Когда был образован ссср. Образование ссср: кратко обо всем. Год образования ссср

Нэп вызвал благоприятные тенденции в развитии страны. В начале проведения этой политики произошло важное событие, которое также способствовало улучшению как внутреннего, так и международного положения страны - образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). СССР был образован 30 декабря 1922 г. За 5 лет власти большевики сначала довели «единую и неделимую» Россию до развала (на ее территории возникли самостоятельные государства), а потом добились объединения советских республик в СССР. Разумеется, это была не вся территория бывшей Российской империи. От России отпали Финляндия, польские территории, Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия (осталась в составе Румынии), были потеряны Западная Украина и Западная Белоруссия, которые в результате советскопольской войны отошли к Польше. Только в 1940 г. была восстановлена территория бывшей Российской империи, за исключением Финляндии и
польских земель.
Быстрый распад Российской империи начался после Февральской революции, необычайно активизировавшей национальноосвободительное движение угнетенных народов. Состояние хаоса, экономической и политической нестабильности использовали националсепаратистские течения, активно поддерживаемые военными противниками России - Германией, АвстроВенгрией, Турцией. К осени 1917 г. Россия находилась на грани распада. Победа Октябрьской революции усилила сепаратистские настроения. За отделение от России стала повсеместно выступать национальная буржуазия даже тех окраин, которая раньше таких планов не строила. Стремление отделиться от России представлялось как спасение от анархии и хаоса, которые захлестнули страну после прихода к власти большевиков. Кстати оказался программный тезис большевистской партии о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, который они сделали законом, подтвердив в таких документах, как «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (июль 1918 г.). Используя это право, ряд народов, входивших в состав России, заявили о создании своих независимых государств. Это происходило на тех национальных окраинах, где не успела утвердиться советская власть, или где в ходе борьбы за власть верх взяли национальная буржуазия, умеренные социалисты. Способствовала этому и немецкая оккупация. С приходом немцев советская власть была свергнута там, где она установилась. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии (декабрь 1917 г.), право на независимость Польши, отказавшись от договоров о ее разделе (август 1918 г.). После Октябрьской революции на Украине возникла ситуация, когда существовали две столицы, два правительства (советское и Центральной Рады), две армии. Совнарком фактически признал правительство Центральной Рады, также как и советское правительство Украины. 22 января 1918 г. Центральная Рада приняла IV Универсал, который объявлял Украину независимой от России.
В период оккупации кайзеровской Германией Прибалтики, Белоруссии, Украины о своей независимости заявили Литва, Латвия, Эстония. 25 марта 1918 г. на территории Беларуси, занятой немцами, была провозглашена Белорусская Народная Республика, вскоре заявившая об отделении от России, что представлялось спасением от происходящих в ней революционных потрясений и анархии. В мае 1918 г. в Закавказье заявили о независимости Азербайджан, Армения, Грузия. Таким образом, советский выбор не поддержали преимущественно неславянские народы.
После освобождения оккупированных территорий там восстанавливалась советская власть, были провозглашены советские республики: БССР (1 января 1919 г.); в Прибалтике - Литовская, Латвийская, Эстонская (ноябрьдекабрь 1918 г.). В Прибалтике советские республики просуществовали недолго. Территория, контролируемая ими, все сокращалась, и в 1919 г. советская власть пала под ударами внутренних антибольшевистских сил и интервентов и была вновь восстановлена только в 1940 г.
В конце Гражданской войны произошла советизация Закавказья и Средней Азии. В Закавказье возникли советские республики - Азербайджанская ССР (апрель 1920 г.), Армянская
ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинская ССР (февраль 1921 г.). 12 марта 1922 г. они объединились в Федеративный союз, 12 декабря 1922 г. - в единое федеративное государство - Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В Средней Азии были созданы Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР), Киргизская (Казахская) АССР (1920), Туркестанская АССР (апрель 1918 г.). Обе автономные республики входили в состав РСФСР.
Как заметил английский историк Э. Карр, в конце 1920 г. территорию былой России можно было подразделить на три категории:
1) территории, на которые власть Москвы не распространя
лась (Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва признаны
независимыми; Бессарабия захвачена Румынией, полоска терри
тории Закавказья (Батум, Каре, Ардаган) по условиям Брестско
го мира отдана Турции. Это подтолкнуло отделение Закавказья:
25 апреля 1918 г. была провозглашена Закавказская республи
ка. Спустя месяц, вследствие национальных раздоров, она рас
палась на 3 независимых государства, каждое из которых
возглавляли националистические партии: в Грузии - меньше
вики, в Армении - дашнаки, в Азербайджане - мусаватисты.
В 1920 г. прокоммунистические силы с помощью" Красной
Армии свергли их власть, установив советский строй. В 1918 г.
заявила об отделении от России далекая Тува (Урянхайский
край);
2) РСФСР, в состав которой к тому времени входило 20 автономных единиц (республик и областей), составляющая 92% территории и 70% населения;
3) 8 отдельных государств, номинальная независимость которых была действительна в разной степени. Это УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Дальневосточная Республика (ДВР), Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР).
К распаду России как унитарного государства разные силы относились неодинаково. Представители белого движения проливали слезы по «единой и неделимой», западные политики с Удовольствием наблюдали за распадом России, большевики заявляли, что с точки зрения пролетариата это не страшно. Пусть Россия будет союзом равноправных республик. Надежды на мировую революцию делали вопрос о границах несущественным.
По национальногосударственному вопросу программа большевиков, принятая в 1903 г., включала тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Однако будущую Россию они хотели сохранить как унитарное государство, допуская возможность в его пределах областной автономии. Под влиянием бурного развития национальноосвободительного движения незадолго до Октябрьской революции В.И. Ленин высказался за федеративное устройство России. Сразу после Октябрьского переворота Советская Россия представляла собой унитарное государство, разделенное только в административном отношении на губернии. Советская власть предоставила народам России право на самоопределение вплоть до отделения, рассчитывая, что если народы не будут насильно удерживаться в одном государстве, то они сами не захотят отделяться. Была надежда, что трудящиеся массы окраин не позволят отделиться от Советской России, где утвердилась диктатура пролетариата и осуществляются социальноэкономические преобразования в их интересах. Но, как видим, эти расчеты оказались несостоятельными.
Взаимоотношения существующих и возникавших советских независимых республик до образования СССР прошли ряд этапов, ставших своего рода ступеньками к объединению. Вначале это была взаимопомощь в установлении и защите советской власти (отправка вооруженных отрядов и т.д.). Фактически это был политический союз. Все республики объединяло то, что в них существовала советская государственная система; республиканские компартии были частью одной партии - РКП(б), входили в ее состав на правах областных организаций. В годы Гражданской войны сложился военнополитический союз. Он был оформлен 1 июня 1919 г. декретом ВЦИК «Об объединении советских республик: России, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии для борьбы с империализмом». 5 республик объединяли 5 ведущих ведомств: военную организацию и военное командование, совнархозы, железнодорожное управление и хозяйство, финансы, комис»а. в остальном они были самостоятельными. Дек-"пп. а объединение республик напо«линение военных сил °«с над говоров. В 19201921 гг. была заключена серия таких договоров РСФСР с республиками. Складывалась договорная федерация. Через сложную систему двусторонних договоров республики прикреплялись к РСФСР, сужалась сфера их компетенции. Следующий шаг к более тесному единству - дипломатический союз республик. Он возник в связи с подготовкой к участию в Генуэзской конференции. 22 февраля 1922 г. было подписано соглашение о передаче РСФСР представительства советских республик на экономической конференции в Генуе. Однако соглашение о дипломатическом единстве касалось только Генуэзской и Гаагской конференций, не устанавливая общего правила. В каждом новом случае требовалось вновь заключать соглашение между республиками.
Таким образом, взаимоотношения республик в 19181922 гг. носили поступательный характер и облегчали дальнейшее объединение. Этому содействовало и развитие двух основных форм федерации:
1) на основе автономии в пределах РСФСР [в конце 1922 г. в РСФСР имелось 10 автономных республик (политическая автономия) и 11 автономных областей (административная автономия)];
2) договорная - на основе договоров РСФСР с формально суверенными советскими республиками.
Однако чем дальше, тем больше обнаруживалось несовершенство и недостаточность договорной федерации. Статус независимых республик порождал постоянные осложнения и трудности для центра, возникали недоразумения, взаимные претензии. Между тем мирное строительство требовало укрепления экономических связей. План ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) был разработан для всех республик как единого целого. В 1922 г. были объединены управления железнодорожного и водногс транспорта, вводился единый бюджет. При этом чиновники I Москве не всегда считались с «независимостью» республик, республик также были свои амбиции. «Независимость» республик мешала развитию планового начала, остро встал вопрос о единстве законности в связи с кодификацией законов 1922-1923 гг., осуществлением монополии внешней торгов (тем более что была снята экономическая блокада). Постояг приходилось создавать комиссии по партийной линии, чтс разрешать возникающие недоразумения. Жизнь требовала ""ппвания отношений между республиками, поиска ■"«ия. Завершающая фаза объединения
публик началась с лета 1922 г. Поначалу (в мае 1922 г.) была создана комиссия во главе с М.В. Фрунзе для уточнения федеративных взаимоотношений между РСФСР и УССР в связи с жалобами Украины на ущемление ее суверенных прав отдельными наркоматами РСФСР. Отношения были урегулированы. Однако это не решало проблемы. Возникали все новые и новые трудности. Политбюро ЦК РКП(б) 10 августа 1922 г. принимает решение создать комиссию с целью подготовки к очередному пленуму ЦК проекта предложения о дальнейшем сближении республик.

