиком, будучи учеником подготовительного класса гимназии в Москве, он зачитывается учебником физики, который выпросил у старшеклассника. Прочитал эту книгу жадно, с энтузиазмом и восторгом, которые сменялись порой ужасом перед открывавшимися ему тайнами мироздания.

Что же такого мог поведать ребенку этот обычный, на первый взгляд, учебник?.. И был-то это всего лишь раздел о неких рычагах… Но, прочитав эту главу, мальчик ощущает вдруг, что многие вещи, казавшиеся ему прежде непохожими и независимыми друг от друга, стали теперь взаимосвязанными, образуя единое целое.

“Почему меня заставляют учить тысячу бесполезного, - пишет он позже, - а об этом не сказали ни слова?..”

Ребенок находится просто в восторге от вещей, которые ему открываются: “меня охватывает благоговейный ужас при мысли о единстве всего”. Будто рушатся стены некой комнаты, и перед ним расстилаются необозримые горизонты неведомой красоты и совершенства. Из прежде несвязного хаоса теперь выступают ясные очертания упорядоченного, полноценного и гармоничного мира.

Даже эти короткие фрагменты детских впечатлений Успенского о первых его встречах с , о чем он упоминает много позже в уникальных своих трудах, открывают нам его личность совсем с иной стороны…

Интересные факты: можете себе представить, что юного Петю Успенского исключили потом из школы… за неуспеваемость?..

А между тем, уже в возрасте двенадцати лет он самостоятельно изучил почти всё, что было тогда доступно в области естествознания и психологии. Когда же ему исполнилось шестнадцать лет, юноша пришел к решению отказаться от получения какой бы то ни было официальной ученой степени и самостоятельно сконцентрироваться на тех направлениях знания, что находились, как он считал, над традиционными взглядами, за пределами обычной обучающей школы.

«Профессора убивают науку так же, как и священники убивают религию».

П.Д. Успенский

Исследователь видел, что, как правило, виды смежных его интересам наук, развивавшихся в рамках официального пути, не преуспели в изучении иных измерений действительности: все они словно стопорились перед глухой стеной неспособности их разглядеть и, тем более, - хоть как-то объяснить. А измерения эти, по его ощущениям, существовали.

В нашем мире часто происходит так, что сегодняшняя реальность просто не способна оценить тех, кто оказывается по каким-то неведомым нам причинам забредшим в нее из реальностей совсем иного свойства. Эти люди словно выбиваются из общей социумной шеренги. И неприятие современной жизнью их яркого, открытого космическим истинам сознания - есть некая закономерность нашего бытия. И примеров тому в истории человечества было немало.

Творчество Успенского стало в итоге отражением поиска всей его жизни. Увлекшись теософией, в 1908 году, журналистом одной из московских газет, он отправился в первою свою поездку на Восток. Далее были Петербург, Лондон, Париж, Генуя, Каир, Коломбо, Галле, Мадрас, Бенарес, Калькутта… - точки планеты, которые посетил в поисках своих смыслов этот мыслитель и философ, человек, пришедший в девятнадцатый век из будущего. И все эти места, как он потом напишет, были связаны незримыми нитями общих надежд и ожиданий…

Учение

В 1915-м году Успенский познакомился с Георгием , и некоторое время был его учеником и сподвижником. Позже их взгляды разошлись, и в 20-е годы Успенский организовал в Лондоне свою эзотерическую школу.

То, что Петр Успенский не захотел зависеть в своем развитии и постижении мира только от книги как таковой, выступавшей в абсолютном большинстве случаев основным источником передачи знания, объясняется двумя его главными идеями (позже они легли в основу созданной им системы знаний или его Учения).

Суть его заключается в непереоценимой важности работы каждого над своим развитием. Ведь человек, как считал, Успенский, - есть некая машина, которая словно продвигается сквозь свое существование в практически спящем, то есть, в неком механическом состоянии.

Для того, чтобы реализовать заложенный в нас потенциал, важно пробудиться от этого сомнамбулического состояния, выйти из него через нелегкий процесс самовоспитания, трансформации своих негативных реакций и научиться находиться в осознанном состоянии, постоянно помнить себя. Путь это нелегкий и требует постоянных усилий.

