Анализ "сна пискарева" в произведении гоголя "невский проспект". О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект Что сближает зарисовки публики на невском проспекте

Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Технология: проблемное обучение

Цель: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.

Задачи:

    Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»

    Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру

    Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1 Слово учителя.

В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».

Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».

В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.

2. Беседа по фрагменту начала повести «Всемогущий Невский» . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Учитель: Как эту мысль выразил Гоголь? («Только взойдешь на Невский, как уже пахнёт одним весельем»)

Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? (Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)

Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.

3. Формулирование темы урока.

Учитель: Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова? Заглянем в словарь:

ФАНТАСМАГО’РИЯ, -и, ж . «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова

    Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

    Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

    Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

Учитель: В каком значении употребил это слово писатель? (во втором значении). Исходя их определения, сформулируем тему урока: «Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, - это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.

    Работа по подготовленному домашнему заданию.

Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.

Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)

Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)

Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)

Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).

Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).

Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).

Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).

Учитель: А теперь обратимся к другому герою - поручику Пирогову.

К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).

Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).

В чем заключалось «смелое предприятие» Пирогова? (он увязался на Невском за блондинкой, а она оказалась женой немца – жестянщика)

Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)

Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)

Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)

Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)

Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)

Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

«Пирогов и Пискарев – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! Один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» - писал В.Г.Белинский.

5. Обсуждение идейного смысла произведения. Работа над финальным отрывком «О, не верьте этому Невскому проспекту».

Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).

Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)

Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.

6 Рефлексия.

Продолжите предложения:

Петербург Гоголя ….

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера

Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек - …

Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).

Тема урока:

Цели урока:

    составить сравнительную характеристику героев повести «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как раскрывает в повести общечеловеческую проблематику; учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,

опираясь на вопросы учителя.

Ход урока.

I . Слово учителя.

На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова, назвать детали, при помощи которых автор создает характеры, на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)

II . Выступление групп и обсуждение вопросов:

1 этап.

Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

(Портрет героя заменен социальным портретом, т. е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)

Выступление 1 группы.

· «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;

· «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант »;

«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства »;

· «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;

· «имеют особенный дар заставлять смеяться »; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами »; «умел рассказать анекдот »;

· «был доволен своим чином »; «очень льстило это новое достоинство »

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?

(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

2 этап.

2. Характер

Выступление 2 группы.

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?

(Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)

3 этап.

Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)

Выступление 3 группы.

(Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева

с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;

«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)

Что мы узнаем о характере героя из снов?

(Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)

(Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)

Вывод (всему классу)

    раскрыть … (внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу) показать разлад … (между мечтой героя и реальной жизнью) объяснить причину … (трагической гибели художника)

Выступление 4 группы.

в) Окончание приключений

Пискарев Пирогов

Выступление 5 группы.

(Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)

(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)

(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)

III . Подведение итогов работы в группах.

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

(мечты и действительности).

IV . Домашнее задание.

Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести «Невский проспект»)».

Приложение.

В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:

    в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1; в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2; предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень); в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу)

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?

2 группа. 2. Характер

Пискарев а) преследование Пирогов

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

Что мы узнаем о характере из снов?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема - Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция - Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр - Повесть.

Направление – Социально-критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

Тема

Центральная тема произведения - судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика . Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества . Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу - добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения - неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка - встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка - поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог - описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Жанр

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения - обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 353.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!
1.Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Ш…пот-шепчет , ч…лка-чело , неч…тный-честь , сгущ…нка-сгущать , щ…нок-ощенившаяся собака, кош…лёк-кошель , беч…вка-бечева , деш…вый-дешевле , подж…г дома-поджог , он подж…г дом-поджигать , обж…рство-обжора , ш…рты-, ш…рох-под ударением пишется "О"- без ударения "Ё" , крыж…вник-под ударением пишется "О"- без ударения "Ё" , пиж…н-словарное слово , жонгл…р-словарное слово , за рубеж…м-рубеж , чуж…е- жи/ши пиши с буквой и , кофе-кофейный , морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш_тка, никч_мный, распаш_нка, щ_лк, ш_потка чая, чащ_ба, трущ_ба, сверч_к, дьяч_к, пустяч_к, снеж_к, клоч_к, бедняж_чка, сюртуч_к, л_вша, д_монтаж, д_зинфекция, ж_стянка, девочка обиж_на, он отверж_н мной, страшный толч_к, насладиться борщ_м.

