Информационная поддержка кампании в защиту дунайского заповедника. Цветки вьюнка закрываются - дождь близок, распускаются в пасмурную Выполни практическую работу моделируем распускание цветков вьюнка

Отрежь верхушку пониже этих корешков, посади в песок, накрой стаканом-и посмотрим, что будет.

Я этот опыт конечно поставила. Подойду потом, посмотрю и думаю: «Вот растут мои два корешка, вот начали ветвиться».

А верхушка в песке цветёт и цветёт, и плоды на ней толстеют, как будто ничего и не случилось. Как хотелось поскорее раскопать песок и посмотреть, что там делается, но я всё сдерживаюсь. Две недели сдерживалась!

Потом раскопала. Корней - уйма! И все корни на две стороны, ну, кто оказался прав - я или мама?

Принесла ей показать. Она всё рассмотрела и спрашивает:

А это что?

А это те два зелёных столбика! Как были по обе стороны листа, так и остались, а корни выросли из стебелька немножко пониже.

Верхушку я пересадила в землю, и она жила до середины октября, а сама недотрога после первого же мороза завяла и так и не оправилась.

Думаете, что про недотрогу уже всё? Нет, я ещё открыла кое-что очень интересное.

В начале августа иду по берегу ручья и вдруг вижу какое-то растение. Скучное, жалкое и даже не цветёт, хотя всё в бутонах. Стебли у него просвечивают, а листья тонкие и продолговатые. Но только и листья эти какие-то тусклые, и зубчики у них не острые, а туповатые, и верхушка тоже, а бутоны мелкие, есть даже с манную крупинку, чуточку желтоватые, и хотя с острым кончиком, но без шпорца. Совсем невидные бутончики, да ещё часто прячутся под листья! Ну и чудная недотрога! Я конечно решила за ней наблюдать и стала ждать, когда она расцветёт. Раз прибежала, два прибежала, не цветёт! И видно, чувствует себя неважно, все листики опустила.

Правда, было очень жарко. Я её пожалела и стала каждый день поливать. Скучная недотрога чуточку повеселела, но ни один бутон на ней не распустился.

Вдруг вижу - молодые плоды! Даже есть такие зрелые, как у моей недотроги мелкоцветной. А на самых молоденьких плодах надет бурый колпачок - это засохший бутон. Есть бутоны, есть плоды, а где же цветки? Нет их!

А отгадка вот какая: цветки тут же, где и бутоны, но они никогда не раскрываются, поэтому и не поймёшь, где бутоны, а где цветок. Цветки, не распускаясь, опыляются своей пыльцой и превращаются в плод.

Всё-таки странно: цветок - и вдруг перестал быть цветком...

Когда я была маленькая, я любила вьюнок больше всех цветов. Сорвёшь его, и сердце замрёт: белая с розовым вазочка, тоненькая, нежная, кажется, упадёт - разобьётся вдребезги. А как пахнет! Вдохнёшь и будто полетишь в тёплую страну эльфов, к Дюймовочке.

Вьюнок, который я собирала тогда, был совсем низенький, у самой земли. Точно такой же вьюнок растёт сейчас у нас на солнечном склоне. И выбрал же он себе местечко - сухой серый песок! Редко-редко где торчит полынь да серый тысячелистник... А нежные цветки-вазочки вьюнка так и светятся. И листья у вьюнка хороши, они похожи на рыбок, которых разводят в аквариумах, - продолговатые и с хвостиком на две стороны.

Веточки вьюнка от корня расходятся в разные стороны и ложатся на песок. Я приподняла одну веточку. Сколько же на ней цветков и бутонов! По всему ползучему стеблю стоят парочками - лист и цветочный стебелёк, лист и цветочный стебелёк и так до самой верхушки. А на цветочных стебельках по два бутона или на макушке уже цветок, а пониже бутон. Очень строгий порядок.