Человек получает способность ощутить высшую реальность только находясь в таком пробужденном состоянии. Тогда он словно освобождается ото сна наяву, приобретая таким образом эзотерическое сознание, недоступное ему, пока он находится на своем обычном, неразвитом уровне бытия.

Петр Успенский Четвертый путь

Прежде всего, Успенский был учителем, объяснявшим людям систему своих ценностей и идей. Его учениками становились те, кто обладал искренним желанием учиться. Успенский считал, что его система обучения не может быть эффективной, если человек пытается освоить ее в одиночку, лишь размышляя над написанным в его книгах.

Путь только интеллектуального способа изучения в этом случае неприемлем. Поэтому на протяжении многих лет, с 1921 по 1947 год, он обучал людей напрямую, общаясь с ними в Лондонской группе, в своем так называемом кружке «О».

Его ученики и сторонники могли услышать здесь его лекции, осмыслить каждую из них, задавая свои вопросы (правильная их формулировка - была одним из условий работы в кружке). Группы посещали, как правило, 60-70 человек, и лекции в них читались раз в неделю в течение 3-х месяцев. Занятия занимали пару часов: вначале шла сама лекция, потом присутствующие задавали по ней вопросы, и на них Успенский отвечал лично.

И только через десять лет после его смерти, в 1957 году, на основе стенограмм, что велись на протяжении всего времени работы кружка, была собрана внушительная подборка фрагментов его лекций. Именно она была опубликована в этом же году в посмертной книге Успенского Четвертый путь. В ней, как отмечал сам автор,

- очень много материала для изучения.., но трудно извлечь самородки..

Учение Успенского , это последовательная передача знания о системе Четвертого Пути из древних эзотерических школ, через Гурджиева.

Петр Демьянович Успенский оформил учение Четвертого Пути, какой она известна в наши дни, в стройную систему, с научным логическим языком, показывающую что такое сон, пробуждение, и возможности работы над собой. В книгах Успенского эзотерика, со всей ее скрытой и мистической природой, показана и объяснена для современного европейского человека.

Главные идеи этой многогранной системы: человек являет собой соединение двух начал: земного — человеческая фабрика по производству энергии, и духовного – сознание.

Сознание человека может находиться в разных состояниях, и без работы над собой, оно находится в состоянии «сна». Состояние пробужденности – это когда сознание осознает этот мир и само себя. Для достижения этого состояния требуются усилия со стороны человека – вспоминать себя в моменте, останавливать колесо ассоциативных бесконтрольных мыслей, управлять своими чувствами, и направлять свою энергию на построение высшего начала в себе.

Книги Успенского П.Д.

Петр Успенский сам по себе, еще до встречи с Гурджиевым был человеком с глубоким знанием и пониманием. Он писал книги до и после работы с Гурджиевым, стараясь передать его учение, используя свой опыт и понимание. Так как Георгий Гурджиев не считал первостепенным зафиксировать знания и методы Системы в книгах, П. Успенский стал его «транслятором». Для незнакомых с системой Четвертого Пути начинать чтение рекомендуется с книги Успенского «В поисках чудесного».

Полная библиография Петра Демьяновича Успенского :

Четвёртое Измерение. - 1909 год.
Tertium Organum. - 1912.
Успенский П. Д. Символы Таро. -1912.
Дальнейшие записи
В поисках чудесного
Космология возможной эволюции человека
Новая Модель Вселенной. — 1931.
Письма из России 1919-го года
Психология возможной эволюции человека
Разговоры с дьяволом
Совесть. Поиск истины
Странная жизнь Ивана Осокина. — 1915
Четвёртый путь

Биография Успенского

Петр Демьянович Успенский родился в России в конце 19 века, в молодости в поисках эзотерического знания путешествовал по странам Западной Европы и Востока. В начале 20 века Петр Успенский встретился с Георгием Гурджиевым и стал его учеником и соратником. В связи с революцией 1917 года в России эмигрировал за границу. П.Д. Успенский осуществлял групповую эзотерическую работу в Англии, Франции и США.