2.Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления или не обособления разных типов определений; каковы закономерности выбора тире или дефиса. В статье “Горе от ума” В.Г.Белинский рассматривает русскую литературу диалектически продолжающую традиции истории и культуры. Разделение словесного искусства на три рода - лирический эпический и драматический - является отражением художественного осмысления жизни. Русская литература отличается удивительными перевоплощениями влекущими к соединению в контексте одного произведения смешного и грустного “высокого” и “низкого”. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” - пример блистательной сатиры цельной по форме и содержанию. “В “Ревизоре” нет сцен лучших потому что нет худших все представляет собой единый художественно-замкнутый мир” - писал Белинский.6 По мнению критика главным героем комедии является страх городничего как результат испуганного воображения невежественного чиновника боявшегося не только вышестоящих лиц но и своих собственных грехов. Интересно что Хлестаков появляется во втором действии а исчезает в четвертом. Ревизор-призрак и все происходящее на сцене - это некая фантастическая реальность обретающая по воле автора писателя-сатирика свое пространство и время.

3.Расставьте знаки препинания объясните условия обособления или необособления обстоятельств и дополнений; какой частью речи выражаются обстоятельства и дополнения какова функция и роль деепричастных оборотов в предложении. В статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г.Белинский рассматривает творчество писателя в контексте русской и европейской литературы открывая богатые возможности словесного искусства. В отличие от других русских писателей начала XIX века Гоголь создает “натуральную школу” обращаясь к истине и прозе жизни как источнику художественных фантазии и философских размышлений. “Он не льстит жизни но и не клевещет на нее он рад выставить наружу все что есть в ней прекрасного человеческого и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она для него настоящий портрет в котором все охвачено с удивительным сходством начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков идущих по Невскому проспекту в сапогах запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы который не боялся ничего на свете с люлькою в зубах и саблею в руках до стоического философа Хомы который не боялся ничего на свете даже черта и ведьм когда у него люлька в зубах и рюмка в руках».

7.Определите все части речи. В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» отметил как была воспринята комедия консерваторы негодовали люди прогрессивного мышления особенно молодежь восхищались едкой и злой сатирой на старое поколение. Чацкий воспринимался как человек нового времени. В этой же статье В.Г.Белинский выделяя художественные особенности пьесы утверждал что Чацкий не кто иной как «новый Дон-Кихот». Как известно А.С.Пушкин соглашался с мнением критика. Как бы ни были противоречивы суждения о главном герое ясно то что автор комедии сделал первый шаг в развитии новой реалистической драматургии. В письме к П.А.Катенину А.С.Грибоедов рассказал о том как он работал над планом пьесы как создавал героя (один «здравомыслящий человек» попал в окружение «25 глупцов»). «Сначала он весел и это порок шутить и век шутить как вас на это станет».

Повесть Гоголя, в которой романтические приключения заканчиваются одновременно трагедией и фарсом, Невский проспект становится символом и центром петербургской жизни, а сам Петербург - призрачным городом, в котором всё не то, чем кажется.

комментарии: Валерий Шубинский

О чём эта книга?

«Невский проспект» — короткая повесть о двух приятелях-петербуржцах и об их романтических увлечениях и любовных похождениях, которые заканчиваются в одном случае трагически, в другом — гротескно-комически. Герои — романтически настроенный художник Пискарёв и жовиальный поручик Пирогов — воплощают два типа петербуржца: экзальтированного романтика и приземлённого обывателя, но оба они — игрушки столичной жизни, с её иллюзорностью и непредсказуемостью.

Жан Жерень. Портрет Николая Гоголя. Конец 1830-х годов

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Когда она написана?

Первые черновики повести относятся к 1831 году. Полная черновая редакция была готова в 1834 году, окончание работы над повестью исследователи датируют маем-августом того же года. Цензурное разрешение сборника «Арабески», в котором напечатана повесть, было выдано 10 ноября 1834 года. Гоголь в это время жил в Петербурге и одновременно работал над другими петербургскими повестями — «Носом» и «Записками сумасшедшего».

Вид Фонтанки у Аничкова моста. Гравюра Александра Тона. 1820-е годы

Как она написана?

