Правила поведения в политической сфере. Политическое поведение – формы, способы и аспекты. Формы политического поведения по количеству участников

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – феномен и специфику политического поведения и участия;
  • – основные типы политического участия;
  • – теории политического участия;
  • – основные черты и тенденции электорального участия в современной России;
  • – особенности электорального поведения в России;

уметь

  • – анализировать мотивы политического поведения и участия;
  • – отстаивать и защищать свои нрава;
  • – идентифицировать партийные предпочтения российских избирателей;

владеть

  • – базовой методикой оценки политического поведения и участия;
  • – проблемным полем электорального поведения.

Типы политического поведения и участия

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Политическое поведение является мотивированным процессом, в нем находят воплощение различные виды политической деятельности. Особенности политического поведения связаны со спецификой политической сферы, которая предполагает, что все "политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть разделение на группы “друг – враг”, и они становятся пустой и призрачной абстракцией, если эта ситуация исчезает" .

Современная политическая мысль использует несколько подходов для объяснения феномена политического поведения. К основным направлениям относятся: экономическое, социологическое, психологическое. В ряде случаев возможны их интеграция, комплексное использование с целью получения объективного представления о "целостном человеке" – избирателе.

Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие представляет собой инструментальную активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

К политическому участию относятся:

  • – электоральное поведение (действия по делегированию полномочий);
  • – активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
  • – посещение митингов;
  • – участие в демонстрациях;
  • – участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Классификация типов политического участия по А. Маршу

Как видно из табл. 12.1, А. Марш выделяет три основных типа политического участия: ортодоксальное, неортодоксальное и политические преступления.

К политическому участию ортодоксального типа А. Марш относит действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах. Действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение), квалифицируются как политическое участие неортодоксального типа. Политическими преступлениями А. Марш считает политическую деятельность с использованием нелегитимного насилия.

Сходную позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К первому типу он относит голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. Ко второму – участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие осуществляется в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственных формах (терроризм, бунт и т.п.).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное – пассивное). На основании формы участия (приемлемые и неприемлемые) и степени активности (активное – пассивное) можно выделить четыре типа политического участия (табл. 12.1 и 12.2).

Таблица 12.2

Формы политическою участия

Политическое участие зачастую подразделяют на следующие виды: автономное и мобилизационное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических – автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например, в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида. Один из крупнейших австрийских политологов, преподававший также в Колумбийском университете и Гарварде, Йозеф Шумпетер утверждает, что "существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей не способны на какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши – это все не украшения. Это и есть суть политики" . Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние, прежде всего, идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и (или) партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым "нормативным" состоянием. "Взрыв" протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с прежним.

Как показывает политическая практика, недовольство порождает протест прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду "выбиться в люди", у кого повторялись и подкреплялись попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более распространено среди людей, чье положение относительно улучшилось, нежели среди тех, у кого оно стабильно остается плохим. Активизация различных форм политического протеста возможна и в периоды экономического подъема, когда рост ожиданий может значительно обгонять экономические возможности удовлетворения потребностей.

Однако недовольство – важная, но не единственная причина протестного поведения людей. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, утрата веры в традиционные способы выражения требований.

Распространенными формами политического протеста являются митинги, демонстрации, шествия, забастовки. При низкой степени институционализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому во многих демократических странах проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.п.).

К насильственным неконвенциональным типам политического поведения и участия относится терроризм. Понятие "терроризм" не следует путать с понятием "террористическая деятельность", в содержание которого входит как террор, проводимый государством против народа или политических деятелей других государств, убийства политических конкурентов, так и собственно терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы ) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны ввергнуть общество в состояние шока, получить широкой резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Существуют различные виды политического терроризма.