Петр Демьянович Успенский умер почти полвека назад, а его книги по-прежнему покупаются и читаются. Шесть книг на английском языке - "Странная жизнь Ивана Осокина", "Tertium Organum", "Новая Модель Вселенной", "Психология Возможной Эволюции Человека", "В Поисках Чудесного" и "Четвертый Путь" продаются в год в количестве около сорока тысяч экземпляров.

Они были переведены на французский, немецкий, испанский и другие языки. В то же время его учение, которое ученики Успенского называют "Работой" или "Системой", как и сама фигура учителя, фактически остаются неизвестными. По словам самого Успенского, Система не может изучаться по книгам; если бы это было возможно, не было бы необходимости в Школах. На свой счет Успенский был убежден, что прожил свою жизнь "ранее" - в ограниченном смысле человеческого понимания. В краткой автобиографии он написал: "В 1905, в месяцы забастовок и беспорядков, закончившихся вооруженным бунтом в Москве, я написал роман, построенный на идее вечного возвращения. Через шесть лет в книге Новая Модель Вселенной он соединил три измерения пространства с тремя измерениями времени: "Трехмерность - функция наших органов чувств. Время - то, что ограничивает органы чувств. Шестимерное пространство - реальность, мир как он есть". Мы одномерны в отношении Времени: Прежде - Сейчас -Потом, и мы называем время нашим четвертым измерением, по-настоящему не сознавая, что должна быть линия пятого измерения, перпендикулярная линии времени, Линия вечности... Вечность можно представить бесконечным числом конечных времен".

Роман 1905 года, написанный Успенским в 27 лет, был опубликован на русском через 10 лет под заголовком "Кинемадрама". Несмотря на то, что английский перевод был сделан в 1920-х, он оставался в рукописи до последнего года жизни Успенского, когда он издал его под названием "Странная Жизнь Ивана Осокина". Время публикования представляется важным, поскольку роман утверждает, что знание о прежней жизни - великая тайна, которая раскрывается человеку только один раз. Для человека, знающего тайну, вечное возвращение не является более вечным; ему только остается прожить еще несколько жизней, возможно только одну или две, "чтобы избежать этой ловушки под названием жизнь". Волшебник- полностью вымышленный персонаж в романе - говорит Ивану Осокину:

"Человеку может быть дано только то, что он может использовать- и он может использовать только то, ради чего он что-то пожертвовал. Поэтому если человек хочет приобрести знание или новые способности, он должен пожертвовать другим, важным для него на этот момент. Более того, он способен получить ровно столько, сколько отдал У вас не может быть результатов без причин. Своими отказами от чего-либо вы создаете причины... Теперь вопрос что жертвовать и как жертвовать. Вы говорите, у вас ничего нет. Не совсем верно. У вас есть ваша жизнь. И вы можете пожертвовать ее. Это очень небольшая плата поскольку вы в любом случае хотели бросить ее. Вместо этого отдайте ее мне и я посмотрю, что с вами можно сделать... Я не потребую всю вашу жизнь. Хватит двадцати или даже пятнадцати лет... Когда они пройдут вы сможете использовать ваше знание для самого себя".

Успенский проводил различие между обычным знанием и "важным знанием" даже когда учился в гимназии, а с восемнадцати лет обретение "важного знания" стало главной целью его жизни. Поэтому он начал писать и много путешествовал - в России, на Востоке, в Европе. В 1907 он "открыл теософскую литературу..." "Она произвела на меня сильное впечатление, хотя я сразу же увидел ее слабую сторону... у нее не было продолжения. Но она открыла для меня двери в новый и более широкий мир. Я открыл идею эзотеризма... и получил новый толчок к изучению "высших измерений". В 1909 Успенский перебрался из Москвы в Петербург, где продолжил изучение оккультной литературы и прочитал лекции о картах Таро, Йоге и Сверхчеловеке. Сборник статей на эти темы и книга "Символизм Таро" были изданы в 1913, но главным трудом того времени стала другая книга - "Tertium Organum ". которая увидела свет в 1912.