А сами веточки ползут по склону кто куда. Одни спускаются к тропинке, другие подползают к соседним травам, приподнимаются и сразу начинают обвиваться. А травы сгибаются, как удочки. Даже полыни не выдержать тяжести вьюнка, она горбатится, будто вьюнок влез ей на спину.

А вот у соседней деревни вьюнок растёт на совершенно голом месте. Лежит зелёными звёздами на нагретом сухом песке и не думает виться. Но ничего - и растёт, и цветёт, и мухи к нему прилетают, а кругом - ни травинки!

Почему только вьюнок может здесь расти? Отчего он не сохнет?

Рассказала об этом маме.

Это, Ната, конечно, загадка. Но ведь травы и в пустыне растут. Была я в экспедиции в пустыне Каракум, в Туркмении. Солнце палит, песок раскалился, сквозь толстые подошвы ноги жжёт. И вдруг ярко-зелёный, весёлый, нарядный кустик! Это верблюжья колючка. Хоть и знаешь её секрет, всё равно удивишься. Какая сила жизни! А секрет такой: у верблюжьей колючки корень достигает восемнадцати метров длины. Представляешь? Он уходит в землю на три глубины нашего колодца. А на такой-то глубине и в пустыне есть вода.

Может, мама мне про верблюжью колючку и просто так рассказала, но скорее всего подсказала, как разгадать загадку вьюнка. Не люблю, когда мне подсказывают! Но всё-таки решила раскопать и посмотреть, какой у вьюнка корень. Взяла из дома лопату полегче и пошла работать. У первого вьюнка корень сразу же нечаянно перерезала. Ну, что же поделать! Стала его рассматривать. Он толщиной почти с карандаш, но карандаш прямой, а корень вьюнка согнут, а иногда даже пружиной скручен. И ещё - на этом корне везде почки и подземные стебельки. Легко ли такой корень выкопать? Вот я и второй вьюнок погубила...

А третий копала, копала и чуть не откопала. Ямищу выкопала до колена! А корень всё такой же толстый, ничуть тоньше не становится. Ещё немного покопала - то же самое. И вдруг лопата соскользнула и прямо в корень. До половины перерезала! Я скорее яму засыпала, вьюнок оправила, но больше копать не стала. И так видно, что корень у вьюнка длинный-предлинный, может быть, уходит в землю глубже нашего колодца. Значит, вьюнок, как верблюжья колючка, тянет воду из глубины.

Пришли мы как-то в гости к соседке, а у неё по всему саду вьюнок цветёт. Кустов смородины даже не видно. Все ветки до самой верхушки заплетены вьюнком. А цветёт-то он как - цветок к цветку! Стебли толстые, часто даже двойные, один стебель с другим перевился. И внизу, между кустами, вьюнок, только он не лежит на земле, а подползает к смородине, обовьётся и лезет вверх до самой верхушки, а дальше свешивается. Очень красивое зрелище!

Но мама раскрутила вьюнок на кусте и показала хозяйке:

Посмотрите, почти все листья отмерли. Хуже, чем осенью, - голые ветки, листья только на верхушках и те больные, желтоватые.

Вот что наделал вьюнок!

А какой крепкий стебель вьюнка! Ужасно трудно его разорвать. Не круглый, а с рёбрышками. Того и гляди, порежешься.

Потом мы пошли на участок, где росла земляника. Мама с хозяйкой стали осматривать ягоды, а я опять занялась вьюнком. Здесь, посреди участка, раньше стояло пугало, а теперь от него осталась только кепка на палке. И вот вьюнок полез по этой палке.

Будто объявили: кто долезет до кепки, тому она и достанется. Вьюнок долез и даже на свою премию - кепку - влез и с козырька свесился. Вот как высоко он может взобраться!