Объединение республик диктовалось внутренними (политическими и экономическими) и внешнеполитическими причинами. Оно было необходимо прежде всего для того, чтобы сохранить советскую власть, обеспечить совместное выживание созданных политических режимов. С экономической точки зрения оно позволяло быстрее преодолеть разруху, отсталость страны, улучшить условия жизни народов, вести хозяйство по единому плану, эффективнее использовать разделение труда и т. д. Более тесное сплочение республик требовалось для совместной борьбы с врагами революции, обеспечения независимости страны, отстаивания ее интересов на международной арене в экономической и политической сфере: другие страны не преминули бы воспользоваться оплошностью отдельных республик. Такие примеры уже были в Закавказье.
Для объединения народов существовали объективные условия - исторические, экономические, политические, культурные. Прежде всего, ранее они жили в одном государстве. С момента вхождения народов в Россию между ними возникала общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтовотелеграфная связь, формировался общероссийский рынок, развивались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР не следует считать только результатом политики Москвы. Оно опиралось на значительную поддержку на местах. Этому способствовала экономическая помощь РСФСР окраинным республикам. Российская Федерация помогла Украине возродить Донбасс, предоставила 20 млрд рублей на восстановление промышленности Белоруссии. В Закавказье было вывезено несколько текстильных фабрик и типографий.
При помощи РСФСР в 1921 г. был открыт нефтепровод Баку - Тбилиси, в Грузии строилась гидроэлектростанция. Объединение республик облегчалось тем, что в них была советская система, власть принадлежала коммунистической партии, руководство которой находилось в Москве. Кроме того, республики уже прошли путь от военнополитического союза к хозяйственному и дипломатическому, ощущали недостаточность договорной федерации.
Имелись, безусловно, факторы, которые создавали помехи и трудности интеграционным процессам, порождали центробежные, сепаратистские тенденции. Сюда следует отнести русификаторскую политику прежнего режима, проявления великорусского шовинизма в деятельности некоторых ведомств РСФСР, местный национализм и национальную замкнутость, различный уровень экономики и культуры и т. д.
В каждой республике центростремительные и центробежные тенденции проявлялись в разной степени. Оказывали влияние такие факторы: длительность совместного проживания в одном государстве, численность нации, наличие или отсутствие в прошлом своей государственности и др.
Состав комиссии по вопросу «О взаимоотношении РСФСР и независимых республик» был утвержден Оргбюро ЦК 11 августа 1922 г. В комиссию вошли В.В. Куйбышев (председатель), И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе, Х.Г. Раковский, Г.Я. Сокольников и представители национальных республик, в том числе от БССР А.Г. Червяков. 2324 сентября был принят подготовленный И.В. Сталиным проект, известный как «план автономизации». Суть его состояла в том, что единым союзным государством провозглашалась Советская Россия, в состав которой на правах автономий должны были войти Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия. Высшими органами управления и власти должны были стать ВЦИК и СНК РСФСР. Проект был разослан в ЦК компартий союзных республик для обсуждения и фактически не был поддержан. Его одобрили ЦК компартий Азербайджана и Армении, ЦК КП(б) Белоруссии высказался за сохранение прежних (то есть Договорных) отношений, ЦК КП Украины не обсуждал проект, но председатель СНК УССР Х.Г. Раковский относился к нему отрицательно, а секретарь ЦК КПУ Д.З. Мануильский поддержал точку зрения И.В. Сталина. ЦК компартии Грузии однозначно отверг проект, заявив, что объединение в форме автономизации независимых республик преждевременно; объединение хозяйственных усилий и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости.
25 сентября 1922 г. в Горки В.И. Ленину (он был болен) переслали первоначальный проект комиссии, материалы обсуждения в ЦК республик и материалы резолюции Оргбюро ЦК от 2324 сентября, на котором был принят проект И.В. Сталина.
Ознакомившись с документами, В.И. Ленин после трехчасовой беседы с И.В. Сталиным 26 сентября 1922 г. в письме Л.Б. Каменеву, для членов Политбюро ЦК РКП(б) решительно высказался против идеи автономизации самостоятельных национальных советских республик, выдвинув идею создания союза равноправных советских республик, а также общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в той же мере, что и над другими республиками. «...Мы признаем себя равноправными, - писал В.И. Ленин, - с Украинской ССР и др. и вместе с ними входим в новый союз, новую федерацию, Союз Советских Республик Европы и Азии» (чуть позже было принято название «СССР»). Затею с автономизацией В.И. Ленин считал крайне опасной, политически ошибочной. Государство на ее основе напоминало бы Российскую империю. Поэтому он предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик с сохранением необходимых «атрибутов их независимости». Идеи и предложения В.И. Ленина были одобрены Пленумом ЦК РКП(б), который состоялся 6 октября 1922 г.
Выдвигая идею автономизации, И.В. Сталин учитывал наличие централистского крыла в партии в 19211922 гг., которое выступало против изоляционистских и сепаратистских тенденций во взаимоотношениях РСФСР и других советских республик. Сепаратистские настроения среди националкоммунистов усиливались. Это, в свою очередь, вело к укреплению позиций централистов в партии. Идею объединения республик на правах автономий в составе РСФСР помимо И.В. Сталина отстаивали В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и др. Она имела немало сторонников в среде государственного аппарата всех уровней, коммунистов окраин. Конфликтные моменты при подготовке создания единого государства свидетельствовали о непростом раскладе сил в партии, необходимости чрезвычайной осторожности и деликатности при решении этого вопроса. Однако они не были проявлены. Доказательством служит так называемый «грузинский инцидент», когда групповая борьба со взаимными личными оскорблениями привела к тому, что глава Заккрайкома Г.К. Орджоникидзе ударил одного из своих оппонентов. Ярость Г.К. Орджоникидзе вызвало то, что партийные руководители Грузии заявили о коллективной отставке изза несогласия, чтобы Грузия входила в единое государство в составе ЗСФСР. «Грузинское дело» и ход его урегулирования комиссией во главе с Ф.Э. Дзержинским вызвали большую озабоченность больного В.И. Ленина. На декабрь 1922 г. - март 1923 г. приходятся его последние диктовки писем и статей, в том числе касающихся этого вопроса.