"Tertium Organum" сразу же признали произведением magnum opus. Клод Брэгдон во введении к английскому изданию писал: "Назвав книгу "Tertium Organum", Успенский в одном штрихе продемонстрировал нам ту поразительную смелость, которой характеризуется его мысль... В сущности такой заголовок говорит: "Вот книга, которая заново перестроит существующее знание. Organon Аристотеля сформулировал законы, под которыми происходит мышление субъекта; Novum Organum Бэкона - законы, под которыми может происходить постижение объекта; однако же Третье Правило Мысли существовало до первых двух, и незнание его законов не оправдывает нарушения этих законов. С этого времени Tertium Organum будет направлять человеческую мысль и руководить ею".

К тому времени цель Успенского стала более ясной - найти эзотерическую школу, которой он мог бы следовать, найти путь, который жно было бы пройти шаг за шагом - не ту школу, которую предло-п олшебник Ивану Осокину, где человек должен был пожертвовать, прежде чем мог начать, прежде чем мог узнать, на самом ли деле обладает школа тем "важным знанием", которое он ищет. Он снова отправился на Восток и в Индии и на Цейлоне обнаружил школы, которые очень заинтересовали его, но тем не менее были не тем, что он искал. Он решил продолжить свой поиск на мусульманском Востоке, в основном в русской Центральной Азии и в Иране, но не успел, потому что его остановила Первая мировая война, разразившаяся в августе 1914. Его возвращение в Россию в условиях войны превратилось в долгий окольный путь через Лондон, Норвегию и Финляндию. Он достиг Петербурга в ноябре 1914, где в начале 1915 прочитал лекции, основанные на материале путешествий по Индии и Цейлону. На лекциях "Проблемы смерти" и "В поисках чудесного" в аудитории было более тысячи человек. Впоследствии многие слушатели его лекций встречались с ним или писали ему. (Он, вероятно, мог основать собственную "школу", если бы сумел найти компромисс с честностью и нравственной чистотой, которые отличали его на протяжении всей жизни.) После Пасхи он отправился в Москву, где снова читал лекции; двое из числа слушателей сообщили ему о существовании местной группы, занимающейся оккультными исследованиями. Через них Успенский встретил Гурджиева. В первой главе книги "В Поисках Чудесного" Успенский передал некоторые из своих разговоров с Гурджиевым, происходивших в первую неделю знакомства. Из этих бесед видно, что их общение не походило на взаимоотношения учителя и ученика. Видно и то, что Успенский был принят Гурджиевым как мыслитель и писатель далеко не средней величины.

Перед тем как вступить в группу Гурджиева, Успенский объяо* нил, что будучи писателем, он должен иметь свободу в выборе того, что он будет писать, а что нет. Он не мог дать обещание держать в тайне все, чему мог научиться у Гурджиева; более того, он многие годы работал над проблемой пространства и времени, высших измерений, с идеей эзотеризма и тому подобного, и поэтому ему будет очень трудно впоследствии отделить то, что ему скажет Гурджиев, от того, что уже хранит и что может создать впоследствии его мозг. Они договорились, что Успенский не напишет ничего без понимания того, что он будет писать, и 1921 году в Константинополе, как раз перед отъездом Успенского в Англию, Гурджиев полностью разрешил ему писать обо всем, что касалось учения и системы.

Успенский должно быть начал писать на эти темы вскоре после прибытия в Лондон, потому что первый вариант рукописи книги "Фрагменты неизвестного учения" датирован "1925, Лондон". Однако Успен* ский уже познакомился с Г. Р. С. Мидом, и, когда он узнал, что одна из книг Мида носила название "Фрагменты забытой веры", он понял, что название придется изменить. (Тем не менее, когда главы из этой книги ги читались в его группах в Лондоне, их называли всегда "из Фрагмен тов".) Он по-прежнему работал над текстом, когда в сентябре 1939 началась Вторая мировая война; даже в этом случае должно предстать обычайной жертвой то, что он в течении жизни не стал заниматься публикацией своего плодотворного труда. Фактически, после трех лет работы с Гурджиевым Успенский издал только книги, написанные ранее "Странную Жизнь Ивана Осокина", "Новую Модель Вселенной" и вообще ничего из того, что касалось Системы. Все три книги о Системе и Работе были опубликованы женой Успенского уже после его смерти - "Психология Возможной Эволюции Человека", "В Поисках Чудесного: Фрагменты Неизвестного Учения" и "Четвертый Путь".

