Эксперименты с воздухом в детском саду. Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом. Опыт «Непослушные змейки»

Мы решили рассказать, какие эксперименты можно провести с воздухом и в помещении.

Нетекучая вода

Возьмите две бутылки и вставьте в каждую из них по воронке. На одной из бутылок замажьте горлышко вокруг воронки пластилином так, чтобы не было ни щели, ни дырочки. Сначала налейте немного в бутылку без пластилина — беспрепятственно попадает внутрь.

А теперь попробуйте наполнить бутылку с пластилином — кроме нескольких капель воды больше в бутылку не попадет ничего! А все потому, что воздух, находящийся в этой емкости не имеет возможности выйти оттуда
через щели между горлышком и воронкой. И сила давление воздуха в бутылке больше силы тяжести, тянущей из воронки вниз, поэтому вода остается в воронке — пока не проделать хотя бы малюсенькую дырочку между горлышком и воронкой.

Запуск ракеты

Эта забава будет интересна малышу довольно долго. Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить, предварительно продев ее сквозь трубочку от сока. Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой, чтобы не выходил воздух. Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, «Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.

Наглядно вы можете увидеть весь процесс в этом видео, сделанном зарубежными энтузиастами. В принципе, все понятно и без перевода./p>

Танцующая монетка

Удивите своего малыша таким фокусом — на бутылку с длинным горлышком положите сверху большую монету, предварительно смочив ободок горлышка. Поставьте бутылку с монетой в таз. Начните наливать в таз теплую воду. Вы увидите, как монетка начнет двигаться и даже подпрыгивать — это связано с тем, что воздух расширяется от тепла и пытается вырваться из бутылки, толкая при этом монету.

Воздушные гонки

При помощи движения воздуха можно двигать предметы. Чтобы это проверить, устройте бумажные гонки. С одной стороны листа бумаги отогните около 2-3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должна быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед.

В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы потренируете, что очень полезно для развития речи ребенка.

Поющий воздух

Покажите ребенку, как можно музицировать при помощи бутылок. Если подуть над горлышком пустой бутылки, то воздух внутри нее завибрирует и произведет звук. Расставьте в ряд несколько бутылок с различным количеством воды в них. Чем больше воды, тем соответственно меньше воздуха останется в бутылке, а чем меньше воздуха, тем быстрее он вибрирует и тем выше получается звук. Руководствуясь этим принципом можно попробовать воспроизвести какую-нибудь несложную мелодию.

Вес воздуха

Ваш юный исследователь сомневается в существовании такой невидимой субстанции, как воздух? Тогда проведите небольшой опыт. Возьмите палку и два одинаковых воздушных шарика. Палку подвесьте ровно посередине, а по краям повесьте одинаково надутые шарики. Палка висит ровно, что значит, что шарики весят одинаково. Теперь проткните один из шариков иголкой, он лопнет и выпустит воздух. Что происходит с палкой? Она сразу же накренится в сторону надутого шарика, потому что он тяжелее пустого, а значит воздух существует и даже имеет вес!

Спасательный жилет

Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.

Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с рисинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.

Тема: Удивительные свойства воздуха.

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; ,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой, кораблики из пенопласта.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями. А теперь всё внимание на меня. Сегодня я предлагаю вам выступить в роле учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да ребята мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он по всюду. А кому ещё нужен воздух. Сегодня нам предстоит узнать что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Ребята, а вызнаете, где люди проводят различные исследования и опыты(в лабораториях).Сегодня мы с вами совершим совместное путешествие в лабораторию.

Чтобы у нас получились опыты я предлагаю слушать меня внимательно, следовать инструкциям и без разрешения ничего не брать.

Но прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте вдохнём глубоко, а зачем выдохнем.

Воспитатель: Как вы думаете, что вы вдохнули?

Дети: Воздух

Воспитатель: А мы, можем увидеть воздух?

Дети: нет, он не видим.

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: Невидимый.

Опыт 1. Воздух можно увидеть. (Поймай невидимку!)