После преодоления многих трудностей формальное провозглашение СССР прошло без осложнений. 30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР. Это был съезд полномочных представителей 4х объединяющихся республик - РСФСР, Украины, Беларуси, ЗСФСР. На нем было провозглашено образование СССР с принятием Декларации и Договора. В Декларации излагались причины и принципы объединения, как и в Конституции СССР, ставилась конечная цель - «объединение трудящихся всех стран в мировой союз советских республик» (сказывалась приверженность концепции мировой революции). В Договоре определялись условия, на которых создавалось новое союзное государство, взаимоотношения между республиками. Союзное государство учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако о механизме выхода ничего не говорилось. Съезд избрал высший орган власти нового государства в период между съездами Советов СССР - ЦИК СССР и 4х его председателей: М.И. Калинина - от РСФСР, Г.И. Петровского - от УССР, Н.Н. Нариманова - от ЗСФСР, Л.Г. Червякова - от БССР (они должны были председательствовать поочередно). СССР представлял собой союзную федерацию.
Вскоре после образования СССР ЦИК избрал комиссию для подготовки Конституции СССР, председателем которой стал М.И. Калинин. Пленум ЦК РКП(б) (июнь.1923 г.) одобрил проект Конституции. 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР - высший орган власти между съездами советов - утвердила Конституцию СССР и постановила немедленно ввести ее в действие. День введения Конституции в действие (6 июля) был объявлен праздничным. Острые дискуссии между централистами и сепаратистами имели место при разработке Конституции, на XII съезде партии при обсуждении советов В.И. Ленина о возможности реформирования СССР в сторону расши
рения прав объединявшихся республик, высказанных им в статье «К вопросу о национальностях или об автономизации». Важнейший результат работы II сессии ЦИК СССР - образование правительства Союза ССР - СНК во главе с В.И. Лениным.
Конституция была официально утверждена 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов. Ее основу составляли Декларация и Договор об образовании СССР. В Конституции определялись вопросы, которые находились в ведении общесоюзных органов власти. К ним относились: внешняя политика, объявление войны, заключение мира, границы СССР и союзных республик, прием в СССР, вооруженные силы, пути сообщения, связь, планирование народного хозяйства. В остальном республики считались самостоятельными. Однако права союзных республик были формальными. Все основные решения принимались в центре. Республиканским властям отводилась роль исполнителей указаний центра.
Высшим органом власти по Конституции являлся Всесоюзный съезд Советов, который собирался один раз в год. В промежутках между съездами высшую власть осуществлял ЦИК СССР, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Совет Союза выбирали на съезде Советов СССР из представителей республик, пропорционально населению каждой из них, а Совет Национальностей создавался из представителей союзных и автономных республик по пять от каждой и по одному - от автономной области. Закон имел силу, если он принимался обеими палатами. ЦИК СССР собирался 3 раза в год. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК. Двухпалатное устройство высшего органа власти должно было обеспечить не только интересы всей страны, но и специфические национальные интересы республик. Верховным исполнительным и распорядительным органом власти являлось советское правительство - Совет народных комиссаров. После смерти В.И. Ленина (январь 1924 г.) его председателем стал А.И. Рыков (до декабря 1929 г.).
Выборы делегатов на Всесоюзный съезд Советов проходили на основе избирательного права, установленного Конституцией РСФСР 1918 г., то есть были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми.
В 19241925 гг. были приняты конституции союзных республик. Они повторяли основные положения Союзной Конституции.
факты свидетельствуют, что во всех мероприятиях, связанных с образованием СССР, большую роль играли партийные функционеры. Они действовали с помощью интриг, закулисных маневров. Роль самих представительных органов сводилась к одобрению выработанных партией решений.
В день провозглашения СССР вышла статья В.И. Ленина «К вопросу о национальностях или об автономизации». В ней ощущалось недовольство В.И. Ленина всем ходом событий, связанных с образованием СССР, была сделана попытка разобраться с проявлениями великодержавного шовинизма, дан ряд предложений по налаживанию отношений республик в составе СССР. В этом смысле создание СССР можно рассматривать как определенную перспективу в развитии национальных отношений. Сразу после образования СССР руководство страны было озабочено тем, как наладить совместную жизнь народов «под одной крышей». С 1923 года проводилась политика коренизации. В ней было два аспекта: первый - коренизация руководящего аппарата путем вовлечения в него национальных кадров, их ускоренной подготовки. Так создавались местные элиты. Второй аспект коренизации - культурный: забота о развитии национального языка, строительство национальных школ, создание национальной литературы, искусства и т. д. Государство много помогало отсталым в прошлом народам в выравнивании экономического, социального, культурного уровня.
Важное мероприятие, проведенное в 19241925 гг., - национальногосударственное размежевание Средней Азии. В результате в 1925 г. образовались Узбекская и Туркменская союзные республики, в 1929 г. - Таджикская, в 1936 г. - Киргизская, Казахская. Национальногосударственное размежевание вело к укреплению стабильности в регионе. Однако национальная «чересполосица», несовпадение государственных границ с этническими, недостаточный учет мнения местного населения, поспешность при решении территориальных вопросов закладывали основу для будущих межнациональных конфликтов, которые с особой силой проявились в период распада союзного государства.
Дважды, в 1924 и 1926 гг., проводились укрупнения БССР. В результате территория республики увеличилась почти в 2,5 раза, а население в 3 раза. В 1924 г. была образована Молдавская АССР в составе УССР, развивались автономные образования в составе РСФСР, других республик.
Образование СССР, создав более широкие возможности для индустриального и культурного развития окраин, роста национального самосознания народов, складывания национальных элит, вместе с тем тормозило объективный процесс создания суверенных государств на территории бывшей Российской империи. СССР, провозглашенный как союзная федерация, быстро стал приобретать черты унитарного государства. Его развитие шло не по пути расширения прав союзных республик, а по пути их автономизации. Идеи интернационализма использовались для восстановления России как «единой и неделимой» державы, лидеры которой постепенно вернулись к геополитическим интересам царской России, к имперской, национальнодержавной концепции во внешней и внутренней политике.