Повесть начинается с описания Невского проспекта в разное время суток. Завершается этот фрагмент сценой вечернего гуляния на главной городской улице. Это позволяет создать своего рода панораму столичной жизни — причём весьма парадоксальную по приёмам. Как указывает Юрий Тынянов, «Невский проспект» основан на эффекте полного отождествления костюмов и их частей с частями тел гуляющих: «Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческой прекрасный нос… четвёртая (несёт. — Ю. Т. ) пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку» и т. д. Здесь комизм достигнут перечислением подряд, с одинаковой интонацией, предметов, не вяжущихся друг с другом».

Именно в этот момент появляются два главных героя. Обратив внимание на двух разных молодых женщин (Пискарёв — на брюнетку, Пирогов — на блондинку), они разлучаются друг с другом и устремляются за понравившимися им дамами. Романтика Пискарёва дорога приводит в бордель: женщина, принятая им за аристократку, оказывается проституткой. В ужасе убежав из «обители разврата», он погружается в болезненные грёзы. В одном из снов девушка в самом деле оказывается аристократкой, а её пребывание в публичном доме имеет некое таинственное объяснение; в другом сне (который он видит под воздействием опиума) она предстаёт ему «у окна деревенского светлого домика».

Никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата

Николай Гоголь

При этом стиль повествования всё время меняется. От нравоописательной «болтовни» (пародирующей стилистику «Северной пчелы» Проправительственная газета, издававшаяся в Петербурге с 1825 по 1864 год. Основана Фаддеем Булгариным. Поначалу газета придерживалась демократических взглядов (в ней печатались произведения Александра Пушкина и Кондратия Рылеева), но после восстания декабристов резко изменила политический курс: вела борьбу с прогрессивными журналами вроде «Современника» и «Отечественных записок», публиковала доносы. Почти во всех разделах газеты писал сам Булгарин. В 1860-е новый издатель «Северной пчелы» Павел Усов пытался сделать газету более либеральной, но вынужден был закрыть издание из-за малого количества подписчиков. и «Библиотеки для чтения» Первый многотиражный журнал в России, издавался ежемесячно с 1834 по 1865 год в Петербурге. Издателем журнала был книготорговец Александр Смирдин, редактором — писатель Осип Сенковский. «Библиотека» была рассчитана в основном на провинциального читателя, в столице её критиковали за охранительство и поверхностность суждений. К концу 1840-х годов популярность журнала начала падать. В 1856 году на место Сенковского позвали критика Александра Дружинина, который проработал в журнале четыре года. ) Гоголь переходит к столь же иронической патетике, а затем — к колоритным бытовым деталям. Например, реплика торгующего опиумом «персиянина», к которому художник обратился за товаром: «Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица! чтобы брови были чёрные и очи большие, как маслины; а я сама чтобы лежала возле неё и курила трубку! слышишь? чтобы хорошая была! чтобы была красавица!»

Кульминация действия — вторичный приход Пискарёва в публичный дом, предложение руки и сердца, сделанное им «аристократке», её отказ и его самоубийство. Затем автор переходит к гротескной и вульгарной истории ухаживаний Пирогова за женой жестянщика Шиллера.

Финал повести — вновь мотив Невского проспекта. Последний абзац проникнут одновременно пафосом и иронией; Невский предстаёт волшебным, заколдованным местом, где всякая видимость обманчива:

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащем своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <…> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.

Однако, в отличие от других повестей Гоголя, «демонизм» Невского и вообще Петербурга в этой повести раскрывается не через фантастику. Происшествия, случившиеся с героями, вполне реальны и почти будничны.

Дмитрий Кардовский. Иллюстрация к «Невскому проспекту». 1905 год

Что на неё повлияло?

Как и вообще на «петербургские повести» Гоголя, на «Невский проспект» повлияли произведения Гофмана. С другой стороны, отмечают влияние на Гоголя французского писателя Жюля Жанена Жюль Габриель Жанен (1804-1874) — французский писатель, критик. В течение больше чем сорока лет работал театральным критиком в газете Journal des Debats. В 1858 году был издан сборник его театральных фельетонов. Жанен прославился романом «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина», ставшим программным текстом французской неистовой школы. В письме к Вере Вяземской Пушкин называет роман «прелестным» и ставит Жанена выше Виктора Гюго. (прежде всего романа «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина», 1829) и сборника «Париж, или Книга ста одного» (1832) — книг, очень популярных у образованной русской публики. С гоголевской повестью эти тексты сближает тема любви к «падшей» женщине и в то же время описание каждодневной жизни города (Парижа), в которой будничное сливается с фантастическим. Описание опиумных грёз Пискарёва может отсылать к «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум» Де Квинси Томас де Квинси (1785-1859) — английский писатель. Пристрастился к опиуму во время учёбы в Оксфордском университете в 1803 году. Спустя 18 лет издал книгу «Исповедь англичанина, употребляющего опиум», где в красках описал наркотические галлюцинации. Также писал эссе на экономические и литературные темы. Умер, вопреки ожиданиям врачей, на 75-м году жизни. (1821; в русском переводе, изданном в 1834-м, ошибочно приписана Мэтьюрину Чарльз Роберт Мэтьюрин (1780-1824) — английский писатель. С 23 лет служил викарием в ирландской церкви, первые романы писал под псевдонимом. Стал известным благодаря пьесе «Бертран», её высоко оценили Байрон и Вальтер Скотт. Роман Мэтьюрина «Мельмот Скиталец» считается классическим образцом английской готической литературы. ).

