Что дает специальность эксплуатация железных дорог. Техническая эксплуатация железных дорог. Специальность: эксплуатация железных дорог

Современные темпы роста развития транспортной инфраструктуры требуют наличия большого числа высококвалифицированных кадров, специализирующихся в сфере эксплуатации транспорта. В зависимости от необходимых навыков и их применения, для получения образования в этой сфере, можно выделить следующие специальности.

Специальность: эксплуатация железных дорог

Специалисты, профиля «Эксплуатация железных дорог», обеспечивают организацию передвижения железнодорожных составов по всей территории нашей страны. В зоне их ответственности находится обеспечение своевременных перевозок пассажиров и грузов, а также регулирование деятельности всех служб, обслуживающих железнодорожные пути и коммуникации.

Полезные навыки специальности эксплуатация железных дорог:

1. Разработка планов по улучшению координирования перевозок.
2. Грамотное ориентирование в законодательстве, касающемся сферы эксплуатации железных дорог.
3. Составление планов и транспортно-технологических схем доставки грузов.
4. Организация и оборудование объектов вверенной транспортной инфраструктуры, с учетом мощностей, месторасположения и планирования территории.
5. Управление в сфере логистики и пассажирских перевозок.

Профессии по специальности эксплуатация железных дорог:

Диспетчер транспортный;
инженер путей сообщения;

Специальность: техническая эксплуатация подвижного состава

Техники, осуществляющие деятельность по профилю: «Техническая эксплуатация подвижного состава» обеспечивают безопасное движение и долгосрочную службу грузовых и пассажирских локомотивов. Благодаря их квалифицированной и ответственной работе, доставка грузов и людей железнодорожным транспортом остается одним из самых безопасных способов передвижения.

Полезные навыки специальности техническая эксплуатация подвижного состава:

1. Изучение технологических процессов эксплуатации подвижных железнодорожных составов.
2. Организация и проведение ремонтных работ.
3. Грамотное оформление всей необходимой документации.
4. Проведение плановых и профилактических осмотров состава, с выявлений возможных неисправностей.

Профессии по специальности техническая эксплуатация подвижного состава:

Помощник машиниста;
осмотрщик вагонов;
слесарь по ремонту подвижного состава.

Специальность: эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов

Профессии в области эксплуатации транспортно-технических машин и комплексов обеспечивают внедрение усовершенствованных технологий в современное машиностроение. Инновационные разработки специалистов позволяют совершенствовать технические характеристики механизмов, и тем самым повышать продуктивность в сфере их деятельности.

Полезные навыки специальности эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов:

1. Проектирование автомобилей, механизмов и деталей к ним.
2. Организация испытаний автомобилей и другой техники, с целью улучшения качества технологии производства.
3. Разработка дизайна и экстерьера машин и комплексов.
4. Диагностика различных систем машин и механизмов.

Профессии по специальности эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов:

Инженер по транспорту;
специалист по сервису на транспорте.
автомеханик;

Специальность: эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

Благодаря исправной работе электрооборудования, осуществляется контроль над большинством систем любого механизма. Техник, работающий по профилю «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики», обеспечивает бесперебойную работу транспортных средств, обеспечивая тем самым успешную деятельность предприятия.

Полезные навыки специальности эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики:

1. Обслуживание и ремонт электрооборудования механизмов.
2. Умение грамотно, и в соответствии с существующими нормами, оформить необходимую документацию.
3. Организация профилактических осмотров вверенного оборудования.
4. Диагностика систем электроснабжения на транспорте.

Профессии по специальности эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики:

Слесарь по ремонту автомобилей;
электромеханик.

Специальность: строительство и эксплуатация автомобильных дорог

От качественной и грамотно разработанной системы автомобильных дорог зависит развитие инфраструктуры многих отраслей промышленности. Инженеры, освоившие профессию «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог», обеспечивают долгосрочное и безопасное передвижение различных видов транспорта по территории нашей страны.

Полезные навыки специальности строительство и эксплуатация автомобильных дорог:

1. Разработка и планирование проведения проектно-изыскательных, топогеодезических , инженерно-геологических и других видов работ.
2. Контроль над ведением строительных и монтажных работ.
3. Конструирование транспортных сооружений.
4. Участие в производстве дорожно-строительных материалов.
5. Подготовка планов развития транспортной инфраструктуры согласно техническим регламентам.

Профессии по специальности строительство и эксплуатация автомобильных дорог:

Инженер-конструктор;
оценщик.

Специальность: техническая эксплуатация автомобилей

Обслуживание и эксплуатация автомобильного транспорта – основной фактор успешного ведения логистики и пассажироперевозок . Специалист, осуществляющий деятельность в сфере «Техническая эксплуатация автомобилей», отвечает, в первую очередь, за безопасносную и организованную транспортировку грузов.

На факультете управления процессами перевозок грядут перемены: выпускники специальности 190401 "Эксплуатация железных дорог", будучи профессионалами широкого профиля, запасутся индивидуальным набором узкоотраслевых знаний.

С 1 сентября 2014 года на специальности "Эксплуатация железных дорог" появятся новые специализации: "агистральный транспорт", "Промышленный транспорт", "Грузовая и коммерческая работа", "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта", "Транспортный бизнес и логистика". Для первых четырех будут характерны очная и заочная формы обучения, на последней возможно только очное обучение. Следует отметить, что Росжелдор утвердил бюджетные места по трем специализациям: "Магистральный транспорт", "Грузовая и коммерческая работа", "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта"

О новых специализациях рассказал заведующий кафедрой "Станции, узлы и грузовая работа" УрГУПС С. А. Плахотич.

– Есть ли отличия в обучении на разных специализациях?

– Абитуриенты поступают на специальность, а разделение на специализации происходит после 3-го курса. Студенты изучают общие дисциплины, необходимые всем инженерам на железнодорожном транспорте, а затем определяют для себя ту отрасль, в которой они хотели бы работать. Что касается целевиков, то направляющие их организации должны заранее нацеливать ребят на ту или иную специализацию.