Образование СССР — ключевое событие всего XX века. Оно предопределило формирование сильного независимого пролетарского государства, крайне популярного во всем мире. Можно что угодно говорить об СССР, но преуменьшать степень влияния его образования и всех последующих событий — явное искажение истории. Рассмотрим этот процесс кратко и понятно.

Предпосылки и причины

Традиционно рассматривают следующие предпосылки образования единого государства на территории бывшей Российской империи. Однако вы должны представлять, что в ходе Первой Мировой и Гражданской войн обрели свою независимость Эстония, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Белоруссия и Украина, Тува. В Средней Азии, которая, как вы должны знать, была присоединена в XIX веке к России, тоже образовались независимые государства: Хивинская и Бухарская народные демократические республики.

Сложность также была и в том, что все народы прекрасно помнили национальную политику Российской империи, в которой были черты шовинизма и национализма в пользу предоставления русской народности больших прав, чем всем другим. Существовали черты оседлости и прочие ужасные вещи.

Однако были и общие предпосылки: вековые межэтнические и межкультурные связи между разными народами, наличие вековых хозяйственных, экономических связей, общую историю. Кроме того, эти территории имели общую инфраструктуру: почтовую службу, например. Не будете же вы товары, произведенные в России везти в Европу, где их никто не купит, поскольку дикая конкуренция. Продукцию можно отвезти в Среднюю Азию, или еще куда. То есть по сути мы имеем дело с неисчерпаемыми рынками сбыта. Думаю, не составит труда понять, сколь выгодным была бы совместная жизнь в одном государстве.

К тому же была и более серьезная причина, повлиявшая на то, что СССР образовался в 1922 году, а не позже. Ведь на апрель этого года была запланирована Генуэзская конференция по долгам царского правительства и другим послевоенным вопросам. Российское государство должно было предстать единым как внутри, так и снаружи. А проблем внутри хватало.

Ведь в годы существовали независимые республики, автономные округа и прочие образования, которые могли попросту воспротивиться быть в одном государстве. И тогда бы советские государства предстали бы разрозненными, что придало бы им в Генуе статус кво по меньшей мере навсегда.

Ход событий

Именно поэтому уже в марте 1921 года, на X съезде РКП (б) был зачитан и обсужден доклад «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Изначально партия большевиков выступала за федеративное социалистическое государство, в котором все народы сосуществуют на принципах равенства и самоопределения. Это был такой утопический союз всех наравне со всеми.

Но у этой идеи были практические изъяны: ведь если такой союз федераций предстанет не как единое государство, а как разрозненный конгломерат непонятно чего, то такое положение вещей зависнет надолго. Благо незадолго до конференции все республики подписали протокол о том, что их интересы будет представлять РСФСР. Но вопрос так и не был решен.

С июля 1922 года начался новый этап обсуждения формы будущего государства , когда Оргбюро ЦК партии стало обсуждать вопрос «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Сталин стал активно продвигать свой план автономизации, который стал называться сталинским.

Суть сталинского плана автономизации была проста: все республики входят в состав РСФСР, получают формальную автономию и подчиняются центру. Плюс был в том, что им все равно предоставляется свобода культуры, национального языка и право на выход (право на самоопределение).

Минус был в том, что в таком случае русский народ однозначно становился «старшим братом» других народов и народностей, что могло обострить национальный вопрос. Однако, по мысли большевиков, с течением времени в таком едином государстве все нации должны были бы стать единым социалистическим народом, что конечно же, было утопией.

В сентябре началась дискуссия, после того как Сталин направил письмо Ленину, с предложением своего плана, а также всех точек зрения на него. В результате Ленин отверг план автономизации после долгого обсуждения и консультаций с другими партработниками. Ленин был сторонником федерации, причем конкретной и реальной, с полной независимостью всех республик вплоть до права отделения от союза.

В результате в партии образовалось грубо говоря две фракции по этому вопросу:

  • «мягкие» сторонники федерации поддерживали Сталина и его доводы.
  • «жесткие» сторонники федерации поддерживали Ленина.

В итоге в октябре 1922 года была принята резолюция «О взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками». В ней говорилось, что государства входят в РСФСР по ленинскому варианту — на равных правах со всеми. Однако консультации продолжались до декабря 1922 года.

Слева направо: Орджоникидзе, Сталин и Микоян

Тут как раз возникло так называемое «Грузинское дело». Поводом к нему послужило объединение республик Закавказья в единую Закавказскую СФСР. Это вызвало протесты у местных партийных лидеров. Дело дошло до оскорблений и рукоприкладства между московскими (Григорий Орджоникидзе, Иосиф Сталин и пр.) и местными (Филипп Махарадзе и Поликарп Гургеновичем «Буду» Мдивани) партработниками. В результате ситуация была урегулирована. Но ЗСФСР так и осталась, и вошла в состав СССР.

Слева направо: Филипп Махарадзе, Поликарп Мдивани

В результате 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов подписал Декларацию и Договор об образовании СССР.

Последствия

Весь юмор заключается в том, что так и остался открытым вопрос: входят ли братские республики в состав РСФСР или они объединяются в него на равноправных началах. Дискуссия с обсуждением этого вопроса не раз поднималась .

В результате появление на карте мира нового государства СССР, можно говорить о некой общности народов. К примеру, приезжаете вы сегодня в Киргизию. На каком общем языке может, к примеру разговаривать Украинец и Киргиз? Конечно на русском. Поэтому как ни крути, но 70 лет существование Союза не прошел бесследно для его республик.

