Презентация на тему: Классификация типов нарушения психического развития. Причины возникновения нарушений развития Причины возникновения нарушений развития презентация

«Образование детей с ОВЗ» - Выявление особых образовательных потребностей. Кислородные концентраторы и коктейлеры. Направления научно-методического обеспечения. Проведение мониторинга эффективности организации инклюзивного процесса. Формы и методы организации образовательного процесса. Участие родителей в образовательном процессе.

«Дети с ограниченными возможностями здоровья» - Специфичность урока. Нарушения речи. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Общие рекомендации. Особенности УО детей. Иммунологическая несовместимость. Формирование готовности руки к письму. Рекомендации. Нарушения врожденные и приобретенные. Критические периоды развития. Уровень речевого развития ребенка.

«Образование лиц с ОВЗ» - СФГОС начального образования детей школьного возраста с ОВЗ (проект). Характеристика планируемых результатов. Интеграция. Специальное образование. Вариант СФГОС (цензовый уровень). Документы, составившие законодательную базу интеграционных процессов. Европейское законодательство. Формирование в педагогическом сообществе новых ценностных установок.

«Образовательные потребности детей с ОВЗ» - Индивидуальная образовательная программа. Адаптировать задания. Механизм реализации. Программа коррекционной работы. Разработка адаптированной образовательной программы. Содержание основных направлений. Программа обучения. Результат работы. Путешествие. Особенности основного этапа обучения. Модифицировать (упрощать) задания.

«Обучение незрячих детей» - Гимнастика для пальцев. Развитие мимики и пантомимики. Высшие психические процессы. Движения артикуляционных органов. Пальцевые упражнения. Информационные технологии. Логопедия. Направления коррекционной деятельности. Местоположение входной двери. Танцевальная деятельность. Навыки пользования различными бытовыми предметами.

«Дистанционное обучение детей с ОВЗ» - Обучение детей с ОВЗ. Дистанционное обучение детей с ОВЗ. Дистанционное обучение. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа является одним из важных факторов социализации. Компоненты содержания обучения. Ученик получает возможность слышать иноязычную речь. Создание безбарьерной школьной среды для детей с ОВЗ.

Всего в теме 14 презентаций

Слайд 2

Основу принципа детерминизма составляет идея причиннойобусловленности и всеобщей взаимосвязи явленийобъективной реальности. В этом смысле любое отклонение вразвитии всегда имеет свою причину, независимо от того, известнаона нам или нет. Перечень подобных причин необыкновенновелик.

Слайд 3

Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). При этом отмечается, что относительно легко протекающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые иэндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков ит. п.

Слайд 4

Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. Наряду сбиологическими факторами не менее значима социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.

Слайд 5

Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер, что графически представлено на рисунке 1. Кружками в верхнем ряду обозначаются разнообразные этиологические факторы, а в нижнем ряду квадратами представлены варианты отклонений в психическом развитии. Стрелки демонстрируют описанные связи.

Слайд 6

Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием.

Слайд 7

Таким образом, конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависеть не только от него самого, но и от многообразных комбинаций опосредующих переменных. К числу таких переменных следует отнести преимущественную локализацию вредоносного воздействия, влияние которого чаще всего избирательно, в результате чего пораженными могут оказаться самые различные структуры, органы и системы. Другой не менее важной характеристикой деструктивных условий является их интенсивность.

Слайд 8

Безусловно, сила воздействия патогенного фактора напрямую определяет его конечный эффект, выраженность того или иного нарушения. Помимо названных весьма значимой переменной выступает экспозиция, длительность воздействия. Нет особой необходимости специально доказывать, что чем дольше индивид испытывает на себе влияние патогенного фактора, тем тяжелее в конечном счете могут оказаться последствия. Даже если неблагоприятное воздействие будет кратковременным и достаточно слабым, при его частой повторяемости вероятен коммулятивныйэффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии. Поэтому частота также является важной характеристикой вредоносных условий. Перечисленные переменные относятся, как можно заметить, к характеристикам самого патогенного фактора. Но не меньшее значение имеют и собственные свойства индивида, испытывающего на себе подобное влияние.