И тут я вспомнила о вьюнке, что в соседнем совхозе видела. Там сад огорожен проволочной сеткой, и в одном месте всю эту решётку снизу доверху затянул вьюнок. Получилось очень красиво - бело-розовый занавес. Кажется, вот-вот он взовьётся и ты услышишь музыку. А интересно, как этот вьюнок взбирается по сетке? Ведь он привык виться только вокруг палочек. Мне захотелось опять попасть в тот уголок и всё хорошенько рассмотреть.

По счастью, маме тоже нужно было пойти в совхоз, и мы отправились туда на другой же день.

Вот он, цветочный занавес. Ну и заросла решётка! Даже не понять, где у вьюнка один стебель, а где другой.

А проволока в сетке подходящая, толстая, вокруг неё удобно обвиваться. Однако если так всё виться да виться, то будешь расти или вправо, или влево, внаклонку, а не прямо, потому что решётка вся из ромбиков, а не из квадратов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет- биология

Класс- 5

Тема урока: С какой целью в биологии используется моделирование?

Цели урока.

Образовательная: расширить и углубить знакомство учащихся с понятием «научные методы познания» путем характеристики метода моделирования; описать этапы моделирования.

Развивающая: продолжить развивать общеучебные умения и навыки – работать с текстом параграфа и его составляющими; анализировать и обобщать различные виды информации, формулировать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи, моделировать явления живой природы; развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, самостоятельность, уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения при групповой работе; продолжить формировать экологическую культуру учащихся и научное мировоззрение.

Планируемые образовательные результаты :

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, труду, готовности к саморазвитию и самообразованию;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные

Уметь проводить простейшие наблюдения, опыты;

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем, работать индивидуально и в группе.

Предметные

- уметь формулировать определение понятия «модель»;

Приводить примеры различных моделей;

Понимать значение научного моделирования;

Описывать этапы моделирования.

Методы обучения : словесные (беседа, опрос, повествовательный рассказ, инструктаж, консультирование), наглядные (демонстрация слайдов презентации, работа с иллюстрациями учебника), практические (работа с текстом учебника, выполнение практической работы)

Средства обучения: презентация по теме, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник; карточки с таблицами «Знаю/ не знаю» по числу учащихся (Приложение 2); карточки с текстами по числу учащихся (Приложение 1); оборудование для практической работы- цветная бумага, ножницы, линейки, миска с водой.

Тип урока - комбинированный

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация начала занятия

Приветствие.

Беседа с дежурным

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительное отношение к обучению, к школе

2.Проверка домашнего задания

1)Организует работу с текстом с пропусками.

2)Организует проверку результата домашнего эксперимента.

Самостоятельно заполняют пропуски в тексте.

Читают текст вслух по очереди.

Поясняют результат домашнего опыта.

Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки.

П.: формулировка гипотезы исследования,

проведение простейших опытов, трактовка результата,

3.Сообщение темы урока, формулировка задач. Мотивация учебной деятельности

Обращает внимание учащихся на изображение предметов- кукла, глобус, игрушечный автомобиль.

Организует работу по вопросам :

1.Что изображено на слайде?

2.На какие реальные объекты похожи эти предметы?

3.Каким общим термином можно назвать эти объекты?

4.Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы

Предлагают варианты общего понятия. Звучит термин «модель»

Называют тему урока, записывают в тетрадь.

Л.: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

У.:В наше повседневной жизни мы часто имеем дело с моделями. Термин «модель» происходит от латинского слова «модулюс» и переводится как мера, мерило, образец, норма.

Демонстрирует слайд презентации с термином.

В :Что вы знаете о процессе научного моделирования?

Заполните столбик «Начало урока» в таблицах, которые лежат у вас на партах. Если вы знаете ответы на вопросы, ставьте знак «+», если нет – знак «-«.

Слушают учителя.

Рассматривают слайды презентации

Отвечают на вопрос.

Заполняют таблицу «Знаю/ не знаю»

Формулируют цели урока

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; проговаривание последовательности своих действий

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

Л.: понимание границы собственного «знания и не знания»

4. Усвоение новых знаний и способов действий

А)Понятие модели

Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «модель». Прочитайте на слайде определение этого понятия. Сравните со своим. Запишите его в тетрадь.