Появление СССР также привело к появлению национальной политики, которая была направлена на уничтожение национального неравенства. Но в итоге именно она стала причиной национальных конфликтов в 90-к и 2000-е годы.

Как бы там ни было, мы разобрали ключевые события простым и понятным языком. Если вы что-то не поняли, задавайте вопросы в комментариях к этой статье. Более пристальное изучение этой темы в формате статьи, к сожалению невозможно. Поэтому приглашаю вас на наши , в рамках которых мы обсуждаем такие вот серьезные события на практических вебинарах.

С уважением, Андрей Пучков

В 1918 г. была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, провозгласившая принцип будущего устройства страны. В федеративной основе свободного союза республик лежало право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. занимала 92% всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик. Там проживало более 100 народностей и национальностей. В состав РСФСР частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.

С 1920 по 1921 г. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.

На Украине не обошлось без борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивление отряды местной вооруженной оппозиции.

Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», они опасались, что объединение республик может привести к созданию новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и на Украине.

Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации и иерархичности создала эффективную структуру управления огромной страной.

Объединению республик способствовала жесткость репрессивных органов.

Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей . Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

Ленин ясно понимал, что единая партия и мощная репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в Союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.

30 декабря 1922 г. на 1-м съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял декларацию и договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью было объявлено создание всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в декабре 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики и экспорта, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. 2-й Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы декларации и договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Предпосылки образование СССР Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской. Этапы образования СССР С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации. Возникновение и нарастание конфронтации Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В.Куйбышев. Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи. «Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма .
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе. Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца. Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны. Всё остальное принадлежало к сфере управления республик. Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин. Значение образования СССР Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности. Причины образования СССР Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов. Положительные и негативные стороны вопроса Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

19. Оформление советской политической системы в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба. Рост личной власти Сталина.

С окончанием ГВ противоречия в политической жизни страны не ослабились. Налаживание мирной жизни многие участники политического процесса, как в рядах правящей партии, так и за её пределами представляли по-разному. В РКП(б) эти различия наглядно проявлялись в дискуссии о профсоюзах. Сторонники «демократического централизма» (Сапронов, Осинский) считали предстоящий период развернутого хозяйственного строительства немыслимым без коллегиального управления промышленными предприятиями, невмешательства партии в работу Советов, свободу создания групп и фракций в самой партии. Лидеры «рабочей оппозиции» (Шляпников, Коллонтай) , пропагандировавшие сходные анархо-синдикалистские идеи, требовали невмешательства ЦК РКП(б) в работу советских и профсоюзных органов, полного отказа от назначений работников на эти должности. Противоположную позицию в этом вопросе занял Троцкий . Он и его сторонники основной целью Советской власти полагали подготовку к «революционной войне», всемерное подталкивание мировой революции. И предлагали превратить страну в военный лагерь, милитаризовать её, резко ограничить демократизм, «держать в узде» многомиллионное крестьянство, которое, по теории перманентной революции, является враждебной социализму силой. Предлагалось «перетряхнуть», слить с хозяйственными органами, фактически превратить в придаток государства и профсоюзы, а военизированные методы внести в практику работы других общественных организаций. В начале 1921 г т. з. Ленина, Сталина, Зиновьева, Каменева – профсоюзы являются «школой коммунизма». Главные методы работы – убеждение, задача: мобилизация трудящихся на восстановление промышленности. Победил Ленин, победа далась нелегко. 1-м из её результатов стала принятая на 10 съезде резолюция «О единстве партии», предусматривающая роспуск всех группировок и недопущение каких-либо фракционных выступлений. Невыполнение этого влекло «безусловное и немедленное исключение из партии». Резолюция была направлена г. о. против Троцкого, выдвинувшегося за гг ГВ на роль 2-го по влиятельности человека в Советской России. На мартовском пленуме 1921 г ленинцы значительно укрепили свои позиции, численность ЦК увеличилась с 19 да 25. Членом Политбюро назначен Зиновьев вместо Крестинского, новым кандидатом в члены Политбюро стал Молотов. Полностью обновился Секретариат ЦК. С сер. 1921 г контакты Ленина и Троцкого на заседаниях Политбюро приобретали все более конфликтный характер. В июле 1921 г предпринималась попытка удалить Троцкого из Москвы на работу наркомом продовольствия Украины. В этой связи летом 1921-го полномочия секретаря ЦК был фактически наделен наиболее последовательный оппонент Троцкого Сталин. 22 авг. Политбюро поручило ему общее руководство работой отдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б), а 13 сент. обязало «около ¾ своего времени уделять работе». Власть стала сосредотачиваться в руках триумвирата Зиновьев, Сталин и Каменев. На укрепление руководящей роли коммунистической партии были направлены меры по ликвидации остатков многопартийности в стране. Гонения против непролетарских партий в 1921 г приняли характер открытой репрессии, хотя эти партии заявили о лояльности к Советской власти. В 1921 г арестованы активные анархисты. В марте объявил о самороспуске еврейский рабочий союз, примыкавший к меньшевикам. В к 1921 г началось следствие по делу правых эсеров, закончившееся летом следующего года открытым судебным процессом и приговором 12 руководителей партии к расстрелу за террористическую деятельность против Советской власти. Ленин стал все больше болеть. В этих условиях огромное значение для будущего страны имели перестановки в высшем политическом руководстве. 3 апр. 1922 г на пленуме ЦК, избранным 11 съездом партии, был сформирован новый состав Политбюро (Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Зиновьев, Томский, Рыков; кандидаты в члены: Молотов, Калинин, Бухарин). Серьезно упрочились политические позиции Сталина и Молотова. Важнейшим решением пленума стало учреждение нового руководящего поста в партии (генеральный секретарь ЦК), им стал Сталин. Опираясь на подчиненный партийный аппарат, Сталин взял под контроль назначение и подбор кадров на важнейшие руководящие посты в партии и государстве. Советская политическая система рождается в 20-е гг, просуществовала до крушения СССР. 1. В 20-е гг происходит постепенное лишение Советов реальной власти. В 1-ю очередь из-за проблем с финансами и неоднозначных результатов выборов в 1925-26 гг. Увеличился бюджет ассигнований на нужды Советов, полномочия Советов. Усиление партийного влияния в Советах. Выборы 1925 г – низкая явка (ниже 35%); перевыборы 1926 г (% коммунистов сократился в 2 раза). В 1926 г устанавливается практика, что в губернские обкомы должны входить Секретарь губернского исполкома. После 1928-29 гг – окончательное оформление однопартийной системы. В 1921 г открытые репрессии против представителей других партий. 1922 г – суд над партиями эсеров. В 1923-24 гг все партии, кроме РКП(б) прекращают свое существование. 2. Состояние РКП(б) в 20-х гг – пагубные трансформации (она правящая) – после ГВ в партию увеличивается количество желающих вступить. В к 1921 г – 1-я чистка: исключено 25% - за моральное разложение, проступки. Постепенно идет пролетарское размывание состава (рабочих 17%). В 1924 г массовый (ленинский) призыв рабочих и крестьян в партию. В 1924 г рабочих 44%, а в 1925-27 гг 35% крестьян. К 1926 г в партии более 1 млн. человек. 60% партии – вновь вступившие члены, большевики с дореволюционным стажем составляют 1%. В результате массового приема снижается образовательное и культурное качество партии (1% человек с высшим образованием, 60% школа, 26% самоучки). 3. Сращивание партии и государственного аппарата – партия принимает на себя не свойственные ей функции по управлению государством, экономикой. 1-й механизм сращивания партии – персональное назначение на ведущие посты видных партийных деятелей. 2 механизм - решалась роль в принятии решений. В 1922 г в ЦК сформирован учетно-распределительный отдел, должность генерального секретаря – эти структуры определяют кадровую политику. С 1922 г начинается формирование номенклатуры –список должностей, назначение на которые производятся вышестоящие комитеты партии и лица их занимающие и члены их семей. 2 номенклатурных списка – должности в ведении ЦК. Номенклатура, как определение социального строя, она определяет кастовую замкнутость. Начинается оформление системы привилегий.