Всем выпускникам специальности "Эксплуатация железных дорог" присваивается квалификация "Специалист по эксплуатации железных дорог". Специализация отражается только в приложении к диплому, в котором приведен перечень определенных дисциплин.

– Что будет входить в сферу деятельности выпускника каждой специализации?

Учебные программы по специализациям состоят из трех блоков. Первые два отличаются незначительно. Так, в каждом из них есть одна узкоспециальная дисциплина: аутсорсинг (договорное привлечение сторонних организаций) и информационные технологии в выбранной студентом отрасли. Третий блок профессиональный, а потому у каждой специализации свой перечень дисциплин.

В ведении выпускников специализации "Магистральный транспорт" – организация грузовых и пассажирских перевозок, взаимодействие с промышленным транспортом, проектирование ж.-д. станций и узлов, организация работ экспедиторских фирм, перевозки и тарифы в международных сообщениях.

Инженерам специализации "Промышленный транспорт" подвластны организация перевозок на промышленном транспорте, проектирование промышленного ж.-д. транспорта, эксплуатация и ремонт технических средств, решение вопросов относительно функционирования транспорта промышленных предприятий.

Специалисты в отрасли "Грузовая и коммерческая работа" отвечают за технико-технологическое обеспечение и проектирование мультимодальных перевозок, коммерческо-правовое и информационное обеспечение грузовых перевозок.

Выпускники специализации "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта" могут заниматься проектированием инфраструктуры пассажирского комплекса, управлением пассажирскими компаниями; также в их компетенцию входит эксплуатация и ремонт пассажирских вагонов, технология работы и эксплуатация вокзальных комплексов.

В сферу деятельности выпускников-логистов включается управление проектами в транспортном бизнесе и логистике, информационное обеспечение транспортного бизнеса, бизнес-планирование на транспорте, управление цепями поставок.

– Где будут работать выпускники каждой специализации?

– У всех выпускников специальности "Эксплуатация железных дорог" дипломы равноценные, поэтому жесткого профессионального распределения нет.

Специалисты по магистральному транспорту могут работать диспетчерами разных уровней, дежурными станций, операторами и т. д.

Выпускники специализации "Промышленный транспорт" могут стать руководителями транспортных цехов на промышленных предприятиях, имеющих ж.-д. пути необщего пользования, а также руководителями на промышленном ж.-д. транспорте.

Специалисты по грузовой и коммерческой работе сотрудничают с грузоотправителями и грузополучателями, именно они "зарабатывают деньги" для остальных железнодорожников.

Выпускники специализации "Пассажирский транспорт" могут работать в дирекциях по обслуживанию пассажиров и вокзалов, в пригородных компаниях, федеральной пассажирской компании.

Самые мобильные выпускники специальности – логисты. Их можно встретить в различных экспедиторских и транспортных фирмах.

Итак, если вас привлекает романтика дорог и вы хотите находить верные пути не только для себя, но и для других, – добро пожаловать в дружную семью железнодорожников!

Железнодорожный транспорт во всем мире и в XXI веке остаётся наиболее популярным и выгодным видом пассажирских и грузовых перевозок. От общего объёма грузооборота в России на пассажирооборот в системе железнодорожного транспорта падает более 40%, а на грузооборот в два раза больше — 80%. Железнодорожную сеть России обслуживает почти 2% работоспособного населения страны. Поэтому кадры для работы в системе железнодорожного транспорта востребованы в наше время и будут востребованы ещё не одно десятилетие.

Вконтакте

Специальность 25.05.04 «Эксплуатация железных дорог» и её профили

Современная железная дорога – развёрнутая сеть производств, требующая специалистов разной категории и квалификации. Большинство железнодорожных профессий предполагает наличие высшего или среднего специального образования, которое получают в профильных институтах, техникумах и колледжах. Одна из основных железнодорожных специальностей «Эксплуатация железных дорог».

Данная специализация является программой высшего образования и предполагает подготовку кадров, которые обеспечивают техническое обслуживание и эксплуатацию систем железнодорожного транспорта. Будущая квалификация , присваиваемая выпускнику института по данной специализации: инженер путей сообщения.

Специальность имеет следующие профили подготовки (углублённое изучение в рамках одного предмета узкого поля деятельности):

Профиль подготовки указывается не в дипломе, а в приложении, где после направления и перечисления общих дисциплин, в графе «специализация» прописываются профильные дисциплины.

Профессии по специальности

Как видно из перечня профилей данной специальности, кроме приобретения знаний в области основных железнодорожных дисциплин, студенты овладевают маркетингом и информационными технологиями. Эти профессиональные знания и навыки позволяют им претендовать на следующие должности в системе железнодорожных сетей и метрополитенов России:

Специалистов, получивших образование по данной специальности и имеющих некоторый опыт работы на простых должностях, чаще других назначают на руководящие должности в системе технического обслуживания и безопасности железнодорожного транспорта.

Помимо инженерно-технологической направленности , эта специализация после окончания магистратуры и аспирантуры позволяет заняться преподавательской и научной деятельностью в данной области.

Где можно пройти обучение по данной специальности

Основных вузов, готовящих специалистов для работы на железных дорогах России, всего девять.

ГУПСы (университеты путей сообщения) распределены по всем округам России и находятся они в городах Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов, Екатеринбург, Томск, Омск, Иркутск, Хабаровск. Развёрнутая сеть филиалов и институтов, входящих в состав ГУПСов, даёт возможность жителям многих отдалённых областей получить «железнодорожное» образование недалеко от места основного проживания.

Самый крупный железнодорожный вуз «Российский университет транспорта (МИИТ)» расположен в Москве. МИИТ существует с 1896 года и является одним из самых старых учебных заведений данного профиля. Институт в 1993 году получил статус университета, но фирменное сокращение, МИИТ (Московский институт инженеров транспорта), используемое с 1924 года, в названии учебного заведения было сохранено.

МИИТ - основной поставщик квалифицированных кадров для метрополитена Москвы и метрополитенов других городов России.