После той недели встреч с Гурджиевым в Москве Успенский должен был возвратиться к своей работе в Петербурге, и уже была осень, когда Гурджиев приехал в Петербург Успенский представил Гурджиева в своих группах, и в Петербурге началось представление Системы и практическое изучение методов развития, которое продолжалось почти все три года войны и революции. Успенский обладал необыкновенно ясным восприятием современного положения, поскольку принимал в расчет не только то значение, которое имели события в прошлом, но и то, какое они будут иметь в будущем. История, говорил он, не только история прошлого, но также история будущего. В феврале 1917 он говорил Гурджиеву о целесообразности отъезда из России и о том, что стоит подождать конца войны в нейтральной стране, но не получил в ответ ничего определенного, на чем он мог бы основываться в своих действиях. Это был, фактически, последний приезд Гурджиева в Петербург; поскольку революция и отречение от престола Николая Второго произошли месяцем позже; "Март 1917, конец русской истории" записал Успенский. Перед революцией Гурджиев уехал из Москвы на Кавказ, но попросил Успенского продолжать работу в группах в Петербурге до своего обещанного приезда на Пасху; через неделю после Пасхи пришла телеграмма о том, что Гурджиев приедет в мае. Это самое трудное для Успенского время закончилось июньской телеграммой из Александрополя: "Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне".

Отдых продолжался только две недели. Последние шесть недель лета 1917 были проведены в Ессентуках, где Гурджиев представил план всей работы группы, в которой должно было быть только двенадцать человек, как это описано в семнадцатой главе книги "В Поисках Чудесного". Внезапно все было изменено объявлением Гурджиева о роспуске группы и прекращении всякой работы; Успенский признается, что его вера в Гурджиева начала колебаться именно с этого момента. Через несколько месяцев, в феврале 1918, всем членам московской и петербургской групп Гурджиевым было отправлено циркулярное письмо подписью Успенского, приглашающее приехать вместе с близими людьми в Ессентуки для работы с Гурджиевым, и приехало около сорока человек. Успенский уже видел, что в природе и направлении работы Гурджиева произошли изменения, и что оставаясь с ним, Успенский не будет идти с ним в том же направлении, что и в начале. До встречи с Гурджиевым Успенский знал достаточно о принципах и правилах эзотерических школ, чтобы понимать, что когда ученик не согласен со своим "гуру", для него остается только один выход - уйти. Успенский снял отдельный дом в Ессентуках и продолжил работу над своими книгами. Успенский никогда не был человеком, который говорит без необходимости, и он не объяснил другим своих действий. Однако, через двадцать лет, после настойчивых расспросов на одной из встреч в его группах в Лондоне, он объяснил причину своего расставания с Гурджиевым: "Когда я встретил Гурджиева, я начал работать с ним на основе определенных принципов, которые я мог понять и принять. Он сказал: "Прежде всего вы не должны ничему верить, и второе - вы не должны ничего делать из того, что вы не понимаете". Поэтому я принимал его. Через два или три года я увидел, что он пошел против этих принципов. Он требовал, чтобы люди принимали то, чему не верили, и делали то, что не понимали. Почему так случилось - я не могу предложить никакой теории". Гурджиев уехал из Ессентуков с несколькими людьми в августе 1918. В последствии Успенский написал в книге "В Поисках Чудесного":

"Я решил уехать из Ессентуков, но не хотел уезжать до Гурджиева. В этом отношении у меня было странное чувство. Я хотел подождать до конца; сделать все, что зависело от меня, с тем, чтобы впоследствии я мог сказать себе, что не позволил ни единой возможности ускользнуть от меня. Мне было очень трудно отклонить идею работы с Гурджиевым. Должен признаться, что я чувствовал себя очень глупо. Я не уехал за границу тогда, когда это было возможно, для того, чтобы работать с Гурджиевым, а вышло, что я расстался с ним и остался с большевиками".