Предлагают варианты определения понятия «модель». Читают определение на слайде. Сравнивают со своим. Выписывают определение понятия в тетрадь.

П.: поиск и выделение нужной информации в тексте; формулирование определения нового понятия.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения

Б)Примеры моделей

У:Чаще всего под моделями мы подразумеваем уменьшенную копию какого – либо реального объекта.

Демонстрирует слайд презентации с уменьшенными моделями реальных объектов.

У.: Одна из таких моделей - модель «Биосфера –2». Это огромное (2 футбольных поля), изолированное от окружающей среды сооружение в пустыне США. Станция создана американскими учеными как модель возможных будущих обитаемых станций на Луне и других планетах. Удался ли эксперимент ученых? Об этом вы почитаете дома.

В: Как вы считаете, бывают ли модели, выполненные не в уменьшенном, а в увеличенном масштабе?

Демонстрирует слайд презентации с моделями увеличенного масштаба.

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации на слайде

Слушают учителя. Рассматривают фотографии

Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ

Рассматривают иллюстрации слайда

К.: построение речевых высказываний.

Р.: контроль и корректировка своих ответов и ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения.

У:Рассматривая карту в учебнике, вычисляя объем какого – либо тела по формуле или рисуя математический график, вы тоже имеете дело с моделями.

Задание : рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

У: Таким образом, модели могут быть материальными или информационными.

Слушают учителя

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют график. Отвечают на вопросы.

П.: анализ графика, установление причинно – следственных связей по графику

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний

В)Метод научного моделирования

У.: Моделирование – важнейший метод получения новых знаний

Задание: В каких же ситуациях следует применять метод моделирования? Найдите примеры таких ситуаций в тексте учебника.

Слушают учителя.

Находят в учебнике информацию, читают вслух.

К.: построение речевых высказываний

П.: поиск и отбор нужной информации в тексте учебника; смысловое чтение

Г)Этапы научного моделирования

У:Научное моделирование проходит в несколько этапов.

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют схему. Выделяют этапы процесса научного моделирования. Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения.

П.: анализ схемы, выделение главного

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников, высказывание и аргументация своего мнения

К.: построение речевых высказываний

Д)Практическая работа «Моделируем распускание цветков вьюнка»

У: Сейчас я хочу предложить вам выполнить практическую работу и проследить все этапы моделирования на практике.

Организует работу в группах над заданием №4 рабочей тетради – моделирование распускания цветков вьюнков.

Визуальный контроль. Оказывает помощь учащимся (при необходимости), консультирует.

Делятся на группы. Самостоятельно распределяют обязанности внутри группы. Работают по инструкциям в рабочей тетради. Создают модели цветка из цветной бумаги, проводят простейший эксперимент, наблюдают. Заносят результаты наблюдений в рабочую тетрадь.

Р.: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения с эталоном

П.: моделирование, установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; проведение простейших наблюдений, установление аналогии, оформление наблюдений в тетради

4.Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Организует работу по вопросам:

1.Что такое модель?

2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе?

3.В каких случаях необходимо использовать моделирование?

4.Какие этапы включает научное моделирование?

Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников. Исправляют ошибки в ответах одноклассников.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний, использование в речи научной терминологии; умение слушать собеседника

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на листы, которые заполняли в начале урока.

В .Все ли цели, поставленные в начале урока, были достигнуты? В :Довольны ли вы своей работой на уроке?

Заполняют третью колонку («Конец урока») в карточках.

Отвечают на вопросы. Оценивают свой вклад в изучение темы.

П.: обобщение, формулировка выводов

К.: построение монологических высказываний

Р.: адекватное отношение к оценке своей работы, самооценивание.

