Земельный налог с организаций поступает. Земельный налог для организаций. Общая характеристика налоговой системы России

1. Краткая характеристика налога

Земельный налог является местным налогом, который устанавливается налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Более подробно можно ознакомиться в гл. 31 налогового Кодекса.

2. Субъект налогообложения (налогоплательщик)

земельный налог ставка льгота налогоплательщик

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388, НК).

3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, при этом есть перечень земель, которые не признаются объектом налогообложения (ст.389, НК).

4. Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390, НК).

Порядок определения налоговой базы - ст. 391, НК. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности - ст. 392, НК. Налоговый период. Отчетный период - ст. 393, НК.

5. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жкк (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

3) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394, НК).

6. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

5) организации народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

7) организации - резиденты особой экономической зоны (ст. 395, НК).

7. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Налогоплательщики - организации, физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, по состоянию на 15 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения представляются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области контроля налогов и сборов.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (ст. 398, НК).

8. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или физических лиц (ИП) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.398 НК.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст. 397, НК). Налоговая декларация - ст. 398, НК.

На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо налогового кодекса РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального значения.

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения самостоятельно в нормативных правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности , а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками и в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

  • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

К = т/п ,

  • т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);
  • п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Объект налогообложения

Объектами обложения земельным налогом служат конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и в собственность или пользование.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

  • изъятые из оборота;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося . Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого , не являющегося , определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговый (отчетный) период

В соответствии со статьей 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0.3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1.5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Среди налогов, которые оплачивают физические и юридические лица, земельный налог является очень значимым. Это довольно обширная юридическая тема, к изучению которой надо подходить предельно внимательно. При соблюдении основных законов и рекомендаций, проблем и разночтений возникать не должно.

Базовые понятия и основные особенности

Налоги на землю относятся к т. н. имущественным сборам. В таком случае налицо факт обладания физическим или юридическим лицом земельным участком.

Главная особенность заключается в том, что земельный налог – это т. н. «местный налог». Вот почему решающая роль в его установлении ложится на органы местной власти, и он оплачивается в местные бюджеты.

Объект налога – земельные участки, находящиеся в конкретном муниципальном образовании или же в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.


Как раньше, так и теперь земля остается наиболее важным источником поступлений в казну. Поэтому сам процесс налогообложения осуществляется сепаратно от других видов налогов на имущество, например, от налога на недвижимость. Не следует их путать.

Важность земельного налога напрямую связана с тем, что участки занимают довольно большие территории даже в границах одного административного образования, и они представляют собой большое количество объектов для налогообложения.

Величина налога

Устанавливают ставки данного налога только местные органы власти. Федеральный уровень (ст. 394 НК РФ) предусматривает максимальные грани, выше которых ставка не может быть поднята. Данные ставки напрямую зависят от типа используемого участка. Их расчет составляет:
  • 0,3% – данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.
  • 1,5% – данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.

При этом следует помнить, что данные ставки на местном уровне могут быть меньше, но больше – никак!


При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т. н. льготные ставки. Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.

Местными властями могут быть установлены и дополнительные правила платы данного налога. Однако они не должны идти вразрез со статьями действующего НК.


Рекомендуем также ознакомиться со статьей: .

Основная законодательная база

Для земельного налога характерно большое количество особенностей и правил, которые регулируют не только ставку, но и порядок оплаты. Основная регуляция заключается в отдельной главе НК РФ, а именно в главе 31. Статьи, которые рассмотрены в этой главе, касаются следующих вопросов:
  • налогоплательщиков;
  • налоговой базы, а также определения ее порядка;
  • различных льгот;
  • объекта, к которому применяется налог;
  • порядка расчета суммы к оплате и авансовых платежей;
  • порядка подготовки и подачи деклараций.
Другие отдельные нормативные акты разрабатываются и утверждаются на уровне отдельных субъектов РФ.

Кто платит

Плательщиков таких сборов можно подразделить на две большие группы:
  • Физические лица. К ним относятся просто частные владельцы земли, а также индивидуальные предприниматели (ИП), которые зарегистрированы согласно действующим правилам.
  • Организации, различные коммерческие структуры, иначе говоря, юридические лица. В данном случае форма собственности не важна.
Основными критериями для установления земельного налога выступают:
  • наличие участка (участков) на правах собственности;
  • на правах пожизненного владения;
  • на правах бессрочного и постоянного использования.
Иные формы владения, к которым относятся аренда и безвозмездное срочное пользование, освобождаются от данного вида налогообложения. В этом случае уплата осуществляется теми лицами, которые фактически владеют тем или иным участком, наделом. К ним относятся арендодатели или непосредственные хозяева.