  • – По идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т.п.) терроризм.
  • – По преследуемым террористами целям различают культуро-творческий (возбуждающий общественное сознание с помощью кровавых акций), рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы) терроризм.
  • – По исторической направленности терроризм может подразделяться на "анархо-идеологический", стремящийся нарушить традиционную политическую систему, мир отцов, прервать историческую преемственность, и "национал-сепаратистский", стремящийся, напротив, восстановить мир предков, былое величие и единство нации, независимость и суверенитет, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные травмы и обиды.
  • – В отдельный вид выделяется религиозный терроризм.

К методам терроризма относятся: убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы включенности террористических организаций чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исключительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования задержанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие черты личности, как завышенные притязания, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, склонность к стрессам, фанатизм, неадаптированность к реальности.

Адаптация – это своеобразная форма приобретения личностью привычки. Приобретение привычки, подчеркивал И. П. Павлов, с физиологической точки зрения есть не что иное, как "образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию и служащих основой формирования поведенческих актов" , включая, видимо, и социальную активность человека.

Многие террористы лишены способности самоконтроля. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека. "Самоконтроль, – считает Т. Шибутани, – это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя “со стороны”, сформировать, с точки зрения других, Я-образ и приспособиться к их предвосхищаемым действиям" . Именно в способности человека к самоконтролю обнаруживается уровень его социального развития. Осуществление самоконтроля призвано держать человека в рамках общественных требований и связано с постоянным преодолением противоречий между личными желаниями, предпочтениями и социальными обязанностями, моральными нормами, общепринятыми в данном обществе. Таким образом, самоконтроль представляет собой определенное ограничение личного в пользу общественного и является главным условием совершенствования, процесс которого соотносится с ростом чувства ответственности, чувством долга и т.п. Важным аспектом саморегуляции поведения является стремление понять позицию других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное "иоле" одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимодействует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

В ситуациях неразрешимых проблем, борьбы мотивов возникает необходимость подняться над ними, что помогает индивидам повышать свою жизненную устойчивость в ситуациях неопределенности и кризисных ситуациях.

Участие в террористических организациях – это своего рода способ компенсации низкой личностной самооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирование ощущения сопричастности, коллективного единства. По существу, член террористической организации – это радикализированный маргинал, отвергший общепринятые нормы культуры, создающий и осваивающий нормы контркультуры, контркультуры насилия.

Рост терроризма прямо не связан с социально-экономической ситуацией в обществе. Безусловно, кризис и спад производства влияют на распространение террористического поведения, однако "всплеск" террористических акций можно наблюдать и в экономически благополучных странах. Распространению терроризма способствует эмоциональноинтеллектуальный настрой общества. Так, романтическое восприятие терроризма как борьбы за правду, справедливость, как своего рода "политическое робингудство" служит террористам моральной поддержкой и способствует распространению чудовищных преступлений. Резкое же неприятие терроризма как исключительно асоциального явления – одно из слагаемых успеха в борьбе с ним.

Выстрел в петербургского градоначальника Ф. Трепова, произведенный январским утром 1878 г. В. Засулич, ознаменовал зарождение в российском государстве политического терроризма.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К причинам, обусловливающим абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и (или) иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов.

В настоящее время процесс социализации приобретает проблемные черты, обусловленные тем, что "свободное" воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Неслучайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими.

Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества – в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой – существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.

  • Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997. С. 296.
  • Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия // Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 232.
  • Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 428-429.
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 168.

форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.

Политическое действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы – это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные – это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т.п.

Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т.п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие – это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности ее субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.

Политическое бездействие – это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.