Обучение в институтах и университетах путей сообщения ведётся на бюджетной (квота, целевые места) и на платной основе. Данные по количеству бюджетных, целевых и платных мест публикуются на официальных сайтах учебных заведений. Самым крупным заказчиком специалистов, оплачивающим целевые места в железнодорожных университетах и институтах, является компания «Российские железные дороги». Ежегодно РЖД отправляет на обучение более 10 тыс. целевиков в Москве, и в других регионах России. В целях стимулирования качественного обучения компания РЖД реализует стипендиальные программы, грантовые проекты для студентов и вузов своего профиля.

Специализация «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Абитуриенты, родители и пользователи часто путают две специальности: «Эксплуатация железных дорог» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Происходит это из-за присутствия трёх одинаковых слов в названии: «эксплуатация», «железных», «дорог».

Первое различие между ними состоит в том, что «Эксплуатация железных дорог» является специалитетом высшего образования. Специализация «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» изучается в техникумах и колледжах.

Второе отличие заключается в дополнительной фразе «подвижного состава», уточняющей, что будущие технологи, прошедшие обучение по этой специализации, будут заниматься вагонами, паровозами, локомотивами, то есть оборудованием, которое движется по рельсам. Сфера профессиональной деятельности специалитета «Эксплуатация железных дорог» совершенно иная. О чём свидетельствует перечень профилей (узкой специализации) и перечисление возможных должностей.

Зарплаты специалистов железнодорожного транспорта

При выборе будущей профессии не последнюю роль играет размер оплаты будущей трудовой деятельности. Планирующих поступать в железнодорожные вузы, конечно, интересует вопрос о том, сколько получает железнодорожник. По данным, опубликованным в отраслевой газете «Гудок», средняя зарплата железнодорожников в 2016 году выросла до 46,8 тыс. рублей. Разумеется, по этой «усреднённой» цифре не видно разницы между оплатой работы санитарки в железнодорожном санатории и зарплатой вице-президента компании РЖД.

Но если просмотреть сайты , где публикуются вакансии в железнодорожной отрасли, то обобщенно эти зарплаты выглядят так:

  • Должность, где требуется высшее образование, наличие опыта по данному профилю и 2–3 года стажа работы — 30–45 тыс. руб.
  • Должность руководителя какого-либо отраслевого участка - от 40 тыс. руб.
  • Должности, где требуется среднее специальное образование (с них выпускники вузов, как правило, и начинают свою работу в отрасли) - 22–30 тыс. руб.

К этим зарплатам добавляются различные виды надбавок за особые условия работы и премии.

В системе железнодорожного транспорта, кроме государственной транспортной компании «РЖД», работают и другие операторы железных дорог. Размеры оплаты на этих коммерческих предприятиях могут значительно отличаться от указанных в статье.

Эксплуатация железных дорог - это производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех элементов и подсистем железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: высокопроизводительное и экономичное использование технических средств; внедрение прогрессивных технологий; научная организация труда и управления во всех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана-прогноза; удобное для пассажиров обслуживание; увязка с работой других видов транспорта. При четкой организации эксплуатации железных дорог обеспечивается полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств, а также повышается конкурентоспособность перевозок, экономическая устойчивость отрасли.

Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам ОАО «РЖД»: повышению доходности перевозок, сокращению издержек на перевозки грузов, повышению экономической ответственности и заинтересованности всех структурных единиц в улучшении финансово-экономических результатов работы филиалов ОАО «РЖД» и корпорации в целом, ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов.

К эксплуатационной работе в широком понимании относится вся работа железных дорог, связанная с перевозочной деятельностью: грузовая и техническая работа станций, организация движения поездов, все виды работ, связанные с организацией пассажирских перевозок, содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта.

В более узком смысле слова под эксплуатационной работой понимают только работу подвижного состава.

Главной особенностью эксплуатационной работы железнодорожного транспорта является то, что она осуществляется совместно различными подразделениями: дорогами, отделениями, станциями, депо и т.п.

Очень небольшое число технологических циклов, связанных с перевозкой грузов и пассажиров, начинаются и заканчиваются в пределах одной дороги, а тем более одного отделения дороги. Как правило, в выполнении перевозки участвуют несколько отделений и дорог. Связанные с этим проблемы по-разному проявляются в различных сферах деятельности железных дорог.

Различают техническую эксплуатацию , включающую в себя организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станций и узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию , к которой относятся организация грузовой и коммерческой работы, фирменное обслуживание клиентуры.

Важнейшее значение в совершенствовании эксплуатационной работы железных дорог имеют широкое применение информационных технологий, оптимизация перевозочного процесса, современных методов учета и анализа.

При организации эксплуатационной работы необходимо учитывать теснейшую связь и взаимодействие всех подразделений и производственных коллективов, занятых обеспечением перевозочного процесса. Основной задачей эксплуатации железных дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой, с обеспечением при этом безопасности движения поездов. Чем выше уровень эксплуатационной работы, тем полнее удовлетворяются потребности народного хозяйства и населения страны в целом, производительнее используются подвижной состав и постоянные устройства, меньше требуется провозной способности дорог.

Управление эксплуатационной работой железных дорог должно быть подчинено выполнению отраслевых стратегических задач. Это реализуется через формирование единой системы планирования, включающей в себя:

Стратегические планы (программы) на 7-10 и более лет;

Среднесрочные («скользящие») планы на 3 года;

Текущие планы и бюджеты - на год и квартал (с помесячной разбивкой).

Приоритетность разработки планов следующая:

1) стратегические (разрабатываются один раз на последующий период);

2) среднесрочные (разрабатываются на 3 года по «скользящей» схеме;

3) текущие (разрабатываются один раз на очередной период).

Среднесрочные планы должны детализировать стратегические. При этом

По основным показателям среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных плановых показателей.

Текущие планы на год должны соответствовать плановым показателям первого года среднесрочного периода, годового плана, при этом они должны обеспечивать последовательную реализацию годовых бюджетов.