20. Внешняя политика СССР 1921-28 гг.

Главным направлением внешней политики РСФСР, а затем СССР в 20-е гг была борьба за прорыв дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене. Центром принятия основных решений оставалось Политбюро ЦК. Ленин выстраивал внешнюю политику на основе крайнего прагматизма – с 1-й стороны, провозглашалась готовность к мирному сосуществованию, сотрудничеству с несоветскими государствами в области экономики, с другой – оказывалась всяческая помощь коминтерновским государствам, призванным «двигать вперед мировую пролетарскую революцию». Ленин полагал, что правительства зарубежных стран в стремлении завоевать советский рынок откроют кредиты для России для поддержки коммунистической партии, снабжая Россию недостающими материалами и техникой, восстановят военную промышленность. Но руководители капиталистических стран не доверяли политики Ленина, они настраивали российскую белую эмиграцию на военные авантюры против неё. Большие надежды при этом возлагались на возможное внутреннее перерождение правящего режима. Наиболее действенным побудительным мотивом к налаживанию «добрососедских» отношений была потребность в дешевом сырье, которым в избытке располагала наша страна. Проводниками советской внешней политики стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, иностранных отдел ГПУ, а также Исполком Коминтерна. Успехи политики во многом были связаны с деятельностью Чичерина. С марта 1918 г до июля 1930 г он возглавлял НКИД, действовавший в силу разделения функций с другими ведомствами не «революционными», а только дипломатическими методами. Заключив к 1921 г мирные переговоры с Эстонией, Литой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. 26 фев. 1921 г был подписан договор между Советской Россией и Ираном, по которому эта страна освобождалась от долгов царской России. Ирану передавались все русские концессии, шоссейные дороги, ж/д и телеграфные линии, построенные Россией на его территории. Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или её союзные государства. 28 фев. 1921 г Советская Россия заключила договор о дружбе с Афганистаном, 1-й из всех государств признав его суверенитет. 14 марта 1921 г в Роге был подписан мирный договор с Польшей – обе стороны обязывались установить дипломатические отношения друг с другом, признавали независимость Украины и Белоруссии. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей. Советско-Польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона», которая в 1919 г предлагалась Верховным военным советом Антанты в качестве восточной границы Польши. Стороны обязывались предоставить русским, белорусам, украинцам в Польше и полякам в РСФСР и УССР права, обеспечивающие свободное развитие их культуры, языка, выполнение религиозных обрядов. 5 нояб. 1921 г были установлены дружественные отношения с Монголией, в которой в июле этого года победила народная революция. Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. 16 марта 1921 г было подписано советско-английское соглашение, предусматривающие установление торговых связей между 2-мя странами; при этом стороны обязывались не предпринимать враждебных актов по отношению друг к другу. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику. В окт. 1921 г Советское правительство выразило готовность вести переговоры со странами Антанты об уплате довоенных долгов царского и Временного правительств при условии дипломатического признания Советской России, предоставления ей кредитов и возмещения ущерба, причиненного интервенцией. 6 янв. 1922 г конференция (Генуэзская) стран Антанты по экономическим и финансовым вопросам с участием всех европейских стран, включая Советскую Россию. Предлагалась программа широкого сотрудничества между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания признаков ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирным путем. Советская делегация внесла также предложения о всеобщем сокращении вооружений. Литвинов заявил, что Россия, при условии получения кредита для восстановления хозяйства в размере 3,2 млрд золотых рублей и отказа стран Антанты от требований военных долгов, готова снять контрпретензии за ущерб, причиненных интервенцией, признать довоенные долги и реально компенсировать тех бывших иностранных собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий и участия в смешанных предприятиях. Условия, выставленные советской стороной, вновь оказались неприемлимыми для западных держав и конференция не принесла ощутимых результатов. Крупным успехом советской дипломатии в борьбе за установление мирных отношений с западными странами стал договор, заключенный в Рапалло во время Генуэзской конференции, между РСФСР и Германией – странами, находившимися после 1-й мировой войны в тяжелейшем экономическом положении в международной изоляции. Он предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений; урегулирование всех спорных отношений между 2-мя странами путем взаимного отказа от претензий; развитие торговых, хозяйственных и правовых связей на основе принципа наибольшего благоприятствия. 20 нояб. 1922 г по инициативе Великобритании, Франции и Италии была созвана конференция в Лозанне, для подготовки мирного договора с Турцией и установления режима Черноморских проливов. Стремясь поставить Россию в унизительное положение, представители Великобритании и Франции навязали участникам конференции конвенцию, допускающую свободный проход в Черное море не только торговых, но и военных судов любой страны мира, что создавало угрозу безопасности России и других причерноморских государств. СССР не ратифицировал конвенцию о режиме проливов. На всем протяжении Лозаннской конференции предпринимались попытки устранить советскую делегацию от участия в её работе, нагнеталась антисоветская истерия. В этих условиях 10 мая был убит полномочный делегат РСФСР Воровской и ранены еще 2 сотрудника советской делегации. Этот конфликт был урегулирован только в 1927 г после «всемерного осуждения» теракта правительством Швейцарии. Весной 1923 г обострились отношения СССР и Британии. Английское правительство в ультимативной форме требовало: отказаться от антибританской пропаганды и отозвать советских полпредов из Ирана и Афганистана; выплатить компенсации в связи с арестом и расстрелом английских шпионов в 1920 г, а также незаконным якобы задержанием