Политическое поведение по своей субъектности может быть индивидуально-личностным и коллективным, каждый тип которого свидетельствует о разнообразии форм активности людей, не сводимых только к действию или бездействию. В политической жизни порой трудно однозначно определить мотивацию политического поведения субъектов, в результате чего формы последнего могут смешиваться, взаимоисключаться и т.п. Вместе с тем следует политическая практика фиксирует. Что наиболее распространенными формами политического поведения личности является роль избирателя, члена партии, партийного функционера, политического активиста, профессионального политика. Для большинства населения характерен тип пассивного потребителя политической информации, результатом которого выступают разговоры в тесном кругу друзей, соратников по работе «о политике и политиках» не выходящие на сферу активных политических действий.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Поведение политическое

разновидность социальной активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер и выражают реализацию ими своих политических статусов.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Поведение политическое" в других словарях:

    Поведение политическое - поведение субъекта политической деятельности. В современной политической психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором методов, но и то, и другое связано с поведением человека в политическом контексте (Д.… … Психологический лексикон

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - активность индивидов, групп, организаций в сфере политич. отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием ее реализации П.п. может быть массовым или индивидуальным активным или пассивным (напр., отказ от регистрации в качестве… … Российская социологическая энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - (греч. politike политика, искусство управления государством) взаимодействие социальных субъектов (индивидов, социальных групп) и политической системы. Обусловливается политическим опытом, политическим сознанием и уровнем политического развития. К … Политологический словарь-справочник

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. П.п. подразделяется на политическое участие и абсентеизм … Политология: словарь-справочник

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - (political conduct/behaviour) акции, поступки и действия субъектов политики, характеризующие их взаимодействие с окружающей общественной средой, с различными общественно политическими силами. П.п., как правило, обусловливается интересами,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    - (political behaviour) Изучение поведения людей, принимающих участие в политической жизни, таких как избиратели, лоббисты и политики. Это понятие было своего рода знаменем, под которым в 1950 х гг. объединились социологи, исследователи опросов… … Политология. Словарь.

    Политическое поведение - поведение субъекта полит. деятельности. В совр. полит. психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором методов, но и то, и другое связано с «поведением человека в полит. контексте» (Д. Каванах). Интерес к П. п.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления. Политическое поведение включает и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение), и наблюдаемые действия (участие в выборах, выражения протеста,… …

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ - всякое поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение или же оно может быть частью … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (POLITICAL BEHAVIOUR) Термин, используемый в основном в американской политической науке; обозначает политическую активность индивидов и ее последствия для политических институтов. Исследование политического поведения охватывает такие вопросы, как … Социологический словарь

Книги

Выделение типов политического поведения и участия помогает нам понять, каким образом может реализовываться политическое поведение личности. Основываясь на анализе существующих образцов политического поведения людей, мы можем предсказывать будущие реакции общества на шаги, которые планирует осуществить власть.

Для более точного и достоверного прогноза нам необходимо определить критерии, по которым мы и будем выделять типологию политического поведения и участия.

Для начала рассмотрим отказ граждан принимать участие в политической жизни общества. Это тоже форма участия человека в политике и определяется она как пассивное политическое поведение. Иногда его еще характеризуют словом «апатия», но это не совсем точно, так как в понятии «апатия» присутствует элемент разочарования, который всегда эмоционально окрашен и приводит к полному безразличию человека ко всему, что происходит вокруг. Таким образом, апатия является результатом происходившего процесса, а пассивное политическое поведение характеризуется как сам процесс. Кроме того, понятие пассивности семантически нейтрально, в то время как апатия – это результат пережитых отрицательных эмоций.

Причины пассивного политического поведения могут быть различны: а) низкий уровень культурного или социального развития; б) авторитарная политическая система, которая не заинтересована в ином политическом поведении; в) разочарование (или несогласие) в политических институтах и целях, которые они перед собой ставят; г) неприятие конкретного политического режима; д) политический бойкот как вариант активной политической позиции.

Более распространенным является вербальное политическое поведение, суть которого заключается в обсуждении политики, политических ситуаций, поступков политических лидеров на уровне бытового общения (в транспорте, в очереди, на кухне с друзьями и т.д.). Это интерес к политике на уровне разговора, который вовсе не предполагает, что человек, высказывающий мнение (даже самое радикальное), согласится реализовать его действием.