Давайте вместе возьмём полиэтиленовый пакет и рассмотрим его какой он пустой, а теперь раскрываем его, берём двумя руками и набираем воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха, на что он похож. воздух занял место в пакете, но мы его не видим.Давайте посмотрим через пакет на руку, мы её видим? Значит, какой воздух? Невидимый,прозрачный. Теперь выпустим, каким станет пакет? Где можно использовать это свойство воздуха. (Надувать матрасы, круги)

Воздух приобретает форму того предмета. в какой он попадает.

Опыт 2: Воздух занимает место.

Возьмите в руки стакан, внутри салфетка, потрогайте её какая она мокрая или сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Самое главное стакан надо держать прямо, не наклоняя, пока он не коснётся дна, посмотрите, не промокла ли бумага? Что за неведимка спрятался в стакане и помешал воде попасть в стакан.

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку значит воздух занимает место!

Опыт 3: Воздух в человеке .

Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берём стакан с водой и опускаем в него соломинку. Давайте подуем в соломинку, что у вас получилось? Ребята, а откуда же они взялись?

Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки, значит внутри нас есть воздух.

Воздух заставляет двигаться. Опыт с веером.

Теперь возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга, что вы чувствуете? А как мы получили ветер? Ветер-это движение воздуха. А теперь хотите устроить настоящий ветерок подходите ко мне. Давайте подуем на кораблики. Что у нас получилось? С помощью чего мы заставили двигаться наши кораблики? Воздух заставляет двигаться.

Молодцы, ребята!

Вам понравилось в лаборатории! Сегодня мы с вами узнали много нового и открыли секреты воздуха. Давайте вспомним эти секреты. Вокруг нас везде есть воздух, мы дышим воздухом, воздух невидим, но его можно найти различным способом, воздух легче воды, ветер заставляет двигаться.

Любопытство – это естественное состояние любого малыша. «Мама, а почему идет дождь? Почему небо синее? Почему свечка горит?» И так бесконечно. Знакомая история? Естественно, ребенку хочется все узнать. Предлагаем вам интересные эксперименты с воздухом, которые удовлетворят детское любопытство и объяснят законы природы на доступном для малышей уровне.

1. Мы дышим воздухом

Расскажите ребенку о том, что мы дышим воздухом. Он вокруг нас, но невидим. Предложите сделать эксперимент: наполните стакан водой, возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Получатся пузырьки воздуха в стакане.

2. Парашют

Сделайте с ребенком небольшой парашют. Возьмите носовой платок, к каждому углу платка прикрепите с помощью иголки нитки одинаковой длины. Все концы прикрепите к игрушке. Расскажите ребенку, почему парашют спускается плавно: воздух под куполом распирается и поддерживает его.

3. Взвешиваем воздух

Все имеет свой вес, воздух тоже. Предложите ребенку его взвесить. Возьмите линейку, найдите ее центр и привяжите к ней веревочку. Надуйте шарики одинакового размера и завяжите нитками одинаковой длины. Теперь вешаем шарики по краям наших «весов». Весы уравновешены. Прокалываем один шарик – надутый шарик опускается вниз – он тяжелее.

4. Есть ли запах у воздуха?

Давайте проверим – имеет ли воздух запах. Предложите малышу понюхать воздух – не слышно запаха. Теперь обрызгайте комнату туалетной водой или апельсином. Скажите малышу, что воздух может запахи передавать.

5. Холодный или горячий?

Расскажите ребенку о том, что воздух может нагреваться и охлаждаться. Возьмите пластиковую бутылку и поставьте на некоторое время в холодильник открытой. Достаньте, наденьте на горлышко воздушный шарик. Теперь поставим бутылку в тарелку с горячей водой. Что происходит? Шарик сам начал надуваться. Почему? Потому что воздух при нагревании расширяется. И если вы снова поставите бутылку в холодильник, то шарик сдуется.

6. Почему не лопается?

Наверняка, ваш ребенок знает, что случится, если шарик проколоть. Он лопнет. Предложите крохе эксперимент. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Прокалываем скотч иголкой. Что происходит? Шарик не лопается.

7. Надуваем шарик в бутылке

Для этого опыта вам понадобятся две пластиковые бутылки. В одной из них делаем отверстие немного выше дна. Вкладываем в каждую бутылку по шарику, края натягиваем на горлышко и пытаемся надуть шарик. У кого же это получится – у папы или малыша?