Слайд 9

Прежде всего, главную роль играет возраст. Общая закономерность в данном случае такова: связь возраста и тяжести последствий действия патогенного фактора обратно пропорциональна. Иначе говоря, чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей. Последние с неизбежностью вызывают реакцию, сопротивления со стороны защитных систем, начиная с иммунной и заканчивая сложными компенсаторными реакциями в виде много образных механизмов психологической защиты. Обозначим их на схеме понятием ≪компенсаторные возможности≫(рис 1).

Слайд 10

Слайд 11

Следует выделить еще одну переменную, которую нельзя отнести ни к свойствам патогенного фактора, ни к качествам индивида. Конечный эффект деструктивных условий во многом определяется и тем, насколько быстро и эффективно пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого-педагогическая. Все сказанное означает, что результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим сочетанием его характеристик и свойств самого индивида.

Слайд 12

Слайд 13

Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.

Слайд 14

Следует иметь в виду и еще одно обстоятельство. Патогенное воздействие, как правило, приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь к появлению анатомо-физиологических предпосылок - относительно устойчивых нарушений центральной нервной системы. Данные предпосылки представляют собой уже непосредственную причину аномалий в процессе психического развития. Но соотношение анатомо-физиологического фактора и отклонений в развитии тоже неоднозначно и в чем-то напоминает связь задатков и способностей с отрицательным знаком. Задатки, будучи конституционными (даже психофизиологическими) предпосылками способностей, могут превратиться в последние лишь при благоприятных социальных условиях. Нечто подобное мы можем наблюдать и в случае отклонений в развитии.

Слайд 15

Биологические детерминанты, безусловно, оказывают значительное влияние на появление отклонений в психическом развитии. Но далеко не последнюю роль в этом процессе играют неблагоприятные социальные факторы, способные в полной мере раскрыть негативный потенциал, заложенный в конституционных характеристиках дизонтогенеза. Сочетание таких внутренних и внешних неблагоприятных условий в совокупности образует особый аномальный или, говоря современным языком, дизонтогенетический фактор, представляющий собой основную детерминанту нарушенного развития.

Слайд 16

Вывод:

Знание причин, вызывающих отклонения, и условий, опосредующихих: расширяет наши представления о сущностидизонтогенеза. Кроме того, эти знания дают возможность психологуболее активно и профессионально принимать участиев работе по профилактике отклонений в развитии у детей.

Посмотреть все слайды

Онтогенез и присущие ему закономерности

Онтогенез это процесс появления и развития организма вплоть до самой смерти. Например: развитие организма, которое начинается от оплодотворенного яйца, до формирования взрослой особи называется онтогенез.

Говоря другими словами, онтогенез определяется как структурные изменения одной единицы жизни (клетки, организма или сообщества организмов), которые позволяют ей развиваться и существовать.

Во время онтогенеза происходит очень много сложных процессов, т.е. происходит реализация генетической информации, которая была передана родительскими организмами.

На развитие организма влияют генетические и парагенетические факторы. К генетическим факторам можно отнести, например, темп развития, достижение определенного размера тела, физические и умственные способности. Например, пол ребенка, это черта, которая определяет особенности и разницу развития мальчиков и девочек.

Парагенетические факторы - это особенности организма матери, которые могут дополнительно воздействовать на развитие плода. К таким факторам можно отнести жизнь матери во время беременности, социальные факторы, происхождение, территория проживания, климат страны и др.

Существуют так же 2 важные закономерности онтогенеза человека.

1. Процессы роста и развития происходят интенсивней в молодых организмах, и по мере старения угасают. Так, например, в младенческом возрасте рост и др. морфологические процессы самые существенные. По мере взросления интенсивность процессов понижается, повышаясь только во время полового созревания. У взрослых особей масса тела и рост остаются на относительно постоянном уровне.