Когда возможны льготы

Льготы относятся к категории мер поддержки государством определенных категорий населения. На федеральном уровне они рассмотрены в статьях 391 и 395 НК РФ.

Полное освобождение от уплаты земельного налога предоставляется юридическим лицам в случаях:

  • владения ими участками определенного типа: для благотворительных целей, для религиозных целей;
  • земли находятся в границах инновационного центра «Сколково»;
  • если участок расположен в свободной экономической зоне.
К категории физических лиц, которые могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налога, относятся:
  • инвалиды и ветераны ВОВ;
  • герои России или СССР;
  • участники ликвидации аварии на ЧАЭС и др.
Очень часто льготы устанавливают местные органы власти. В этом случае механизм предоставления льгот осуществляется путем расширения уже существующих на общефедеральном уровне или же изобретаются новые формы подобных мер, которые не противоречат действующему законодательству.

На практике это может быть предоставление скидки, иногда даже до 50%. Снижение ставки налога по сравнению с общими условиями. Иногда полное освобождение от уплаты налога конкретным лицам, как правило, это представители многодетных семей, пенсионеры (см. ).

Новинки, вступившие в силу с 2015 года

Главным новшеством для уплаты земельного налога с 1 января 2015 года является то, что изменилась базовая стоимость, используемая при расчете уплаты. Если раньше в расчет бралась инвентаризационная стоимость участка, то теперь используется кадастровая. Конечно, инвентаризационная была намного меньше. Расчеты осуществляются независимыми оценщиками, которые назначаются местной властью.

В отношении участков, которые находятся в собственности ИП – определение базы налогообложения и определение конечной суммы для выплаты стало прерогативой налоговых органов. Предпринимателям нет нужды подавать декларацию, оплату нужно производить по уведомлению, направленному фискальными органами.

Порядок и сроки оплаты

Физлицам уведомление о налоге, его сроках оплаты направляется по месту жительства представителями налоговых органов. Если по каким-то причинам данные в уведомлении ошибочны, нужно написать на специальном бланке заявление в налоговую службу. Такой бланк приходит вместе с уведомлением.

Если указанные данные подтвердились, то придет новое уведомление.

В текущем году для всех субъектов РФ установлен единый срок уплаты налогов на имущество – не позднее 1 декабря 2017 года.

В случае, когда лицо просрочило сроки уплаты, то ему начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. Кроме этого, соответствующими органами работодателю должника может быть послано уведомление о погашении долга за счет зарплаты или иных налогов. В некоторых случаях могут быть применены и дополнительные санкции, например, в виде ограничения выезда за рубеж до полного погашения задолженности.

Форма оплаты

Для того чтобы оплатить земельный налог, можно воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте налоговой службы. Для этого нужно:
  • Заполнить реквизиты налогоплательщика (при безналичной форме обязательно указывается ИНН).
  • Выбрать вид налога, который оплачивается , категорию земельного участка, а также тип и сумму платежа (если нужно заплатить пеню, это нужно также указать).
  • Выбрать способ оплаты . Он может быть наличным или безналичным. При оплате наличными нужно сформировать платежное поручение, затем его распечатать и оплатить в любом банке РФ. При оплате по безналу нужно выбрать одну из кредитных организаций, а после перейти на их сайт и совершить оплату.

При подозрении на задолженность

Развеять или подтвердить свои сомнения по поводу задолженности можно несколькими путями:
  • отправиться в территориальный налоговый орган по месту проживания;
  • воспользоваться специальным личным кабинетом на официальном веб-ресурсе соответствующей службы;
  • воспользоваться сервисом Единого портала госуслуг;
  • если дело должника находится в исполнительном производстве, воспользоваться официальным сайтом судебных приставов.

Если нет уведомления

Отсутствие уведомления не означает, что земельный налог платить не нужно. С 2015 года действует закон, согласно которому налогоплательщики должны самостоятельно сообщать в соответствующие органы об имеющейся у них недвижимости. Это можно сделать и с помощью онлайн-сервиса.

За скрытие такой информации предусмотрен штраф – 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту (объектам), которые гражданин скрыл от фискальных органов.

Уведомление может не дойти до налогоплательщика и по иным причинам, например, если указан неверный адрес проживания. Расчет в этом случае будет произведен за 3 года. Иногда почтовая служба также дает сбой в работе. В этих случаях налогоплательщику надлежит обратиться в почтовое отделение, которое обслуживает его адрес и поинтересоваться о письме.