6. Информация о домашнем задании

Инструктирует по домашнему заданию:

1)п.6 – пересказ,

2)Задание №3 (стр. 35)

3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Записывают домашнее задание в дневник.

Л.: положительное отношение к обучению

МОДЕЛЬ – это объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.

Уменьшенные модели Модель танка Модель Солнечной системы

Модель «Биосфера – 2»

Увеличенные модели Модель строения клетки Модель строения бактерии

Задание: рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (натуральные) ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Моделирование распускания цветков вьюнка Цель: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. Гипотеза: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что …

Ход работы. 1.Сложите лепестки готовой заготовки из бумаги, как показано на рисунке 2.Положите готовые модели цветков в миску с водой сложенными лепестками вверх

Результат Я наблюдаю, как … Я думаю, что это происходит потому … Похожее явление происходит и с цветками вьюнка…

Контрольные вопросы 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование?

Домашнее задание 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Текст с пропусками

Задание: заполнить пропуски.

Метод – это способ получения научных данных. Универсальными методами научного познания окружающего мира являются: ___________, _________ и моделирование. Наблюдение – это __________________________________

________________________________________________________________.

Наблюдать можно за ____________________________________________.

Эксперимент – это _______________________________________________

______________________________________________________________.

Любое научное исследование начинается с формулировки предположения, т.е. ________________.

Приложение 2

Таблица «Знаю/ не знаю»

Вопросы

Начало урока

Конец урока

1.Могу сформулировать определение понятия «модель»

2.Знаю, в каких ситуациях используется метод моделирования

3.Знаю этапы процесса моделирования

4.Могу создавать модели и проводить с ними эксперименты


Цветки вьюнка трехцветного распускаются ранним утром и на протяжении всего дня демонстрируют свои яркие краски. Они живут только один день, поэтому закрывающиеся вечером цветки назавтра не распускаются.

Вьюнок трехцветный бывает красивее всего, если растет на ярком солнце, однако он неплохо переносит и частичное затенение. Отдельные цветки появляются из основания листьев.

Цветки вьюнка трехцветного имеют воронковидную форму и желтый центр, вокруг которого расположена белая полоса, ярко контрастирующая с окраской остальной части цветка. Листья вьюнка некрупные темно-зеленые овальной или ланцетовидной формы.

В отличие от своей близкой родственницы ипомеи пурпурной (Ipomoea purpurea), вьюнок трехцветный - это достаточно слаборослый вид с большим количеством боковых побегов. Оба эти растения относятся к семейству вьюнковых (Convolvulaceae). Вьющиеся стебли вьюнка стелятся по земле или поднимаются вверх по другим растениям. Вьюнок трехцветный - это однолетник, который выращивают из семян.

Характер роста
Вьюнок трехцветный обычно достигает 20-40 см в высоту, а затем начинает куститься, образуя большое количест¬во боковых побегов длиной до 50-70 см. Цветки вьюнка трехцветного достигают 3,5 см в диаметре, они красиво контрастируют с темно-зеле¬ными листьями. Вьюнок буквально усеян цветками. Если регулярно удалять отцветающие цветки, то растение будет цвести еще обильнее.

Экспозиция
Вьюнок трехцветный - однолетнее растение с интенсивно окрашенными цветками. Его можно посадить между многолетниками с зелеными листьями или менее обильно цветущими видами. Такие соседи подчеркнут роскошные краски вьюнка. Вьюнок - низкое растение, поэтому его можно сажать перед высокорослыми видами.

Вьюнок в разное время года


Март-апрель : в марте высевайте семена вьюнка трехцветного в емкости, наполненные стерилизованной почвой. Перед посевом замочите их в теплой воде. Сейте по 2 семени в каждый цветочный горшок или по одному в торфяные таблетки на глубину 1 см. Когда семена взойдут, проредите посевы, оставьте только самые сильные из них. В конце апреля семена можно высевать в открытый грунт, сеянцы проредите (расстояние 20 см).