Следующий уровень – электоральное поведение, которое характеризуется делегированием полномочий. Избирая кого-либо, человек делегирует ему свои полномочия. Тем самым он оказывает влияние на ход политического процесса. Поэтому участие или игнорирование выборов, голосование «за» или «против» трактуются как формы политического поведения.

Еще один уровень – активное политическое поведение, предполагающее участие человека в деятельности политических партий, организаций, групп поддержки кандидатов на выборах различного уровня, лоббировании своих или чьих-то интересов.

На этом же уровне находится так называемое институциональное поведение. К этому уровню прежде всего относятся администраторы-политики, которые не занимаются публичной политикой, но оказывают непосредственное влияние на процесс принятия политических решений (например, менеджеры, министры и другие чиновники в правительстве).

Последний уровень – прямое действие или неортодоксальное политическое поведение. Все остальные уровни, таким образом, попадают под определение «ортодоксальное политическое поведение», т.е. включенное в политическую систему, разрешенное ею. Прямое действие при этом включает в себя все виды политического поведения, которые выходят за рамки разрешенного в данной политической системе (забастовки, демонстрации, революции и т.д.).

Кроме типологии политического поведения, выделяют и его формы, которые помогают понять, что и как движет человеком в его поступках в политике. Поняв, почему тот или иной человек участвует в политике, мы задаемся вопросом, как, в каких формах он это делает.

Политический опыт свидетельствует об огромном разнообразии форм политического поведения – от привычных и традиционных (повсеместно распространенных) до необычных и даже шокирующих. Каждый человек как бы сам подбирает себе роль в гигантской «политической пьесе». Какие же политические роли (обычно выражающие формы политического поведения) чаще всего встречаются в политической жизни общества? Их всегда несколько.

1. Пассивный потребитель политической информации. Его роль в политике сводится к простейшей реакции (позитивной, негативной, равнодушной) на происходящие политические события, явления, процессы. Эта роль не предполагает заметной политической активности, особых ритуалов и усилий. Так, пассивный потребитель может получать политическую информацию произвольно (через постоянно работающее радио, случайные разговоры в общественном транспорте и т.д.). В целом достаточно трудно представить себе современного человека, который бы был абсолютно закрыт для проникновения какой-либо политической информации.

2. Избиратель. Эта политическая роль исполняется не только в дни выборов или референдумов. Она предполагает некоторую политическую активность как до выборов (поиском ответа на вопрос, за кого или за что голосовать), так во время и после них (анализируя то, кто же все‑таки победил). Исполняя политическую роль избирателя, человек, как правило, ходит на выборы и для того, чтобы сделать свой политический выбор, интересуется политической информацией. В странах так называемых стабильных демократий большинство населения играет именно такую политическую роль. Так, по некоторым сведениям, в Великобритании до 62% населения ограничивает свое участие в политике походами на избирательные участки.

3. Групповой активист. Эта роль сводится к активному отстаиванию интересов какой-либо группы. Групповой активист лучше других членов группы понимает, осознает и формулирует ее интересы. Такие люди могут выступать «заводилами» забастовок, различного рода пикетов, стихийных митингов и демонстраций. Они не заняты политикой профессионально, но она играет в их жизни заметную роль. Групповые активисты часто стоят у истоков различного рода общественных движений, но позже, на этапе, когда нужна систематическая организационная работа, они обычно отходят в сторону.

4. Члены партий. Эта политическая роль фиксирует в высшей степени осознанное и разумное отношение к политике. Вступая в политическую партию, человек избирает не только способ проведения своего досуга, но и заявляет о своей политической позиции. Выбор этот не так-то прост, поскольку политическая партия создается на базе определенной системы ценностей, предъявляет свое видение мира в целом и проблем данного общества в частности. Следовательно, выбор политической партии требует от человека и определенных знаний, и осознания своих политических интересов, активности, убежденности.