Возможно ли уменьшение суммы земельного налога

Снижение размера обязательных отчислений в казну возможно только в случае уменьшения кадастровой стоимости земли. Сделать это может не только фактический владелец, но и арендатор.

С этой целью необходимо обратиться в арбитражный суд и предоставить пакет необходимых документов. В этот обязательный пакет входит заявление, а также заключения и отчеты о стоимости самого объекта (земли), а также иных объектов недвижимости на ней (если таковые имеются).

Иной способ – это обращение в специальную комиссию, которая рассматривает споры по поводу кадастровой стоимости земельных участков. При этом нужно помнить, что обращаться надлежит в течение 6 месяцев после определения этой стоимости.

Плановая кадастровая оценка/переоценка земель проводится раз в 5 лет.

Что не облагается налогом

Есть ряд земель, которые вообще не облагаются налогом. К ним относятся:
  • земли, на которых расположены заповедники или объекты культурного наследия;
  • земли, полностью изъятые из оборота;
  • земли в пользовании лесных или водных фондов;
  • земли, необходимые для оборонных и общегосударственных целей, а также для работы таможенных служб.

Неуплата налога

Систематическое уклонение от уплаты земельного налога может иметь очень неприятные последствия для неплательщика. Долг и пени будут только увеличиваться, а заплатить их все же придется. Кроме этого, по соответствующему иску в суд участок может быть изъят, а также наложен арест и на другое имущество должника, исходя из суммы долга. Данные должника при этом вносятся в государственный реестр.

При возникновении различных проблем, связанных с уплатой соответствующего налога, можно обратиться и в специальные службы, которые обеспечивают юридическую помощь и поддержку, как предпринимателям, так и обыкновенным физическим лицам.

Земельный налог относится к местным налогам . Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов му-ниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представи-тельных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок ус-тановления и введения налога действует и в городах федерального значе-ния Москве и Санкт-Петербурге.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муници-пальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК


РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливать-ся налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая уста-новление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица , обладающие земельными участками на праве собственности, праве посто-янного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки , располо-женные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен зе-мельный налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъ-ятые из оборота; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законода-тельством, которые заняты особо ценными объектами культурного насле-дия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопас-ности и таможенных нужд; 4) ограниченные в обороте в соответствии с за-конодательством, в пределах лесного фонда; 5) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государствен-ной собственности водными объектами в составе водного фонда, за ис-ключением земельных участков, занятых обособленными водными объек-тами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения . Кадастровая стои-мость земельного участка определяется в соответствии с земельным зако-нодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участ-ка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являюще-гося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отно-шении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отно-шении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо уста-новлены различные налоговые ставки.



Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основа-нии сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянно-го (бессрочного) пользования. Индивидуальные предприниматели опреде-ляют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном уча-стке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бес-срочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивиду-


альным предпринимателем, определяется налоговыми органами на осно-вании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, орга-нами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в об-щей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплатель-щиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропор-ционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в от-ношении земельных участков, находящихся в общей совместной собствен-ности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными пе-риодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальны-ми предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми акта-ми представительных органов муниципальных образований (законами го-родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сель-скохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйст-венного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйст-венного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженер-ной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключени-ем доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не отно-сящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищно-го строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, са-доводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования зе-мельного участка.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются, в частности:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы
Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для
непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреж-
дения функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государ-ственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизацион-ными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и дру-


гим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создавае-мым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесен-ными к объектам особого назначения;

4) религиозные организации – в отношении принадлежащих им зе-мельных участков, на которых расположены здания, строения и сооруже-ния религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов, среди чле-нов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осущест-вления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отно-шении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг (за исключением брокерских и иных по-среднических услуг); учреждения, единственными собственниками иму-щества которых являются указанные организации инвалидов, – в отноше-нии земельных участков, используемых ими для достижения образова-тельных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям и др.

Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Так, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налого-плательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земель-ного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих катего-рий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) чернобыльцев и приравненных к ним лиц; 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации ава-рий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или став-ших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных


с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космиче-скую технику.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая нало-говой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей само-стоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в пред-принимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющими-ся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нор-мативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового плате-жа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансо-вых платежей.

Если отчетный период определен как квартал, суммы авансовых пла-тежей исчисляются по истечении первого, второго и третьего квартала те-кущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налого-вой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей . Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в по-рядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами горо-дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают аван-совые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представи-тельного органа муниципального образования (законами городов феде-рального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложе-ния. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомле-ния, направленного налоговым органом.

Организации или индивидуальные предприниматели по истечении на-логового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, сле-дующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение на-


логового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за ис-текшим отчетным периодом.