Корректировка стратегических планов (программ) осуществляется в случае существенного изменения внешних или внутренних факторов деятельности железнодорожного транспорта.

Реализация системы бюджетирования на железнодорожном транспорте направлена на получение действенной системы корпоративного управления ресурсами. Эта система должна позволять в реальном режиме времени оптимизировать затраты для обеспечения финансовой состоятельности основных видов деятельности (бизнеса) компании с целью повышения их конкурентоспособности на рынке транспортных услуг и укрепления финансовой устойчивости отрасли в целом.

Отлаженная эффективная система бюджетирования позволит:

На стадии планирования на каждом уровне управления обеспечивать первоначальную сбалансированность объемных показателей и затрат на их выполнение, прозрачность в отнесении расходов по видам деятельности;

Применять метод непрерывного составления бюджетов в автоматизированном режиме, что значительно упрощает процесс планирования и делает его итеративным;

В процессе выполнения плана повысить уровень управляемости затратами и обеспечить должный контроль над целевым использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, заложенных в бюджетах. Своевременно принимать эффективные управленческие решения для устранения существенных отклонений (превышающих определенный предел, который устанавливается руководством, например, ± 1%) фактических показателей от плановых (нормативных), добиваясь при этом наилучшего использования ресурсов. В процессе применения системы управления по отклонениям на практике появляется реальная возможность оценить степень напряженности действующих норм и нормативов для разработки более прогрессивных. Это способствует оптимизации расходов на стадии их планирования.

В результате формируется гибкая система, обеспечивающая планирование будущих результатов деятельности и необходимых ресурсов, снижение риска непредвиденных расходов и экономию в расходах за счет координации всех сторон своей деятельности, многовариантное прогнозирование, контроль за достижением поставленных целей и своевременную их корректировку при изменении внешних и (или) внутренних условий.

В связи с этим эксплуатационная работа регламентируется рядом важнейших документов, имеющих единое для всей железнодорожной сети значение. К этим документам относятся:

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации - законодательный акт, регулирующий взаимодействие железных дорог и клиентуры по выполнению перевозок. Он определяет порядок выполнения перевозок, права, обязанности и ответственность железных дорог, организаций и лиц, пользующихся железнодорожным транспортом;

Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, устанавливающие систему организации движения поездов, требования к подвижному составу, сооружениям и устройствам, порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта;

График движения поездов, увязывающий работу и определяющий загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой;

План формирования поездов, представляющий собой систему организации вагонопотоков. Он определяет объем работы станций по формированию и расформированию поездов, формирование поездов маршрутами без переработки на технических станциях и распределение маневровой работы между сортировочными станциями;

Система комплексного регулирования парка грузовых вагонов, которая определяет задания по ежесуточной сдаче груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам дороги и своевременный подвод порожних вагонов к местам погрузки по кратчайшим маршрутам. В настоящее время введены также соглашения, регламентирующие использование парка грузовых вагонов странами СНГ.

Вместе с тем, эксплуатационная работа на каждой железной дороге имеет свои специфические особенности, обусловленные природными и климатическими условиями, объемом и структурой перевозимых грузов и пассажиров, распределением их по направлениям и во времени, количеством главных путей на перегонах, размещением сортировочных и технических станций, видом тяги, средствами автоматики, телемеханики и связи, мощностью верхнего строения пути и другими факторами. На ряде железных дорог погрузка значительно превышает выгрузку, и на них основное внимание уделяется организации грузовой работы и формированию поездов. На дорогах, где выгрузка превышает погрузку, большее место занимает организация выгрузки и возврата порожняка в пункты погрузки. Ряд дорог имеет значительный объем транзитных перевозок, для которых большое значение имеет обеспечение повышенной скорости продвижения поездов. Наконец, есть группа дорог с преобладанием перевозок в местном сообщении, у них свои специфические особенности в организации эксплуатационной работы и ее управлении. При формировании новой структуры сети дорог их протяженность и объем местного сообщения существенно повысятся, что предъявит новые требования к уровню технического, информационного и технологического обеспечения эксплуатационной работы.

Эксплуатационная работа железных дорог имеет ряд существенных особенностей, отражающих специфику транспорта как материальной инфраструктуры. Одна из них состоит в том, что производственный цикл начинается на одних железных дорогах, а продолжается и заканчивается на других предприятиях железнодорожного транспорта. На первый взгляд, кажется, что в этом нет ничего специфического. Многие виды промышленной продукции так же последовательно обрабатываются на нескольких предприятиях. Но в отличие от промышленности, на железных дорогах от одного предприятия на другое переходят не только предметы труда (грузы), но и средства труда (вагоны и локомотивы). Локомотивы закреплены за определенными депо, куда, как правило, и возвращаются, а вагоны обращаются по всей сети железных дорог. Этой особенностью обусловлено наличие в эксплуатационной работе железных дорог специфической области деятельности - регулирования вагонных парков.

В основе организации эксплуатационной работы лежит план-прогноз по объему перевозок. Количество следующих по участкам сети поездов и их направление зависят от размещения пунктов погрузки грузов и грузовых потоков. Структура перевозимых грузов и пассажиров определяет типы подвижного состава, а размеры и направление потоков грузов и пассажиров - объем работы станций, депо, вокзалов, количество вагонов, подлежащих переработке и сдаче на другие отделения и дороги. Эксплуатационная работа на каждой железной дороге и отделении имеет присущие им особенности.

Локомотивы приписаны к конкретному депо и, соответственно, относятся к определенным дорогам, но плечи работы локомотивов часто не совпадают с границами дорог. Существуют так называемые заезды локомотивов на другие дороги, что создает определенные проблемы с оценкой расходов, связанных с работой локомотивов и компенсацией этих расходов.