английских траулеров, занимавшихся ловлей рыбы в советских территориальных водах. Английские эскадры намеревались войти в Черное, Белое и Балтийские моря. Нотой от 11 мая Советское правительство решительно отвергнутое измышления британских консерваторов. В июне 1923 г обе стороны заявили об исчерпанности конфликта. А после прихода к власти в Британии лейбористов в янв. 1924 г правительство Макдональда уже 1 фев. признало СССР, а 8 авг. подписало с ним общий и торговый договоры. После публикации «письма Зиновьева», новое правительство Британии отказалось от ратификации англо-советского договора. Попытку восстановить дипломатические и экономические отношения с СССР в дек. 1923 г предпринимала Франция. Условием выставлялась выплата довоенных долгов России. Советское правительство сочло эти требования неприемлимыми. Признание Францией правительства СССР произошло в окт. 1924 г, после прихода к власти правительства «левого блока». К концу 1924 г дипломатические отношения с СССР установили Италия, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Венгрия, Мексика, Китай. В 1925-27 гг были налажены отношения с Японией; укреплены взаимовыгодные связи с Турцией, Афганистаном, Ираном. Из великих держав только США не хотели признавать СССР, несмотря на то, что ряд американских фирм вел торговлю с ним. В 1923 г осложнились отношения СССР с Германией. В авг. под влиянием обострившейся внутренней обстановки и угрозы всеобщей забастовки ушел в отставку правительственный кабинет во главе с В. Куно. Новое правительство Штрезмана, стремясь ликвидировать кризис в стране, взяло курс на отказ от «восточное ориентации» на Москву, начав искать пути сотрудничества с Францией. СССР начало подготовку революционного переворота в Германии. В окт. 1923 г для непосредственного руководства восстанием утверждается «Четверка»: Радек, Пятаков, Шмидт, Уншлихт. В Берлине к ним присоединяется член Политбюро ЦК, полпред РСФСР в Германии Крестинский. По распоряжению Троцкого некоторые части КА начали выдвигаться к западным границам СССР, чтобы по 1-му приказу двинуться на помощь германскому пролетариату. Вооруженное восстание начали рабочие и портовики Гамбурга под руководством Компартии Германии 22 окт. 1923 г. Однако оно не было поддержано в других землях и уже через 2 дня жестоко подавлено армией и полицией. 23 нояб. последовал официальный запрет деятельности КПГ. Германии предоставлялся международный заем на суму 200 млн. долларов для скорейшего восстановления в стране тяжелой индустрии. Расчет был на то, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки сбыта, которые она найдет в СССР, подрывая тем самым его индустриализацию. В то же время Германия не хотела отказываться от выгод сотрудничества с СССР на основе Рапалльского договора. Учитывая это, Советский Союз добился ослабления антисоветской направленности Локарнских договоров, подписав 24 апр. 1926 г договор с Германией о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет. Эти договоренности создавали основу для развития экономических и военных связей, помогавших Германии обойти решения Версальской и Вашингтонской конференций, запрещавший ей иметь современную технически хорошо оснащенную армию. Германия получила согласие создавать на советской территории центры военно-учебной подготовки кадров и производство новейшего оружия. Германия предоставила Советскому Союзу кредит в 300 млн марок, что компенсировало трудности тайного военного сотрудничества 2-х стран. В 1926 г СССР открыто поддержал забастовку английских шахтеров, перечислив в их фонды по линии профсоюзов 16 млн. руб. 23 фев. 1927 г министр иностранных дел Великобритании Чемберлен направил СССР ноту, в резкой форме потребовав прекращения антибританской пропаганды и прямого вмешательства во внутренние дела Англии. 12 мая в Лондоне был произведен обыск помещения советского торгпредства, пользовавшегося дипломатической неприкосновенностью, 27 мая заявлено о расторжении торгового соглашения и разрыве дипломатических отношений с СССР. В Москве была развернута антибританская компания под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» с признаками всеобщего военного психоза (закупки продовольствия на случай войны и пр.). Антисоветские акции были поддержаны Канадой, также разорвавшей дипломатические отношения с СССР, и белоэмигрантами, которые организовали в июне 1927 г убийство полпреда СССР в Польше Войкова. Однако дальнейшей эскалации напряженности в отношениях между СССР и Великобританией не произошло. Этому способствовала Германия, министр иностранных дел которой заявил, что его страна осудит любую агрессию против Советского Союза и при необоснованных акциях не пропустит войска через свою территорию. Разрывом дипломатических отношений закончилось вмешательство СССР во внутренние дела Китая. В марте 1926 г Чан Кайши разоружил воинские части, которыми командовали офицеры-коммунисты; арестовал их сторонников в Гоминдане; в фев. 1937 г подавил восстание в Шанхае, а в дек. Расправился с восставшими в Кантоне и обрушил террор на коммунистов. Гоминьдановское правительство Китая приостановило дипломатические отношения с Советским Союзом и закрыло все советские дипломатические представительства, за исключением Маньчжурии и Восточного Туркестана. «Двойная бухгалтерия» СССР во внешней политике стала причиной неприятия предложенного советской делегацией проекта конвенции «О немедленном полном и всеобщем разоружении», который рассматривался подготовительной комиссией Лиги Наций в марте 1928 г. Он предполагал обширную и явно невыполнимую программу: в течение года распустить все вооруженные силы; уничтожить имевшееся оружие; ликвидировать военно-морской флот и военную авиацию, крепости, морские и сухопутные базы, военные заводы; издать законы, отменяющие военную службу. В целом, в 20-е гг Советскому правительству удалось значительно укрепить международное положение СССР, обеспечить мирные условия для восстановления его экономики. В то же время громадные средства безрассудно, невзирая на нищенское существование основной массы страны, бросались в очаги всевозможных восстаний, национально-освободительных движений, на содержание разнообразных революционных организаций и экстремистского подполья по всему свету.

21. Необходимость модернизации советского общества. Поиски модели развития страны во 2-й пол. 1920-х гг.