5. Партийный функционер. Эта роль может быть не только политической, но даже и политизированной. Исполняющий ее человек так или иначе стремится сделать себе политическую карьеру. Он большую часть своего времени посвящает делам своей партии. Он берет на себя те или иные специальные функции – написание программных документов или организационную работу, пропаганду идей партии или вербовку новых членов. Данная политическая роль может исполняться не только на общественных началах, но и профессионально. В условиях демократии партийные функционеры очень часто баллотируются на выборах в представительные органы власти и в случае победы совмещают свою роль с ролью депутата. Роль партийного функционера требует от человека постоянного интереса к политике, высокой степени информированности. О нем часто говорят, что он «варится в политике». И это справедливо: политика становится для него постоянным фоном его жизни.

6. Профессионал. Данная политическая роль предполагает профессиональное исполнение функций в различных политических институтах и прежде всего в государственных органах. Это может быть профессиональная деятельность в государственном аппарате, в выборных государственных органах, руководящих партийных структурах. Пользуясь терминологией М. Вебера, мы можем вести речь о политиках «по профессии». Они, кроме своей увлеченности участием в политике, имеют и материальное вознаграждение в виде заработной платы. В выборе такой политической роли почти нет места случайностям. В ее основе лежит, как правило, абсолютно рациональный выбор. Ведь речь идет о профессии, которую не назовешь массово популярной и легко доступной. Для ее обретения нужно немалое упорство, честолюбие, осознанное стремление, да к тому же и специальное образование.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд форм политического поведения. Мы здесь охарактеризовали лишь те, которые наиболее часто встречаются в политической жизни общества. Но не будем забывать и о том, что бывают формы, связанные с применением насилия, предполагающие вооруженную борьбу. Современный английский исследователь А. Марш предложил называть их политическими преступлениями. К ним он отнес саботаж, партизанские действия, захват заложников, убийства по политическим мотивам, войны, похищения, революции. Как видим, А. Марш трактует понятие «преступление» в широком смысле. Для него это не только то, что не укладывается в рамки юридических кодексов, но и то, что выходит за рамки нормальной политической жизни, нарушает, а иногда и разрушает ее. Современная политическая практика, к сожалению, еще полна подобных примеров. Не будем также забывать, что опасность совершения политических преступлений особенно возрастает в условиях политической нестабильности и социокультурного кризиса общества. На этом фоне люди склонны к радикальным «хирургическим» методам, стремясь сразу и навсегда решить все наболевшие проблемы. Но то, что хорошо в медицине, не всегда подходит к политике. Более того, такие действия могут обернуться большой бедой. Они не только не способствуют решению проблем, но и заводят общество в еще более глухой тупик. Вот почему так важно знать типологию и формы политического поведения и политического участия граждан в жизни общества.

1.Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено, с одной стороны, политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным к политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное ;аффектированноеи традиционно обусловленное , что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы.

Среди наиболее значимых видов политического поведения выделяются следующие :

-реакция, когда действия людей в политике являются ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди и институты;

-периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всевозможных выборах, политических кампаниях.

-деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

-выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;

-посещение политических собраний, освоение и передача

-политической информации, участие в политических дискуссиях;

-прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампания неповиновения или бойкота;

- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес, в его основе лежит та или иная проблема в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того чтобы факт понимания перерос в политическое действие, требуется новое звено - психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие и уверенности в его успехе. Двигателями этой цепочки - от проблемы к действию по ее решению - могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели.

-В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы, или рассматриваться исполнителями как свершение заданной миссии по «освобождению», «завоеванию», «восстановлению».

Формы:

- С точки зрения публичности:

Открытые/закрытые

- С точки зрения преемственности:

Традиционные/инновационные

- По своей целевой направленности:

Конструктивное/деструктивное

- По степени активности учатия:

Активное/пассивное/неучастие

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов, как:

- роль - это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

- статус - совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике;

- принадлежность к группе социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений; - участие в организации - группе, созданной для осуществления ролей в политике.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре Д. п. выделяют, субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности. Всякая деятельность имеет в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.