Май-июнь : растущие в отдельных горшках растения можно пересадить в цветочные ящики или балконные кадки в мае или в июне. Точное время пересадки вьюнка зависит от погодных условий.

Июль-сентябрь : вьюнок трехцветный цветет с июля до первых осенних заморозков. Несколько последних цветков можно оставить на растении для получения семян, которые можно будет посеять в следующем сезоне.

Уход
Если вьюнок трехцветный растет на солнечном месте и ему обеспечен регулярный полив, то растение не нуждается в дополнительном уходе. Удаляйте увядающие цветки, чтобы побудить растение к более продолжительному цветению. Высевайте семена вьюнка в стерилизованную землю. Саженцы высаживайте в водопроницаемую почву. Кроме того, семена можно высевать прямо в грунт.

Полив и подкормка
Летом вьюнок трехцветный нуждается в обильном поливе (поливают раз в неделю, но очень обильно). Однако в особенно жаркую погоду растение поливают еще чаще. Если вьюнок будет испытывать недостаток влаги, то начнут увядать его листья и цветки. Осенью растение полностью отмирает. Каждый второй или третий полив добавляйте в поливочную воду комплексные удобрения.

Выбор места
Вьюнок трехцветный лучше всего выращивать на улице. Обеспечьте растению максимально освещенное место. Этот вид лучше всего себя чувствует на ярком солненом свете. Растущее на солнце растение выглядит просто великолепно. Однако вьюнок трехцветный может также переносить и частичное затенение. Это растение лучше всего растет при температуре 18-20С.

Сорта
обычно встречается в продаже в виде смеси разных сортов, имейте это в виду, покупая семена. Сорт "Blue Ensign" или похожий на него "Royal Ensign" - это одни из самых лучших сортов с синими цветками. В центре бело-синих цветков виднеется желтая серединка, light Blue Flash" - это сорт со светло-синими цветками. Кроме того, это низкорослый и очень компактный сорт.

Покупка
Семена вьюнка можно купить весной или в конце зимы. Саженцы появляются в продаже в конце весны или в начале лета. Обратите внимание на дату, имеющуюся на пакетике с семенами. Выбирайте только крепкие саженцы. Вьюнок трехцветный -это однолетник. Семена вьюнка трехцветного стоят недорого.

Возможные проблемы

Поникающие листья


Если вы обнаружили, что у вьюнка безжизненно поникают листья и цветки, значит этому растению не хватает влаги. Обильно полейте растение, однако не забудьте сразу же вылить избыток влаги из поддона. Если растение вовремя не полить, то оно сбросит все цветки.

Мучнистая роса
Белые пятна на листьях или цветках вьюнка - это признак поражения растения грибковым заболеванием - мучнистой росой. Регулярно опрыскивайте растение водой. Если несмотря на профилактику, появятся признаки болезни, то используйте подходящий фунгицидный препарат.

Конспект наблюдения в природе в старшей группе детского сада, тема: «Вьюнок»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Закрепить знания о понятиях «сорняк», «эндемик».
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, умение видеть ее красоту и желание ее сохранить.

Ход наблюдения:

Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверно, замечал,
Как вьётся розовый цветок,
Он называется? ...
(Вьюнок)

Правильно, растение это называют вьюнком.

Присмотритесь к вьюнку. Он ядовитый и один из самых вредных, хотя и красивых растений. Красивые бело-розовые цветки пахнут нежным, приятным запахом миндаля. Интересно, что цветки бывают раскрыты лишь в первой половине дня. В ясную погоду цветки раскрыты,а когда они свернуты в трубочку, можно не сомневаться: погода ухудшится.

Вьюнок может предсказывать погоду.Цветки вьюнка закрываются - дождь близок, распускаются в пасмурную погоду - к солнечным дням.