Грузовые вагоны свободно обращаются по всей сети дорог, в связи с чем существует централизованное регулирование работы парка грузовых вагонов в масштабе всей сети. Это также сопряжено с определенными сложностями. Например, железная дорога заключает с предприятием договор на подачу под погрузку вагонов определенного типа в заданные сроки, но из-за необходимости сдавать порожние вагоны данного типа в сетевую регулировку выполнение договора срывается, что ведет к экономическим потерям.

Аналогичные проблемы существуют и в отделениях дорог.

В основе планирования эксплуатационной работы лежит план перевозок грузов и пассажиров. В зависимости от планируемых грузо- и пассажиропотоков, от структуры перевозок по родам грузов планируются количество вагонов и локомотивов, необходимых для осуществления перевозок на каждой дороге (отделении), и структура парка вагонов и локомотивов (структура парка вагонов связана с тем, какие грузы перевозятся, а структура парка локомотивов - с интенсивностью грузопотоков).

В свою очередь, на основе плана эксплуатационной работы планируются обслуживание и ремонт подвижного состава, контингент работников, занятых основной деятельностью, расход электроэнергии и топлива на тягу поездов, необходимость развития пропускной и провозной способности железных дорог, а соответственно и капитальные вложения в подвижной состав и постоянные устройства.

Планирование и управление эксплуатационной работой должно быть ориентировано на минимизацию эксплуатационных расходов и, в то же время, на достижение высокого качества транспортного обслуживания клиентов, что позволит увеличить объем перевозок, а следовательно, и доходы железных дорог.

Таким образом, при планировании эксплуатационной работы и управлении ею необходимо стремиться к сокращению расходов и росту доходов, т.е. повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.

В период «пиковых» нагрузок на железных дрогах, существовавших в 80-е гг. ХХ в., планирование эксплуатационной работы было сориентировано на выполнение постоянно возраставших объемов перевозок грузов и пассажиров. В частности, проводились мероприятия по повышению нагрузки вагонов, внедрялась технология формирования и вождения длинносоставных тяжеловесных поездов. Благодаря этому в нашей стране была достигнута более высокая интенсивность использования подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта, чем в любой другой стране мира.

Однако мероприятия по интенсификации эксплуатационной работы нередко идут в разрез с качеством транспортного обслуживания (скоростью и надежностью доставки, сохранностью перевозимых грузов). Например, ориентация на то, чтобы выдержать жесткие нормы состава грузовых поездов, делает время накопления вагонов трудно предсказуемой величиной, зависящей от множества факторов. В этих условиях невозможно обеспечить гарантированную доставку грузов к заданному сроку. Особенно ненадежна доставка одиночных контейнеров и мелких отправок, которые в пути следования перегружаются, сортируются и накапливаются.

В связи с этим спрос на железнодорожные перевозки мелких отправок резко упал, а их доля в общем числе отправок сократилась более чем в 10 раз, прежде всего из-за их «ухода» на автомобильный транспорт. Уменьшилась и доля контейнерных отправок в железнодорожных перевозках. Все это, естественно, привело к потере доходов.

Чрезмерная интенсификация работы железных дорог нередко противоречит сокращению эксплуатационных расходов: чрезмерное увеличение состава поездов, повышение нагрузки вагонов дает не экономию эксплуатационных расходов, а их увеличение.

Таким образом, в существующих условиях конкуренции между различными видами транспорта управление эксплуатационной работой должно быть сориентировано на наиболее качественное удовлетворение спроса на перевозки с минимально возможными затратами.

Эксплуатация железных дорог - производственная деятельность ж. д., их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех отраслей железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: высокопроизводит. и экономичное использование технических средств; внедрение прогрессивной технологии, науч. организация труда и управления во всех звеньях и чёткое взаимодействие их на основе единого плана; удойное Для пассажиров обслуживание; увязка с работой др. видов транспорта. При чёткой организации Эксплуатации железных дорог обеспечивается полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств.
Различают технического эксплуатацию, включающую организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станций и узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию, содержащую организацию грузовой и коммерческие работы.

Историческая справка.