2. Рост и развитие организма происходят не равномерно. Каждому периоду онтогенеза характерны свои процессы. Например, в период созревания организма, замедляются процессы роста.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

В онтогенезе различают две фазы. Эмбриональное развитие, которое происходит под покровом эмбриональных оболочек, и постэмбриональное. В отношении человека, эмбриональным периодам можно назвать период развитие эмбриона в организме матери, т.е. во время беременности.

Для начала рассмотрим самый сложный период развития организма - эмбриональный. В этом периоде всего лишь из одной клетки формируется целый организм, готовый к самостоятельной жизни во внешней среде.

Процесс эмбрионального развития называется - эмбриогенез. Он начинается от оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом (в случае человека) и образования зиготы.

Развитие эмбриона осуществляется поэтапно.

1 этап - дробление. Как только произошло оплодотворение и формирование зиготы, она начинает быстро делиться. Таким образом, из одной клетки формируется многоклеточный зародыш - однослойная бластула. Важным является то, что на этом этапе не изменяется вес и объем - они остаются такими же, как были во время зиготы. С каждым делением клетки бластулы становятся все меньше и меньше. Кроме того, еще не наступает дифференциация клеток, и все клетки бластулы распределяются равномерно, что так же объясняет название зародыша - однослойная бластула. Однако не у всех организмов клетки бластулы одинаковы. Размер этих клеток зависит от исходного количества желтка в яйце. Чем меньше желтка в яйце, тем равномернее будет процесс дробления.

2 этап - гаструляция. В этот период клетки не делятся и не растут. Клетки бластулыначинают мигрировать, т.е. переходить из одной области в другую, формируя тем самым двухслойный или трехслойный зародыш - гаструлу. Так же одним из распространенных вариантов гаструляции является впячивание стенки бластулы внутрь. Гаструла представляет собой полый двух или трехслойный шар. Полость внутри называется гастроцель, она является первичной кишкой. Гаструла сообщается с внешней средой с помощью отверстия в полости, которое является первичным ртом.

Верхний слой гаструлы называется - эктодерма, внутренний - энтодерма.

У многоклеточных животных возникает посередине третий слой - мезодерма. Трехслойная гаструла носит название - нейрула.

После образования всех слоев начинаются процессы образования тканей и органов (органогенез).

Во время этих процессов появляется дифференциация клеток, т.е. возникает более сотни различных видов клеток. Они отличаются друг от друга внешне и функционально. Первичный органогенез характеризуется появлением осевых органов, например, у ланцетника в это время появляются кишечная и нервная трубки и хорда.

У всех животных из одних и тех же слоев гаструлы формируются одинаковые органы и ткани. Так из эктодермы образуется кожный эпителий, зубная эмаль, органы чувств и нервная система.

Из мезодермы образуется система кровоснабжения организма, мышцы, половые железы, почки и др.

Из энтодермы - пищеварительные железы, эпителий легких и кишечника.

В постэмбриональном периоде завершается органогенез, происходит рост и развитие тела, половое созревание. Постэмбриональное развитие может быть двух типов: прямое и с метаморфозом.

Прямое постэмбриональное развитие - родившийся организм отличается от материнской особи размерами и недоразвитыми некоторыми органами.

Не прямое постэмбриональное развитие, т.е. развитие с метаморфозами - родившийся организм совершенно не похож на материнский. Из яйца выходит личинка, которая по внешнему и внутреннему строению сильно отличается от материнской особи и ведет другой образ жизни. На определенном этапе личинка превращается во взрослую особь и уже совсем не отличается от родителей. Примеры такого превращения: гусеница бабочки, головастики лягушек.

Причины нарушения развития организмов

Нарушение развитие организмов может быть связанно с рядом факторов. Различают внешние и внутренние факторы.

К внутренним фактором можно отнести наследственные заболевания, гормональные нарушения, неполноценность половых клеток.