Последние десять страниц книги "В Поисках Чудесного" дают очень краткий обзор того, как Успенский начал независимую работу по тем направлениям, которые были у петербургских групп. В 1920 году в Константинополе многих людей привлекли его лекции, но когда через несколько месяцев из Тифлиса приехал Гурджиев, Успенский по-прежнему надеялся на работу с ним и передал свои группы ему. Возникли те же трудности, что и в Ессентуках, и в августе 1921 Успенский уехал в Лондон, где снова начал независимую работу. Гурджиев прибыл в Лондон в 1922, после третьей и четвертой неудачных попыток основать в Берлине и Дрездене "Институт Гармонического Развития Человека". Успенский представил его в своих группах и помог ему собрать деньги для открытия института во Франции. Так была собрана значительная сумма, и Гурджиев смог купить исторический замок Приере на Авоне, рядом с Фонтенбло. Там в 1922 году он открыл свой Институт.

Успенский нашел работу в Приере очень интересной, но не принял приглашений Гурджиева поехать туда и жить там, поскольку он не понимал направления работы и чувствовал элементы нестабильности в организации Института. Однако он был в Приере в тот день в январе 1924, когда Гурджиев с несколькими учениками уезжал в Америку, что очень напомнило Успенскому отъезд из Ессентуков в 1918. Вернувшись в Лондон, Успенский объявил, что отныне его работа будет осуществляться абсолютно самостоятельно.

Записи, сделанные на встречах Успенского с 1921 по 1947 год составляют основную часть рукописей, подаренных библиотеке Йельского университета. "Четвертый путь" состоит из дословно переданных отрывков этих рукописей, но потребуется еще несколько томов, чтобы охватить весь объем, даже несмотря на то, что некоторое количество страниц было утеряно со времени публикации этой книги в 1957 году.

Успенский не разрешал спрашивать о Гурджиеве, если только вопросы не были необходимы для понимания природы школы и Четвертого Пути - его принципов, правил, методов и происхождения. Следующий разговор происходил на встрече четвертого ноября 1937 года:

Успенский: Гурджиев дал мне много новых идей, которых я не знал, и он дал мне систему, которую я не знал раньше. Я знал о школах, потому что я путешествовал и искал школы 10 лет. У него была необычайная и совершенно новая система. Некоторые ее фрагменты можно кое-где найти, но они не связаны и не соединены, как в Системе. А некоторые вещи, особенно относящиеся к психологической стороне, были полным откровением. И тоже по многим другим направлениям. Для меня это было значительным доказательством того, что эта система не та, которую человек может встретить каждый день. Я уже успел встретиться с достаточным количеством школ, чтобы иметь возможность судить об этом.

Вопрос: Вы никогда не спрашивали Гурджиева о происхождении системы?

Успенский: Мы все спрашивали по 10 раз в день и каждый раз получали разные ответы.

Вопрос: Вы спрашивали Гурджиева, почему он давал разные ответы?

Успенский: Да.

Вопрос: Что он отвечал?

Успенский: Он говорил, что никогда не давал разных ответов.

Вопрос: Возникало ли у вас когда-либо сожаление, о том что вы вообще встретились с Гурджиевым?

Успенский: Никогда. Отчего? Я очень много получил от него. Я всегда был признателен себе, что после первого вечера спросил его, когда я смогу увидеться с ним в следующий раз. Если бы я не спросил, я бы сейчас здесь не сидел.

Вопрос: Но вы написали две великолепные книги.

Успенский: Это были только книги. Я хотел большего. Я хотел чего-то для себя.

Вопрос: Откуда происходили школы, которые дали начало школе Гурджиева?

Успенский: Можно понять, что откуда-то из Центральной Азии. Но что это было, я не знаю. Гурджиев дал несколько описаний, и одно из них было очень интересным и возможным. Вы должны понять то положение: после революции исчезла возможность поехать в эту страну. Если бы жизнь была нормальной, я бы поехал туда и попытался найти эту школу, но при том, что было тогда, попасть туда не было никакого шанса. А сейчас возможно, что все исчезло. Одна из школ, которую он описал, была рядом с Кашгаром в китайском Туркестане. Но с тех пор там была война, и возможно, что сейчас от школы ничего не осталось, если там и была школа.