Разработке отд. вопросов эксплуатации железных дорог началась с появлением заводских рельсовых дорог с конной тягой. В России П. К. Фролов в 1810 для построенной им Змеиногорской железной дороги разработал «график движения» составов из трёх повозок, согласно которому было установлено время оборота каждого такого поезда. При проектировании первой магистральной ж.д. между Петербургом и Москвой П. П. Мельниковым были выполнены расчёты по эксплуатации сооружаемых участков железных дорог В 1854 на этой железной дороги был введён в действие первый в России график движения поездов.
В начале период роль ж. д. в товарообороте страны была незначительной. В период 1861-80, когда началось быстрое развитие ж. д., их грузооборот возрос. Погрузка к 1880 составляла около 20 млн. т в год, или 880 т на 1 км железнодорожного пути; наибольшая часть товаров в стране перевозилась уже по железным дорогам, но система эксплуатации оставалась несовершенной. Разработанные и введённые на дорогах правила движения, устанавливавшие порядок следования поездов и производства манёвров, представляли собой набор практич. и техн. указаний по движению поездов, изложенных без системы. Действовал участковый график движения поездов, составлявшийся для каждого тягового плеча без увязки со смежными плечами. К.-л. специализация поездов отсутствовала, и в составы включались вагоны любых назначений, следующие в одном направлении. Формирование поездов сводилось к расстановке тормозов, постановке более тяжёлых вагонов в головную часть поезда. Число вагонов в составе колебалось от 25 до 50. Погрузочно-разгрузочные операции на станциях производились вручную. Взаимоотношения между ж. д. и трансп. клиентурой не всегда были регламентированы. Провозная плата назначалась самостоятельно каждой дорогой. Только для небольшого числа определенные грузов повёрстные ставки не должны были превышать пределов, указанных в уставах акц. об-в. Скорости доставки грузов определялись соображениями конкуренции с др. видами транспорта. Существовавшая система перегрузки грузов на передаточных станциях из вагонов одной ж. Д. в вагоны другой не обеспечивала необходимой скорости продвижения и сохранности грузов, удорожала и осложняла перевозки.
Прямое бесперегрузочное сообщение впервые было введено на отд. дорогах России в 1868, единая для всех ж. д. система передачи вагонов на основе «Общего соглашения о взаимном пользовании товарными вагонами» начала действовать с 1889. Бесперегрузочный обмен вагонами был значительно позднее применён на мн. дорогах др. стран и стал известен в мировой технического литературе как русская система обмена вагонами.
С увеличением грузооборота на ряде ж. д. стали возникать серьёзные затруднения, вызываемые неудовлетворит, организацией эксплуатационных работы. В этой связи появилась необходимость создания системы организации перевозок, обеспечивающей более чёткую и бесперебойную работу ж. д. В процессе решения этой задачи в кон. 70-х гг. 19 в. начала создаваться теория Эксплуатации железных дорог В 1878 С. II. Кульжинский создал оригинальный метод расчёта потребного парка вагонов. В 1879 разработаны основы первого Устава ж. д., в 1885 издан «Общий устав российских железных дорог», регламентировавший взаимоотношения ж.д. и трансп. клиентуры, который с внесением ряда поправок и добавлений просуществовал вплоть до 1920, когда был принят «Общий Устав железных дорог РСФСР». «Устав железных дорог Союза ССР» на всей территории страны начал действовать 1 окт. 1927. Одной из первых организац. мер в Эксплуатации железных дорог явилось повышение качества использования вагона, в первую очередь по ускорению оборота вагона. Термин «оборот вагона» в качестве показателя работы железных дорог впервые применён в России на Юго-Зап. ж. д. в 1887. Здесь также впервые установили номерной учёт простоя вагонов (см. в ст. Простой подвижного состава) и ввели премию за сокращение их задержек на станции. Тогда же при учёте простоя вагонов введено разделение их на транзитные и местные, сохранившееся до наст, времени.
В начале 20 в. появились труды В. Н. Образцова, посвящённые вопросам пропускной способности и ускорения оборота вагонов. А. Н. Фролов положил начало созданию теории маневровой работы, определив факторы и установив основные зависимости, влияющие на продолжительность манёвров. В 1910 он же впервые поставил вопрос о взаимодействии сортировочных станций и предложил технического маршрутизацию перевозок. Важную роль в решении отд. теоретич. вопросов по Эксплуатации железных дорог в России сыграли совещат. съезды начальников служб движения, которые созывались периодически для обмена опытом работы. Передовые рус. инженеры успешно занимались также созданием рациональных проектов железнодорожных станций и узлов. В 1897 были впервые разработаны основные принципы проектирования станций, полностью принятые впоследствии не только в России, но и за рубежом.
После Октябрьской революции и национализации промышленности и транспорта перед железнодорожный транспортом были поставлены новые задачи в области организации транспортного процесса. В условиях крайне тяжёлого состояния ж. д. решение этих задач1 сводилось главным образом к осуществлению перевозок, снабжению крупных центров продовольствием, восстановлению ж. д., налаживанию планирования и руководства эксплуатационной работой. К числу более совершенных методов эксплуатации железных дорог относилась прежде всего маршрутизация перевозок. Первые отправительские маршруты были организованы в 1918 для перевозок хлеба из Царицына в Москву. В 1920 начали формировать маршруты с назначением на распределит, базы, откуда составы по возможности целиком заадресовывались в пункты назначения. Постепенно во все сферы эксплуатационных работы стало внедряться планирование, основные на плановом ведении всего нар. хозяйства. В 1921 Образцов разработал единый проект размещения основные сортировочных станций на всей железнодорожной сети, который в последующие годы был в значит, степени осуществлён. В 1925 И. И. Васильев предложил методику расчёта выгодности специализации поездов по назначениям в соответствии с грузовыми потоками и принцип определения оптимальных варианта плана формирования поездов, которые действуют и в наст, время.
Исключительно важное значение для улучшения организации движения имели переход к диспетчерской системе руководства движением поездов и введение системы оперативного учёта, отражающей результаты эксплуатационных работы станций, отделений и дорог. Впервые диспетчерское руководство движением поездов в СССР было осуществлено в 1923 на Северной железной дороге. Начиная с 1935 на железных дорогах вводятся общесетевой график и расписание движения поездов. Это явилось базой для создания науч. теории графика, развития теории пропускной способности дорог на основе комплексного рассмотрения всех определяющих её элементов.
В 1935 был утверждён новый Устав железных дорог Союза ССР, коренным образом перестроивший всю организацию перевозочного процесса. Важным этапом в совершенствовании всей эксплуатационных работы на железнодорожный транспорте было введение в 1936 новых Правил технической эксплуатации (ПТЭ). В том же году на отечественных железных дорог впервые в мире была организована работа станции по единому технологический процессу, построенному на основе передовых методов труда. С июля 1939 вместо планов погрузки на сети железных дорог введены планы перевозок с указанием дорог отправления и назначения. Улучшение системы планирования перевозок открыло широкие возможности для устранения нерациональных перевозок и создало необходимые предпосылки для внедрения технического планирования, которое позволило перейти к разработке комплексных планов всей эксплуатационных работы железнодорожной сети.
Наряду с мерами по совершенствованию организации перевозок большая работа была проведена и по улучшению технического оснащённости ж. д.: пополнение парка подвижного состава новыми локомотивами и вагонами; оборудование подвижного состава автотормозами и автосцепкой; развитие ремонтной базы для локомотивов и вагонов; строительство новых линий и вторых путей, введение автоблокировки; развитие узлов и станций, внедрение на них новых технических средств и т. д.
Перед Великой Отечеств, войной железнодорожный транспорт стал одной из передовых отраслей нар. хозяйства, что позволило во время войны, освоить большой объём перевозок в трудных военных условиях. Большую роль в организации чёткой работы железных дорог в условиях войны сыграли новые методы форсированного использования пропускной способности и регулирования движения поездов; организация сдвоенных и спаренных поездов (т. и. караванное и колебат. движения); безостановочное скрещение поездов на не полностью восстановленных двухпутных участках; одностороннее движение поездов и следование их при помощи живой блокировки; применение блокированных порожних маршрутов и т. д.
В послевоенные годы на основе науч. обобщения прогрессивных методов труда разработаны сквозные графики движения поездов и уплотнённого оборота локомотивов на целых направлениях, технологические процессы работы отделений железных дорог; освоены единые технологические процессы работы железнодорожных станций и подъездных путей промышленных предприятий и т. д. Рост грузооборота потребовал коренного перевооружения ж. д., основные звеньями которого стали электрификация ж. д., внедрение тепловозной тяги, перевод рабочего парка вагонов на автосцепку, оборудование ж. д. полуавтоматической и автоматической блокировкой. Реконструкция ж. д. и прежде всего их электрификация потребовали новых методов эксплуатации. В условиях высокой грузонапряжённости ж. д. большое значение приобретают использование внутреннего резервов, повышение уровня эксплуатационных работы, эффективное использование транспортных средств и повышение производительности труда, увеличение массы и длины поездов (опыт Московской железной дороги) и др. мероприятия, направленные на сокращение простоев вагонов, ускорение доставки грузов, повышение производительности транспортных средств.
Важнейшее значение в дальнейшем совершенствовании эксплуатационных работы железных дорог имели широкое применение вычислит. техники, оптимизация перевозочного процесса, его учёта и анализа.