К внешним факторам относят алкоголь, инфекционный заболевания, передающиеся от матери к ребенку, ионизирующее излучение, наркотические вещества и лекарственные препараты, никотин, тяжелые металлы.

Врожденные аномалии появляются дифференцировано, т.е. часто зависят от пола ребенка. Так, например, анэнцефалия (развитие плода с частичным или полным отсутствием мозга) чаще наблюдается у девочек.

1. Нарушения внутриутробного развития

1.1. Причины эндогенного происхождения

3.1. Физические факторы

3.2. Химические факторы

3.3. Биологические факторы

1.2. Причины экзогенного происхождения

Нарушения этого вида появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врождёнными и приобретёнными.

Врождённые нарушения появляются вследствие воздействия отрицательных факторов на эмбрион или плод (эмбрионом считается жизнь от времени оплодотворения половых клеток до девяти недель, плодом - будущий новорождённый в утробе матери от девяти недель до девяти месяцев). Отрицательные факторы сильнее всего нарушают те органы и системы, которые в это время развиваются интенсивнее. Например, наиболее важный период развития органов зрения и слуха - 3-9-й недели. Внутренние органы в основном формируются на 7-11-я неделях. В эти периоды названные органы и системы наиболее чувствительны и быстро поражаются отрицательными факторами.

Нередко в первые недели женщина не знает о своей беременности и может употреблять антибиотики, барбитураты или другие медикаменты, оказывающие отрицательное воздействие на эмбрион, или находиться под воздействием отрицательных внешних факторов. Во избежание таких ситуаций необходимо планирование семьи.

Самый интенсивный период развития мозга эмбриона - 2-11-я недели. Но в целом этот важнейший человеческий орган формируется долго, на протяжении всей беременности матери. Ежеминутно число нервных клеток возрастает в среднем в 20 000 раз. Мозг только что родившегося ребёнка весит около 400 граммов и составляет около 15 миллиардов нервных клеток. Однако они осуществляют намного меньше функций, чем мозг других новорождённых млекопитающих. Чтобы полностью развиться (уже не в утробе матери), потребуются годы, в течение которых сформируется сеть, объединяющая нервные клетки. Поэтому для развития мозга эмбриона, плода или ребёнка до одного года очень опасно воздействие любых отрицательных физических, химических или биологических факторов.

2. Нарушения развития после рождения

Причинами нарушений развития ребёнка могут быть различные травмы (в том числе родовые), при которых повреждаются зрение, анализаторы слуха, головной мозг.

Родовые травмы случаются как при затяжных, так и при стремительных родах, при неправильном положении плода, рано отошедших водах, несоответствии размеров бёдер матери и величины плода. Чаще всего травмируется голова новорождённого, вследствие чего может произойти кровоизлияние в мозг, повреждение мозга или его покрытия. При родовых травмах могут повредиться мышцы, суставы и кости новорождённого (напри-«ео, вывих плеча, перелом ключицы). При затяжных родах нередко используется инструментное вспоможение. Это весьма опасно, так как можно повредить ещё не сросшиеся кости черепа и нарушить систему кровообращения мозга.

Вся патология родов делится на несколько групп:

1) механические травмы родов, когда во время ролов повреждается однородность тканей головы ребёнка;

2) гипоксия - когда из-за нехватки кислорода нарушается обеспечение тканей кислородом;

При повреждении головного мозга новорождённый может погибнуть уже в первый час или в первые сутки жизни. Более половины выживших младенцев страдают неврологической патологией: от признаков повышенной нервной возбудимости до тяжёлых параличей и слабоумия.

Болезни, перенесённые в раннем детстве (в том числе и такие безобидные на первый взгляд, как грипп, корь, скарлатина), также могут вести к нарушениям развития. Но особенно опасны эпидемический менингит, энцефалит и полиомиелит.