8. Полет в космос

Делаем ракету – сворачиваем бумагу трубочкой, один конец склеиваем и прикрепляем три треугольные опоры. Поставьте на любую опору ракету, вставьте трубочку од­ним концом в ракету, а вторым - в пустую пластиковую бутылку. Горлышко герметично заклейте скотчем. Установите ра­кету. Бутылку положите на землю и расположить ракету на длину вытянутой трубочки.

На старт! Внимание! Марш!

Пусть ваш ребенок разбежится и со всей силы наступит на бутыл­ку. Ракета должна взлететь в космос.

9. Упадет или не упадет?

Возьмите воронку, переверните ее широкой частью вниз. Вложи­те в нее шарик для пинг-понга и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо боль­ше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила. Попробуйте.

Технологическая карта опытническая учебной деятельности

О бразовательная область: «Познание», «Здоровье»

Раздел: Естествознание

Т ема: « Секреты нашего здоровья »

Цель: Расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека. Дать представление о том, что для того, чтобы быть здоровыми нужен чистый воздух.

Задачи:

Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Научить детей выполнять элементарные опыты. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать выводы на основе элементарного опыта.

Формировать начальные экологические представления

Словарь: о богащать и активизировать лексикон словами-названиями опытов.

СР: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в диалоге.

П редварительная работа: разучивание стихов о воздухе, разгадывание загадок.

О борудование: полиэтиленовые пакеты, прозрачные стаканчики с водой, воздушные шары, коктейльные трубочки, салфетки, перышки.

Словарная работа : прозрачный, чистый. легкий

Полилингвальный компонент: молдір - clear -прозрачный, таза-чистый- tide

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Предлагает организовать круг радости :

Создаёт мотивацию к образовательной деятельности : Пришло смс сообщение от Лунтика .

Читает детям сообщение , что он отправил детям посылку с письмом.

Сообщает, что видела какую – то красивую коробку в приёмной на шкафу.

Дети встают в круг берутся за руки.

Повторяют слова и движения за педагогом:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Организационно – поисковый

Заносит коробку в группу, читает письмо

Рассматривает с детьми пострадавший шарик.

Вопрос детям:

Как вы думаете, почему шарик стал маленьким? Что внутри шарика?

Ставит перед детьми проблемную ситуацию:

Как помочь Лунтику?

Побуждает на решение проблемы:

    Чтобы помочь Лунтику, нужно узнать всё про воздух

Помогает детям познакомиться со свойствами воздуха:

Мы с вами дышим воздухом, мы его видим?

Опытническая деятельность: Как увидеть воздух.

Опыт «С салфеткой»

А у меня к вам еще вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает?

Педагог отмечает, все люди дышат через нос.

Предлагает показать, как дышат носики. Приложить салфетку к лицу.

Как ещё можно увидеть воздух

Опыт с «трубочкой»

Вопросы детям:

Что происходит?

Что вы увидели?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Можно ли поймать воздух?

Предлагает попробовать «поймать воздух».

Демонстрирует пакет.

Что находится в пакете?

Предлагает взять пакет раскрыть его двумя руками, зачерпывающими движениями «поймать воздух».

Вопросы:

Что сейчас в пакете? Какой стал пакет? Цвет пакета изменился?

Какого цвета воздух?

Вывод: воздух не имеет цвета, он прозрачный.

Пакет тяжёлый?

Предлагает сделать вывод

Опыт с веерами

Можно почувствовать воздух?

Предлагает закрыть глаза, машет веером на детей.

Что вы ощущаете?

Опыт «Как услышать воздух»

Можно ли услышать воздух?

Предлагает сдавливать пакет и прислушаться, что происходит.

Что слышите?

Что происходит?

Вопросы детям:

Человек может жить без воздуха?

Каким воздухом нужно дышать?

Какая была салфетка?

Какая она стала?

Продолжает беседу о свойствах воздуха: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили.

Опыт «Воздух может переносить запахи»

Сообщает, что сейчас дети узнают, о том, что воздух переносит запахи на опыте.