Стебель этого растения на открытом месте стелется по земле, но, как только находит опору, начинает виться по стеблям соседних растений, поднимаясь на значительную высоту. Вьюнок использует соседей только как опору, без какого-либо стремления поживиться чужим соком. Вьюнок питается благодаря собственным корням и зеленым листьям. Но разрастаясь, он стесняет соседей своими «объятиями». Обвивая культурное растение, вьюнок наклоняет его к самой земле. За это очень не любят вьюнок садоводы и полеводы, считают его злостным сорняком.

Научное название рода происходит от латинского слова convolvere - «свёртываться», так как стебли растения завиваются вокруг других растений.

Яркая окраска и запах нектара привлекают пчел, бабочек, различных мух, которые опыляют растения. На вьюнке развиваются гусеницы некоторых бабочек.

В народной медицине с помощью вьюнка лечат кашель и простуды, болезни кожи и раны.

В собрании сказок братьев Гримм есть легенда «Стаканчики Богоматери», в которой повествуется о том, как извозчик напоил утомлённую Богоматерь вином из цветков вьюнка, поскольку не имел стаканчика. С тех пор будто бы эти цветы так и прозвали - «стаканчики Богоматери».

Вьюнок смолоносный, растущий в Крыму, ядовит. Растет у нас и вьюнок крымский, непохожий на своих сородичей - стебли у него не вьются, а прижимаются к земле, а цветки мохнатые. А вьюнок шелковисто-головчатый растет только в Крыму и негде больше. Такие растения. Как вы знаете, называются эндемиками.

К сожалению, этого вьюнка становится все меньше. И дело не только в том, что только немногим семенам вьюнка удается прорасти, люди вытаптывают, много строят зданий, а значит мало места остается для трав и цветов.

Вопросы на закрепление:

1. Почему вьюнок получил такое название?
2. За что его считают злостным сорняком?
3. Как вьюнок предсказывает погоду?
4. Можно ли назвать вьюнок лекарственным растением? Почему?
5. Почему этого растения становится все меньше?
6. Какие вьюнки растут в наших краях?

Дополнительный материал к занятию:

Загадки про вьюнок:

Я лезу все выше и выше,
Долезу до самой до крыши!
Пусть не имею рук и ног -
Недаром я зовусь...
(Вьюнок)

Листок – стрелочкой,
Цветок – тарелочкой,
А стебель – былинка,
Завит, как пружинка.
(Вьюнок)

Анна Саксе, «Сказки о цветах - вьюнок»

Все цветы росли вверх, протягивая руки к солнцу, за дарами, которыми оно так щедро наделяло все живое.
Только Вьюнок ползал в тени, не в силах подняться с земли, потому что у него не было крепкого хребта.
- Почему ты не карабкаешься вверх, как другие цветы? - спросила у Вьюнка мягкотелая Улитка.
- Что мне, почтенная, делать, когда у меня нет хороших друзей? - простонал Вьюнок.
- Друзей можно обрести, надо только уметь, - подмигнула Улитка.
- Друзей за деньги не купишь, а у меня и денег нет, - беспомощно развел руками Вьюнок.
- Есть нечто более могучее, чем деньги. Это лесть. Скажи Колу в изгороди, что он самое красивое дерево в саду, и он позволит тебе виться вокруг себя и карабкаться вверх, - поучала Улитка.

Вьюнок, правда, сомневался, чтобы видавший виды седой Кол окажется таким простаком и поверит столь грубой лжи.
А не лучше ли подмазаться к какому-нибудь существу женского пола? Хоть к той же Черемухе, воробьи прочирикали ей уши о ее красоте, и она охотно позволяет этим бездельникам вить гнезда в своих ветвях. Не выйдет – он ничего не потеряет, а выйдет – обретет все.

Жеманная Черемуха притворилась, что не слышит. Вьюнок начал виться вверх, настойчиво повторяя:
- Черемуха, Черемуха, как ты хороша!