Менингит - острое воспаление оболочек головного и спинного мозга. Чаще им болеют именно дети. Болезнь вызывается менингококком или пневмококком, находящимся в горле больного. Заразиться можно от кашляющего, чихающего больного, от заражённых им вещей (например, игрушек). Болезнь начинается внезапно: у ребёнка болит голова, наблюдаются высокая температура, рвота, могут быть потеря сознания, эпилептические приступы. В результате этой болезни ребёнок может оглохнуть, ослепнуть, могут начаться гидроцефалия, слабоумие.

Источником вируса первичного энцефалита бывают некоторые грызуны, козы, коровы и птицы. Переносят же его в основном клещи. Болезнь начинается через 1-2 недели после укуса заражённого клеща или из-за выпитого молока заражённой коровы, козы. У ребёнка повышается температура, болит и кружится голова, появляются слабость, тошнота, нарушается сон. Вторичный энцефалит начинается у больных гриппом, токсоплазмозом. бруцелиозом, краснухой. Для детей и подростков эта болезнь может иметь разрушительные последствия: нарушения психики, интеллекта, паралич эпилептические приступы.

Полиомиелит - это инфекционный детский паралич, разрушающий центральную нервную систему. Чаще болеют дети в возрасте от 1 до 5 лет. Полиомиелит вызывается вирусом. Заразиться можно через воду, пишу, грязные руки, иногда - через воздух. При заражении повышается температура, болит голова, конечности, появляются насморк, кашель, иногда случается рвота. Через 2-5 дней наступает паралич ног, рук, мышечной ткани. Последствия полиомиелита часто остаются на всю жизнь: атрофия мышц, деформация рук, ног, позвоночника.

К группе причин приобретённых нарушений относятся и отравления. Отравление отрицательно действует на весь организм, но некоторые вещества (алкоголь, наркотики, ртуть) могут особенно повредить нервную систему. Очень токсичны большие дозы таких медикаментов, как гентомицин, синтомицин. При отравлении этими лекарствами может быть нарушен слуховой нерв.

Степень нарушения в развитии детей зависит от силы отрицательного фактора и времени его возникновения. Чем раньше отрицательные факторы повлияют на эмбрион, плод или ребёнка, тем глубже бывают нарушения. Поэтому профилактика упомянутых заболеваний и патологий - важный фактор воспроизводства здорового населения и в конечном итоге выживания человечества.

3. Факторы отклонения развития

3.1. Физические факторы

Радиация наиболее отрицательно влияет на развивающийся организм. Человек живёт под постоянным воздействием радиоактивных элементов и продуктов их разложения. Радиоактивный фон имеют космические лучи, воздух, земля, вода, растения и все живые организмы. Но большая радиоактивность опасна для здоровья и жизни. Беременная женщина, получив большие дозы радиоактивности, может родить детей с различными соматическими и нервными повреждениями (нарушения интеллекта, гидроцефалия, микроцефалия, аномалии конечностей, нарушения кровообращения, сенсорики). Наиболее опасна радиоактивность в период формирования органов и систем на эмбрионной стадии.

Радиоактивный потенциал в человеческом организме может появиться из-за радиоизотопной диагностики и радиотерапии, больших доз рентгеновских лучей. Вредную радиоактивность создают испытания ядерного оружия, аварии на урановых реакторах в атомных электростанциях.

Механическое воздействие на брюшную полость беременной женщины может повредить плод. Особенно опасны сдавливания в этой области, из-за чего могут начаться даже преждевременные роды. Поэтому беременным женщинам не следует ездить в переполненном городском транспорте в часы пик.

Отрицательное воздействие на эмбрион может оказать и вибрация. Следовательно, водить грузовики, тракторы, работать на электрических швейных или вязальных машинах беременным не рекомендуется.

Высокая температура окружающей среды и повышенная температура тела матери вследствие каких-либо заболеваний ведёт к повышению температуры эмбриона, из-за чего у него увеличивается потребность в кислороде. Не получая необходимого количества кислорода, эмбрион попадает в состояние частичной асфиксии. Вот почему беременной женщине не следует работать в горячих цехах, химчистках, кухнях общественного питания и других предприятиях, где постоянно бывает высокая температура.