Для этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую. Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т. п.

19 Выборы, функции. Избирательно право.

Выборы - это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством голосования. Порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти определяется правовыми нормами.

Выборы дают возможность:

1) обеспечить политическое представительство граждан;

2) выразить их интересы;

3) разрешить назревшие в обществе конфликты;

4) обновить состав политической элиты;

5) подтвердить или пересмотреть принципы распределения общественных благ;

6) повлиять на политику государства, а при необходимости - определить направление дальнейшего пути общественного развития;

7) интегрировать общество, усовершенствовать существующие в нем каналы коммуникации, укрепить легитимность власти;

8) обеспечить политическое просвещение граждан.

С учетом сказанного можно назвать следующиеглавные функции выборов.

Пополнение политического корпуса . В демократических государствах выборы являются главным источником того, что называется политическим рекрутированием. Процесс выглядит так: партии выдвигают своих кандидатов, политики в ходе избирательных кампаний демонстрируют свои личные способности - харизматические качества, ораторское искусство, даже привлекательность своей внешности, - и все это выходит далеко за рамки того, что, собственно, требуется для выполнения будущих обязанностей, будь то обязанности парламентария, члена какого-нибудь комитета или министра. Словом, политик, что называется, оказывается на виду. Для назначения на должности, требующие специальных знаний или опыта, например, в государственной службе или судебных органах, - выборы, по общему правилу, не проводятся.

Формирование правительств . Непосредственно по результатам выборов правительства формируются только в тех государствах, где принят принцип общенародного избрания глав исполнительной власти, как это имеет место в США, Франции и Венесуэле. В отношении более распространенных - парламентских - систем можно сказать, что от результатов выборов здесь зависит формирование правительств, особенно в тех случаях, когда в силу особенностей избирательной системы одна партия может получить парламентское большинство.

Обеспечение представительства . Если выборы в полной мере соответствуют принципам честности и состязательности, они, по сути дела, становятся тем каналом, по которому общество транслирует свои требования к системе государственного управления. Если в данной политической системе не практикуется отзыва депутатов, у электората нет иных способов заставить политиков выполнить свой «наказ», кроме как не проголосовать за них на следующих выборах.

Влияние на политику . В общем плане всегда можно сказать, что фактор выборов делает правительство более осторожным и вынуждает его воздерживаться от каких бы то ни было радикальных и непопулярных мер, но о прямом влиянии выборов на политику можно говорить лишь в исключительных случаях, например, когда в избирательной кампании все вращается вокруг какой-то одной проблемы.

Политическое просвещение общества . В ходе предвыборной кампании на избирателей обрушиваются потоки информации о партиях, кандидатах, возможных направлениях дальнейшей политики, положении дел у существующего правительства, данной политической системе и так далее. Нужно лишь сказать, что политическому образованию общества это содействует лишь тогда, когда с его стороны есть интерес к тому, что говорится и как говорится: для апатичного и отчужденного от политики общества все это может оказаться пустым звуком.

Легитимация системы . Одна из причин того, что даже авторитарные режимы проводят выборы, - и это подчас при полнейшей их несостязательности, - как раз и заключается в том, что избирательный процесс всегда придает режиму легитимность в глазах общества. Практически это происходит потому, что, как ни смотри, у избирательной кампании есть свой церемониал и ритуал, это всегда дело государственной важности. Но главное, может быть, заключается в том, что участие граждан в политическом процессе, хотя бы в такой скромной форме, как голосование, так или иначе означает их согласие с данной политической системой.

Усиление элит . Однако выборы могут быть и тем средством, которое позволяет элитам манипулировать массами и контролировать их. Это заставляет вспомнить Прудона, который высказывался так: «Всеобщее избирательное право - это контрреволюция». Речь идет о том, что с выборами политические противоречия, всегда существующие в обществе, подчас смягчаются и вообще облекаются в совершенно конституционные формы: в результате правительства меняются - режим остается. Выборы в этом отношении представляют собой тем более надежный инструмент в руках элит, что, помимо прочего, создают впечатление контроля общества над властями.