Организация движения поездов.

В основе организации движения на отечественных железных дорог лежат следующие важнейшие принципы
1. Разработка на плановый период графика и расписания движения поездов, устанавливающих технического нормы веса (массы) поездов и скорости их движения, порядок использования пропускной способности линий, согласованность в работе терр. подразделений и служб железнодорожного транспорта. Графиком определяется не только движение поездов, но и работа станций, депо и др. подразделений ж. д. Разработка графика на ЭВМ обеспечивает наилучшее использование пропускной способности ж. д., повышение скорости движения поездов. Макс, число поездов, т. е. линий хода, прокладываемых в графике движения, определяет пропускную способность участков, а кол-во грузов, провозимых в этих поездах,- провозную способность. Система организации движения направлена на повышение провозной способности путём значительного увеличения массы поездов.
2. Организация вагонопотоков в специализированным поезда на базе общесетевого плана формирования поездов, разрабатываемого на определенные период. План формирования поездов содержит план маршрутизации перевозок и план технического маршрутизации и устанавливает распределение работы по формированию поездов между сортировочными и участковыми станциями с учётом быстрейшего продвижения вагонов. Оптимизация распределения сортировочной работы между станциями достигается использованием при разработке плана формирования ЭВМ.
Организация работы станций по приёму, отправлению и пропуску поездов, формированию и расформированию составов, погрузке и выгрузке грузов, посадке и высадке пассажиров на основе тщательно рассчитанного технологического процесса работы станций, обеспечивающего наименьший простой вагонов на станции, наиболее полное использование их пропускной способности и высокую производительность труда. Технол. процесс устанавливает порядок выполнения отд. операций с поездами и вагонами на станциях с учётом макс, совмещения производств, операций во времени; порядок использования станционных устройств; организацию труда людей и технического нормы на отд. операции и обработку поездов в целом. Наилучшие условия реализации прогрессивных технологических процессов достигаются при внедрении автоматизированным систем управления станциями.
Техн. нормирование погрузки и выгрузки, размеров движения по участкам, передачи гружёных и порожних вагонов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями дороги, потребных парков подвижного состава и др. показателей в зависимости от установл. плана перевозок, оперативных задач по перемещению парков подвижного состава и сложившейся обстановки на сети или на железных дорогах
Оперативное планирование эксплуатационных работы, задачей которого является обеспечение выполнения плана перевозок, графика движения и др. технического норм в конкретных условиях данных суток, смены.
Диспетчерское руководство и контроль выполнения заданий по перевозкам технического норм. В целом по сети руководство организацией движения осуществляет МПС, в составе которого имеются оперативно-распорядительные отделы. Каждый из них объединяет группу дорог определенные направления. Диспетчерский распорядит. отдел, располагая системой связи и данными отчётности, контролирует ход работы на станциях, отделениях и дорогах, своевременно принимает меры для выправления положения при затруднениях в работе. В управлениях железных дорог имеются службы дорог, осуществляющие руководство эксплуатационных деятельностью ж. д., в т. ч. служба движения, в составе которой для непосредств. руководства есть оперативно-распорядит. отделы. Непосредственно движением поездов на участках, доставкой на станции вагонов под погрузку и выгрузку и уборкой погруженных и выгруженных вагонов руководят поездные диспетчеры отделения или управления дороги, а на станциях - станционные и маневровые диспетчеры. Диспетчерская система развивается на основе использования ЭВМ для сбора информации, планирования пропуска поездов по участкам, регистрации проследования поездов по станциям и др. целей. Важным фактором в развитии диспетчеризации является укрупнение диспетчерских участков, организация управления движением поездов на направлениях большой протяжённости из единого центра.
Безопасность движения поездов, обеспечиваемая выполнением в эксплуатац. деятельности ПТЭ, Инструкции по сигнализации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе, а также др. нормативные документы.
Железнодорожные станции и узлы. Ж.-д. станции и узлы - важнейшие подразделения железнодорожного транспорта, обеспечивающие приём, отправление и пропуск поездов. На железнодорожных станциях выполняются пасс, и грузовые операции, расформировываются и формируются поезда, производятся ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов и пасс, составов, осуществляется контакт ж. д. с населёнными пунктами и предприятиями, в т. ч. обеспечивается обслуживание подъездных путей предприятий. Часть станций являются стыковыми пунктами ж. д. с др. видами транспорта в единой транспортной системе. Станции участвуют в организации перевозочного процесса на всех этапах. Выполнение железнодорожный транспортом основные показателя качества его работы - оборота вагона - решающим образом зависит от работы станции, т. к. вагон за время своего оборота находится на различных станциях около 80% времени. Значительная часть времени оборота (см. Эксплуатация локомотивов) приходится на станции технического обслуживания. Важнейшим условием выполнения плана перевозок и эффективного использования подвижного состава, а также др. технических средств является их своевременным обслуживание, соблюдение плановых и текущих осмотров и ремонтов. Развитие железнодорожных станций и узлов осуществляется на базе внедрения новой, современные техники, позволяющей механизировать и автоматизировать трансп. процессы.