Вредно и длительное переохлаждение тела беременной, так как оно замедляет развитие плода. Поэтому женщине, ожидающей ребёнка, не следует работать и в холодных цехах (на мясо-морозильных или молочных комбинатах).

3.2. Химические факторы

Первичный результат воздействия этих факторов - интоксикация организма (отравление) будущей матери.

Как ни парадоксально это звучит, на первом месте среди вредных химических веществ находятся лекарства. Особенно опасно употреблять новые, не проверенные временем препараты. В середине XX века, к примеру, когда были изобретены антибиотики, ими активно лечили и беременных женщин. Оказалось, что применение, в частности, стрептомицина приводит к появлению глухих детей - из-за этого препарата атрофируется слуховой нерв. В медицине даже появился новый термин - стрептомициновая глухота.

Для будущего ребёнка опасны успокаивающие и снотворные препараты (барбитураты). Они легко проникают через плаценту и накапливаются в мозге, печени, почках ребёнка. Причём установлено, что в организме плода их откладывается в два раза больше, чем в организме самой матери. Некоторые снотворные препараты вызывают тяжёлые физические вырождения и повреждения психического развития. Поэтому беременным женщинам ни в коем случае не следует принимать лекарства по своему усмотрению. В каждом случае необходимо советоваться с врачом.

Катастрофически на развитие плода действует хинин, который некоторые женщины употребляют для избавления от беременности. Чаще всего такая попытка кончается неудачей, эмбрион же необратимо повреждается и в дальнейшем развивается с тяжёлыми нарушениями.

Алкоголь и наркотики отрицательно воздействует на развитие внутренних органов плода, поэтому особенно опасны они на 7-11-й неделях беременности. Больше всего страдает головной мозг, в составе которого имеются жировые соединения, - алкоголь разрушает именно такие ткани.

Из-за воздействия алкоголя могут появиться прогрессирующее слабоумие, гидроцефалия, эпилепсия, асфиксия, глухонемота, неврозы, нарушения функций сердца и почек, вырождение конечностей, повреждение наружных и внутренних половых органов. Установлено, что более чем 60% детей, страдающих эпилепсией, рождаются у родителей, употребляющих алкоголь.

Алкоголь и продукты его разложения влияют на эмбрион ещё до оплодотворения. Они нарушают деятельность как женских, так и мужских половых органов - и они начинают производить неполноценные половые клетки (изменяется их генетическая информация).

Алкогольный синдром встречается у 2-3 новорождённых из 1000. У страдающего алкогольным синдромом ребёнка бывают маленькая голова и подбородок, низкий лоб, короткий нос, плоский затылок, маленькие, часто косые глаза, встречается расщелина нёба. Бывают вырождения внутренних органов (особенно часто - сердечный порок), повреждения конечностей, половых органов. Новорождённый может быть маленького веса, с признаками врождённой гипотрофии. Из-за алкогольного синдрома возникают нарушения психики. Их увеличивает и постоянное травмирование психики ребёнка в семьях алкоголиков. Иногда повреждения психики и интеллекта наблюдается уже в раннем детстве, но чаще всего они выявляются, когда дети начинают учиться. Такой ребёнок слаб в учении, агрессивен.

Через плаценту в воды, окружающие плод, попадают не только алкоголь, но и продукты его разложения, в частности - альдегид уксуса, который в десятикратном размере опаснее самого алкоголя. Постоянное употребление матерью 75-80 г водки, коньяка или 120-150 г более слабых алкогольных напитков (среди них и пива) может вызвать алкогольный синдром плода.

Ребенок, рождённый от родителей-алкоголиков, наследует слабую нервную систему и некоторые особенности обмена веществ, что в будущем выражается склонностью к алкоголю. Чтобы родился здоровый ребёнок, родителям необходимо не употреблять алкоголь хотя бы в течение двух месяцев до зачатия.