Выполнение выборами своих функций в политической системе зависит:

1) от правовых норм, которые в совокупности образуют избирательное право;

2) от избирательного процесса, который включает:

а) назначение выборов;

б) регистрацию избирателей;

в) организацию избирательных округов и образование избирательных участков;

г) выдвижение кандидатов;

ж) распределение депутатских мандатов.

Выделяют следующие типы выборов в органы власти по уровням:

федеральные (выборы в Государственную Думу);

региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум);

местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу);

по ветвям власти:

выборы в законодательные органы власти (парламенты);

исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции),

судебные органы власти (выборы судей в США).

Термин «избирательное право» имеет два значения :

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательное право одна из важнейших отраслей права. Это вызвано очень тесными связями его с политическими правами человека и гражданина.

Основные принципы:

1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения. По общему правилу, действующему во многих государствах, избирательными правами наделяются только граждане (подданные) данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства к участию в выборах не допускаются.

2. Прямое и непрямое избирательное право . Применение принципов прямого и непрямого избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Существует две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что членов представительного органа или единоличный выборный орган выбирают выборщики- лица, специально избранные для осуществления выборов в соответствующий орган. Например, в США граждане избирают выборщиков, которые в свою очередь, избирают президента страны. Они перестают быть выборщиками сразу после того, как проголосовали. На основе косвенных выборов также формируется часть парламента Свазиленда

В ходе многостепенных выборов избирается в начале один орган, который затем уже сам избирает другой орган другого уровня.

3. Принцип равного избирательного права предполаг ает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну.

Данный принцип избирательного права означает такую процедуру подачи голосов, которая исключает наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования. Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:

- на бюллетенях не ставится никаких пометок, которые позволяли бы определить личность проголосовавшего;

- бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может быть вскрыт в течение всего времени голосования;

- в помещении для выборов отводится особая комната или оборудуются отдельные кабины, закрытые от посторонних взоров, в которых избиратели заполняют бюллетени или манипулируют с машиной для голосования;

- запрещается присутствие в комнате (кабине) для голосования других лиц, кроме голосующего;

- в случае досрочного голосования после соблюдения процедуры тайного заполнения бюллетеня избирателем, избиратель сам вкладывает бюллетень в конверт и заклеивает его, а затем в его присутствии на месте склейки ставятся подписи самого избирателя и двух членов комиссии и печать избирательной комиссии; конверт вскрывается только в день голосования в присутствии членов комиссии и наблюдателей и, с соблюдением тайны волеизъявления избирателя, бюллетень опускается в урну для голосования;

6. Периодичность проведения выборов . Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации «О критериях свободных и справедливых выборов», принятой в 1994 году на 154 сессии Совета Межпарламентского союза. Статья 1 указанной Декларации гласит: « В любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинно свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего, равного и тайного голосования». Хотя это Декларация не является документом, обязательным для исполнения, однако ее моральная сила велика, поскольку она была одобрена единогласно на сессии Совета столь авторитетной международной организации, как Межпарламентский союз, а во время голосования присутствовали и поддержали Декларацию представители 112 стран мира. В ряде стран мира этот принцип уже занял достойное место в национальных законодательных актах.

20 Понятие и типы избирательных систем. Избирательная система РБ

Избирательная система в широком смысле - совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в узком смысле - порядок определения результатов голосования.

Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

- образования избирательных округов;

- выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

- определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;

- утверждения формы избирательного бюллетеня;

- определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);

- проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);

- замещения вакантных мандатов.

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.

Понятие

Политическое поведение - это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества, борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

  • стихийное политическое поведение;

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

  • электоральное политическое поведение;

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы - партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.