Организация пассажирских перевозок.

Гл. задача организации пассажирских перевозок- полное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в передвижении; Ж.-д. транспорту, располагающему мощными перевозочными средствами, принадлежит решающая роль в осуществлении междугородных перевозок, обеспечении наибольших удобств пассажирам, особенно при массовых перевозках на большие расстояния. Правильная организация пассажирских перевозок должна обеспечивать наиболее полное удовлетворение запросов пассажиров и наилучшее использование перевозочных средств. К основные мероприятиям, обеспечивающим решение этих задач, относятся следующие: сокращение времени проезда пассажиров в поездах в результате повышения скорости движения и увеличения доли беспересадочных сообщений; обеспечение необходимых удобств пассажирам в поездах и на вокзалах; составление наиболее рациональных расписаний поездов; организация продажи билетов с использованием ЭВМ (см. "Экспресс"); наилучшее использование пасс, подвижного состава, станционных устройств, вокзалов и т. д., позволяющее снизить себестоимость перевозок; рациональное сочетание пасс, и грузового движения, обеспечивающее наряду с пасс, поездами обращение необходимого числа грузовых поездов с высокой скоростью; координация работы различных видов транспорта, позволяющая обеспечить необходимые удобства и наиболее быструю доставку пассажиров в смешанных сообщениях; обеспечение безопасности движения и безопасности пассажиров на железнодорожный транспорте.
Техническое планирование эксплуатационной работы. Технический план работы железных дорог- это единый комплексный план организации эксплуатационных работы ж.-д. транспорта, предусматривающий решение следующих задач: размещение вагонного парка на железных дорогах как в целом, так и по отд. видам подвижного состава; рациональное распространение гружёных и порожних вагонопотоков по направлениям железнодорожной сети; распределение и рациональное использование технических средств.
Технический план устанавливает нормы работы дорог и отделений в отношении погрузки, выгрузки, передачи гружёных и порожних вагонов, передачи поездов и выдачи локомотивов, а также предусматривает измерители использования подвижного состава. Исходными данными для составления технического плана служат размеры погрузки по дорогам отправления и назначения, определяемые ежемесячно в соответствии с планом перевозок. В процессе планирования учитываются распределение парка вагонов по дорогам и отделениям дорог, необходимость создания и перераспределения резервов подвижного состава, сезонные, климатич. и др. условия. На основе технического плана осуществляется вся оперативная деятельность по организации выполнения плана перевозок в отделениях, на дорогах и в МПС.
Организация грузовой и коммерческой работы. Коммерческая эксплуатация определяет нормы и положения, регулирующие взаимоотношения железнодорожного транспорта с др. отраслями, предприятиями и отд. липами, пользующимися ж. д. К организации грузовой и коммерческие работы относятся планирование перевозок; приём к перевозке грузов и багажа от отправителей и выдача их получателям; оформление перевозочных документов; хранение прибывших грузов и багажа до выдачи их получателям; разработка правил и условий перевозок и контроль за их выполнением; механизация погрузочно-разгрузочных работ; эксплуатация складского, весового и холодильного хозяйств; организация транспортного, экспедиционного обслуживания, арендного и договорного дела; применение тарифов и производство расчётов по перевозкам; осуществление связи с промышленными предприятиями; организация перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях с участием др. видов транспорта и в междунар. сообщениях. Правовой основой коммерческой эксплуатации являются Устав ж. д., а также правила и условия перевозок, которые разрабатывает и издаёт МПС.
Система и практика грузовой и коммерческие работы железных дорог подчинены решению ряда задач, важнейшие из которых следующие: организация сохранной перевозки грузов; соблюдение установл. сроков доставки грузов, сокращение которых способствует ускорению оборачиваемости материальных средств; снижение трансп. издержек, особенно путём удешевления погрузочно-разгрузочных работ и операций по взвешиванию грузов, что обеспечивается макс, механизацией и автоматизацией погрузки и выгрузки, взвешивания и дозировки, а также применением нормирования простоя вагонов; рациональное использование подвижного состава, которое обеспечивается правильным распределением подвижного состава, соблюдением технического норм загрузки вагонов, наиболее целесообразным размещением груза и его рациональной упаковкой; обслуживание предприятий, организаций и отд. лиц, пользующихся железнодорожный транспортом, на высоком уровне, чему способствует своевременным информация о прибытии и следовании грузов, организация перевозок в контейнерах по принципу «от склада отправителя до склада получателя», создание трансп-экспедиц. организаций, освобождающих грузовладельцев от забот, связанных с упаковкой, доставкой груза на станции и вывозом со станций, оформлением документов на перевозку и т. д.
Грузовая работа производится на местах общего и необщего пользования. К местам общего пользования относятся грузовые районы станций и др. пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении ж. д. К местам необщего пользования относятся прирельсовые склады, площадки и др. пункты, находящиеся в ведении предприятий, организаций и учреждений. Основным часть грузовых и коммерч. операций, связанных с выполнением плана перевозок грузов, производится на ж.-д. грузовой станции.
Основные эксплуатационные показатели. Качество эксплуатационных работы как отд. подразделений, так и всей сети железных дорог определяется выполнением плана перевозок в целом и по каждому роду грузов, а также показателями использования подвижного состава, себестоимости перевозок и производительности труда, к числу которых относятся: скорости движения поездов; уровень выполнения графика движения и планов формирования поездов; время нахождения поездов и вагонов на станции; использование грузоподъёмности вагонов; оборот и среднесуточный пробег вагонов; среднесуточный пробег локомотивов; выполнение установленных весовых норм поездов.