Курение матери приводит к отравлению плода никотином. Никотин остаётся в плаценте и околоплодных водах, поэтому отрицательное воздействие на плод - долговременное.

Курение женщин повышает патологию беременности, опасность преждевременных родов, травматизма при родах, повышает смертность новорождённых. Дети рождаются меньше весом, со слабой нервной системой.

Химизированная среда оказывает скрытое негативное воздействие на плод. Дети рождаются без явных признаков нарушений, но уже на первых неделях могут выявиться признаки таких болезней, как менингит, энцефалит и т.д. Отрицательное воздействие химии может проявиться различными болезнями и в старшем возрасте ребёнка.

Беременной женщине не следует работать на химическом заводе, в цехе гальваники, на складе химикатов, цехах радио- и телепроизводства, а также там, где осуществляются паяльные работы, во время которых выделяются вредные пары свинца.

3.3. Биологические факторы

У беременной женщины токсоплазма через плаценту попадает в плод, по его кровеносной системе проникает в мозг и там размножается. На рентгеновских снимках колонии токсоплазмы видны в виде белых пятен. Заболевание вызывает тяжёлые нарушения головного мозга, зрения. Последствием его часто бывает олигофрения.

Примерами вирусных инфекций являются краснуха, грипп, сифилис, инфекционный гепатит (воспаление печени), корь, паратит (свинка), ветрянка, полиомиелит, цитомегалия. Последней, в частности, заражаются до 30% новорождённых - во время родов или через материнское молоко. Младенец после перенесённой матерью цитомегалии рождается с врождённым пороком сердца, аномалиями пищеварительного тракта, мышц, костей.

Опаснейшая болезнь - краснуха. Если мать заражается ею во время первых трёх месяцев беременности, плод может погибнуть. Или родиться глухим, с врождённым пороком сердца, врождённой краснухой, врождённой слепотой, катарактой.

Вирусные инфекции сильно повреждают эмбрион, поскольку у него ещё нет никаких защитных механизмов. Болезни, перенесённые матерью на последних месяцах беременности, менее опасны и нередко вовсе не вызывают нарушений в развитии плода.

Действие вирусной инфекции зависит от того, пропускает ли плацента тот или другой вид бактерий. Хорошо известен парадоксальный факт, что такая тяжёлая болезнь, как туберкулёз, во время беременности вредит плоду только из-за общего плохого состояния матери: высокой температуры, нарушений работы сердца, дыхания. Плацента не пропускает палочку Коха, поэтому туберкулёзной инфекцией плод заражается очень редко.

Диабет матери или дисфункция её щитовидной железы приводят к нарушениям развития интеллекта ребёнка. При болезнях сердца и кровеносных сосудов, почек и печени организму матери, а значит и плоду, не хватает кислорода. Ребёнок может родиться с врождённой сердечной недостаточностью.

Резус-конфликт. Резус-фактор - антиген эритроцитов. Его имеют около 85% людей. Этот фактор наследуется как доминирующий признак, не изменяющийся в течение всей жизни. У людей, имеющих резус-фактор, кровь считается резус-положительной (Rh+), не имеющих - резус-отрицательной (Rh-). Когда резус-факторы у родителей различны (материнский Rh-, а отцовский Rh+), плод может унаследовать резус-фактор отца. Тогда во время родов, при отделении плаценты, попавшие в кровь матери эритроциты действуют как антиген и раздражают материнский организм. Во время следующей беременности даже небольшое количество эритроцитов плода, попавшее в материнский организм, вызывает появление антител. Антитела через плаценту могут попасть в организм плода и вызвать разложение эритроцитов. Развиваете» так называемый резус-конфликт, из-за чего плод может родиться преждевременно или погибнуть. Иногда такой новорождённый появляется на свет с геяолизной - болезнью новорождённых. Как следствие, начинается малокровие, нарушается кровообращение, обмен веществ, появляется кислородная недостаточность. Поэтому женщине, не имеющей резус-фактора, опасно прерывать беременность, особенно первую.