Успенский однажды заметил, что он обнаружил, что в его руках оказались начатки школы, и похоже на то, что сам он не искал подобной ответственности. Он говорил людям, которые хотели прийти на его встречи, что не может быть гарантии в том, что они найдут то, что ищут, и что они получат ожидаемые результаты. Он предупреждал, что Четвертый Путь сопряжен с большими опасностями и риском, потому что эта Система оставляет человеку много свободы. Сознание и Воля не могут быть созданы в системе ограничений.

В ретроспективе, долгий период с 1924 по 1934 год, когда Успенский не позволял работе развиваться, был связан, возможно, с его пониманием принципов школьной работы, один из которых состоит в том, чтобы обучить значительное количество людей, которые смогут взять на себя часть ответственности за возрастающее число новичков. Когда в 1934 году началось расширение, Успенский написал ряд вводных лекций, которые могли читаться в новых группах. Благодаря классической дисциплине вопросов и ответов, вновь приходящие люди могли открыть относительность своего понимания и то, как оно может быть расширено через следование предложенным указаниям.

Новичков заранее предупреждали об условиях, которые они должны будут принять: они не должны говорить о том, что услышат своим родным или друзьям, плата взиматься не будет, по крайней мере пять лекций потребуется на то, чтобы понять, хочет человек продолжать или нет. Комната, в которой встречались группы, вмещала только пятьдесят человек, и это создавало чувство совместного усилия, которое было необычным для людей, незнакомых друг с другом. Там существовало дополнительное чувство близости к Успенскому. Пожалуй, самым заметным на любой встрече была неожиданная новизна того, что слышал человек, и не важно, сколько уже он ходил туда. Вопросы могли охватывать всю сферу человеческих занятий и интересов, и спрашивающий мог быть исключительно хорошо осведомлен в предмете своего вопроса, но ответ Успенского всегда содержал что-то новое.

Расширение работы было не только сопряжено с новыми требованиями; оно позволило возникнуть большему количеству возможностей и способствовало улучшению организации. В 1935 году в 20 милях от Лондона были куплены дом и ферма: здесь поселились некоторые из старых учеников Успенского, а в конце недели на выходных здесь создавали условия для практической работы группы из ста человек. В 1938 году в Лондоне был найден более вместительный дом; в доме была мастерская, вмещавшая 300 человек. Приобретение этого дома позволило основать Историко-Психологическое Общество, что дало работе внешнюю форму, а двери - медную табличку. Устав, Цели и Организация Общества, написанные Успенским, представляют очень интересный документ. Он писал в версии Фрагментов 1926 года:

Система ждет своих работников. В ней нет такой мысли и утверждения, которые не требовали бы и не допускали дальнейшего развития и совершенствования. Но на пути обучения людей для этой работы существуют большие трудности, поскольку обычного интеллектуального изучения системы совсем недостаточно; и очень мало людей из тех, кто способен работать данными методами, соглашается на работу по этим методам изучения. Через двенадцать лет, развивая и письменно излагая "Цели" Историко-Психологического Общества, Успенский указал путь, которому нужно следовать в системе:

1. Изучение проблем эволюции человека и особенно идеи психологической трансформации.

2. Изучение психологических школ в различные исторические периоды и в разных странах; изучение их влияния на моральное и интеллектуальное развитие человечества.

3. Практическое исследование методов самоизучения и саморазвития в соответствии с принципами и методами психологических школ.

4. Исследовательская работа в изучении истории религий, философии, науки и искусства с целью установления их общего происхождения, когда оно может быть обнаружено, и различных психологических уровней в каждом из них.

Новый дом в Лондоне позволил приступить к новым видам работы, из которых будет отмечен только один, поскольку более двадцати лет Успенский надеялся создать свое собственное издательство. Один из учеников, по профессии печатник, установил пресс в подвале этого дома. Там были набраны, перепечатаны и переплетены Шесть Лекций по Психологии в качестве первого издания Историко-Психологического Общества. Хотя были переплетены 50 комплектов лекций, через некоторое количество лет печатник написал библиотекарю Йельского университета, что Успенский выпустил в обращение только пять копий и изъял назад три, а почти все остальные экземпляры погибли во время Второй мировой войны.