Черемуха накинула на плечи белую шаль – упорная лесть Вьюнка ей, видимо, пришлась по душе.
- Теперь ты еще прекраснее! - восхищался Вьюнок.
- Скажи мне это на ухо! - игриво засмеялась Черемуха.

И Вьюнок вился все выше и выше. И вот уже шептал Черемухе не ухо:
- Ты … ты прелестнейшая из черемух!

Больше он ничего не умел сказать. Но Черемухе достаточно было и этих нескольких слов, чтобы поверить в искренность Вьюнка.

Когда ветер сорвал с плеч Черемухи белую шаль, Вьюнок забыл даже эти немногие слова. Бедная Черемуха! Она с нетерпением ждала, что Вьюнок посватается к ней, но, когда настала осень, от тоски засохла, и садовник распилил ее на дрова.

Весной Вьюнок огляделся, кому бы польстить теперь. Вьюнок набрался смелости и приблизился к Колу в изгороди.
- Кол, послушай, Кол, - заговорил с ним Вьюнок. - Я все думал и никак не мог придумать… - А? Ты это мне говоришь? - спросил глуховатый Кол.

Вьюнок продолжал терпеливо:
- Тебе, кому же еще. Я хотел тебе сказать…
- А?
- Поднимусь поближе к твоему уху. - Вьюнок проворно завился вверх. - Теперь ты слышишь? - спросил он.
- Теперь слышу.
- Я все думал и не мог придумать, почему никто не видит твоей красоты и силы? Разве изгородь устояла бы, не будь тебя? Ты ведь вся ее опора. По-моему, ты не только силен, но и красив. Самое красивое дерево во всем саду.
- Поднимись повыше, - попросил польщенный Кол, а Вьюнку только этого и надо было. За одну ночь он взобрался Колу прямо на голову и накричал ему в ухо столько похвал, что растроганный старикашка даже всплакнул, а воробьи от смеха за животики хватались.
- Ты единственный меня понимаешь, - лепетал Кол, - Ты мой лучший друг. Все остальные слепы. Даже поэты – они не посвятили мне ни одного прочувствованного стихотворения. Черемуху, Клен, Дуб – их поэты воспевают и славят, а скажи, чем эти деревья лучше меня?
- Да что ты! - воскликнул Вьюнок, - Мне на них даже смотреть противно.

И случилось, что ребенок, увидев Кол, обвитый Вьюнком, воскликнул:
- Смотрите, какие красивые цветы!
- Ты слышал? Устами младенца глаголет истина, - торжественно подтвердил Вьюнок.
- Останься со мной на всю жизнь, - прокряхтел Кол, - Будешь говорить всему саду о моих достоинствах, а я буду подпирать тебя, чтобы ты не оставался в тени.

Но жить вместе им пришлось недолго. Пришла зима и нахлобучила Колу на голову большую снежную шапку, и прогнивший Кол под ее тяжестью свалился.

Вьюнок не скорбел по погибшему другу, а стал присматриваться, к кому бы теперь примазаться. И к весне Вьюнок – хотите верьте, хотите не верьте – уже кружился и вился вокруг самого могучего Дуба.

Легенда о вьюнке

(из собрания сказок братьев Гримм)

Однажды извозчик застрял в дороге со своей повозкой, где находилось вино, да так, что не смог сдвинуть её с места несмотря на все свои старания. Как раз мимо проходила Богоматерь. Увидев тщетные попытки бедняка, и решив его испытать, она обратилась к тому со словами: «Я утомилась и хочу пить, налей мне стаканчик вина, а я тогда помогу освободить твою повозку». «Охотно», ответил извозчик, «но у меня нет стакана, куда бы тебе налить». Тогда Богоматерь сорвала белый цветочек с розовыми полосками, который называется полевым вьюнком и немного похож на стаканчик, и подала извозчику. Тот наполнил цветок вином, Богоматерь отпила, и в тот же миг повозка освободилась, и бедняк смог двигаться дальше. С тех пор эти цветочки называют ещё «стаканчиками Богоматери».