Каждый человек обязан знать не только свою группу крови, но и то, какой у него Rh-фактор. Когда не совпадают резус-факторы у мужа и жены (Rh-), рекомендуется иметь только одного ребёнка (иначе трудно избежать осложнений).

Причиной нарушений развития ребёнка могут быть ранее перенесённые матерью аборты. Во время этой операции в матку может попасть инфекция, которая своеобразно «дремлет» до начала следующей беременности.

Последствиями абортов могут быть бесплодие, внематочная беременность, выкидыш, рождение слабых, больных детей. Особенно частым следствием абортов являются преждевременные роды. Смертность таких новорождённых во много раз превышает смертность выношенных детей. Недоношенные дети часто страдают воспалениями лёгких. Из-за неполноценного развития печени у них развиваются тяжёлые формы желтухи, неправильно формируется микрофлора кишечника, появляются нарушения тонуса мышц и центральной нервной системы. У них встречаются повреждения и нарушения кровообращения головного мозга. Почти у 70% таких детей случается кровоизлияние в мозг.

К биологическим причинам нарушений внутриутробного развития ребёнка можно отнести также неполноценное питание матери (недоедание, голодание, диеты), когда организм не получает витаминов, белков и других веществ в достаточном количестве.

Список литературы

1. Банис В. Причина болезни - наследственность. Вильнюс: Наука, 1977.

2. Витаутас Г. Причины нарушенийв раннем развитии детей / Социальная педагогика. – 2004 - №4 – С.50-54

3. Известия Академии педагогических наук. Вып. 6. Образование как фактор государственной безопасности. М.; Воронеж, 2002.

4. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992.

5. Медицинская энциклопедия. Вильнюс: Изд-во науки и энциклопедий, 1990. Т.1.

6. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. – М., 1999.


Банис В. Причина болезни - наследственность. Вильнюс: Наука, 1977.

Медицинская энциклопедия. Вильнюс: Изд-во науки и энциклопедий, 1990. Т.1.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные причины нарушения сердечнососудистой системы. Нарушения сердечного автоматизма и проводимости, атриовентрикулярные блокады. Синдромы предвозбуждения желудочков. Нарушения возбудимости и сократимости миокарда, пароксизмальная тахикардия.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Онтогенез и его стадии. Периоды внутриутробного развития. Наиболее частые причины (заболевания) смерти плода и новорожденного. Патогенез внутриутробной асфиксии. Причины родовой травмы. Гиповентиляция легочной ткани. Родовые повреждения головного мозга.

    презентация , добавлен 26.11.2014

    Наследственные нарушения метаболизма: биохимическая классификация. Органические ацидурии и аминоацидопатии. Митохондриальные и пероксисомные заболевания, нарушения В-окисления жирных кислот. Лизосомные болезни накопления, нарушения гликозилирования.

    презентация , добавлен 24.12.2015

    Структурно–функциональные нарушения и компенсаторно–приспособительные реакции организма при гипоксии. Механизмы развития заболевания. Причины возникновения кислородного и энергетического голодания всего организма, нарушения дыхания и кровообращения.

    презентация , добавлен 02.02.2016

    Функциональные нарушения дыхания. Эпидемиология, причины развития гипервентиляционного синдрома. Патогенез, клинические проявления. Дыхательные нарушения, диагностика заболевания. Нелекарственные и лекарственные методы, психотерапевтическое лечение.

    презентация , добавлен 16.11.2016

    Определение, классификация и причины развития рахита. Стадии рахита, их патоморфологическая характеристика. Патологические изменения, нарушения энхондрального окостенения. Симптомы поражения нервной системы. Осложнения, возникающие при заболевании.

    презентация , добавлен 18.09.2014

    Частота рождения детей с синдромом Дауна. Синдром Дауна как одна из форм олигофрении, обусловленной аномалией хромосомного набора. Симптоматика и клиника нарушения. Исследование синдрома Дауна. Нейропсихологические данные, нарушения в работе анализаторов.