Одним из признаков возросшей активности с апреля 1938 до начала войны в сентябре 1939 может служить количество томов записей встреч; 13 томов за эти шестнадцать месяцев, а за остальные двадцать пять лет с 1922 по 1947 год только 21 том. Ограничения, наложенные войной, сделали продолжение работы в Англии невозможным; существовали как гражданский, так и военный призыв, нормирование всех видов еды и энергии, затемнение (для того, чтобы исключить легкие ночные мишени для вражеской авиации). Летний дом в Лайне в Суррее стал убежищем для некоторого количества людей, пока Успенский выжидал, оценивая предполагаемую продолжительность и степень разгара войны. После поражения Европы от Германии он понял, что война будет долгой и решил отправиться в США, где у него было много друзей. Успенский рассматривал этот шаг еще в 1922 году.

Успенский проводил встречи в Нью-Йорке с 1941 по 1946 год (на них приходило очень много людей). В его распоряжение были предоставлены земли Франклин Фармс- большой дом и участок в Нью-Джерси. Здесь мадам Успенская организовала практическую работу подобно тому, как она сделала в местечке Лайн в Англии, а Успенский мог продолжать писать и читать лекции.

Хотя несколько членов лондонских групп приехали в Америку во время войны и другие приезжали после окончания войны. Успенский, не считал, что он порвал обязательства перед своими последователями в Англии. Он чувствовал, что они должны быть сейчас "освобождены" от системы, чтобы начать поиски истины своим путем. Хотя он был уже очень болен, он возвратился в Англию в начале 1947 года. Погода была ужасно холодной, и все по-прежнему нормировалось и было в очень ограниченном количестве, а дом в Лондоне был реквизирован Морским Министерством. Тем не менее, с большими трудностями, тем, кто так сильно ждал его возвращения, удалось предоставить ему возможность прочесть шесть лекций в большой аудитории, где могло поместиться более 300 человек. Немногие, если вообще кто-либо из членов тех довоенных групп понимал, что работа в том виде, в каком они ее знали, не может продолжаться без самого Успенского, и сейчас они были плохо подготовлены к тому, чтобы им сказали, что они свободны в следовании своей цели по любому, избранному ими самостоятельно, пути. Тем не менее, было необходимо принять решение Успенского так мужественно, как только можно.

Значение жизни Успенского, его учения системе, значение организации работы - тайна, неподвластная обычному уму. Понятно, что, как он говорил, систему нельзя выучить по книгам, и необходима школа; а школа зависит от учителя, чей уровень бытия, знания и понимания отличен от бытия, знания и понимания учеников. Успенский говорил, что его система отличалась от всех других тем, что учила уровню бытия, и все было на этом построено. Идея уровней бытия была выражена суфийским поэтом Джалаледдином Руми в тринадцатом веке: Я умер камнем и стал растением. Я умер растением и вырос животным. Я умер животным и стал человеком. Чего мне бояться? Разве я был умален умиранием? Еще раз я умру как человек, чтобы взлететь со святыми ангелами. Но даже ангелом я должен буду умереть. Все, кроме Бога, умирает, Пожертвовав душою ангела, Я стану тем, что никогда не постигал человеческий ум.

Успенского часто спрашивали, не окажется ли полезной для человечества передача школьных идей в общее пользование, что может помочь и самой школе; однажды (на встрече четвертого октября 1937 года), он ответил так:

"Это случится само. Нам не нужно беспокоится об этом. Идеи распространятся, может быть при нашей жизни, возможно позже. Большинство этих идей войдет в научный и философский язык, но войдет в неправильной форме. Не будет правильного разграничения между "делать" и "случаться", и много мыслей из обычного мышления будут смешаны с этими идеями; так что это будут не те идеи, которые мы сейчас знаем, неизменными останутся только слова. Если вы не понимаете этого, вы потеряетесь на этом пути".

Идея "вечного возвращения" как концепция происходит от Успенского, который всегда подчеркивал, что эта идея не была частью системы, хотя и не противоречила ей. После обзора написанного Успенским можно заключить, что для него "возвращение" было фактом. Как в "Странной Жизни Ивана Осокина" и в стихотворении Руми, чтобы избежать возвращения, нужна жертва. Возможно, он жертвовал работой своей жизни таков был внутренний смысл.

Источник http://www.all-yoga.ru/page/129