Вслед за Жаненом и Поль де Коком Шарль Поль де Кок (1793-1871) — французский писатель. Приобрёл известность благодаря роману «Гюстав» (1821). Был очень популярен в России XIX века. Всего Поль де Кок написал около 200 водевилей, комических опер, песен, многие из которых считались современниками довольно фривольными. Гоголь в «Невском проспекте» использует элементы зародившегося во французской романтической литературе жанра физиологического очерка (описание Невского, петербургских художников и офицеров), но они инкорпорированы в связное сюжетное повествование. Сам мотив непредсказуемости и загадочности, присущей Петербургу, делает нравоописательные свидетельства условными и в каком-то смысле недостоверными. Тем не менее «Невский проспект» больше, чем другие произведения Гоголя, повлиял на вышедший в 1845-м сборник «Физиология Петербурга».

Жюль Жанен. Около 1856 года. На «Невский проспект» повлияли произведения Жанена

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Автопортрет. 1820 год. Гофман оказал влияние на все «петербургские повести» Гоголя

Джон Уотсон Гордон. Портрет Томаса Де Квинси. Около 1845 года. Описание опиумных грёз Пискарёва может отсылать к «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум» Де Квинси

Первая публикация — в книге Гоголя «Арабески» (1835). Здесь же были напечатаны повести и , отрывок из неоконченного романа «Гетьман» и несколько исторических, критических и педагогических статей. Вторая прижизненная публикация «Невского проспекта» состоялась в 1842 году в третьем томе собрания сочинений Гоголя.

Сборник «Арабески» Николая Гоголя. 1835 год

Как её приняли?

До публикации Гоголь показывал повесть Пушкину — тот написал в ответ, что «прочёл с удовольствием», и высказывал надежду, что повесть пропустит цензура.

Виссарион Белинский в статье «О русской повести и о повестях г. Гоголя» не без иронии отметил образ Пирогова: «Пирогов!.. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! Ты многообъемлющее, чем Шайлок Шейлок — один из главных персонажей шекспировской пьесы «Венецианский купец». , многозначительнее, чем Фауст! <…> Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придёт по плечам тысячи человек» 1 Телескоп. 1835. Ч. XXVI. № 7-8. . Барон Брамбеус ( Осип Сенковский Осип-Юлиан Иванович Сенковский (1800-1850) — писатель, редактор, востоковед. В юности совершил путешествие по Сирии, Египту и Турции, издал о нём путевые очерки. По возвращении устроился переводчиком в Иностранную коллегию. С 1828 по 1833 год служил цензором. Сенковский основал один из первых массовых журналов — «Библиотека для чтения», редактировал его более десяти лет. Писал рассказы и публицистику под псевдонимом Барон Брамбеус. ), резко критически оценивший «Арабески», с похвалой отзывается о «Невском проспекте»: «Очень забавна история одного немецкого носа, спасённого от неминуемой погибели поручиком Пироговым» 2 Библиотека для чтения. 1835. Т. IX. Отд. VI. .

Осип Сенковский с похвалой отзывался о «Невском проспекте»

Виссариону Белинскому показался особенно важным образ Пирогова

О «Невском проспекте» писали несколько меньше, чем о других «петербургских повестях». Тем не менее к образу поручика Пирогова обращается Фёдор Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 год. С точки зрения Достоевского, поручик Пирогов «был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось безмерно много». Для Достоевского Пирогов воплощает такую важную для него категорию, как «бесстыдство».