Модернизация – процесс превращения аграрного традиционного общества в индустриальное. Мод-ция в СССР включала в себя 3 политики: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Период реализации 2-х первых пятилетних планов в истории СССР с 1 окт. 1928 г до к. 1937 гг был временем осуществления уникального в мировой истории опыта построения социализма в «отдельно взятой стране». За эти годы в условиях рыночных отношений, завершилось восстановление н/х, страна в основном восполнила экономический урон, понесенный в ходе революции и ГВ. В хозяйственной жизни на ряду с государственными участвовали капиталистические предприятия, кооперативы. К окт. 1928 г н/х СССР по ряду показателей уже существенно превосходило наиболее высокий в дореволюционной истории уровень 1913 г. К н. 1-й пятилетки стали просматриваться контуры конкретного плана индустриализации страны. ВСНХ во главе с членом Политбюро Куйбышевым определял её как ускоренное в течение целого ряда лет развитие социалистический промышленности, прежде всего производства продукции машиностроения, энергетики, химии, металлургии, при обеспечении ежегодного прироста на 19-29%, с тем, чтобы промышленность стала главной отраслью н/х. Промышленный рынок должен был превратить ввозящую машины и оборудование страну в производящую их. СССР вынужден был создавать военную промышленность, не рассчитывая на импорт стратегически важных товаров из капиталистических стран. Основные средства для создания индустрии должна дать социалистически перестраиваемая деревня. Репрессии в это время представлялись необходимыми мерами. Опора на экономические рычаги в изыскании средств для индустриализации предполагала использование существовавших в условиях нэпа разных форм собственности, товарно-денежных отношений, предприимчивости в ведении с/х и легкой промышленности ради накопления в этих отраслях средств, которые можно использовать для создания тяжелой промышленности. Это был 1-й путь (продолжение нэпа) – Бухарин, Рыков, Томский и др. 2-й путь – Сталин и его сторонники, имел целью концентрацию всего хозяйства в руках государства, использование внешнеэкономических, командно-административных методов мобилизации имеющихся в стране ресурсов для индустриализации. Это означало свертывание нэпа; изъятие ресурсов из с/х и легкой промышленности; использование их для ускоренного создания тяжелой промышленности, которая в свою очередь могла послужить основой для перевооружения и ускоренного развития для всех других отраслей н/х. Победа Сталина и его сторонников над «правым уклоном» в партии открывала путь безудержному форсированию индустриализации и коллективизации. Несмотря на принятый закон о пятилетнем плане, Сталин уже через несколько недель добился увеличения его показателей. Вскоре после этого в стране началось своеобразное движение за то, кто «больше пообещает» в деле досрочного выполнения пятилетки. 14 авг. 1929 г Президиум ВСНХ принял решение об увеличении во 2-м году пятилетки прироста валовой продукции крупной промышленности не на 21, в на 28%. 27 окт. 1929 г было опубликовано обращение рабочих к трудящимся Советского Союза с призывом начать борьбу за выполнение пятилетки за 4 года. В нояб. 1929 г Центральным комитетом была установка местным партийным и советским органам развернуть сплошную коллективизацию не только селений и округов, но и областей. Для оказания помощи в организации колхозов было решено направить в деревню не менее 25 тыс. передовых рабочих. Сталин принимает решение ликвидировать класс кулачества как необходимое условие развития колхозов и совхозов. «Большим скачком» в развитии, новой «революцией сверху» предполагалось разом покончить со всеми социально-экономическими проблемами, коренным образом сломать и перестроить сложившийся хозяйственный уклон и народно-хозяйственные пропорции. Революционное нетерпение, энтузиазм масс, настроение штурмовщины, в определенной мере цинично эксплуатировались высшими руководителями страны. Причины модернизации: 1) необходимость повышения обороноспособности страны; 2) необходимость ликвидации технико-экономической отсталости.

Империя Романовых длительное время оставалась приверженной консервативным дворянским традициям и монархическому абсолютизму. Запоздалая ликвидация крепостного права, сохранение широкого сектора с отсутствие в обществе, как было в Европе и США, - все это приводило к росту массового недовольства.

Причины образования СССР. Кратко

Безусловно, попытки разрешить весь комплекс проблем были. Например, деятельность Петра Столыпина, особенно важная в своей аграрной части (попытка создания множества мелких крестьянских хозяйств, ориентированных на рынок). Однако эта реформа фактически была свернута со смертью инициатора. Игнорирование проблем привело к падению царского правительства в феврале 1917 года. Однако и правительство Керенского не смогло справиться с ситуацией и уладить радикальные настроения. В разразившейся гражданской войне большевистская партия, несмотря на всю ее противоречивость, стала наиболее привлекательной. Да и наиболее прогрессивной для эпохи в своих устремлениях. Образование СССР, кратко говоря, стало результатом последовательного развития социалистических настроений и кризиса монархической системы. была фактически завершена в 1922 году, когда были полностью заняты Украина, Сибирь, Белоруссия и другие

территории.

Краткое содержание Конституции

Формальное Советов произошло 29 декабря 1922 года, когда был подписан договор республик об образовании Союза. А уже на следующий день договор был ратифицирован Всесоюзным съездом Советов. Первая Конституция была выработана лишь в 1924 году. Она заложила основы функционирования государства в его первый период. Вторая Конституция была принята в 1936 году. Конституция 1924 года устанавливала единое гражданство по всей стране, регулировала отношения в системе власти, где высшим органом был объявлен Съезд Советов, предписывала процесс выхода республик из Союза.

Образование СССР: кратко о положении в партии

Помимо обсуждаемого события, в эти годы случилось другое, также весьма важное. В мае 1922 года тяжело заболел Владимир Ленин, после чего он фактически устранился от управления государством. А в январе 1924 года он умер. Смерть всеми признанного лидера логично вызвала вопросы о сменщике. Середина и вторая половина 1920-х годов отмечена бурными дискуссиями в партийном аппарате относительно дальнейшего курса страны, а также первыми гонениями. Сперва в мягкой форме, но приведшими к глобальной чистке по всей стране в 1930-х.

Образование СССР: кратко о значении

Непосредственно для страны важным фактом было окончание гражданской войны,

которое позволило направить все силы на восстановление народного хозяйства, ликвидацию ее последствий и возвращение жизни в мирное русло. Однако создание первого в мире государства, во главе которого стояли социалисты, имело существенно более глобальные и долгосрочные последствия. Были среди них и отрицательные, ставшие результатом сложности практического воплощения коммунистических идей в жизнь. Стремление обеспечить высокие темпы государственного роста, стабильность, всеобщее благосостояние и быстрое решение всех социальных проблем часто приводило советское руководство к волюнтаристским методам (ведь рыночные законы не признавались и не учитывались) и плачевным результатам. Таким, как массовые репрессии, голод ради выполнения плана хлебозаготовок, бесплодные и небезызвестные глобальные эпопеи хрущевской эпохи, брежневский застой, вызванный неповоротливостью командно-административной системы, и так далее. Однако никак не меньше это государство дало и положительных плодов собственному народу и всему миру. Несмотря на противоречивость 1930-х годов, тогда были достигнуты беспрецедентные во всей человеческой истории темпы роста государственных показателей. Малые народы Союза, несмотря на сегодняшние националистические оценки, получили ощутимый вклад в развитие своих экономик и промышленных структур.

Да и западный мир преобразился под влиянием коммунистических идей, которые олицетворял собой Союз. Так, после революций в России и в Германии была образована Уже в 1919 году решением ее съезда по всей Западной Европе и Америке был установлен восьмичасовой рабочий день. Образование СССР, кратко говоря, привело к воодушевлению рабочего движения по всему миру, под давлением которого правительства неоднократно повышали социальные стандарты и заботились о социальной защищенности. Ведь судьба империи Романовых красноречиво демонстрировала, к чему может привести игнорирование народных интересов.