Приглашает на ковёр, сообщает что, вначале должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Предлагает взять пёрышки, положить на ладонь.

Предлагает с закрытыми глазами ощутить аромат.

Распространяет на детей ароматы: духи, приправа, кофе, апельсин.

Отмечает, что сегодня узнали, для здорового образа жизни, нам нужен воздух, что для этого нужно делать

И ещё что мы узнали? Какой нам нужен воздух, чтобы мы были здоровыми?

Предлагает передохнуть

Проводится физминутка на английском языке.

Сообщает, что дети помогли Л, шарик стал большим, мы узнали почему Л закашлял.

Ставит проблемную ситуацию. Каким образом можно отправить посылку обратно Лунтику.

Предлагает соорудить железную дорогу из Лего-конструктора.

Рассматривают посылку от Лунтика,

слушают письмо.

«Дорогие ребята, мне на День рождение подарили воздушные шары, но один из них на утро стал маленьким, что, же случилось с шариком? Помогите понять что.

Ребята, я хотел приехать к вам сам, но не могу потому, что заболел, у меня кашель.

И может быть, вы сможете сделать шарик прежним большим и красивым.

Спасибо, ваш друг Лунтик».

Высказывают свои предположения:

    сдулся

    воздух

Надо шарик сделать большим.

Наполнить его воздухом

дети делают вывод:

    воздух невидим

Проходят в «лабораторию». Надевают фартуки

- Через нос

Замечают, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится.

Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок

По показу педагога опускают конец трубочки в воду и дуют в нее.

Идут пузырьки

Это выходит воздух

Дети не знают ответа, высказывают предположения

Обращают внимание на пакет,

Отмечают он пустой, плоский.

Берут пакет двумя руками, раскрывают производят зачерпывающие движения, наполняют пакет воздухом.

В пакете воздух

отмечают, что он стал большой, выпуклый, он раздулся.

Остался такой же

Бесцветный

Пакет легкий,

Дети отмечают - воздух не имеет веса

Дети задумываются

Вывод: Воздух невесомый

Дети отвечают, что не чувствуют воздух

Ощущают дуновения ветерка

Ветерок

Вывод: воздух можно почувствовать

Дети не знают ответ

Сдавливают постепенно пакет, прислушиваются.

Шипение

Так выходит воздух.

Делают вывод – воздух можно услышать

Опыт: на коврик кладут белую влажную салфетку и стучат по ковру.

Чистая, белая

Серая, грязная

Вывод: воздух вокруг нас должен быть чистым.

Внимательно слушают педагога.

Рассказы детей о том, как они догадываются, что готовит мама.

Проходят на ковер для дальнейших действий.

Присаживаются на стулья, берут в руки перышко, кладут на ладонь.

По показу образца педагога. Делают глубокий вдох и сильно выдувают его на пёрышко. Чтобы пёрышко улетело как можно дальше всех.

Дети закрывают глаза.

По запаху определяют какой аромат перенес воздух.

Так пахнет апельсин

Это пахнут духи и т.д.

Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи, ароматы.

Проветривать комнату, ходить на прогулку, делать влажную уборку.

Воздух должен быть чистым.

Повторяют слова движения за педагогом.

Ответы детей:

На машине

На автобусе

По железной дороге.

Останавливают выбор на железной дороге.

Проходят к рабочим столам. Выполняют коллективную работу по постройке железной дороги. Скрепляют детали между собой. После окончания «дороги» оправляют посылку Лунтику.

Рефлексивно – корригирующий

Рефлексивная беседа : Сообщает подарок от Лунтика воздушный шарик. Сейчас мы с вами будем передавать его по кругу и рассказывать, что мы сегодня выяснили о воздухе.

Дети передают шарик и говорят, что они узнали, что воздух бесцветный, не пахнет, но переносит запах. Легкий, его можно услышать и почувствовать. Что для здоровья нужен чистый воздух.

Предпологаемый результат

Воспроизводят: Слова на казахском языке. мөлдір – прозрачный, таза – чистый; жөніл -легкий

Понимают: свойства воздуха(бесцветный, не пахнет, легкий, не видимый)

Применяют: навыки опытнической деятельности.