Надо говорить так, чтобы не было слишком умно, ни слишком смешно, чтобы во всём была та мелочь, которую любят женщины

Николай Гоголь

По мнению литературоведа Владимира Денисова, образы Шиллера и Гофмана могут содержать намёк на «обыкновение Булгарина и Греча раздавать понравившимся авторам и друг другу такие титулы, как «русский Гёте». Ещё важнее в этом смысле Мещанская улица — как мы уже упоминали, место расположения борделей. Связь с притонами Мещанской (в девические годы) приписывали жене Булгарина, и этот «компромат» широко использовался в литературной полемике. Вот, например, завершение «Моей родословной» Пушкина:

Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?.. он в Мещанской дворянин.

Порка воспринималась не только как физическое наказание, но и прежде всего как оскорбление. Дворяне были законодательно освобождены от телесных наказаний с 1785 года (как, кстати, и купцы первой и второй гильдии — поэтому городничий в боится наказания за порку «унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством»). Представление о том, что дворянин, подвергшийся телесному наказанию, непоправимо обесчещен, было характерно для людей самого разного образовательного статуса и морального уровня. Слухи о порке, которой якобы подвергся Пушкин в 1820-м в канцелярии Милорадовича Граф Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825) — генерал, участник Русско-шведской войны, Итальянского и Швейцарского походов Суворова, Русско-турецкой войны 1806-1812 годов. В 1810 году Милорадович был назначен киевским военным губернатором. В Отечественной войне 1812 года участвовал в Бородинском сражении, сражении под Вязьмой, взятии Парижа. После войны — санкт-петербургский военный генерал-губернатор. Во время восстания 14 декабря был убит декабристами на Сенатской площади, перед смертью завещал отпустить на волю всех своих крестьян. , распущенные Фёдором Толстым Граф Фёдор Иванович Толстой по прозвищу Американец (1782-1846) — военный, путешественник. В 1803 году отправился в кругосветное плавание с капитаном Крузенштерном, однако из-за хулиганских выходок был высажен на берег на Камчатке и должен был возвращаться в Петербург самостоятельно. Путешествию по Русской Америке — Камчатке и Алеутским островам — Толстой обязан своим прозвищем. Участвовал в Русско-шведской войне, Отечественной войне 1812 года, после войны поселился в Москве. Толстой был известен своей любовью к дуэлям и карточным играм, женился на танцовщице-цыганке, от которой у него было двенадцать детей (пережила его только одна дочь). В старости Толстой стал набожным и считал смерть детей наказанием за одиннадцать человек, убитых им на дуэлях. (Американцем) и повторённые (с возмущением и сочувствием к поэту!) Кондратием Рылеевым Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) — поэт. Участвовал в заграничных походах 1813-1814 годов, в 1818 году вышел в отставку, перешёл на гражданскую службу и занялся литературой. Стал членом Вольного общества любителей российской словесности, издал книгу «Думы», вместе с Александром Бестужевым выпускал альманах «Полярная звезда». В 1823 году Рылеев вступил в декабристское Северное тайное общество и стал одним из руководителей восстания 1825 года. Был заключён в Петропавловскую крепость, а затем казнён. , заставили Пушкина вызвать обоих на дуэль.

Оскорбление, нанесённое простолюдином, не могло быть смыто кровью, и единственной реакцией на него могла быть жалоба в государственные органы. Это и собирается сделать Пирогов, но отказывается от своего намерения — не только из легкомыслия, но и потому, что огласка пережитого унижения могла бы сделать его предметом насмешек и сказаться на его карьере. Он предпочитает оставить оскорбление безнаказанным, причём не воспринимает это драматически.

список литературы

  • Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1988.
  • Бочаров С. Г. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н. В. Петербургские повести. М.: Правда, 1981.
  • Денисов В. Д. «Бывают странные сближения» (ещё раз о полемике Пушкина и Гоголя с Булгариным и Гречем) // http://old.domgogolya.ru/storage/documents/readings/04/denisov_v_d_-_polemika_pushkina_i_gogolya_c_bulgarinym_i_grechem.pdf
  • Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1873 год // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 12. СПб.: Наука, 1994.
  • Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб.: Logos, 1994.
  • Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.
  • Пушкин А. С. Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов // Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1962.
  • Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  • Чигиринская О. С. «Невский проспект» Гоголя. Мир - сновидение // Литература. 2008. № 2.
  • Энгельгардт Б. М. Невский проспект. Комментарии // Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений. В 14 т. Т. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1938.

Весь список литературы